Сообщения

Сообщения за Январь, 2009

Рубрика: альтернативные подходы к обучению :)

Изображение
Женский мозг, 900 штук, сделано в Китае.

«Электронный ватман» для инструктирования и обучения?

Изображение
Японские товарищи начали испытания электронной бумаги, размещая плакаты, сделанные из нее, прямо на улице (на автобусной остановке) и деловых помещениях.

На этих плакатах демонстрируются, по инициативе МВД Японии, инструкции по поведению прохожих, как я понял, на случай поведения при стихийных бедствиях и катастрофах. Размеры бОльшего устройства в метрах - 3,2*1.


Предполагаю, что такие плакаты можно будет размещать и с успехом использовать в цехах и офисах и демонстрировать производственные инструкции и правила по технике безопасности, те же checklist’ы, о которых писал Алексей, и много чего еще.
Не менее полезны они будут и в рекламном деле, а также для инструктирования и «монологического» обучения клиентов, информированиях их о товарах и услугах.

Источники:
по-русски
по-английски

Color designer online

Изображение
Часто бывает нужно узнать RGB код цвета (вроде #7100AA) для форматирования html страницы, а специальных инструментов под рукой нет. Нашел сайт, который позволяет сделать это online не имея под рукой ничего, кроме браузера - http://colorschemedesigner.com/

Билайн - инсайдерская информация

Изображение
Коллеги из Билайн Университет (мой особый респект Тимуру Ермакову) продолжают делиться с общественностью итогами свой деятельности в области e-learning. Мы неоднократно уже здесь обсуждали тему "внутренняя vs внешняя разработка курсов". Билайн давно и активно заказывает курсы у внешних разработчиков, а также создает курсы силами своих тренеров. Для внутренней разработки используется Courselab.

Коллеги подвели итоги 2008 года и посчитали финансовую эффективность разработки своими силами. Всего было разработано 17 курсов (в основном продуктовые курсы, курсы по ИТ и телекоммуникациям). В табличке приведено сравнение затрат при собственной разработки и аутсорсинге. Стоимость внешней разработки была получена усреднением коммерческих предложений на разработку, полученных от нескольких компаний.

Графа амортизация - это все затраты на проект деленные на 5 условных года работы данного проекта в компании, что справедливо при условии, что курс без переделок проработает 5 лет. Я бы лично …

Обучающая 3-d игра

Изображение
Хотите попробовать в действии интерактивную 3d обучающую программу? Попробуйте пройти курс по правильной организации блок-поста для британской армии в Ираке (если не испытываете к этому идеологического предубеждения). Для просмотра на компьютере нужен Shockwave Player. Сделано очень неплохо. Чтобы посмотреть идите сюда и жмите на ссылку Mod Checkpoint Demo. Создатели этого курса также продают (неизвестно за сколько, ну думаю, что очень дорого) инструмент для создания таких 3d приложений.



Обучающий скринсейвер

Piss-Learning

Изображение
Уберите от экранов маленьких детей, беременных женщин и блюстителей нравственности. Самое неординарное применение игровых компьютерных технологий которое я встречал за последнее время! Во Франкфурте в туалетах баров устанавливают экран на котором можно поиграть в компьютерную игру не отходя от писсуара, а заодно проверить не достаточно ли ты пьян, чтобы вести машину. Проиграл и тебе предложат вызвать такси (реклама такси прилагается к игре). Наиболее неординарная часть проекта - используемое для управления машинкой "устройство ввода-вывода" :) Смотрите этот шедевр не видео:



Есть элемент половой дискриминации - игра только для мужчин :(

Сайт, посвященный это великой инновации.

О стоимости симуляторов

Изображение
Очередной пост, сравнивающий наше и западное ценообразование на разработку контента. Кларк Алдрич (Clark Aldrich) привел в своем блоге примерные цены на разработку различных вариантов симуляторов на западном рынке.

Что порадовало - стоимость разработки менее чем 10 минутной последовательности вопросово на множественный выбор, которая ведет обучаемого по дереву вариантов - $30.000. В Courselab слабо подготовленный человек сделает такое за 1 день (пример - на картинке). Feel the difference.

