Websoft

воскресенье, ноября 22, 2009

И нам надо этот конструктивизм?

Нынче на Западе и в рядах наиболее продвинутых отечественных e-learning'цев в почете конструктивизм (в смысле подход к обучению), когда учащийся конструирует свои познания сам, решая более или менее практические задачи. Очень даже правильный подход при обучении взрослых.
Поскольку часто приходится слышать, что не всем известно про конструктивизм, в вольном пересказе приведу его важнейшие принципы:

1. Обучение происходит путем участия обучаемого в решении проблем, новое знание «добывается» или «открывается» им, то есть учащийся – активная сторона процесса обучения;
2. знание выводится из опыта, приобретенного при решении новой или аналогичной решенной экспертом (е-курсом) проблемы;
3. учебный материал предоставляется учащемуся как единое целое, а не расчленяется на отдельные автономные модули;
4. обучаемый может сам управлять процессом обучения (е-курсом, в частности), при этом ход (траектория) обучения не обязан быть линейным;
5. аудитории предлагаются не теоретические постулаты и абстракции, а примеры решений конкретных задач в заданных ситуациях, на основе которых обучаемые сами предъявляют свое осмысление, видение вопроса.

Годятся ли эти принципы нашему eL? Или что Западу хорошо, то нашему eL смерть?

14 комментариев:

animintervent комментирует...

Владимир, думаю Вы в курсе, откуда вообще взялась конструктивистская педагогика. Она своими истоками уходит в работы Х. фон Ферстера, Ф.Варелы, У.Матураны Г.Бейтсона, Глазерсфельда и т.д. Правда педагогические приложения могут быть гораздо большими, чем это написано у Вас или у создателей Moodl'а. Однако, по моему глубокому убеждению конструктивизм в педагогике очень близок деятельностному подходу в педагогике, особенно в лице школы развивающего обучения Эльконина-Давыдова и Громыко. В этом плане, учебные задания и вообще построение учебных заданий на основе деятельностного подхода (посмотрите хотя бы учебники Громыко для старшеклассников) легко и просто кладутся в формат электронных учебных курсов. Кстати, по-моему тут есть море возможностей для совершеноствования приложений Websoft, направленных на "управление" учебными заданиями.

Протасов Михаил комментирует...

Конечно годятся!

Все это - вещи, которые относятся к очному обучению в той же степени, что и к дистанционному (как и многое другое из постов в этом блоге). В очном обучении у нас все это (и многое другое, кстати) давно работает и хорошо себя зарекомендовало. Нет никаких причин не использовать это и в eL.

Вообще все хорошее, что у нас есть в очном обучении, нужно хватать и тащить в eL.

Каллиников Павел комментирует...

По идее - это же курсовой проект / курсовая работа в вузовской терминологии. Если конечно брать лучшую практику, а не ширпотреб.

Владимир Наумов комментирует...

Не уверен в близости конструктивизма и деятельностного подхода. Хотя спор Пиаже и Выготского можно интерпретировать по-разному.
Эльконин-Давыдов имеют несколько иную аксиоматику, чем конструктивизм. Одни имеют дело с личностными смыслами, другие - с культурными нормами, если я чего не путаю. А СМД - тем более.
И все это можно положить на e-learning, если хватит квалификации сделать это легко и просто. И, особенно, потом отдиагностировать степень обученности.

animintervent комментирует...

Владимир, конечно между деятельностным подходом и конструктивизмом есть разница. И скорее не в аксиоматике, сколько в предмете. Однако в отношении к способам освоения знания, я полагаю, у них много чего общего. И в частности общее - ориентация на конструирование знания, а не его "усвоение" или заучивание. На это в основном и направлены соответствующие педагогические технологии. И я как раз думаю, что фактор "социальности" знания, который есть в СМД-подходе несколько отсутствует в конструктивизме, но только потому, что базовые положения Витгенштианской философии (о невозможности персональных правил языковых игр) основоположниками конструктивистской педагогики усвоены. А отдиагностировать обученность можно единственным образом - успешным решением профессиональных задач разной степени сложности (а не "правильным" пересказыванием учебников). Достигается это путем симуляции реальных профессиональных задач и рефлексией, рефлексией и еще раз рефлексией.

animintervent комментирует...

