Websoft

пятница, января 30, 2009

Рубрика: альтернативные подходы к обучению :)

Женский мозг, 900 штук, сделано в Китае.

Читать дальше......

«Электронный ватман» для инструктирования и обучения?


Японские товарищи начали испытания электронной бумаги, размещая плакаты, сделанные из нее, прямо на улице (на автобусной остановке) и деловых помещениях.

На этих плакатах демонстрируются, по инициативе МВД Японии, инструкции по поведению прохожих, как я понял, на случай поведения при стихийных бедствиях и катастрофах. Размеры бОльшего устройства в метрах - 3,2*1.


Предполагаю, что такие плакаты можно будет размещать и с успехом использовать в цехах и офисах и демонстрировать производственные инструкции и правила по технике безопасности, те же checklist’ы, о которых писал Алексей, и много чего еще.
Не менее полезны они будут и в рекламном деле, а также для инструктирования и «монологического» обучения клиентов, информированиях их о товарах и услугах.

Источники:
по-русски
по-английски

Читать дальше......

четверг, января 29, 2009

Color designer online



Часто бывает нужно узнать RGB код цвета (вроде #7100AA) для форматирования html страницы, а специальных инструментов под рукой нет. Нашел сайт, который позволяет сделать это online не имея под рукой ничего, кроме браузера - http://colorschemedesigner.com/

Читать дальше......

Билайн - инсайдерская информация

Коллеги из Билайн Университет (мой особый респект Тимуру Ермакову) продолжают делиться с общественностью итогами свой деятельности в области e-learning. Мы неоднократно уже здесь обсуждали тему "внутренняя vs внешняя разработка курсов". Билайн давно и активно заказывает курсы у внешних разработчиков, а также создает курсы силами своих тренеров. Для внутренней разработки используется Courselab.

Коллеги подвели итоги 2008 года и посчитали финансовую эффективность разработки своими силами. Всего было разработано 17 курсов (в основном продуктовые курсы, курсы по ИТ и телекоммуникациям). В табличке приведено сравнение затрат при собственной разработки и аутсорсинге. Стоимость внешней разработки была получена усреднением коммерческих предложений на разработку, полученных от нескольких компаний.

Графа амортизация - это все затраты на проект деленные на 5 условных года работы данного проекта в компании, что справедливо при условии, что курс без переделок проработает 5 лет. Я бы лично был консервативнее и говорил о 2-3х годах.



См. ранее на эту же тему:
- Работа внутренней команды разработчиков курсов Билайн
- Конференция функциональных разработчиков электронных учебных курсов Билайн Университета
- В России есть m-learning!

Читать дальше......

среда, января 28, 2009

Обучающая 3-d игра


Хотите попробовать в действии интерактивную 3d обучающую программу? Попробуйте пройти курс по правильной организации блок-поста для британской армии в Ираке (если не испытываете к этому идеологического предубеждения). Для просмотра на компьютере нужен Shockwave Player. Сделано очень неплохо. Чтобы посмотреть идите сюда и жмите на ссылку Mod Checkpoint Demo. Создатели этого курса также продают (неизвестно за сколько, ну думаю, что очень дорого) инструмент для создания таких 3d приложений.



Читать дальше......

вторник, января 27, 2009

Обучающий скринсейвер

Такое тоже возможно, доказывает делом Студия Лебедева:

Читать дальше......

Piss-Learning



Уберите от экранов маленьких детей, беременных женщин и блюстителей нравственности. Самое неординарное применение игровых компьютерных технологий которое я встречал за последнее время! Во Франкфурте в туалетах баров устанавливают экран на котором можно поиграть в компьютерную игру не отходя от писсуара, а заодно проверить не достаточно ли ты пьян, чтобы вести машину. Проиграл и тебе предложат вызвать такси (реклама такси прилагается к игре). Наиболее неординарная часть проекта - используемое для управления машинкой "устройство ввода-вывода" :) Смотрите этот шедевр не видео:



Есть элемент половой дискриминации - игра только для мужчин :(

Сайт, посвященный это великой инновации.

Читать дальше......

