Websoft

вторник, июня 30, 2009

Эмоциональный робот... Эмоциональный е-курс?

Японские ученые (Токийский университет) презентировали собственного эмоционального робота, который способен выражать «свои» эмоции не только мимикой, но и жестами, т.е. всем своим человекоподобным телом.

Машина демонстрирeт эмоции удовольствия, страха, удивления, грусти, гнева и отвращения. Как видим, далеко не все из них так называемые положительные.
Кроме этого, «андроид» может «работать» глазами, губами и бровями, использовать для выражения чувств конечности. Профессор Атсуо Такинаши и его команда потратили создание эморобота два с половиной года. По словам Такинаши, способность киборга выражать свои чувства является "важным фактором в достижении связи между роботами и людьми".
Подробнее



Пока это опытный образец. Робот с людьми не общается. Профессор Такинаши отметил, что "может пройти несколько десятилетий, прежде чем роботы, такие, как "Кобиан", могут быть использованы людьми в своих личных целях". В перспективе исследователи надеются создать такого эморобота, который будет мыслить и вести себя подобно человеку.

Можно предположить, что «прошивка» е-курсов и прочих инструментов eL и ДО эмоциями также поможет укреплению связи между электронными учебными пособиями и обучающимися. Интересно, сколько десятилетий e-learning'цам на это потребуется?

Читать дальше......

понедельник, июня 29, 2009

Кейс внедрения ДО - Алютех

Пополнение библиотеки кейсов по внедрению e-learning - группа компаний Алютех. Наш первый белорусский кейс.

Читать дальше......

воскресенье, июня 28, 2009

Пираты рвутся к власти :)


Постсоветские противники авторского права, а именно эстонцы, вслед за шведами, немцами, испанцами, австрияками и поляками приступили к созданию партии пиратов, которая норовит выступить против существующего законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Говорят, что партия Пиратов прошла даже в Европарламент.
Что ж это творится, господа, а? Куда ж теперь продаться творческому человеку? :)

Читать дальше......

Большие, но по 5

Что-то не в порядке в датском королевстве с ценами. Brandon-Hall подготовил очередное обследование западного рынка LMS. Смотреть здесь.

Стоимость годовой лицензии на 10.000 обучаемых находится в диапазоне от $1.000 до $900.000 долларов (при средней цене в $155.000). Множество разных софтверных решений всегда дают разницу в ценах, но разброс в 900 раз это перебор даже для рынка ИТ.

Мои объяснения:
- под LMS понимается все что угодно - от софта с 3 кнопками до больших HR-систем
- порог входа в рынок очень низкий. Склепать нечто и назвать это LMS может кто угодно
- бесплатные решения "тащат" часть рынок вниз, большие ERP системы, имеющие свои крайне дорогие, но как правило корявые LMS-решения - вверх. Из за чего имеет место полный хаос

Есть еще соображения?

Читать дальше......

пятница, июня 26, 2009

Даешь негативные эмоции в обучении ???

Чуть меньше года назад в блоге прокатилась дискуссия с продолжением, где обсуждалась и тема использования негативных эмоций в деле T&D.
Минул год. Решил поставить этот вопрос на онлайновое голосование во время вебинара на тему "Эмоциональная составляющая общения во время вебинаров":



Из двадцати присутствующих во время голосования трое правом голоса "пренебрегли". Вот что получилось в итоге:

Читать дальше......

среда, июня 24, 2009

В области образования мы убили практически все проекты

... До 1 ноября 2008 года мы оптимизировали затраты на персонал приблизительно на 40% ... В области образования убили практически все проекты, кроме программы "Корпоративный университет", и перешли на дистанционный режим внутрикорпоративного обучения...

Из интервью с Мариной Олешек, Старшим вице-президентом, начальником Управления персонала ОАО "ВТБ"

Читать дальше......

Конфереция eLearning@Россия - завтра

Елена Тихомирова приглашает всех на Конфереция eLearning@Россия завтра в МЭСИ. Будут 2 секции - "Электронное обучение в здравоохранении и медицинском образовании" и "e-learning в корпоративном секторе"

Также обещана встреча участников сообщества e-Learning PRO - будут кормить тортами.

Подробности у Елены в блоге

Также можно зарегистрироваться на трансляцию в виртуальном классе

Читать дальше......

XBox 360 - проект Natal

Мы тут про инновации на днях говорили. Вот настоящие революционные технологии - XBox 360, проект Natal. Игровая приставка без джойстика, со встроенным распознаванием лиц, голосов и движений. Смотрите на видео презентацию. Возможные приложения для e-learning можно попробовать придумать. С помощью такой штуки можно отрабатывать реальную моторику. Это не с клавиатуры по кривой Second Life "летать".



Много чего еще можно найти в сети. Есть сайт на русском - http://xboxnatal.ru/

Читать дальше......

вторник, июня 23, 2009

Что бы это значило?


.

Читать дальше......

