Websoft

среда, сентября 30, 2009

Создаем ментальную карту по мотивации обучаемых вместе

В блоге Елены Тихомировой реализуется интересная инициатива: коллективное создание ментальной карты по проблеме мотивации электронно обучаемых.

Присоединиться к развитию карты может каждый, кому есть что сказать. Cделать это можно прямо здесь, кликнув на расположенную внизу панели Mindmeister иконку:


Читать дальше......

вторник, сентября 29, 2009

На каком этапе у них eL эволюция...

На hrm.ru размещен перевод статьи Josh'a Bersin'a о сдвигах в закордонном корпоративном обучении. Картинка весьма удачно отражает эти сдвиги:


Впрочем, эта тема и эти этапы у нас уже обсуждались. Участники дискуссии пытались оценить, на каком из "берзинских" этапов мы сейчас почиваем.
А может, на каком находимся, на том нам и надо? Уши-то выше лба не растут.

Может, кто-нибудь знает, были ли в нашем корпоративном еL заказы на коллаборативное обучение? На управление талантами (а не электроные книжки про него) в бизнесе средствами eL? Есть ли спрос на них? Кто умеет такой спрос удовлетоврить?

Читать дальше......

понедельник, сентября 28, 2009

Какие извилины в мозгу пользователей расшевеливают педагогические агенты?

В блоге коллег Наталья Долгова задается вопросом, каким образом разумно использовать персонажей-агентов в электронных курса, на каких «психологических струнах» аудитории поиграть с их помощью. Мало того, что задается, так еще и предлагает 2 концептуальных захода на решение этого вопроса:
- Эмоциональное вовлечение пользователя в учебный процесс путем «отражения» эмоций обучаемого.
- Идентификация пользователя с персонажем и перенос на него части вины обучаемого за собственные огрехи в обучении.
Не буду вступать сейчас с Натальей в обсуждение и полемику, замечу только, что идентификация и перенос – это сильно разные психологические процессы. И с каждым из них агенты могут успешно «работать» по-разному.

Речь сейчас о другом. Появились относительно новые объекты-инструменты в средствах авторинга. И их разработчикам курсов каким-то образом предстоит «переварить».
ИМХО, образовательный потенциал агентов просто колоссален: это и моделирование эмоционального реагирования обучаемых на действия агентов и агентов на активность обучаемых, и управление поведением и интеллектуальными действиями агентов в контексте разного рода кейсов (ситуаций) со стороны пользователей, и отреагирование с целью искоренения разного рода негативных способов реакций на воздействия извне и импульсы изнутри и многое-премногое иное.
Каждый из названных и неупомянутых аспектов требует особого, серьезного и детального, рассмотрения. А сейчас стоит, думается, собрать в одном месте ссылки на важнейшие посты о виртуальных персонажах, имевшие место в этом блоге и, разумеется, на ссылки внутри них и на комментарии к этим постам:

Персонажи в электронных курсах - опыт Avon
Дистанционная бизнес-драматургия?
Немного физиогномики в электронных курсах
Еще раз о виртуальных (педагогических) агентах
В защиту несимпатичных персонажей и прочих "Золушек"
Скромность украшает е-курс?
Что думают е-learning'цы об анимированных персонажах, или Кейс для специалистов eL
Компьютерные тренеры эмоций

Читать дальше......

суббота, сентября 26, 2009

Существует ли справедливая цена LMS?

2 новые статьи на distance-learning.ru - переводы западных материалов по электронному обучению посвящены вопросу стоимости приобретения и внедрения LMS:
- Кто-нибудь знает, сколько стоит eLearning?
- Стоимость электронного обучения

Я также как и автор поста "Кто-нибудь знает, сколько стоит eLearning?" удивляюсь как стоимость лицензий на LMS может составлять 15 миллионов долларов и ничем кроме крайней жадности продавца это объяснить не могу, но я также не понимаю забавную тенденцию последнего года - когда клиент говорит мне, что профессиональную LMS (как будто бы с управлением всеми формами обучения, управлением компетенциями и т.п.) можно купить и внедрить за $2000-3000. Приходиться пожимать на это плечами.

Нормальная команда программистов/технической поддержки/продавцов/внедренцев/технических писателей и т.п. у компании разработчика профессиональной LMS (т.е. поддерживаемой, документируемой, развиваемой и обновляемой) никак не может быть меньше 20-30 человек. Стоимость такой команды в России - не менее 1 миллиона долларов в год, если честно платить все налоги. Чтобы заработать миллион надо продать более 400 копий софта за $2500, что абсолютно невозможно в нашей реальности (мало того - внедрить 400 копий силами 30 человек также нереально).

