Сообщения

Сообщения за Август, 2009

Стране велено заниматься дистанционным обучением

Гарант конституции повелел заниматься дистанционным обучением населения и, видимо, потратить на это много казенных денег. Только не понятно, где они их найдут в кризис.

"Мы должны заниматься также реализацией проектов по информатизации здравоохранения, образования, городского хозяйства, а также систем, которые обеспечивают безопасность наших граждан", — сказал он.

Еще один блок рассматриваемых проектов "направлен на создание культурно-познавательных сервисов, информационных услуг в системе здравоохранения и других системах и на развитие образовательных интернет-ресурсов нового поколения". Медведев напомнил, что "завтра — начало нового учебного года. Я думаю, излишне говорить о значении такого рода сервисов.

Особое значение в нашей стране имеет система дистанционного общего и профессионального обучения. Они дают возможность учиться людям с ограниченными возможностями, а также людям, у которых невысокий уровень доходов". Напомним, как сообщил недавно глава к…

Виртуальный класс — взаимообучение — управление знаниями

Изображение
Одно из образовательных преимуществ виртуальных классов в том, что с их помощью можно осуществлять взаимное обучение людей. Для этого, в частности, годится весьма нехитрая методика. Достаточно провести опрос или групповое интервью, собрать в их ходе идеи и опыт. А затем предложить участникам позаимствовать у коллег то, что кажется им конструктивным и реализуемым. Подобная же процедура может стать стартовой в процессе сбора данных для их последующей экспертизы и обработки в ходе управления знаниями.

Ниже приведена довольно длинная (однако далеко не полная) выдержка из чата вебинара для специалистов в области среднего образования «Знакомство с виртуальным классом и работой в нем». Эти реплики стали генерироваться примерно в середине часового вебинара. При этом, ¾ его участников видели виртуальный класс и работали в нем впервые.

Вопрос аудитории был таков:


А таковы - ответы «новобранцев» вебинарного движения:

С.В.: Конференции с удалёнными сёлами
О.Е.: для повышения квалификации преподавател…

Популярность социальных сетей и непопулярность Web 2.0 обучения в России

Изображение
Еще одна попытка проанализировать лидерство россиян в сидении в соц.сетях представлена на Е-xecutive.

Почему тока, при такой потребности народа к сетевому общению, Web 2.0 в корпоративном обучении используется весьма скромно? Низы - вполне квалифицированные и цивилизованные - явно же хотят.
Кто нибудь знает исследования на эту тему?

Умчит ли птица-тройка без быстрого интернета?

На последнем вебинаре «Знакомство с виртуальным классом и работой в нем», который проводился специально для школьных учителей и специалистов, развивающих среднее образование, участники сетовали на невысокую пропускную способность наших сетей. Она, по их мнению, является одним из главнейших препятствий развития у нас школьного e-learning и дистанционной подготовки/переподготвки учителей. Впрочем, бизнес, особенно в регионах, также страдает из-за медленного интернета.

Все, говорят, познается в сравнении. Оказывается, даже в Штатах дело также обстоит не блестяще:
«... у миллионов американцев нет быстрого канала связи. В аграрных областях страны менее половины домохозяйств используют услугу широкополосного доступа. Лишь около трети американцев с доходом менее 20 тысяч долларов могут позволить себе подключение на высоких скоростях».
И вообще США занимают всего-то 28 место в мире по средней скорости доступа.
«Средний пользователь интернета в США скачивает файлы на скорости 5,1 мегабита в сек…

Сколько стоит разработать курс - полезный совет

Изображение
Ответ на вопрос клиента "Сколько стоит разработка курса?" как правило приводит весьма длинному ответу, который начинается примерно так: "Это сложный вопрос. Диапазон цен от ... до ... и зависит это от ...". Далее следует 10 минутное разъяснение всех факторов от которых завистит цена вопроса.
А вот так можно сделать интерактивную карту, позволяющую клиенту самому примерно понять что почем.

См. здесь в реале: http://www.intellum.com/custom-courseware.html

Идея полезная, хотя и не идеальная, т.к. по такой схеме невозможно оценить качество исходного материала, наличие сценария, готовых мультимедийных компонентов, экспертов, проработанной структуры обучения и т.п.

