Websoft

пятница, февраля 27, 2009

Новая итерация вебинаров по пед.дизайну

Выполняю просьбу немалого числа людей сообщить отдельным постом о начале очередной серии вебинаров по педагогическому дизайну (Не сочтите за рекламу).


Основной акцент в этой серии будет делаться на технологиях по созданию электронных курсов. Ожидается большой удельный вес информации инструктивного и алгоритмического характера. Интерактива также будет немало.
Об остальном поговорим непосредственно в ходе виртуальных сессий.

Читать дальше......

Резюме-опрос

При проведении вебинаров, когда ведущий и участники не имеют или в ограниченном виде имеют возможность наблюдать невербалику, важна обратная связь. Как по ходу виртуальной сессии, так и по ее итогам. Особенно, если аудитория широко распределена. А ежели вебинар открытый и бесплатный, «набор» на него ничем и никем не регламентирован, аудитория непостоянна, а порой просто любопытствующие приходят, организаторы вебинара и его ведущие могут не получить «сухого остатка» по итогам мероприятия.
Чтобы снять эту проблему, можно поступить так: подводить итоги сессии не только устами ведущего, а и в виде резюмирующего опроса по актуальным для организаторов аспектам. Выглядеть это может следующим образом:

Для оценивающего резюме годится встроенный в виртуальный класс инструмент для проведения опросов/тестирования. С его помощью можно не только опросить аудиторию, но и продеменстрировать полученные результаты в онлайне. В приведенном ниже примере прямо с сегодняшнего вебинара участники, согласные с пронумерованными позициями, отмечали их номера. (Количество ответов здесь тождественно числу людей, участвовавших в опросе.)

Подобного рода опросы, «визуализирующие» полезность или актуальность мероприятия для аудитории, качество контента или работы ведущего и др., думается, можно рассматривать как групповое резюме, касающееся эффективности мероприятия и дающее пищу для размышлений.

Возможно, кто-нибудь поделится, как проходит подобная оценочная работа по итогам изучения электронных курсов. Было бы интересно.

Читать дальше......

Бюрократический язык

При всей важности визуализации и краткого изложения идей (о чем хочу написать завтра) нормальный текст для передачи информации крайне важен. Сегодня с удивлением обнаружил, что американское правительство озабочено тем, чтобы чиновники письменно общались со своими гражданами на человеческом языке, а не писали что-то в духе "ускорить результативность принятия решений". Даже есть сайт http://www.plainlanguage.gov/, содержащий инструкции чиновникам о том как и что писать, с примерами, советами и рекомендациями.

А вот наш российский образец творчества партийных чиновников. Попробуйте понять, что пытались сказать:
По решению Президиума Генерального совета Партии или Регионального политического совета полномочия Секретаря и (или) членов Местного политического совета могут быть приостановлены до проведения внеочередного заседания Местного политического совета либо внеочередной Конференции (Общего собрания) и досрочных выборов за принятие решений, нарушающих нормы Устава Партии, невыполнение решений Съезда, Генерального совета и Президиума Генерального совета Партии, руководящих органов регионального и местного отделения Партии, противоречащих программным документам Партии, а также за самоустранение в работе и (или) совершение иных действий (бездействия), наносящих Партии политический ущерб.

Доживем ли мы до момента когда кто-то озаботится обучением наших бюрократов человеческому общению?

Читать дальше......

четверг, февраля 26, 2009

E-learning в Белорусии

Коллеги из компании Медиум пригласили на семинар в Минске, где мне удалось убедиться, что e-learning в Белорусии жив, несмотря на кризис. Удалось, наконец, очно познакомиться с некоторыми участниками очень бойкого белорусского сетевого образовательного сообщества, в частности с Еленой Локтевой. Online общение это замечательно, но общаться очно бывает не менее увлекательно и познавательно.

На фото - я дома у Андрея Дюсмикеева пытаюсь научиться что-то делать с реальной древней деревянной прялкой. Вот где нужен e-learning - по причине отсутствия экспертов.

Читать дальше......

Виртуальная химия



Виртуальная химическая лаборатория - Late Nite Labs. Все у кого в детстве был набор юный химик, могут вспомнить молодость и безопасно проэкспериментировать с вливание воды в кислоту и заодно что-нибудь вскипятить. Но в данном случае e-learning возможно и делает изучение более эффективным, но теряется шарм поджигания магниевой стружки на кухонном столе и последующих объяснений родителям что это было...

Читать дальше......

среда, февраля 25, 2009

Советы е-учащемуся или стандарт для е-учащегося?

Несколько раз на всяких-разных семинарах по разработке э-курсов, конкретнее, когда обсуждалась их структура, был свидетелем споров о том, стоит ли включать в структутру курсов в качестве обязательного элемента рекомендации обучаемым, как с этим курсом работать. Работать с его содержанием, а не с правилами юзания софта.
Часть специалистов говорила, такие рекомендации нужны всегда. Другие, что это лишний прибамбас. А третьи, что лишь в случае необходимости, если продукт этого требует.

Вопрос, вроде мелкий и несущественный. Однако публикация коллеги в виде 10 советов е-учащемуся напомнила, что наш обучаемый должен не только потреблять правильный контент, но и уметь потреблять его. Подобные советы, думается, были бы не лишними в составе каждого курса. Вреда от них точно никакого, а вот польза может проявиться.

