Websoft

суббота, октября 31, 2009

$40.000.000

Эффективное использование государственных денег обсуждается не только у нас. Город Детройт решил потратить $40 миллионов на закупку софта, который позволит учителям общаться online со студентами и проверять в электронном виде домашние задания.

А как же бесплатный Google вопрошают любопытные граждане?? Впрочем до позолоченных генеральских диванов им еще далеко.

Читать дальше......

E-learning для франчайзинга

Новый кейс построения системы дистанционного обучения - компания Позитроника строит федеральную розничную сеть торговли бытовой электроникой на принципах франчайзинга.



Читать кейс о построении системы дистанционного обучения и оценки в компании

Читать дальше......

Анализ эффективности и эффектности: реально?

Еще один материал с круглых столов конференции. На этот раз анализ обсуждения темы "Анализ эффективности и эффектности: реально?". Ведущим обсуждения был Иван Никифоров из компании Новый Диск.

Что такое эффектность в e-learning?

Все участники обсуждения сошлись во мнении, что под эффектностью следует понимать субъективное впечатление, произведенное курсом или программой на пользователей, т.е. «нравится – не нравится». Оценить степень эффектности можно проведением опроса среди пользователей.

Что понимать под эффективностью в e-learning?

1. Эффективность – это степень достижения достижение поставленных целей. Соответственно насколько поставленные цели обучения были достигнуты, насколько оно и эффективно.

2. Эффективность можно оценивать на нескольких уровнях:
a) насколько усвоен пройденный материал (проверяется итоговым тестированием, лучше в сравнении с предварительным);
b) насколько улучшились умения и навыки сотрудника и в целом качество его работы после обучения (наиболее адекватный вариант оценки здесь это оценка по методу 360°);
c) насколько больше прибыли компании стал приносить сотрудник после обучения (здесь способ оценки будет всецело зависеть от бизнеса компании и занимаемой должности обучаемого сотрудника).

3. При проведении оценок 2a и 2b надо понимать, что чрезвычайно сложно, особенно в пункте 2b, оценить вклад e-learning в рост компетентности и полезности сотрудника.

4. Вероятно, серьезная численная оценка того, насколько эффективно внедрение e-learning в конкретной компании, и может быть произведена, однако сама по себе эта оценка может стоить дороже внедрения дистанционного обучения J.

Читать дальше......

пятница, октября 30, 2009

Чему учить? или Текст и графика в е-курсах

В продолженение дискуссии о разных медиа, точнее - о преимуществах текста и графики в электронных обучающих продуктах, размещаю три картинки с сегодняшнего вебинара:

1. Пример "дружбы" текста и графики:


2. Тезис о "противостоянии" текста и графики:


3. Чему и как учить (на выбор разработчиков е-курсов):

Читать дальше......

четверг, октября 29, 2009

Формальное и неформальное обучение

Любопытное исследование (на английском) по соотношению формального и неформального обучения для менеджеров. Исследование не новое (1997 год), но думаю цифры за 10 лет не слишком изменились. Опрашивали порядка 200 человек.


Некоторый цифры:
- проанализировав 247 способов обучения лидерским навыкам, названных опрашиваемыми, и классифицировав их на формальные и неформальные, получили что 70% способов обучения были неформальными и 30% формальными

- Из неформальных 63% относилось к общению с другими людьми, 23% к выполнению операций на рабочем месте, 12% - наблюдение за выполнение работы других людей

Читать дальше......

Круглый стол «Смешанное обучение. Смешивать или взбалтывать?»

На конференции клиентов Websoft, состоялось 10 круглых столов по ряду волнущих большинство участников тем. Я попросил ведущих столов подвести итоги обсуждений - мне кажется

Марина Унгер из компании SRC была ведущей круглого стола по теме смешанного обучения и подвела итоги групповой дискусии. Ее материал ниже.





Уважаемые коллеги, в процессе обсуждений мы пришли к следующим выводам.



Смешанное обучение (СО) предполагает сочетание различных форм и методов обучения. При этом программа СО проектируется таким образом, чтобы максимально эффективно использовать основные плюсы каждого компонента, входящего в «смесь».