понедельник, января 26, 2009

О стоимости симуляторов

Очередной пост, сравнивающий наше и западное ценообразование на разработку контента. Кларк Алдрич (Clark Aldrich) привел в своем блоге примерные цены на разработку различных вариантов симуляторов на западном рынке.

Что порадовало - стоимость разработки менее чем 10 минутной последовательности вопросово на множественный выбор, которая ведет обучаемого по дереву вариантов - $30.000. В Courselab слабо подготовленный человек сделает такое за 1 день (пример - на картинке). Feel the difference.

Читать дальше......

Что делает пед.дизайнер?

В своем блоге Елена Тихомирова сделала попытку (по-моему, очень продуктивную) обобщить параметры деятельности того, кого мы называем педагогическим дизайнером. Приведу весь список целиком:
- Работает с предметными экспертами для определения того, что должны узнать слушатели из курса и для сбора материалов,
- Формирует учебные цели и подбирает из имеющегося контент под эти цели,
- Перерабатывает и переписывает контент, чтобы он точно подходил по учебные цели,
- Подбирает идею для курса, которая будет лучше всего способствовать восприятию материала (c сожалению, этот пункт мне не совсем ясен),
- Структурирует контент и учебные мероприятия,
- Подбирает учебные задания, практические компоненты и решает, как они должны быть выполнены,
- Создает проверочные мероприятия,
- Формирует сценарий для разработчиков электронного курса,
- Проверяет созданный курс.

Ценность предложенных позиций (а, может, компетенций?) видится в том, что ответ на вопрос «Кто такой пед.дизайнер» представлен здесь в деятельностном ключе, очень прагматически.
Попробую, однако, чуть-чуть расширить список Елены:
- Проектирует порядок и вырабатывает рекомендации по использованию курса в учебном процессе;
- Планирует (при необходимости) посттренинговое сопровождение по итогам изучения курса.

Читать дальше......

воскресенье, января 25, 2009

Почему с экрана не так хорошо читается?

Новая статья на сайте distance-learning.ru (перевод с сайта Innovations Report) - Почему с экрана не так хорошо читается? Позволяет задуматься о том насколько большие куски электронных текстов нужно размещать в курсах. Я знал одну компанию, которая при назначении курсов выдавала людям (или давала скачать и распечатать при желании) бумажную методичку с основным длинными текстами курса.

Читать дальше......

пятница, января 23, 2009

Checklist

Мы регулярно в этом блоге и других источниках обсуждаем как сделать эффективно работающие инструктивные материалы основываясь на педагогических теориях и прочих умных вещах. Не преуменьшая их значимости хочу обратить внимания на весьма интересный опыт. В Штатах люди задумались над тем как недопустить того, чтобы врач не забывал скальпель в груди пациента :) И вспомнили опыт служб, обслуживающих самолеты в аэропортах. Главный инструмент контроля - чеклист - это последовательность нормативных операций, которые должны быть обязательно выполнены и в листе должна быть сделана соответствующая отметка (открыл крышку бака, проверил уровень топлива, залил горючее, закрыл крышку ...). После внедрения этого инструмента количество послеоперационных осложнений и смертей уменьшилось на 30%! И это благодаря бумажке из 19 пунктов. Посмотреть как выглядит чеклист. По оценке американцев внедрение такой простой технологии в масштабах страны позволит съэкономить от 15 до 25 миллиардов долларов!!!, которые тратятся на борьбу с послеоперационными осложнениями.

Может стоит задуматься об использовании таких чеклистов в курсах и инструкциях при обучении критическим бизнес-процессам?

Источник - статья в Washigton Post.

Читать дальше......

четверг, января 22, 2009

Органическая электроника

Читать дальше......

Развлекать или не развлекать обучающихся?

Информация к размышлению: «Предписание британским фермерам гласит: обеспечить своих свиней игрушками. Цель — „сделать свиней счастливыми“ и предотвратить случаи нападения свиней друг на друга. Фермерам не следует воспринимать нововведение в качестве шутки: если вы откажетесь скрасить досуг своих питомцев, вас оштрафуют на 1 тысячу фунтов стерлингов или приговорят к трем месяцам тюрьмы».

Читать дальше......

