Websoft

воскресенье, мая 31, 2009

Кейс: «Можно ли управлять процессом после его завершения?»

Дано:
Типичные картины:
1. Студенты слушают полгода лекции (или книги читают - заочники), а затем наступает контроль: экзамен или зачет.
2. Корпоративно обучаемые в условиях ДО читают электронную книгу или изучают 60-100 текстовых слайдов. В конце (и только там) – единственный содержательный интерактив - контрольный тест.

Можно ли в этих случаях говорить об управляемом обучении? О процессе управления им? О полноценном процессе как таковом?

Если мы сочтем контроль за управленческое действие, не контролируем ли мы процесс, который уже безнадежно завершен и на который уже невозможно повлиять?
Что-то здесь не то!
Найти:
- Как добиться управляемости обучения в электронном курсе?
- Как ради этого использовать средства ауторинга, в частности, редактор курсов CourseLab?

Читать дальше......

Подведены итоги конкурса на лучший электронный курс 2009

Свершилось! Наконец подведены итоги конкурса на лучший электронный курс, созданный с помощью редактора Courselab. Подробности о конкурсе и обо всех победителях здесь.

1 место заняла Наталья Филимонова из компании Carlo Pazolini, которая сделала действительно интересный курс "Эффективные продажи". С некоторой гордостью могу сказать, что я сам проводил тренинг по работе с Courselab, в котором победительница принимала участие и мне приятно посмотреть на результат (впрочем я также учил работе с редактором многих других участников и победителей конкурса). Я хочу поздравить Наталью, которая не только делает отличные курсы, но и ухитряется параллельно с этим администрировать систему дистанционного обучения с распределенной конфигурацией на нескольких серверах!



2 место поделили Сталепромышленная компания (Людмила Малыгина), команда Билайн-Университета и компания Фронтекс


3 место также поделено между командами Связного, банка Home Credit и компании Интермедсервис

Познакомиться со всеми работами, поданными на конкурс, можно здесь.

Я не принимал участие в оценке (см. список команды экспертов), но меня очень порадовали некоторые курсы, особенно курс начинающего болельщика регби, сделанный Сергеем Колковым из банка "Возрождение" (получил особый приз за юмор и мультимедийность вместе с курсом "Иван Васильевич открывает депозит" команды белорусского Приорбанка).

Я еще раз поздравляю всех победителей, а также участников не занявших призовых мест. Все курсы весьма достойны и профессиональны. Спасибо всем огромное.


PS

В ближайшее время мы опубликуем ряд материалов, подготовленных нашими экспертами, принимавшими участие в оценке конкурсных работ. Они опишут свои впечатления и поделятся соображениями о том, что понравилось и не понравилось.


PSS

Если возникнет вопрос о том, как оценивались курсы - см. Критерии оценки, а также задавайте вопросы Владимиру Наумову, принимавшему участие в разработке критериев и оценке конкурсных работ.

Читать дальше......

суббота, мая 30, 2009

Детальный анализ процесса обучения в СДО

Мы сейчас работаем над новым модулем WebTutor и размышляем над инструментами детального анализа поведения обучаемого в процессе знакомства с курсом. Сейчас система умеет хранить и анализировать по курсам, сделанным в редакторе Courselab (помимо стандартных баллов и статусов):
- информацию по каждому вопросу (interaction) - статус, баллы, потраченное время
- информацию по каждой цели (objective) - статус, баллы
- информацию по внутренним переменным модуля (начиная с версии 2.6 - выйдет в июне) - потребуется также разработка соответствующего аналитического отчета в WebTutor

Достаточно ли этого разработчикам и администратора СДО? Нужны ли расширенные данные?

Из того что приходит мне в голову и может быть реализовано:
- последовательность перехода между слайдами
- количество заходов на каждый слайд
- время проведенное на каждом слайде
- перечень посещенных и пропущенных слайдов
- комментарии обучаемого по слайду/задаче
- количество заходов в модуль
- ...

Немаловажно, что передача всей этой дополнительной информации увеличивает объем траффика между обучаемым и СДО. Что думаете?

Читать дальше......

пятница, мая 29, 2009

И к нам пришло обучение клиентов

Некоторое время назад (октябрь 2007 г.) Алексей Корольков сетовал, что у нас, в отличие от Запада, не наблюдается ДО компаниями посредством е-курсов, в частности, банками, своих клиентов. Равно как и софтверными компаниями (кроме WebSoft) и телекоммуникационными (ссылка).
Конкурс CourseLab 2009 опровергает это мнение, сделав его неакутальным.
На конкурс представлены и курсы, ориентированные именно на обучение клиентуры. В частности, курс, нацеленный на обучение клиентов интернет-банкинга основным функциональным возможностям сервиса (см. рис).