Программа смешанного обучения – это учебная программа, которая удовлетворяет следующим критериям:

1. Разработана для достижения конкретных учебных целей, сопряженных с бизнес-целями организации, и имеет конкретную целевую аудиторию.

2. Сочетает в себе следующие основные компоненты: обучение в классе и дистанционное обучение*.

3. Все компоненты программы СО используются для достижения целей единой обучающей программы и используются на основании наибольшей эффективности.

4. Результат программы может быть оценен в финансовом показателе и показателях эффективности (в идеале).

*Именно эти компоненты чаще всего используются участниками конференции. Однако, помимо дистанционных курсов и очных встреч в «смесь» могут входить любые другие методы и формы обучения, которые позволяют сделать обучение еще более эффективным (т.е. достичь поставленных целей). Например, наставничество, он-лайн поддержка слушателей (с помощью блогов и форумов), вебинары, и пр. Более подробный перечень компонентов представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Что входит в смесь? Обзор средств

По материалам AMA,
http://www.amanet.org/



Преимущества смешанного обучения

• больше возможностей доступа к информации для обучаемых;
• гибкость и адаптация учебных планов к потребностям сотрудников (например, если сотрудникам не нравится учиться дистанционно, то использование в учебном плане очных встреч может повысить их мотивацию);
• сокращение продолжительности учебной программы за счет перевода части материала в формат электронного курса;
• более рациональное использование времени на очном тренинге, при условии, что участники предварительно прошли обучение и/или тестирование в дистанционном формате;
• большая отдача от вложенных ресурсов, т.к. программа смешанного обучения предполагает использование самых сильных преимуществ каждого элемента «смеси».

Недостатки программ СО

• требует более тщательного планирования
• сложно оценивать эффективность программы
• может быть достаточно затратной

По опыту участников, внедрение программ смешанного обучения чаще всего имеет следующие предпосылки:

1. Для того, чтобы повысить мотивацию к дистанционному обучению и эффективность самого учебного процесса, в дополнение к дистанционному курсу вводятся очные встречи.

2. Для того, чтобы сократить затраты (финансовые, временнЫе и пр.) некоторая часть учебной программы переводится в формат дистанционного курса.

Разрабатывая программу СО необходимо отталкиваться от следующих основных факторов: • цели обучения
• целевая аудитория
• предмет изучения (учебная дисциплина)
• размер инвестиций
• сроки

Наиболее часто встречаемые варианты организации программы СО


1) Очный тренинг –> он-лайн поддержка слушателей (материалы тренинга в электронном формате, форумы, блоги, e-mail, вебинары.

2) Дистанционный курс (например, по продукту) –> тренинг на отработку навыков.

3) Тестирование в СДО –> обучение с помощью дистанционного курса –> очный тренинг –> тестирование в СДО.

Читать дальше......

среда, октября 28, 2009

UniverTV

Проект UniverTV - коллекция видео-лекций различных российских университетов. На самом деле сборная солянка видеофрагментов из самых разных источников. При ближайшем рассмотрении в разделе филология в основном обнаружились лекции Йельского университета на английском языке. Но и наши родные новгородские берестяные грамоты тоже есть. В других разделах русскоязычного контента больше.

Читать дальше......

Уроки E-Learning’а

Статья из журнала Training Magazine "Уроки E-Learning’а" - перевод статьи из Training Magazine (май 2009) на distance-learning.ru.

Материал любопытен в первую очередь своей банальностью - несмотря на значительно более длительное развитие e-learning на Западе, ведущие HR-ские журналы продолжают публиковать общеобразовательные статьи для новичков. Нет, чтобы что-то возвышенное про web 2.0 или виртуальные миры написать! Они все про пед. дизайн и осмысленную покупку LMS...

Читать дальше......

вторник, октября 27, 2009

Память об ушедших в социальных сетях


Администрация Facebook решила отдать дать памяти об ушедших из жизни пользователях. Ради этого их профили по просьбе родственников наделяются соответсвующим статусом.

