Websoft

пятница, июля 31, 2009

Скромность украшает е-курс?

Очень часто приходится сталкиваться с тем, что заказчики бракуют рисунки людей (в смысле - изображения).
Очень часто из-за того, что нарисованный для курса персонаж нечаянно оказывается на кого-то похож и может кого-то обидеть. (И чего на рисунок пенять, коли … ? :).

Однако художники нынче дороги, тем обиднее бывает, что их произведения отвергаются.
Есть, кажется, все-таки один, пусть и не универсальный, способ простого и вполне порой эффективного иллюстрирования курсов человеческими образами типа:


Для их «рисования» достаточно нескольких минут. Конкретно фигурки эти сконструированы из стандартных автофигур средства ауторинга CourseLab. При этом CourseLab позволяет их еще и анимировать: рукой помахать, переместиться на слайде, ногой шевельнуть и т.п.
Кажется, приложи здесь руку профессиональный художник (увы, таковым не являюсь), фигурки получились бы куда более выразительными и убедительными.

Годятся для их создания и иные средства, например фигуры PowerPoint.
А эта картика создана из курслабовских объектов «Выноски». Также, к сожалению, не художником, но, смею надеяться, человеком не без фантазии:


Способна ли столь скромная графика украсить е-курс?

Читать дальше......

четверг, июля 30, 2009

Глоссарий по e-learning

Мы попытались собрать воедино (в основном усилиями Владмира Наумова) глоссарий по основным терминам, имеющим отношение к дистанционному обучению. Получилось 155 коротких статей.

Надеюсь глоссарий будет полезен для начинающих. Если есть идеи, замечания, пожелания и критика - пишите.

Глоссарий.

Читать дальше......

среда, июля 29, 2009

e-Learner Survival Guide

Гражданка, по имени Susan Smith Nash, также известная под именем E-Learning Queen (скромность украшает человека) написала толстую книжку (327 страниц) под названием E-Learner Survival Guide.

И выложила ее в сети бесплатно в виде PDF файла (на чистом английском языке). Может кому пригодиться - enjoy!

Кому лень скачивать - можно купить в Amazon за $26 ;)

Читать дальше......

2 новых кейса внедрения ДО

Еще пара кейсов внедрения системы дистанционного обучения:
- Компания ТБМ (поставщик комплектующих для стеклопакетов, окон и мебели)
- Европлан - лизинговая компания

Читать дальше......

вторник, июля 28, 2009

Кофетвиттер

Одна из самых бессмысленных (или нет?) технологических новинок: если приделать (скотчем) к кофе машине веб-камеру, которую в свою очередь подключить к ноутбуку, на который поставить софт, который анализирует картинку с камеры и в случае если она совпадает с картинкой полного стакана кофе, то отправляет сообщение в Twitter. Это чудо можно наблюдать на видео.

У этой хреновины в твиттере множество читателей со всего мира, которые зачем-то следят за приготовлением кофе чуваком в Германии. Я бы еще приделал аналогичный интерфейс к унитазу и имел полный успех.

Это к вопросу о том, является ли Twitter будущим учебным инструментом :)

Blankomat, The Coffee Machine That Tweets from Plugg Conference on Vimeo.

Читать дальше......

Итоги опроса Skillsoft

SkillSoft (кто не знает - крупнейший мировой вендор готовых электронных курсов) разродился результатами опроса более чем 2000 сотрудников различных европейских компаний. 76% сказали что хотели бы, чтобы компании их учили еще больше (хотя 80% уже чему-то учат). И 87% сказали, что предпочли бы учиться в режиме, когда темп обучения выбирает сам обучаемый. Ну и еще несколько цифр можно найти в материале.

Любопытно, с учетом разницы в мотивации российских и западных служащих, которую показывает большинство опросов (граждан России существенно больше чем европейцев заботит уровень зарплаты, чем всякая другая нематериальная мотивация), что бы ответили на эти вопросы соотечественники? Никто не хочет провести аналогичный опрос на своем учебном портале и поделиться результатами?

Читать тут (на английском)

Читать дальше......

Альберт Эйнштейн, атомная бомба и Web 2.0


Эйнштейн однажды высказал мысль, что изобретение атомной бомбы не более опасно для человечества, нежели изобретение спичек. Бомба не создала новых проблем, а всего только обострила старые.

А если старина Эйнштейн прав?

Выходит, значит, что и Web 2.0, штука нересурсоемкая в сравнении с иными способами электронного и даже очного обучения, которая по природе своей почти никаких новых трудностей не создает, сильно, однако, «включает» и обостряет старые «головные боли».
И нам в компаниях этого прогресса надо?

Читать дальше......

