Websoft

вторник, апреля 28, 2009

Готово ли корпоративное обучение к обучению Взрослых

Корпоративное обучение – это обучение более или менее, но зрелых и состоявшихся людей, которые, в отличие от школьников и даже студентов-очников, располагают куда большей самостоятельностью, опытом и независимостью.
Генетически же, если не обманываюсь, LMS и средства ауторинга скорее вышли из университетской сферы или же подспудно унаследовали классическую педагогическую парадигму. А она далеко не всегда согласуется с декларируемыми и человеколюбивыми принципами HRM и современного импортного менеджмента.

А не «прогнать» ли нам те же LMS, средства разработки курсов и даже само управление HR через «реторту» андрагогики на предмет «соответствия». Удовлетворяют ли они требованиям андрагогики, то есть особенностям обучения взрослых?

Вот основные из этих требований:
1. Взрослый – это не столько обучаемый, сколько обучающийся.
2. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения
3. Взрослый потому и взрослый, что созрел управлять собою сам, жить самостоятельно и своим умом и даже (иногда) норовит добиться самореализации
4. Взрослый охотно обучается лишь для решения важной лично для него проблемы и достижения конкретной цели

5. Взрослый предпочитает опираться на собственные опыт и знания как источник обучения охотнее и скорее, чем на чужие и книжные
6. Процесс обучения взрослого наиболее эффективен, если проходит в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего, а также группового формального и неформального обучения на всех его этапах: диагностики проблем, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции,
7. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и имеющихся у него личностных качеств и способностей на практике
8. Результативность учебной деятельности взрослого в компании в огромной степени зависит от комфортности условий: временных, пространственных, бытовых, профессиональных, властных, кадровых, корпоратив-культурных, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
Короче, некомфортными будут условия обучения или применения изученного – большие тети и дяди будут учиться неохотно, а то роптать на е-L станут, чего доброго.

Если приведенные постулаты верны, можно заметить, что пп. 1-5 потребуют оптимизации некоторых решений в LMS, средствах разработки курсов и в логике создания курсов, создающихся «вручную». Например, в части ветвления курсов, их гибкой настройки на целевую аудиторию, формирования индивидуальной образовательной стратегии обучения, адаптивности обучение, наконец.

П. 6 напрямую указывает, что андрагогика без Web 2.0, диалогового (коммуникативного) и социального обучения ну просто никуда. Взрослые обучаемые готовы к этому по определению. (Если андрагогика не врет, разумеется!) Готовы ли к этому инициаторы корпоративных обучающих программ (заказчики)?

7 и 8-й пункты напрямую завязаны на HRM и даже выше – самое менеджмент. Тут в пору и кейс предложить: соответствует ли положение дел с еL в вашей компании пп. 7-8?

Решения кейса принимаются в виде комментариев к данному посту.

Читать дальше......

понедельник, апреля 27, 2009

Е-курс – плод командной работы и суммы технологий

«… При разработке курса дистанционного обучения, как правило, лучше использовать несколько технологий, команда разработчиков курса, особенно в специализированных учреждениях дистанционного образования, может состоять из дюжины или большего числа членов. В это число могут входить:

  • Один или большее число специалистов по предметному содержанию
  • Один или большее число учебных проектировщиков (образовательных дизайнеров)

  • Режиссёр видео (и, возможно, авторы сценария)

  • Режиссёр аудио (и, возможно, авторы сценария)

  • Редактор текста

  • Программист и Web-дизайнер

  • Фотограф, графический дизайнер или художник

  • Один или большее число администраторов»

Источник

Стоит обратить внимание на последовательность ролей в команде: предметные специалисты стоят на первой позиции, а педагогические дизайнеры – на второй, администраторы (менеджеры проекта, по-нашему) на последней.


Несколько слов об источнике: цитата позаимствована с сайта проекта «Создание базы знаний в области открытого дистанционного обучения на уровне высшего образования», осуществляемого под эгидой ЮНЕСКО. Материалы там хоть и не слишком свежие, однако отличаются высоким качеством и здоровым академизмом, «выдержанные» как доброе вино».

Читать дальше......

воскресенье, апреля 26, 2009

Длина имеет значение?


Исследователи из одной из лабораторий IBM изучали скорость и качество усвоения материалов при чтении длинных (как в книгах) и коротких (как в газетных колонках) строк текста. Выяснилось, что люди читавшие короткие строки читают быстрее. Кроме того, после эксперимента им давали тест на усвоение материалов, изложенных с тестовых статья. Те кто читал длинные строки ответили на 43% ответов, короткие на 58%.

Так что подумайте, не стоит ли размещать тексты в ваших эклектронных курсах в более узких текстовых блоках. Возможно это позволит упростить восприятие информации обучаемыми.

Статья целиком (на английском)

Читать дальше......

Типы учебного знания и стратегия проведения электронных курсов

В этом блоге и в других местах немало копий сломлено (и, надеюсь, будет еще ломаться) вокруг вопросов юзабилити, графики и анимации и т.п. вещей. При этом не всегда справедливо на второй план уходит содержательная – собственно знаниевая – составляющая электронных курсов.
Этой теме и был посвящен вебинар «Типы знаний и 3 стратегии организации е-контента».
Несколько скриншотов с этого вебинара:


Однако включение тех или иных типов знаний в курсы должно подчиняться некой логике, называемой «стратегия проведения курса ». В зависимости от нее разные типы знаний включаются в курсы в определенной последовательности, "порционно" и имеют разный «удельный вес».



Запись вебинара (продолжительность – 52 минуты) можно просмотреть здесь.

Читать дальше......

суббота, апреля 25, 2009

Картинка


Надпись на картинке: в классе столько народу и я сижу так далеко что у меня есть ощущение что я изучаю e-learning курс

Читать дальше......