В суете корпоративной жизни и в условиях дефицита времени на обучение, возможно, стоит подумать не только о разработке корпоративных стандартов по разработке, оформлению и структуре курсов, но стандартов для обучаемых. Тех стандартов, которые регламентировали бы его а) учебную деятельность /время, место, контроль, посттренинг и пр./, б) набор требований к его обученности и, кроме того, содержали бы нехитрий или хитрый набор советов, как этой обученности добиться.

Читать дальше......

вторник, февраля 24, 2009

Цена отвлечения от основной работы

Все кто когда бы то ни было общался с программистами знает, что есть 2 вещи которые они не любят больше всего - разговаривать по телефону с клиентами и отвлекаться от основной задачи на мелкие баги и доделки. При этом утверждается, что каждое отвлечение очень негативно влияет на производительность труда, качество итогового кода, и т.п.

Тот же вопрос иногда возникает при общении с клиентами - если оторвать человека от работы на полчаса для тестирования или изучения короткого модуля электронного курса - как это скажется на эффективности работы?

Я раньше никогда не встречал исследований по этому поводу, но вот наткнулся на одно:
The Cost of Interrupted Work: More Speed and Stress (на английском). Вывод, который сделали исследователи: если человек постоянно прерывается для разных мелких задач, то с одной строны он в целом работает эффективнее (учится переключаться между задачами), но уровень стресса у него повышается. Пойду убеждать программистов, но боюсь, что они мне не поверят :)

Читать дальше......

Рынок умер?! Да здравствует рынок!

На trainings.ru статья "Рынок умер?! Да здравствует рынок!" - интервью с Елизаветой Сатановской из банка HomeCredit - рассказ о том, как выживает корпоративный университет в 2009 году и о том какое место занимает в этом выживании дистанционное обучение.

Цитата:
Бюджет на внешнее обучение, конечно же, стал меньше. Но нам это не страшно, ведь большую часть проектов мы способны осуществлять, своими силами. Например, всё обучение по линейке банковских продуктов и все тренинги по навыкам продаж и управленческим навыкам для фронт-офиса мы проводим самостоятельно (а это более 25 программ!). Курсы дистанционного обучения мы создаем сами, их уже более 30. Научились делать сложные интерактивные курсы.

Читать дальше......

понедельник, февраля 23, 2009

Каждому e-learning'цу по 3 монитора!

Простой, хоть и не самый бюджетный, способ повысить скорость труда за компьютером экспериментально выяснили специалисты из Института организации производства Фраунхофера (Fraunhofer Institut Arbeitswirtschaft und Organisation) из Штутгарта. \Источник\

Они обнаружили и доказали, что размещение на одном рабочем месте трех мониторов вместо одного более чем на треть повышает производительность труда. Как минимум, его скорость. По мнению исследователей, использование сразу трех мониторов наиболее годится для тех, кто обрабатывает много информации: «ученых, редакторов, контент-менеджеров, инженеров и специалистов по страхованию». Сходные результаты с еще более высокоим показателем повышения скорости работы (до 52%) получены в университет штата Юта.
Возможно, повысить не только скорость, но и глубину содержание работы за мониторами помогла бы демонстрация на одном из них инструкций по оптимальной работе с материалом конкретного свойства (Этакое обучение / консультирование /инструктирование / коучинг даже прямо на рабочем месте). Например, ломаете Вы голову над определением цели или задач курса, а перед Вашим взором подсказка вроде такой , как это можно пошагово сделать.

Приходилось иногда и самому работать на 2 монитора. Интенсивность труда не замерял, но комфорт ощутил быстро.

Читать дальше......

Конкурс на лучший курс, созданный с помощью Courselab

Уже 2-й год мы проводим конкурс на лучший курс, созданный с помощью редактора электронных курсов Courselab. В этом году победители снова получат массу полезных призов и всенародную славу. Надеюсь на ваше участие!

1) Читать подробнее о конкурсе 2009 года, призах и условиях проведения
2) Познакомиться с итогами первого конкурса 2008 года


Читать дальше......

воскресенье, февраля 22, 2009

Спич в защиту вебинара

В одной из реплик вокруг поста «Кризис и e-L 1.0 и 2.0» коллега Lern21, заметил, если я верно понял, что вебинар является одной из форм collaborative learning, без которой в сетевом обучении «не обойтись. Если реально учить».
Отчасти согласен. Осмелюсь лишь добавить=возразить. Вебинары могут с равным успехом использоваться и в границах е-learning 1.0, в частности, для проведения обычных лекций на практически неограниченную аудиторию.

На е-L 1.0 возможости вебинаров, впрочем, в комментарии к упомянутому посту указывает Е. Тихомирова: «вебинар нужен тогда, когда надо быстро и одновременно передать знания большим группам людей.». Правда и здесь не обошлось без двух оговорок про Web 2.0 и вебинары:
1. «У нас нет опыта культуры организации групповой работы».
2. «Неумение говорить строго по теме и коротко - средняя длительности вебинара, к примеру, 40 минут. За это время, чтобы работа была эффективной, нужно кратко, четко и емко передать нужную информацию».