Немного физиогномики в электронных курсах

Изображение
Хотим мы того или даже вовсе не хотим, мы воспринимаем и оцениваем людей по их внешнему виду, в частности, по мимике. Мало того, что выражения лиц иных людей, точнее, того, что за ними стоит: черты характера и темперамента, намерения и отношение к окружающим и пр. и пр., - мы более или менее осознанно считываем и интерпретируем. Это помогает нам и в обыденной жизни и в профессии. Опытные официанты или торговки на рынке демонстрируют порой поразительную психологическую компетентность. Точнее, физиогномическую.

В бизнесе подобная компетенция нужна массе людей. Учить читать невербалику других и владеть собственной – немалое искусство, в котором каждый человек более или менее преуспевает. А коль это искусство, каждый же может в нем совершенствоваться. Отчасти ради этой цели в редакторе электронных курсов CourseLab появилась группа агентов «Говорящая голова», носящих типичные внешние черты обладателей всем известных 4-х темпераментов. Вот большинство этих агентов (картинки кликабельны):

Чем занят "ведущий специалист"?

Сегодня обсуждал с клиентом (банк) проблему - как из двух тысяч сотрудников с должностью "Ведущий специалист" выделить тех, кто работает с депозитными ячейками. Чтобы назначить им соответствующий курс или тест, например.

Я еще не встречал ни одной систему учета персонала в которой бы хранилась действительно актуальная информация о той деятельности, которую в реальности ведет сотрудник. При этом планирование дистанционного обучения как правило централизованное, а как может сотрудник учебного центра в Москве знать реальный характер деятельности человека в регионе??

Как вы формируете группы на обучение из кучи ведущих и главных специалистов??

Мотивация или демотивация

Изображение
У многих клиентов я наблюдал в офисах и на порталах мотивирующие постеры о том, как мы любим наших клиентов и хорошо делаем свою работу... Помогаю ли такие постеры мотивировать персонал - не известно.


Может иногда менять их на веселые и демотивирующие, для разнообразия :)


Нашел целый интернет-магазин торгующий такой продукцией.
Про амбиции:

Twitter в метро

Вашингтонское метро завело себе канал в Twitter и вешает в него информацию для пасажиров (изменение расписания, закрытие станций и т.п).

Оказывается, что вместить в 140 символов даже объявление об изменении расписания не так легко. Из-за этого половина сообщений приходит обрезанными, например:

Red Line: Trains are moving at reduced speeds between Fort Totten and Takoma stations due to track circuit repairs. Expect delays in both di

В связи с этим отдельные граждане даже организуют конкурсы на то, как лучше завершить обрезанную фразу :)

В последнее время в западных блогах все больше попадается постов про твиттер как новый канал обмена информацией в процессе обучения. Кто знает как его можно использовать как образовательный тул, если в него даже обявление в метро не помещается??

От виртуальных миров к виртуальной Вселенной

Американское космическое агентство (NASA) задумалось о создании для глобальной Сети виртуальной вселенной. Продукт предполагается тематическим. Игроки будут исследовать космическое пространство и заниматься проектированием всяких космолетов, а также симуляцией реальных миссий на орбите.
Возможно, главная цель продукта – привлечение к изучению космических проблем молодых людей в надежде, что из них со временем вырастут ученые, инженеры и пилоты космических кораблей. Игра предложит пользователю продвижение по виртуальной карьерной лестнице, траектория которого будет зависеть от его познаний
"Игровое окружение будет современным и на базе высококачественной графики. Проект является частью образовательной деятельности NASA", - говорят в ведомстве."

Осталось 129 дней

А кто из вас знает, что до вступления в силу обязательных требований по защите информационных систем персональных данных осталось 129 дней? Есть планы как защищать свою СДО? Или ее не надо защищать...

Отвадить от компьютера за $14.500

Изображение
В Штатах запустили первую клинику для кибер-зависимых граждан. (Источник)
Курс лечения рассчитан на 45 дней. Больные будут жить в палатках без доступа к WWW и даже компьютеру, как таковому. Вместо этого они будут развлекаться не то аналогом советской зарницы, не то скаутскими играми.
Лечение ориентировано на тех, кто не мыслит жизни без онлайновых игр, порносайтов и страдает прочей интернет-зависимостью.