Или этот:


Огорчает, правда, одно обстоятельства. Порой практически невозможно понять, кому адресованы некоторые курсы: то ли персоналу компании, то ли ее клиентам. Однако стоит их чуть-чуть дооформить, и они в равной мере сгодились бы для обеих целевых аудиторий. По сути, одним выстрелом можно убить двух зайцев, добавив изменения всего-то в одни-два-несколько слайдов. Дарю идею о курсах двойного назначения! В смысле, один и тот же контент адаптируется для персонала и для клиентуры, и на его основе появляются сразу два продукта - клиентский и внутрикорпоративный. Принимаете?
Думается, годятся для этого курсы (из конкурсных) о том, как настраивать коммуникаторы для работы в интернете (от "Связного"), "Документарні продукти для клієнтів МСБ " (Raiffeisen Aval, Украина), и некоторые другие.
На мой взгляд, один из представленных курсов и вовсе следовало бы переадресовать клиентам. Уж слишком он прост для банковских работников. Тем более, что текстовку этого курса (этак 50-60% его содержания) я за месяц до конкурса читал на сайте этого банка, когда интересовался, что он предлагает своим клиентам-физлицам.

P.S. Количество представленных на конкурс продуктов оказалось неожиданно велико - 34 курса. Поэтому группа экспертов не успела оценить их за короткий срок. Еще день-другой, и результаты будут обнародованы. Следите за эфиром!

Читать дальше......

За счет чего происходит усвоение электронных знаний? (Запись вебинара)

Достоточно ли создать электронный курс и выложить его в сеть, чтобы обучение оказалось результативным? Разобраться с этим вопросом может помочь решение простенького теста, представленного на скриншоте слайда с вебинара "Управление познавательной деятельностью аудитории в е-курсах":



Как участники вебинара решали эту и многие иные проблемы, связанные с управлением познавательной деятельностью электронно обучаемых в курсах ДО, работающих прежде всего под управлением LMS, можно узнать из записи виртуальной сессии.

Читать дальше......

Из мира eL иллюзий


Читать дальше......

четверг, мая 28, 2009

Трансляция Elearn Expo 2009 на виртуальном классе

Для тех, кто не планирует принимать участие в Elearn Expo 2009:

Сегодня была достигнута договоренность о трансляции выступлений 1 дня конференции в зале В через виртуальный класс Websoft (если не подведут каналы связи в ЦМТ).



Транслируемые секции:
B-1 - Быстрая разработка контента. Как сделать контент собственными силами
В-2 - Обучение на базе игр, бизнес - симуляций и имитационного моделирования
В-3 - Управление знаниями и компетенциями в компаниях

Более подробная информация и списки выступающию здесь

Зарегистрироваться для просмотра трансляции

Читать дальше......

среда, мая 27, 2009

10 заповедей e-learning

Статья 10 заповедей e-learning на distance-learning.ru - перевод поста из блога Cath Elis

Читать дальше......

Интернет из 1969

Любопытное видео - якобы фильм 1969 года рассказывающий о будущем технологий (интернет магазины, электронная почта, электронное правительство и т.п.)глазами людей того времени. В комментария к ролику развернулся большой флейм на тему - действительно ли это видео 1969 года или современная подделка. Если это подлинное видео, то любопытно сравнить взгляд 40-летней давности и реальность и представить себе как сильно будут отличаться реальные технологии будущего от того, что мы представляем себе сейчас.

PS
Выяснил, что это не подделка, а фрагмент реального фильма "1999 AD" снятого Philco-Ford Corporation. См. тут.

Читать дальше......

вторник, мая 26, 2009

Пессимизм про web 2.0

Сегодня мне попалась статья Are you disillusioned with Web 2.0? (Вы уже разочаровались в web 2.0?) - почитайте, любопытно. Мы неоднократно обсуждали в этом блоге новые технологии в e-learning и наверное будем еще обсуждать. От web 2.0 есть много ожиданий, особенно в части управления знаниями. Оправдываются ли эти ожидания?

В связи с чем хочу задать вопрос - а ваш личный опыт позволяет поверить в web 2.0 как новый инструмент создания знаний? Позволяет ли коллективный разум создать что-то новое? Критиковать чьи-то мысли, комментировать, давать обратную связь - это пожалуйста. А создавать? Мне кажется, что основные попытки коллективного творчества (по крайней мере среди людей, занимающихся e-learning) закачниваются чьи-то призывом "А давайте сделаем...!", несколькими слабыми откликами "Вы начинайте, а мы подхватим..." и в итоге ничем...

Читать дальше......

Цель обучения - показать, что можно научиться...

