Websoft

понедельник, ноября 30, 2009

Содержание и форма в e-learning: демократия и диктат

У тренеров, по крайней мере, западных, ведущих свои программы среди взрослых и, особенно, групповые интервью и групповое принятие решений, брейнсторминги и управляющих проектными работами и извлечением неформальных знаний есть одно правило:
Вести (модерировать и даже фисилицировать) мероприятие так, чтобы оно было демократичным и даже анархичным по содержанию и авторитарным по форме.
Инымы словами, в ходе обсуждения допускаются всевозможные вольности, кроме нарушения определенных норм этики и общения, которые немногочисленны и оговариваются заранее. Всегда считал, что подобный подход незаменими и в е-learning. Тем более, что характер тестирования и обратной связи в нем, как правило, заведомо предзадан. В частности, вебинары, надеюсь, стремлюсь проводить именно так.
Что думаете об этом правиле, коллеги?

Читать дальше......

воскресенье, ноября 29, 2009

Критерии успешности e-learning и виды управления в обучении

Реакция на пост "Критерии успешности e-learning проекта"

Позволю себе предположить, что «оптом» решить проблему конкурсного сравнения успешности (здесь = эффективности) не только корпоративных е-L проектов, но и даже одной отдельно взятой учебном программы, едва ли удастся.
Во-первых, потому что слишком много там переплетено процессов, слишком много субъектов (заказчик - менеджемент разного уровня; HR-служба, учебный центр (а в нем, руководитель, авторы, тренеры и др.); сами обучаемые, - цели каждого из которых разнятся. Процесс сразу идет по нескольким целям, у каждой – свой менеджмент, пусть и меленький порой, да свой. Лишь сбалансировав процессы и оценки деятельности каждого из ее субъектов, причастных к еL, научившись их коррелировать, мы можем претендовать на объективность данных применительно к конкретному проекту eL. Однако и здесь затруднение: у разных компаний здесь могут быть (и есть) свои приоритеты и их комбинации.
Во-вторых, поскольку ROI в этой сфере нашего eL измерить проще, ИМХО, для успокоения себя или вышестоящих товарищей, чем объективно. Да и в массе своей масштаб наших eL проектов, таков, что ROIить экономически целесообразно, да и кадров нет или почти нет.
В-третьих, взглянем на практику. Десятки удачных с точки зрения преподавания и учения курсов лежат невостребованными или доступ к ним конечных пользователей организован (цитирую одного уважаемого человека) по принципу «когда у них получится». Десятки более чем посредственных, мягко выражаясь, с точки зрения учения и преподавания е-курсов тысячи людей «проходят» из-под палки (к вопросу о мотивации в e-learning :). А на каком-нибудь конкурсе эти курсы или целые ДО проекты очень даже часто конкурируют с результатами труда тех, кто работает более ответственно и грамотно.
В-четвертых, разные сошедшиеся в деле eL управленческие и процедурные вещи: финансовые показатели (финменеджмент); охват персонала обучением (HRM), технологии обучения и его организации (преподавание) и степень обученности людей (учение) мы пока не научились коррелировать. Успех в одной из сфер управления обучением (см. об этом) напрямую может быть никак не связан со степенью (не)успешности в другом (Здесь ого-го такие комбинации встречаются.) А если и связаны, то мы не всегда знаем и/или понимаем, как.