понедельник, июня 22, 2009

Школьный Moodle

Прочитал новость "За 17 млн руб. вместо СПО школы получили брак" (подзаголовок - Как минимум два дистрибутива, распространяемых в пакете свободного ПО (ПСПО) для школ - «Линукс Мастер» и «Школьный сервер», оказались непригодными к установке) и кроме основной идеи статьи узнал о том, что во все школы будет установлен (или по крайней мере передан) Moodle:
...В состав последнего входит серверная ОС, включающая в себя программы для дистанционного обучения (Moodle) и организации базы знаний (Mediawiki), СУБД (MySQL), веб-сервер (Apache2), сервера DNS, DHCP, точного времени, межсетевой экран и т.д...

Кто-нибудь слышал о практике использования Moodle в российских школах? Про ВУЗы я слышал немало.

Читать дальше......

3 уровня понятности контента

Воспринимая ту или иную информацию, мы можем ее понять или не понять, добраться до ее смысла или не очень…
Зачастую «потребители» внутрикорпоративных образовательных услуг сетуют на малопонятность или низкое качество контента, что также часто связано с его недостаточной понятностью.
Психологически можно говорить о 3-х уровня понимания смысла текста:
1. Базовый, когда читающий (слышащий) понимает только то, О ЧЕМ идет речь. Он может лишь сказать, о чем ему говорится (пишется) однако не может воспроизвести преподнесенной ему информации.
2. Средний уровень характеризуется пониманием всего хода изложения мысли слушающим (читающим), развития логики изложения и аргументации. При этом обучаемый понимает уже не только то, о чем идет речь, но и то, ЧТО, собственно, было СКАЗАНО. На этом уровне понимания мы вправе требовать от обучаемого воспроизведения преподнесенной ему информации.
3. Высший уровень характеризуется осознанием того, что воспринимающий информацию разумеет, ЗАЧЕМ, с какой целью ему самому нужно воспринимать информацию. И не только текстовую. На этом уровне воспринимающий ее всегда дает оценку предъявляемому ему тексту, а также визуальной информации. Иными словами он знает, НУЖЕН ли и УСТРАИВАЕТ ли его этот текст, графика или движущееся изображение.
Не сложно догадаться, что при создании курса его разработчики могут организовывать контент с учетом уровней понимания его смысла обучаемым. По принципу: одни слайд - одни уровень понимания, к примеру.

Проанализируйте 2 скриншота на предмет понятности и прозрачности для понимания обучаемыми содержащихся на них текстов и рисунков на всех 3-х уровнях понимания:




На каком из этих скриншотов особенности процесса понимания учтены в большей степени? Стоит ли пед.дизайнерам и разработчикам курса понимать, как обеспечивается понятность контента аудиторией? Научиться последнему не так-то и сложно.

Читать дальше......

воскресенье, июня 21, 2009

Осторожней с анимациями

Может ли черезмерно активное использование анимаций в учебных презентациях навредить процессу обучения? Группа товарищей из университета Северной Каролины провела исследование, в котором разным группам обучаемых показывали 2 версии презентации PowerPoint - без анимаций вообще и с большим их количеством. Получилось, что группа, смотревшая презентацию без анимаций лучше усвоила материал (по итогам теста). Особенно это было заметно при усвоении статистического материала на графиках. Хотя авторы исследования признали, что красивая анимация нравится студентам (хотя и ухудшает восприятие и запоминание).

Источник - статья на сайте Scince Daily (на английском)

Сдается мне, что исследование не слишком репрезентативное, если судить по материалам статьи, но задуматься стоит. Мне кажется, что многие разработчики курсов анимациями злоупотребляют. Было бы здорово провести аналогичный эксперимент в наших условиях. Никто не хочет попробовать - сделать 2 варианта курса (с анимациями и без), положить в СДО, назначить обучение группам (человек по 300) и сравнить результаты теста?

Читать дальше......

Чем заполнить пробел между e-Learning и рабочим местом?


Между лекцией, семинаром или е-курсом, с одной стороны, и применением изученного, с другой, существует известный пробел. Как его преодолеть электронными средствами? Одним из убедительных инструментов такого преодоления является создание тренажеров, симулирующих реальное поведение.
Подобным образом решает подготовку пилотов Eurocopter, предлагающий клиентам тренажеры, которые максимально имитируют полет при подготовке пилотов.

Не уверен, что имитации на мониторе ситуаций продаж, разрешения конфликтов, адаптации или мотивации персонала, подготовки к изменениям, реализации компетенций и т.п. и даже очные тренинги способны целиком заполнить разрыв между обучением и решением производственных задач. Думается, будущее еL будет состоять в его «смешивании» с наставничеством, неформальным обучением, обучением по требованию и на рабочем месте, производственной практикой и посттрениговым сопровождением по итогам обучения.

Читать дальше......

пятница, июня 19, 2009

Тоска по инновациям, или Пламенная отсебятина

По мотивам дискуссии

Я тащусь от нашей тяги к инновациям. Инновация – это, вроде бы, что-то новенькое. Или что-то сделанное сверх того, что дОлжно было сделать, так сказать, по собственной инициативе. Грубо говоря, творческая отсебятина.
Однако прежде чем делать нечто сверх должного, не худо бы научится делать то, что дОлжно.