Что делает пед.дизайнер?

В своем блоге Елена Тихомирова сделала попытку (по-моему, очень продуктивную) обобщить параметры деятельности того, кого мы называем педагогическим дизайнером. Приведу весь список целиком:
- Работает с предметными экспертами для определения того, что должны узнать слушатели из курса и для сбора материалов,
- Формирует учебные цели и подбирает из имеющегося контент под эти цели,
- Перерабатывает и переписывает контент, чтобы он точно подходил по учебные цели,
- Подбирает идею для курса, которая будет лучше всего способствовать восприятию материала (c сожалению, этот пункт мне не совсем ясен),
- Структурирует контент и учебные мероприятия,
- Подбирает учебные задания, практические компоненты и решает, как они должны быть выполнены,
- Создает проверочные мероприятия,
- Формирует сценарий для разработчиков электронного курса,
- Проверяет созданный курс.

Ценность предложенных позиций (а, может, компетенций?) видится в том, что ответ на вопрос «Кто такой пед.дизайнер» представлен здесь в деятельно…

Почему с экрана не так хорошо читается?

Новая статья на сайте distance-learning.ru (перевод с сайта Innovations Report) - Почему с экрана не так хорошо читается? Позволяет задуматься о том насколько большие куски электронных текстов нужно размещать в курсах. Я знал одну компанию, которая при назначении курсов выдавала людям (или давала скачать и распечатать при желании) бумажную методичку с основным длинными текстами курса.

Checklist

Мы регулярно в этом блоге и других источниках обсуждаем как сделать эффективно работающие инструктивные материалы основываясь на педагогических теориях и прочих умных вещах. Не преуменьшая их значимости хочу обратить внимания на весьма интересный опыт. В Штатах люди задумались над тем как недопустить того, чтобы врач не забывал скальпель в груди пациента :) И вспомнили опыт служб, обслуживающих самолеты в аэропортах. Главный инструмент контроля - чеклист - это последовательность нормативных операций, которые должны быть обязательно выполнены и в листе должна быть сделана соответствующая отметка (открыл крышку бака, проверил уровень топлива, залил горючее, закрыл крышку ...). После внедрения этого инструмента количество послеоперационных осложнений и смертей уменьшилось на 30%! И это благодаря бумажке из 19 пунктов. Посмотреть как выглядит чеклист. По оценке американцев внедрение такой простой технологии в масштабах страны позволит съэкономить от 15 до 25 миллиардов долларов!!!, котор…

Органическая электроника

Развлекать или не развлекать обучающихся?

Информация к размышлению: «Предписание британским фермерам гласит: обеспечить своих свиней игрушками. Цель — „сделать свиней счастливыми“ и предотвратить случаи нападения свиней друг на друга. Фермерам не следует воспринимать нововведение в качестве шутки: если вы откажетесь скрасить досуг своих питомцев, вас оштрафуют на 1 тысячу фунтов стерлингов или приговорят к трем месяцам тюрьмы».

Социально значимое направление

Минздравсоцразвития прогнозирует, что количество безработных в 2009 году составит около 2 млн человек. Татьяна Голикова при этом отметила, что бюджет формировался с расчетом на 1,6 млн безработных.

После отчета о данных мониторинга безработицы российский президент подчеркнул, что вопрос обеспечения занятости является главнейшей и приоритетной задачей для государства. Таким образом, по словам Д. Медведева, «сейчас нужно ускорить подготовку обучающих программ и отбор образовательных учреждений, особое внимание, уделив информационному и методическому обеспечению этой работы».

«По законам, по которым обычно развиваются кризисы такого рода, число людей, которые остаются без работы, оно не уменьшается, а растет. И меры, которые нами предпринимаются на правительственном уровне, на уровне субъектов, и те меры, которые будут координировать присутствующие здесь полномочные представители, должны носить упреждающий характер», — добавил президент.