Подвох либо в том, что система не развиваема и у нее нет тех. поддержки и разработчиков в нужном количестве либо что стоит она на самом деле дороже. На худой конец это может означать, что продавец очень хочет есть :) Ну или я чего-то не понимаю в ИТ-бизнесе.

Читать дальше......

пятница, сентября 25, 2009

Диалогический подход к разработке е-курсов

Сегодня, наконец, решился на вебинар, в котором в очень общих чертах попытался предъявить подход к разработке е-курсов, о котором у нас, кажется, еще не говорили, - диалогический. По крайней мере, мне факты реализации этого подхода в нашем eL неизвестны.
Немножко отзывов участников об услышанном / увиденном при ответе на вопрос о том, подходит ли данный подход для разработки курсов для нужд организаций участников вебинара (= обратная связь по итогам вебинара):
- Да (14 раз)
- Да, безусловно / абсолютно подходит ( 4раза)
Особые мнения:
- в теоретическом курсе диалогический подход дает возможность осмысленно и включенно воспринимать инфо
- диалог включает лампочку в голове у обучаемого, можно учить и без света, но тогда светло в голове не будет :-)
- Если только при введении и как помощник, ибо не во все инструкции получится его вставить... или я пока не знаю, как это сделать
- Сегодня семинар (вебинар - ВН) прошел как завтрак на траве!
- Увеличивает объём курса и его время
- надо менять свое мышление, стереотипы

Запись вебинара доступна.

Читать дальше......

четверг, сентября 24, 2009

Запрос на е-курс VS потребность в обучении

Запоститься на эту тему побудила реплика (сохранена 23/9/09 15:18) участника этого блога, выступающего под емким именем Андрей: «Учите, удовлетворяя потребность. Если человек желает изучать конкретный курс, перечисленные предпосылки не имеют большого значения. Предоставляйте нужный материал по запросу.»

К сожалению, автор, во-первых, не уточнил, по чьему запросу: учащегося или компании. Во вторых, ИМХО, не развел потребность в обучении и запрос на него.
Поскольку в бизнесе страсть как любят информировать на примерах, пойду этим же путем:

Пример 1:
Запрос заказчика: Нужно поднять уровень продаж за счет роста компетентности продавцов. Делаем курс(ы) по этапам продажам -- продуктам – коммуникации продавца с клиентом -- NLP-подстройкам + эриксоновскому гипнозу покупателей (и т.п. и пр. и т.д.).
Причина низкого объема продаж: неконкурентоспособная продукция или цены, скверная логистика, замена родных запчастей на китайские, низкая платежеспособность и т.п. и пр. и т.д.
- Учим, удовлетворяя запрос? - Айда компенсировать издержки менеджмента компетенциями исполнителей! Вперед! А выйдет ли?..

Пример 2.
Запрос обучаемого: Хочу досконально освоить всю линейку продуктов.
Потребность: Хочу перейти на работу в компанию-конкурент. Товары-то на 70-80% и более те же или аналогичные, зарплата выше, соцпакет сытнее, ТК в целом соблюдается, начальники либеральнее, корпоративная культура культурнее.
- Предоставляем нужный контент по потребности? – Эффективность учёбы гарантирована!

Читать дальше......

среда, сентября 23, 2009

Подобно Шерлоку Холмсу...

... проектировщики е-курсов могут воспитать в себе компетенцию ставить себя на место интересующего их лица, в нашем случае - обучаемого. Например:

Читать дальше......

вторник, сентября 22, 2009

Заокеанский пед.дизайн не прошел мимо CourseLab

С подачи Александра Рябинина попал в блог американского педагогического дизайнера Cammy Bean.
Ба, приятная неожиданность! В запущенной автором Mind Map с целью сбора данных о средствах ауторинга присутствует и наш КурсЛаб. Информацию о нем внес Mark Drechsler, специалист по eL из Австралии.

Читать дальше......

Важный Web 2.0 прецедент


Сообщество e-learning'ев, одно из самых, пожалуй, представительных на ниве постсоветского eL, выпустило 1-й номер социально-сетевого журнала. Номер тематический, посвященный проблемам учебной мотивации.
В чем видится важность такого коллективного продукта?
Во-первых, это не просто обмен мнениями по поводу локальных и глобальных проблем еL, а более серьезный формат, который возможно организовать и реализовать на платформе сервисов Web 2.0.
Во-вторых, серьезная заявка на масштабную систематическую работу.
В-третьих, появляется точка, где может быть аккумулирован практический опыт, теоретические и методические наработки. Судя по обратной связи на вебинары, на которых обсуждаются вопросы электронного ДО, запрос на такой опыт у нас стоит очень остро.
В-энных … (Список можно продолжать, в том числе и в комментариях.)