"Увековеченные профили смогут найти и навещать только существующие друзья. ... Кроме того, после процедуры никто больше не сможет зайти в социальную сеть под логином покойника, однако родные и близкие смогут оставлять памятные записи на "стене" его профиля".

Не решусь оценивать и комментировать этот факт - не готов.

Читать дальше......

понедельник, октября 26, 2009

Очки-компьютер, сетчатка-монитор

Японская товарищи из корпорации NEC придумали очки-переводчик
В них встроены крошечный компьютер и микрофон. Глаза от таких очков вроде как не устают, поскольку сигнал сразу проецируется на сетчатку, а оттуда – в мозг.
Изобретение планируют выпустить в продажу в следующем году. Хоть машинный перевод еще и не преодолел все трудностей, устройство может служить подспорьем, как указывается в источнике данной информации, для сотрудников предприятий или персонала магазинов.

Повоображаю и предположу, что чудо-очки могли бы сгодиться и для туристов, а также при освоении иностранных языков и наработке речевой практики во время просмотра телевидения или фильмов на изучаемом языке.

Читать дальше......

воскресенье, октября 25, 2009

Описание профессиональных компетенций


Одной из тем, обсуждавшихся на прошедшей конференции было использование моделей компетенций при планировании обучения и создании контента. После общения с участниками дискуссии (сам я вел другой стол) я понял, что единого мнения о том что есть компетенции, как ее описывать и использовать нет, как впрочем и понимания, зачем они нужны.

Нашел в сети пример описания профессиональных компетенций для фармацевтов разработанных канадской фармацевтической ассоциацией (NAPRA). Мне представляется, что при наличии подобных описаний, разработка контента курсов для развития существенно облегчается.

Читать дальше......

Картинки с выставки

Несколько кадров с конференции наших клиентов, прошедшей в пятницу (23 октября). Не все получилось так, как мы задумывали, но по крайней мере, площадку для живого общения людей, профессионально занимающихся электронным обучением, организовать удалось.

Оставшиеся фотографии будут выложены на портале для клиентов на следующей неделе.

PS
Особый респект Леше Бондаренко за буденновку.































Читать дальше......

Активность персонала в сети требует регламентации

38% крупнейших американских компаний контролируют активность персонала во всемирной паутине. Связано это с утечкой конфиденциальной коммерческой информации через электронную почту, блоги и социальные сети. Компании вынуждены даже вводит в свой штат специалистов по отслеживанию сетевой активности сотрудников и содержания обнародуемой ими информации. Так, число фирм, «держащих в штате экспертов по отслеживанию электронной почты, только за год выросло с 15% до 33%».
Источник
Скорее всего, подобные утечки информации происходят не по злому умыслу (истинные злодеи грамотно конспирируются). Налицо новая потребность: формировать корпоративные интернет-политику и интернет-культуру персонала.

Читать дальше......

пятница, октября 23, 2009

2-й номер сетового журнала про eL


Коллеги выпустили очередной номер социально-сетевого журнала, посвященного использованию технологий Web 2.0 в вузовском обучении.

В номере Статьи:
Руслана Романова "ТЕХНОЛОГИИ Web 2.0 В ОБУЧЕНИИ НА ПРОГРАММАХ ОТКРЫТОГОУНИВЕРСИТЕТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ"
Светланы Козловской "ОПЫТ ЭСТОНИИ. КАК ПОСТРОИТЬ КУРС С ПОМОЩЬЮ ИНСТРУМЕНТОВ Web 2.0?"
Дмитрия Гаврикова «ВикиИркутск» — СРЕДА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВЫХ ПРОЕКТОВ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ"

Результаты опроса на хитро сформулированный вопрос: "АВТОР КУРСА - ДИКТАТОР ИЛИ СЛУГА НАРОДА? ДОЛЖНЫ ЛИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ САМИ УЧАСТВОВАТЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОНТЕНТА ОБУЧЕНИЯ?"

А также небольшой, но, думается, полезный обзор технологий, применяемых для Web 2.0 обучнения (RSS, блоги и микроблоггинг, видеохостинг, вики, подкастинг и др.)