Ну, если ведущий не приобрел приемлемого опыта группового обучения или не способен говорить строго по теме хотя бы 40 минут, его резонно просто уволить. Благо, кризис сейчас, повод для сокращения вполне приличествующий. В любом случае, вебинары и сервисы Web 2.0 сами по себе в неумении кого-то там работать ничуть не виноваты. Неча, как говорится, на виртуальный класс или wiki пенять, коли …

Вебинары – такой же инструмент, как молоток или бормашина, прокатный стан или генератор тока на ГЭС или АЭС. И если культура групповой работы хромает, можно либо оказаться от виртуальных классов, либо что-то сделать с культурой.
Виртуальный класс может служить инструментом обучения как для традиционного лекционно-семинарского, так и коллаборативного, проблемного, провокативного и прочих обучений, для реализации учебных и даже реальных проектов, образовательных и реальных мозговых штурмов, совещаний или переговоров. И много чего еще. А может и не служить… Или имитировать, что служит.

Виновата ли турбина или гвоздодер, что их плохо эксплуатируют? Или виртуальный класс, или сервисы Web 2.0? Может, нужно просто «реально учить»?

Читать дальше......

пятница, февраля 20, 2009

Издержки информационного взрыва

Говорят, что человечество переживает информационный взрыв. За обилием информации, мол, нельзя уследить; мир, мол, слишком быстро меняется, и чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать. Не ясно, бежать куда-то или на месте. Не подскажете?
Коснулся информационный взрыв и дела обучения. За последние десятилетия мимо нас промчались программированное и адаптивное обучение, проблемное и вероятностное обучение, несколько теорий развивающего, концепция поэтапного формирования умственных действий, популярный в нашем блоге педагогический дизайн.
Проявляют активность, особенно в области ДО (особенно в развитых странах), адепты ситуационного, кооперативного обучения, конструктивизма – когнитивизма, диалогического, информационного, методом проектов, социального и коллаборативного обучения, обучения в сотрудничестве… Список можно продолжать еще долго.
Понятно, что практику толком более трех-пяти образовательных технологий, из этих концепций вытекающих, освоить – жизни не хватит. Утешает, что пока число педагогических школ еще не перевалило за 1200-1300, как в психотерапии. Надолго ли, не перегоним ли мы братьев-психологов?
Итогом такой погони за новациями часто становится то, что человек, стремясь угнаться за новинками в итоге профессионально не овладевает ни одним из подходов, обречен быть вечным неофитом. Все равно то, чем он занимается, быстренько устареет, и он, сломя голову, бросится из двух зол выбирать новое, толком не освоив предыдущего. И ответственности никакой, прежнее же само собой, естественным образом якобы устарело и никто в этом не виноват.
Может, в таких условиях стоит приостановиться и сказать: вот мое. Я буду заниматься адаптивным обученим, решит один. Я а коллаборативным, остановится другой, а я провокативным, сделает выбор третий. Ну, я буду окучивать ниву фрейдопедагогики, решится четвертый и т.д. А пятый возьмется за антипедагогику (и такая есть школа, если кто не знает).
Парадокс в том, что, как показывают десятилетия исследований, в конечном итоге между результатами обучения в любой из традиций нет принципиальной, значимой разницы, если учебный процесс поставлен качественно. Может, хватит бегать за образовательными панацеями и ставить эксперименты? Едва ли существует «образовательная панацея», а тем более – десятки этих панацей. Умеешь работать классически – трудись. Нравится дискуссионное обучение – ветер в паруса. Это как минимум.
Как максимум: образованцы-практики должны профессионально владеть несколькими технологиями обучения и применять их в соответствии с ситуацией, вызвавшей потребность в подготовке людей. Для репродуктивного обучения – один метод, для творческого – другой, для навыкового – третий, к примеру. А адаптация этих методов к ситуации обучения (страна, культура, вуз, компания, целевая аудитория и пр.) – поле для выращивания инноваций.

Читать дальше......

четверг, февраля 19, 2009

Баланс в Вашей жизни



Коллеги из Центра E-learning продолжают радовать бесплатными курсами, предназначенными для эмоциональной поддержки в кризисное время. Теперь доступен курс "Баланс в Вашей жизни". Сделано в Courselab.



Можно скачать SCORM пакет, поставить в свою СДО и порадовать коллег - http://clients.e-learningcenter.ru/demo/balance/balance_SCORM.zip. Версия для просмотра без СДО - http://clients.e-learningcenter.ru/demo/balance/balance_local.zip.

Читать дальше......

Математика vs креативность

За последние несколько десятков лет школа, как средняя, так и высшая, как "дошкольная" так и профессионально-техническая только и делала, что реформировалась. Так и хочется задуматься, а реформы в образовании - это прогресс или что?

Вот, к примеру, реформаторская мысль легитимного руководителя всех образованцев России: «Я глубоко убежден: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность» \Источник\.

Не пора ли замутить какую реформу в корпоративных учебных подразделениях и университетах? Все кругом реформируются, а мы что, хуже?

Читать дальше......

Итоги опроса - какие сервисы востребованы на учебном портале

Мне давно хотелось собрать статистику по сервисам Учебного Портала, которые на практике используют заказчики (помимо базовых сервисов дистанционного обучения и тестирования). На примере системы WebTutor - спектр возможностей весьма велик - от формов и блогов, до чатов и библиотек документов.

На нашем закрытом портале (доступном только нашим клиентам) мы провели опрос, в котором попытались понять что же используют наши клиенты. В опросе приняло участие 89 компаний (это рекорд для наших опросов). Хочу поделиться некоторыми результатами.

Вопрос №1


Видно, что после дистанционого обучения и тестирования, которые используют почти все, наиболее популярные сервисы это автоматизация процелдур оценки и учебного центра (управления очным обучением).

