Websoft

вторник, марта 31, 2009

Instructional design и designer

Искал что-то на собственном винчестере и нашел вот такие определения педагогического дизайна и дизайнера. Определения переводные. К сожалению, не нашел источник, откуда их позаимствовал. Надеюсь. через пару дней отыщу и размещу ссылку на источник в комментах.

Instructional designer — проектировщик учебного курса: член коллектива разработчиков курса, который следит за исследованиями в области открытого и дистанционного обучения и преподавания взрослым, «коллекционирует» достижения и успешные методики в сфере открытого и дистанционного обучения и умеет применить эти знания к данному курсу, не расходясь во взглядах с его автором или авторами.

Instructional design — педагогические разработки: построение обучения таким образом, чтобы учащиеся могли заниматься плодотворно.

Дамы и господа, вас такие определения устраивают?

Читать дальше......

Даешь реальную виртуальность!


Британские ученые задались целью создать реальную виртуальность (как будто реальность не виртуальна по определению :) , т.е. такую, где человек не сможет знать наверняка, в какой из реальностей он в данный момент находится.

По мнению исследователей, осталось 5 лет на реализации технологии, которая сможет воздействавать на все 5 органов чувств, чтобы мы могли погружаться в полноценную, а не в ущербную, как сейчас, одно-двухчувственную виртуальность.

Проект финансируется правительством Великобритании. Догадаться бы, какой правительству в этом деле интерес? …

Читать дальше......

понедельник, марта 30, 2009

Экспресс-оценка композиции слайда

В продолжение поста о быстрой оценке графических образов на слайде, сегодня поговорим о композиции слайда в целом:



Нехитрый способ поиска композиционного оформления слайда приведен ниже. При этом нужно иметь в виду, что буквы, математические и иные символы также представляют собой элемент графического представления данных.



Определившись, как располагать объекты на слайде, можно перейти к тому, что именно на нем располагать:



При этом нужно учитывать особенности восприятия человеком визуальной информации, игнорирование которых затрудняет ее прием и осмысление.



Теперь можно взять слайд любого из курсов и сопоставить его с предложенными здесь критериями.

Читать дальше......

Давно не виделись

Уважаемые коллеги!

Давно у нас не было проходило семинаров по развитию системы WebTutor, а также сбору обратной связи от клиентов. Я решил приурочить к выходу версии WebTutor 2.6.2 вебинар, но котором хотелось бы обсудить перспективы развития продукта, услышать ваши пожелания и замечания. Вебинар пройдет 3 апреля в 15:00 по московскому времени. Я расскажу о том, над чем мы работаем сейчас и что планируем в ближайшее время. На вебинар приглашаются все пользователи наших решений (просьба регистрироваться с корпоративной почты - с адресов типа ivanov@mail.ru регистрация приниматься не будет).

Зарегистрироваться на вебинар можно здесь:
http://www.v-class.ru/db/vc/cid/websoft1976075978/conference.html

Читать дальше......

воскресенье, марта 29, 2009

О качестве иллюстраций

По мотивам поста Владимира с детским рисунком :)
Набрел в инете в любопытном блоге на историю:




Стоит задумываться, вставляя в курс картинки, одинаково ли вы их понимаете с обучаемыми :)

Читать дальше......

Диалог с предрешенным результатом


Ответ на комментарий Павла Каллиникова и иных коллег, сомневающихся в возможности существования или в праве на существование лекций по типу сократовского диалога.

Читать дальше......

«Заповеди» педагогического дизайнера (нач. XXI века)

Поскольку педагогический дизайн возник давно (40-е гг. XX века) и настолько устарел, что про него многие попросту не слышали, настало время модернизировать забытое старое и придать ему новое содержание, делая поправку и на e-learning, которого в момент рождения ID практически не было.
Ради этого, думается, мало рассуждать о роли, функциях и даже миссии педдизайнера. Нужно брать выше – замахнуться на credo, на самое мировоззрение этой противоречивой фигуры.
Итак,

10 заповедей педагогического дизайнера:
1. Педдизайнер очень умный.
2. Педдизайнер знает, что на планете и даже в одной отдельно взятой стране сыщутся люди поумнее его.
3. Педдизайнер-профессионал не знает, какие методы, формы и типы обучающих программных средств являются наилучшими по определению.
4. Педдизайнер понимает, что любой тип обучающего электронного средства и любая из форм ДО могут оказаться адекватными задачам обучения.
5. Педдизайнер понимает, что электронная книга, LMS'овский курс, серьезная игра, симулятор и пр. и пр. могут результативно решать одну и ту же образовательную и практическую задачу при прочих тождественных условиях.
6. Педдизайнер скептически относится к наличию объективных и субъективных, абсолютных и относительных истин.
7. Педдизайнер знает по умолчанию: для любой истины можно найти конекст, в котором она станет бессмыслицей, любую глупость можно поместить в контекст, где глупость засияет всеми гранями правды и красоты.
8. Обучаемый не дурак, если педдизайнер относится к обучаемому, как к самому себе.
9. Заказчик не дурак, если педдизайнер относится к заказчику, как к самому себе.
10. Если заказчик и/или обучаемый дураки, то заповедь № 1 к так думающему педдизайнеру не относится.

Читать дальше......

пятница, марта 27, 2009

Лекции бывают разными




Нынче много любителей попинать лекции как несовременный формат учебной работы.

Виртуальные классы, как раз, очень хороши для проведения лекций. Их аудитория, по сути может быть неограниченной как по числу участников, так и по географическому охвату.

Не стоит однако думать, что лекция столь уж одиозный и однообразный метод обучения, как его стало модно представлять торопыгам инноваторам. Методика их проведения очень даже разнообразна и позволяет в полной мере реализовать харизму лектора. И виртуальный формат лекции тому не помеха.

На рисунке представлен слайд вебинара на тему о методике проведения лекции в виртуальном классе.

Читать дальше......

Тяжело в Second Life – легко в бою



Американская армия намерена пополняться новобранцами с помощью виртуальных миров. Сначала ВВС США открыли в виртуальном пространстве военно-воздушную базу, чтобы рассказать о службе в ВВС и «полетать-побомбить» врагов на самолетах. При этом аватар может напрямую связаться с военным вербовщиком.

Полет мысли авиаторов вдохновил и армейское руководство. Вскоре в Second Life откроется американская военная база. «Предполагается, что на армейской базе виртуальные посетители смогут стрелять, управлять боевой техникой, прыгать с парашютом и т.п». Оторвавшись по полной, можно связаться с рекрутером и сделать сказку былью. Источник

Интересно было бы отследить, сколько посетителей таких Second Life баз дойдет до личного интервью с рекрутером.

Читать дальше......

четверг, марта 26, 2009

Почему переоценивают талант

Возможно это слегка offtopic, но тема интересная - "Почему переоценивают талант" (перевод материала с сайта CNN на distance-learning.ru). Любопытные рассуждения на тему - а так ли важен талант в достижении успеха или важнее постоянная практика и работа над собой, в том числе и постоянное самообучение.