Отчасти соглашусь с Юрием Духничем, что вопрос конкурсного сравнения корпоративных проектов eL можно решить через «функциональные номинации». Рассмотрение их автономно, конечно, также небесполезно и поучительно, да в целом проблему сравнения (а, значит, целостного осмысления) эффективности таких проектов не решит. Здесь, думается, нужно найти некоторую процедуру (процесс) в которой(ом) в интегрированной форме преломлялись бы и сходились те разрозненные вещи, которых мы пока не можем объединить.
И здесь, думается, действительно хорош предлагаемых Алексеем конкурс кейсов/эссе. И сделать его можно, ИМХО, довольно структурированным, если это будет конкурс на тему «Организация и осуществление eL» с указанием шагов.
Примерно таких: 1. Осознание потребности в обучении. 2. Формулировка запроса на проект/обучение. 3. Выявление причин проекта/обучения (т.е. причин недостаточной производительности персонала). 4. Изучение потребностей в обучении всех заинтересованных в ней сторон. 5. Проверка на целесообразность (и возможность) обучения. 6. Изучение целевой аудитории. 7…
Завершающими пунктами в этом списке, видимо, может быть следующее:
• Организация учебной деятельности персонала;
• Организация применения изученного;
• Закрепление и развитие постобразовательных эффектов.

В сочетании с количественными показателями (число курсов, обученных, степени обученности, авторов, разработчиков, eL-менеджеров, денежных и качественных результатов и др.) описание организации обучения в компаниях будет проходить по единому логическому основанию (критериям) и может оказаться довольно объективным.

P.S. Многое об организации и осуществлении процесса еL в компаниях можно почерпнуть здесь.

Читать дальше......

суббота, ноября 28, 2009

Рынок США 2009


Размер американского рынка продуктов для электронного самообучения (self-paced learning) достиг 16.7 миллиардов долларов в 2009 году. Самым большим потребителем услуг, обгоняя даже школьный сегмент, является здравоохранение (что для нас удивительно). Быстрее всего растет спрос на системы ondemand.

Эту и другую любопытную информацию читать здесь (на английском)

Читать дальше......

Критерии успешности e-learning проекта

В рамках грядущего E-Learn Expo планируется провести конкурс на лучший e-learning проект. В прошлом году я всячески уговаривал коллег не превращать его в тупое измерение того у кого больше пройденных курсов и подключенных пользователей - не получилось :(

В этом году история с конкурсом повторяется и снова поднимается вопрос - как проводить и как оценивать. На мой взгляд есть два варианта проведения и оценки результатов такого конкурса (если исключить вариант не проводить его вовсе) - попробовать определить объективные критерии успешности e-learning проекта или оценивать не проект, а эссе описывающее проектв целом или отдельные оригинальные идеи.

Примеры объективных критериев:
- срок окупаемости и отдача на вложенные инвестиции (ROI)
- заработанные деньги (для учебных заведений)
- количественные характеристики (количество курсов, тестов, обученных, оцененых и т.п.)
- достижения качественных целей поставленных перед проектов в определнные сроки (снижение ошибок персонала, повышение производительности и т.п.)
- количество задействованного персонала
- реализованный и автоматизированный функционал
...

На мой взгляд с объективными критериями ничего не получится, т.к. большинство цифр либо не подсчитываются ни кем либо непроверяемы, кроме того, не совсем понятно как сравнивать успешно окупившийся проект в который вложен миллион долларов и не менее успешный проект с вложениями в сотню раз меньше, но не менее интересными результатами. Вот конкурс на самый затратный e-learning проект точно можно провести и объективно оценить :)

Мне представляеся, что осмысленен только конкурс кейсов/эссе описывающих нестандартные идеи и неожиданные результаты проекта. Он по определению субъективен, но в такой постановке вопроса это и нормально. Никто же не пытается в литературном конкурсе выбирать победителя по количеству страниц в книге.

Не все со мной согласны - есть мнение, что участников конкурса нельзя сильно напрягать - пусть заполнять анкету на полстранички, а уж мы их как-нибудь оценим. Мне это представляется профанацией идеи :(

Что думаете?

Читать дальше......

пятница, ноября 27, 2009

Результаты одного опроса

Очень характерные результаты показал опрос, проведенный на вебинаре «Технологии управления разработкой электронных курсов» \см. запись\ , который провела Елена Локтева для белорусской аудитории е-learning’цев. Судите сами (картинки кликабельны):

Читать дальше......

четверг, ноября 26, 2009

Компетенции e-learning специалиста в ВУЗе

3-й выпуск журнала сообщества e-learning специалистов: "Компетенции e-learning специалиста в ВУЗе"

Читать дальше......