Вопрос №2

Меня особо интерсовал вопрос о наиболее востребованных возможностях модуля управления очным обучением. По статистике легко увидеть что функции информирования (календаря и каталога учебных программ) используются существенно чаще, чем учетные задачи.

Вопрос №3

Как выяснилось учебный портал активно используется не только для публикации новостей о работе учебного центра, но для информирования о деятельности HR-вообще или даже компании в целом.

Вопрос №4

Также почти треть компаний использует учебный портал как корпоративную электронную библиотеку.

Вопрос №5

Как это ни удивительно, 10% компаний уже используют блоги на учебном портале, а еще 40% планируют. Неужели web 2.0 на подходе?

Вопрос №6


Чат - не самая популярная опция, но его все же используют


Вопрос №7

Более 50% используют опросы, этот результат вполне соответствует моим внутренним ощущениям

Вопрос №8

Почти треть компаний использую форумы учебного портала для общения по вопросам не связанным напрямую с обучением (по разным вопросам). И только 20% для общения исключительно в по поводу портала и электронных курсов. Удивительно.

Читать дальше......

среда, февраля 18, 2009

Кошмар...


По мотивам обсуждений:

Читать дальше......

вторник, февраля 17, 2009

Кризис и e-L 1.0 и 2.0

Почти год назад на distance-learning.ru опубликовал материал на спорную тему: о том, что виртуальные классы - это инструмент, занимающий промежуточное положение между e-L 1.0 и 2.0. Скажу прямо, те коллеги, которые прочитали этот материал до его опубликования, отнеслись к его главной мысли скептически.

Сейчас - в рамках обсуждения того, что у нас препятствует широкому внедрению в корпоративное обучение сервисов Web 2.0 - обнаруживается, что точки зрения о "промежуточности" в-классов придерживаются и иные люди, предлагая вполне конкретные пошаговые решения:
"... сценарий постепенного перехода к e-L 2.0 может быть таким: сначала обучаемый изучает несколько достаточно интерактивных электронных курсов -> потом он участвует в нескольких вебинарах (также достаточно интерактивных) -> потом с большой вероятностью он будет воспринимать форумы, блоги и т.д. как инструменты, которые вполне "нормально" использовать в обучении" (Источник)

В условиях кризиса запусить Web 2.0 решения, равно как и недорогие виртуальные классы, куда привлекательнее с точки зрения минимизации затрат, чем приобретать и запускать наиболее популярные на рынке LMS (кроме бесплатных :). Парадокс состоит, на мой взгляд в том, что учебные подразделения и внутрикорпоративные культуры во многих случаях оказываются не готовыми к реализации таких - более экономичных - решений.

Читать дальше......

понедельник, февраля 16, 2009

Влияние опыта/стиля обучения заказчика курса на заказ курса

Одним людям достаточно какую-нибудь книгу прочитать (даже электронную :), и он бежит на рабочее место тут же изученное применять (см. комментарий С. Снегирева), и все, пусть и не немелденно, у него получается и желаемых высот он достигает.
Другим нужно время, повторения, внешнее стимулирование, чтоб они постепенно чему-нибудь обучились до приемлемого (желаемого) уровня.
Третьим же и десяток электронных симуляторов, имитаторов, электронных игр и тренажеров не помогает.

Если ориентироваться на целевую аудиторию, состоящую из обучаемых первого типа, досточно вывесить в СДО описания продуктов, процессов, нормативных документов и др. - и учебный процесс пойдет. Ну, для порядку вывешенное нужно и тестами снабдить. Тут, глядишь, никаких пед.дизайнеров не потребуется :)

А что делать с обучаемыми второго и третьего типа? Для них что, особые курсы нужны? Пед- и визуальнодизайнерские изыски? Тотальная интерактивность для само- и контроля? Ведь в любом коллективе такие люди - в большинстве.

К чему это говорится? Да к тому, что заказчики курсов сами относятся к какому-нибудь из этих типов (очень часто к первому и практически никогда к 3-му) и могут "отождествить" целевую аудиторию с собой. В результате он будет неосознанно ориентироваться на обучение того типа, к которому склонен сам. Такое отождествление-убеждение, сидящее в бессознательном заказчика, особенно если он принадлежит к 1-му типу, трудно поколебать. Порой это приводит к недопониманию между создателями электроного средства обучения и их заказчиками, которые обладают преимущественным правом быть правыми, особенно если склонны к волевому стилю принятия решений.
Приходится прибегать к дополнительной аргументации, демонстрировать коммуникативные способности, спорить и убеждать. Например, говорить: "Вспомните, как Вы учились в школе и как и с каким скрипом делали это многие Ваши одноклассники. Что делала учительница? Как бы Вы сами предложили учить представителей типов 2 и 3? и т.п."
Вроде бы и мелкая проблема, но на характер будущего курса, а то и внедрение ДО в компании, влияет фундаментально и иногда фатально :(.
Вы с чем-нибудь подобным сталкивались? Как решали вопрос?

Читать дальше......

Сколько ролей приходится исполнять "труппе" СДО?

Весьма интересная дискуссия о том, какие роли и функции исполнять людям, внедряющим и обслуживающим СДО в типичной для наших условий компании, сколько ролей выпадает на одного "актера" и др. развивается здесь. Количесто выявленных участниками обсуждения ролей достигло примерно 15.