Цитата:
Что действительно отличает их от других молодых прохиндеев, которых компания пачками принимает каждый год, так это то, что у них совершенно нет амбиций. Ни у одного нет какого-либо карьерного плана. Каждый день после обеда они играют в баскетбол при помощи скомканных записок и мусорной корзины. Как позже скажет один из них, «Маловероятно, что я бы проголосовал за то, что эти парни будут когда-нибудь успешны»

Эти два молодых человека интересуют нас только по одной причине: это Джеффри Иммельт (Jeffrey Immelt) и Стивен Балмер (Steven Ballmer), которые еще до достижения 50 лет стали CEO крупшейших мировых корпораций - General Electric (
GE, Fortune 500) и Microsoft (MSFT, Fortune 500). В отличии от многих других разумненьких молодых рекрутов они достигли вершин корпоративного успеха.

Читать дальше......

Аутсорсинг e-learning

Сегодня коллеги из Центра E-learning провели с помощью виртуального класса Websoft очередной вебинар. На этот раз тема "Аутсорсинг e-learning". Смотреть запись вебинара (66 минут) - начали запись не совсем сначала, но по-моему ничего существенного не потеряно.

Читать дальше......

среда, марта 25, 2009

История интернета

Отличное видео про историю сети интернет. Заодно и хорошие пример использования мультипликации и анимации. На английском языке.

Читать дальше......

Организация дистанционного электронного обучения – через призму опыта. Часть I.

На сайте HRM появилась статья Андрея Стулова (начальника Учебного отдела банка "Возрождение") "Организация дистанционного электронного обучения – через призму опыта. Часть I". Автор обещает продолжение.

Дополнительная информация: описание проекта внедрения системы WebTutor в банке на сайте websoft.ru

Читать дальше......

вторник, марта 24, 2009

Прозаический этюд № 1 от автора-сценариста е-курсов

Не знаю как вы, коллеги, а я на этапе планирования курса широко пользуюсь шпаргалками. А почему, ниже поясню. Бывает, просит заказчик крутой курс, чтоб по всем правилам современного менеджмента работал, был демократичным и демократии учил. Ну, и выглядел бы по-современному.
Значит, причину недостаточной эффективности персонала, которую курс устранить должен, мы уже выявили. И это хорошо. Теперь надо решить, кнутом или пряником, мытьем или катаньем, либерально или авторитарно такие причины сама компания устраняет.
Заказал как-то один корпоративный университет не просто демократичный, а самый что ни на есть либеральный курс. Усомнился я в такой демократии, чисто как в Запорожской Сечи: ну не может в такой солидной компании такая вольница и ёрничество бушевать. Прошу убедиться. Пустите, говорю, меня в целевую аудиторию на пару-тройку дней. Я от звонка до звонка среди них поприсутствую, похронометрирую, на ежедневных пятиминутках посижу, видео поснимаю. Увижу, наконец, свободу в действии. И не мешать клянусь.
Ответ: режим безопасности не позволяет.
Пришлось курс импровизировать. Уж я там либеральничал, как мог. Представитель заказчика меня одобрял, а я каждый день его спрашиваю: «А не ляжет продукт на полку?»

Домашнее задание.
Догадайтесь, как сложилась судьба этого курса в упомянутой анонимно компании?

А теперь о шпаргалках. Верней, об одной из них. Получая заказ на курс, я ее (и подобные) вытаскиваю и играю на них в «крестики-нолики», чтоб спроектировать, какое конкретному заказчику обучение надо.

Шпаргалка «Парадигмы обучения»:






Про компанию спрашиваю, про порядки в ней интересуюсь и в табличке крестами обозначаю, сколько демократии для этой компании нужно в смысле курса. Ну, а насколько он мультимедийным будет, или интерактивным, длиннее или короче - это уже не от парадигмы зависит, а от желаний автора-сценариста и от бюджета, в первую очередь.


Источник шпаргалки: Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2005.

Читать дальше......

Серебрянная пуля

В продолжение моего недавнего поста про финансы. Почему я всегда напрягаюсь когда в разговоре или в аргументации возникают слова "ВСЕГДА", "ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО", "ЛЮБОЙ", "НАВСЕГДА" и т.п. (например, высокие цены на нефть - навсегда)? Люди свойственно искать абсолютное и универсальное решение - универсальный метод расчета эффективности (окупаемости, успешности), универсальное правило выбора проектов, ценных бумаг, правильных сотрудников и т.п. По английски это будет "silver bullet"- серебрянная пуля, которая такая замечательная, что убивает все что движется. Если бы когда-нибудь в бизнесе такое правило было придумано, то можно было бы выгнать всех предпринимателей и оставить вместо них роботов.

Отличный пример того, к чему приводит абсолютизация правильных идей описан в статье "Recipe for Disaster: The Formula That Killed Wall Street" (Рецепт катастрофы - формула, которая убила Уолл-Стрит - статья на английском). Некий джентельмен Дэвид Ли (на картинке) придумал как многим казалось гениальную и очень простую формулу оценки рисков производных инвестиционных инструментов на базе "гауссовой копулы".

С этой формулой было все было хорошо и в соответствии с ней множество производных ипотечных бумаг (всяких CDO) имели крайне высокую надежность. Дело не в формуле - она работает в 99% случаев верно, только в 1% с ней случаются проблемы при хитром стечении обстоятельств (как можно догадаться - они случились). Впрочем мистер Ли не виноват, он предупреждал, что не стоит бездумно ее использовать. Но инвестбанкирам очень нравилось, что можно просто и изящно посчитать риски одной формулов и главное почти всегда получается результат, приводящих к высоким доходам (до поры). Чем все кончилось мы уже все знаем :(

Читать дальше......

Драматический этюд № 1 от автора-сценариста е-курсов (с ветвлением и моралью)

Время от времени коллеги просят поделиться реальными кейсами по разработке курсов. Увы, не уверен, что это будет корректно по отношению к заказчикам и менеджерам проектов. Посему попробую в диалоговой форме изложить некий обобщенный опыт пребывания в разных ситуациях на различных этапах разработки курса.

Заказчик 1. Хочу курс по качественному сервису для менеджеров-консультантов. И чтоб в CoursLab’e сделан был.
Заказчик 2. А я такой же, но для операционистов. И тоже чтоб в CoursLab’e.
Заказчик 3. А я по розничным продажам. Флешовый. С анимацией
Заказчик 4. Мне нужна игра-симулятор по мотивации работников для линейных менеджеров. 3D c флешем, чтоб серьезная игра вышла

Ветвь 1
Автор-сценарист: А зачем вам этот курс.
Заказчик 1, 2, 3, 4. Ну, чтобы знали…
Автор-сценарист. Вы меня не поняли. Я хотел спросить, как, по-вашему, эти курсы должны повлиять на эффективность персонала?
Заказчик 1 и 2. Будут знать, значит, и работать эффективнее.
Заказчик 3 и 4. Если курс будет красивым, эстетичным, динамичным, людям будет интересно учиться. Их трудовая мотивация и производственные показатели возрастут.
Автор-Сценарист. А какая связь, между курсом и эффективностью персонала?
Заказчики (все хором). Да как вы смеете? Вы неуч! Где ваша компетенция… (впишите нужное из собственного опыта).