Продолжаю коллекционировать образцы формулировок целей учебных курсов или их фрагментов. Всяких-разных уже насобирал. Цитируемая - поразившая меня свой оригинальностью - позаимствована из модуля, видимо, какого-то более обширного учебного продукта. Модуль называется "Тайм-менеджмент":
"Основная цель модуля – показать, что можно научиться успевать жить и работать, эффективно распоряжаясь временем в соответствии со своими целями и задачами "

Целевая аудитория данного продукта (вновь цитирую) такова: "Модуль предназначен для различных категорий персонала - от исполнителя до руководителя высшего звена. "

Читать дальше......

понедельник, мая 25, 2009

Умеем ли мы блОжить?

Правила, как известно, бывают писанные "сверху" и передающиеся по традиции, явные и неформальные.
Сервисы Web 2.0, как известно, менее, чем Web 1.0 подвержены регламентации. Мало того, что обсуждение той или иной темы, скажем, в блоге, не должно рассыпаться из-за многоголосицы и "чересполосицы" мнений, среди которых свое "ближе к телу" и правильнее прочих. Так нередко дискуссия столь далеко уходит от начальной тематики и проблематики, что народ забывает, из-за чего спор пошел или перебранка вышла. Присутствует опасность превращения e-learning 2.0 в "кухонное" общение. Не потому ли у нас eL 2.0 в обучении так причудливо приживается? А вместе с ним конструктивистские и коллаборативные методы обучения. Открыта ли к ним открытая славянская душа?

Читать дальше......

воскресенье, мая 24, 2009

Белорусский разработчик ПО жжот

Несколько выдержек из материала о разработке ПО в Беларуси. Обращаю внимание, что население страны – около 9.6 млн человек.

«В секторе разработки ПО, насчитывающем 650 компаний, занято порядка 15 тысяч разработчиков (6500 работают на внутренний рынок, 6000 – на внешний, 2500 человек заняты в зарубежных центрах разработки крупных белорусских компаний. Ежегодно выпускается 3500 ИТ-специалистов, из которых 1000 приходит в индустрию разработки ПО.»
« Рынок экспорта ПО достиг 410 млн долларов»
«Беларусь входит в 13 "Быстрорастущих стран" для ИТ-аутсорсинга и в ближайшее время имеет все шансы перейти в группу «Лидеров и конкурентов»
Руководитель компании «РУССОФТ предлагает позиционировать Россию, Украину и Беларусь в качестве мощного полюса поставщиков ИТ-услуг в Европе, представляющим собой альтернативу Индии и Китаю. Вместе три славянские страны имели объем экспорта ИТ-услуг около 2,2 млрд долл. в 2008 году - в 1,5 раза больше, чем Китай и почти вдвое больше, чем Бразилия»
«Ведущие белорусские ИТ-разработчики широко представлены и в мировых рейтингах. Например, в ТОП-100 поставщиков ИТ-услуг ("Global Services & NeoIT 2009") вошли такие крупнейшие белорусские (уже, по сути, международные) как EPAM Systems, IBA, Itransition»/

От себя замечу, что в Беларуси имеет место несколько компаний, специализирующихся главным образом на разработке обучающего ПО, начиная от первоклашек и детских садов и заканчивая высшим, корпоративным и постдипломным образованием. В том числе работая и на внешний рынок.
Не остаются в стороне вузы и колледжи, часть которых довольно активно нацеливается на развитие ДО, электронное обучение и создающие электронные средства обучения «под себя». Министерство образования систематически и в приличном масштабе продвигает e-learning в нише среднего образования.

Читать дальше......

пятница, мая 22, 2009

Личная «СДО», собранная на коленке

На нескольких ресурсах затрагивалась тема «Личной СДО» (например, здесь или здесь ).

Полагаю, для организации сугубо личной системы дистанционного образования вовсе не обязательно использовать LMS или заморачиваться на создании курсов. Вполне можно обойтись виртуальным классом и/или записями виртуальных сессий в нем + обсуждением их содержания в блогах, на форуме или даже в wiki.

Вот несколько сценариев работы с таких «системах»:
1. Запись телеконференции + блог, в котором можно проводить дискуссии, опросы с тестированием
2. Блог или форум + тьюториал по итогам работы в них на платформе виртуального класса. При этом встроенные в виртуальные классы инструменты тестирования позволяют осуществлять тестирование слушателей или проводить экзамены или зачеты в онлайне.
3. Вебинар или его подкаст + работа обучаемых в виде контрольных сочинений в том же блоге или (для конфеденциальности) доставляемых по электронной почте. Затем разбор полетов по таким работам на форумах / блогах и т.п.,
4. Вебинар + групповая работа на платформе одного из сервисов Web 2.0 и др.