Тема не новая (например, в той или иной мере она затрагивалось и в этом блоге, в частности здесь), но, поскольку возникает время от времени и довольно бурно обсуждается, есть над чем поразмыслить и конректизировать ее реальными решениями. Очевидно, что точки над "i" еще не расставлены и ждут своего часа. Кто, если не мы, их расставит?

Читать дальше......

суббота, февраля 14, 2009

Электронное обучение уверенности в себе и т.п.?

На последнем вебинаре участники заспорили, а могут ли электронные курсы повлиять на такое состояния души обучаемого, как уверенность в себе? (Речь зашла об уверенности оратора при проведении публичной презентации).

Цитирую участницу:
Ф.Н.: Уверенности-неуверенности курс не научит в принципе. Может дать знания и навыки, которые способствуют повышению уверенности, к примеру, не более.

Попробую поделиться, как можно попытаться решить подобную проблему средствами е-L:
1. Прописываются действия, являющиеся формой выражения уверенного поведения
2. Дается пошаговая инструкция типа: «Хочешь быть увереннным в себе, веди себя так 1) ... 2) … N)…
Все это дается для обучения и может быть оттестировано
3. Обучаемому говорится: А теперь иди проведи презентацию, при этом непременно веди себя так, как будто ты уверен в себе
4. После проведения реальной презентации обучаемый возвращается к курсу, где дает самооценку своему поведению по шаблону, созданному на основе упомянутого в пп. 1 и 2.
(Кроме этого, оценку уверенности выступавшего могут дать и те, кто наблюдал за ним, желательно, линейный менеджер)
5. Затем обучаемый дает оценку удовлетворенности своим поведенияем по позициям из пп. 1 и 2
6. Сравнивается самооценка поведения и оценка удовлетворенности поведением, на основе которой автоматически выдаются рекомендации (Понятно, что интерпретатор такого сравнения закладывается в учебное средство заранее).
7. Операции из пп. 4 и 5 повторяются после каждой презентации, проведенной обучаемым до тех пор, пока самооценка действия и удовлетворенности не достигнут желаемого предела и не приблизятся одна к другой в количественном выражении

Предлагаемый подход – отнюдь не фантастика. Более того, однажды приходилось участвовать в проекте электронного курса, реализующем такую логику, правда, совсем на другом материале – формировании навыков мотивационного менеджмента.

Не уверен, что предлагаемое решение учит уверенности (неувернности обучить как раз очень даже несложно :). А вот включить курс в практическую работу и помочь в коррекции тех или иных человеческих состояний и поведения, на мой взгляд, может и достаточно серьезно. Что думаете?

Читать дальше......

И все-таки навыковый е-learning возможен

Времена меняются, нравы мягчают. Теперь уже не только военная индустрия – двигатель так называемого прогресса. Индустрия компьютерных игр начинает вносить в него свою лепту. Так, компания компания TN Games начала выпускать бронежилет для геймеров. Его назначение – не защищать игрока от виртуальных пуль, ножей и прочих колюще-режущих инструментов и кулачных ударов, а прямо противопроложное – проводить эти удары.
Так, бронежилет создаст «полное ощущение перегрузок на резких поворотах (если вы предпочитаете авиа- или гоночные симуляторы) … По счастью, полной реалистичности ждать не стоит, иначе далеко не все геймеры сумели бы пережить даже один вечер: встроенные приводы обеспечат давление до 4,5 кг. Новинка уже имеется в продаже, по цене 140 долларов.».
Как видим, подобные инструменты вполне годятся для подготовки водителей, космонавтом и тружеников спецслужб на уровне моторных и иных телесных навыков. Смогут они пригодится и для разного рода курсов по освоению техники безопасности для довольно широкого круга специальностей, особенно если аналогичные перчатки для электриков, хирургов или кузнецов-штамповщиков создать.

Эта же компания готовит к выпуску «шапочку» , способную «имитировать попадания в голову, тряску и прочие прелести баталий – включая рикошет пуль от его твердого покрытия»

Кто теперь скажет, что навыковое обучение в рамках е-L – штука невозможная?

Источник

Читать дальше......

четверг, февраля 12, 2009

C Днем Дарвина!


Поздравляю всех приверженцев эмоционального обучения с 200-летием Дарвина - человека, впервые научно исследовавшего и описавшего эмоции.

Дарвин не только человека от обезьяны произвел, но и чувства человеческие вывел из животных. Не будь Дарвина и обезьян, не было бы и эмоционального интеллекта :)

Читать дальше......

среда, февраля 11, 2009

Функции пед.дизайнеров – палка о двух концах?

В прошлом году на различный ресурсах по теме e-L, активно обсуждались вопросы о функциях, компетенциях, роли и месте педагогических дизайнеров и иных лиц лицах, имеющих отношение к разработке э-курсов и организации э-обучения. Например, здесь, здесь или здесь.

Понятно, что функции и компетенции специалистов по e-L и педагогических дизайнеров в определенной степени должны быть известны и понятны их начальству. К каким результатам должно приводить такое знание? Конечно же, к развитию и совершенствованию дела e-learning. Поучительный, хоть вполне локальный и не вполне однозначный, пример того, как это может происходить, представлен тут .

Однако в условиях кризиса обнаружился и не менее поучительный пример, противоположный по результатам: когда перечень выполненных специалистом СДО работ вызывает у руководства вопросы типа: «Не может быть, что ты столько делал, это все надумано» или «Ну в общем ты все это написал, чтобы вопрос замутить!» \Подробнее\.

Читать дальше......