Смешанное обучение в российских компаниях – работает или нет?

Статья "Смешанное обучение в российских компаниях – работает или нет?" Марины Унгер (компания SRC) на HRM.RU

Читать дальше......

Компьютерные игры в школе

Американский опыт реформы образования - поскольку самый короткий путь к сердцу школьника лежит через компьютерную игру, то надо тратить деньги на разработку обучающих игр.

Американское правительство выделяет деньги на развитие проекта Science, Technology, Engineering, and Math (STEM) и создание бесплатного общедоступного обучающего контента, а группа товарищей в составе Entertainment Software Association (ESA), Information Technology Industry Council (ITI), Sony Computer Entertainment America (SCEA), Microsoft Corporation, MacArthur Foundation на частные деньги объявила конкурс создание обучающих игр для школ. Победители получат $300.000 и их игры будут использоваться школами по всей стране.

Источник (на английском)

Читать дальше......

среда, ноября 25, 2009

Вирутальный мир от Nortel

Несмотря на банкротство (или может быть в дополнение к нему) компания Nortel занимается виртуальным мирами и предлагает свой продукт web.alive для корпоративных коммуникаций и e-learning. Цена на сайте не объявлена.

Рекламное кино:


И еще отсюда:

Корпорация Nortel [NYSE/TSX: NT] получила лицензию на разработанный компанией Epic Games модуль Unreal Engine для его использования совместно с новой прикладной виртуальной средой web.alive.

"Игровой движок Unreal обеспечивает целый ряд основополагающих технологий, инструментарий создания контента и опорную инфраструктуру, необходимую для приложений на базе платформы web.alive от Nortel, - говорит Арн Хайнман (Arn Hynman), главный архитектор решения web.alive. - Сотрудничая с Epic Games и получив лицензию на право использовать модуль Unreal в наших решениях, мы даем нашим заказчикам возможность пользоваться преимуществами платформы, которая применена в лучших видеоиграх и сложных трехмерных моделях".

"Модуль Unreal Engine позволяет компаниям-заказчикам строить динамичные, интерактивные виртуальные миры, в которых будет работать новое поколение рабочего персонала. Подписанное лицензионное соглашение свидетельствует о твердом намерении компании Nortel поднять на новый уровень свои инициативы в области создания систем электронной коммерции и обучения, - комментирует Марк Рейн (Mark Rein), вице-президент компании Epic Games. - Предложенное компанией Nortel прикладное решение web.alive - уникальный пример того, как технические разработки Epic Games могут способствовать повышению эффективности делового взаимодействия".

Чтобы узнать больше о сотрудничестве компаний Nortel и Epic и послушать интервью с Арном Хайндманом и Марком Рейном, воспользуйтесь ссылкой.

Приложение web.alive объединяет пространственную акустику высокой четкости и адаптируемые трехмерные пространства с возможностями традиционной телефонии, корпоративных систем и программного обеспечения, обеспечивая реалистичность происходящего в виртуальной среде. Разработанный компанией Epic Games модуль Unreal Engine 2.5 позволяет отображать на экране компьютера потрясающие трехмерные среды и аватаров с абсолютно живыми движениями и реакциями. Благодаря решению Nortel, этот потрясающий функционал теперь доступен вам на вашем веб-браузере в форме тонкого клиента.

Корпорация Nortel объявила также о том, что компания Lenovo, один из крупнейших в мире производителей персональных компьютеров, воспользовалась ее решением web.alive при создании своего нового онлайнового виртуального магазина, чтобы ее покупатели могли получить доступ к новым удивительным возможностям электронной коммерции.

Решение web.alive - прикладная виртуальная среда общения и взаимодействия на основе веб-браузера, предназначенная для корпоративных заказчиков и позволяющая им создавать в сети убедительно организованное, интерактивное трехмерное пространство с возможностями передачи речи и отображения графических образов. Это решение упрощает внутреннее взаимодействие и общение с заказчиками, позволяя осуществлять его через Интернет в реальном масштабе времени. Решение web.alive открывает новые измерения делового сотрудничества, виртуального обучения и электронной коммерции.