Благодарю инициаторов, организаторов и реализаторов этой большой работы. Лучшей же благодарностью им, хочется верить, станет участие eL-специалистов в обсуждении материалов журнала и участие в нем в качестве авторов.

Пусть портфель журнала лопается от обилия глубоких материалов.

Читать дальше......

понедельник, сентября 21, 2009

Бесплатная библиотека vs авторские права


Министерство юстиции США выступает против выкладывания Google миллионов книг для свободного пользования в Интеренте. У блюстителей права есть на то весьма веские основания, в частности, "что Google фактически станет единственным правообладателем в отношении книг, обладателя прав на которые нельзя установить. Кроме того, считают в минюсте, Google не сможет обеспечить охрану авторских прав на тексты за рубежом."

Налицо конфликт, между возможностью свободного доступа к информации, в том числе и редкой, малотиражной, редко или однократно издававшейся, и авторскими (особенно имущественными) правами на нее. Кстати, против инициативы Гугла также выступают Microsoft, Yahoo и Amazon. Видно, тоже непорочностью авторских прав озаботились.

Читать дальше......

суббота, сентября 19, 2009

Хороший и нехороший педагогический дизайн

Мы тут время от времени спорим, есть ли у нас педагогический дизайн, имеет ли он отношение к еL как таковому. Создается порой впечатление, что стоит назначить себя этим самым педагогическим дизайнером, и все заскользит, как по маслу.

Уже само название небольшой заметки на distance-learning.ru "Что дает хороший педагогический дизайн" намекает, что он может плохо или мало давать, то есть не быть хорошим. А сама заметка (автор - Kark Kapp) говорит, что, несмотря на солидный его возраст, образовательный дизайн не стоит отправлять "на заслуженный отдых": "Даже если вы дизайнеры обучения посредством мобильных устройств, виртуальных миров или социальных сетей, нельзя игнорировать хороший педагогический дизайн."

Что делает дизайн электронных средств обучения, будь то LMS-курсы или симуляторы реальной жизни, хорошим читайте здесь.

Читать дальше......

пятница, сентября 18, 2009

Методическая погрешность на вебинаре

Сегодня на вебинаре (на тему об интеракциях, которые учат думать) ведущим было допущено существенное методическое упущение. Оказались не сопоставленными результаты двух идущих вслед друг за другом опросов, не акцентировано существенное расхождение их результатов.

Опрос 1:


Результаты 1:
В.К.: 2
А.А.: 2
Ал.А.: 2
Н.Я.: 1
А.Д.: 3 новыми возможностями
Н.Д.: 4 в создании интеракций
А.П.: 3
Ан.П.: 2
М.С.: 2, с новыми интеракциями
Ал.П.: 2, чужим опытом разработки курсов
Ю.Я.: 3
Е.П.: 1, об основных моментах создания курса полезного
Э.А.: 1
Ю.Б.: 2, примерами интересных интеракций
И.Т.: 4 и 3, создании курсов, заставляющих думать и делать, то, что узнал из курса обучаемый

В итоге выбрано (отвечавших – 15 человек):
Вариант 1 – 3 раза
Вариант 2 – 7 раз
Вариант 3 – 4 раза
Вариант 4 – 2 раза

Тут же, следующим слайдом прошел
Опрос 2


Результаты (отвечавших – 17 (подтянулись опоздавшие). Допускался один вариант выбора):


Как бы вы проинтерпретировали разницу в нацеленности аудитории на вебинар, зафиксированную в обоих опросах?

Читать дальше......

четверг, сентября 17, 2009

Белорусская силиконовая долина крепчает


Белорусская силиконовая долина, официально именуемая Парком высоких технологий, и в годы кризиса потихоньку наращивает мощности как привлечением новых резидентов, так и поиском, по данным Белорусского телеграфного агентства (БЕЛТА), инвесторов.
По мнению FORBES, "По доходам от экспорта ИТ-услуг на душу населения Беларусь находится в одной группе с Индией и сильно обгоняет Россию".

Читать дальше......