Владимир, конечно между деятельностным подходом и конструктивизмом есть разница. И скорее не в аксиоматике, сколько в предмете. Однако в отношении к способам освоения знания, я полагаю, у них много чего общего. И в частности общее - ориентация на конструирование знания, а не его "усвоение" или заучивание. На это в основном и направлены соответствующие педагогические технологии. И я как раз думаю, что фактор "социальности" знания, который есть в СМД-подходе несколько отсутствует в конструктивизме, но только потому, что базовые положения Витгенштианской философии (о невозможности персональных правил языковых игр) основоположниками конструктивистской педагогики усвоены. А отдиагностировать обученность можно единственным образом - успешным решением профессиональных задач разной степени сложности (а не "правильным" пересказыванием учебников). Достигается это путем симуляции реальных профессиональных задач и рефлексией, рефлексией и еще раз рефлексией.

Анонимный комментирует...

В нашей стране родился и живет демократический конструктивизм (ДК). ДК реален, нужен на всем постсоветском пространстве. Конструктивизм живший многие лета в капиталистических странах дает положительные результаты. Наша страна не может создать новое общество без конструктивизма. Наши ученые, а особенно методисты и педагоги, бессовестно прячут "глаза", пользуясь методическими находками капиталистов. Читают их работы делают русский перевод конструктивизму в образовании: деятельностный подход, развивающее обучение, системно-деятельностный подход и прочее. При этом несколько приспосабливая идеи конструктивизма к своим переводам. Не стыдно, ребята?!
Да. Нашему обществу нужны сейчас люди с навыками и умениями капиталистов. У нас этого нет. В нас социализм воспитывал другое. Наш коллективизм меняется на коммуникативность. Наше право выбора в самообразовании мы еще не получили. Согласитесь! Мы до сих пор делим школьников, да и всех кто учится на сильных, слабых, средних!!!! А нам это надо?! Нам бы надо понять, что надо предоставлять услуги образовательные, а не дифференцировать школьников выставляя им штампы по своему (иногда недалекому) уразумению. Человек сам (с помощью своих близких) определится как ему стать образованным. Дайте ему возможность ПОДУМАТЬ О СЕБЕ!!! Вот главное достояние конструктивизма. И не надо горе-методистам, горе-педагогам делать перевод с английского на русский!!! Слава богу! Сами умеем переводить уже. Лучше подумайте как в нашей ситуации дать возможность получить образование без получения штампа "умный", "тупой" да так , чтобы учителей не били по МОРДАМ из-за ваших СМД и прочих новшеств!! И так в школах работать некому. А дети и не очень то хотят туда идти!!! Вот чего вы добились.

Анонимный комментирует...

В нашей стране родился и живет демократический конструктивизм (ДК). ДК реален, нужен на всем постсоветском пространстве. Конструктивизм живший многие лета в капиталистических странах дает положительные результаты. Наша страна не может создать новое общество без конструктивизма. Наши ученые, а особенно методисты и педагоги, бессовестно прячут "глаза", пользуясь методическими находками капиталистов. Читают их работы делают русский перевод конструктивизму в образовании: деятельностный подход, развивающее обучение, системно-деятельностный подход и прочее. При этом несколько приспосабливая идеи конструктивизма к своим переводам. Не стыдно, ребята?!
Да. Нашему обществу нужны сейчас люди с навыками и умениями капиталистов. У нас этого нет. В нас социализм воспитывал другое. Наш коллективизм меняется на коммуникативность. Наше право выбора в самообразовании мы еще не получили. Согласитесь! Мы до сих пор делим школьников, да и всех кто учится на сильных, слабых, средних!!!! А нам это надо?! Нам бы надо понять, что надо предоставлять услуги образовательные, а не дифференцировать школьников выставляя им штампы по своему (иногда недалекому) уразумению. Человек сам (с помощью своих близких) определится как ему стать образованным. Дайте ему возможность ПОДУМАТЬ О СЕБЕ!!! Вот главное достояние конструктивизма. И не надо горе-методистам, горе-педагогам делать перевод с английского на русский!!! Слава богу! Сами умеем переводить уже. Лучше подумайте как в нашей ситуации дать возможность получить образование без получения штампа "умный", "тупой" да так , чтобы учителей не били по МОРДАМ из-за ваших СМД и прочих новшеств!! И так в школах работать некому. А дети и не очень то хотят туда идти!!! Вот чего вы добились.

Анонимный комментирует...

