Websoft

понедельник, декабря 07, 2009

«Медиум» между вендорами и конечными потребителями

Опыт взаимодействия с заказчиками (потенциальными и реальными) интуитивно подсказывает, что в пространстве между ними и вендорами существуют незаполненные (незамещенные) связи. Как правило, работа вендоров (прежде всего, разработчиков курсов) сейчас заканчивается после того, как продукт продан, в лучшем случае - внедрен и настроен. Поддержка носит скорее сугубо технический, чем педагогический характер.

В огромном числе наблюдаемых внедрений ДО и/или курсов конечный пользователь: будь-то компания, учреждение или учебное заведение - сталкивается с новой реальностью, освоить которую оптимально не всегда в силах. Нужно либо ломать традицию, либо пригибать новшества до дозволенной планки. Хоть wiki внедряйте, хоть системы автоматизированного извлечения неявных знаний – их возможности не будут востребованы, если компания не поддержит организационно их внедрения изменениями в учебном и бизнес-процессах.

- На сколько процентов используется потенциал инфраструктуры CДО? Сервисы Web 2.0?
– Насколько можем \велено\, так и используем.


Выход видится в следующем: в идеале либо заказчик софта под СДО вырабатывает грамотно и системно описанную технологию учебного процесса на базе развернутого ПО, либо LMS и курсы. Web 2.0. ресурсы поступают к потребителю уже с готовым технологическим описанием организации и осуществления обучения.
Дефицит кадров вообще и подготовленных, в особенности, в большинстве наших корпоративных университетов (и просто университетов) делает более жизнеспособным, ИМХО, второй вариант (хоть это не тотальное правило).

СДО, курсы, Web 2.0. – просто инструменты.
Как бы ни был хорош отдельный е-курс или вся их библиотека, сама LMS или соцсеть, при неумелой организации системы обучения в целом эффект от них будет ниже желаемого, а то они и на полку лягут.
(Кто считал, сколько купленных LMS не запущено, муддлов – поматрошено и брошено, е-курсов – не востребовано, соцсетой и блогов – затухло - поделитесь данными).

Сложность процессов образования такова, что требует, похоже, более продуманных усилий и программ реализации. Что-то подсказывает, что период знакомства и пилотов, проб и ошибок в eL завершается, что что-то новое идет ему на смену.

Во избежание издержек и разочарований, ИМХО, заказчики и потребители начнут искать посредника – Медиума – которого впрочем, еще нужно вырастить и сделать легитимным и авторитетными. Займет это, видимо, не один день.

Не знаю, как будет этот Медиум выглядеть. В общих чертах, представляется, что ему должно быть «вменено в обязанности» систематическое проектирования и прописывание всех многочисленных подпроцессов (см. "Виды управления в е-learning ...") обучения вообще, и их кастомизация в частности. А также создание образцов реализации ДО (системных), на которые можно равняться и/или от которых отталкиваться. При конкретных внедрениях, использовании и модернизации и ... просто продажах :)

2 комментария:

Сергей Снегирёв комментирует...

Вот мы - примерно такой "медиум", хотя всё время приходится и курсы готовить.

Владимир Наумов комментирует...

Сергей, в пределе и в норме именно такие "медиумы" и должны готовить курсы :).

Боюсь, однако, что в вашем случае имеют место большие кросс-культурные отличия ОТ нашенской ситуации, к тому же. Или я не прав?