Ветвь 2
Заказчик 1. Менеджеры плохо знают линейку продуктов.
Автор-Сценарист и прочие Заказчики. Так вам нужны курсы не по продажам, а продуктовые!
Заказчик 2. Продукты и услуги наши операционисты знают. А вот навыков качественного обслуживания никак не выработают.
Заказчик 3. У нас аналогичная проблема с навыками продаж.
Заказчик 4. Все наши менеджеры выучили все теории мотивации! Экзамены сдали, 75% отличников! А вот на деле и к месту применять эти теории затрудняются.
Заказчики (все, хором ). Надо что-то делать

Ветви сходятся
Автор-Сценарист. Только если мы выявим причину недостаточной эффективности сотрудников или их неоптимального поведения и "бросим" обучение на устраненеие этих причин, курс может быть эффективным. При этом он должен быть направлен исключительно на работу с индивидуальными особенностями обучаемых.
Заказчики (все). Это как, зачем и почему?
Автор-Сценарист. Если менеджмент постоянно делает одни и те же ошибки, оборудование разболтанное, условия труда – никудышние, продукты и услуги неконкурентоспособны, никакое обучение поднять производительность персонала не сможет. Обучение даст эффект только в условиях нормально функционирующего менеджемнта.
Заказчик 1 разводит руками, Заказчик 2 согласно кивает, Заказчик 3 думает.
Заказчик 4.
Так зачем тогда нам это обучение?
Мораль
Автор-Сценарист. Чтобы давать нужные бизнесу и работникам знания, развивать индивидуальные способности и совершенствовать трудовые навыки, учить общаться и учиться, готовить людей действовать в кризисных ситуациях и в условиях инновационных изменений.
Давайте выясним причины недостаточной эффективности персонала и потом уже решим, а нужен ли вам, в принципе, курс.

P.S. Домашнее задание
Что может быть причиной недостаточной эффективности персонала в компаниях заказчиков 2, 3 и 4?

Читать дальше......

понедельник, марта 23, 2009

Объявление

По просьбам участников начало вебинара "Как создавать е-курс (IV). Взаимодействие разработчиков е-курса с заинтересованными в нем сторонами." переносится на 13 часов 30 минут по московскому времени

Читать дальше......

Вебинар для «ветеранов» вебинаров компании WebSoft

3 апреля 2009 г. в 12 часов по московскому времени состоится вебинар для активных участников предыдущих онлайновых встреч в виртуальном классе компании WebSoft. Тех, которые были посвящены вопросам разработки электронных курсов.

Тема мероприятия – «О чем должны быть и как проходить вебинары для разработчиков е-курсов». Ведущий вкратце (3-5 минут) расскажет об одном из подходов к их проведению, а затем вместе с другими участниками будет реагировать на присланные вами вопросы, предложения и пожелания. Присылайте их на email (адрес в профиле) до 29 марта. В ответ Вам будут высланы индивидуальные приглашения. Число мест ограничено.
Публичная запись на этот вебинар (при наличии свободных мест) будет объявлена 30 марта.

Читать дальше......

воскресенье, марта 22, 2009

Об эффективности обучения, страсти к наживе и сервисной функции

За последние несколько дней так много народу высказалось насчет эффективности обучения и роли разработчиков курсов и пед. дизайнеров в ее оценке, что я не удержался и тоже решил свои 2 копейки добавить. Я не специалист по обучению, не бизнес-консультант, не тренер - так что не бейте сильно. Это мой сугубо субъективный, ИТ-шный взгляд.

Эта реплика продолжает (думаю для меня завершает) начавшуюся ранее полемику. Прокомментировать я хочу утверждение о том, что "от оценки эффективности ЛЮБОГО внутрикорпоративного обучения с точки зрения его воздействия на финансовый результат компании деться никуда нельзя".

Еще одна цитата - "все что делается внутри бизнес-компании, делается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с целью увеличения прибыли - или за счет дополнительных доходов, или за счет снижения затрат". С этим в целом не поспоришь, но некоторые компании спасают китов, а некоторые направляют по 5 центов с каждой продажи какого-либо товара или услуги на помощь голодающим детям. Конечно, они делают это для того, чтобы понравится своим акционерам и потребителям и рано или поздно капитализировать свою деятелность. Только просчитать заранее эффект от таких действий в долларах и фунтах никак невозможно. Я знаю одну немецкую семейную фирму, которой русский заказчики (мой приятель) предложил удвоить оборот - готовы был подписать конракт на 3 года на покупку. Немцы отказались - побоялись, что у русских бум кончится (оказались правы), а им в своем городке придется увольнять вновь нанятых людей и рисковать стабильность и репутацией своей компании, которой много десятков лет. А деньги для них были очень соблазнительные. Так вполне может действовать частная компания, а в России большинство компаний частные. Т.е. я утверждаю, что многие компании, в том числе и великие, осознанно делают вещи, просчитать ROI для которых невозможно или очень затруднительно (действительно просчитать, а не высосать из пальца).

Когда компания Apple за $99 в течение года учит своих клиентов в своих магазинах, делает ли она это для получения прибыли или для повышения лояльности и удовлетворенности обучаемого? Когда любой российский банк проводит обязательное обучение, например по пресловутому ПОД/ФТ (противодействие отмывание денежных средств) – ему нафиг это не нужно, я убежден, что на легализации денег и обналичке банк может заработать много больше денег чем на депозитах пенсионеров :) Но это нужно Центробанку и банк будет учить себе в убыток.

Только не подумайте, что я против выбора при возможности наиболее экономически эффективного решения (и как следствие расчета экономической эффективности), просто не надо «делать из еды культа». Смущают меня написанные всеми большими буквами слова "ЛЮБОЙ" и "ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО". Мне кажется, что так можно создать у особо впечатлительных людей ощущение собственной неполноценности - вместо того, чтобы спокойно засыпать услышав похвалы от коллег из бизнеса после завершения работы над очередным заказанным курсом, e-learning специалист будет просыпаться среди ночи в холодном поту с мыслью "А я ведь не посчитал ROI!!!". Спите спокойно :)

И вот еще почему. Я убежден, что не может учебный центр без бизнеса решать и оценивать вопросы экономической эффективности обучения и выбора наиболее оптимальных форм - только вместе. Бизнес может принять решение всех уволить и набрать новых, которые уже все знают. Чем не решение?

Как вам такая ситуация:
- ИТ-администраторы сами посчитали эффект от внедрения EPR-системы, приняли решили внедрить более эффективное программное обеспечение, но сделать это не за 3, а за 8 месяцев. И после принятия решений уведомили об это совет директоров и пользователей
- Хозяйственный департамент рассчитав экономическую эффективность, закупил в переговорную компании стол из Икеи – он надежный и недорогой, и по мнению грузчика Петровича выглядит очень даже неплохо. А сейлам должно быть все равно.
- Дизайнер Петров выбрал для печати буклета о компании бумагу потоньше, а на сэкономленные для компании деньги купил полезных ручек и карандашей

Выглядит странно. Потому, что сервисные подразделения живут в логике ограничений, поставленных бизнесом – по деньгам, ресурсам, аудитории, которая должна быть обслужена, а также задач, которые должны быть решены. Поэтому бизнес и те, кто с ним взаимодействуют (руководитель учебного центра, менеждер проекта по ДО), определяют какие критерии важны в данном учебном проекте и выбирают оптимальную форму (электронный курс, учебный видеофильм, вебинар, тренинг). Если бизнес (обоснованно, разумеется) хочет учиться на Луне, то задача учебного центра, как сервисного подразделения эту задачу выполнять в рамках имеющихся у него средств. Если бизнесу не нужно дистанционное обучение, то и внедрять его не нужно, даже если руководитель учебного центра очень этого хочет.

