И нам надо этот конструктивизм?

Нынче на Западе и в рядах наиболее продвинутых отечественных e-learning'цев в почете конструктивизм (в смысле подход к обучению), когда учащийся конструирует свои познания сам, решая более или менее практические задачи. Очень даже правильный подход при обучении взрослых.
Поскольку часто приходится слышать, что не всем известно про конструктивизм, в вольном пересказе приведу его важнейшие принципы:

1. Обучение происходит путем участия обучаемого в решении проблем, новое знание «добывается» или «открывается» им, то есть учащийся – активная сторона процесса обучения;
2. знание выводится из опыта, приобретенного при решении новой или аналогичной решенной экспертом (е-курсом) проблемы;
3. учебный материал предоставляется учащемуся как единое целое, а не расчленяется на отдельные автономные модули;
4. обучаемый может сам управлять процессом обучения (е-курсом, в частности), при этом ход (траектория) обучения не обязан быть линейным;
5. аудитории предлагаются не теоретические постулаты и абстракции, а примеры решений конкретных задач в заданных ситуациях, на основе которых обучаемые сами предъявляют свое осмысление, видение вопроса.

Годятся ли эти принципы нашему eL? Или что Западу хорошо, то нашему eL смерть?

Комментарии

animintervent написал(а)…
Владимир, думаю Вы в курсе, откуда вообще взялась конструктивистская педагогика. Она своими истоками уходит в работы Х. фон Ферстера, Ф.Варелы, У.Матураны Г.Бейтсона, Глазерсфельда и т.д. Правда педагогические приложения могут быть гораздо большими, чем это написано у Вас или у создателей Moodl'а. Однако, по моему глубокому убеждению конструктивизм в педагогике очень близок деятельностному подходу в педагогике, особенно в лице школы развивающего обучения Эльконина-Давыдова и Громыко. В этом плане, учебные задания и вообще построение учебных заданий на основе деятельностного подхода (посмотрите хотя бы учебники Громыко для старшеклассников) легко и просто кладутся в формат электронных учебных курсов. Кстати, по-моему тут есть море возможностей для совершеноствования приложений Websoft, направленных на "управление" учебными заданиями.
Протасов Михаил написал(а)…
Конечно годятся!

Все это - вещи, которые относятся к очному обучению в той же степени, что и к дистанционному (как и многое другое из постов в этом блоге). В очном обучении у нас все это (и многое другое, кстати) давно работает и хорошо себя зарекомендовало. Нет никаких причин не использовать это и в eL.