Вовсе не обязательно при этом разного рода комбинации возможностей Web 2.0 и виртуальных классов использовать исключительно в личных целях. Вузам и другим организациям, практикующим удаленное обучение, завести такие СДО, думается, самый резон. А уж консалтинговым компаниям такие "системы ДО", по-моему, оптимальное решение многих задач, связанных с развитием деятельности.
И не так уж все это накладно, и внедрение за час-другой осуществить можно, и для администрирования особых людей нанимать не придется.

P.S. Можно, наконец, от бедности, ограничиться аудиоформатом конференций, для чего использовать телеконференции и их записи на базе, скажем, Skype + сервисы 2-го Web'a. Хоть это уж очень не современно. Подобные прецеденты, мне известно, демонстрировали некоторые фрилансеры.

Читать дальше......

среда, мая 20, 2009

Сколько стоит поддержка СДО

Столкнулся с ситуацией: стоимость годовой тех. поддержки и обновления системы для клиента увеличилась вдвое (из-за покупки им дополнительных модулей системы). Клиент говорит - как же так, мы купили систему и теперь каждый год должны платить такие деньги! А наше руководство уверено, что без оплаты поддержки все у нас было бы бесплатно :)

Пришлось мне посчитать на бумажке сколько на самом деле стоит система в год:
- 2 человека отвечающие за работу системы (администратор, он же руководитель проекта + создатель курсов и тестов) - думаю, что совокупный фонд оплаты труда - никак не меньше 100.000 рублей в месяц, т.е. 1.200.000 в год + налоги на ФОТ процентов 35, т.е. 1.620.000 рублей
- амортизация сервера (если его 1 раз в 3 года менять) - 60.000 рублей
- административные затраты на 2-х сотрудников (аренда, связь) - 200.000 рублей
- работа ИТ-специалиста (1 день в месяц - 1/20 годовой зарплаты с налогами) - 60.000 рублей
- каналы связи и электричество сервера - крайне сложно оценить, так что опустим
- собственно злополучная тех. поддержка софта - 100.000

Итого: не менее 2.040.000 рублей в год (это без стоимости каналов и других затрат на инфраструктуру).

Соответственно стоимость тех. поддержки и обновления версий (с тем самым двукратным увеличением) составляет менее 5% от общих затрат! После этих подсчетов клиент пошел убеждать начальство, а я - думать об увеличении стоимости поддержки ;)

Читать дальше......

Банки запускают блоггинг?

ЗАО "Альфа-Банк" (Беларусь) открыл в свободном доступе свой корпоративный блог. Ресурс позиционируется как интернет-дневник банка, в котором предполагается обсуждать свежие мысли.

Вот что говорит об идее ресурса председатель правления банка: "Новый информационный ресурс создан для живого обмена мнениями, новостями, решениями. С его помощью можно будет узнать квалифицированное мнение экономистов-практиков, ведущих специалистов финансовой сферы, получить ответы по самом широкому кругу вопросов. Приглашаем к разговору руководителей предприятий, юристов, специалистов банковского дела, журналистов, всех, кому интересна главная тема нашего блога — «Как сохранить капитал». Таким образом «А-Блог» должен стать свобразным интеллектуальным банком идей и мнений." Подробнее

Интересно пронаблюдать, какой сухой Web 2.0 остаток, если абстрагироваться от маркетинговой составляющей, выйдет?

Читать дальше......

вторник, мая 19, 2009

Поредактируем?

Несколько месяцев тому назад прошла серия открытых вебинаров на тему «Преобразование исходных материалов в контент». Подобную работу можно осуществлять и блогах. Попробуем?

Вообразите, что вы разработчик или заказчик е-курсов. Что вам от эксперта или тренера поступили материалы для будущего курса на тему «Законодательство о правах потребителей», цель которого сформулирована для обучающихся так:
"Углубление знаний и развитие навыков, необходимых сотрудникам сети магазинов «Обувь для всех» для решения спорных ситуаций, связанных с правами покупателей".

Вас устраивает подобная формулировка цели курса?
Как бы вы изложили цели этого курса обучаемым?

Читать дальше......

понедельник, мая 18, 2009

MBA умер, да здравствует online MBA?

Вот такая статья в сегодняшних Ведомостях. Цитата: Прежняя жизнь уже не вернется, уверены эксперты, рынок перейдет к онлайн-обучению

ВЕДОМОСТИ
Виртуальные перемены

Результаты рэнкинга FT Executive Education 2009 показывают, что спрос падает на все виды программ. Прежняя жизнь уже не вернется, уверены эксперты, рынок перейдет к онлайн-обучению

В первую неделю марта Михаэль Коллинз прослушал трехдневную программу в Harvard Business School (HBS), с тем чтобы проанализировать кризис. Будучи исполнительным директором ФРС, он порадовался возможности обсудить ситуацию с бизнесменами. Далее

Читать дальше......