Читать дальше......

Статистика 2009

Несколько свежих цифр по западному тренинговому рынку от Training Magazine за 2009 год:

- 41% компаний собираются закупать e-learning инструменты в 2009 году
- в 47% организаций бюджет на обучение сократился
- расходы на одного обучемого составили $1,036 в год (по сравнению с $1,075 в 2008)
- в среднем на одного человека приходится 30 часов обучения в год
- всего 1.5% компаний используют для обучения социальные сети и обучение с использованием мобильных устройств
- 47% часов обучения реализуется тренерами в учебных классах
- 18.5% компаний используют e-learning и другие компьютерные средства доставки учебного контента
- средний бюджет, выделенный на внешние обучающие организации - $306,178

Читать дальше......

вторник, ноября 24, 2009

Мобильная и компьютерная телемедицина и экспертные знания


В Беларуси вдогонку к передаче электрокардиограмм удаленных пациентов высококвалифицированным врачам (см. _) с помощью мобильной связи запускается телемедицинская система унифицированного электронного консультирования. Она «позволяет обеспечить оперативные консультации для пациентов периферийных медицинских учреждений специалистами центральных медучреждений Минска и областных центров. Система базируется на телерадиологии, которая связана с передачей данных диагностических исследований и последующим анализом на высоком профессиональном уровне. Кроме того, в отдельных случаях узкие специалисты смогут удаленно руководить самим процессом исследования» (Подробнее)

В цитируемых материалах, к сожалению, не акцентировано внимание на том, что обе системы используются (в реале) не только для консультирования непосредственно пациентов, но и для экспертной помощи и поддережки со стороны ведущих специалистов своих коллег. Явно, что в этих системах содержатся многообещающие зачатки управления знаниями в масштабах целой отрасли (и страны, пусть и компактной).

Читать дальше......

понедельник, ноября 23, 2009

Виды управления в е-learning (Тезисы)

Следующее поколение систем дистанционного обучения будет опираться на сервисные архитектуры
Диклейн Даггер, Александр О’Коннор, Сиамус Лавлесс, Эдди Уолш, Винсент Уэйд Сервисные платформы электронного обучения: от монолитных систем к гибким сервисам


Недавняя дискуссия заинтересованных в решении вопроса, что лучше, контентное (на основе е-курсов) или социальное обучение, сторон побудила запостить эти тезисы, которые излагают суть готовящейся довольно большой статьи.

1. Социальные процессы нуждаются в управлении.
2. Обучение – социальный процесс.
3. LMS – это не процесс :).
4. Управление обучением – это не столько процесс, сколько система процессов управления, весьма разновекторных и имеющих разных субъектов, объектов, цели, средства и пр.
5. Важнейшими подсистемами управления электронным обучением являются:
• Организационное управление обучением (у нас IT-инструментом такого управления выступает обычно LMS + прикрученные к ней блоки типа «Управление знаниями», KPI, «Аттестация»)
• Управление преподаванием (сколько-нибудь специализированные IT-инструменты подобного управления, кроме, с натяжкой, средств авторинга, мне неизвестны)
• Управления учением (этим у нас сам, ИМХО, никто и ничто по существу, не занимается, кроме календаря. Наши курсы, по преимуществу преподают, а не управляют учением)
• Управление учебным общением (не коммуникацией, поскольку она суть часть – подпроцесс - общения). Эту почетную миссию способны выполнять форумы, мессенджеры и сетевые социальные сервисы (SNS).
6. В силу принципиальных отличий перечисленных в п.5 подпроцессов, полноценное управление обучением только на платформе LMS, только с помощью приказов и интсрукций, только на базе социальных сетевых сервисов SNS, только на основе е-курсов или только в ходе коллаборативного обучения невозможно.
7. Отсутствие в ходе обучения подпроцессов управления его организацией, преподаванием, учением, общением приведет к отсутствию обучения как такового. То есть без перечисленных здесь подпроцессов обучения попросту не будет. По определению, в принципе
8. Противопоставлять LMS-курсы и SNS, контентное и социальное обучение бессмысленно, поскольку
• В любом обучении есть базовые, рутинные, официальные (академические) знания и действия, являющиеся нормативными и измеримыми, целесообразными. Если в социальном обучении контента якобы нет, то он появляется в итоге обучения и, как правило, заведомо есть в голове преподающего