Читать дальше......

Хорошо забытое старое

Читать дальше......

четверг, октября 22, 2009

Из жизни проректоров по информатизации

Случай из жизни. Один из менеджеров по продажам общается с клиентом (ВУЗ). Ему рекомендуют по вопросу приобретения программного обеспечения обратиться к проректору по информатизации и дистанционному обучению.

И добавляют в конце - "Вы только имейте в виду, что он сам категорически против дистанционного обучения". Немая сцена...

Читать дальше......

Конференция клиентов Websoft - завтра!

Всех клиентов и партнеров Websoft, зарегистрировавшихся на конференцию "E-Практика 2009", ждем завтра в отеле Аэростар (регистрация с 9 до 10).

Схема проезда, список участников и другая информация - на портале для клиентов.

До встречи завтра! Фотографии и итоги мероприятия - опубликуем на следующей неделе.

Читать дальше......

среда, октября 21, 2009

Все системы одинаковы?

На конференции в Минске на прошлой неделе, я несколько раз слышал, как коллеги по цеху/конкуренты несколько раз повторяли - все системы дистанционного обучения совершенно одинаковы (если сравнить списки функций). Поэтому выбирать себе систему надо ... (тут было недосказано, видимо сердцем или душой).

Никто не возразил, и я не стал из вежливости. Хотя мне представляется, что в современно мире область программного обеспечения осталась практически единственной в которой различия в продуктах это не только плод маркетинговых усилий. Стиральные порошки и телевизоры действительно не отличить, если отодрать шилдики и наклейки. А вот Lotus Notes от Outlook Express еще как отличаются, даже если и них совпадают списки функций.

Читать дальше......

Экономические симуляторы

Если внимательно поискать в сети, то обнаружится множество различных обучающих экономических симуляторов. Вот, например, посмотрел сегодня еще один под названием "JA Titan". Можно зарегистрироваться и попробовать поиграть. Для меня это, по моему, уже 10 такой симулятор.


Что удивительно - они все сделаны так, что от первого взгляда на интерфейс становится смертельно тоскливо. Не то, чтобы интерфейс всегда кривой - просто не цепляет. Что-то не так в консерватории, но что - не могу понять.




Пойду играть в Цивилизацию 3-ю - вот это вещь на века.

Читать дальше......

1095 дней

Ровно 3 года (1095 дней) назад я написал первый пост в этот блог. С тех пор написано еще много сотен комментариев.

Блог изначально задумавался как инструмент обмена мнениями на профессиональные темы. Мы часто писали и обсуждали здесь возможность использования именно таких блогов (корпоративных или университетских) для целей обучения и обмена знаниями.

Для тех, кто соберется открывать свой блог или убеждать сделать это коллег по учебному процессу, хочу поделиться своими наблюдениями:

- писать регулярно не сложно, если это становится частью "рабочей рутины". Мы с Владимиром договорились о том по каким дня мы публикуем свои посты. Если писать только когда придет особенное вдохновение, то со временем от одного поста в неделю, переходишь к одному в месяц и т.п. А так, вдохновение привыкает приходить по средам и четвергам :)

- материала для блога всегда хватает, нужно только внимательно посмотреть на свою ежедневную деятельность. Масса рабочих ситуаций наталкивает на размышления и выводы

- я стал писать существенно меньше длинных постов про глобальные вопросы мироздания. Во-первых, все темы на которые можно было бы растечься мыслью уже исчерпаны, во-вторых организм устал. Мало того, мне показалось, что длинные посты 90% посетителей не дочитывают до конца :)

- необходимость регулярно писать поддерживает в тонусе, приходится много читать, причем не только по русски. Что весьма полезно для интеллектуального здоровья

- у меня почему-то стало меня полемического запала. Ругаться с коллегами хочется все меньше, только если кто-то особенно зацепит

Думаю Владимир тоже прокомментирует свои наблюдения...

Читать дальше......