Научиться делать е-курсы за пару дней?

Время от времени приходится слышать вопросы «Как быстро можно научиться делать «правильные» электронные курсы?». «Возможно ли в принципе этому научиться?».

На подобные вопросы обычно отвечаю так:
- Научиться создавать вполне полноценные курсы для корпоративного обучения можно за 2-3 дня при наличии следующих базовых условий:
1. Умении работать с собственным образовательным опытом.
2. Сносном владении родным языком
3. При доверии к предлагаемым алгоритмам и правилам создания курсов.
4. Активом использовании таких алгоритмов и правил. Даже если они вас и отталкивают, говорю семинаристам или вебинаристам, попробуйте их поиспользовать, пусть и «понарошку», как бы в «тестовом» режиме. А затем уже по результатам делайте выводы, подходит вам предлагаемое или нет.

В качестве иллюстрации приведу фрагмент одного из вебинаров, посвященного формированию структуры курса. Логика вебинара строилась так:
Аудитории предлагаются вопросы (на слайдах), на которые участники отвечают исходя из собственной ситуации. Иными словами, на чужие вопросы дают свои ответы.
Предварительно порассуждав о стратегии проведения курса, содержательных и формальных элементах его структуры, участники вебинара стали «с колес» пошагово проектировать курс на заданную тему:

Вот что у нас вышло:
Е.Л.: А+Б
Е.Н.: В
И.: Б
Е.Г.: Б
А.С.: А
Л.С.: В
И.Т.: Б
С.Я.: Б
С.И.: однозначно Б
В.В.: Б
И.О.: Б
Е.Г.: Б
П.К.: В
Е.Л.: Можно хороший вариант сделать и с А, и с Б
М.Ш.: Б
М.: В на основе А и Б, внушение - уверенность (самооценка) - психологическая состовляющая
М.С.: Б
Е.Л.: А если еще А с Б скрестить, то вообще :)
Ведущий: На самом деле, чтобы реализовать интерактивную стратегию, мы не можем не опираться на инструментальную. Прежде чем нечто осознанно делать, нужно что-то предварительно знать.
S.G.: А, В
Ведущий: Коллеги, смешивать стратегии можно и, как правило нужно. Однако если мы четко не определим в головах, какая из стратегий окажется доминирующей, мы не сможем четко реализовать цели и задачи обучения. Курс выйдет аморфным и сам его разработчик не будет понимать, что делает с контентом.
S.G.: ок, выделяю А

Определившись со стратегией курса мы стали формировать его содержание, комбинируя порядок предъявления обучамым его элементов (перечислены в таблице):


Картина вышла пестрой:
В.В.: 5 4 3 1 2
И.О.: 4 3 1 2 5 4 3 2 1 5
Е.Л.: Договоримся, что это курс, в результате которого достигаются цели обучения
S.G.: 4,5,3,2,1
М.С.: 3 4 1 2 5
Л.С.: 1 5 3 4 2
Т.Д.: 5 4 3 1 2
П.К.: 4-3-5-1-2
А.С.: 1-5-3-2
Е.Л.: 5-3-4-1-2
С.Я.: 5, 4, 3, 1, 2
М.: 4 1 2 3 5
И.Т.: 4, 1-2-3-5-4
Е.П.: 5 3 2 4 1
М.Ш.: 5-4, 1, 3, 2
Е.Г.: 5 4 3 1 2
И.: 5,4,3,1,2,5
Е.Н.: 5 3 1 2 4
Ведущий: 4 3 1 2 5
С.И.: 4 1 2 5 3
С.Я.: А почему не показать трудности на конкретной ситуации (5)?
Ведущий: Ничего не имею против, если при этом мы будем различать ситуацию и трудности.

А.С.: главное не пропустить:)))
S.G.: Я буду по Колб-Фраю...

Как видим, тотального совпадения в последовательности развертывания содержания курса не наблюдается. И это нормально, главное здесь, как выразилась участница вебинара А.С. «не пропустить:)))» существенного. Плюс – индивидуальный и креативный взгляд на создание обучающего продукта каждым из участников.

Надеюсь, что если участинки подобных вебинаров или очных мероприятий будут последовательно отвечать себе на серии таких вопросов в ходе разработки ими реальных электронных курсов, они едва ли упустят что-либо важное. И при этом каждый из них сумеет квалифицированно решить свою собственную задачу исходя из своих личных предпочтений и ситуации в своей организации. Главное – разработать или иметь «при себе» систему таких вопросов или алгоритмов с правилами. В диапазоне от обработки запроса на обучение до посттренигового сопровождения и даже неформального обучения. В этом случае научиться создавать качественные курсы, думается, действительно можно за 2-3 дня или за 20-25 часовых вебинаров.