Блум в кружочке

Изображение
Отличная визуализация методов и инструментов для таксономии Блума, которую так любит Владимир. Источник.

Обама - e-Президент

Изображение
Пост в честь инагурации Обамы (перевод статьи из блога Дональда Кларка - оригинал на distance-learning.ru), про использования web 2.0 технологий в предвыборной компании и общении с миллионами людей:

Дирижировать, а не организовывать

Оба кандидата использовали вэб в своей политической компании, но Обама и тут выиграл за явным преимуществом. Так получилось потому, что он не просто использовал, он понимал, что делает. Обама не пытался просто использовать цензурируемые широковещательные каналы, он видел, что контроль над ними не даст что-либо сделать. Зато он понимал важность е-invite’ов и виртуально распространяемых свободных агентов. Онлайновая активность должна быть пропорционально поддержана усилиями в офлайновой компании. Это справедливо для любой сетевой, виртуальной кампании – она должна быть великолепно сдирижирована (не организована).

ТВ остается основной силой, с затратами по сотням миллионов у каждого кандидата (больше у Обамы, так как он более успешно нашел финасирование). А вот …

Чикагская школьная мафия

В аэропорту по дороге в Москву купил книжку Freakonomics (у нас вроде бы продается перевод на русский) в которой наткнулся на замечательную историю про анализ тестовых вопросов. В Чикаго все школьники сдают тест (Iowa Tests of Basic Skills) по итогам которого школы и учителя получают определенный рейтинг и/или по голове от администрации (школу могут даже закрыть за плохие результаты). База данных с результатами теста доступна (правда я в открытом доступе не нашел - видимо нужен логин пароль). Любопытные экономисты с помощью нехитрой программки построили отчет, в ходе которого выяснили, что большой процент учителей жульничает (улучшает результаты своим ученикам разными способами, в том числе и поправляет ответы в бланках). Т.к. учителя ленивые, то делают это они нехитро и программа отыскивает такие случаи. Ряд учителей по итогам расследования уволили, остальным впаяли выговор, учеников заставили пересдать тест. Что будет если у нас открыть и проанализировать базу данных результатов ЕГ…

О своем голосе

Записал свой голос с микрофона и в очередной раз удивился тому, что в записи он звучит совсем не так как я привык себя слышать при обычном разговоре. Думаю все, кто озвучивал курсы самостоятельно столкнулись с этим эффектом. 5 минут поиска дали следующие объяснения:

1) Способность костей черепа проводить звук объясняет, почему самому человеку его голос, записанный на магнитофонную пленку, при воспроизведении записи кажется чужим, в то время как другие его легко узнают. Дело в том, что магнитофонная запись воспроизводит ваш голос не полностью. Обычно, разговаривая, вы слышите не только те звуки, которые слышат и ваши собеседники (т. е. те звуки, которые воспринимаются благодаря воздушно-жидкостной проводимости), но и те низкочастотные звуки, проводником которых являются кости вашего черепа. Однако слушая магнитофонную запись собственного голоса, вы слышите только то, что можно было записать, — звуки, проводником которых является воздух.

Доказать существование костной проводимости очень л…

Явная и скрытая цель е-курса?

В этом блоге неоднократно говорилось (например) о целях обучения, в том числе и о том, что они должны явно формулироваться в терминах деятельности обучаемого. В общем виде в формулировке учебной цели должно содержаться требование к обучаемому продемонстрировать степень овладения теми знаниями и/или действиями, которыми он не владел или владел не в должной мере до начала обучения.
При этом мы можем упускать из виду эмоциональное отношение обучаемого к тому, что он изучает, и к способу подачи учебной информации, в нашем случае, к электронному курсу.