Социально значимое направление

Минздравсоцразвития прогнозирует, что количество безработных в 2009 году составит около 2 млн человек. Татьяна Голикова при этом отметила, что бюджет формировался с расчетом на 1,6 млн безработных.

После отчета о данных мониторинга безработицы российский президент подчеркнул, что вопрос обеспечения занятости является главнейшей и приоритетной задачей для государства. Таким образом, по словам Д. Медведева, «сейчас нужно ускорить подготовку обучающих программ и отбор образовательных учреждений, особое внимание, уделив информационному и методическому обеспечению этой работы».

«По законам, по которым обычно развиваются кризисы такого рода, число людей, которые остаются без работы, оно не уменьшается, а растет. И меры, которые нами предпринимаются на правительственном уровне, на уровне субъектов, и те меры, которые будут координировать присутствующие здесь полномочные представители, должны носить упреждающий характер», — добавил президент.

Читать дальше......

среда, января 21, 2009

Блум в кружочке

Отличная визуализация методов и инструментов для таксономии Блума, которую так любит Владимир. Источник.

Читать дальше......

Обама - e-Президент

Пост в честь инагурации Обамы (перевод статьи из блога Дональда Кларка - оригинал на distance-learning.ru), про использования web 2.0 технологий в предвыборной компании и общении с миллионами людей:

Дирижировать, а не организовывать

Оба кандидата использовали вэб в своей политической компании, но Обама и тут выиграл за явным преимуществом. Так получилось потому, что он не просто использовал, он понимал, что делает. Обама не пытался просто использовать цензурируемые широковещательные каналы, он видел, что контроль над ними не даст что-либо сделать. Зато он понимал важность е-invite’ов и виртуально распространяемых свободных агентов. Онлайновая активность должна быть пропорционально поддержана усилиями в офлайновой компании. Это справедливо для любой сетевой, виртуальной кампании – она должна быть великолепно сдирижирована (не организована).

ТВ остается основной силой, с затратами по сотням миллионов у каждого кандидата (больше у Обамы, так как он более успешно нашел финасирование). А вот печатные издания остались далеко позади. Газетные новости занимают только третье место в гонке за молодежной аудиторией. Обама понял, что демографическая ситуация изменилась: для молодых – больше разнообразия.

YouTube

YouTube – наиболее значимый медиаплейер для этого электората. 7 из 16 кандидатов в президенты анонсировали начало своей компании на YouTube. Были выкопаны и опуликованы старые ролики Обамы, Бидена, Пэйлин и МакКейна. Видео в поддержку кандидатов, такое как Obama Girl, собрало более 10 миллионов хитов, а Ветераны войны в поддержку МакКейна – и того больше. Не обошлось и без шуток: фейковое интервью канадского радио с Пейлин. Мой фаворит – исполнение МакКейном песни «Бомбить Иран, бомбить» на музыку БичБойз.

Для тех, кто жаловался, что некоторое видео редактировалось так, чтобы показать что-то хуже, чем оно есть, хорошим примером будет видео, где Обама делает заявление о своей честности. По сути, оно было изъято из контекста, и когда более полный вариант был размещен, он поднялся выше в рейтинге, чем первоначальное видео. Многие не понимают, что YouTube работает как сигнальная система и если те, кто смотрят, не будут подавать сигналы, видео уйдет вглубь списка. Это то, что лежит в основе каждых выборов и чтобы победить, надо управлять своей онлайновой стратегией. Очень хорошая возможность услышать много голосов и кандидатам при этом их не скрыть. В итоге видео Обамы набрало 9000 топов против 5000 у МакКейна.

Facebook

Собрав 2.5 миллиона друзей против 624 тысяч у МакКейна, Обама одержал чистую победу.

MySpace - это ObamaSpace

Обама ударил по МакКейну количеством друзей – 860 тысяч против 217 тысяч. Только около сотни комментариев у МакКейна против нескольких тысяч у Обамы. Интересно, что МакКейн больше налегал на бродкаст, в то время как Обама предпочитал акции и события.

Texting (текстовые сообщения – SMS и т.п.)