А вот несколько реплик с форума по обсуждению этой новости:

- Шутки шутками, но ведь проблема - действительно серьёзна.
Я знаю о чём говорю - несколько лет назад работал админом в круглосуточном компьютерном клубе. Таких "кадров" насмотрелся, что мама дорогая... Это именно НАРКОМАНЫ!
Некоторые 16-17-летние деятели даже деньги у родителей воруют на очередную "дозу". Некоторые - больше 2-х суток из клуба не уходили, питаясь чипсами и шоколадками, которые я им продавал. За некоторыми - родители с ремнём по всем залам бегали...
Вообще, что стоит на уровне провайдеров заблоки…

Еще раз о виртуальных (педагогических) агентах

Изображение
Не так давно мы дискутировали о простейших агентах, которых можно использовать в курсах е-learning. Есть, полагаю, еще одна манера их представления. Не знаю, как вам, коллеги, а мне изображения подобного типа, особенно анимированные, представляются одними их самых перспективных. Мало того, что они ни на кого не похожи (= похожи на всех). Подобные «черные» человечки весьма продуктивны в плане вызова в воображении пользователей ассоциаций и фантазирования.

Способны ли е-курсы учить думать?

Изображение
Электронное обучение многие его оппоненты и даже занятые непосредственно в нем специалисты критикуют за его якобы нетворческий и механистический характер. Более того, наиболее радикальные специалисты в сфере ДО отказывают в способноти учить самостоятельному мышлению и принятию решений пользователей так называемых ЛМСных курсов.
По "сюжету" сегодняшнего вебинара был проведен опрос среди тех, кто сейчас создает конкретные курсы на конкретные темы, как правило под LMS:



Среди опрашиваемых преобладали представители корпоративного сектора. Тематика разрабатываемых ими продуктов самая разнообразная: от складских процессов и информационной безопасности до адаптации сотрудников и курсов по управлению для топов. Некорпоративный сектор порадовал проблематикой от «учись учиться» (для школьников), до гидрогазодинамики и обучения граждан участию в местном самоуправлении.
Результаты опроса:
Е.Л.: 2
И.Т.: 1
Л.Т.: 2
М.С.: 1+2
Ю.Б.: 1 и 2
В.Т.: 1
O.P.: только 2
Н.Д.: 1
Е.Г.: 1+2
Н.Н.: и 1 и 2, варианты…

Район №9

Изображение
На днях посмотрел "Район №9". Отличный фильм - давно никто не снимал такой умной фантастики (хотя многим не нравится - слишком кроваво и отварительно). Но, по крайне мере равнодушных не бывает.



Как часть продвижения фильма сделали сайт вымышленной корпорации "Multinational United (MNU)", а в нем раздел "Training Simulation" - как-бы e-learning для тех, кто хочет в MNU работать и ловить неразумных инопланетян. Забавное применение электронного обучения.

http://www.multinationalunited.com/training/

О пользе самообразования

Джентельмен украл 130 миллионов номеров кредитных карточек. Я сам при этом нигде специально не учился. Нахватался в сети :)

Судя по материалам следствия, никакого специального образования у него нет. Гонсалес окончил среднюю школу, а затем "самостоятельно изучил основы программирования". Но явно продвинулся гораздо дальше основ.

Бывший осведомитель ограбил 130 миллионов держателей кредиток

Россия: учителям дали 1,5 месяца, чтобы выучить Linux

Читайте статью "Россия: учителям дали 1,5 месяца, чтобы выучить Linux", если хотите узнать как внедряется Open Source в российских школах

Преимущества и трудности E-Learning в Call-центре

Статья "Преимущества и трудности E-Learning в Call-центре" на distance-learning.ru - перевод статьи журнала CIO-Today.com. В статье - интервью с специалистами, внедрявшими электронное обучение для нужд call-центров различных компаний.

Чемпионат мира среди роботов по футболу

Посмотришь на этот футбол и начнешь еще лучше думать о людях :)

Плоды наблюдений за Википедией

Изображение
Википедия существует 9-й год. Лаконичное описание динамики публикаций и количества авторов в ее англоязычном секторе приведено здесь. Судя по всему, число статей и активных авторов то ли уменьшается, то ли стабилизируется.