Понятно, что содержательное (когнитивное и деятельностное) и эмоциональное (включая установку обучаться) в ДО трудно разделить. Тем не менее наличие позитивного обучения персонала к дистанционному обучению – первейшее, по-видимому, условие результативности обучения и переноса его результатов в практику.
Располагаем ли мы арсеналом средств, который могли бы направить на позитивное отношение к курсам? Что это за средства? Возможна ли в принципе …

Мотивация учения и избыточность в э-курсах

Один из столпов педагогического дизайна Б.С. Блум (Bloom), исследуя проблему мотивации к учению, пришел к выводу, что важнейшим эмоциональным фактором, влияющим на эффективность обучения, является восприятие обучаемым самого себя в ходе учебы.
Если учащийся постоянно получает подтверждения успешности своего обучения, это вызывает в нем позитивные эмоциональные состояния и мотивирует к дальнейшей учебе. Неуспешный же ученик, который постоянно получает обратную связь о своих неудачах, склонен переживать их негативно, перенося отрицательные эмоции на учебу в целом.

В условиях сугубо электронного обучения, когда отсутствует непосредственный контакт с учащимся, е-курсы, по-видимому, должны учитывать это обстоятельство. Очень часто неудачный опыт обучения, имевший место в прошлом опыте сотрудника, может блокировать его желание учиться в дальнейшем. Не с этим ли связана в значительной мере проблема незавершенности электронных курсов?

Помимо трансляции знаний, электронные курсы, особенно для ни…

Интерактивные лекции

Изображение
В ряде американских университетов, например в MIT (Массачусетский Технологический), происходят серьезные изменения в технологии обучения - большие поточные лекции на 300 человек заменяют интерактивные занятия в небольших группах. В классе вместо традиционной доски установлено множество интерактивных досок и дисплеев. Профессор делает краткую презентацию, которую можно смотреть на всех дисплеях и затем студенты совместно с ассистемнтами преподавателя совместно работают в небольших группах, используя доски, компьютеры и возможно другое оборудование.



Источник - статья в газете New York Times (на английском - там еще много всего интересного).

О платном образовании

Сорри за оффтопик - к e-learning этот пост отношения не имеет, но меня задела тема. Есть много "фактов" которые кажутся настолько очевидными, что проверять их не нужно. Как "широко известно" СССР был самым гуманным и социальным государством, а гибель его была самой главной геополитической трагедией, как сказал наш бывший президент. И образование в нем для трудящихся "очевидно" было бесплатным. И только в 21 веке мы снова стали платить за обучение. Так вот это не совсем так.

Для меня было неожиданностью обнаружить, что с 1940 по 1954 школьное (в старших классах) и высшее образование в СССР было платным (на основании постановления Совета Министров СССР №638 от 26 октября 1940 года). Прочесть об этом можно, например, здесь (или спросить своих бабушек). Или вот тут почитать. Так что наше правительство, при котором 60% студентов платят за свое обучение, идет по стопам вождя и учителя товарища Сталина.

Виртуальная пирамида

Изображение
Отличный пример обучающей интерактивной игры - обследование примиды Хеопса с помощью робота на сайте National Geographic. Нужно обойти все погребальные камеры и найти в каждой по иероглифу на стене.

Предсказания на 2009 год

Для тех кто читает по английски - журнал eLearn Magazine опросил 30 ведущих экспертов по электронному обучению на предмет их мыслей о будущем индустрии в 2009 году. Поскольку предсказаний 30 штук и все разные :) то переводить их нет сил - кто захочет - прочтет сам. Читать здесь.

Пособие по выживанию в условиях кредитного кризиса

На distance-learning.ru появилась новая статья - Пособие по выживанию в условиях кредитного кризиса. Это перевод на русский поста Дональда Кларка, в котором он пытается классифицировать отрасли экономики наиболее подверженные кризису и как следствие влияние на рынок e-learning. Его мысли касаются, разумеется, США и Западной Европы. У нас все может быть немного по другому.

Про Россию и СНГ - мне не кажется, что у нас в зеленой зоне (т.е. там, где все благополучно) окажутся банки. Где будут образование и госы - в красном или зеленом секторе - может предсказать только тот, кто знает цену барреля в июне :)

Как работает дистанционное обучение в IESE Business School на программе Global Executive MBA

В блоге декана очно-заочного отделения Классической бизнес школы Алексея Мурзинова нашел ссылку на весьма любопытную статью под названием "Как работает дистанционное обучение в IESE Business School на программе Global Executive MBA" - о совмещении в учебноми процессе таких методов как форумы, видеолекции, виртуальные классы, симуляции. Советую почитать.