Отступление. Только что читал, как немецкие конструктивисты с помощью е-курса(!, ЛМСного) теорему Пифагора преподают. Вполне адекватно принципам конструктивизма. Лет 20 назад экспериментировал с пятиклассниками, когда они коллективно и адекватно решили задачу, почему жи/ши пишется с и, а не ы за полтора часа. Хоть в школе этому «почему» не учат.

• Контентное и социальное обучение имеют свои преимущества и свои изъяны, которые могут взаимодополнять и компенсировать друг друга. Отказ от одного из этих типов обучения в пользу другого только усугубит его ограниченность

9. Следовательно, целесообразно использовать как контентное так и социальное обучение, поскольку первое решает преимущественно задачи преподавания, а второе – педагогического общения.
10. Следующее поколение решений в е-learning будет опираться как на контентное, так и на социальное обучение, чтобы обеспечить баланс процессов управления организацией обучения, преподаванием, учением, педагогическим общением и применением изученного.

Читать дальше......

воскресенье, ноября 22, 2009

И нам надо этот конструктивизм?

Нынче на Западе и в рядах наиболее продвинутых отечественных e-learning'цев в почете конструктивизм (в смысле подход к обучению), когда учащийся конструирует свои познания сам, решая более или менее практические задачи. Очень даже правильный подход при обучении взрослых.
Поскольку часто приходится слышать, что не всем известно про конструктивизм, в вольном пересказе приведу его важнейшие принципы:

1. Обучение происходит путем участия обучаемого в решении проблем, новое знание «добывается» или «открывается» им, то есть учащийся – активная сторона процесса обучения;
2. знание выводится из опыта, приобретенного при решении новой или аналогичной решенной экспертом (е-курсом) проблемы;
3. учебный материал предоставляется учащемуся как единое целое, а не расчленяется на отдельные автономные модули;
4. обучаемый может сам управлять процессом обучения (е-курсом, в частности), при этом ход (траектория) обучения не обязан быть линейным;
5. аудитории предлагаются не теоретические постулаты и абстракции, а примеры решений конкретных задач в заданных ситуациях, на основе которых обучаемые сами предъявляют свое осмысление, видение вопроса.

Годятся ли эти принципы нашему eL? Или что Западу хорошо, то нашему eL смерть?

Читать дальше......

пятница, ноября 20, 2009

Электронное обучение электронному таможенному декларированию

Вопросы кооперации, взаимного обогащения вузовского и корпоративного обучения обсуждаются в среде e-Learning'цев давно, хотя реальных и масштабных примеров их взаимодоействия не так уж и много, как следовало бы.

Еще более сложную модель взаимодействия - вуза, государственного комитета и специалистов частных и государствнных компаний, госучреждений, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность - готовятся в ближайшее время апробировать Белорусский национальный технический университет и Государственный таможенный комитет Беларуси. Они ставять перед собой задачи информирования, обучения и привлечения широкого круга участников ВЭД к использованию IT-технологий в процессе (для начала) таможенного декларирования. Взаимодействие руководителей и ведущих специалистов таможенного комитета с аудиторией будет организовано на платформе виртуального класса, посттренинговое сопровождение - вестись с помощью сервисов Web 2.0.


Ознакомиться с подробностями (и даже записаться в качестве участника) можно здесь.

Читать дальше......