Когда внутрениие коммуникации вредят компании

В продолжение поста "Вредные советы" - любопытная статья в Harvard BusinessReview "When Internal Collaboration Is Bad for Your Company" (Когда внутрениие коммуникации вредят компании - статья на английском) - описание некоторых кейсов и исследований в которых дополнительные коммуникации в процессе решения бизнес-задач приводили не к улучшению (как принято считать), а к ухудшению итогового результата.

Читать дальше......

HR-ы консервативнее чем сотрудники

Проведенный в марте опрос в европейских компаниях (во Франции, Германии, Испании и Великобритании опрашивали 2355 сотрудников и 485 HR-ов) показал, что 50% сотрудников хотели бы получать больше электронного и смешанного обучения и только 40% HR-специалистов собираются им его предоставить.

Кроме того 82% сотрудников оценили уже существующие e-learning программы как адекватные и полезные. 44% сотрудников хотели бы использовать в обучении элементы web 2.0 (блоги, вики и т.п.) и только 32% опрошенных HR-ов разделяют это мнение.

Получается, что HR-ы консервативнее чем сотрудники?

Источник

Читать дальше......

пятница, апреля 24, 2009

Электронное воспитание. Слабо?

Пока мы с вами мучаемся тут с электронным обучением, военные не дремлют. Они вскоре озаботятся системой патриотического воспитания молодежи, которая желает быть, как лучше.
Начальник Генерального штаба ВС России Николай Макаров (см. в Википедии ) заявил, что «перспективными мерами в этом направлении может стать разработка, производство и распространение среди молодежи компьютерных игр военно-патриотической направленности, а также создание военно-патриотических медиапрограмм».

Судя по реплике в источнике этой информации, у Пентагона амбиции поскромнее: он на е-воспитание, на патриотизм, не замахивается, просто и всего лишь «давно уже использует компьютерные технологии, в том числе и игры, для популяризации службы в армии и поднятия престижа военных профессий».

Читать дальше......

четверг, апреля 23, 2009

Мы вторые после Тринидад и Тобаго

Мы вторые после Тринидад и Тобаго по обучающим тренажерам на производстве метанола :) По крайней мере это следует из статьи «Метафракс» обучает персонал на тренажере-симуляторе. Интересно на Тринидаде пьют метанола больше чем мы?

Читать дальше......

Умные "дети"

Сегодня "счастливый" (так и не решил писать слово в кавычках или нет) день - мне сказали, что некоторые наши клиенты делают для себя курсы лучше, чем мы для заказчиков. С одной строны немного обидно и поучительно, а с другой приятно, что мое мнение о том, что с помощью адекватного авторского средства в компаниях могут делать профессиональный контент подтверждается. Есть немного гордости из той же серии, когда родителям приятно, что их чадо выросло и стало умнее чем они.



Сижу и просматриваю курсы (на картинке скриншот одного из них) уже подданные на конкурс на лучший курс, созданный с помощью редактора Courselab и убеждаюсь, что все так и есть.

PS
До конца подачи материалов осталась неделя. После подведения итогов все курсы будут выложены на courselab.ru.

Читать дальше......

среда, апреля 22, 2009

Каждая четвертая компания сократила бюджет на обучение сотрудников

За последние три месяца 26% российских компаний урезали расходы на обучение и повышение квалификации своих сотрудников. Оптимизации расходов на обучение больше остальных подверглись организации с численностью персонала от 500 до 1000 сотрудников (39%), — сообщает сегодня Исследовательский центр портала Superjob.ru, опросивший 7-13 апреля 500 представители предприятий и организаций, отвечающих за работу с персоналом.

В каждой четвертой организации (25%) затраты на обучение персонала остались на прежнем уровне. Наибольшую стабильность в этом отношении демонстрируют компании, где трудятся от 50 до 100 человек (34%).

Каждый пятый респондент (20%), принявший участие в исследовании, сообщил, что его компания располагает собственным учебным центром. Среди компаний с количеством сотрудников, превышающим 5000, таких больше всего — 36%.

и т.п. - целиком читать здесь

Читать дальше......

Что такое Job Aid?

Я с интересом обнаружил в практике учебных центров западных компаний область деятельности, которую я никогда не наблюдал у наших. Эта деятельность - помощь бизнес-подразделениям в создании job aid, а также создание их централизованного репозитория (на портале или в базе данных).

Что такое job aid? Если перевести длинно, то это любой информационный инструмент (чеклист, диаграмма, мнемоническое правило, шаблон документа) помогающий эффективно выполнять работу. Не то, чтобы мы в России такие идиоты - у любого эффективного сотрудника можно найти наклееную на стене или на компьютере схемку выполнения операций или удобную табличку, которой пользуются, чтобы не запоминать последовательность операций в компьютере. Такие инструменты люди как правило делают себе сами и в лучшем случае передают коллегам за соседними столами. Т.е. если в каком-то отделении банка додумались удобным образом на одной бумажке изобразить все продукты и их классифицировать, это не значит, что в другие эта удобная схемка попадет.



В развитых странах многие учебные центры рассматривают создание job aids как одну из своих обязанностей, в частности потому, что их использование повышает эффективность обучения - провел тренинг, в конце раздал бумажки. которые участники могут повесить над своим столом, чтобы лучше усвоить только что изученный материал. У нас же все увлечены писанием должностных инструкций, позволяющих уволить или оштрафовать за что-нибудь сотрудника без нарушения законодательства, но никак не повышающих эффективность труда.

Возможно я не прав и многие это делают? У кого есть информация - поделитесь. Или создание таких инструментов это функция бизнес-подразделений и методологов, отвечающих за бизнес-процессы в компаниях, а не учебных центров?



PS
На Amazon находятся десятки книг по написанию эффективных job aids. Русскоязычных материалов я не наблюдал.

Хорошая статья Use Job Aids to Increase Productivity

А также Developing Great Job Aids: Tips and Techniques

Читать дальше......

вторник, апреля 21, 2009

Имеют ли общий язык заказчики и разработчики корпоративных е-курсов?