Вообще все хорошее, что у нас есть в очном обучении, нужно хватать и тащить в eL.
Каллиников Павел написал(а)…
По идее - это же курсовой проект / курсовая работа в вузовской терминологии. Если конечно брать лучшую практику, а не ширпотреб.
Владимир Наумов написал(а)…
Не уверен в близости конструктивизма и деятельностного подхода. Хотя спор Пиаже и Выготского можно интерпретировать по-разному.
Эльконин-Давыдов имеют несколько иную аксиоматику, чем конструктивизм. Одни имеют дело с личностными смыслами, другие - с культурными нормами, если я чего не путаю. А СМД - тем более.
И все это можно положить на e-learning, если хватит квалификации сделать это легко и просто. И, особенно, потом отдиагностировать степень обученности.
animintervent написал(а)…
Владимир, конечно между деятельностным подходом и конструктивизмом есть разница. И скорее не в аксиоматике, сколько в предмете. Однако в отношении к способам освоения знания, я полагаю, у них много чего общего. И в частности общее - ориентация на конструирование знания, а не его "усвоение" или заучивание. На это в основном и направлены соответствующие педагогические технологии. И я как раз думаю, что фактор "социальности" знания, который есть в СМД-подходе несколько отсутствует в конструктивизме, но только потому, что базовые положения Витгенштианской философии (о невозможности персональных правил языковых игр) основоположниками конструктивистской педагогики усвоены. А отдиагностировать обученность можно единственным образом - успешным решением профессиональных задач разной степени сложности (а не "правильным" пересказыванием учебников). Достигается это путем симуляции реальных профессиональных задач и рефлексией, рефлексией и еще раз рефлексией.
animintervent написал(а)…
Владимир, конечно между деятельностным подходом и конструктивизмом есть разница. И скорее не в аксиоматике, сколько в предмете. Однако в отношении к способам освоения знания, я полагаю, у них много чего общего. И в частности общее - ориентация на конструирование знания, а не его "усвоение" или заучивание. На это в основном и направлены соответствующие педагогические технологии. И я как раз думаю, что фактор "социальности" знания, который есть в СМД-подходе несколько отсутствует в конструктивизме, но только потому, что базовые положения Витгенштианской философии (о невозможности персональных правил языковых игр) основоположниками конструктивистской педагогики усвоены. А отдиагностировать обученность можно единственным образом - успешным решением профессиональных задач разной степени сложности (а не "правильным" пересказыванием учебников). Достигается это путем симуляции реальных профессиональных задач и рефлексией, рефлексией и еще раз рефлексией.
Анонимный написал(а)…
В нашей стране родился и живет демократический конструктивизм (ДК). ДК реален, нужен на всем постсоветском пространстве. Конструктивизм живший многие лета в капиталистических странах дает положительные результаты. Наша страна не может создать новое общество без конструктивизма. Наши ученые, а особенно методисты и педагоги, бессовестно прячут "глаза", пользуясь методическими находками капиталистов. Читают их работы делают русский перевод конструктивизму в образовании: деятельностный подход, развивающее обучение, системно-деятельностный подход и прочее. При этом несколько приспосабливая идеи конструктивизма к своим переводам. Не стыдно, ребята?!
Да. Нашему обществу нужны сейчас люди с навыками и умениями капиталистов. У нас этого нет. В нас социализм воспитывал другое. Наш коллективизм меняется на коммуникативность. Наше право выбора в самообразовании мы еще не получили. Согласитесь! Мы до сих пор делим школьников, да и всех кто учится на сильных, слабых, средних!!!! А нам это надо?! Нам бы надо понять, что надо предоставлять услуги образовательные, а не дифференцировать школьников выставляя им штампы по своему (иногда недалекому) уразумению. Человек сам (с помощью своих близких) определится как ему стать образованным. Дайте ему возможность ПОДУМАТЬ О СЕБЕ!!! Вот главное достояние конструктивизма. И не надо горе-методистам, горе-педагогам делать перевод с английского на русский!!! Слава богу! Сами умеем переводить уже. Лучше подумайте как в нашей ситуации дать возможность получить образование без получения штампа "умный", "тупой" да так , чтобы учителей не били по МОРДАМ из-за ваших СМД и прочих новшеств!! И так в школах работать некому. А дети и не очень то хотят туда идти!!! Вот чего вы добились.
Анонимный написал(а)…
В нашей стране родился и живет демократический конструктивизм (ДК). ДК реален, нужен на всем постсоветском пространстве. Конструктивизм живший многие лета в капиталистических странах дает положительные результаты. Наша страна не может создать новое общество без конструктивизма. Наши ученые, а особенно методисты и педагоги, бессовестно прячут "глаза", пользуясь методическими находками капиталистов. Читают их работы делают русский перевод конструктивизму в образовании: деятельностный подход, развивающее обучение, системно-деятельностный подход и прочее. При этом несколько приспосабливая идеи конструктивизма к своим переводам. Не стыдно, ребята?!
Да. Нашему обществу нужны сейчас люди с навыками и умениями капиталистов. У нас этого нет. В нас социализм воспитывал другое. Наш коллективизм меняется на коммуникативность. Наше право выбора в самообразовании мы еще не получили. Согласитесь! Мы до сих пор делим школьников, да и всех кто учится на сильных, слабых, средних!!!! А нам это надо?! Нам бы надо понять, что надо предоставлять услуги образовательные, а не дифференцировать школьников выставляя им штампы по своему (иногда недалекому) уразумению. Человек сам (с помощью своих близких) определится как ему стать образованным. Дайте ему возможность ПОДУМАТЬ О СЕБЕ!!! Вот главное достояние конструктивизма. И не надо горе-методистам, горе-педагогам делать перевод с английского на русский!!! Слава богу! Сами умеем переводить уже. Лучше подумайте как в нашей ситуации дать возможность получить образование без получения штампа "умный", "тупой" да так , чтобы учителей не били по МОРДАМ из-за ваших СМД и прочих новшеств!! И так в школах работать некому. А дети и не очень то хотят туда идти!!! Вот чего вы добились.
Анонимный написал(а)…
В нашей стране родился и живет демократический конструктивизм (ДК). ДК реален, нужен на всем постсоветском пространстве. Конструктивизм живший многие лета в капиталистических странах дает положительные результаты. Наша страна не может создать новое общество без конструктивизма. Наши ученые, а особенно методисты и педагоги, бессовестно прячут "глаза", пользуясь методическими находками капиталистов. Читают их работы делают русский перевод конструктивизму в образовании: деятельностный подход, развивающее обучение, системно-деятельностный подход и прочее. При этом несколько приспосабливая идеи конструктивизма к своим переводам. Не стыдно, ребята?!
Да. Нашему обществу нужны сейчас люди с навыками и умениями капиталистов. У нас этого нет. В нас социализм воспитывал другое. Наш коллективизм меняется на коммуникативность. Наше право выбора в самообразовании мы еще не получили. Согласитесь! Мы до сих пор делим школьников, да и всех кто учится на сильных, слабых, средних!!!! А нам это надо?! Нам бы надо понять, что надо предоставлять услуги образовательные, а не дифференцировать школьников выставляя им штампы по своему (иногда недалекому) уразумению. Человек сам (с помощью своих близких) определится как ему стать образованным. Дайте ему возможность ПОДУМАТЬ О СЕБЕ!!! Вот главное достояние конструктивизма. И не надо горе-методистам, горе-педагогам делать перевод с английского на русский!!! Слава богу! Сами умеем переводить уже. Лучше подумайте как в нашей ситуации дать возможность получить образование без получения штампа "умный", "тупой" да так , чтобы учителей не били по МОРДАМ из-за ваших СМД и прочих новшеств!! И так в школах работать некому. А дети и не очень то хотят туда идти!!! Вот чего вы добились.
Всеволод написал(а)…
to animintervent "Владимир, думаю Вы в курсе, откуда вообще взялась конструктивистская педагогика. Она своими истоками уходит в работы Х. фон Ферстера, Ф.Варелы, У.Матураны Г.Бейтсона, Глазерсфельда и т.д."
Все, кого Вы здесь перечислили, кроме, может Бейтсона, яркие представители т.н. РАДИКАЛЬНОГО Консруктивизма. В первую голову Фёрстер и Глазерсфельд. РК и просто К - не одно и то же.
Всеволод написал(а)…
Вообще же, прошу прощения за резкость, но я так понимаю, что вопрос обсуждается здесь не вполне предметно. Чтобы говорить о сходстве / различии различных теорий и концепций обучения, нужно бы подкреплять свои рассуждения ЧУТЬ БОЛЬШИМ числом аргументов :-)
Если же по существу, то фирменной фишкой конструктивизма является задвиг на "конструировании ЗНАНИЙ" при практически полном игнорировании умений и навыков (кроме, разве, познавательных). С аттитюдами (установками) несколько сложнее, но и здесь налицо принятие примата когнитивных конструктов над поведенческими. Очень специфично конструктивистское понимание роли мотивов и эмоций в обучении. И это не случайно - тяга к солипсизму, пусть и в закамуфлированном виде, даже у НЕрадикальных конструктивистов, торчит, откуда не посмотри.
Я бы с известной осторожностью подбирал портки, чтоб бежать внедрять конструктивистские наработки в школе. Советовал бы некоторым резвым товарищам поучить прежде матчасть...
Всеволод написал(а)…
Идиосинкразия конструктивистов к самому понятию "поведение" тоже вполне понятна - конструктивизм многие годы жил тем, что наубой "испивал кровь" бихевиоризма. Нынешний же взлет популярности конструктивистских подходов к образованию на Западе после окончательного краха бихевиористской педагогики - естественная физическая реакция по заполнению вакуума хоть чем.
Анонимный написал(а)…
II Международная заочная научно-практическая конференция
"Конструктивное обучение в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения"