вторник, сентября 15, 2009

Стёб, интервью и ненавязчивый пиар с рекламою

Примерно год назад на youtube.ru в строке поиска делал запрос "дистанционное обучение". Результатов поиска было о-о-чень негусто. Сейчас их существенно числом поболее, про цены не знаю.
А про качество контента сами судите. Вполне разнообразный. Там и позитивное ёрничество и интервью, и что-то напоминающее непосредственные впечатления выпускника ДОшной программы. Прочие жанры не решаюсь квалифицировать, боясь нарваться на недоброжелателей.
Одно утешает, поисковикам работы стало больше.

Читать дальше......

понедельник, сентября 14, 2009

Речи наших вождей

Как изменились лозунги:

Раньше в ВУЗах в красных уголках висел портрет великого Ленина и что-то вроде "Учиться, учиться и еще раз учиться".

Пару недель назад в одном ВУЗе наблюдал в почетном месте портрет нашего текущего гаранта конституции и надпись "Или учись, или - до свидания".

Читать дальше......

Семь предпосылок, благодаря которым может возникнуть мотивация учащихся к е-learning

Что делать, чтоб возникли предпосылки к тому, чтоб работник мог захотеть учиться?

Во-первых, добросовестно и качественно сделать контент, комфортный для усвоения вне зависимости от отношения обучаемого к содержанию обучения. То есть комфортный с точки зрения закономерностей человеческого восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций. Мотивация же учащегося к удобно, грамотно и эргономично составленному контенту сама уж отыщет, как бесконфликтно к нему приспособиться.
Смотрим же мы время от времени малосодержательные фильмы или пустые да увлекательные книжки читаем. Ничего, что там вовсе не наши проблемы решаются. Нам-то нравится.

Во-вторых, создать комфортные условия, необходимые и достаточные (и чуть больше, чем достаточные), чтобы изучить курс. Время, место, техника. Где они, эти условия, в тотальном большинстве наших компаний?

В-третьих, правильно сформулировать цель курса, то есть четко и прямо сказать обучаемому, чего от него, обученного, ждут, что он будет делать, что изменится в его познаниях и деятельности по сравнению с имеющимися. В противном случае, он скорее всего попросту не поймет, зачем его учат.

В-четвертых, ясно информировать обучаемого, что он приобретет в итоге обучения, в чем ценность этого приобретения лично для него и, возможно, для бизнеса.

В-пятых, гарантировать обучаемому, что он сможет реально, на деле использовать новые знания, а не будет морщить лоб и сдавать тесты ради изощренной склонности компании к обучению персонала.

В-шестых, гарантировать обучаемому, что применение изученного безопасно для него, как минимум, до тех пор, пока бизнес не создаст условий для коррекции его ошибок или сможет прощать их до тех пор, пока он сам всему толком не научится.

В-седьмых, ненавязчиво дать понять обучаемому, чего он лишится или не получит, если не воспользуется возможностью нечто освоить с помощью е-курса.
* * *
Если компания, служба персонала и учебный центр обеспечат выполнение последних шести предпосылок-условий, пожалуй, лишь тогда можно будет думать в чистом виде о приемах и методах мотивации персонала к электронным курсам средствами самих этих курсов.

Читать дальше......

воскресенье, сентября 13, 2009

Машина с человеческим центром управления


Вот тебе, бабушка, Web 2.0, 3.0, n.0 и Юрьев день…

На Западе, по информации New Scientist приступают к реализации проекта по созданию роботов, в блок управления которых намереваются вставить клетки головного мозга. Человеческого! (На крысиных нейронах уже потренировались.) Где тут в доноры таких клеток записывают?

« … исследованиями заинтересовались крупнейшие оборонные компании, которые разрабатывают новые системы боевых роботов. Специалисты не исключают, что в ближайшие годы будет создан новый вид управления оружием, который станет объединением компьютерной технологии и биологических интеллектуальных центров, выстроенных из человеческих нейронов».
Источник цитат

Нет бы направить все в мирное русло создания мирных роботов-тружеников. А все человечество сделать менеджерами над роботами с мозгами. Золотой, чую, век грядет!

Читать дальше......

Гастрономические ассоциации по поводу е-Learning

Забавно наблюдать в какой-нибудь обильной шведскими столами курортной стране, как англичане за завтраком прилюдо насилуют себя овсянкой. Другое дело наш брат. Любопытно отведать всяких разносолов, разносладостей и разновкусностей, и побольше! Теперь желудок заставляет о себе помнить, день наполнен смыслом в виде преодоления мелких трудностей и временной победы над ними.