Например, хочу я сделать курс по некому продукту. Нужно разработать сценарий. С чего я начну? Конечно же, с формирования лояльности, мотивации и тому подобных вещей. Классный курс получился: на одном слайде про то, сколько у нас в компании сотрудников, офисов, точек присутствия. На другом, какой крутой у нашей компании бренд, который сам по себе делает работу продажника результативной и радостной. На третьем поведаю про нашу корпоративную цель – быть лучше, быстрее и выше. На 4-м напомню, что наше главное конкурентное преимущество – это персонал. На 5-м простым непринужденным языком объясню про миссию компании. С 6-го по 11-й расскажу о линейке продуктов, в который входит продукт N. А на остальных 2-3 слайдах внятным и непринужденным языком расскажу про продукт. Типа этого:
Продукт N имеет целью удовлетворение потребностей потребителей в удовлетворении их потребностей в соответствии с Законом о правах потребителей (ссылка), Гражданским кодексом (ссылка), инструкцией Компании № (ссылка), стандартами сервиса Компании и потребительскими свойствами самого продукта при желании этих потребителей этот продукт приобрести и т.п.
Затем предъявлю цели курса:
- познакомиться с продуктом или получить представление о продукте
- дать знания продажникам
- выполнить приказ об обучении сотрудников
- повысить дивиденды акционеров
- пройти итоговое тестирование и т.п.

Чтоб персонал не загрустил, замучу сюжет в духе серьезной игры. Один персонаж (Продавец) будет изображать из себя продавца, а другой – Покупателя. Однако покупатель этот будет не простой, а замаскированных наемный осуществитель Контрольной покупки /налоговик, гад из общества потребителей и т.п./. И если сотрудник будет неправильно читать контент, разглядывать картинки и следить за анимацией, этот Контрольный Покупатель станет строить козни, будет задавать в безопасной для бизнеса Компании и карьеры учащегося подлые вопросы, чтоб персонал теста не сдал. Андрагогика! Обучение через трудности и от проблемы, так, сказать. Изложив материал столь интригующим и привлекательным для сотрудников манером, (посчитав эффекты по Кирпатрику) поеду на eLearn Expo на людей посмотреть, чтоб свою инновационность продемонстрировать.

Найдется ли в сугубо позитивно настроенном интеллигентном eLearn Expo зале человек, который скажет:
"Прежде чем втирать очки с инновациями сделай так:
- найми нормального стиль-редактора, чтоб он текстовку толковую составил
- изучи технологии постановки целей и задач обучающего продукта и следуй им, прежде чем на инновации замахиваться
- узнай механизмы управления познавательной деятельностью электронно обучаемого и управляй обретением им новых знаний
- освой хоть одну методику обучения и следуй ее технологии, прежде чем в инноваторы записываться
- изучи хоть одну теорию игрового обучения и следуй ей, когда управляешь обучением
- научись составлять контрольные задания в соответствии с требованиями тестологии"
и прочие правильные слова.

Ничего не имею против инноваций.
Например, против вебинаров. Но едва ли задержки с их началом на 10 плюс / минус 5 минут, ответы ведущего на телефонные звонки по ходу сессии или наличие хора из 5 суфлеров за спиной спикера – инновация.
Например, против Web 2.0. Если кто-нибудь мне расскажет, как технологично с его помощью проводить обучение.

Главная наша «инновация», в отличие от Запада – следовать устоявшимся технологиям обучения. То есть правильно делать дОлжное. Делать должное – это нормально. Делать сверх должного – инновация. Нужно просто сесть, добросовестно выучить и освоить, не искажая первоисточника и реглмента работы, хоть одну(!) технологию обучения и следовать ей прежде, чем инновировать, ее развивая. В противном случае любое тыканье пальцем в небо и отсебятина будут выглядеть в наших наивно распахнутых в будущее глазах как ноу-хау. Недолго, однако...

Читать дальше......

четверг, июня 18, 2009

Персональная СДО - пробуйте

Уже много раз в этом блоге заходила речь об инструменте для проведения дистанционного обучения и тестирования для небольших компаний, индивидуальных тренеров, учебных центров и тренинговых компаний. Купить СДО для них дорого, использовать бесплатные Open Source продукты - как правило не хватает квалификации и технических возможностей.

Мы попробовали сделать решение именно для такой категории потенциальных пользователей систем дистанционного обучения.

Что нужно сделать если нужна персональная СДО:
1) Идите на сайт http://www.mylms.ru/
2) Заполняйте регистрационную форму, подтверждайте регистрацию
3) Получайте в свое распоряжение мини-СДО

Функционал, разумеется, отличается от стандартной системы WebTutor ограниченными возможностями администрирования учебного процесса, отсутствием множества функций и сервисов, востребованных опытными пользователями и крупными компаниями, но для персонального сайта без них можно обойтись (мне кажется).