понедельник, июля 27, 2009

Наезд на Scype и IСQ


Российский союз промышленников и предпринимателей намерен инициировать поправки в законодательство, регламентирующие (= ограничивающие) использование IP-телефонии.
Патриоты-бизнесмены очень озабочены, что «разговоры по IP-телефонии ведутся без всякого контроля со стороны государства. В частности, программы, подобные Skype, не подключены к системе прослушивания телефонных переговоров СОРМ». Безопасность, свобода, свободная конкуренция и демократия — под угрозой. Отечество, короче, — в опасности!

Помимо этого, «большинство оперирующих на территории РФ брендов, таких, как Skype и Icq – иностранного происхождения, и поэтому необходимо обеспечить защиту отечественного производителя в этой области». И налогов коварные брендодержатели в отечественную казну не несут.

Если, подобно Китаю, IP-телефонию перекроют и в России, потери налоговых поступлений многажды компенсируют и национальную безопасность обеспечат отечественные мобильные операторы (в том числе и в лице зарубежных держателей акций / капиталов оных).

Читать дальше......

воскресенье, июля 26, 2009

Разногласия, дружба и Web 2.0

Акио Морита — один из основателей корпорации Sony – констатировал, что ему постоянно приходилось убеждать соотечественников, что представитель Запада зачастую вступает «в спор только потому, что он ваш друг», что разногласия не только не означают прекращения общения и сотрудничества, а, напротив, мотивированы именно дружескими намерениями. Молчание же, напротив, может означать, что ситуация действительно неблагоприятная.

Думается, что зафиксированная Моритой проблема касается не только японо-западного или иного межкультурного взаимодействия, но и общения отдельных людей, человеческой психологии вообще. С появлением Web 2.0 эта проблема начинает воспроизводиться еще в одном «измерении». Не из-за опасений ли превратно понимаемых (не)дружественных проявлений у нас в компаниях осторожно относятся к Web 2.0 и e-Learning 2.0?

Морита советует соотечественникам «так же откровенно, как американцы, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения» (Sony. Сделано в Японии. - М.: 2006, с. 242). Пожалуй, к блоггину и прочим форматам Web 2.0 взаимодействия, включая и корпоративное обучение, это в немалой мере тоже относится.

Хорошо бы проанализировать, что означает и чем мотивирован спорщицкий запал/молчание авторов/читателей наших Web 2.0 ресурсов.

Читать дальше......

пятница, июля 24, 2009

Памятка разработчика электронного контента и курса в целом

1. Определите, что должен продемонстрировать учащийся в итоге чтения текста, созерцания графики, прослушивания звука, интеракций (= цель курса, слайда, медиа объекта, любого события обучения)

2. Составьте задание / упражнение / тест, позволяющие учащемуся продемонстрировать то, чему вы нацелены обучить

3. Составьте посильный для обучаемого контент, обеспечивающий его средствами (знаниями, навыками, ценностями) для выполнения этого задания.

Выполненное на шаге 3 окажется контентом курса, а на шаге 2 - тренировочными и контрольными заданиями.

Читать дальше......

четверг, июля 23, 2009

Еще раз о бесплатном контенте - виртуальные лаборатории


Университет штата Вирджиния создал набор симуляций и виртуальных лабораторий для обучения своих студентов. Теперь они могут наглядно наблюдать за развертывание ДНК или наноэффектами. В этом нет ничего особенно нового (читать источник на Science Daily).

Меня порадовало то, что все эти виртуальные лаборатории открыты в сети всем желающим (на картинке скриншот того, как я сам повращал молекулу ДНК). Это еще одно подтверждение того, что западные университеты не скрывают, а наоборот охотно делятся своим контентом (о проектах открытого в сети контента я уже писал неоднократно) и не считают это угрозой для своего бизнеса.

В России я таких проектов не наблюдал. Все страшно боятся, что их "уникальный" контент будет похищен и использован врагами. Не может ли причиной такого страха быть опасение, что кроме книжек (бумажных и электронных) и процесса выдачи дипломов гос. образца ничего больше нет? Ни ярких профессоров, ни талантливых студентов, ни научной работы, ни связи с бизнесом, ни традиций и поставленного учебного процесса - ничего, что отличает Урюпинский Заборостроительный от Гарварда?
Может кто-то знает русскоязычные проекты открытого университетского контента? Хотелось бы, чтобы мой пессимизм был развенчан.

Читать дальше......

среда, июля 22, 2009

Большой брат смотрит на электронные книги

Гениальная история - компания Amazon удаленно, без предупреждения своих клиентов, стерла с их устройств для чтения электронных книг (Kindle) два произведения Джорджа Оруэлла - "Скотный двор" и "1984". Причиной стало то, что провайдер (продавец) этих электронных книг якобы не имел прав на их распространение. Надо совсем утратить чувство юмора и ощущения ироничности ситуации, чтобы проделать это именно с книгами Оруэлла :)


Вышел страшный скандал и Amazon поклялся быть паинькой и больше так не делать.