Возможно, замедление роста активности на ресурсе является «результатом борьбы между двумя конкурирующими группами редакторов Википедии, пишет Бобби Джонсон. Одна группа - это "делишионисты" (от англ. deletion - удаление, вычеркивание), их девиз таков: "Википедия - это не помойка". Вторая группа - это "инклюзионисты" (от англ. inclusion - включение, пополнение), они утверждают, что "Википедия - это не газета".
Многие полагают, что "делишионисты", утверждающие, что Википедия должна тщательно контролироваться, и настаивающие на удалении статей на неопределенные темы и о сиюминутных знаменитостях, одержали победу в этой борьбе»

Можно предположить, что сходная по логике и динамике развития событий картина может наблюдатьс…

Клиенториентированный браузер

Изображение
Пользователей нужно уважать и приспосабливать продукцию под их нужды и потолок возможностей и полномочий. Недавно мы рассматривали клавиатуру для блондинок. По-моему, пора сделать для их светлых голов особый браузер. Хороших товаров должно быть много и на любой вкус. Во всяком случае, прецедент уже есть: специфический браузер для не чрезмерно взрослых детей:



«Детский браузер Гогуль - это программа для ограничения доступа и фильтрации содержимого интернет-ресурсов, в целях обеспечения безопасности и контроля детского серфинга по сети. Безопасность ребенка в интернете обеспечивается за счет наличия собственного каталога детских сайтов, проверенных педагогами и психологами и насчитывающего тысячи детских сайтов. Гогуль ведет статистику посещенных сайтов для контроля родителями, а также может ограничивать время пребывания ребенка в интернете» (Привел столь длинную цитату целиком, т.к. текст в оригинале написан отчасти белым по белому).

Возможно, пора кастомизировать браузеры и под конкретн…

Главный методический прием разработчиков корпоративных е-курсов

Изображение
Цель любого обучения, говорят, - желаемое изменение в мыслительной и/или деятельностной (включая поведение) сфере самих обучаемых.
Что делать разработчикам электронных курсов, чтобы достичь этого? Да очень «просто»:



Иными словами, при разработке контента и интеракций по его поводу постоянно думать о том, что в наличных знаниях и опыте сотрудников должен изменить конкретный электронный курс и на какие знания и действия сменить. И создавать средство обучения, способное обеспечивать желаемые изменения с помощью обучащего контента и интеракций.

Можно попытаться классифицировать области, нуждающиеся в изменениях средствами обучения. В нашем случае вышло следующее:



Из вышесказанного можно сделать следующее допущение:


Более детальная аргументация этой точки зрения содержится в записи вебинара «Методы и приемы создания интеракций в е-курсах»

Шпаргалка для ведущего вебинаров

Коллеги из Центра eLearning перевели шпаргалку для ведущего вебинаров.

Самый первый (и самый важный) совет - "Несмотря на то, что для проведения обучения используется веб-конференция, учебный контент должен разрабатываться так же тщательно, как если бы он использовался на очном тренинге или в электронном курсе".

Остальные 18 советов - в шпаргалке.

Courselab 2.6 - новые визуализации

Изображение
Новые интерактивные визуализации, вошедшие в Courselab 2.6 можно увидеть в этом примере (интерактивные гистограммы, радары). В итоге в версии 2.6 в общей сложности 13 объектов для быстрой разработки и визуализации данных (новые и старые из предыдущих версий + здесь).
Мы долго думали над тем, что еще можно добавить. Нужно ли еще больше визуализаций и готовых интерактивностей?
Есть в Индии компания Raptivity, которая стремиться в своем продукте довести количество визуализаций до бесконечности. Доходят при этом до того, чтобы делать интерактивные ступеньки или венские диаграммы (хотя последнюю элементарно сделать самому из 3-х кружочков).
Мне этот подход кажется странным - больше не значит лучше. Что думаете? Каких готовых интерактивностей и визуализацией вам не хватает?

$500 миллионов на online курсы

Администрация Обамы, в рамках своих образовательнывх инициатив, решила потратить $500 миллионов долларов на бесплатные online курсы, которые будут доступны всем через интернет. Американские колледжи и университеты уже начали считать свои потерянные прибыли.