В конце концов, отвечать за продажи в конкретной торговой точке будет ее директор, а не тренер, проводивший обучения или пед. дизайнер сделавший электронный курс. Именно из линейных менеджеров/экспертов нужно стремиться делать людей повышающих эффективность бизнеса, думающих об оптимизации всех процессов, в том числе и учебных, а не из тренеров и пед. дизайнеров.

Учебный центр, отдел дистанционного обучения и т.п. должы помогать свой экспертизой и знаниями бизнесу в расчете эффективности и выборе наиболее оптимальной стратегии обучения персонала - бизнес может и не знать кто такой Киркпатрик, так надо его научить. Но без фанатизма - видел я консалтинговые проекты в которых стоимость подсчета ROI превышала финансовую выгоду, благодаря которой это ROI был ненулевым :)

Читать дальше......

Асинхронные семинары

Говоря об очном обучении или синхронном ДО, мы часто по умолчанию предубеждены, будто они по результативности превосходят дистанционное и асинхронное. Всегда ли это соответствует действительности?
Если пристально присмотреться к привычному нам очному обучению, то без труда обнаружим, что не такое уж оно и синхронное. Между лекцией и экзаменом традиционно существует временной зазор и цветут асинхронные формы работы: чтение, самостоятельное учение, подготовка к семинарам, лабораторным работам и т.п. , какие-то акты неформального образования. Организация обучения, в том числе и корпоративного, обычно предполагает чередование синхронных и асинхронных действий участников процесса.

Попробую перечислить главнейшие преимущества удаленного асинхронного обучения в сопоставлении с синхронным:
- обучения в приемлемое для учащегося время суток;
- возможность глубже и в комфортном темпе осознать полученное синхронно (или асинхронно) и разобраться в изучаемом материале, вернуться к тем или иным его элементам;
- наличие времени обдумать поставленные вопросы и без спешки ответить на них;
- удобство обучения для людей из различных часовых поясов, что весьма актуально для Рунета (так, мы не можем завершать свои вебинары позже 13 часов московского времени, чтобы в них могли принять участие жители Восточной Сибири и Дальнего Востока).

В контексте вышесказанного eL может реализовываться и через асинхронные семинары, работа на которых развивается вокруг онлайновых вебинаров или же их записей в виде обсуждения на форумах или в блогах. Предметом дискуссии могут быть и иные материалы: электронные курсы, учебное видео, просто тексты.
Основными чертами таких асинхронных семинаров могут быть:
1. Каждый обучаемый сжато отвечает на поставленные вопросы.
2. Обучаемые обязательно реагируют на замечания преподавателя.
3. Обучаемые выражают свое мнение по поводу ответов «однокашников».
4. Преподаватель резюмирует результаты работы всей учебной группы в целом.
При этом результаты дискуссий (в том числе и синхронных) сохраняются и доступны всем участникам процесса.

Если подобный подход найдет практическую реализацию, потенциал виртуального класса как одного из средств ауторинга будет реализован более полно, эффективно и результативно.

Читать дальше......

суббота, марта 21, 2009

Тренеры и e-learning

В сообществе e-learning Pro в процессе обсуждения темы личной системы дистанционного обучения завязалась дискуссия о том, почему тренеры слабо "тянутся" к электронному обучению. Я свои соображения высказал. Ради любопытства я вытащил из своей CRM базу людей, работающих с WebTutor (более 700 человек), примерно у 500 из них указана официальная должность. Так вот тренеров (по должности) из них всего 7 (семь). Мысль о том, как далеки тренеры от e-learning похоже подтверждается :(

Читать дальше......

Станут ли видеоигры лучше чем реальность?

Давно я не постил ничего с TED Talks (кто не знает - это конференция, собирающая наиболее интересных англоязычных людей из самых разных областей знаний). Интересный взгляд джентельмена по имени David Perry на историю видеоигр, зависимость от них, их будущее и пересечение виртуального и реального опыта. Любопытно...

Читать дальше......

Microsoft раздаст 1 млн бесплатных ваучеров на доступ к курсам Microsoft eLearning

До двух миллионов американцев смогут пройти обучение в области информационных технологий в рамках программы под названием Elevate America. Корпорация Microsoft проводит эти курсы в сотрудничестве с местными органами власти. Первыми в программе будут участвовать жители штатов Вашингтон, Нью-Йорк, и Флорида. Курсы организуются за государственный счет, но проводить обучение Microsoft намерена бесплатно, или за небольшую плату. Прибыли корпорация не получит.

В настоящее время, поясняют в Microsoft, более половины всех специальностей требует навыков в компьютерной области. Программа Elevate America обеспечит дешевый доступ к обучению и сертификации, и поможет работникам успешно действовать в быстро меняющейся экономической ситуации. Корпорация раздаст 1 млн бесплатных ваучеров на доступ к курсам Microsoft eLearning и сертификационным экзаменам, а также выдаст денежные гранты и гранты в виде программного обеспечения.
В утвержденном американским Конгрессом пакете стимулирования экономики предусмотрены средства на повышение квалификации рабочей силы.

Источник

Читать дальше......

пятница, марта 20, 2009

Запись вебинара "Направленность курса. Стратегия разработки курса"


Подкаст с записью третьего вебинара из серии Как создавать электронный курс, доступен здесь.
(Для просмотра требуется Adobe Flash Player версии 10).

Будем благодарны за высказывания, касающиеся методики проведения этого мероприятия.

Читать дальше......

Итоги одного опроса online

Привожу скриншоты опроса из сегодняшнего вебинара, посвященного направленности и стратегиям разработки е-курсов, а также два особых мнения-комментария, высказанных по поводу этого опроса двумя участниками.



Особые мнения:
NN.: очень хочется, чтобы от 5 пункта курсы не зависили :)))
MM.: очень хотелось выбрать именно 5 пункт, из опыта управления созданием учебных продуктов.

Опрос предполагал выбор единственного варианта ответа. Проголосовало 19 человек.

Читать дальше......

SCORM 2.0




Если кому-то интересно взорвать свой мозг и попытаться понять что будет в стандарте SCORM 2.0 - советую почитать об этом на сайте проекта. В документе под название Assumptions, описаны общие мысли о том что это будет. Хотя когда появится рабочая спецификация стандарта, я так и не понял. ADL параллельно с LETSI продолжит развивать и поддерживать спецификацию SCORM 2004, так что возможно без SCORM 2.0 мы еще долго сможем обходиться.

Читать дальше......

Социальное обучение - исследование

В феврале я публиковал итоги опроса по востребованности сервисов на Учебном портале. Например блоги используют лишь 10%. Если вам интересно сравнить что у нас и что у них на загнивающем западе - посмотрите итоги исследования про использование социальных инструментов (сетей, блогов, сообществ) для обучения, проведенного Masie Center (на английском). Западная цифра про блоги 45% - правда непонятно где именно используются блоги - в корпоративной сети на корпоративном же портале или в Интернет.

Читать дальше......

четверг, марта 19, 2009

О запуске портала и генеральном директоре

Забавный пост о суровых буднях специалиста по e-learning - о запуске учебного портала в блоге Елены Локтевой. У Елены редкая ситуация - генеральный диретор активно вовлечен в запуск портала. Полезно ли это?