Источник

PS
Так что ждите - скоро придет Большой Брат и сотрет из ваших систем дистанционного обучения все электронные курсы с нелицензионными картинками :)

Читать дальше......

Еще раз о качестве тестов

Недавно в обсуждении к одному из постов в этом блоге (Бизнес хочет больше тестов) возникал вопрос о важности тестов в LMS и что без них LMS вообще не нужна (с чем я наверное соглашусь). Никто не сомневается, что тесты важны, но задумываемся ли мы об их качестве.

Один добрый клиент, разрешил мне построить отчет с распределением баллов по различным тестам в его боевой системе. То, что получилось можно посмотреть на картинках ниже (по оси X - баллы, по оси Y - количество тестируемых, набравших столько баллов). Что вы скажете о качестве этих тестов? Некоторые вопросы (например, местами отсутствие нормального распределения) возникают даже при элементарном анализе. А что если посмотреть внутрь и посчитать пару корреляций?

Кто-нибудь анализирует результаты своих тестов на предмет надежности и валидности?












Читать дальше......

Семь аспектов быстрого e-learning’а

Коллеги из Центр e-Learning перевели статью Семь аспектов быстрого e-learning’а для trainings.ru. Авторы исходного материала - компания Kineo.

Читать дальше......

Внедрение СДО в Райффайзен Банк Аваль

Очень неплохой, на мой взгляд, кейс про внедрение системы дистанционного обучения и написал Александр Ларин из Райффайзен Банк Аваль (Украина), за что ему большой респект. Несмотря на достаточно жесткую форму, которую мы придумали для наших кейсов, материал получился интересный.

Читать кейс Райффайзен Банк Аваль.

Читать дальше......

вторник, июля 21, 2009

Технический писатель против педагогического дизайнера

Статья "Technical Writing vs Instructional Designing" (на английском) рассматривает 2 как бы разные профессии (технического писателя и педагогического дизайнера) и пытается понять так ли существенны отличия между ними, анализируя требуемые компетенции и навыки и выполняемые задачи. Можно ли перейти от написания инструкций к созданию сценариев электронных курсов и наоборот?

В статье скорее нет однозначного ответа, а есть призыв подумать. Я, кстати, согласен с автором, что грань между этими профессиями весьма размыта и провести четкую границу не так легко. И наверняка хороший сценарист, имеющий опыт разработки курсов по работе с софтом и оборудованием сможет писать хорошие инструкции, если обладает техническими навыками. И наоборот - технический писатель, познакомившийся с основными приемами разработки курсов и принципами обучения взрослых, сможет написать адекватный сценарий курса.

Читать дальше......

Сценарий е-курса — это "просто"

Нередко приходится слышать вопросы о том, как можно быстро научиться разрабатывать сценарии е-курсов. Можно, если предварительно выяснено следующее:


Предполагаю, что научиться сценарированию е-курса можно за 2 вебинара (2 +/-1 часа), в ходе которых участники сами же создают для себя сценарий на актуальную для них тему.
Сначала они ищут ответ на вопрос:


На последнем вебинаре из 20 отвечавших 17 выбрали вариант 1.
На самом же деле верны оба ответа, поскольку решая задачу, «зашифрованную» под цифрой 1, мы определяемся с т.н. Рабочим сценарием — детальным прототипом курса, начиная от описания его структуры и заканчивая структурой, содержимым, внешним видом конкретных слайдов и интеракций, связанных с ними

Выбор варианта 2 ведет к решению более глобальных вопросов:


Механизм достижения познавательной цели задается уровнем обучения. В рамках традиции педагогического дизайна это:


Курс может обеспечивать доступ к знанию и работу с ним по-разному, что находит воплощение в типах сценарных решений:


От выбора типа зависит мера интерактивности контента:


Разработчикам достаточно определиться с требуемым уровнем обучения и с типом сценарного решения, чтобы концепция сценария (и курса в целом!) была сформирована:


P.S. Работа в иных педагогических подходах потребует иных способов создания сценариев е-курсов и, значит, и других семи- и вебинаров и тренингов.

Читать дальше......