Ввести Web 2.0? Нет ничего проще

Сейчас много разговоров про Web 2.0 и про то, как сильно он нужен и как его ввести в корпоративное обучение.
На самом деле нет ничего сложного, технически. На вводном этапе достаточно по поводу того или иного корпоративного курса завести блог или социальную сеть. (Ну, форум, наконец, хоть форумы ко 2-му Web'у не относят.). И посмотреть, что из этого выйдет.
Готовы ли мы к этому не технически или ресурсно, а "идеологически"?

Читать дальше......

понедельник, февраля 09, 2009

Аттестация персонала – дело рук самого персонала

Далеко не всегда мы используем все возможности, потенциально заложенные в программное обеспечение. Порой из-за того, что не всегда замечаем очевидное.
Иногда достаточно очень простых решений, чтобы придать работе системы управления обучением и/или персоналом, HR-порталу «новое звучание».
Например, бОльшая часть таких систем имеет модули, касающиеся компетенций, KPI, иных параметров работы, которые завязаны на автоматизированные механизмы оценки и аттестации персонала. А кто больше всего заинтересован в высоких результатах такой аттестации, как ни сам работник (если он, конечно, в конец не демотивирован и не навострился увольняться)?
Почему бы не использовать возможности таких систем для самостоятельной подготовки людей к аттестации? Добровольно выполнив тест или пройдя опрос, работник
- будет меньше волноваться перед реальной аттестацией,
- получит сведения о степени своей подготовленности, станет осведомлен, каких знаний, умений и компетенций ему не достает для соответствия должностным требованиям или карьерного роста,
- сможет наметить пути восполнения недостающих знаний и навыков, освоить их и откорректировать свое поведение в организации.
Кроме того, это повысит мотивацию людей к профессиональному развитию, а также может поспособствовать более частому самостоятельному обращению людей к образовательным или HR-ресурсам компании. В конечном итого, все это позитивно скажется на развитии корпоративной культуры.

Идея самоаттестация не нова. Однако во многих ли компаниях используется это нехитрое, но полезное решение? Оно не требует больших ресурсов, более того, позволяет разнообразить использование уже имеющихся инструментов, увеличить отдачу от них.
Возможно, кто-нибудь поделится опытом использования LMS для самоаттестации или иными подобными находками.

Читать дальше......

А нам надо такая социальность?

Google запустила новый сервис - Google Latitude («Локатор» в русской версии), который позволяет пользователям отслеживать на карте местоположение членов своей семьи или друзей.
Источник

А почему только членов семьи, а не работников, например, разъездных специалистов? Надомников? Тех, которые трудятся по свободному графику и др.? Всегда приятно узнать, а не стоит ли твой персонал на базаре за колготками.

Google Latitude стал расширением инструмента, который позволял пользователям мобильных телефонов узнавать свое местоположение на карте с помощью нажатия одной кнопки. По мнению Стива Ли (Steve Lee), продукт-менеджера Google, «новая функция добавляет к Google Maps социальность».
Сервис запущен в 27 странах, включая и Россию.

Читать дальше......

суббота, февраля 07, 2009

Уроки из Ведомостей - 2, или Обучаемого "надо "подгонять"

Уж больно зацепил меня первый урок , "извлеченный" Алексеем из «Ведомостей»: «если не мотивировать людей, то % завершения курсов будет низким».
Так-то оно так, да «инструмент», приведший к росту процента завершивших курс в упомянутой в статье компании с 16% до 65% и, наконец, до 85-95%, мягко говоря, едва ли является мотивирующим в современном смысле термина «мотивация». Особенно, если понимать разницу между мотивацией и стимулированием и не рассматривать страх наказания как конструктивный побудительный фактор. Если не путать учебную мотивацию и административное влияние.

Каким же должен быть административный контроль обучения и подталкивание к освоению знаний и навыков, нужных бизнесу? В некоторых компаниях, как мне известно, администрация в доведение учебы до конца и ее результативность вообще не вмешивается.

Даже если мы вообразим, что электронные курсы достаточно хороши, чтобы не отвращать людей от обучения, а условия для него созданы вполне комфортные, будут ли эти люди массово рваться учиться?

Как-то не верится в то, что без административного контроля отечественный корпоративный е-learning сам по себе расцветет пышным цветом и быстренько самоутвредится. Что персонал добровольно и с наслаждением "попрет за знаниями". Даже если будут полноценно реализованы условия, упомянутые в предыдущем абзаце. А вам верится?

Предполагаю, что, проектируя курс, одновременно необходимо проектировать и порядок административного контроля за обучением на его основе, а также, в пределе, и контроля за переносом изученного в трудовую деятельность обученных. \Вопрос о корреляции обучения персонала и его аттестации опущу\. В противном случае мы получим упреки в «обучении для обучения», «е-learning для галочки» и (орг)выводы и оценки о неэффективности электронного просвещения в компаниях как такового.

Читать дальше......

Трудности запуска e-L

Наткнулся на материал коллеги о том, как сейчас в месте X. ищется решение, из чего, как и с кем создать в компании программу обучения менеджеров.
Мне эта история показалась поучительной: в ней вполне ясно и остро обозначены важные болевые точки, имеющие место при решении подобных задач. Реальных задач (= проблем), которые реально решает сейчас реальная компания. Так сказать, взгляд снизу на ситуацию на рынке бизнес-обучения

Попробую обощить тематику зафиксированных проблем:
1. Степень сформированности (точнее, несформированности) культуры ДО и е-L и ее влияние на желание людей учиться.
2. Дефицит "на рынке комплекса готовых курсов, которые давали бы какую-то систему знаний, а не набор каких-то сведений."
3. Качество тестов: Сдача теста измеряет лишь степень успешности сдачи теста.
4. Сложности организации взаимодействия компании-потребителя знаний с внешними разработчиками, консалтинговыми компанииями и прочими держателями знаний (например, бизнес-школами).