Р.S. Предлагамые подходы годятся как для продуктов под LMS, так и уникальных игровых, из других миров, широкого спектра симуляторов

Читать дальше......

воскресенье, мая 17, 2009

Подслушанный спор

Недавно - и не в первый раз! - стал свидетелем вот такой дискуссии:




А вы не сталкивались с борьбой подобных мнений?
Чья позиция Вам ближе? (Мне больше импонирует мнение субъекта справа)

Читать дальше......

суббота, мая 16, 2009

Симпатяга на колесиках

Интересный социальный эксперимент - студенты университета Нью-Йорка сделали простого робота, который умеет ездить только по прямой. Никакого GPS навигатора, сложных сенсоров, датчиков и бортового компьютера. Но он симпатичный, девочки сказали бы, наверное, что он простенький но миленький (на картинке). На роботе висит бумажка на которой написано куда робота надо отправить (повернуть). Поворачивали его в нужную сторону случайные прохожие, когда видели, что робот не туда заехал. В статье описано как робот успешно таким образом пересекал парк в Нью Йорке. Люди помогали ему, потому что он маленький, беспомощный (уткнулся в столб или скамейку и не может ехать дальше), немного похож на человечка и явно просит о помощи (на бумажке).



Применительно к e-learning - может быть иногда вместо сложных игр и симуляций достаточно простенького симпатичного персонажа, котором обучамые должен помочь просто доехать до конца курса?

Видео:

Читать дальше......

TED на русском

Как-то я пропустил момент когда на сайте TED Talks появились переводы некоторых выступлений на русский язык - смотрите тут. Я считаю конференцию TED гениальной идеей и неоднократко писал посты, ссылаясь на выступления оттуда. Когда-нибудь, надеюсь скоро ;), выйду на пенсию и первое что сделаю, поеду слушать очередной TED.

Спасибо автору блога "Облако курсов" Алексею Юдину за наводку.

Читать дальше......

Организация дистанционного электронного обучения – через призму опыта. Часть III

Статья Андрея Стулова "Организация дистанционного электронного обучения – через призму опыта. Часть III"- продолжение серии материалов про внедрение СДО в банке "Возрождение". Предыдущие материалы здесь.

Читать дальше......

пятница, мая 15, 2009

Вебинар про вебинары

И через полтора года после запуска вебинаров на платформе виртуального класса Websoft возникают вопросы:

  • что такое вебинары и сам в-класс,
  • каковы его возможности для вузов и корпоративного обучения,
  • как проводить виртуальные сессии
  • сколько стоит и где купить или арендовать, наконец?

Ответы на них плюс на некоторые еще содержатся в записи недавней виртуальной сессии.

Читать дальше......

четверг, мая 14, 2009

Американские горки

Наверное существует куча способов визуализировать цифровые данные (в виде графика, таблицы и т.п.). На видео - самый, на мой взгляд, оригинальный способ донести до пользователя графическую информацию. В данном случае о динамике цен на дома в США с 1890 года до наших дней (с поправкой на инфляцию), хотя можно подставить и любую другую кривую. График представлен в виде американских (в Штатах они называются русскими) горок по которым можно проехаться. Очень наглядно показывает "правдивость" утверждения о невозможности падения цен на недвижимость :)



Подсмотрено здесь

Читать дальше......

среда, мая 13, 2009

Электронная библиотека

Демо-ролик электронной библиотеки, сделанной в виде интерактивного навигатора по комнатам и полкам "настоящей" библиотеки. В продолжение предыдущего поста - в условиях кризиса на такое теперь денег могу не дать, а просто организуют иерархию папочек с PDF файлами на портале (кстати, может быть для работы это будет удобнее).




Читать дальше......

E-Learning становится менее интерактивным

Статья "E-Learning становится менее интерактивным" на HRM.RU - перевод материала Bersin & Associates.

Цитата:
Индустрии разработки программного обеспечения для электронного обучения понадобились годы, чтобы перешагнуть через стигму «электронной системы для перелистывания страниц». Затем некоторые разработчики кинулись в другую крайность, добавляя анимированный флеш-текст и всплывающие окна на каждое экранное изображение, что на время служило развлечением для обучающегося, а затем неизбежно начинало раздражать. Наконец, в последние несколько лет, разработчики учебного контента стали добавлять всё более и более тщательно разработанные детали к своим проектным решениям, включая элементы интерактивности, которые и в самом деле вовлекали обучающихся в образовательный процесс. Однако сейчас, похоже, это направление приостановлено. Как показало проведенное недавно иследование ("The Corporate Learning Factbook"), вследствие урезания издержек и сокращения штатов многие организации, предоставляющие образовательные услуги, разрабатывают сегодня менее интерактивное обучающее программное обеспечение.

Читать дальше......