понедельник, июля 20, 2009

Улыбкометр и Научим робота улыбаться


«Каждое утро компьютеры измеряют широту улыбок японских железнодорожников. К таким мерам прибегло руководство японской железнодорожной компании Keihin Kyuko (Keikyu), чтобы повысить уровень обслуживания клиентов... .
Японская железнодорожная компания, которая занимается пассажирскими перевозками в Токио и пригороде, установила на 15 станциях так называемые «улыбкометры» — приборы для измерения радушия кассиров...
Теперь каждое утро перед тем, как приступить к работе, сотрудники Keikyu делают «зарядку вежливости»: сначала они декламируют слова приветствия, представляя перед собой клиента, затем проговаривают извинения, которые также могут пригодиться в течение рабочего дня, а потом садятся за компьютеры, крепят к лицу датчики и измеряют широту, открытость и искренность улыбки. Улыбка оценивается по стобалльной системе (оценки от 1 до 100), а так же в случае неудовлетворительного результата дает советы по улучшению настроения...
Ну и не обходится для традиционных состязаний на звание «самого улыбающегося». Аппарат позволяет устраивать настоящие «бои улыбок» между кассирами: кто, по мнению аппарата, лучше улыбается — тот и победил.
Источник

Смешные они, японские ученые. Мы и без датчиков улыбок улыбательные навыки контингенту сооружать сможем в своих е-курсах :)

В цитируемой статье рассказывается также и о том, что « роботы не только учат улыбаться людей – они еще и умеют улыбаться сами. Примером тому стал робот в виде головы Эйнштейна, созданный в университете Калифорнии в Сан-Диего, США. Он является первым роботом, который с помощью специальной программы самостоятельно научился улыбаться и выражать другие эмоции с помощью мимики»

Читать дальше......

воскресенье, июля 19, 2009

120 символов про e-learning

Найдено в twitter:

Читать дальше......

Action verbs / Слова действия

В зарубежных книгах и глоссариях по ДО и педагогическому дизайну встречается довольно экзотичный для нас термин: Action verbs.
Action verbs — глаголы действия: (при формулировке учебных задач) глаголы, которые обозначают ожидаемые поступки учащихся как действия, которые они должны выполнить; это делается для того, чтобы учащиеся и преподаватели могли определить, какие действия выполнены, а какие нет.

Вроде и мелочь, эти слова со значением действия, однако благодаря им цели е-курсов, тренингов и даже изучения академических предметов обретают куда более предметное (или, если угодно, действенное) выражение. Конечно, если речь идет только о тех действиях, которые учащиеся будут демонстрировать в итоге и/или после обучения
Например:
Вместо «Изучить Power Point» ― «Создавать презентации, применяя Power Point»
Вместо «Ознакомиться с корпоративными стандартами сервиса» ― «Продавать продукты и услуги в соответствии со стандартами сервиса»
Вместо «Изучить основные теории управления персоналом» ― «Мотивировать подчиненных в соответствии с основными теориями управления персонала в пределах своих полномочий и наличных ресурсов».

Не пора ли ввести в обиход наших дизайнеров e-learning курсов подобный термин? Рискну дать ему свою интерпретацию:
Слова действия — глаголы или слова со значением действия, которые используются при формулировке учебных цели и задач курса для обозначения ожидаемых от обучаемых действий в ходе учебного процесса, а также и в его результате.

Читать дальше......

пятница, июля 17, 2009

Влияние блоггинга на изящную словесность


.

Читать дальше......

четверг, июля 16, 2009

LMS против PLE

Цитата из статьи "LMS против PLE" на сайте distance-learning.ru:

По моему мнению, те из нас, кто отстаивает ценность использования PLE, по сути, отстаивают свободу. Мы за свободу учащихся, вместо подавляющего, недобного и корежащего процесса обучения. Мы «пользователеориентированы», поскольку для нас важнее всего прогресс учащихся. Мы хотим адаптировать системы под людей, а не людей под системы.

Как приятно объявить себя поборником свободы! Компания Apple вполне успешно проделала такой трюк с Microsoft и заработала на этом кучу денег и славы. Кто не помнит как это было - смотрите ролик 1984:

Читать дальше......

среда, июля 15, 2009

Еще про тесты и их надежность

Для тех, кто читает по английски и кому интересна обсуждавшаяся на днях в этом блоге тема тестов и их валидности (Бизнес хочет больше тестов) - интересная статья "Re-Assessing Validity and Reliability in the E-Learning Environment" в которой обсуждается вопрос о том, меняется ли оценка валидности и надежности тестов при их использовании в рамках электронного обучения с учетом специфики работы с информацией, присущей этому методу доставки контента.

В статье есть пара интересных кейсов для размышления.

Читать дальше......

Примеры виртуальных туров

Когда-то в этом блоге обсуждалась возможность использования в электронных курсах виртуальных туров по помещениям (офисам, производственным площадкам) и панорамных фотографий этих помещений (как наиболее простой способ реализации такого тура).

Сегодня я наткнулся на отличную подборку виртуальных туров. Мне понравились панорамные (360 градусов) фото, снятые американцами на Луне (в панорманый формат их смонтировали недавно).