вторник, октября 20, 2009

Достоверность информации в Интернете

Начну с длинных цитат:
"Мы живем в цифровом мире. Интернет сделал доступ к знаниям быстрым и легким для всех… Современная молодежь думает, что в Сети есть уже всё, а то, чего нет, - не заслуживает внимания. Возможно, скоро будет именно так.
Между тем присутствие России в сети фрагментарно, ограниченно, искажено… В изобилии разные псевдонаучные труды..."

Чтобы снять отчасти эти проблемы команда ресурса Runivers.ru выкладывает в свободном доступе факсимильный копии российских энциклопедий прошлого и позапрошлого веков в формате DjVu. Там уже выложены: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (в 86 томах), Энциклопедия военных и морских наук (в 8 томах), Акты московского государства (в 3 томах) и много чего еще.

Достойное уважения начинание и с достойным посылом - обеспечить сеть достоверными данными. Многие ли е-lеarning'цы этим озабочены?

Читать дальше......

понедельник, октября 19, 2009

Навыковый видеокурс


Наткнулся на видеокурс по обучению лезгинке (ссылка дана лишь на одну из его частей).
Вполне навыковый курс: смотри, слушай инструкции, смотри и повторяй за мастером, сначала медленнее, а затем быстрее. Наглядная демонстрация того, что навыки не передаются, а о(у)сваиваются, в частности путем подражания образцам + многократного повторения. Обучить навыкам - значит, как минимум, обеспечить условия для овладения ими, в том числе и временные. Не будет условий - едва ли получим навык. Не в этом ли причина "недостаточной результативности" е-курсов и краткосрочных тренингов? Может, курсы да тренинги сами по себе здесь и не при чем?

Читать дальше......

воскресенье, октября 18, 2009

Существует ли текст в природе мультимедиа? или Назад в будущее!

Коллега Lern21 придерживается мнения, что аудиозапись человеческой речи не является текстом (Цитирую: «речь точно не текст»). По его же мнению, всякие бегающие и прыгающие по экрану строки с буковками с формулками «не статический текст - анимация». А может быть, текст – это просто визуальный статический объект «наряду с фото и рисунком». То есть нет никакого текста, а только изображения или звуки.



Короче, нет в природе eL никакого текста вообще, а вместо него – графика, анимация или звук. И обращаться с тем, что мы по недомыслию именуем «текстом» следует как с фото, картинками и мультиками.
Не вернуться ли нам, друзья, к так называемому иероглифическому (рис 1. Древнеегипетский "текст") или даже, круче, пиктографическому письму (рис. 2. Фрагмент рукописи центральноамериканских индейцев до прихода к ним идиотской латиницы).



Есть надежда, что e-learning вернет нас к историческим истокам и мы заново, на ином качественном уровне, приступим общаться и учиться междометьями и жестами, картинками и иконками, динамическими и 3дешными.

Читать дальше......

пятница, октября 16, 2009

В 30 раз подешевело и все равно дороже

"В Беларуси за последние пять лет стоимость доступа в интернет уменьшилась в 30 раз..."

"Вместе с тем он /интернет/ по-прежнему значительно дороже, чем в соседних государствах. Так, стоимость канала скоростью 1 Мбит/с в Беларуси в 100 раз дороже, чем в Польше, в 30 раз дороже, чем в России, в пять раз дороже, чем в Литве и Украине."
Источник

Читать дальше......

Райффайзен Банк Аваль - электронное обучение клиентов

Коллеги из Райффайзен Банк Аваль (Украина) прислали пример электронного учебного курса, размещенного на сайте банка и предназначенного для обучения клиентов. Посмотреть можно здесь. В учебном модуле активно тимпользуются персонажи Courselab.



Тема обучения клиентов уже обсуждалась - http://websoft-elearning.blogspot.com/2009/05/blog-post_6902.html

Читать дальше......

четверг, октября 15, 2009

Агенты для создания комиксов

В нашем блоге неоднократно писалось о возможности использования в e-курсах комиксов. Автору этих строе приходилось сочинять сценарии курсов, целиком оформленных в виде интерактивных комиксов.
Виртуальные агенты, вмонтированные в средства ауторинга, как например в CourseLab, значительно облегчают создание комиксов непосредственно в компаниях, а фирмам-разработчикам - их труд и затраты.