Это наблюдение невольно сассоциировалось с нашей падкостью на все новенькое, которое у нас обычно заграничное, и в деле е-learning. Нет бы организовать у себя экзотическую жизнь, пусть и не такую, как на Канарах или в Туреччине, а хотя бы как в Лондоне. Он-то с ее «овсянкой, сэр» для большинства наших тоже экзотика. И прежде чем претендовать на всякие экзоты-инновации, научиться варить (чтоб не пригорал, не комкался и должной консистенции) банальный геркулес – е-курсы в рамках e-Learning 1.0.

Уж ежели ты шеф-повар, то прежде овсянку классную варить должен. А иначе как ты в шеф-повары выбьешься? Не так же ведь, как Хлестаков в ревизоры?

Читать дальше......

суббота, сентября 12, 2009

Гомер Симпсон, великий античный поэт :)

Сайт издательства "Просвещение", Гомер Симпсон, Иллиада и Одиссея:




Проверить можно здесь

Читать дальше......

Рынок СДО для университетов

На этой картинке очень наглядно видна история рынка СДО для западных университетов за последние 10 лет - как Blackboard консолидировал рынок на фоне роста популярности Moodle.

Щелкните на картинку, чтобы посмотреть увеличенный вариант.

Читать дальше......

3-х мерная видеоконференция

Пока мы тут вебинарами балуемся люди уже 3-d видеоконференции устраивают.

HeadSPIN: A One-to-Many 3D Video Teleconferencing System from MxR on Vimeo.

Читать дальше......

пятница, сентября 11, 2009

Результаты двух нерепрезентативных опросов

Сегодня на вебинаре, посвященном предпосылкам мотивации сотрудников компаний к электронному обучению среди прочих «интерактивностей» было проведено два опроса.
Вот они /картинки кликабельны/ и их результаты (допускался один вариант выбора):





Понятно, что количество голосовавших невелико, чтобы позволять себе интерпретации и обобщения итогов опроса. (Интересно, каков был бы результат, сумей мы опросить обширную аудиторию?)

Непонятно, почему на вебинар по мотивации записалось и пришло людей вдвое меньше обычного. Вроде как волнительная тема.

Читать дальше......

четверг, сентября 10, 2009

Бенчмаркинг ДО - часть 1

Недавно мы запустили на закрытом портале для наших клиентов проект по бенчмаркингу - заполнив данные по своей компании по различным показателям своей системы дистанционного обучения, можно посмотреть данные других.

В проекте на настоящий момент приняли участие около 20 компаний (неплохая подборка по отраслям - страховые компании, банки, розничная торговля, металлургия, энергетика, ИТ-консалтинг, телеком, издательский бизнес) и появились некоторые любопытные данные. Общее количество пользователей систем дистанционного обучения этих команий - более 80.000 человек. Ниже приведены обобщенные данные по некоторым исследуемым показателям. Детальная статистика доступна участникам проекта.

Проект продолжается и доступен для участия всем нашим клиентам, так что цифры еще будут обновляться.

1. Количество администраторов системы дистанционного обучения (со стороны HR)

Максимальное количество администраторов системы - 6
у 55% участников - администрирует систему один человек (много раз обсуждавшаяся тема "универсального солдата", который и администратор процесса и автор материалов портала)

А вот количество ИТ-специалистов обслуживающих систему почти повсеместно равно 1. Только в 25% случае таких специалистов двое.

2. Количество "коробочных" курсов в системе

Здесь очень большой разброс:
Максимум - 60
Минимум - 0
В среднем - 12

3. Количество разработчиков электронных курсов в компании

Максимальное значение также равно 6, причем почти в 30% компаний разработчиков более 5 человек

В 50% случаев разработчик только один. При этом только одна компания заявила что разработчиков курсов у нее нет (используются только коробочные покупные курсы). Курсы самостоятельно разрабатывают почти все (практически 100% используют Courselab, что впрочем, неудивительно для наших клиентов).

Продолжение следует...

Читать дальше......

среда, сентября 09, 2009

Рынок корпоративного обучения: тенденции и новинки

Найдено здесь:

Отдельно хотелось бы остановиться на электронном обучении. В первые месяцы кризиса оно только начало вставать на ноги в России. Подавляющее большинство компаний не использовали его больше 3 лет. С этим связана вся неоднозначность ситуации с применением подобного формата. С одной стороны, несомненно, электронное обучение значительно дешевле очного, обладает большим покрытием, может проводиться в любое удобное компании и сотруднику время. Если же компания, кроме обычных электронных курсов, использует еще и системы LMS, то процесс управления обучением, а также оценки, формирования отчетности, планирования значительно упрощается. С другой стороны, внедрение системы с нуля стоит достаточно дорого, требует значительных вложений времени сотрудников, тогда как эффективность такого формата у многих вызывает вопросы.