Коллеги на Е-learning Pro затеяли интересную дискуссию о разработке технического задания на электронный курс.
В ответ на предложенный Еленой Локтевой вариант анкеты для заказчика курса своими практическими наблюдениями поделилась Светлана Масюкова.
Цитата из ее обстоятельного и полезного поста :
«Наш опыт разработки электронных курсов с привлечением внешнего технического разработчика говорит о том, что анкеты, детализированные столь подробно, вызывают раздражение у Заказчика. Они скорее ориентированы на руководителя проекта по разработке контента со стороны заказчика нежели на самого Заказчика непосредственно
Беда еще и в том, что и разного рода опросники, ориентированные и на руководителей проектов по созданию курсов на стороне заказчика также вызывают раздражение. По крайней мере, в своей практике сталкивался с этим неоднократно. Выдаешь набор вполне безобидных вопросов, к примеру, по целевой аудитории, в лучшем случае имеешь в ответ раздражение и обиду.

Может, кто-нибудь поможет разобраться, что оскорбляет или приводит в бешенство проект-менеджера на стороне компании, когда у него спрашиваешь о возрасте, поле, уровне образования, стаже в должности и т.п. той аудитории, для которой тебя курс создавать ангажировали?
А ежели запросишь данные, какие трудности в работе потенциальных обучаемых компания рассчитывает снять с помощью будущего курса – в ответ в лучшем случае недоумение, прикрывающее нечто более эмоциональное
Коли рискнешь поинтересоваться, в чем причина недостаточной производительности персонала, которую вы хотите поднять с помощью курса – здесь уже и слов нет. Одни выражения типа этих:

Вот тебе и изучение целевой аудитории, которому, по констатации Елены Тихомировой, половина страниц в учебниках по педдизайну отводится.

Проще всего объяснить такую картину ленью, чрезмерной загруженностью, индивидуальными особенностями конкретных лиц и т.п., наконец, нежеланием или боязнью выносить сор из корпоративной избы. Плюс неумение/нежелание противоположной стороны договариваться :). Остается махнуть рукой и делать свою работу, как делается – на глазок. Авось и сойдет...
Думается, однако, что причины такого «раздражения» в широком смысле» лежат где-то глубже. Похоже, здесь имеет место проблема изрядного непонимания. А вот причины такого непонимания неясны. Похоже, нет у заказчиков и разработчиков общего языка, или, как выражаются семиотики, общего семантического кода.
Или дело в чем-то другом?

Читать дальше......

Схема взаимодействия студента с учебником


Автор этой схемы, представляющей принцип интерактивности прежде всего в электронном учебнике, отмечает, что интерактивность, равно как и иные принципы подачи учебных материалов в ДО, "просты по смыслу, но сложны по воплощению". Источник
Многие ли корпоративные курсы реализуют интерактивность в той мере, как предлагается здесь применительно к "какой-то всего-навсего электронной книге". Всякая ли "серьезная игра" или иной имитатор / симулятор обеспечивают интерактивность учащегося с контентом хотя бы на таком уровне?

Читать дальше......

понедельник, апреля 20, 2009

Если бы все было так просто



Надпись: Вам больше не надо беспокоиться о моем будущем - я только что скачал весь курс обучения в колледже!

Читать дальше......

Востребуются ли у нас вебинары?

В конце февраля – начале марта на портале HRM.ru проходил опрос посетителей, насколько они осведомлены, что такое вебинары.
Вопрос формулировался так:
«Принимали ли вы участие вебинарах?»
Результаты опроса - на рисунке ниже:


Не знаю, как вам, коллеги, а мне неясно, являются ли полученные результаты обнадеживающими или, напротив, пессимистичными.

Благодарим Эдуарда Бабушкина, руководителя проекта hrm.ru, за предоставленные данные.

Читать дальше......

воскресенье, апреля 19, 2009

Мобильник под мятую кожу без батарей с кнопками-пупырышками

Компания Kyocera анонсировала концепт сотового телефона.
Корпус сделан из гибкого полимера, имитирующего кожу. Это позволяет не только сложить телефон вдвое (наподобие ноутбука), или втрое (как бумажник), но и свернуть его в трубочку.
Для просмотра видео аппарат разворачивается полностью, для работы с текстом перегибается пополам, а для переговоров будет использоваться в свернутом виде.

В ряде режимов кнопки полностью исчезают в корпусе, но при необходимости проступают на поверхности в виде бугорков.

Вместо привычного аккумулятора, штуковина оснащена пьезоэлектрическим генератором: для зарядки устройства его нужно просто помять в руках.


Если подобные вещи получат развитие, шансов у m-learning "подвинуть" е-learning будет все больше.

Читать дальше......

Комикс-кейс 2 в 1

Кейс 1

Дано 1:







Найти 1:


Кейс 2
Дано 2:

Посмотрите на последовательность картинок!
(Для их создания использовались только стандартные объекты CourseLab 2.5, включая агента-женщину. На все про всё затрачено 6-7 минут).

Найти 2:
Что
- эффективнее и комфортнее для восприятия
- быстрее и легче для разработчика «кейса» –
обработать отображенную на скриншотах ситуацию:
а) в том виде, как она представлена
б) в виде текста в письменной форме без иллюстраций?

Методическая рекомендация. Для сомневающихся и затрудняющихся дать ответ по кейсу № 2 рекомендуется написать небольшое сочинение по предложенным картинкам (с учетом мимических движений агента и стоящих за ними переживаний и чувств) и попытаться решить кейс еще раз.

Читать дальше......

суббота, апреля 18, 2009

Об общественном интересе

Клайв Шеппард (Clive Shepherd), известный блоггер, насчитал в Великобритании 10 коммерческих и некоммерческих организаций способствующих развитию e-learning в целом (без учета вертикальных рынков - т.е. специфических отраслевых структур). У нас, по моему, ничего нет. Мы в России либо далеки от бюрократии, либо не можем самоорганизоваться либо просто нет денег, которые такая организация могла бы "распилить". Или я что-то упустил?