Бесплатно можно:
1) Завести до 50 обучаемых
2) Загрузить 5 SCORM курсов
3) Создать базу из 100 контрольных вопросов из которой сделать 10 тестов
4) Назначать курсы, управлять заявками, строить отчеты и т.п.
5) Настраивать структуру своего учебного сайта, выкладывать информационные материалы и т.п.
6) Вести базу своих учебных (очных) мероприятий
7) Использовать небольшой набор стандартных курсов Websoft и партнеров
8) Изменить параметры сайта - выбрать логотип, дизайн, заголовок сайта

Пока нет, но скоро появится:
1) Создание своих форумов и блогов
2) Создание курсов из веб-интерфейса (пока загрузка только готовых SCORM пакетов)
3) Создание и проведение опросов
4) Возможность интегрироваться с вебинарами - управлять регистрацией и участниками со своего мини-сайта

Сервис пока находится в бета-тестировании. Замечания и пожелания принимаются - хочется услышать ваше мнение о сервисе.

Читать дальше......

среда, июня 17, 2009

Впечатления от eLearn Expo

Хочу поделиться некоторыми впечатлениями от eLearn Expo 2009. Я для себя разделяю выставку и конференцию. Как для экспонента с выставкой все хорошо - интерес есть и он как минимум не ниже прошлогоднего.

Конференцию можно оценивать с нескольких точек зрения:
1) Как тусовка - с этим все нормально, одни и те же люди из года в год встречаются и общаются, хотя народу могло бы быть больше - аудитория расширяется не слишком быстро

2) Как индикатор того, что происходит на российском рынке - т.к. все активные вендоры представлены на выставке и как следствие выступают на конференции и редко затрудняют себя соблюдением политеса (т.е. нерекламными выступлениями), то кто-то что нового сделал можно легко узнать

3) Как демонстрация новых идей и решений (действительно новых и оригинальных) - вот тут, к сожалению, практически ничего нет. Есть хорошие выступления, любопытные решения и симпатичные картинки показываются или упомянаются. Но, абсолютно ни одной новой революционной идеи я не услышал. Это может означать что все уже придумано (что сомнительно) или, что настоящими инновациями никто не занимается (на западных конференциях и по крайней мере встречаются попытки)

Почему мало инноваций? Возможно потомоу что:
- бизнес не созрел, люди не понимают что такое вебинар, о каком web 2.0 может идти речь
- слишком мало денег, вендоры еле могут на те бюджеты что есть, доделывать традиционные продукты
- бизнесу не нужны инновации в обучении, т.к. нет инноваций в основных бизнес-процессах

Что думаете?

Читать дальше......

вторник, июня 16, 2009

Нужен ли виртуальный класс консалтерам и тренерам?

Некоторое время назад в этом блоге мы, среди прочего, бурно спорили о том, будут ли востребованы консалтинговыми и/или тренерскими организациями виртуальные классы.
Сам я на этот вопрос отвечал положительно, хоть мое мнение далеко не разделяли авторы нескольких комментариев. «История нас рассудит», - решил я и стал ждать ее суда.
Хоть летнее время и не самое удобное для «суда истории» на рынке корпоративного обучения , взгляните на скриншот, снятый только что здесь, и, особенно, на названия тем онлайновых сессий и компаний (картинка кликабельна):



Чем не доказательство интереса консалтинговых и тренинговых компаний к возможностям виртуальных классов?

Читать дальше......

За чистый и здоровый Интернет

"Согласно планам китайского правительства, все компьютеры, которые поступят в продажу с 1 июля 2009 года, будут оснащены системой фильтрации информации в интернете. При этом у пользователей будет выбор: прибрести компьютер с предустановленной системой или получить при покупке диск с соответствующим программным обеспечением для самостоятельной установки.

... новая система позволит оградить юных китайцев от посещения "плохих" сайтов, в том числе порнографического содержания..."
Источник

Читать дальше......

понедельник, июня 15, 2009

E-learning @ Россия

25 июня МЭСИ организует всероссийскую научно-практическую конференцию «E-Learning @ Россия». Детали - на сайте конференции. Участие бесплатное, так что если кому-то интересно - регистрируйтесь для участия.

Читать дальше......

Знакомьтесь: веб-квест

Веб-квест – это сайт в интернете или в корпоративной образовательной сети (компании или вуза), на котором обучаемый получает некую образовательную задачу. Работа может проходить индивидуально или в группах, длиться кратковременно (всего несколько заходов) или быть довольно продолжительной.

Вкратце суть работы такова: учащиеся получают задание для самостоятельной работы. А также четкие инструкции, что делать. Задания направлены на поиск информации (которая может находиться на нескольких разных сайтах), ее анализа, синтеза, оценки, самостоятельного решения проблемы и т.п. При этом получение обучаемым некой роли, с позиций которой он будет анализировать и интерпретировать предписанную к поиску информацию, приближает веб-квест если не к игровому квесту, то к ролевой игре.

Всего насчитывается около 30 форм учебных занятий, через которые реализуется метод веб-квеста. Главное же в веб-квестах – дать ответ, направленный на личную интерпретацию или преобразование (а не повторение задов или воспроизведение) информации, полученной в ходе поиска.