У меня в практике был "забавный" случай - чтобы продемонстрировать клиенту работу библиотеки документов портала программисты положили в него фрагмент медицинской энциклопедии. Клиент (банк) все понял, раздел скрыл от показа, но документы не удалил и права доступа не зарубил (т.е. в меню портала раздела не было, но найти его было можно). Портал запустили и через 2 месяца работы многих сотен сотрудников решили показать председателю правления, который немедленно после входа щелкнул в "поиск", набрал что-то неведомое, но в итоге получил статью "Сифилис" (из той самой библиотеки). Как он этого добился - непонятно, "инфаркт миокарда", "перелом основания черепа" и "вода в колене" ему не попались. Скандал был большой - еле отбились :) Берегитесь генеральных директоров! И удаляйте тестовые документы при запуске системы!

Цитата из Елены про борьбу за системной наполнения библиотеки портала:
Вывод ГД: раздел формируется без какой-то системы, просто что-то накидали, а что и почему накидали - непонятно.

Вопрос замДДП: у вас есть вообще какая-то система четко описанная, по которой вы формируете эту библиотеку?

Вопрос ДДП: у вас есть какой-нибудь нормдок, где прописано, как должен формироваться этот раздел?

Мой вопрос (риторический): что полезнее для компании: если библиотека материалов формируется (даже если бессистемно), или если вместо того, чтобы ее формировать, мы будем писать НД о том, каким он должен быть?

Читать дальше......

Педагогика – чудаковатая, непрактическая и кособокая

Педагогика – чудаковатая, непрактическая и кособокая - новый перевод статьи из блога Дональда Кларка (http://donaldclarkplanb.blogspot.com/). Небесспорно, но интересно.

Цитата:
Когда я слышу слово «педагогика», я, подобно Геббельсу, хватаюсь за пистолет. Язык обучения – это мешанина замшелых классических, индустриальных и бихевиористских терминов, но все они нужны только для того, чтобы прикрыть неприглядную правду. Педагогика определяется как «наука об обучении», но беда в том, что наука редко играет руководящую роль в обучении. Гораздо более часто так называемая «педагогика» являет из себя рагу из запутанных практик. Когда мы видим истинно эффективное обучение, активных, увлеченных, старательно записывающих и активно дискутирующих учеников, это дико контрастирует с вялыми, безразличными, ничего не пишущими и совершенно неактивными (или активными совсем не в том направлении) учениками, которых мы видим практически постоянно.

Читать дальше......

среда, марта 18, 2009

Внедрение СДО - реальные кейсы

Мы наконец завершили работу над новой версией сайта websoft.ru. В процессе подготовки мы попросили наших клиентов описать кейсы своих внедрений. Сейчас на сайте 14 кейсов (Ростелеком, ВТБ-24, Danone и т.п.). Будут еще. Надеюсь вам будет любопытно их почитать.

PS
Буду рад услышать обратную связь по сайту. Поругайте плиз, но если можно аргументированно...

Читать дальше......

вторник, марта 17, 2009

Вебинар как авторское средство

В процессе подготовки к семинару по Courselab я наваял презентацию про наиболее трудно воспринимаемую тему - цели, оценки и правила. Затем для пробы я наговорил эту презентацию в условный вебинар. Вещал я 16 минут без каких либо слушателей - для себя.

Получилось вот что (запись неудачная, был плохо отрегулирован микрофон и не всегда я вовремя рисовал квадратики, но перезаписывать пока не хочется - хочу поделиться самой идеей. Размер записи 6.9МВ): смотреть запись

Т.е. получается, что если отрезать от инструмента проведения вебинаров пользователей и взаимодействие с ними (можно легко сделать такой скин для интерфейса виртуального класса - без чата и списка пользователей), то может получиться очень простое авторское средство для экспертов на учебном портале. Загрузил презентацию, включил микрофон и камеру, наговорил текст, при этом водил указкой и рисовал квадратики и кружочки, можно также показать свой экран - и мини-курс готов. В итоге все это записалось и стало доступно обучаемым. При этом никаких авторских инструментов кроме самого портала не требуется. Тест можно добавить с самой СДО.

Читать дальше......

Харизма е-текста, или Роскошь электронного общения

В этом блоге несколько раз поднималась тема о харизматичности е-курсов. Нужна они или нет? Способны ли курсы на такое?
Вразумительного ответа получено не было и тема притухла. Недавно в блоге «Заметки про e-Learning она возникла вновь с подачи Валерия Леонтьева.
Причем, в более узком, т.е конкретизированном разрезе: могут ли быть харизматичны тексты электронных курсов.
В возникшей дискуссии высказано немало интересных мнений. Однако, думается, так и не решен главный вопрос, а что такое харизма контента, в частности текста.

Категория харизмы суть отражение феномена неформальной власти (влияния), точнее, одной из ее форм. Поэтому ежели мы хотим, чтобы курс был харизматичным, он должен кем-то управлять, на кого-то влиять желательным образом.
Обычные и электронные учебники, разумеется, также управляют теми, кому адресуются. Правда, происходит это в значительной степени стихийно, словно по умолчанию. Позволю себе предположить, что если при разработке курсов помимо задачи передачи материала в явном виде стояла бы еще и задача управления освоением этого материала (знаний, умений, ценностей и др.), мы бы смогли приблизиться у решению проблемы харизмы в eL.
Остается самая малость: выяснить, чем же могут управлять е-курсы. Познанием, иными психическими процессами, поведением? Предположу, что интегрально и по отношению к одному отдельному обучаемому они управляют общением. А общение, в свою очередь, состоит из коммуникации (обмена данными), перцепции (закономерности восприятия собеседника и ситуации, включая и бессознательные (суггестия, симпатия, страхи, удовольствие и пр.) и интеракции (обмена действиями). /См. здесь/.
Умей мы целесообразно организовать текстовый контент так, чтобы он давал полноценное общение (во всех его трех ипостасях), так, чтобы обучаемый этот процесс общения внутренне (интеллектом и чувствами) принимал, курсы, предполагаю, могут стать харизматичными. Электронный контент должен нести наставническую функцию. Именно в искусстве наставничества как нельзя более наглядно материализуется мечта Экзюпери о «роскоши человеческого общения». (Сравните, кстати, как наставничество отлично у буддийских монахов или индуистов в сравнении с иезуитским или наставничеством в западной культуре в целом.)
Кстати, на близкую, думается, тему развивается еще одна дискуссия «На что способны электронные курсы». К сожалению, и в ней идея управления общением (или познавательной деятельностью, что тоже возможно обсуждать) на нашла пока отражения. Дистанционный курс - это учебник + специально организованное общение.

Возможно, если наряду с трансляцией знаний и способов деятельности авторы и/или сценаристы контента озаботятся еще и задачей управления общением или познавательными процессами, о харизматичности eL станет легче размышлять.

Читать дальше......

понедельник, марта 16, 2009

Телеконференции и экономический спад

Аналитики прогнозируют, что кризис поспособствует росту применения систем видеосвязи высокой точности и телеприсутсвия.
Несколько цитат:
«Технологии телеприсутствия и дистанционного взаимодействия призваны ускорить процессы принятия решений, изменить стандарты и способы делового общения сотрудников, преобразовать организации таким образом, чтобы повысить эффективность их деятельности и сократить издержки»
«В условиях глобализации бизнеса перед российскими управленцами открываются новые и более сложные задачи: необходимо оперативно принимать решения, координируя одновременно множество территориально распределенных структур».
«Экономический спад заставляет представителей бизнеса максимально сокращать количество командировок и, соответственно, личных встреч. В этом смысле телеприсутствие позволяет достичь наилучшего результата»
Источник

Читать дальше......