PS
Впрочем, написав это, я нашел Национальный центр поддержки электронного обучения, но сдается мне, что он скорее мертв, чем жив.

Читать дальше......

Говорят ли сербы на олбанском?


Пример электронного курса, который давали американским солдатам перед отправкой в Боснию - см. здесь (чтобы знали куда летят, кто из сербов, босняков и хорватов христиане, а кто мусульмане и кто из них говорит на олбанском языке)

Читать дальше......

пятница, апреля 17, 2009

Попытка методологического вебинара + ссылка на его запись

Никогда не преклонялся перед лекциями. Куда больше нравится формат учебных мероприятий типа: выдвинь тезис – обсуди с аудиторией. Сегодня осуществлена попытка в таком духе провести вебинар методологического типа на вполне сухую «непрактичную» тему «Как формировать содержание е-курса».
Всего за час вебинара аудитории было предложено 11 разного рода опросов и иных интеракций тренингового типа. Например:



Впрочем, правила диалога в немалой степени задавали сами участинки.

Затронули проблему, чему в корпоративном обучении приоритет нужно отдавать: практическим действиям или знаниям, и решали ее, в целом, так:

А как бы Вы здесь рассуждали?

В целом на вебинаре изучались вопросы:


Если эта проблематика и для Вас интересна, смотрите запись виртуальной сессии.

Читать дальше......

LMS глазами обучаемых

«… Большинство LMS сосредоточено на перспективах компании, на изучении и обучении. В большинстве отлично настроены инструменты отчетности и слежения за действиями обучаемых. Это все, безусловно, важно, но это не достаточно. Система должна сосредотачиваться на ученике. LMS должны быть направлены на создания комфортных условий для обучения…»
Подробности читайте здесь

Читать дальше......

четверг, апреля 16, 2009

Управление знаниями и обучение в контексте организации

Болгарские братушки из Софийского Университета съездили на конференцию в Португалию (надеюсь они сделали это весной в период цветения - нет лучше времени в Португалии) и сделали доклад "Управление знаниями и обучение в контексте организации" перевод которого опубликован на distance-learning.ru.

В статье рассматривается интересная тема взаимосвязи e-learning и управления знаниями. Я тоже хочу на эту тему поговорить на ближайшем Elearn Expo.

Читать дальше......

среда, апреля 15, 2009

Кризисные сокращения

Тренинговый бюджет в пересчете на одного работника в Штатах упал на 11%. Падает количество обучаемых в пересчете на 1000 сотрудников. В Германии 12% производственных компаний сокращают затраты на обучение. А вот в Азии таких сокращений меньше - может и правда, что после кризиса экономический центр сместиться на Восток?

Источник

Читать дальше......

Кривая сотрудничества (collaboration)

Любопытный пост в блоге Harvard Business Publishing - Introducing the Collaboration Curve. Авторы рассмотрели сетевую игру World of Warcraft (WOW) в которую играет 11.5 миллионов человек. В игре люди набирают experience points - балы за опыт. Так вот - за первые 150 часов игрок в среднем набирает в 4 раза меньше баллов чем за последующие 150 часов. Это несколько противоречит представлению о том, что "кривая обучения" (learning curve) такова, что со временем человек выходит на "плато" и его производительность растет не так сильно.

Кривая обучения показывает зависимость между производительностью человека и временем, потраченным на его обучение. Наблюдения показывают, что часто обучаемый выходит на этап, который называется плато обучения, или ровный участок кривой обучения, где он не делает особых успехов в обучении, как показано на рисунке. Однако в большинстве случаев данный этап является временным. Иногда к этому приводит отсутствие мотивации, но, вероятно, здесь сказывается также потребность в обновлении или пересмотре того, что человек выучил до этого момента, прежде чем он сможет двигаться дальше. - Источник определения



Объяснение от авторов статьи (это предположение - можно спорить) состоит в том, что в дело вступает такое новое явление как collaboration curve (кривая работы в сообществе) - со временем игров вступает в сообщества игроков, общается в форумах, группа, читает wiki и наращивает свой опыт быстрее чем в режиме традиционного обучения.

Читать дальше......

вторник, апреля 14, 2009

Секретное оружие

Грустная статья "Секретное оружие" в сегодняшних Ведомостях - о российской производительности труда. Российский банковский клерк выполняет в 2.3 раза меньше операций в год чем польский и в 9 раз меньше чем финский. Наш строитель строит в в 4 раза меньше квадратных метров чем американец.

Я проанализировал курсы, которые мы делали по заказу многих банков. Абсолютное их большинство были посвящены банковским продуктам т.е. по сути поддержке продаж. Технологиям и бизнес-процессам - единицы. Возможно это один из индикаторов того, что оптимизации деятельности уделятся мало внимания.

Читать дальше......

Е-Learning по-корейски

В развитие поста. коснувшегося темы о еL на Востоке.

Набор цитат про южнокорейский e-L:

«Мы (Республика Корея - ВН) переходим к обучению в соответствии с запросами рынка. Мы расцениваем e-learning как катализатор всех образовательных инноваций…
Общий доход рынка электронного обучения в Корее составляет порядка 1,7 млрд долларов… На рынке работают 756 компаний – провайдеров электронного обучения, 38 из которых получают прибыль более 10 млн долларов…
Экспорт наших разработок приносит 907 тыс. долларов…
В 2007 г. совокупный доход мирового рынка электронного обучения составил 29,5 млрд долларов. Около 80% рынка приходится на США, 16% – на Евросоюз. Корея занимает чуть меньше 6% рынка…
В Корее на сегодняшний момент насчитывается порядка 90000 образовательных учреждений, 970 из которых реализуют программы электронного обучения в чистом виде…
34,6 млн жителей пользуются электронным обучением. (Население Южной Кореи примерно 49 млн человек - ВН)…
Мы активно продвигаем новые веяния в области e-learning, которые мы назвали u-learning (повсеместное обучение). Сейчас мы работаем над тем, чтобы все учебные материалы были переведены в электронный формат…
Мы рассматриваем технологии Web 2.0. как нечто большее, чем технические преимущества, и попытаемся внедрить их в сами электронные курсы…
В стране реализована система для обучения школьников в начальной и средней школе, которая называется «Кибердом» и в которой в настоящий момент обучается 3,5 млн учеников…
В высшем образовании электронное обучение в большей степени применяется в национальных университетах (64%)…
21% электронного обучения в Корее приходится на корпоративный сектор. Бюджет корпоративного электронного обучения в 2007 г. составил 759 млн долларов – 14,7% всего образовательного бюджета Кореи...