Впрочем, читайте сами

Читать дальше......

пятница, февраля 06, 2009

Уроки из Ведомостей

В сегодняшних "Ведомостях" статья про дистанционные курсы и эффективность их использования. Не знаю какую компанию имел в виду Дмитрий Соболев, директор по инновациям «Мэйнстрим консалтинг», но весьма вероятно что кого-то из наших клиентов. В принципе никаких открытий в статье нет - все очевидно - если не мотивировать людей, то % завершения курсов будет низким. Интересно другое - я впервые вижу в ведущем национальном бизнес-издании статью про e-learning.

ВЕДОМОСТИ
Советы консультанта: Урок издалека

Крупная ритейловая компания решила использовать дистанционное обучение, дабы привить сотрудникам региональных офисов навык работы с новой информационной системой. Далее

Читать дальше......

четверг, февраля 05, 2009

Когнитивная перегрузка – почему мы забываем, а не учимся

Очередная полезная (на мой взгляд) статья "Когнитивная перегрузка – почему мы забываем, а не учимся" на сайте distance-learning.ru (очередной перевод из блога Дональда Кларка). Статья рассматривает особенности нашего мозга по запоминанию и забыванию информации, а также некоторые выводы которые могут для себя сделать разработчики электронных курсов.

Читать дальше......

среда, февраля 04, 2009

О пользе фактов

Мне кажется, что авторы многих курсов пытаются запихнуть в голову обучаемого как можно больше информации и полезных фактов. Помогает ли знание фактов применению на практике изучаемых материалов?

Я нашел информацию о результатах исследования, которое провели в 2008 году. Протестировали 6000 выпускников университетов Китая и США. Они сдавали 2 типа тестов по физике - на знание фактов и на способность делать выводы и рассуждать. В первой группе тестов китайцы ответили верно в среднем 90% вопросов, в то время как американцы примерно на 50%. Зато в тесте, выявляющем способность к выводам и умозаключениям на основе фактов (Lawson Classroom Test of Scientific Reasoning) результаты оказались равными (75%). Отличное знание фактов не очень помогло китайцам в этом тесте.

Хотя нельзя исключать, что китайское образование все же радикально лучше и китайцы захватят мир. Но я лично в этом не очень уверен.

Читать дальше......

Academic Earth

Новый проект с обучающим видео по самым разным темам от лучших мировых университетов - Academic Earth. На сайте собрали более 1500 видео-лекций (обещают, что скоро будет намного больше). Если вы хотите понять как участся в MIT, Станфорде, Беркли, Гарварде или Принстоне - посмотрите. Ниже пример лекции о России:

Читать дальше......

вторник, февраля 03, 2009

Дефолт портала

На днях у одного из наши заказчиков HR-служба демонстрировала новый портал на базе WebTutor генеральному директору. Директор некоторое время осматривал произведение и высказал абсолютно парадоскальное пожелание - замените в адресе портала название шаблона default.html на что-нибудь другое, чтобы не вызывать у людей неприятные ассоциации :) Мы то просто назвали страницу от выражения by default - "по умолчанию". Как кризис влияет восприятие! Директор решил что мы издеваемся над заказчиками в это непростое время ;)

Сейчас мы срочно меняем везде на index.html - в честь побед индекса РТС!

Читать дальше......

понедельник, февраля 02, 2009

Курс отдельно, контроль отдельно

В процессе разработки курсов для одного из банков возникла идея: не делать в них итогового (контрольного) теста. Точнее, не включать итоговой проверки непосредственно в тело курса, а вынести ее в виде отдельного измерительного инструмента на корпоративный портал. Благо, бОльшая часть LMS, включая WebTutor, имеют в своем составе самостоятельные модули тестирования и оценки знаний персонала. При этом сами курсы обычно имеют линейную структуру, а в некоторых из них контрольные задания "размазаны" по всему содержанию.

Изначально к такому решению подтолкнуло желание продлить жизнь курса за счет контроля не только сразу после учебы, но и через, скажем, 1 и 4-6 месяцев поле завершения курса. Такая процедура, по замыслу, должна бы в определенной степени поддерживать образовательные эффекты от обучения (своеобразное посттрениговое сопровождение, хотя бы за счет припоминания), а также побуждать сотрудников к более ответственному отношению к учебе.

Думается, однако, что автономное от курса размещение итогового теста по нему сулит получение еще нескольких преимуществ:
1. Проводить претестирование, в том числе и с целью сопоставления его результатов с итоговым контролем, в частности и для определения степени эффективности процесса обучения на основе курса;
2. Проверять уровень подготовленности вновь принятых сотрудников, которые уже имеют опыт работы в должности / по специальности, на которую претендуют;
3. Включать тестирование в качестве одной из процедур в системе мероприятий по аттестации персонала;
4. Получать информацию для совершенствования как содержания курса, так и содержания теста;
5. Создавать на корпоративных порталах специальные кастомизированные тесты по итогам обучения даже на основе закупленных коробочных курсов.
6. Проводить разного рода соревнования между сотрудниками на основе выполнения ими тестов.