Наиболее часто компании жалуются на то, что сотрудники не воспринимают это обучение как настоящее, очень низок процент прошедших курс до конца. Данные исследования рынка управления персоналом, проведенного «Амплуа-Брокер», показали, что компании, уже внедрившие СДО к началу кризиса, продолжают активно ее развивать, тогда как компании, не успевшие это сделать, заморозили проекты, так как хотят получить дополнительные доказательства ее эффективности перед тем, как сделать значительные затраты.

Читать дальше......

SharePoint is not enterprise 2.0

Любопытная статья "SharePoint is not enterprise 2.0" (SharePoint это не корпоративный web 2.0 - на английском) - соображения скептика о том, почему корпоративный портал, построенный на основе Microsoft Sharepoint нельзя считать его полноценным web 2.0 решением.

В большой степени эти соображения относится и к любым другим коммерческим портальным решениям (и нашим в том числе). Мысли небесспорные, но интересные.

Читать дальше......

"Википедию" раскрасят в оттенки достоверности

Википедия и другие источники знаний, созданные множеством людей, уровень экспертизы которых вызывает сомнение, критикуют за публикацию ненадежных и спорных материалов. Соответственно предлагаются решения для определения достоверности материалов. Одно из них:

Поскольку "Википедия" может править любой желающий, содержание статей этой интернет-энциклопедии порой резко меняется от достойной внимания информации до полного вздора. Профессор компьютерных наук Калифорнийского университета Лука де Альфаро (Luca de Alfaro, University of California, Santa Cruz) с коллегами считают, что разработали "детектор вздора": программное обеспечение, помечающее записи сомнительного содержания в "Википедии".

Эта программа и в самом деле просто раскрашивает страницу "Википедии", как маркером, разными градациями оранжевого цвета, если имеются основания сомневаться в его достоверности. Чем более оранжевый цвет, тем скорее это - ерунда.

Основание – репутация человека, сделавшего последнюю правку каждой конкретной строки.

Анализируя историю редактирования "Википедии" "на всю глубину", программа подсчитывает показатель того, насколько вклад каждого автора сохранился после изменений, вносимых другими людьми. Иными словами, чем меньше возни в "Википедии" порождает ваша работа, тем большего доверия Вы достойны.


Читать статью полностью

Читать дальше......

Сегодня родился баг

Если вдруг не знаете - 9 сентября день рождения бага. Все программистам и пострадавшим от них посвящается :)

Из Википедии:

По легенде, 9 сентября 1945 года учёные Гарвардского университета, тестировавшие вычислительную машину Mark II Aiken Relay Calculator, нашли мотылька, застрявшего между контактами электромеханического реле и Грейс Хоппер произнесла этот термин. Извлечённое насекомое было вклеено в технический дневник, с сопроводительной надписью: «First actual case of bug being found» (англ. «первый случай в практике, когда был обнаружен жучок»). Этот забавный факт положил начало использованию слова «баг» в значении «ошибка».

Читать дальше......

вторник, сентября 08, 2009

Вместо книжной пыли Sony Reader и Amazon Kindle

Кажется, появился прецедент трансформации книжной библиотеки в практически полностью электронный формат.

«Библиотека американского колледжа Кушинг в Массачусетсе избавилась от накопленных за полтора века книг. Половину из двадцати тысяч томов раздали бесплатно. Вместо них студентам выдадут 18 устройств для чтения электронных книг» …
«По наблюдениям администрации учебного заведения, книги и так не пользовались большой популярностью. Посетители обычно брали с полок не более 50 томов в день, из них более половины были книжками для детей.»

Вместо тысяч книг на полках приобщение к знанию будет происходит «на платформе» устройств для чтения электронных книг непосредственно в читальном зале. Добрую старую стойку библиотекаря заменят барной. Вот что будет, если книжек не читать! :)

Читать дальше......

понедельник, сентября 07, 2009

Беларусь ударно развивает широкополосный интернет

Министерство связи Беларуси не то вопреки, не то благодаря кризису форсированными темпами намерено увеличить число пользователей широкополсного Интернета. Если по данным на конец прошлого года таковых было 444 тысячи, то "на 2009 год предусмотрен прирост абонентов широкополосного (стационарного) доступа в интернет всех операторов электросвязи на 585,5 тысяч". Источник.