Выглядеть это может примерно так:






Нетрудно заметить, что последняя картинка включает в себя интерактивный объект - тестовый вопрос.

Читать дальше......

среда, октября 14, 2009

Кто такой автор текстового контента в e-курсах?

Довольно часто на очных тренингах по разработке текстового контента и вебинарах про это же возникает вопрос, почему не всегда удается «соорудить» нужный текст. Думается, главные причины в следующем:


И с этим можно побороться:


Не пора не научиться относиться к языковым средствам, как архитектор относится к кирпичам и технологии замешивания бетона, не претендуя на авторство самого строительного материала?

Читать дальше......

вторник, октября 13, 2009

Осталось 79 дней

Опрос - кто уже озаботился сертификацией (или хотя бы классификацией) свой системы дистанционного обучения (а также системы кадрового учета и других систем в которых хранится информация о персонале) как информационной системы персональных данных? Формально осталось 79 дней до часа Х.

Цитата (источник):

Информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу Федерального закона РФ № 152 "О персональных данных", должны быть приведены в соответствие с требованиями данного Федерального закона не позднее 1 января 2010 года (см. ФЗ-152, ст.25).

Это означает, что операторы персональных данных, не сумевшие выполнить весьма жесткие требования ФЗ-152, с 1 января 2010 г. понесут соответствующую гражданскую, административную, дисциплинарную, а может быть (не дай Бог) и уголовную ответственность.

Все информационные системы, уже принятые в эксплуатацию после февраля-апреля 2008 г. (с момента рассылки методических документов ФСТЭК России и ФСБ России), но не соответствующие требованиям российского законодательства в области персональных данных, могут понести указанную ответственность и ранее, например, завтра утром.

Примечание. Изменения в УК РФ, существенно ужесточающие ответственность за нарушения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, тоже вступят в силу с 1 января 2010 года.

Читать дальше......

От e-learning к we-learning

На HRM.RU опубликован перевод статьи Джоша Берзина (Josh Bersin) - "От e-learning к we-learning". Очередные (небессмысленные) размышления про web 2.0 и будущее электронного обучения.

Читать дальше......

воскресенье, октября 11, 2009

Текст, мультимедиа и мышление

До сих пор приходится слышать мнение, будто текст (в буквенно-символической форме) не относится к объектам мультимидиа. Большая, однако, часть солидных энциклопедий (Большой Энциклопедический словарь, Научно-технический энциклопедический словарь, Энциклопедия Британика), Википедия и др. «придерживаются» иного мнения.

Также считается, что информативность и эффективность восприятия текстового контента минимальны в сравнении с иными медиа:

Рис. Эффективность восприятия медиа объектов пользователями учебных курсов.

Тем не менее текстовый контент по-прежнему занимает существенное или доминирующее место в разного рода средствах учебной коммуникации, включая электронные курсы. И это едва ли может рассматриваться как их недостаток.

Вообще, попытки минимизировать или вовсе отказаться от сугубо текстового контента в е-курсах представляются не только преждевременными, но и бесполезными, ибо текст на естественном языке присутствует и там, где его физически может и не быть. Причиной тому является следующее обстоятельство:
Вольно или неосознанно мы «переводим» и интерпретируем искусственные визуальные образы, реальные поступки, процессы и разного рода события и явления на тот язык, который является для нас родным. Тексты – это орудие мышления, а мыслим мы преимущественно в «текстовой» форме. Именно это обстоятельство делает текст (в том числе и устный) незаменимым объектом медиа. Даже если в том или ином обучающем программном продукте «нет» ни одного слова, пользователь интерпретирует его, взаимодействует с ним и оценивает это взаимодействие, хранит в памяти и мыслит о нем прежде всего и в основном в терминах естественного языка.

Будучи инструментом мышления, кодирования, восприятия, хранения, извлечения, обработки и оценки информации текстовое
а) предшествует созданию, оценке и отбору визаульных образов на стороне разработчика, являясь, по сути, их первопричиной;
б) изображения, звуки декодириуются, обрабатываются, интерпретируются и оцениваются – мыслятся – пользователями, в конечном итоге, преимущественно в языковой форме.