По телефонным номерам, собранным во время розыгрышей призов, посылались сообщения для увеличения активности избирателей. В основном это использовалось для привлечения к голосованию молодежи, особенно чернокожей. Исследование Принстона показало, что стоимость на один голос в этом случае была дешевле, чем при использовании рекламных листовок. Текстинг использовали оба, но Обама начал собирать телефонные номера раньше и делал это на более солидной основе.

iPHONE

Было даже специальное приложение для iPHONE, при помощи которого люди могли контактировать с другими людьми, и поощрять друг друга на голосование!

Twitter (разновидность обмена короткими сообщениями – смесь микроблогов и ICQ) за Обаму

Оба кандидата имели Twitter-сайты, но Обама подошел к делу гораздо серьезнее. МакКейн запоздало отреагировал, а когда посты Обамы превышали его в три раза, неожиданно остановился после 24 октября. В итог результат Twitter от Обамы – 100 000, против 5 000 у МакКейна. Надо при этом вспомнить, что номинация от демократов была объявлена на Твиттере РАНЬШЕ, чем Обама сам объявил об этом.

Игры

Имеются данные о рекламных сообщениях кандидатов в играх.

mybarackobama.com

Вот это то, чем вэб-кампания Обамы изменила американские выборы навсегда. Этот сайт помог создать Крис Хьюз (Chris Hughes), со-основатель Facebook. Это было прорывом. Именно здесь зарегистрировалось 280 000 человек, было организовано 6 500 групп добровольцев, которые подготовили 13 000 оффлайновых акций. Кроме это, это был источник политических идей, которых было прислано свыше 15 000.

Онлайновые деньги

У Обамы было 3 миллиона доноров, во главе с создателем Faсebook. Вэб-фонд Обамы – это первая такой случай небывалой успешности. Я не знаю, стал бы он президентом США без вэба?

Читать дальше......

вторник, января 20, 2009

Чикагская школьная мафия

В аэропорту по дороге в Москву купил книжку Freakonomics (у нас вроде бы продается перевод на русский) в которой наткнулся на замечательную историю про анализ тестовых вопросов. В Чикаго все школьники сдают тест (Iowa Tests of Basic Skills) по итогам которого школы и учителя получают определенный рейтинг и/или по голове от администрации (школу могут даже закрыть за плохие результаты). База данных с результатами теста доступна (правда я в открытом доступе не нашел - видимо нужен логин пароль). Любопытные экономисты с помощью нехитрой программки построили отчет, в ходе которого выяснили, что большой процент учителей жульничает (улучшает результаты своим ученикам разными способами, в том числе и поправляет ответы в бланках). Т.к. учителя ленивые, то делают это они нехитро и программа отыскивает такие случаи. Ряд учителей по итогам расследования уволили, остальным впаяли выговор, учеников заставили пересдать тест. Что будет если у нас открыть и проанализировать базу данных результатов ЕГЭ?

Книжка вообще забавная - советую почитать.

Читать дальше......

О своем голосе

Записал свой голос с микрофона и в очередной раз удивился тому, что в записи он звучит совсем не так как я привык себя слышать при обычном разговоре. Думаю все, кто озвучивал курсы самостоятельно столкнулись с этим эффектом. 5 минут поиска дали следующие объяснения:

1) Способность костей черепа проводить звук объясняет, почему самому человеку его голос, записанный на магнитофонную пленку, при воспроизведении записи кажется чужим, в то время как другие его легко узнают. Дело в том, что магнитофонная запись воспроизводит ваш голос не полностью. Обычно, разговаривая, вы слышите не только те звуки, которые слышат и ваши собеседники (т. е. те звуки, которые воспринимаются благодаря воздушно-жидкостной проводимости), но и те низкочастотные звуки, проводником которых являются кости вашего черепа. Однако слушая магнитофонную запись собственного голоса, вы слышите только то, что можно было записать, — звуки, проводником которых является воздух.

Доказать существование костной проводимости очень легко. Заткните уши «берушами» или кончиками пальцев и начните разговаривать или жевать. Звуки, которые вы при этом слышите, преимущественно низкочастотные звуки, дошедшие до внутреннего уха благодаря костной проводимости, минуя все структуры как наружного, так и среднего уха. Колебания воздуха, возникающие в полости рта, через вибрацию щек передаются нижней челюсти и в конце концов достигают внутреннего уха.

Источник

2) Примерно про то же в Scientific American на английском

Читать дальше......