Население Беларуси немногим более 9,5 миллионов человек.

Читать дальше......

воскресенье, сентября 06, 2009

3 специалиста на 1 презентацию

Часто приходится участвовать в обсуждениях - должен ли автор контента (сценария курса) сам участвовать в его оформлении. В компаниях-разработчиках эти задачи как правило выполняют разные люди (сценаристы и оформители/дизайнеры/программисты). В корпоративных учебных центрах - по разному бывает. Мне кажется это только вопрос времени, когда большую часть курсов будут оформлять сами авторы сценариев.

Можно провести аналогию с подготовкой презентаций. Сейчас мало кто привлекает целую команду специалистов разного профиля, чтобы сделать PowerPoint (если это не продажа на $1.000.000 и более). Обычно сам выступающий справляется с написанием текста, оформлением его на основе корпоративных или типовых темплейтов, базовой графикой, диаграммами и анимациями. А вот в конце 60-х годов считалось, что 3 человека это минимум. Ниже картинка, описывающая роли участников при подготовке презентации из книги, изданной в 1969:



Взято отсюда

Читать дальше......

Эван Вильямс о том, как пользователи изменили Твиттер

Видео с TED.com - CEO компании Odeo (разработчик Twitter) об истории проекта, о Бараке Обаме как самом популярном пользователе, а также о том, как за 7 минут на сцене об этом выступлении было написано более 50 постов в twitter.

Теперь можно смотреть видео с русскими субтитрами (нажмите кнопку "View subtitles" и выберите Russian из списка языков).

Читать дальше......

Рост электронного обучения продолжают преувеличивать

Перепост материала с distance-learning.ru (перевод заметки из Training Journal):

Несмотря на то, что половина менеджеров используют электронное обучение, как часть учебного процесса, они все еще сомневаются в его эффективности. Это показал ежегодный опрос об обучении и развитии кадров, проводимый CIPD (Chartered Institute of Personnel and Development – Институт персонала и кадрового развития – прим.переводчика)

Кажется, что и учащиеся думают подобным образом. В то время, как 60 процентов сотрудников имеют доступ к электронным курсам, только половина из них начинает обучение, и только 30 процентов завершают курсы. Это может происходить потому, что как считают 92 процента опрошенных, успешный e-learning требует адаптации к новым реалиями со стороны ученика.Большинство опрошенных организаций (95 %) считают, что e-learning более эффективен в комбинации с другими формами обучения.

Вот что говорит эксперт CIPD по обучению и кадровому развитию Мартин Сломен (Martyn Sloman): «Недостаточно просто объявить, что мы поддерживаем смешанное обучение. Нужно приложить много труда, чтобы e-learning широко внедрился в обучение, и надо обеспечивать постоянную поддержку таким мероприятиям. В лучших компаниях так и поступают. В то время как многие просто обеспечивают возможность доступа к электронному обучению с персонального компьютера сотрудника, и ждут – принесет ли это какой-нибудь результат»

Читать дальше......

Кейс: Визуализация vs иллюстрация

Нередко разработчики е-курсов, как в учебных центрах компаний так даже и из специализированных фирм-разработчиков е-курсов, не различают визуализации и иллюстрирования в контенте. Они и понятно, не всегда просто провести резкую грань между ними.
Дано:
Рисунок с подписью.
Найти:
По каким основаниям данное изображение можно отнести к:
а) визуализации
б) иллюстрации


Рис. "Звезда качества" смыслового содержания (семантики) корпоративного электронного курса

Читать дальше......

пятница, сентября 04, 2009

Должны ли е-курсы учить думать?

На сегодняшней встрече на платформе виртуального класса участники вебинара упражнялись (и весьма успешно) в придумывании интеракций, побуждающих пользователей будущих курсов мыслить. Однако прежде чем приступить к этой работе, принимавшие участие в сессии специалисты eL ответили на вопрос:


Вот что вышло в итоге (Участников опроса 17. Допускался выбор нескольких вариантов ответа):


Если результаты опроса, действительно, отражают общее мнение е-learning'цев на нашем рынке, впору подумать о педагогическом дизайне курсов, которые не просто учат, а учат думать.
А еще интереснее узнать, как отвечают на вынесенный в заголовок этого поста вопрос Заказчики е-курсов.

Читать дальше......

четверг, сентября 03, 2009

Система дистанционного обучения национального масштаба

Знаете ли вы что:

Федеральное агентство по образованию РФ инициировало проект по созданию системы дистанционного обучения национального масштаба, чтобы сделать доступным качественное образование для студентов российских вузов.