Организаторы:
- ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Куйбышевский филиал, г. Куйбышев, Россия
- Школа «Интеллект» г. Баку, Азербайджан
- Донецкий национальный университет, г. Донецк, Украина
- Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Казахстан
- Университет Анкары́, г. Трабзон, Турция
- Гиссенская школа им. Братьев Гримм, г. Гиссен, Германия
Управление образования администрации Барабинского района : МБОУ СОШ №3 Барабинского района Новосибирской области, Россия
- Управление образования администрации Куйбышевского района, Россия

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНФЕРЕНЦИИ
Приглашаем Вас принять участие во II Международной очно-заочной научно-практической конференции «Конструктивное обучение в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения», которая состоится с 15 по 20 ноября 2014 г.

СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ ПЛАНИРУЕТСЯ ОПУБЛИКОВАТЬ В ИЮНЕ 2014 г.
ПРОСЬБА ВЫСЛАТЬ СТАТЬИ ДО 10 июня 2014 года.


Материалы статей принимаются до 10 июня 2014 года по электронной почте: giahp@mail.ru; справки по тел. тел. 8(38362) 63489; 89658212809 и по адресу: Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Молодежная, дом 7, научный отдел КФ НГПУ, оргкомитет конференции (проф. Шаталовой Наталье Петровне)
Анонимный написал(а)…
Присылайте статьи. Поговорим!

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?