среда, ноября 18, 2009

Корпоративный Second Life




Компания Linden Labs, создатель виртуального мира Second Life, готовит выпуск корпоративной версии своего продукта (кодовое название Nebraska). С помощью него можно будет создавать виртуальные миры в закрытых корпоративных сетях.
Источник в блоге Second Life.

Кто готов купить?

Читать дальше......

вторник, ноября 17, 2009

О посттренинговом сопровождении в формате e-Learning

Несколько выдержек из статьи Натальи Восс и Юлии Ужакиной «Посттренинговое сопровождение: как сделать процесс эффективным» применительно к eL в продолжение недавнего поста:

«Компании-инноваторы в обучении переносят посттренинг в виртуальное пространство:
• «В корпоративные социальные сети, где есть масса возможностей общения в открытом и закрытом формате, по группам, вместе с экспертами, можно обмениваться файлами, создавать вики (контент совместными усилиями) по теме тренинга и пр. Тренер или сами участники публикуют успешный опыт применения навыка.
• В специально созданную под управление обучением оболочку — LMS (Learning Management System). Некоторые LMS-решения дают возможность не только посттренингового тестирования, но и посттренингового общения, рассылки заданий, обмена файлами…
• В открытые социальные сети, где создается закрытая ветка для общения….
• В серию коротких вебинаров с тренером по теме тренинга, которые, по сути, заменяют посттренинг в аудитории и, что немаловажно, ощутимо экономят средства.»

Читать дальше......

понедельник, ноября 16, 2009

Да здравствует свободная навигация?

Кто имел хоть незначительный опыт преподавания, прекрасно знает, что один и тот же материал в разных классах, студенческих группах, даже потоковые лекции в разных аудиториях преподается по-разному. Иногда очень даже по-разному. Темп, порядок изучения, расстановку методических акцентов, преподавательские приемы и «хитрости» обучающий замыкает на себе. Однако причиной этого является необходимость адаптироваться к аудитории. Способы и формы управления преподавателем учебным процессом в огромной степени задают те, кто учится. И горе преподавателю, игнорирующему их ожидания.

Дистанционные курсы, а у нас на рынке преобладают линейные е-курсы, лишены возможности столь тонкой адаптации преподающего к реакциям учащихся на материал. Обучающиеся замыкают управление освоением материалами е-курса на себе. И получается это - по множеству причин – не лучшим способом. Строго же линейная навигация вовсе лишает их свободы управления учением, что едва ли может не раздражать.

Недавно спорил с одним заказчиком продуктовых е-курсов, что для мотивации к их изучению в их компании стоит отказаться от сугубо линейной и позволить практически свободную навигацию по всему их содержанию, кроме прохождения контрольных точек.
Один из аргументов звучал так: е-курсы должны учитывать интересы сильных, слабых и вовсе неподготовленных обучаемых, предоставляя возможность достаточно подготовленным пропустить те моменты, содержание которых уже хорошо известно, свободно «скакать по контенту». Те же, кто осваивает продукт с нуля (а таких немало) должны иметь возможность получать весь необходимый материал в полном объеме, иметь неограниченный и свободный доступ к дополнительным материалам. Вроде бы убедил. Теперь нужно ждать результатов, подтверждающих или опровергающих такую позиции.

Что думаете о свободе навигации для взрослых обучаемых вы, коллеги?

Читать дальше......

Социальное обучение

В блоге уважаемого learn21 обнаружил пост "Социальное обучение"- вольный пересказ материала известного e-learning гуру Джея Кросса (Jay Cross).

Ниже - мысли коллеги о будущем обучения, которое должно строиться на социальных взаимодействиях (выделены жирным), а не на формализованных учебных планах и системах управления обучением.