Явная и скрытая цель е-курса?

В этом блоге неоднократно говорилось (например) о целях обучения, в том числе и о том, что они должны явно формулироваться в терминах деятельности обучаемого. В общем виде в формулировке учебной цели должно содержаться требование к обучаемому продемонстрировать степень овладения теми знаниями и/или действиями, которыми он не владел или владел не в должной мере до начала обучения.
При этом мы можем упускать из виду эмоциональное отношение обучаемого к тому, что он изучает, и к способу подачи учебной информации, в нашем случае, к электронному курсу.

Понятно, что содержательное (когнитивное и деятельностное) и эмоциональное (включая установку обучаться) в ДО трудно разделить. Тем не менее наличие позитивного обучения персонала к дистанционному обучению – первейшее, по-видимому, условие результативности обучения и переноса его результатов в практику.
Располагаем ли мы арсеналом средств, который могли бы направить на позитивное отношение к курсам? Что это за средства? Возможна ли в принципе такая явная учебная цель, как формирование позитивного отношения к электронному курсу? Стоит ли (вправе ли мы) вообще говорить о такой цели (или задаче?) курса?

Читать дальше......

суббота, января 17, 2009

Мотивация учения и избыточность в э-курсах

Один из столпов педагогического дизайна Б.С. Блум (Bloom), исследуя проблему мотивации к учению, пришел к выводу, что важнейшим эмоциональным фактором, влияющим на эффективность обучения, является восприятие обучаемым самого себя в ходе учебы.
Если учащийся постоянно получает подтверждения успешности своего обучения, это вызывает в нем позитивные эмоциональные состояния и мотивирует к дальнейшей учебе. Неуспешный же ученик, который постоянно получает обратную связь о своих неудачах, склонен переживать их негативно, перенося отрицательные эмоции на учебу в целом.

В условиях сугубо электронного обучения, когда отсутствует непосредственный контакт с учащимся, е-курсы, по-видимому, должны учитывать это обстоятельство. Очень часто неудачный опыт обучения, имевший место в прошлом опыте сотрудника, может блокировать его желание учиться в дальнейшем. Не с этим ли связана в значительной мере проблема незавершенности электронных курсов?

Помимо трансляции знаний, электронные курсы, особенно для низко мотивированного к учебе персонала, видимо, должны содержать специальные средства оптимизации успеха.
К таким средствам, избыточным на первый взгляд, могут быть, в частности и в первую очередь, отнесены:

1. Разветвленная система обратной связи, включающая доброжелательное конструктивное реагирование даже на неудачу обучаемого
Например:
При выборе ошибочного варианта ответа в тестовом задании, учащийся получает сообщения типа: «Вы выбрали не лучший вариант ответа, поскольку … . Зато теперь шансы отыскать верное решение увеличились!» или «Ход Ваших мыслей понятен. Давайте рассмотрим последствия такого решения» и предъявить эти последствия в текстовой или графической (анимированной) форме, в виде имитации и т.п.

2. Возвраты назад по результатам, к примеру, предварительного или промежуточного тестирования. Вместо того, чтобы множить ошибки и укреплять недовольство учебой во многих случаях целесообразно вернуться к более простому или базовому материалу, выработать у обучаемого на его основе умение успешно решать задачи более низкого уровня. Таким образом, у учащегося может выработаться большая уверенность в себе и возникнуть увлеченность обучением.

Подобные мотивирующие элементы в электронных курсах, безусловно, приведут к усложнению их структуры и увеличению объема. На то они, однако, и курсы, то есть средства управляемого обучения, а не электронные инварианты содержимого книг и лекций.

Читать дальше......

среда, января 14, 2009

Интерактивные лекции

В ряде американских университетов, например в MIT (Массачусетский Технологический), происходят серьезные изменения в технологии обучения - большие поточные лекции на 300 человек заменяют интерактивные занятия в небольших группах. В классе вместо традиционной доски установлено множество интерактивных досок и дисплеев. Профессор делает краткую презентацию, которую можно смотреть на всех дисплеях и затем студенты совместно с ассистемнтами преподавателя совместно работают в небольших группах, используя доски, компьютеры и возможно другое оборудование.