27% компаний получают субсидии на электронное обучение. 55% электронных курсов для корпоративного обучения создаются внутри специализированных учебных центров...» Источник

Др. Дэ-Джун Хван

Читать дальше......

понедельник, апреля 13, 2009

Скорость интернета

Регулярно поводя вебинары, мы сталкиваемся с проблемой пропускной способности каналов клиентов. В таблице - любопытная статистика со средней пропускной способностью каналов интернет в расчете на 1 пользователя по развитым странам. России к сожалению нет. При этом я не слышал о большом развитии e-learning в Японии и Южной Корее, а вот в Штатах - сколько хочешь.



Источник

Читать дальше......

Медицинский e-learning

2 новых кейса внедрения СДО (WebTutor) в компаниях, связаннях с медициной и лекарственными препаратами:
- Интермедсервис
- Верофарм

Читать дальше......

Что первичнее: кадры для ДО или само ДО?

Похоже, корпорация Intel, отвечая на этот вопрос, приоритет отдает кадрам, реализуя программу «Обучение для будущего». Эта программа охватывает уже миллионы учителей, преподавателей и студентов в развивающихся странах.
По словам председателя совета директоров корпорации Intel Крэйга Барретта (Craig Barrett), инициатива « имеет своей целью научить учителей, где, когда и каким образом внедрять технологические инструменты и ресурсы в учебный процесс. Инициатива «Обучение для будущего» корпорации Intel ориентирована на использование Интернета, разработку Web-страниц и такие студенческие проекты, как предоставление мощных инструментов для качественного обучения» Источник

Intel не обошла внимание и Россию с СНГ. (См. здесь)

«С 2002 года по настоящее время в российских региональных учебных центрах Intel 400 тыс. учителей школ и студентов педагогических ВУЗов по программе «Intel® Обучение для будущего» прошли обучение тому, как интегрировать элементы IT в учебные планы…
Программа «Intel® Обучение для будущего» направлена на расширение применения передовых технологий в учебном процессе. Программа состоит из десяти четырёхчасовых модулей и предусматривает:
· освоение учителями проектно-исследовательской методики;
· работу учителей с мультимедиа- и интернет-ресурсами, разработку ими собственных проектов с широким использованием информационных технологий;
· создание от лица учащихся презентаций, публикаций и веб-страниц, представляющих результаты самостоятельных учебных исследований.» Источник

Видел некоторые материалы этой программы для учителей и преподавателей. То, что удалось заполучить (в основном они касались таксономии Блума), произвело хорошее впечатление.

Читать дальше......

воскресенье, апреля 12, 2009

Церковь не безразлична к "грязному" Интернету!

Митрополит Минский и Слуцкий патриарший экзарх всея Беларуси Филарет предлагает государству на законодательном уровне регулировать Интернет.
"Необходимо действенное регулирование Интернет-содержимого на законодательном уровне", - заявил митрополит Филарет на встрече президента страны Александра Лукашенко с членами Синода Белорусской православной церкви.

По словам метрополита, "Интернет, являющийся распахнутой дверью в мир, обладает мощным влиянием на сознание людей". "Основная угроза состоит в том, что безнравственная информация стала доступной самым уязвимым категориям - детям и подросткам, у которых психика еще неустойчива. Для них виртуальный хаос очень опасен", - сказал митрополит.

Нужно заметить, что митрополит здесь не первооткрыватель. Бизнес куда раньше церкви не только инициировал, но и реально перекрыл доступ персонала на всякие непотребные ресурсы. Вплоть до мессенджеров и IP-телефонии :).

Однако запретительные меры - не метод отцов церкви. Их позыв конструктивен и благостен. Цитирую того же Филарета:
"Особое значение мы придаем Интернету как средству массовой информации и всемирной базе данных о Христианстве и его Православной традиции. В этом аспекте нам предстоит огромный труд по наполнению наших ресурсов достоверной, догматически точной и оправданной с богословской точки зрения информацией. Здесь имеются в виду не только ленты новостей церковной жизни, но и формирование общедоступной и — главное! — правдивой и четко сформулированной базы данных о Святой Церкви Христовой, о ее истории и культуре, о ее природе и миссии в мире".

З.Ы. Никто не подскажет, в какой из дней творения Создатель придумал Интернет и его цензуру?

Читать дальше......

О братьях наших меньших в е-курсах

Несколько раз от представителей корпоративных университетов слышал истории о том, как использование образов людей, нарисованных для электронных курсов, отвергались потому, что среди руководства компании обязательно окажется кто-то похожий на изображенного. Которые и обидеться могут, между прочим.

Приведу реплику Светланы Масюкевич, иллюстрирующую эту мысль.
«Наш опыт показывает, что и рисунки, и фотографии воспринимаются конечным пользователем по-разному. При создании одного курса мы предложили остановиться на рисованых персонажах и "комиксоподобных" объяснениях учебного материала. Но... Какие бы варианты ни предлагал дизайнер, иллюстрация не принималась лишь только потому, что была похожа на кого-то из людей, значимых для заказчика, это вызывало отторжение образа».
Мало того, что подобная реакция является диагностичной на предмет отсутствия / присутствия чувства юмора и некоторого комплекса психологических комплексов. Дело еще и в том, что типов человеческой внешности не так уж и много. Их всего-то навсего 2 в степени n. Кого ни рисуй, персонаж по определению на кого-нибудь пусть отдаленно да походить будет. Особенно "комиксные".