Думается, можно сожалеть, что в нашем корпоративном (да и академическом) обучении метод веб-квеста не получил должного осмысления. Уж он-то как нельзя лучше подходит для кооперативного обучения менеджеров и ведущих специалистов, кадрового резерва, студентов MBA, по сути являясь разновидностью метода проектов. Тем более, что, по замыслу его изобретателей (Берни Додж (Bernie Dodge) и Том Марч (Tom March) веб-квест задумывался как вполне самостоятельный метод, позволяющий обучающимся выработать собственный подход к решению реальных проблем в профессиональной деятельности.

Читать дальше......

воскресенье, июня 14, 2009

IPhone как Большой Брат

Японский университет (Aoyama Gakuin University) дает каждому студенту бесплатно iPhone, но с условием, что с его помощью будет контролироваться посещаемость занятий. При входе в класс студенты вводят код занятия и свой код. При этом по GPS проверяется их реальное местонахождение (чтобы не вводили, сидя в кафе). Не сказано, что мешает отдать свой iPhone другу, но может быть у них и правда не принято коллективно обманывать преподавателей. Кроме контроля посещаемости предполагается использовать телефоны для просмотра обучающих видеоматериалов.

Оригинал статьи (на английском)

Читать дальше......

Шварценеггер - школьникам: на учебники нет денег, идите в интернет

Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер обнародовал план экономии бюджетных средств, одним из пунктов которого стала инициатива об отказе от школьных учебников. Их перенос в интернет позволит сэкономить миллионы долларов ежегодно, считает Шварценеггер. Кроме того, введение интернет-обучения поможет сделать образование в школах более современным.

Как отметил губернатор Калифорнии, увлечение молодежи такими сервисами, как Facebook, Twitter, iTunes и другие показывает, что они первыми принимают новые онлайн-технологии, и поэтому Сеть является наилучшим способом для обучения в школах.

С начала следующего учебного года в августе 2009 г., ученики, изучающие математику и природные науки в калифорнийских школах, будут иметь доступ к онлайн-учебникам, которые прошли проверку и соответствуют всем академическим стандартам. Печатные версии этих книг создаваться не будут.

В прошлом году Калифорния потратила на учебники $350 млн, но в этом году, по мнению Шварценеггера, штат просто не может позволить себе такие траты, сообщает ВВС. Как отмечают аналитики, Калифорния столкнулась со значительным дефицитом бюджета на 2009 г., вследствие чего губернатору приходится вводить ряд мер, направленных на сокращение расходов на различные государственные программы.

Источник

Читать дальше......

Американская армия отменила запрет на web 2.0

Командование американской армии выпустило приказ, отменяющий запрет на блокирование сервисов web 2.0 (flick, facebook, twitter, delicious и т.п.) для солдат на военных базах. Ссылка на статью с текстом приказа (на английcком). Мы с ними явно живем на разных планетах.

Читать дальше......

Картинки с выставки

Выставка и конференция eLearn Expo состоялась. О своих впечатлениях напишу чуть позже.

На нашем стенде нам удалось наградить тех победителей конкурса на лучший курс, сделанный в Courselab, кто смог приехать в Москву (бесплатное участие в конференции было одним из призов победителям). Призы получили представители компаний: Билайн, Связной, HomeCredit, Интермедсервис, Фронтекс, Carlo Pazolini. Позже нашелся и Сергей Колков из банка "Возрождение", но на фото он не попал. Краткий фотоотчет см. ниже. Процесс выпивания шампанского среди выставки вызвал легкое недоумение за соседними стендами. Приношу коллегам свои извинения за возможные неудобства.









Читать дальше......

суббота, июня 13, 2009

Правовед об Интернете

Что разрешено и что не запрещено в Сети?
Приравнивать ли сайты к средствам СМИ?
Правдивость информации и нарушение закона...
об этих и иных аспектах правового регулирования Сети высказался П.Астахов:

Читать дальше......

пятница, июня 12, 2009

Сетевой университет СНГ

Учрежден сетевой университет СНГ.
Поперву в нем будут учить международному праву и интернациональному менеджменту. Запуск процесса обучения ожидается, как положено, 1 сентября. Год 2010. Для начала - несколько сот студентов.
Подробности...
Среди 11 вузов-учредителей и моя alma mater

Читать дальше......

среда, июня 10, 2009

Имеют ли право на существование виртуальные бизнес-тренинги?

Жанр вебинара генетически являет собой комбинацию возможностей традиционного обучающего семинара и виртуального класса. Почему бы не использовать виртуальные классы еще для чего-нибудь, например:



Возможно, соединение преимуществ тренингов и инструмента синхронного удаленного общения может дать позитивный эффект. Сам в этом мало сомневаюсь:


Судя по списку открытых онлайновых мероприятий, (см. здесь ), тренеры не дремлют.

Читать дальше......

понедельник, июня 08, 2009

Словарь-справочник по тестологии


Очень достойный словарь-справочник по вопросам тестологии составили и выложили украинские коллеги. Да и ресурс, на котором он выложен, по-моему, очень интересен. Кто не разучился общевосточнославянскому языку, сумеет оценить этот ресурс.

Читать дальше......