Источник новости

Вебинар — катализатор обучения и бизнеса. Опыт Банка "Хоум Кредит"

У вебинаров на российском рынке достаточно короткая история - всего пара лет с момента начала активного использования пионерами. При этом опыт использования в основном распространяется на коммерческие учебный центры и тренинговеы компании, маркетинговые вебинары в интернет и т.п. Опыт использования в корпоративной практике невелик, особенно когда речь идет об интеграции вебинаров в процесс единый обучения в компании, включающей очное обучение и использвоание СДО.

Один из практических примеров описан в статье "Вебинар — катализатор обучения и бизнеса. Опыт Банка "Хоум Кредит".

Советы онлайн ведущим от онлайн ведущего

Рост числа вебинаров в открытом рунете и интерес к ним со стороны корпоративного сектора требует кадрового обеспечения. Как должен действовать спикер? Какова быть методика проведения вебинаров? Каковы секреты ораторского мастерства онлайн ведущего? Имеются ли различия в организации и проведении открытых и корпоративных онлайновых сессий?
Ответы на эти вопросы время от времени появляются в сети. В небольшой публикации под названием «Пособие по проведению вебинаров» своим своим best practice делится один из первых отечественных ведущих синхронных виртуальных сесссий.

Про социальные сети в бизнесе с примерами

На сайте hrm.ru републикован интересный материал об использовании социальных сетей в бизнесе.
Один из выводов авторов статьи таков:
«Только начав использовать социальные сети, мы по-настоящему поняли, что такое управлении знаниями. Мы научились воздействовать на каждого сотрудника не напрямую, а через членов его сети — и это оказалось намного более эффективно, чем устаревшие методы кнута и пряника».

В статье приведено несколько выразительных примеров, как неформальные сетевые сообщества сотрудников некольких западных компаний повлияли на результативность бизнеса. А также несколько остроумных примеров того, как придать общению в соц.сетях нужные компании направление и динамику.

Хоть в публикации основной акцент сделан на управлении знаниями, нетрудно заметить что речь идет также и о неформальном взаимообучении людей. В наших условиях, думается, начать подобную работу проще и рациональнее всего, объединяя в сетевые сообщества в компаниях представителей кадрового резерва с экспертами-прои…

Экспресс-оценка характера интерактивности в е-курсе

Изображение
Условимся под интерактивностью понимать следующее:


Интерактивность определяет рисунок (стратегию и тактику) взаимодействия:
1.самого автора контента с предполагаемой аудиторией
2.обучающихся с контентом
Это взаимодействие зиждется на ведущих мотивах (не всегда осознаваемых), как разработчиков курсов, так и их пользователей. Мотивы же в свою очередь предопределяют тональность интеракций:


Как на этапе эксплуатации е-курса, так и (еще лучше) его проектирования, мы можем с достаточно высокой степенью точности оценить доминирующую мотивацию и характер интерактивности курса в целом. При этом помним, что нет худших или лучших мотивов-вообще. Целесообразность работы с конкретным мотивом и, соответственно, тактикой определяется конкретной ситуацией обучения в конкретной компании.

О востребованности и дороговизне Интернет в Европах

"... Каждый третий европеец (к западу от нас) никогда не пользовался услугами интернета...
... в среднем каждый четвертый житель стран ЕС никогда в жизни не работал за компьютером. При этом треть людей, не пользующихся компьютером и глобальной Сетью, признались, что не испытывают в этом особой необходимости, а у четверти просто нет средств на подключение интернета... ""
Источник

Web 2.0 сообщения из Космоса

Изображение
Американские астронавты первые из-за пределов земли стали общаться с теми, кто на ней на бренной еще находится:

http://twitter.com/astro_mike
http://twitter.com/astro_tim

Может, кто-нибудь уже и с Пришельцами в сетях общается?
Признавайтесь, не томите душу...

Как сделать систему корпоративного обучения эффективной. Опыт Банка ВТБ

Изображение
Интервью с Любовью Гвоздилиной - руководителем службы корпоративного обучения Банка ВТБ и Константином Руденко, главным специалистом службы корпоративного обучения. Про внедрение СДО в банке, перестройку системы обучения в период кризиса и т.п.