Например:

То есть в зависимости от степени детализации количество анатомических типов людей будет равняться 4. 8, 16, 32, 64, 128, 256 и т.д.
На самом же деле вышесказанное относится не только к людям, но и ко всем позвоночным. Например, дельфинам, крысам, слонам. Именно поэтому, сами того зачастую не осознавая, работники корпоративных учебных центров предлагают использовать для иллюстрирования е-курсов образы животных. Особенно при разработке симуляторов продаж, коммуникаций, конфликтов и т.п. А почему бы и нет? Судите сами:





Источник рисунков:

Полагаю, не составит большого труда "оснастить" подобные избражения выносками с репликами или мыслями персонажей.

Кстати, вам кто больше нравится, собаки или кошечки?
Их лучше рисовать или фотографировать?

Читать дальше......

суббота, апреля 11, 2009

Организация дистанционного электронного обучения – через призму опыта. Банк "Возрождение"

На сайте HRM.RU опубликована статья Андрея Стулова, руководителя учебного центра Банка "Возрождение" - "Организация дистанционного электронного обучения – через призму опыта. Часть II". Андрей пишет о практике формирования учебных групп, организации учебных мероприятий ДО.

См. также - описание кейса внедрения системы WebTutor в банке

Читать дальше......

пятница, апреля 10, 2009

ДО для риэлтеров


Описание опыта создания системы дистанционного обучения для риэлтеров - кейс Высшей Школы Недвижимости.

Читать дальше......

Визуализация текстовых описаний

Во многих обучающих электронных курса нельзя обойтись без описательной информации. Вспомним школу, тип текста "описание":



Избыточные описания препятствуют усвоению текста, особенно с монитора. Следование же принципу "одни слайд - одна мысль" увеличивают число слайдов курсе. Визуальное (пассивное) восприятие данных, не подкрепленное действием со стороны обучаемого также не способствует оптимальному усвоению знаний.

Отчасти снять эти проблемы позволяют так называемые "интерактивности" - интерактивные сценарные решения - реализуемые в редакторе CourseLab, начиная с версии 2.5. Кроме того, с их помощью тексты струкутрируются, информация становится более наглядной, вписывается в логику интерактивностей, дается удобными для осмысления порциями. Глядите сами:




Чтобы заполнить такие интерактивности нужным контентом, включая графический, разместить в них гиперссылки достаточно одной-двух минут.

Читать дальше......

четверг, апреля 09, 2009

Как работает World Wide Web

Очередное творение от Commoncraft - как за 3 минуты объяснить "на пальцах" как работает всемирная паутина - смотрите:

Читать дальше......

Исследование - как работают педагогические дизайнеры

Очень любопытная статья для тех, кто читает по английски: "Instructional designers at work: A study of how designers design" (Как работают педагогические дизайнеры - исследование).

Цитата:
More recently, in a web-based survey of 113 instructional designers, Christensen and Osguthorpe (2004) found that only half of them referred to theory in their work, using other strategies and especially other people to make design decisions. Campbell, Schwier and Kenny (2006) have explored in depth the notion of instructional design as a conversation between the designer and client, focusing on how the designer represents personal, professional, institutional and societal values in a process of ‘socially constructing’ knowledge (Schwier, Campbell & Kenny, 2007). Similarly, other researchers (Cox & Osguthorpe, 2003; Liu, Gibby, Quiros & Demps, 2002) have found that instructional designers tend to spend the largest part of their working life dealing with the client.

Т.е. только половина дизайнеров в своей работе руководствуются педагогическими теориями и большую часть времени проводят в общении с заказчиком. Откровенно говоря, это соответствует мои ожиданиям, хотя 50% руководствующихся теориями - это много :)

Читать дальше......

вторник, апреля 07, 2009

Британские HR-ы пересматривают роль e-learning

Взято с distance-learning.ru

Только половина HR -специалистов инвестировали средства компании в управление системами образования (LMS) или инструменты быстрой разработки e-learning курсов. В то же время, три четверти из них считают, что наличие возможности быстро и с наибольшей прибылью разрабатывать собственные программы обучения является крайне важным. Такова статистика, полученная в результате опроса, который был проведен компанией IMC Learning среди 150 британских HR-специалистов. Результаты исследования опубликованы в докладе «Обучение персонала в условиях экономического спада: возможности и опасности».

В ходе исследования выяснилось, что 53% опрошенных используют онлайн тесты и различные инструменты оценки эффективности деятельности, 48% пользуются возможностями аудио и видео контента и приблизительно столько же процентов вовлекают в обучение интернет-технологии. Около 25% участвуют в организации виртуальных сообществ, 20% пользуются виртуальными классами и 11% используют цифровые записи вебинаров и онлайн-занятий.

Комментируя исследование, управляющий директор IMC Дирк Тиссен сказал: «Очевидно, что руководители HR подразделений воспринимают экономический спад как превосходную возможность провести переоценку своих программ обучения и вовлечь более гибкие и прибыльные инструменты обучения — такие, как подкасты (записи), виртуальные классы и обучение, базирующееся на интернет-технологиях.»Наиболее желательными характеристиками обучения 89% респондентов назвали возможность быстро и наиболее эффективно адаптировать обучение под свои нужды, особенно в такое время, когда организации стремятся сократить как затраты на внешнее обучение, так и количество времени, которое сотрудники могут потратить на посещение курсов вне своей организации. Этот аспект исследования Тиссен прокомментировал так: «Программы обучения, гибкие и наиболее выгодные по своей сути, способные быстро и эффективно разрабатываться на предприятии в условиях кризиса, привлекательны для любых организаций, независимо от их размера и структуры.»

Читать дальше......

Годятся ли виртуальные классы для проведения тренингов?