вторник, мая 12, 2009

Капетенуза


И эти люди скоро придут работать операционистами в банки и продавцами в магазины. Готовьте ваши курсы :)

нажмите на картинку, чтобы увидеть увеличенный вариант

Читать дальше......

Обучать взрослых по-взрослому...

Наиболее продвинутые теоретики профессиональной подготовки взрослых на Западе пользуются следующими основными постулатами:
1. Навязать профессиональное обучение взрослым невозможно. Аудитория должна сама захотеть учиться.
2. Аудитория нацелена изучать то, что ей действительно необходимо.
3. Ей же необходимо решать значимые для нее проблемы: текущие или находящиеся в ближайшей перспективе.
4. Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке.
5. Конкуренция в учебном процессе снижает образовательную активность профессионально ориентированной аудитории.
6. На отношение взрослого к учебе радикально влияет предшествующий опыт обучения: как негативный, так и позитивный.
7. Взрослые хотят сами влиять на содержание и осуществление процесса своего обучения.

Если допустить, что эти постулаты (экспериментально проверявшиеся, кстати) верны и приложить их ниве отечесвтенного корпоративного образования, можно прийти к следующим, взаимоисключающим, «теоретическим» допущениям:
- западные обучаемые взрослые – это нечто иное, нежели отечественные;
- наши обучающие курсы рассчитаны в массе своей не на профессиональное обучение взрослых или обучает их как-то по иному, возможно, как детей малых;
- наши обучающие не видят в наших обучаемых взрослых людей;
- ни обучающие, ни учащиеся не имеют опыта учить и учиться, как большие.

Читать дальше......

понедельник, мая 11, 2009

Розыгрыш в Википедии

Забавная статья (на английском) про то, как студет социологии из Ирландии, услышав о смерти композитора Мориса Жара поправил в Википедии статью про него, добавив выдуманное из головы высказывание композитора. Итог розыгрыша - толпы журналистов перепечатали строчку, не удосужившись проверить в других источниках. Неверная информация была позже растиражирована на куче сайтов. Кое-кто, правда, написал потом опровержение, после того как автор шутки им об этом сообщил (опровержение в газете Guardian).

PS
Смешно и грустно, что люди вообще не затрудняют проверкой фактов и мнений "экспертов", от которых их обычно отделяет 2-3 клика мышкой. Offtopic - недавно в одном православном журнале, подсмотренном у знакомых, увидел фразу, вынесенную в подзаголовок крупными буквами, о том, что количество беременностей и абортов среди несовершеннолетних на 1000 человек в США в 10 раз превышает российский показатель. Мне эта цифра показалась странной и за 10 минут в гугле и росстате были найдены совсем другие цифры, более соответствующие реальности (у нас сопоставимо со Штатами, хотя и несколько хуже, но ситуация сильно выправляется за последние годы, хотя и остается сильно хуже чем в Западной Европе). Уверен, что абсолютное большинство читателей журнала и зрителей аналогичного по качеству телевизионного продукта никогда не удосужаться проверить то, что им вливают в голову, хотя сделать это абсолютно элементарно.

Читать дальше......

Игры на iPhone

Не секрет, что "серьезные" бизнес-игры технологически как правило сильно примитивнее чем коммерческие игровые продукты. На видео ниже - возможность играть в одну из самых популярных и успешных игр World of Warkraft (WOW) на iPhone. Вполне вероятно, что в ближайшее время могут появиться серьезные многопользовательские игры для бизнеса на мобильных устройствах, если только найдутся те, кто будет за это платить.

Смотреть здесь

Читать дальше......

Рецессия и трудности e-learning

Новая статья "Рецессия и трудности e-learning" на distance-learning.ru (Автор Michael Hanley - это перевод статьи из его блога). Взгляд на будущее e-learning в контексте кризиса по ту сторону океана. У нас в России есть ожидания, что кризис укрепит позиции e-learning т.к. они были крайне слабы раньше, на Западе люди задаются вопросом "Как ты думаешь, электронное обучение переживет рецессию?"

Читать дальше......

воскресенье, мая 10, 2009

Элементы Web 2.0 в е-курсах

В высказывании о e-Learning в Южой Корее привлекло внимание, что там возможности Web 2.0 пытаются реализовывать прямо в "теле" электронных курсов.
В моей практике за последние 5 лет на просторах СНГ приходилось сталкиваться:
1. однажды напрямую участовавать в разработке курса, использующего возможности 2-го Web'а, а именно для генерирования инновационных идей обучающимися для их анализа и/или оценки экспертами компании и менеджментом с целью сбора и реализации разумных предложений
2. выступать в качестве эксперта в системе курсов компании N, где возможности Web 2.0 должны были бы использоваться с целью получения обратной связи от обучаемых о качестве и пользе этих курсов и их совершенствования
3. предложить заказчику включить в курсы возможность контактов с экспертами или учебным центром по поводу содержания курсов (отвергнуто заказчиком без комментариев)
4. по просбье компании F выступить постановщиком задачи для инструмента по совместному распределенному решению учебных бизнес-кейсов в игровой соревновательной форме. Итоги при этом должны были бы подводиться в полуавтоматичесой форме экспертами компании (заказчик отказался от идеи в ходе подготовки ТЗ из-за дефицита времени у специалистов УЦ и, следовательно :) экспертов).