Читать дальше......

вторник, июля 14, 2009

Наш бизнес обратил внимание на социальные сети?


Российские инвесторы объявили о скупке акций социальной сети Facebook.
Неужели многочисленные усилия нашего e-Learning сообщества: посты, статьи, вебинары, семинары выступления на конференциях и пр. - стали известны гг. Мильнеру, Усманову и др.? И они отреагировали!!! :)
Неужели бизнес проникся интересом вкладываться в Web 2.0? И в обучение с помощью его сервисов?
"Российские инвесторы объявили о скупке акций Facebook"

Читать дальше......

понедельник, июля 13, 2009

Что думают е-learning'цы об анимированных персонажах, или Кейс для специалистов eL

Дано:
Некоторые средства ауторинга позволяют использовать для создания е-курсов анимированных персонажей. В CourseLab некоторые из них выглядят так:
Говорящие головы (демонстрируют более 20 мимических действий):

«Виртуальные актеры», способные демонстрировать несколько десятков поз, жестов, движений и иных действий:


Вот как размышляли, среди прочего, о функциях, целях, причинах и иных аспектах использования анимированных персонажей участники вебинара «Использование виртуальных агентов в е-курсах»:
Функции персонажей (и иные попутные мысли участинков):
С.Я.: эмоцинальное наполнение
С.К.: davat' obratnuyu svyaz'
С.П.: Диалоги
М.С.: оценка
М.Л.: помогать обучающемуся, подсказывать
М.: функция преподавателя.
Е.Л.: Воспитательные, обучающие, поддерживающие, отвлекающие, будящие
И.: регулирующую, направляющую
П.К: смягчить процесс отчуждения преподавателя и слушателя при применении ДОТ
М: развлекающая - как правило, персонажи забавные. И безусловно оживляет сухой компьютерный текст
Причины, которые побуждают использовать персонажей (и иные попутные мысли):
С.Я.: для подддержки интереса к работе с уч/материалом
С.П.: Предъявить примеры фраз, с которыми обращаются специалисты к клиенту.
М.С: легче коммуницировать с виртуальным агентом, чем с ПК!
А.Т.: они "оживляют" курс, имитируют общение с преподавателем
С.К.: sdelat' uchebniy process bolee privlekatelnim
Е.Л.: Для мотивации слушателей. И для мотивации преподавателей :)
П.К.: 1. повышение интерактивности 2. легче изучение 3. как-то скучно без них)
И.: даже если нет возм. связаться с тьютором - всегда есть ощущение сопровождения, ты не один :-)
М.Л.: есть материал курса, который легче изложить репликами агента
М.: все-таки оживить курсы, содержащие большое количество справочной информации. По банковским продуктам, содержащие какие-либо инструкции, правила
М.С.: + эмоциональная энергетика
М.Л.: инструкции вообще лучше доплнять нормальным человеческим языком агентов
Чего можно достичь, используя персонажей?
С.П.: Улучшенное восприятие материала за счет зрительной памяти.
СК.: oblegchit' usvoenie uchebnogo materiala
Е.Л.: Целей обучения можно достичь :)))
С.Я.: курс станет "живым"
С.П.: Курс станет более доступным для понимания.
М.С.: облегчить поимание, за счет персонификации точек зрения
П.К.: повышение степени усвоения учебного материала; оценить это можно через претест и посттест
С.Р.: Полного понимания поставленного вопроса
Е.Л.: Что появится желание у слушателей поучиться еще на каких-нить курсах, а у преподавателей - еще поучаствовать в качестве авторов курсов, и пересмотреть старые методы работы :)
М.: получить интерес обучаемого к курсу
М.Л.: ответить на претензию заказчика, что ваш курс - только текст, ни чем не отличается от книжки
П.К.: одним словом, это связано с мотивацией обучаемых

Найти:
1. Можно ли считать, что вебинар проходил в условиях коллаборативного обучения?
2. Можно ли считать, что он проходил в соответствии с методикой С.Френе?
3. Можно ли учить взрослую аудиторию, не уча ее?
4. Можно ли считать, что на вебинаре коллективно были написаны тезисы изрядного куска методического пособия по использованию анимированных персонажей в электронных курсах?

P.S. Реплики участников вебинара в чате даны в оригинале.

Читать дальше......

воскресенье, июля 12, 2009

Чаты и комменты в блогах - это тоже СМИ

Казахстанский парламент приравнял «все интернет-сайты, включая блоги, чаты и форумы … к средствам массовой информации с соответствующими обязанностями. Теперь судебные органы получили возможность требовать от их владельцев удаления материалов, противоречащих законодательству. В случае неподчинения решению суда доступ к сайту будет заблокирован, а его владелец может лишиться возможности использовать собственный домен и доменные имена с похожими названиями на срок от трех месяцев».