В нашей стране родился и живет демократический конструктивизм (ДК). ДК реален, нужен на всем постсоветском пространстве. Конструктивизм живший многие лета в капиталистических странах дает положительные результаты. Наша страна не может создать новое общество без конструктивизма. Наши ученые, а особенно методисты и педагоги, бессовестно прячут "глаза", пользуясь методическими находками капиталистов. Читают их работы делают русский перевод конструктивизму в образовании: деятельностный подход, развивающее обучение, системно-деятельностный подход и прочее. При этом несколько приспосабливая идеи конструктивизма к своим переводам. Не стыдно, ребята?!
Да. Нашему обществу нужны сейчас люди с навыками и умениями капиталистов. У нас этого нет. В нас социализм воспитывал другое. Наш коллективизм меняется на коммуникативность. Наше право выбора в самообразовании мы еще не получили. Согласитесь! Мы до сих пор делим школьников, да и всех кто учится на сильных, слабых, средних!!!! А нам это надо?! Нам бы надо понять, что надо предоставлять услуги образовательные, а не дифференцировать школьников выставляя им штампы по своему (иногда недалекому) уразумению. Человек сам (с помощью своих близких) определится как ему стать образованным. Дайте ему возможность ПОДУМАТЬ О СЕБЕ!!! Вот главное достояние конструктивизма. И не надо горе-методистам, горе-педагогам делать перевод с английского на русский!!! Слава богу! Сами умеем переводить уже. Лучше подумайте как в нашей ситуации дать возможность получить образование без получения штампа "умный", "тупой" да так , чтобы учителей не били по МОРДАМ из-за ваших СМД и прочих новшеств!! И так в школах работать некому. А дети и не очень то хотят туда идти!!! Вот чего вы добились.

Всеволод комментирует...

to animintervent "Владимир, думаю Вы в курсе, откуда вообще взялась конструктивистская педагогика. Она своими истоками уходит в работы Х. фон Ферстера, Ф.Варелы, У.Матураны Г.Бейтсона, Глазерсфельда и т.д."
Все, кого Вы здесь перечислили, кроме, может Бейтсона, яркие представители т.н. РАДИКАЛЬНОГО Консруктивизма. В первую голову Фёрстер и Глазерсфельд. РК и просто К - не одно и то же.

Всеволод комментирует...

Вообще же, прошу прощения за резкость, но я так понимаю, что вопрос обсуждается здесь не вполне предметно. Чтобы говорить о сходстве / различии различных теорий и концепций обучения, нужно бы подкреплять свои рассуждения ЧУТЬ БОЛЬШИМ числом аргументов :-)
Если же по существу, то фирменной фишкой конструктивизма является задвиг на "конструировании ЗНАНИЙ" при практически полном игнорировании умений и навыков (кроме, разве, познавательных). С аттитюдами (установками) несколько сложнее, но и здесь налицо принятие примата когнитивных конструктов над поведенческими. Очень специфично конструктивистское понимание роли мотивов и эмоций в обучении. И это не случайно - тяга к солипсизму, пусть и в закамуфлированном виде, даже у НЕрадикальных конструктивистов, торчит, откуда не посмотри.
Я бы с известной осторожностью подбирал портки, чтоб бежать внедрять конструктивистские наработки в школе. Советовал бы некоторым резвым товарищам поучить прежде матчасть...

Всеволод комментирует...

Идиосинкразия конструктивистов к самому понятию "поведение" тоже вполне понятна - конструктивизм многие годы жил тем, что наубой "испивал кровь" бихевиоризма. Нынешний же взлет популярности конструктивистских подходов к образованию на Западе после окончательного краха бихевиористской педагогики - естественная физическая реакция по заполнению вакуума хоть чем.

Анонимный комментирует...

II Международная заочная научно-практическая конференция
"Конструктивное обучение в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения"

Организаторы:
- ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Куйбышевский филиал, г. Куйбышев, Россия
- Школа «Интеллект» г. Баку, Азербайджан
- Донецкий национальный университет, г. Донецк, Украина
- Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Казахстан
- Университет Анкары́, г. Трабзон, Турция
- Гиссенская школа им. Братьев Гримм, г. Гиссен, Германия
Управление образования администрации Барабинского района : МБОУ СОШ №3 Барабинского района Новосибирской области, Россия
- Управление образования администрации Куйбышевского района, Россия

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНФЕРЕНЦИИ
Приглашаем Вас принять участие во II Международной очно-заочной научно-практической конференции «Конструктивное обучение в образовательной системе «школа-вуз»: проблемы и решения», которая состоится с 15 по 20 ноября 2014 г.

СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ ПЛАНИРУЕТСЯ ОПУБЛИКОВАТЬ В ИЮНЕ 2014 г.
ПРОСЬБА ВЫСЛАТЬ СТАТЬИ ДО 10 июня 2014 года.


Материалы статей принимаются до 10 июня 2014 года по электронной почте: giahp@mail.ru; справки по тел. тел. 8(38362) 63489; 89658212809 и по адресу: Новосибирская область, г. Куйбышев, ул. Молодежная, дом 7, научный отдел КФ НГПУ, оргкомитет конференции (проф. Шаталовой Наталье Петровне)

Анонимный комментирует...

Присылайте статьи. Поговорим!