На популярном и полезном eL ресурсе возникла дискуссия «Зачем нужен вебинар?». Вопрос, конечно, замечательный и важный. Однако хотелось бы взглянуть на возможности виртуальных классов чуть шире, тем более, что на том же ресурсе затрагивалась и тема их использования в «личной системе ДО».
А не попробовать ли взглянуть на виртуальные классы как орудие тренеров. На что они (классы) способны в этом смысле?
С trainings.ru позаимствовал список жанров тренинга и попытался прикинуть (методом исключения), какие из них и в какой степени могут быть адаптированы к проведению в виртуальных классах.
Вот такой набор «способных» в немалой степени быть годными к синхронным дистанционным сессиям тренингов вышел:
1. Семинар. 2. Практический семинар. 3. Дидактический тренинг. 4. Развивающий тренинг. 5. Креативный тренинг. 6. Индивидуальный тренинг. 7. Прокси-тренинг, стори-теллинг, гоупп-баддинг. 8. Тренинги индивидуального саморазвития. … 10. Развитие лояльности. 11. Мотивационное выступление. 12. Ворк-шоп, авторская мастерская (с ограничениями). 13. Психотехнический тренинг (с ограничениями). … 16. Манипулятивный тренинг. 17. Видеотренинг (в продвинутых виртуальных классах). … 20. Консультационный семинар. 21. Консультационный тренинг. 22. Групповой коучинг (с существенными ограничениями). 23. Обучение действием (с существенными ограничениями). … 26. Супервизионные сессии (с ограничениями). 27. Стратегическая сессия. 28. Тактическая сессия. 29. Операционная сессия. 30. ОДИ (с существенными ограничениями).

Сюда же можно, думается, отнести также возможность проведения мозговых штурмов, групповых интервью, мероприятий по принятию решений (кроме тех, что попали в список выше).

Читать дальше......

понедельник, апреля 06, 2009

Комикс-кейс






Читать дальше......

воскресенье, апреля 05, 2009

Виртуальные классы и меркантильность образования

На вебинарах по теме о разработке е-курсов обычно присутствует немало людей из вузов, учреждений образования, действующих в системе ведомственной переподготовки или повышения квалификации (в среднем их представительство 30 плюс/минус 10% ). Среди участников – несколько школьных учителей-методистов, которые, как я понимаю, либо интересуются виртуальными классами для общения с менее опытными коллегами, либо для создания региональных сетевых ресурсов для школьников, учителей и, возможно, родительской общественности. Будь у нас, как в Японии, тотальная система репетиторских школ, глядишь, и они обратили бы внимание на виртуальные классы. Пока мне известна лишь одна российская попытка приспособить виртуальный класс для репетиторства. А вам?
Много лет назад в одной умной книжке вычитал, что Запад в свое время ушел вперед в деле науки и образования потому, что знания и средства их доставки с момента изобретения книгопечатания стали товаром, в то время как на Востоке носили сакральный характер и предназначалось для избранных. «Меркантильность» христианского Запада дала мощный толчок образованию и науке.
Изобретение виртуальных классов, конечно, трудно сопоставить с изобретением книгопечатания. Да вдруг и они внесут свою лепту в развитие отечественного образования, и не только корпоративного и коммерческих вузов.

P.S. Может быть, кто-нибудь знает, дамы и господа, как Гуттенберг, Франциск Скорина или Иван Федоров рассчитывали возврат инвестиций в свой книгопечатный бизнес.

Читать дальше......

суббота, апреля 04, 2009

Критерии успешности e-learning проекта

В рамках грядущей Elearn Expo 2009 проходит конкурс на лучшие внедрения СДО — eLearnExpo Awards. Любителям конкурсов я рекомендую подавать заявки т.к. времени осталось мало, хотя сам я несколько скептически отношусь к идее такого соревнования из-за неопределенности с критериями успеха проекта.

В форме заявки на конкурс - исключительно числовые показатели:
- общая численность сотрудников
- количество курсов в СДО
- количество тестов
- количество сотрудников, имеющих доступ в СДО
- количество пройденных курсов, сданных тестов и выданных сертификатов
- количество тьюторов

Можно ли по таким показателям оценить успешность проекта? Я уверен, что информации недостаточно. Надеюсь, экспертная комиссия при оценке будет руководствоваться и другими критериями.

Тут-то и возникает вопрос о том, что можно считать критериями успешности e-learning проекта. Возможные варианты:
- окупаемость вложений (скорость, величина), последующее сокращение затрат
- охват обучением определенного количества сотрудников
- увеличение продаж, повышение качества обслуживания клиентов, сокращение ошибок и т.п.
- ускорение процессов обучения
- повышение прозрачности процессов обучения, повышение объективности
- упорядочивание/формализация знаний в форме учебных курсов/тестов
- стандартизация процессов обучения в различных подразделениях/филиалах
- повышение удовлетворенности сотрудников
- повышение информированости менеджеров об обучении/уровне знаний сотрудников
- ...

Как это можно объективно померить и сравнить так, чтобы не положить на это всю свою жизнь? И кто готов предоставить необходимый объем информации внешним оценщикам?

Мне представляется более реальным проведение конкурса кейсов - в котором компании достаточно подробно описывают свои проекты и достижения (не претендуя на полноту - примеры кратких кейсов внедрения СДО в 16 компаниях можно посмотреть у нас на сайте). Оценивается не сам проект, а его описание, интересные идеи, полнота раскрытия информации и т.п. Это как конкурс годовых отчетов открытых акционерных обществ (см. например, конкурс проводимый рейтинговым агентством Эксперт).

Читать дальше......

пятница, апреля 03, 2009

С чего начинается эмоциональность (в е-курсе)

Тема эмоциональности в электронных курсах и всяких-разных ухищрениях по ее реализации время от времени «сотрясает» сообщество e-learning’цев и их сетевые сообщества. Одно из последних обсуждений прошло здесь.