Президент Казахстана инициативу парламентариев поддержал.

Далеко не все провайдеры, политики и журналисты приняли идею приравнивания web- ресурсов, в том числе интернет-магазинов, постов в ЖЖ и даже комменатриев к ним, к СМИ с восторгом, к примеру:
Блоггеров со всего мира будут судить в Казахстане
Итоговая резолюция участников форума «За свободный интернет!»

Читать дальше......

пятница, июля 10, 2009

Тренды, однако

Любопытная картинка из Google Trends:

Читать дальше......

Какой блоггинг – такова и демократия?

В блоге не так давно публиковался пост выдающейся о роли блоггинга (и вообще сетевых технологий) в выборах Барака Обамы. В последние два дня байнет (белорусский сектор Интернет) набросился на тему о роли Web 2.0 и WWW в отечественной политике.
Выснилось, что очень мало белорусских политиков ведут блоги, да и те вроде как преимущественно заклятые оппозиционеры. (Медиа-эксперт: Всего пять белорусских политиков ведут блоги).

По мнению зам.ген. директора БелТА (Белорусское телеграфное агентство) Игоря Луцкого «у чиновников нет времени вести личные блоги».

Судить политиков и чиновников – не наше дело. А вот поучиться у них стоит. Например, у французского блоггера и члена предвыборного штаба Николя Саркози Луи ле Мюра, составившего памятку "10 причин, почему политики должны вести блоги".

1. Чтобы быть ближе к своей аудитории и сторонникам.
2. Чтобы вести постоянные открытые дебаты с ними.
3. Чтобы легко и быстро проверять свои идеи, усовершенствовать их и придумывать новые.
4. Чтобы изменять обычную форму общения с людьми: от институциональной к более персональной.
5. Чтобы лучше понимать критику людьми своих идей.
6. Чтобы свободно распространять идеи децентрализованным путем, если их поддерживают много людей.
7. Чтобы собирать пожертвования для партии или кампании.
8. Чтобы достичь молодежной аудитории и увеличить интерес у молодых людей к политике.
9. Чтобы создать вокруг них сетевые эффекты (в отличие от традиционных СМИ, блоги идут в мир не сверху - вниз, а снизу - вверх).
10. Чтобы стать знаменитым, если ты неизвестный политик, или начать политическую борьбу, даже на местном уровне.
/Источник перевода памятки/

Не адаптировать ли эту памятку (исключив, пункт 6 :) для действующих и будущих менеджеров компаний? И не только применительно к вопросам властного воздействия, но и к вопросам формирования корпоративной демократии и культуры.

Читать дальше......

четверг, июля 09, 2009

Тестирование - как у них

В продолжение поста про активное использование тестов в компаниях. Для тех, кто читает по английски - статья Employment Tests and Selection Procedures с сайта Equal Employment Opportunity Commission (комиссия по равным трудовым правам - как-то так), описывающая американские законодательные акты регулирующие использование тестов.

Не припомню, чтобы в России была такая комиссия и кто-то беспокоился о правах инвалидов, людей, с отклонениями в развитии и прочих людей второго сорта по нашей типичной офисной классификации.

Читать дальше......

Совершенно НЕсекретно. Опыт российских компаний в области дистанционного обучения

Статья "Совершенно НЕсекретно. Опыт российских компаний в области дистанционного обучения" подготовленная нами для trainings.ru - обзор кейсов по внедрению системы WebTutor.

Читать дальше......

среда, июля 08, 2009

Персональная среда обучения (PLE)

Давно мы не постили на distance-learning.ru переводных западных статей. Лучше поздно, чем никогда - статья "Персональная среда обучения (PLE)" - попытка обобщить технологические и образовательные идеи вокруг PLE и попытаться объяснить, что же это такое. Получилось или нет - судите сами.

Автор Graham Attwell (перевод с английского с сайта http://www.knownet.com/)

Читать дальше......

вторник, июля 07, 2009

Бизнес хочет больше тестов

Сегодня был у клиента (большая розничная сеть по торговле электроникой). Наблюдал изнутри учебный портал. Они запустили его в промышленную эксплуатацию 2 месяца назад (до этого около 6 месяцев шел пилот). В базе на 20.000 сотрудников (из которых только 15.000 "активных") и 72.000 завершенных тестов.

Т.е в среднем по 2.4 теста в месяц на сотрудника. Если отбросить статистику пилота - пусть будет 2. В год получится 24 теста на человека (360.000 завершенных тестов на компанию такого масштаба).