Источник - статья в газете New York Times (на английском - там еще много всего интересного).

Читать дальше......

вторник, января 13, 2009

О платном образовании

Сорри за оффтопик - к e-learning этот пост отношения не имеет, но меня задела тема. Есть много "фактов" которые кажутся настолько очевидными, что проверять их не нужно. Как "широко известно" СССР был самым гуманным и социальным государством, а гибель его была самой главной геополитической трагедией, как сказал наш бывший президент. И образование в нем для трудящихся "очевидно" было бесплатным. И только в 21 веке мы снова стали платить за обучение. Так вот это не совсем так.

Для меня было неожиданностью обнаружить, что с 1940 по 1954 школьное (в старших классах) и высшее образование в СССР было платным (на основании постановления Совета Министров СССР №638 от 26 октября 1940 года). Прочесть об этом можно, например, здесь (или спросить своих бабушек). Или вот тут почитать. Так что наше правительство, при котором 60% студентов платят за свое обучение, идет по стопам вождя и учителя товарища Сталина.

Читать дальше......

Виртуальная пирамида

Отличный пример обучающей интерактивной игры - обследование примиды Хеопса с помощью робота на сайте National Geographic. Нужно обойти все погребальные камеры и найти в каждой по иероглифу на стене.

Читать дальше......

Предсказания на 2009 год

Для тех кто читает по английски - журнал eLearn Magazine опросил 30 ведущих экспертов по электронному обучению на предмет их мыслей о будущем индустрии в 2009 году. Поскольку предсказаний 30 штук и все разные :) то переводить их нет сил - кто захочет - прочтет сам. Читать здесь.

Читать дальше......

понедельник, января 12, 2009

Пособие по выживанию в условиях кредитного кризиса

На distance-learning.ru появилась новая статья - Пособие по выживанию в условиях кредитного кризиса. Это перевод на русский поста Дональда Кларка, в котором он пытается классифицировать отрасли экономики наиболее подверженные кризису и как следствие влияние на рынок e-learning. Его мысли касаются, разумеется, США и Западной Европы. У нас все может быть немного по другому.

Про Россию и СНГ - мне не кажется, что у нас в зеленой зоне (т.е. там, где все благополучно) окажутся банки. Где будут образование и госы - в красном или зеленом секторе - может предсказать только тот, кто знает цену барреля в июне :)

Читать дальше......

воскресенье, января 11, 2009

Как работает дистанционное обучение в IESE Business School на программе Global Executive MBA

В блоге декана очно-заочного отделения Классической бизнес школы Алексея Мурзинова нашел ссылку на весьма любопытную статью под названием "Как работает дистанционное обучение в IESE Business School на программе Global Executive MBA" - о совмещении в учебноми процессе таких методов как форумы, видеолекции, виртуальные классы, симуляции. Советую почитать.

Читать дальше......

Обучающий рэп

Учить молодых людей лучше понятным им языком. В Штатах есть фастфуд под названием Wendys - что-то вроде Макдональдса, толькуо лучше (по личному опыту). В 80-е они сняли видео, обучающее готовить сендвичи в рэповом исполнении. По крайней молодежи было не скучно его смотреть

Читать дальше......

четверг, января 08, 2009

Статистика Яндекса как индикатор

Растет ли интерес к e-learning? Если судить по поисковым запросам в yandex то немного растет (см. нижнюю диаграмму). Но точно не так как к пособию по безработице (верхняя диаграмма) - тут рост в 10 раз :(




Читать дальше......

Средняя зарплата специалиста по e-learning

Средняя годовая зарплата специалиста по e-learning в США в историческом разрезе (по результатам опросов eLearning Guild):
Май 2005 - $67,347
Ноябрь 2006 - $74,623
Декабрь 2007 - $78,723
Декабрь 2008 - $78,436

В период с 2007 по 2008 впервые незначительно снизилась. У них тоже кризис.

Один из источников

Читать дальше......

среда, января 07, 2009

Как платить налоги



Не помню кто это сказал, но замечено верно - самый простой способ сделать население гражданами - заставить их самих платить налоги (а не так как сейчас, когда 13% от зарплаты платит компания и многие вообще не помнят о том, что чиновники забирают долю их зарплаты). Отнес немного своих личных денег в налоговую, заполнил бумажку, постоял в очереди и возможно задумался на что деньги собственно идут и почему километр 4-го кольца будет стоить дороже чем километр андронного коллайдера.