суббота, марта 14, 2009

20 лет от роду и бурная будущность

Вчера (13-е, пятница) стукнуло 20 лет интернету.



Его основатель - Тим Бернерс-Ли (на фото)- прогнозирует, что паутину ждут серьезные инновации, объем которых будет лишь нарастать. Прежде всего он видит взрыв новшеств в интеграции www и мобильной связи. Источник

Читать дальше......

Конкуренция на семейном уровне

Билл Гейтс запрещает своим родным детям пользоваться iPod и iPhone. Разве это демократия, толерантность и корректность? А педагогично ли?
Даже миссис Гейтс не очень согласна с этим, меланхолично завидуя счастливчикам - вдадельцам конкурентых Биллу продуктов: "Всякий раз, когда я смотрю на своих друзей, у которых есть iPhone, я думаю, до чего же здорово было бы иметь такую штуку".
Источник

У нас все иначе и, потому, продвинутей и круче. Нам конкуренты побоку! Отечественные автопроизводители ездят на машинах конкурентов, производители нашенских компьютеров - пользуются продукцией "вражеских компаний", и провайдеры тренинговых услуг и eL с детской непосредственностью и от чистого сердца пиарят себя на Web 2.o сервисах конкурентов да и просто, где придется. И кто после этого "скифы и азиаты", они или мы? Мы - не такие мелочные, как этот Билл.

Читать дальше......

пятница, марта 13, 2009

Маленький кейс

1. Внимательно изучите оба текста в рамках.



2. Выберите (единственный) вариант ответа. следуя данным выше определениям.


3. Расскажите: Чем е-курсы, созданные в соответствии с Вашим выбором будут отличаться от е-курсов, реализованных в соответствии с альтернативным вариантом?

Читать дальше......

Пост и IT

На время великого поста итальянские священники призывают паству отказаться от использования компьютеров и мобильных телефонов.

"Руководители епархий просят воздерживаться от рассылки текстовых сообщений каждую пятницу Великого поста, который у католиков начался 25 февраля, в Пепельную среду. "Это очень простой способ помнить о важности реальных, а не виртуальных отношений с людьми", - говорится в заявлении епархии Модены.
Туринская епархия призвала верующих не смотреть телевизор во время Великого поста. Священники г. Тренто предложили прихожанам календарь нового образа жизни на все время поста, где каждую неделю надо отказываться от каких-нибудь технологий. " Источник

Ничего, это скоро пройдет: с учением Дарвина Ватикан уже смирился.
Есть подозрение, что рано или поздно ему придется канонизировать сам компьютер.

Читать дальше......

Кризис сказался на объемах трафика

В российских школах, вроде как 100%-но подключенных к интернету, в нынешнем году значительно уменьшили потребление трафика.


Впрочем, измнения в его потреблении сильно разнится в разных регионах: где-то стабильно, кое-где даже и выросло. Источник

А как, любопытно, кризис сказался на трафике, расходуемом на корпоративное обучение? Мне известны две компании, где "сверху" отдали указание на нем экономить.

Читать дальше......

Роботы начинают преподавать

Японские товарищи придумали и испытывают робота в качестве преподавателя. Это существо демонстрирует аудитории невербалику, ругает или поощряет своих подопечных, надеюсь, адекватно их поведению.

См. здесь.
А мы все про смешанное обучение и преимущество очного над электронным образованием рассуждаем. А оно вот как действовать надо :)

Читать дальше......

четверг, марта 12, 2009

Насколько распространено мобильное обучение

Нельзя сказать, что мобильное обучение особенно популярно в России. Кроме экспериментов Билайн-Университет я и не слышал о какой-либо корпоративной практике.

В мире дела обстоят лучше, но тоже далеко от идеала (если понимать под идеалом возможность каждого обучаться достав из кармана свой мобильный телефон). На сайте distncae-learning.ru можно прочесть статью "Насколько широко распространено мобильное обучение?" - подборка про мобильное обучение цифр из различных исследований.

Читать дальше......

среда, марта 11, 2009

Об авторитетах

Сегодня в одной западной нефтяной компании слышал крайне позитивные отзывы о том как правильно устроен процесс планирования обучения и развития компетенций в одной большой российской компании. Бывал я в той компании и слышал позитивные отзывы об опыте западников у которых все простроенно и регламентированно. Противоречие? Людям обязательно нужны авторитеты, даже мнимые, чтобы было куда стремиться?

Мне кажется это не всегда продуктивно - в свое время мы рассматривали IBM Learning Space как идеал и если бы не прекратили это делать, но и не развили WebTutor, а в лучшем случае сделали клон IBM. Нет в России нормальной практики бенчмаркинга, чтобы реально сравнить себя с окружающим миром. Или кто-то знает случаи систематического обмена лучшими практиками между компаниями (кроме конференций, которые зачастую не обмен опытом, а самовосхваление, когда говорят только про успехи и умалчивают о проблемах)?

Термин бенчмаркинг происходит от английского «Benchmarking» - процедура поиска, анализа и внедрения в практику работы фирмы технологий, стандартов и методов работы лучших (первоклассных) организаций-аналогов. (с сайта Treko.ru)

Читать дальше......

вторник, марта 10, 2009

Экспресс-тестирование визуального контента

Во время проверочного тестирования е-курса и даже сразу же после появления первых же иллюстраций к нему можно провести незамысловатую проверку того, как воспринимаются изображения будущими обучаемыми.
Подобного рода оценивающие процедуры могут касаться разных аспектов наблюдаемого аудиторией – содержательных, эмоциональных и/или эстетических - и «технологически» проходить с небольшими вариациями. (Сегодня ограничимся одним из примеров того, как может проходить подобное тестирование. Использованы материалы вебинара на тему о технологии их проведения.)
Сначала аудитории был предъявлен иллюстрированный слайд, касающийся порядка организации интеракций ведущего и аудитории:



Следующий же слайд был посвящен оценке картинки аудиторией:



Вот некоторые реакции участников того вебинара, выражающие общее мнение:
П.В.: Грусть
Щ.В.: Слишком анатомические подробности - отталкивает
Б.Э.: фи :(
К.М.: Ужасное фото …

Как видим, благое намерение украсить мысль о частоте интеракций по ходу вебинара вошло в некоторое противоречие с ее иллюстративным подкреплением.

Подобного рода тестирование визуального ряда курсов (более строгое, чем в приведенном здесь примере, разумеется) целесообразнее всего проводить, прибегая к помощи прежде всего потенциальных обучаемых. Практика показывает, что мнения экспертов о зрительной составляющей курсов и мнение о ней непосредственно обучаемых в огромном числе случаев не совпадает. Нередко оценки визуального ряда курсов обучаемыми, с одной стороны, и их разработчиками, заказчиками и экспертами, с другой, диаметрально противоположны.

Читать дальше......

понедельник, марта 09, 2009

Личная система дистанционного обучения

Статья "Личная система дистанционного обучения" Елены Тихомировой на сайте hrm.ru. Мнение о том, как в условиях кризиса тренер мог бы организовать свой личный маленький e-learning и зарабатывать на этом деньги.

PS
Мы, кстати, собирали семинар для тренинговых компаний на эту тему - отдача пока крайне мала. Аналогичный выход и от моих выступлений на других тренерских тусовках, вроде Интертренинга. Страшно далеко, к сожалению, тренерское сообщество от технологий вообще и e-learning в частности. Пойду через неделю к Марку Кукушкину - попробую еще раз их пошевелить. Особенно болезненна тема про то, что если материалы перевести в электронную форму, то "украдут все что нажито непосильным трудом". Разубедить получается с трудом.