Я спросил - почему так много? Много? - удивился заказчик. Это еще мало - бизнесу понравилось то, как легко и быстро можно массово тестировать персонал, и он требует больше тестов. По каждому новому продукту, новым стандартам и технологиям и т.п. Также к итогам итогам тестирования привязывается вознаграждение сотрудников.

У кого-нибудь есть мнение о целесообразности тестирования знаний в подобных масштабах и оптимальном объеме тестирования? Может кто-то сталкивался с западной статистикой? Возможно стоит провести опрос среди клиентов...

Читать дальше......

"Изъяны" текстового контента



Впрочем, эти "изъяны" в неменьшей, а кое в чем даже в большей степени, относятся и к визуальному контенту

Читать дальше......

понедельник, июля 06, 2009

На чем замешано blended learning?

Мы по привычке обычно считаем смешанным такое обучение, где комбинируются возможности очного и дистанционного (преимущественно электронного) обучения.
В действительности же ингредиентов для смешивания, да в разных пропорциях очень много:
Очное + заочное (на бумажных носителях)
Очное + сетевое (e-Learning 1.0)
Очное + компьютерное на дисках
Электронное синхронное + электронное асинхронное
Очное директивное + кооперативное дистанционное
Коллаборативное очное + директивное дистанционное
Самообучение + кооперативное обучение (хоть очное, хоть в Web 2.0)…
Список можно продолжать. Можно также к приведенным выше слагаемым добавлять новые. А если мы их начнем менять местами, правило о перемен мест слагаемых явно не сработает.
Кроме того, сами обучающие могут вести себя по разному в рамках того же обучения лицом к лицу: читать лекции, проводить тренинги или семинары, заниматься коучингом или менторингом, тьюторингом или консультированием по требованию. Число всевозможных комбинаций может выйти страшно подумать какое!
В итоге мы получим огромное поле для кастомизации обучения, поиска каждой компанией своего пути исходя из потребностей, ресурсов, ближайших и отдаленных целей бизнеса. Твори – не хочу!

Читать дальше......

Самый длинный flash-ролик

Вчера в кино посмотрел самый длинный flash-ролик - полнометражный израильский фильм "Вальс с Баширом" (получил тучу всяких призов). Рекомендую всем кто хочет узнать что талантливые люди могут сделать с флэш анимацией (бюджет фильма около 1.5 миллионов долларов). Весьма неожиданный прием - создать анимацию на основе снятых ранее документальных кадров - исчезает грань между реальной документалистикой и художественной реконструкцией реальных событий.

PS
Фильм замечательный, хотя и весьма тяжелый. Неразумные родители, которые сидели на ряд ниже нас, вынуждены были половину фильма прикрывать глаза непонятно зачем взятому с собой 7-летнему ребенку.

Трейлер:


PSS
Израильтянам потребовалось 20 лет, чтобы снять подобный фильм про свою не слишком почетную страницу истории. А мы вайдовскую Катынь через 60 лет не решаемся показать, не то что снять :(

Читать дальше......

воскресенье, июля 05, 2009

Что такое учебный текст?

Одной из болезненных и нерешенных (а потому и решаемых, как получится) проблем в ходе создании e-курсов является написание качественных текстов.
Всякий ли набор слов (хоть устных, хоть написанных) является текстом?

Для начала стоит определиться, что мы разумеем под словом «текст».
Предлагаю следующее ее определение:
Текст – это система знаков, структурированно представляющая структурированную же деятельность. А структура деятельности предполагает наличие субъекта и объекта, сам процесс, его цель, средства, условия и результат.
Не знаю, относится ли это к текстам вообще, а вот к учебным, похоже, должно относиться. Что думаете?

Читать дальше......

суббота, июля 04, 2009

Русский язык для иностранцев

Учебник русского языка для иностранцев. 70-е годы 20 века. Смешно.

Читать дальше......

Мысли выходного дня

Получил письмо от журналиста их HR-журнала который спросил мое мнение об области применения e-learning в корпоративном обучении.

На днях я прочитал в книге "Джоэл: и снова о программировании" любопытную мысль - когда программистов на студенческой скамье перестают учить языку C с его указателями и нетривиальной работой с памятью, в котором можно допустить ошибку, которая приведет к крэшу программы, и начинаю учить Java в котором такая ошибка в принципе невозможна, они теряют способность к мышлению на определенном уровне асбтракциии и некоторые, действительно сложные задачи, ставят их в тупик.

В некоторых консалтинговых компаниях, использование вспомогательных баз знаний (опыта других консультантов) в случае, когда надо разработать для уникальное коммерческое предложение по запросу клиента, уменьшает вероятность выиграть тендер (т.к. люди не думают, а копируют чужие идеи). См. здесь

E-learning, да и просто краткосрочное кропоративное обучения (тренинги) как правило вдалбливают шаблонные схемы действий, операций, расчетов. Скорее всего эти схемы просто вредны людям, задача которых придумывать что-то новое и действовать неординарно (консультанты, программисты).