Обучающий рэп

Учить молодых людей лучше понятным им языком. В Штатах есть фастфуд под названием Wendys - что-то вроде Макдональдса, толькуо лучше (по личному опыту). В 80-е они сняли видео, обучающее готовить сендвичи в рэповом исполнении. По крайней молодежи было не скучно его смотреть

Статистика Яндекса как индикатор

Изображение
Растет ли интерес к e-learning? Если судить по поисковым запросам в yandex то немного растет (см. нижнюю диаграмму). Но точно не так как к пособию по безработице (верхняя диаграмма) - тут рост в 10 раз :(




Средняя зарплата специалиста по e-learning

Средняя годовая зарплата специалиста по e-learning в США в историческом разрезе (по результатам опросов eLearning Guild):
Май 2005 - $67,347
Ноябрь 2006 - $74,623
Декабрь 2007 - $78,723
Декабрь 2008 - $78,436

В период с 2007 по 2008 впервые незначительно снизилась. У них тоже кризис.

Один из источников

Как платить налоги

Изображение
Не помню кто это сказал, но замечено верно - самый простой способ сделать население гражданами - заставить их самих платить налоги (а не так как сейчас, когда 13% от зарплаты платит компания и многие вообще не помнят о том, что чиновники забирают долю их зарплаты). Отнес немного своих личных денег в налоговую, заполнил бумажку, постоял в очереди и возможно задумался на что деньги собственно идут и почему километр 4-го кольца будет стоить дороже чем километр андронного коллайдера.

О чем это я? Если такое у нас случиться, то придется учить граждан правильно платить налоги. Ненавистная всем американцам IRS (Internal Revenue Service - налоговая служба) на своем сайте поддерживает электронные учебный материалы по налоговой системе.

Картинко

Изображение
Вот такую фантазию на e-learning тему я обнаружил здесь

Машина по производству мыльных пузырей

Я решил начать новый год с неоднозначного поста. Нас с Владимиром Наумовым в прошлом году обвиняли в "промывке мозгов" и огульной пропаганде инструментов быстрой разработки курсов. Наступим на горло собственной песне и приведем еще одно альтернативное мнение на эту тему. По ссылке на сайте distance-learning.ru вы найдете перевод стать из блога Дональда Кларка "Средства быстрой разработки: не просто мыльный пузырь, а машина по производству мыльных пузырей".

Я соглащусь со многим написанным в статье - на рынке действительно очень много инструментов (как и много LMS). Сделать какую-то тулзу или систему для разработки крайне просто (я, не будучи лично большим программером, как-то наваял, где-то использовав куски от Webtutor'a, мини SCORM-совместимый сайт включающий в себя элементы LMS за 1.5 дня). Сделать хорошее авторское средство и систему трудно, весьма затратно и не всегда осмысленно, т.к. рынок крайне фрагментирован. Произойдет ли консолидация и появится ли &qu…

Электронное и программированное обучение

Время от времени приходится разубеждать коллег во мнении, будто электронное обучение суть обучение программированное по определению.
В действительности это не так. Во-первых, метод программированного обучения (как завершенная концепция) возник еще в 50-е годы прошлого века, когда и персональных компьютеров-то не существовало, а первые обучающие электрические машины были сооружены и испытаны даже в 20-е гг. Во-вторых, далеко не все электронные курсы являются программированными в педагогическом смысле.

Отсутствие ясности в этом вопросе имеет, по-видимому, следующие неприятных последствия:
1. Возникает путаница между программированными (в обучающем смысле) и иными учебными продуктами (например, с имитационными, демонстрационными, гипер- и мультмедийными пособиями, игровыми продуктами).
2. Из поля зрения заказчиков и разработчиков продуктов уходят преимущества и ограничения как программированного обучения, так и иных методик и средств (имитаций, демонстраций, игр, е-книг и пр.), которые могут…