Читать дальше......

Зачем эйчарам виртуальный класс

Онлайновый опрос специалистов HRM о целесообразности использования виртуального класса, прошедший во время вебинара 05.03.09 (число ответов (13) = количеству участников голосования).

Читать дальше......

воскресенье, марта 08, 2009

Вредоносные темы обсуждений

Клиенты достаточно часто задают вопрос - а не будут ли люди на учебном портале в форумах слишком часто обсуждать "что-то вредное, не про работу и хаять начальство". Что чаще обсуждают люди в форумах и блогах - абстрактные темы или практические вопросы, связанные с ежедневной работой?

Тут я решил проанализировать 2 доступных мне информационных ресурса, на которых "тусуются" некоторые e-learning специалисты:
1) Это блог (до 150 посетитетелей в день)
2) Закрытый сайт для клиентов Websoft (около 700 пользователей, имеющих пароли, из них в течение месяца заходит хотя бы раз около 60%). В день до 100 человек.

В блоге обсуждаются темы про "вообще e-learning". В форумах сайта - конкретные вопросы по нашим продуктам. Статиститка за 2 месяца 2009 года:
1) Комментариев в блоге - 206
2) Статей в форумах на клиентском портале (сайте) - 280

Получается что на примере e-learning людей, что "по делу" вопросов больше. Это при том, что аудитория блога пошире и можно писать анонимно.

Читать дальше......

Ознакомление с технологией вебинаров

Запись вебинара под названием "Ознакомление с технологией вебинаров" (48 минут, размер записи - 25МВ) проведенного Владимиром Наумовым для сайта HRM.RU.

Читать дальше......

Гендер для чайниц

Несколько лет назад, мысленно обремененный проблемами пола, хотел записаться на дистанционный курс «Гендер для чайников» . Не взяли, сказали, полом не вышел. Написал жалобу, что название курса имеет целевой аудиторией именно и только мужчин. Если бы был для женщин, то надо бы написать «для чайниц». Мне грубо не ответили, а курс прикрыли. Поняли видно, что оказались неправы, или ни я из мужчин единственный хотел повысить свой уровень с потенциалом в интересующем вопросе.
Тем не менее, своего я все-таки добился: дождался книги с одноименным названием, которую выложили в сети. А она все равно для женщин :(

Дорогие читательницы и писательницы данного блога. Пусть название книги не вводит Вас в заблуждение – она для вас. Подтверждением тому приведенная здесь иллюстрация из упомянутой книги.
* * *
P.S. А если без шуток?
P.S.S. Дорогие посетительницы нашего блога и участинцы вебинаров.
Примите искренние пожелания счастья, здоровья, успеха и веры в правильность выбранного пути!

Читать дальше......

суббота, марта 07, 2009

Результативность vs эффективность в контексте eL

Тему для этого поста подсмотрел здесь.
На самом деле отождествление или противопоставление понятий "эффективность" и "результативность" в сфере обучения имеет у нас свою историю (писаную, отсеминаренную, а большей частью неписанную, а еще большей, думается, - вовсе бессознательную).

Некоторые коллеги e-learning'цы различают эти категории. И такое различение не представляется мне праздным. Одно дело - сугубо учебные цели, другое - цели бизнеса. Мы можем весьма успешно обучить людей (и это называют "эффективность"), они с наслаждением отучатся, прекрасно отэкзаменуются, но это вовсе не обязательно гарантирует применение изученного в практической деятельности (такое целевое применение величают "результативность"), а тем более прибыль. Выходит, обучение может оказаться (достаточно) эффективным и одновременно мало результативным.
Ни разницей ли между эффективностью и результативностью, а также эффектностью были вызваны недавние бурные споры "о профанировании заказчика" в этом блоге?

И теоретически, и по моим наблюдениям, одни разработчики е-курсов и даже некоторые заказчики склонны удовлетворяться до поры до времени "эффективностью", другие же, тяготеют к "результативности".
По мне, на нынешнем этапе нашего eL (а тем более, в кризис) курсы должны быть и результативными, и эффективными и даже эффектными, однако по убыванию приоритетности, так сказать, по формуле :

Результативность > Эффективность > Эффектность.
Возможно, когда-нибудь и удастся заменить в этой формуле > на = .

Читать дальше......

e-Learning в детской больнице

Благородная мысль создать щадящую образовательную среду для детей, длительное время находящихся на лечении в стационарах, начала реализовываться в средней общеобразовательной школе № 1181 в Российской детской клинической больнице. В основе инфраструктуры такой среды мобильные классы.

«Использование инновационных технологий в учебном процессе позволит нашим детям не отставать от своих сверстников, сделать обучение для них более интересным и привлекательным. Использование компьютров и разнообразных ярких и наглядных цифровых образовательных ресурсов позволяет обойти некоторые объективные ограничения, например, невозможность организовать в школе физические или химические лаборатории. Это значит, что они будут лучше усваивать материал, получать более высокие оценки, у них будет лучше настроение, что для нас, врачей, самое важное», — отметил Николай Ваганов, главный врач РДКБ, профессор, доктор медицинских наук.
Источник

Читать дальше......

пятница, марта 06, 2009

Как создавать е-курс (I). Обработка запроса на курс - запись вебинара

Сегодня мы начали новый цикл бесплатных вебинаров по педагогическому дизайну. Мы, наконец, выпустили новую версию виртуального класса с существенно более компактным и совершенным механизмом записи вебинаров. Только что прошел вебинар "Как создавать е-курс (I). Обработка запроса на курс". Подробная запись вебинара длительностью 55 минут занимает всего 17MB и доступна для просмотра при нажатии на эту ссылку. Доступ к записи вебинара осуществляется по "чистому" http, поэтому она будет доступна для просмотра тем, кто к самому вебинару подключиться не может из-за того, что закрыт доступ к RTMP протоколу. Для просмотра требуется Adobe Flash Player версии 10.

Читать дальше......

четверг, марта 05, 2009

Учебный портал в Интернет

В огромном количестве компаний у ИТ и служб безопасности идея открыть учебный портал из сети интернет (для партнеров или чтобы сотрудники могли учиться из дома) вызывает шок. А вот учебный портал министерства обороны Великобритании доступен в сети. Нужно только знать логин и пароль.

По следам новости с сайта Trainings.ru

Читать дальше......

О пользе подкастов

Забавные результаты исследования в iTunes University - взяли две группы студентов.
Одна группа слушала преподавателя вживую при этом он показывал слайды в PowerPoint + получала на руки распечатку слайдов. Вторая группа лекции не посещала, а только слушала записанную лекцию (только звуковой файл) + распечатка слайдов.

По итогам экзамена группа №2 выступила лучше (если учитывать тех, кто при прослушивании подкаста делал заметки).

Читать дальше......

среда, марта 04, 2009

О пользе видеоконференций :)

Вот что людям приходится делать если в компании нет системы видеоконференций или вебинаров :) А современные технологии могли бы помочь... Хотя фотошоп это тоже современно.

На самом деле никаких советов и круглых столов давно уже не проводится в целях экономии на авиабилеты. Люди, сидящие плечом к плечу на первой полосе газеты, не видели друг друга лично больше года. И фотографа, который все бы это мог заснять, тоже давно уволили. Для каждого нового номера газеты я нахожу в архивах старые фотки и колдую над ними в фотошопе.