Концепция системы дистанционного обучения (СДО) для российских вузов была разработана в 2006 году. Как отмечается, в ее основе лежал анализ опыта ведущих зарубежных университетов и методология обучения, разработанная Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ). Специалисты компании "Астерос" разработали необходимое программное обеспечение - Asteros.EDU. А в 2007 году в СПбГУ была создана необходимая ИТ-инфраструктура и выполнено внедрение системы.

В 2008 году специалисты "Астероса" развернули решение еще в 5 вузах, а с начала 2009 года подключили к нему 6 учебных заведений.Таким образом, сегодня система Asteros.EDU охватывает 12 вузов. ИТ-решение содержит более 1000 курсов по различным специальностям, а обучение в нем доступно более чем 30 тыс. студентам.

Источник

Если еще поискать в сети, то можно обнаружить, что сделан проект на основе Sakai (бесплатное ПО, OpenSource) и потрачено на него 177 миллионов народных рублей.

Возможно это оно. Или нет?

Читать дальше......

Время на разработку одного часа e-learning

Любопытная статистика - результаты исследования ASTD (American Society for Training & Development) . Специалистов по обучению спрашивали сколько времени у них уходит на разработку одного часа обучения (в разных формах - тренинг, e-learning, причем по e-learning - разные виды контента). Опросы проводились в 2003 и 2009 годах.

Что изменилось:
- время на разработку 1 часа очного тренинга в 2009 по сравнению с 2003 возросло примерно в 2 раза (почему - есть версии?)
- время на разработку интерактивного мультимедийного контента в 2009 снизилось в 2-3 раза (растет грамотность? появляются развитые авторские средства?)

Больше цифр и фактов - источник

Сколько у вас уходит на такую разработку?

PS
Свою статистику на основании нашего проекта по бенчмаркингу опубликую на следующей неделе...

Читать дальше......

среда, сентября 02, 2009

Практики e-learning - обобщение 10 лет опыта

Если вы, вдруг, доверяете американскому правительству, то вам несомненно стоит почитать документ под названием "Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning" (на английском языке).

На 93 страницах текста - обощение множества исследований технологий электронного обучения за период с 1996 по 2008 год, подготовленное по заказу министерства образования США. При подготовке документа рассматривалось более 1000 кейсов использования технологий ДО. Обобщено множество публикаций и исследований различных компаний, исследовательских центров, университетов.

Исследователи пытались ответить на следующие вопросы:
1. Сравнение эффективности e-learning и очного обучения
2. Увеличивает ли эффективность очного обучения добавление компонента e-learning?
3. Каковы наиболее эффективные практики и методы e-learning?
4. Какие факторы влияют на эффективность электронного обучения?

Некоторые выводы документа:

- Результатам большого количества исследований показали что студенты полностью или частично изучавшие курс в форме электронного обучения показывали в среднем лучшие результаты чем тем, кто учился только очно

- Наибольший эффект от e-learning в сравнении с очным обучением наблюдался в тех кейсах, где на дистанционное обучения выделялось больше времени чем на аналогичное очное

- Различные варианты реализации электронного обучения слабо влияют на его эффективность

- Эффективность электронного обучения наблюдалась на весьма широкой выборке контента (направлений обучения) и типов обучаемых (школьники, студенты, взрослые люди)

- Эффективность дистанционного обучения в сравнении с очным наиболее эффективно была продемонстрирована в тех случаях, когда учебная программа, контент, способы преподавания были специально адаптированы под e-learning

- В большинстве исследований смешанное и чисто онлайновое обучения демонстрировали примерно идентичную эффективность (измеримые результаты обучения)

- Включение в электронные курсы большого количества видео и прочей мультимедии НЕ повышает эффективности обучения (!!!)

- Эффективность обучения повышается если обучаемому предоставляется интерактивный контент

- Работа тьюторов с группами обучаемых онлайн ниже чем в случае если тьютор или преподаватель работают со студентом индивидуально

В целом очень занимательный документ

Читать дальше......

вторник, сентября 01, 2009

Ноутбук с двумя экранами


Помнится, мы уже обсуждали, как удобно и гораздо эффективнее работать разработчикам е-курсов на одном компьютере с двумя и более мониторами. Теперь это можно и с ноутбуком. Платите вдвое-втрое больше за увеличенный вес и меньший ресурс батареи и ... даешь eL ударными темпами!!!
Источник

Читать дальше......