Кроме того, ничто не мешает в ходе повторного тестирования добавить к тесту опрос или специально созданное задание, позволяющие узнать мнение людей о том, помог ли и в какой степени изученный курс в их практической деятельности

Какие еще резоны в пользу или против раздельного использования курсов и контрольных тестов к ним можно привести, коллеги?

Читать дальше......

Бриттаника vs Википедия

Про заочное соревнование Википедии и Британской энциклопедии уже давно писалось. Основной предмет спора/соревнования- могут ли разрозненные любители не обремененные академическими лаврами сделать продукт не хуже чем узкая группа профессоров и признанных авторитетов. Т.е. имеет ли право на существование идея wisdom of the crowds (мудрость толпы).

Взгляды людей, занимающихся Бриттаникой прошли следующие эволюционные этапы:
1) Игнорирование - кто такие эти ребята, чтобы мы на них смотрели?
2) Надменность - что там могут написать эти любители? У них одни ошибки!
3) Небольшие заимствования - признали Википедию конкурентом, открыли часть контента в сети, сделали сервисы для блоггеров
4) Отчаянная попытка догнать - Бриттаника объявила, что она фактически принимает модель формирования контента, присущий Википедии и будет привлекать экспертов "с улицы" для формирования материалов и попытается создать вокруг себя online сообщество. Получится? Я лично не верю. Читать про это материал (на английском)

Мне кажется это очень типичная ситуация для появления новых технологий. Что-то похожее можно было наблюдать и во взглядах людей занимавшихся традиционным обучением по отношению к e-learning, хотя, конечно, это не конкурирующие формы обучения.

Читать дальше......

Тренерская трагедия

Статья в Ведомостях с подзаголовком "Рынок тренинговых услуг в России уже сократился на 50%, и это только цветочки, считают эксперты".

Цитата:
Тренинговый рынок переживает самый драматичный за свою 20-летнюю историю момент, считает Ужакина. «Ситуация в 1998 г. — манна небесная по сравнению с тем, какая неразбериха творится сейчас с ценами и спросом. Клиент может получить очень существенные скидки. Сейчас главное — выжить», — утверждает она. К середине 2009 г. число компаний уменьшится на треть, причем крупным и средним будет сложнее, чем мелким, которые могут на время прекратить работу, считает директор по маркетингу компании MTI Мария Артамонова.

Полный текст

PS
За прошедшие 2 рабочих дня получил письма о закрытии 2-х корпоративных университетов в очень крупных московских компаниях :( В одной e-learning остался, в другой видимо "убьют" все что относится к обучению вообще...

Читать дальше......

Зачем директору заводить свой блог?

Хорошие ответы на вынесенный в заголовок вопрос и несколько советов по ведению блогов смотрите здесь

Читать дальше......

воскресенье, февраля 01, 2009

Педагогическая технология на любой вкус и цвет

Наткнулся в одной из книг (не очень свежей) на подборку определения того, что за зверь такой «педагогическая технология».
Источник: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15

1. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
2. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
3. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
4. Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
5. Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
6. Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
7. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».

Нетрудно заметить: «как вы технологию определите, так обучение и поплывет». Мне больше иных импонирует ЮНЕСКО'вское определение, правда урезанное после последней запятой, т.е. в виде: Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия.

А вам?

Читать дальше......

Мобильные классы для обучения в компаниях?

В среднем образовании СНГ все активнее внедряются мобильные классы. К примеру, почти 150 таких классов недавно закуплено для школ Пермского края. (Источник)

Мобильные классы – это комплект обычно из 6-15 ноутбуков (включая преподавательский). Они объединяются в беспроводную локальную сеть (имеют точку беспроводного доступа), могут иметь и выход в интернет. С преподавательского рабочего места осуществляется управление ученическими местами вплоть до блокировки клавиатуры и мыши. С каждого рабочего места возможен и выход в глобальную сеть. Такие классы могут комплектоваться проекторами, интерактивными экранами и прочим оборудованием. Как правило, на всех компьютерах есть устройства для записки дисков, что позволяет «выносить с собой» результаты работы.
Хранятся и транспортируются мобильные классы в специальных антивандандальных шкафах на колесиках (трансформируемых в рабочий стол преподавателя) и могут перемещаться в границах одного здания и перевозиться с места на место. Известны случаи, когда обучение проводилось на природе. Вес всего комплекта обычно до 40-45 килограммов. Скорость «боевого развертывания» класса от 7-10 минут.

Могут ли такие классы быть интересны для бизнес-обучения? Думается, они окажутся привлекательны при нескольких обстоятельствах:
- когда отсутствуют помещение для стационарного компьютерного класса, условия для безопасного хранения техники;
- когда оборудование и проведение коммуникаций к стационарному классу слишком дорого
- если целесообразно осуществлять обучение сотрудников непосредственно на рабочих местах или максимально близко к ним;
- для осуществления сертификационного тестирования сотрудников (в частности, выездного, например, головным подразделением компании);
- когда требования безопасности компаний или проблемы с доступом в глобальные сети делают актуальной работу в локальной сети.

Мобильные классы могут оказаться интересными и для тренинговых компаний, специалисты которых будут выезжать на места - прежде всего в мало компьютеризированные точки, немногочисленные структурные подразделения компаний (небольшой магазин или офис и т.п.) «со всем своим».

Читать дальше......