Похоже, стоит как-то освежить взгляд на текст в качестве медиа.
Например, все объекты медиа в е-курсах могут рассматриваться как текст, выраженный в различных формах представления. Данное утверждение является, кстати, одной из базовых аксиом диалогического подхода к обучению.

Читать дальше......

суббота, октября 10, 2009

Работодателей не интересуют умения и навыки новичков

Статья в Ведомостях - "Работодателей не интересуют умения и навыки новичков" - только 17% топ-менеджеров судят о претенденте на работу по его «функционалу». Это в Штатах. Сколько в России с нашим текущим уровнем высшего образования? Думаю близко к нулю :(

Читать дальше......

Визуальное авторское средство vs Custom flash

Для большинства профессиональных разработчиков курсов при реализации заказа всегда возникает дилемма - использовать авторское средство или собственный движок курса и кастом flash разработку.

Для заказчика использование авторского средства предпочтительнее, т.к. в нем он всегда может поменять, то что сделано разработчиком (как минимум тексты), порядок следования слайдов, добавить новые слайды и т.п.

Но, в большинстве авторских средств, как правило невозможно реализовать красоту неземную (например 3d-анимацию), хотя как правило можно вставить внешний flash. Простая вставка не всегда удобна, т.к. не позволяет в авторском средстве менять параметры роликов (например, тексты). В итоге многие курсы, требующие особенной визуальной эффектности делаются "руками", что делает крайне сложным или невозможным их модификацию заказчиками, не имеющими программистского опыта (например, поменять в 3-d сцене реплику персонажа)

Недавно мы с нашими партнерами (занимающимися разработкой курсов) задумались о том, можно ли совместить использование сложных визуальных элементов с авторским средством (чтобы параметры визуализаций мог в любой момент поправить заказчик). Как выяснилось это крайне просто. Курс разрабатывается в визуальном авторском средстве (в нашем случае Courselab) на слайде которого вставляются flash-ролики (с видео, 3-d, ролевыми играми и т.п.). На эти же слайды вставляются объекты Courselab, содержащие тексты и другие параметры для этих роликов. У объектов удобный и дружественный пользовательский интерфейс. С помощью пары функций программисты, создающие flash, могут прочитать параметры объекта и использовать их для отображения. Кроме того, разработчики роликов могут прочитать данные о структуре курса и отрисовать свои навигационные элементы(при этом заказчик может визуально менять оглавление и порядок следования слайдов и сцен)



Заказчик может менять местами слайды, менять тексты и другие параметры роликов, добавлять в курс свои слайды, но на выходе получает полноценный мультимедийный курс.

Так что использование авторского средства и сложных визуализаций и симуляторов на flash вполне совместимы. Что думаете?

Читать дальше......

пятница, октября 09, 2009

МГУ на марше

МГУ было известно своим консерватизмом и неприятием дистанционного обучения. Насчет консерватизма могу сам подтвердить - учился.

Может что-то все же меняется? Свежие наблюдения:
1) МГУ открыл канал на YouTube со своими лекциями - шаг на встречу ДО?
2) Рейтинг The Times Higher Education - МГУ поднялся со 183 до 155 места, см. источник информации

Читать дальше......

Скриншот с вебинара и без комментариев

Читать дальше......

четверг, октября 08, 2009

В США будут учить детей по-новому

В продолжение предыдущего поста - статья "В США будут учить детей по-новому" - про использование букридеров для школьного образования.

Читать дальше......

Kindle в России?

Не так давно Владимир постил сообщение о планах перевода в электронную форму всех школьных учебников в Штатах - чтобы дети не таскали с собой груду учебников.


Поскольку технологии стали доступны и сулят большие прибыли, то битва за рынок электронных книг разгорается со страшной силой. Обещают, что до конца года Apple выпустит свой продукт.

В связи с этим Amazon решила продвинуть свой Kindle, доступный ранее для продажи только в Штатах в другие страны.