А что вы думаете о включениее элементов Web 2.0 непосредственно в обучающие курсы для сотрудников? Или уже имеете опыт такого включения?

Читать дальше......

суббота, мая 09, 2009

Поставить е-курс на место обучаемого

Является общим местом, что возможности мультимедиа очень хороши для подачи самого разнообразного учебного материала, включая имитации внешней по отношению к обучаемому реальности или его поведения. Однако это едва ли делает электронное обучение принципиально отличным от аудиторного или по книгам.

Главное преимущество электронного обучения, думается, в его интерактивности, прежде всего в обеспечении немедленной обратной связи по ходу выполнения разного рода заданий. Именно мгновенное предъявление успехов/неуспехов по поводу освоения материала является, пожалуй, ведущим мотивирующим фактором. Чего, кстати, очень трудно достичь, когда материал подается в форме лекций или по учебникам.

Наблюдения за электронным обучением заставляют думать, что е-курсам мало транслировать информацию для выучивания. Если мы поймем и научимся описывать, что делает взрослый обучаемый, когда учится, e-learning окажется способным обучать всему, что по силам лучшим преподавателям или тренерам. Они-то умеют ( увы, чаще всего неосознанно) ставить себя на место обучаемого.
Позволю предположить, что в корпоративном обучении уже мало только преподносить знания и предъявлять умения и навыки. Разработчикам курсов куда важнее не просто «склепать» контент, а обратить свое внимание в первую голову на способы его оптимального усвоения.

Читать дальше......

пятница, мая 08, 2009

Конкурс Courselab





Закончен сбор курсов на конкурс на лучший курс, созданный с помощью редактора Courselab. Результат превзошел наши ожидания - на конкурс подано более 30 курсов. Участвуют такие компании как Вымпелком, Panasonic, Альфастрахование, Протек, Казкоммерцбанк, HomeCredit, Возрождение, КИТ Финанс, Райффайзенбанк Аваль и другие.


До конца мая мы обязательно подведем итоги, объявим победителей и опубликуем курсы, поданные на конкурс. Уверен, что будет интересно.

Читать дальше......

среда, мая 06, 2009

Оценка эффективности дистанционного обучения - как обстоят дела на практике

Немало копьев было сломано в последнее время при обсуждении вопроса о том, кто и как должен в теории оценивать эффективность ДО. А как дело обстоит в реальной жизни? Перед праздниками мы провели на портале для наших клиентов опрос об инструментах оценки эффективности дистанционного обучения, которые используются на практике. Участие в опросе приняло около 30 компаний. Результаты в таблице ниже.


ВопросДа (%)Нет (%)
Используете ли вы какие-либо инструменты анализа эффективности дистанционного обучения6535
Проводите ли вы опросы (анкетирование) сотрудников на учебном портале после изучения электронных курсов6931
Проводите ли вы исследование изменения поведения на рабочем месте и бизнес-показателей персонала после изучения электронных курсов3070
Требуется ли от вас обоснование экономической эффективности при создании или приобретении новых электронных курсов5842
Если вы отдаете курс внешним разработчикам, проводите ли вы расчеты эффективности такого решения и сравнение с разработкой своими силами5941
Требовали ли от вас расчета экономической эффективности (срока окупаемости, ROI, IRR) перед началом внедрения системы дистанционного обучения2575
Проводили ли вы расчеты реальной экономической эффективности (срока окупаемости, ROI, IRR) внедрения системы дистанционного обучения после того, как проект внедрения был завершен2373


Был также задан вопрос "Если создание курса инициировано бизнес-подразделением, то чьей ответственностью является обоснование экономической эффективности инвестиций в разработку".

Ответы распределились так:
- учебный центр - 46%
- бизнес-подразделение (заказчик) - 35%
- никто (ни заказчик, ни учебный центр) - 11% (здесь хочется спросить - а кто тогда? но такой вопрос мы не включали)

Что думаете? Интересно, что после внедрения (да и до тоже) уже как правило не требуют экономического обоснования - либо внедрение дает такой быстрый эффект, что обоснование уже не требуется либо уж если потратили деньги, то лучше не вспоминать было ли это эффективно.

Читать дальше......