Как сделать систему корпоративного обучения эффективной. Опыт Банка ВТБ

Банк использует систему WebTutor для орагнизации своего Учебного портала и Courselab для создания курсов.

Point Of View (POV)

Изображение
Порнотехнологии на службе дистанционного обучения - люди подумали. почему бы не использовать технологию съемки видео глазами участника (Point Of View) для съемки обучающих фильмов. Делать это можно быстро и удобно, нацепив на нос очки-камеру (можно купить) и прикрепив к лацкану микрофон. См. пример такого видео.

Courselab 2.6

Выпущен Courselab 2.6. Что нового - подробно

Кратко:
- 10 новых объектов
- дополнено и изменено - около 30 объектов
- улучшена поддержка браузеров отличных от IE
- улучшена поддержка стандартов, в LMS сохраняются переменные
- исправлены некторые мелкие баги
- поддержана организация пути обучения по модулю, отличная от линейной последовательности слайдов
- дополнительный скин для некоторыхъ типов вопросов (Спасибо коллегами из Лаборатории Мультимедиа)

Клиенториентированная клавиатура :)

Изображение

Букридер вместо библиотеки в ранце?

Изображение
Все чаще в метро можно увидеть читателей букридеров, а не только книг и бумажной периодики, читателей с мобильников и т.п. аппаратов. Устройства для чтения на основе электронной бумаги все больше входят в моду и норовят охватить изрядный сегмент рынка (читать от этом ).

Не знаю, как в области корпоративного обучения, а вот в среднем и вузовском образовании перспективы букридеров, возможно, многообещающи.
Влиятельный американский политик Томас Фридман выдвинул инициативу раздать 56 миллионам американских школьников по букридеру.
Проект, понятно, недешев (уж не лоббизм ли тут? :).
Однако он сулит массу очевидных и, кажется, не нуждающихся в доказательстве преимуществ:
- быстрая обновляемость содержания учебных пособий,
- возможность подключения к сетям телекоммуникаций и разнообразным ресурсам
- широкая возможность насыщения учебного процесса дополнительными материалами, в том числе применительно к нуждам конкретного региона, школы и даже учителя.

На все про все, по мнению Фридмана, в ма…

Здравица в честь системного администратора

Печально известно, что отношения между специалистами по обучению и администраторами сетей складываются не всегда плодотворно. Отчасти потому, что у тех и у других складываются устойчивые и не всегда продуктивные стереотипы относительно друг друг друга.

Вот выдержки из списка ошибочных убеждений, с которыми сталкиваются сисадмины, озвученные устами сисадмина:
• Системный администратор и программист - это два абсолютно разных человека.
• Ни программист, ни сисадмин, ни WEB-редактор не обязаны быть ещё и дизайнерами
• Сисадмин не может знать, в принципе, как пользоваться всем софтом в мире.
• Как правило, в отсутствии интернета админ виноват редко (а вот в отсутствии доступа к Одноклассникам – это всё он).
• … админы ... понимают, в чем проблема, при объяснениях, типа: "Я нажала на всплывшее окно, оно мне показало синий экран, и больше та кнопочка не моргает".
• Если админ обедает - значит, работа подождёт!

Сисадмины, как видно из вышеприведенного отрывка, люди веселые. Командооб…

Обучить vs Научить

Очень непросто проводить вебинары по разработке электронных курсов в аудитории
а) взрослой,
б) сведущей, имеющей практический опыт, зачастую весьма богатый, их создания, продвижения и эксплуатации.

Еще сложнее добиться того, чтобы обучаемые (обучаемые вообще, а не просто участники конкретного учебного мероприятия) осознали и констатировали факт, что их знания расширились и/или изменились.
Преподавателю кажется (и от этого он испытывает профессиональный кайф), что он поселял кучу разумного, доброго и полезного. И занятие (особенно тренинговое) прошло бодро, аудитория была активна и инициативна. А спроси у аудитории, что нового она узнала, изменились ли ее представления, преодолены ли стереотипы и естественный консерватизм профессионала?
Очень часто а) подобных изменений не происходит и б) еще чаще, они не осознаются, не фиксируются аудиторией. А то, что не осознанно, едва ли сумеет в нужный момент сознательно примениться.
Одно дело – обучить, совсем иное – научить.

Думается, если в конц…