О чем только ни говорится обычно при обсуждении темы эмоций в eL. И про интересные картинки и комиксы, завлекалочки типа хохм и анекдотов, эстетичность флеша и игровой компонент, и недостаток финансирования на эмоциональные «завитушечки» и пр. и т.п., чтобы «встряхнуть аудиторию».
Там ли ключ к эмоциональной благосклонности персонала к нашим курсам?

Есть думается, куда более прямой и честный путь для работы с эмоциями. Предположу, что даже 2 пути: собственно образовательный и стилистический (формальный) – работающих по принципу взаимодополнительности.

Образовательный
Если
- цель и задачи курса ясны обучаемому и потому он знает, зачем ему учиться,
- контент, предназначенный к усвоению, доступен для понимания, легко, но не без дидактически дозированных затруднений усваивается,
- контент направлен на решение реальных проблем персонала,
- система тренировочных упражнений и обратной связи поддерживают и, в случае неудач, указывают пути исправления ошибок и предупреждают от их повторения,
то
обучаемый понимает, что курс выполняет наставническую функцию, обеспечивает ему уверенную подготовку к контрольному итоговому тестированию и дальнейшему применению изученного.

Стилистический
Строгость, сухость и «скуку» курсу придают догматизм и формализм в изложении материала, пренебрежение закономерностями учебной деятельности (=клиенториентированностью курса) .
Когда же подача знаний блещет изяществом мысли и остроумием примеров, красотой аргументации и непринужденностью слога, народ к учебе сам потянется.
Чтоб это состоялось, одних дополнительных и вспомогательных возбудителей эмоций «понарошку» явно недостаточно. Их стоит и нужно использовать в 3-х базовых целях:
- в качестве награды за успешный труд в обучении,
- как средство профилактики возможных ошибок,
- для пробуждения интереса обучаемых к предмету изучения и к себе самим в качестве учащихся.

P.S. В качестве одного из инструментов повышения эмоциональности курсов Елена Тихомирова предлагает истории и рассказы, вызывающие эмоции. Одна из международных компаний (ритейл) вписала в стандарт своих продуктовых е-курсов в качестве обязательного и первого по счету элемента рассказ об истории продуктов, которыми торгует. Будь то кастрюли, вина, компьютеры или бородинский хлеб. Неплохой ход, особенно при удачной стилистической и визуальной подаче такой истории.

Читать дальше......

четверг, апреля 02, 2009

Вредные советы

Если человек получает совет от эксперта, то это способствует принятию правильного решения. Вроде бы очевидно, что это высказывание верное. А оказывается это верно не всегда. Буквально за последние несколько дней наткнулся на 2 материала по этой теме.

Материал №1 - статья в журнале Smart Money - Есть мнение (Нет ничего проще, чем лишить человека способности трезво оценивать ситуацию. Достаточно дать ему совет). Статья рассказывает об интересном эксперименте, в котором подопытные могли либо жить своим умом либо слушать советы эксперта, которые зачастую противоречили элементарной логике. Вывод - если есть возможность слушать эксперта, а не думать самому - люди с удовольствием на это идут.

Материал №2 - статья в Harvard Business Publishing - When Knowledge Management Hurts. Описывается исследование результатов подготовки к тендерам в крупных бухгалтерских и консалтинговых компаниях. Чем больше люди пользовались документами в базах и советовались с "гуру", а не думали сами, тем меньше было выигранных тендеров. Причем чем опытнее был сотрудник который просил совета, тем хуже был результат.

Цитата из первой статьи:

«Игроки слепо следовали советам нашего эксперта, даже не пытаясь соизмерить их с собственными соображениями, — говорит Бернс. — Со стороны это выглядело так, как будто они попросту выключали свой мозг». В таком поведении подопечных Бернс усматривает сугубо физиологическую подоплеку. «Решение сложных проблем требует значительных усилий и времени, — объясняет ученый. — Поэтому человеческий мозг постоянно пытается найти способ минимизировать нагрузку. Готовое решение, которое можно позаимствовать на стороне, всегда выглядит привлекательно. А если его источник воспринимается как заслуживающий доверия, то такой выбор может быть сделан автоматически». Стремление мозга экономить ценные ресурсы способно принести его обладателю немалую пользу. Проблемы начинаются, когда советчик допускает ошибку или его авторитет оказывается дутым.

Из второй:

But they proved themselves wrong; to their surprise they found that the more internal electronic databases were consulted by these teams the more likely they were to lose the bid! Likewise for seeking advice from colleagues. This effect was especially pronounced for very experienced teams. These consultants were much better off relying on their own expertise than trying to tap into experiences by others, whether it was in the form of electronic assets or external advice.

Какие можно сделать выводы (если верить этим исследованиям):
- общение с экспертами и чтение баз полезно для молодых и неопытных сотрудников, но может навредить опытным сотрудникам
- надо создавать электронные курсы, которые заставляют людей думать и самим решать проблемы, а не забивают им голову штампами и истинными знаниями
- есть еще варианты?

PS
И мой личный вывод - всегда полезно быть немного Фомой неверующим и сомневаться в кажущихся очевидными вопросах. Поиск опровержения или подтверждения - отличная зарядка для ума. Хотя моя жена хочет регулярно меня убить когда я в очередной раз начинаю сомневаться в очевидных для нее вопросах :)

Читать дальше......

среда, апреля 01, 2009

Удивительное рядом

В проектируемой версии Courselab 2.6 будет реализована новая технология, которая может быть полезной при контроле действий обучаемого. Если на компьютере есть веб-камера, то встроенная в механизм персонажей технология распознавания сможет идентифицировать: эмоции обучаемого (радость, отвращение, удивление, скептицизм), направление его взгляда (область экрана), а также появление другого лица (если вместо одного тестируемого сел другой). Персонаж сможет на это реагировать и давать обучаемому обратную связь. Вот так мы движемся в 21 век!





Что думаете?

Читать дальше......