Читать дальше......

Siftables - умные детские кубики



Смотрите видео про замечательное изобретение под названием Siftables - это маленькие компьютеры, размером с детские кубики, стороной которого является дисплей на который можно выводить программируемую картинку. Соотетственно можно из них программировать цифры, буквы, лица, дорожные знаки...



Самое прикольное то, что кубики "чувствуют" своих соседей с разных сторон, так что если вы складываете из кубиков слово и делаете это неверно, то сами кубики об этом "знают". Для обучения детей - офигенно. Жаль что эту штуку пока нельзя купить. Но скоро обещают начать продавать в Штатах.

Читать дальше......

вторник, марта 03, 2009

Эйчары и тренеры поворачиваются к вебинарам?

На hrm.ru наблюдается проявление интереса к вебинарам, возможности которых стали в обсуждаться на форуме.
Пока реплик там не много, да оно и понятно: многие просто не слыхали, что за штука эти вебинары (см. скриншот опроса на эту тему):



Тем не менее, на форуме обсуждаются вопросы о том, какие специфические HR-темы выносить на обсуждение, какими образовательными и тренинговыми возможностями обладают виртуальные сессии.

Несколько цитат, фиксирующих актуальные интересы специалистов по HRM:
«В первую очередь интересна тематика, связанная со знанием о поведении молодых специалистов на рынке труда, какими знаниями нужно обладать в первую очередь и как правильно преподнести себя»
« Всё то, что связано с тренингами, оценкой персонала, кадрами и многое другое... А для начала мне просто интересно поучаствовать в вебинаре. Пока у меня такого опыта не было... »
«Меня в вебинарах интересует возможности формирования коммуникативных навыков. Несмотря на то, что считается, что он-лайн конференции вроде бы не раcсчитаны на 1) soft skills, 2) формирование навыков».


Важно, что к обсуждению темы присоединяются и тренеры, в том числе и уже имеющие опыт проведения виртуальных семинаров.

Читать дальше......

понедельник, марта 02, 2009

Внутренний PR портала

Наткнулся на хорошо описанную историю о том, как запускали новый корпоративный портал в Penn State University. Использовали массу приемов для внутреннего PR - от бумажных постеров в офисе до видео-обращений менеджеров и руководителей (видео доступны для просмотра). Опыт запуска корпоративного портала, на мой взгляд, не особо отличается от запуска учебног портала.

Из интересных идей:
- рассылка всем интригующего письма с просьбой не назначать на день открытия портала никаких встречь и совещаний ибо будет загадочное "важное событие"

- подготовка специальных документов (инструкций) по работе с блогами, виками и прочими фишками веб 2.0

- развешивание интригующих постеров в офисе


Попробовал вспомнить приемы продвижения портала, которые использовали наши клиенты:
1) Массовая рассылка по электронной почте (самый простой способ - многие использовали)
2) Постеры бумажные в офисе (Билайн, Пробизнесбанк)
3) Статьи в корпоративной прессе (Росгосстрах и многие другие)
4) Презентации для ключевых менеджеров и руководства
5) ...


См. фрагмент бумажного постера одного из наших клиентов (внутренняя реклама процедуры оценки на портале):


Что еще забыл? Если у кого-то был интересный опыт - поделитесь.

Читать дальше......

Е-learning: демократичное и авторитарное

На вебинарах, посвященных преобразованию исходных (экспертных) материалов в контент, разбирались и редактировались участниками примеры из таких материалов или даже фрагменты готовых курсов. Как и в очном обучении, на синхронных дистанционных мероприятиях зачастую возникают спонтанные высказывания участников, вызванные их ассоциациями, личным опытом, согласием или несогласием с позицией ведущего или иных участников и т.п.
Следует заметить, что подобного рода отклонения от главной темы, спонтанные дискуссии скорее идут на пользу, чем во вред делу. Делают виртуальное общение живым и эмоциональным. Признаюсь, что уже после примерно 30-го вебинара приблизительно из полутора сотен проведенных, перестал ощущать эмоциональную разницу между очным и удаленным общением с аудиторией.

Приведу эпизод стихийного общения участников в чате по поводу одного из слайдов недавнего вебинара:

Пример (в рамке) из исходных материалов для электронного курса вызвал у участников следующие спонтанные реакции:
Х. Е.: Супер! Пример из курса - не оставляет НИКАКИХ альтернатив менеджеру.
Т. И.: А мне больше нравиться яркий формально-неформальный лидер :)
Х.Е.: Просто западное обучение является поддерживающим, а отечественное - командно-регламентирующим. Поэтому и продуктивность обучения разная.

Ц.М.: Обучение может быть поддерживающим или директивным в зависимости от качества обучаемого: его готовности и способности учиться.
Т.И.: и в зависимости от того, чему обучать :)
Ц.М.: согласен

Ведущий вебинара, естественно, должен был как-то отреагировать на такой обмен мнениями "не по теме" мероприятия и резюмировать его:
Ведущий: На мой взгляд, по содержанию электронное обучение должно быть поддерживающим, демократическим и даже либеральным, а вот в плане контроля за началом, ходом и итогом обучения, а также за организацией самого процесса обучения в целом – директивным, жестко авторитарным.

А какая точка зрения на сей счет у вас?

Читать дальше......

воскресенье, марта 01, 2009

Советы по поддержке обучаемых с помощью e-learning на рабочем месте

Очень хорошая статья "Guidelines for supporting learners using e-learning in workplaces" (Советы по поддержке обучаемых с помощью e-learning на рабочем месте). К сожалению нет сил переводить 24-х страничный текст с английского - всем желающим рекомендую прочитать самостоятельно. В статье даны практические советы и приведена статистика на основе опыта австралийских компаний (материал подготовлен в рамках проекта Australian Flexible Learning Framework)

Читать дальше......

О пользе визуализации

Еще раз о пользе краткости и визуализации:

В статье "When Less Is More: Meaningful Learning From Visual and Verbal Summaries of Science Textbook Lessons" описаны итоги достаточно старого эксперимента (1996 год), который проводили в Университете штата Калифорния (Санта Барбара).

Студентам давали познакомиться либо с полным длинным текстом из учебника, описывающий природу возникновения молнии либо краткое содержание и набор иллюстраций визуализирующий пошаговый процесс образования молнии. В итоге те, кто вместо текста знакомился с визуализацией процесса лучше запомнил этапы процесса образования молнии и отвечал на другие контрольные вопросы.



Вообще экспериментов было 3 с разными вариантами краткого содержания, только картинками, текстами и т.п. - почитайте кому интересно (статья на английском).

Читать дальше......

Весь мир – экран

Действительно, все гениальное просто.
Простейшая портативная система, состоящая из привычных для нас «ингридиентов», позволяет превращать практически любую поверхность в сенсорный экран:

«Прототип устройства построен с использованием обычной веб-камеры и портативного проектора, подключенных к мобильному телефону с выходом в Интернет. Такой (довольно скромный) набор позволяет проецировать информацию на любую поверхность – на стену, поверхность стола, спину соседа или собственную руку. Главное в этой системе – программное обеспечение» (Источник)

Похоже, благодаря подобному решению мобильное обучение имеет шансы обрести совершенно новые масштаб, возможности и качество, а грани между eL и mL, а то и очным и электронным обучением несколько посотрутся.

Читать дальше......