воскресенье, июня 07, 2009

Конкурсные оценки

Как и обещал, выкладываю свои (а не чьи-либо иные) оценки на конкурсе CourseLab 2009

Оцениваемые параметры курса пронумерованы римскими цифрами:
I. Корректность формулировки цели(ей) курса
II. Корректность формулировки задач курса
III. Влияние структуры курса на эффективность освоения материала целевой аудиторией
IV. Использование мультимедиа. Насколько эффективно с точки зрения помощи в обучении выбраны средства мультимедиа (текст, графика, аудио, анимация, видео и т.д.?)
V. Соответствие используемых интеракций достижению целей и задач курса (без учета стандартной навигации)
VI. Корректность оформления контрольных заданий
VII. Навигация. Удобство и легкость ориентации в содержании и структуре курса
VIII. Прогнозируемая эффективность освоения содержания курса аудиторией
О весах оценочных баллов (символ «–» означает «нуль», параметр отсутствует) см. здесь.




Читать дальше......

Очередной "убийца СДО"

Достаточно регулярно, особенно в западной специализированной прессе по e-learning и в популярных блогах, проскакивают статьи, основная идея которых "Вот новый продукт/технология XXX которая должна похоронить LMS (системы дистанционного обучения)". У нас тоже есть немало сторонников теории скорой смерти СДО как класса продуктов, на смену которому придут PLE (Personal Learning Environment), online-сообщества, виртуальные миры и т.п. Я не отношусь к числу верующих в скорую смерть концепции СДО, хотя и считаю что технологии web 2.0 будут постепенно менять подходы к обучению.

Почему не верю - яростная борьба с СДО (на словах) напоминает войну с ветряными мельницами. Системы дистанционного обучения являются следствием, а на причиной. Они, в том виде, как они существуют сейчас, будут жить ровно столько сколько существует современный учебный процесс - с учебниками, учебными планами, формальной оценкой достижений и т.п. Этому процессу на самом деле сотни лет (с тех пор как появились первые университеты) и он пока не стремиться умереть. Как только процесс обучения поменяется - изменится и его ИТ поддержка. Технологии вторичны.

Тем не менее я подкину немного хвороста в костер дискуссии. По мнению многих апологетов "нового обучения" сейчас XXX=Google Wave - новый продукт от Google, позволяющий совместить мгновенный обмен сообщениями, почту, коллективную работу над документами, общение в группах, социальную сеть и многое другое. Продукт пока не доступен всем, но презентуется разработчикам.

Сможет ли он правда изменить процесс преподавания - посмотрим. Лично я - сомневаюсь. Как минимум, если концепция окажется удачной, разработчики LMS вставят в свои продукты этот способ коммуникации, как уже сделали с блогами, форумами, wiki, мгновенным обменом сообщениями, whiteboard ... Хотя кто знает, возможно скоро придется перквалифицироваться в управдомы :)

Презентация Google Wave (полтора часа на английском, но любопытно):

Читать дальше......

суббота, июня 06, 2009

10 заповедей выступающего на конференции

В связи с приближающимся E-learn Expo, тем кто готовиться к выступлениям, стоит прочитать 10 заповедей выступающего на лучшей в мире конференции TED Talks. Если им следовать, есть шанс, что никто не заснет во время заседания.

В моем переводе они звучат так:
1) Не травите без повода избитые байки и шутки
2) Вы должны рассказать о своей великой мечте, об удивительных вещах или поделиться чем-то, чем никогда раньше не делились
3) Вы должны продемонстрировать свою страсть и любопытство
4) Вы должны рассказать настоящую историю
5) Вы должны свободно и без стеснения комментировать и спорить с другими выступающими, если это важно для истины
6) Умерьте свое эго, говорите не только о своих успехах, но и о своих неудачах
7) Никогда ничего не продавайте, стоя перед аудиторией: ни себя, ни свою компанию, ни свои товары
8) Помните - смех это хорошо
9) Никогда не читайте свое выступление по бумажке
10) Никогда не крадите время тех, кто выступает после вас



С переводом заповеди №1 пришлось помучиться - никогда раньше не сталкивался со словом shtick, но Яндекс знает все :)

Читать дальше......

МЧС России заказывает создание СДО

Статья в CNews "МЧС России заказывает создание СДО". Видимо хорошая получится "пилотная зона для системы дистанционного обучения руководящего состава, пожарных, спасателей и населения по вопросам предупреждения и тушения пожаров" за 28.500.000 рублей. Наверное со временем будет и непилотная зона. Интересно сколько она будет стоить налогоплательщикам?

Тест на внимательность, при чтении конкурсной документации - кто выиграет тендер?

Читать дальше......

Описание внедрения дистанционного обучения - Гарант, Инталев

Новые кейсы, описывающие внедрение системы дистанционного обучения. На этот раз из мира консалтинга и ИТ:
- Компания "Гарант"
- Группа компаний "Инталев"

Эти кейсы пополнили нашу базу подробных кейсов (уже 19), несколько еще в работе.

Читать дальше......

