Критерии успешности e-learning и виды управления в обучении

Реакция на пост "Критерии успешности e-learning проекта"

Позволю себе предположить, что «оптом» решить проблему конкурсного сравнения успешности (здесь = эффективности) не только корпоративных е-L проектов, но и даже одной отдельно взятой учебном программы, едва ли удастся.
Во-первых, потому что слишком много там переплетено процессов, слишком много субъектов (заказчик - менеджемент разного уровня; HR-служба, учебный центр (а в нем, руководитель, авторы, тренеры и др.); сами обучаемые, - цели каждого из которых разнятся. Процесс сразу идет по нескольким целям, у каждой – свой менеджмент, пусть и меленький порой, да свой. Лишь сбалансировав процессы и оценки деятельности каждого из ее субъектов, причастных к еL, научившись их коррелировать, мы можем претендовать на объективность данных применительно к конкретному проекту eL. Однако и здесь затруднение: у разных компаний здесь могут быть (и есть) свои приоритеты и их комбинации.
Во-вторых, поскольку ROI в этой сфере нашего eL измерить проще, ИМХО, для успокоения себя или вышестоящих товарищей, чем объективно. Да и в массе своей масштаб наших eL проектов, таков, что ROIить экономически целесообразно, да и кадров нет или почти нет.
В-третьих, взглянем на практику. Десятки удачных с точки зрения преподавания и учения курсов лежат невостребованными или доступ к ним конечных пользователей организован (цитирую одного уважаемого человека) по принципу «когда у них получится». Десятки более чем посредственных, мягко выражаясь, с точки зрения учения и преподавания е-курсов тысячи людей «проходят» из-под палки (к вопросу о мотивации в e-learning :). А на каком-нибудь конкурсе эти курсы или целые ДО проекты очень даже часто конкурируют с результатами труда тех, кто работает более ответственно и грамотно.
В-четвертых, разные сошедшиеся в деле eL управленческие и процедурные вещи: финансовые показатели (финменеджмент); охват персонала обучением (HRM), технологии обучения и его организации (преподавание) и степень обученности людей (учение) мы пока не научились коррелировать. Успех в одной из сфер управления обучением (см. об этом) напрямую может быть никак не связан со степенью (не)успешности в другом (Здесь ого-го такие комбинации встречаются.) А если и связаны, то мы не всегда знаем и/или понимаем, как.

Отчасти соглашусь с Юрием Духничем, что вопрос конкурсного сравнения корпоративных проектов eL можно решить через «функциональные номинации». Рассмотрение их автономно, конечно, также небесполезно и поучительно, да в целом проблему сравнения (а, значит, целостного осмысления) эффективности таких проектов не решит. Здесь, думается, нужно найти некоторую процедуру (процесс) в которой(ом) в интегрированной форме преломлялись бы и сходились те разрозненные вещи, которых мы пока не можем объединить.
И здесь, думается, действительно хорош предлагаемых Алексеем конкурс кейсов/эссе. И сделать его можно, ИМХО, довольно структурированным, если это будет конкурс на тему «Организация и осуществление eL» с указанием шагов.
Примерно таких: 1. Осознание потребности в обучении. 2. Формулировка запроса на проект/обучение. 3. Выявление причин проекта/обучения (т.е. причин недостаточной производительности персонала). 4. Изучение потребностей в обучении всех заинтересованных в ней сторон. 5. Проверка на целесообразность (и возможность) обучения. 6. Изучение целевой аудитории. 7…
Завершающими пунктами в этом списке, видимо, может быть следующее:
• Организация учебной деятельности персонала;
• Организация применения изученного;
• Закрепление и развитие постобразовательных эффектов.

В сочетании с количественными показателями (число курсов, обученных, степени обученности, авторов, разработчиков, eL-менеджеров, денежных и качественных результатов и др.) описание организации обучения в компаниях будет проходить по единому логическому основанию (критериям) и может оказаться довольно объективным.

P.S. Многое об организации и осуществлении процесса еL в компаниях можно почерпнуть здесь.

Комментарии

Каллиников Павел написал(а)…
Да, да, идея номинаций тоже хороша.
Только хватит ли на все номинации призов :)

Ну, и сразу встает вопрос - какие номинации и сколько их должно быть?

М.б. попытаемся совместно разработать такую системму номинаций?
Владимир Наумов написал(а)…
Собственно, предложил 2 номинации:
1. Организация eL (как процесс его создания),
2. Осуществление/функционирование eL (как процесс его проведения).

В обе эти номинации будет втянуто масса вещей. И их можно будет, в общем-то (со)измерять и сравнивать, несмотря на всякую специфику, коль оценивается процесс.

С вузами сложнее. Они, ИМХО, еще не определились, что делают. Дают (академическое) образование или готовят кадры для народного хозяйства (т.е. для бизнеса того же). А это - чуток :) разнцые задачи и разные процессы.
Каллиников Павел написал(а)…
Владимир, думаю эти номинации достаточно абстрактны и их количество мало, чтобы охватить все вопросы e-learning.
C другой стороны, если пытаться охватить все, то номинаций будет больше, чем у Оскара. Хорошо ли это...
Я только по разработке e-курсов десяток номинаций могу предложить:

1) За лучший электронный курс
2) За лучший малобюджетный электронный курс
3) За лучшую библиотеку e-курсов
4) За лучший дизайн курса
5) За лучший курс в разряде юзабилити
6) За лучший сценарий и структуру курса
7) За лучшую концепцию подачи электронного контента
8) За лучший мультимедиа-курс
9) За лучший игровой курс
10) За лучший инновационный курс
...
Владимир Наумов написал(а)…
Павел,
дополню (=заменю) ваши номинации двумя:
1. Лучшая реализация процесс е-learning.
2. Лучший проект создания системы eL
Владимир Наумов написал(а)…
ИМХО, все Ваши номинации по умолчанию попадут во мной предложенные и исключат, надеюсь, возможность профанации

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?