Причем это стало неожиданностью для многих - смотрите, например, статью "Операторы связи удивлены выходом Kindle на мировой рынок". Похоже до момента, когда большинство новых книг будет издаваться в электронном виде осталось немного времени.




Судя по картинке с сайта - в Россию готовы продавать. Вот только не понятно через какого wifi провайдера будет Kindle в России будет книги скачивать? Думаю не будет работать пока :)

Читать дальше......

среда, октября 07, 2009

Только 17% работодателей применяют технологии онлайн — обучения?

Статья в сегодняшних "Ведомостях" - Российских специалистов предпочитают обучать по старинке.

Цитаты:

Только 17% работодателей применяют технологии онлайн — обучения персонала, и лишь 11% россиян, пользующихся интернетом, могут похвастаться опытом получения знаний таким образом, — показал сентябрьский опрос, проведенный Исследовательским центром SuperJob.ru. В опросе участвовали представители 300 компаний (работодателей) и 1800 работников соответственно.

Не применяют подобный вид обучения 79% работодателей. Причины кроются либо в отсутствии необходимого технического оборудования, либо в нежелании руководства применять такой вид обучения: «Мы не имеем для этого достойной технической базы», — пишут в своих анкетах одни директора. «Наше руководство считает, что лучше обучать по старинке», — сокрушаются другие.

Технологии «электронного обучения» применяет половина (50%) крупных компаний (в штате которых работает более 5 000 человек).

Сдается мне, что статистика слишком оптимистичная (видимо вопрос в выборке). 50% крупных компаний используют e-learning - весьма сомнительно. Да и 17% по всем компаниям - это слишком много.

Читать дальше......

Огуречное мороженое и социальные сети



Нарвался на отличное, на мой вкус, видео, описывающее (по-русски), как работает социальное взаимодействие и как могут работать социальные сети.
Обратите внимание, как скромен видеоряд, позволяющий при этом великолепно доносить информацию безо всяких излишеств, супертехнологий и, надо полагать, недорого.

Читать дальше......

вторник, октября 06, 2009

Интернет и гаджет - враги учёбы?

Время от времени возмущенная тяжелым гаджет- и интренет-детством и студенчеством детей и юношества взрослая общественность проводит исследования для подтверждения своей озабочнности. К примеру, Компьюлента приводит данные исследований сразу трех британских исследовательских центров о том, что чрезмерное увлечение гаджетами и интернетом ухудшает способности школьников к обучению.
С исследованиями о том, каким образом сами e-learning и m-learning сказываются на той же способности аудитории к обучению, сталкиваться напрямую не приходилось. Было бы забавно исследовать эту тему. Чувствую, результаты могут оказаться более чем парадоксальными.

Читать дальше......

понедельник, октября 05, 2009

Wiki для сообщества e-learning'цев


Неугомонная Елена Локтева в социальной сети e-learning.by приподнесла очередной приятный и, будем надеяться, полезный сюрприз – запустила сервис wiki.

С его помощью предполагается осуществить коллективное действо, с помощью которого собрать:
1. Определения, понятия, термины.
2. Сведения о специалистах, занимающихся e-learning (страницы-резюме).
3. Сведения о вузах и компаниях, внедряющих e-learning.
4. Сведения о e-learning-продуктах (LMS, средства ауторинга и т.п.)
5. Сведения о компаниях, предоставляющих услуги по внедрению e-learning.
6. Сведения о интересных e-learning-проектах.
7. Сведения о технологиях электронного обучения (не только ИТ).
8. Все остальное, что касается обучения вообще и электронного обучения - в частности.

В итоге может выйти энциклопедия е-learning.

Читать дальше......

воскресенье, октября 04, 2009

Есть и на нашей улице праздник!


Уважаемые коллеги!
Поздравляю всех Т&D и HR-специалистов, увлеченных обучением и развитием персонала с помощью IT-технологий и продвигающих e-learning на деле, всех IT-специалистов, верой и правдой участвующих в этом труде, с профессиональным праздником – Днем Учителя.

Читать дальше......