пятница, июня 05, 2009

А не закатить ли нам революцию в разработке е-курсов? (Запись вебинара)

Не знаю, как вам, коллеги, а мне поднадоели споры, бессмысленные и беспощадные, о том, что лучше: текст,2 или 3D графика, эл.книга или Second Life. В лучшем случае они похожи на измышления о том, что лучше сделано у да Винчи – фрески, живопись, чертежи, графика, поэзия или научные тексты с рисунками и без. В худшем – что полезнее, витамин С или свежее мясо.
По мне, если продукт обеспечивает качественное и результативное обучение, то и гипертекст хорош. Не лучше ли подумать в первую голову о процессах, о механизмах того, что обеспечивает качественную подготовку сотрудников или студентов. А средства представления данных сами приложатся: хоть более, хоть менее крутые.

Качество и результативность процесса – вот где собака зарыта. Решил обсудить эту проблему на вебинаре под невнятным названием «Два уровня управления обучением в LMS’овском курсе»
Предварительно, в поисках волшебной собаки, нарыл, кажется, механизм, способный в куда большей степени, если не радикально, повысить качество обучения, включая и электронное. Обсудил, с людьми опытными и серьезными. Судя по ходу обсуждения, «собака» оказалась привлекательной. Никто не сказал, что предлагаемое – химера или не реализуемо. Реализуемо и недорого реализуемо. Более того, предложили а) продолжить тему б) модернизировать LMS и средства ауторинга, чтоб предложенное удобнее было реализовывать (хоть это и сейчас возможно).

Когда ведущий закидывал удочку, намекая, что предлагаемый подход может оказаться весьма революционным, этому никто принципиально не заперечил.
Подробности здесь.

Читать дальше......

Повышение квалификации вузовцев в сфере ДО

Любопытный опыт подготовки специалистов ДО может накопиться в Беларуси. Преподаватели вузов и колледжей, специалисты центров ДО в очно-дистанционной форме осваивают премудрости eL. Процесс завершается защитой выпускной работы.

Общее представление о схеме подготовки белорусских e-learning'цев можно получить здесь. Очень поучительно построенная схема, на мой вкус.

Читать дальше......

четверг, июня 04, 2009

Компетенции специалистов отдела дистанционного обучения

Коллеги из компании Smart Education разработали документ под название "Компетенции специалистов отдела дистанционного обучения". Это первая структурированная попытка проанализировать и собрать в едином документе требования к специалистам по ДО, хотя эта тему уже неоднократно обсуждалась в этом блоге. Я не увидел в документе некоторых технических компетенций, а также описания задач по взаимодействию с предметными экспертами и контракторами, но возможно читал поверхностно. Тем не менее документ достойный.

Читать дальше......

среда, июня 03, 2009

Конкурс - отзыв эксперта (SRC)

Коллеги из компании SRC, входившие в состав команды экспертов, , описали свои впечатления и мысли о конкурсе. Читайте далее материал Александра Воробьева.

В этом году Департамент разработки мультимедийных продуктов Бизнес-школы SRС принял участие в экспертной оценке электронных курсов, выполненных с помощью программы CourseLab. Мы благодарим компанию Websoft за предоставленную возможность ознакомиться с таким широким спектром мультимедийных разработок. Все выставленные на конкурс работы интересны и разноплановы.

Не будем называть конкретные имена и названия проектов, которые нам понравились, скажем только, что увидели много достойных качественных разработок.

Для себя мы условно разделили все курсы на учебные и информационные, поскольку и контент, и характер структуры курсов, и цели, которые ставили перед собой разработчики, разнятся. Думаем, что и определять победителей надо с учетом этих особенностей.

Среди учебных курсов стоит особо выделить курсы-тренажеры. В них хорошо реализована отработка навыков – подключи услугу на телефоне, настрой программное обеспечение, открой счет (вклад) для нового клиента банка. Ценность таких курсов трудно оспорить: они предельно информативны и полностью реализуют поставленную задачу научить работать в той или иной программе; нет необходимости тратить время консультантов на то, чтобы объяснить новичку принцип работы оборудования. Подобные проекты служат хорошим ответом противникам электронного обучения, считающим, что электронный курс способен только на передачу декларативных знаний.

Относительно курсов по бизнес-тематике (финансы, маркетинг, мерчандайзинг, техника продаж) хотелось бы высказать ряд замечаний.
1. Важная проблема многих курсов – тезисность представления информации. В некоторых случаях курс становится очень похожим на презентацию. Это может быть оправдано, когда обучающемуся предлагается знакомая, привычная информация. Но этого крайне недостаточно, если в курсе объясняется новый сложный для восприятия материал.
Поэтому не стоит бояться более объемных текстовых фрагментов. Восприятие сложного теоретического материала можно с успехом компенсировать простым разговорным стилем, в котором составить реплики гидов курса (выбор которых в CourseLab весьма разнообразен).

2. Качество подбора учебных материалов (контента) и выстраивание структуры курса. Как правило, у каждой компании есть свое видение того, чему обучать сотрудников. Но из-за того, что цель и задачи курса изначально определены неправильно или не совсем точно, а по распространенным темам всегда существует огромное количество материалов, разрабатываемые курсы получаются «урезанными», важные аспекты проблемы освещаются не полностью или не рассматриваются вовсе. Вывод: цель и задачи курса должны определять содержание и структуру курса, но не наоборот.