О чем это я? Если такое у нас случиться, то придется учить граждан правильно платить налоги. Ненавистная всем американцам IRS (Internal Revenue Service - налоговая служба) на своем сайте поддерживает электронные учебный материалы по налоговой системе.

Читать дальше......

вторник, января 06, 2009

Картинко

Вот такую фантазию на e-learning тему я обнаружил здесь

Читать дальше......

Машина по производству мыльных пузырей

Я решил начать новый год с неоднозначного поста. Нас с Владимиром Наумовым в прошлом году обвиняли в "промывке мозгов" и огульной пропаганде инструментов быстрой разработки курсов. Наступим на горло собственной песне и приведем еще одно альтернативное мнение на эту тему. По ссылке на сайте distance-learning.ru вы найдете перевод стать из блога Дональда Кларка "Средства быстрой разработки: не просто мыльный пузырь, а машина по производству мыльных пузырей".

Я соглащусь со многим написанным в статье - на рынке действительно очень много инструментов (как и много LMS). Сделать какую-то тулзу или систему для разработки крайне просто (я, не будучи лично большим программером, как-то наваял, где-то использовав куски от Webtutor'a, мини SCORM-совместимый сайт включающий в себя элементы LMS за 1.5 дня). Сделать хорошее авторское средство и систему трудно, весьма затратно и не всегда осмысленно, т.к. рынок крайне фрагментирован. Произойдет ли консолидация и появится ли "word" (общепринятый доминирующий инструмент) для создания курсов - это большой вопрос.

Читать дальше......

понедельник, января 05, 2009

Электронное и программированное обучение

Время от времени приходится разубеждать коллег во мнении, будто электронное обучение суть обучение программированное по определению.
В действительности это не так. Во-первых, метод программированного обучения (как завершенная концепция) возник еще в 50-е годы прошлого века, когда и персональных компьютеров-то не существовало, а первые обучающие электрические машины были сооружены и испытаны даже в 20-е гг. Во-вторых, далеко не все электронные курсы являются программированными в педагогическом смысле.

Отсутствие ясности в этом вопросе имеет, по-видимому, следующие неприятных последствия:
1. Возникает путаница между программированными (в обучающем смысле) и иными учебными продуктами (например, с имитационными, демонстрационными, гипер- и мультмедийными пособиями, игровыми продуктами).
2. Из поля зрения заказчиков и разработчиков продуктов уходят преимущества и ограничения как программированного обучения, так и иных методик и средств (имитаций, демонстраций, игр, е-книг и пр.), которые могут применяться в e-learning.

Что же такое это самое "программированное обучение"? Это совокупность средств, методов и приемов обучения, в основе которой лежит самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения данных.

Логика программированного обучения такова:
1. Материал предлагается малыми дозами, комфортными для усвоения
2. Обучаемый осуществляет с дозой знаний необходимые операции, обеспечивающие их усвоение.
3. Работа над каждой порцией знаний завершается той или иной формой контроля.
4. По итогам контроля обучаемому предъявляется обратная связь.
В случае успешной работы обучаемый поощряется и ему открывается возможность перейти к следующей порции знаний. При неудаче он получает помощь, подсказки, необходимые разъяснения или т.п. и работает с ними до тех пор, пока не достигнет желаемого результата.
5. Обучение происходит в приемлемом для учащегося темпе.

Разумеется, здесь изложена лишь общая (и грубая) канва процесса программированного обучения, наиболее популярного, кстати, среди западный педагогических дизайнеров. В действительности же программированное обучение может быть линейным и адаптивным, сочетаться (смешиваться) с имитационным продуктами, методом кейсов, вкрапляться в электронные книги и т.п. Что бы там ни было, там, где мы хотим добиться от сотрудников четких действий, соблюдения инструкций и технологических регламентов, где чрезмерные самодеятельность и инициатива являются излишними, дидактический метод программированного обучения, скорее всего, оптимальнее иных.

Читать дальше......