Вредно ли это для тех кому думать нестандартно не обязательно (банковские клерки, страховые агенты, рабочие на конвеере)? Можно ли создавать электронные курсы, которые заставляют думать нешаблонно?

Именно ответ на эти вопросы позволит определить границы области применения e-learning в его теперешнем виде. И ответить журналисту что-то содержательное. Или просто написать обычную маркетинговую ерунду?

PS
Не думайте, что со мной вдруг случился инсайт и я понял что все вокруг фигня. Разумеется нет - есть масса бизнес-задач, которые люди вокруг успешно решают на имеющихся технологиях и идеологии. Вопрос лишь в том, где начинается та самая terra incognita в которую лучше с ними не залезать.

Читать дальше......

пятница, июля 03, 2009

Сухой остаток вебинаров

Сейчас проходит немало вебинаров, в том числе и открытых.

Какова их результативность? Что приобретают участники виртуальных сессий от и на них?
Решил проверить это на сегодняшнем вебинаре (см. запись) на тему "Несколько приемов работы с эмоциями в е-курсах".

Провел опрос в чате :



Вот как отреагировали участники виртаульной сессии /картинка кликабельна/:



Самое важное в этих ответах, что многие отвечали не на вопрос как таковой, а рассказывали, что намерены делать по итогам своего участия в виртуальном общении.

Не похоже, что отвечавших можно упрекнуть в необъективности или даче социально желательных ответов. Уверен в обратном.

Читать дальше......

четверг, июля 02, 2009

Что популярно у них

Любопытные цифры про рост или падение популярности различных методов обучения. По итогам исследования eLearningGuild (т.е. в основном это США и Западная Европа).

На картинке не доля метода в общем объеме обучения, а % тех, кто увеличил или уменьшил его использование за исследуемый период (2008).

Обратите внимание на падение интереса к играм, симуляциям и мобильному обучению.

Комментарий Тони Каррера про серьезные игры:
They will continue to get talked about A LOT. And people will continue to be interested and excited. Likely YOU will get to attend a session on them. But YOU won't get to build one, or buy one, or participate in one. (о них будут много говорить, ими будут интересоваться, но лично ВЫ скорее всего не будете покупать, разрабатывать или участвовать хотя бы в одной игре)

Несмотря на критику и кризис, растет использование LMS и аудиторного обучения.



Найдено в блоге Тони Каррера (на английском). В оригинальной статье есть еще много таблиц по секторам (крупный бизнес, средний, образование).

Читать дальше......

Блоггинг умирает?

Статья в газете Guardian "The long tail of blogging is dying" - умирает "длинный хвост" блоггинга. Наблюдение за тем, что после огромного всплеска интереса, когда блоги начали вести все, активность писателей существенно упала. 95% созданных блогов неактивны (в них нет записей более 4 месяцев). Люди, подверженные моде на все новое, перемещаются в твиттер (где нет нужды напрягаться и писать длинные сообщения - достаточно 10 слов о том что я пошел на концерт или в магазин) или в социальные сети. По мнению автора, одна из причин в том, что вести блог не так то просто (не с технической, а с содержательной точки зрения).

В некотором смысле, написанное в статье соответствует мои личным ощущениям.

Что думаете?

Читать дальше......

среда, июля 01, 2009

40 полезных картинок

Визуализация сложных понятий и массивов данных - одна из основ эффективного электронного курса. Отличная подборка из 40 образовательных и просто познавательных визуализаций на разные темы - от разных видов кофе, то государственных затрат на вооружения.



Смотреть тут

Читать дальше......

Как сменить ориентацию во время кризиса

У вузов, попавших в полосу кризиса, есть выход – сменить ориентацию. Например, погрузиться в онлайн. Бизнес-гуру и бывший глава GE Джек Уэлч инвестировал $2 млн в обанкротившееся подразделение Кливлендского университета и вместе с другими инвесторами хочет превратить его в центр интернет-обучения. В онлайн-университете будут программы MBA, бакалавриата и магистратуры. Степень бакалавра обойдется студентам в $40 000, МВА – чуть более $20 000.

Главный инвестор проекта Майкл Клиффорд вообще спец по онлайн-университетам, его компания скупает проблемные вузы и превращает их в заведения дистанционного обучения. Стратегия простая: взять актив с лицензией и прочими атрибутами по выгодной цене и построить онлайн-вуз на его наработках – вместо того, чтобы делать что-то с нуля. В этом году он планирует набрать 800 студентов, а осенью 2011 г. – уже 5000.

Читать дальше

Читать дальше......