3. Еще одна сложность – визуальное представление информации на слайде. Многие слайды иногда перенасыщены схемами, анимированными элементами, интерактивными блоками, ссылками на всплывающие окна, разными шрифтами. Поэтому первый вопрос, который возникает при виде такого слайда – откуда начинать читать? В этом случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда обучающийся тратит значительную часть времени на выстраивание приемлемого для себя порядка изучения материала. Наверное, единственный принцип, которым стоит руководствоваться в этом случае: «Лучше меньше, да лучше».

CourseLab при наличии творческого подхода разработчиков к внутрифирменной информации позволяет создавать интересные проекты, которые выходят за рамки строго учебного курса. Сюда мы как раз и отнесли информационные курсы или курсы-презентации. Думается, что в СДО любой компании должны быть такие разработки. Под эту категорию попадают несложные welcome-курсы, электронные информационные бюллетени, презентации. Однако подбор информации, варианты ее визуального представления требуют здесь более сложных технических решений, более проработанного дизайна интерфейсов. Если разработчики владеют этим арсеналом, то на выходе получаются интересные продукты.

В итоге хотим отметить, что сколь бы ни были разнообразны электронные курсы, какие бы средства, подходы и принципы ни применяли разработчики, всегда важно во главу угла ставить обучающегося и создавать такую систему передачи знаний, которая была бы им востребована и эффективно воспринята.

Сложность достижения этой цели продиктована двумя причинами. С одной стороны, корпоративное обучение - процесс, обладающий специфическими чертами, которые чаще всего определяются особенностями работы компании, господствующими в ней принципами управления персоналом и корпоративной культурой. Поэтому выработка единых стандартов и правил для организации обучения, подходов к отбору учебного материала и способов его передачи сотрудникам весьма затруднительна.

С другой стороны следует признать, что на сегодняшний день в электронном обучении нет единого мнения (подтвержденного многолетней практикой и серьезными научными исследованиями), однозначно трактующего, какой материал (в каких формах представленный) лучше усваивается человеком при обучении с использованием компьютера.

Следовательно, только вдумчивое отношение и творческий подход к процессу создания электронного учебного материала позволит добиться действительно качественного результата.

Читать дальше......

вторник, июня 02, 2009

Почему мне было приятно участвовать в экспертизе конкурсных курсов (часть 2)

Очень приятно было при работе c конкурсными курсами находить в них подтверждение своим и не очень своим спорным мыслям.
Например, этой: "Электронное обучение способно обеспечивать передачу и формирование навыков!"
Изящно выполненное подтверждение этого тезиса содержится, на мой взгляд, в одной из работ, представленных на конкурс CourseLab 2009, а именно:.


Для того, чтобы убедиться, что навыки средствами еL все-таки можно формировать, возьмите кусок веревки в руки. Войдите в курс по ссылке.
Сядьте пред компьютером с этим куском веревки в руках, соблюдая следующие условия:


Наблюдайте за анимированным представлением того, как завязывается, к примеру, морской узел со страшным названием «кровавый». Заставьте веревку делать то, что она делает на экране:



Сравните получившийся у вас узел с образцом:



Если с первого, второго … энного раза не получится – не отчаивайтесь. Запустите анимацию и работайте руками нужное количество раз.

Должным образом потренировавшись, попробуйте завязать узел, закрыв глаза или в полной темноте. Если у вас это вышло, навык в целом сформирован.
Чтобы он не угас, продолжайте тренировки. Полученные знания вам непременно пригодятся.
Почему? - Описано ниже:


Спасибо Роману Лавровскому за качественный и добротный, сделанный со вкусом и профессионально обучающий продукт. А также за удовольствие, полученное при знакомстве с ним.

Читать дальше......

понедельник, июня 01, 2009

Почему мне было приятно участвовать в экспертизе конкурсных курсов (часть 1)

Хочется поделиться впечатлениями и ощущениями от обучающих курсов, представленных на конкурс CourseLab 2009.

1. Получил возможность увидеть довольно большое число разнообразных продуктов, увидел и, признаюсь прямо, кое-где и подсмотрел немалое количество интересных решений. Например, методы имитации диалога и ненавязчивую – по сути также диалоговую - подачу указаний пользователю, что и как ему делать, работая с курсом ("Эффективные продажи", Carlo Pazolini).

2. Увидел и убедился, что у нас появляются продукты не для галочки. Более того, многие из курсов-конкурсантов могут, на мой взгляд, служить если не безусловными образцами, то примерами для подражания именно в плане реализации образовательных задач. Такие курсы действительно могут реально обучить, а не просто предоставить информацию и формально оттестировать прочитанное. Действенность интеракций в них вызывает уважение. Особенно приятно и полезно было знакомиться с работами "Экономика и финансы" (Сталепромышленная компания) и "Правила мерчендайзинга в сети салонов "Фронтекс".

3. А самым приятным, не скрою, было увидеть среди победителей конкурса (1 и 2 места) Наталью Филимонову и Людмилу Малыгину – «выпускниц» наших очных тренингов-семинаров по технологиям разработки электронных курсов.

Читать дальше......