Мне представляется, что утверждение о том, что социальные сети принципиально изменят обучение, не совсем соответствует реальности. Использование соц. сетей может быть очень полезно для организации взаимодействия группы студентов, направляемых умным преподавателем, но без преподавателя и контента общение превратиться в пустую болтовню. Посадите 20 малограмотных жителей пустыни Калахари в социальную сеть, не дав им адекватных учебников и преподавателя. Чему они смогут научиться? Скорее всего ничему, но забудут как выкапывать съедобные корешки :)

Утверждения про социальное обучение и мои комментарии (мои - италиком):
1) Не эксперты, а сеть - Если речь идет о том, чтобы научиться готовить картофельную запеканку, нет ничего лучше чем спросить 1000 посетителей кулинарного сайта. Получите 150 вариантов рецепта на любой вкус. А как насчет устройства синхрофазотрона? Если даже 10.000 малограмотных или недообученных людей будут его обсуждать сомнительно, что они смогут друг друга чему-то научить за разумное время

2) Не потребность знать, а потребность поделиться (!) - Прекрасная мысль. Очень напоминает послание нашего президента про модернизацию (надо модернизироваться и двигаться вперед! Ура!). Только скажите как! Но обычно те, кто по стратегическим вопросам, не дают ответа как зайцам стать ежиками :) Причем мне кажется, что если человек хочет делиться знаниями, то он сделает это и без социальной сети (хотя она, конечно, ему в этом поможет)

3) Не учебный план, а компетентность - кто бы спорил, но причем здесь LMS или обучение с преподавателем? Стандартное обучение не может развивать компетенции?

4) Сюрприз, а не предсказуемость - Сюрприз!! Коллективным разумом обучаемые решили, что изучить нам нужно не тут технологию, которую решил внедрять совет директоров компании, а совсем другую, но более интересную для них. Еще сюрприз, сегодня мы решили ничего не изучать, а скачивать музыку и обсуждать ее :)

5) Не склад, а поток - Тут не поспоришь, при непрерывно меняющейся жизни нужен непрерывный учебный процесс. Вот только вопрос - социальное взаимодействие это единственно возможный инструмент для непререывного обучения?

Мне кажется что в целом в эйфории от распространения сетевых сервисов мудрость толпы несколько преувеличивается. Толпы народа сожгли Александрийскую библиотеку, веками топили ведьм и устраивали хрустальные ночи. Редко когда группа буйных молодых людей собиралсь для коллектинвого написания сонетов :) Толпа превращается в нормальное общество или сообщество благодаря институтам, отличительной чертой которых является наличие правил и законов.

Читать дальше......

воскресенье, ноября 15, 2009

Текст и графика в пределах слайда

Взял наугад картинку и текст и стал их комбинировать по образу и подобию того, что приходилось наблюдать в разных е-курсах. Вот что вышло:



Резюме:
1. Текст суть такой же визуальный объект для пользователя, как и картинка.
2. Не стоит объединять на одном слайде текст и графику наугад.
3. Совмещать картинки и текст на слайде - дело не такое уж и простое.
4. Хорошо бы поучиться их грамотно совмещать.

Читать дальше......

суббота, ноября 14, 2009

Шаблоны vs авторские средства

Средство быстрой разработки электронных курсов (rapid e-learning authoring tool) - вроде бы это уже устоявшийся термин, но точного определения нет. Является ли средством быстрой разработки Word или PowerPoint (с конвертацией во flash или html)? Вроде бы да, но тут проблема с отсутствием интерактивности, которая вроде бы должна присутствовать в курсе.

Если читать статьи про средства быстрой разработки, то получается, что речь как правило идет об инструментах, позволяющих создавать контент на основе шаблонов - т.е. разработчик заполняет поля в формочках и получает готовые интерактивности. Создание контента на основе шаблонов, готовых интерактивностей (примеры таких западных продуктов - Articulate Engage, Raptivity) противопоставляется универсальным инструментам разработки курсов (западные примеры - Lectora, Toolbook).

Предполагается, что разработка на основе готовых шаблонов существенно быстрее, а универсальные инструменты не дают должной скорости и сложны в изучении (слышал я такие доклады и на российских конференциях от разработчиков шаблонных авторских средств). Давайте задумаемся над тем, что такое быстрая разработка в часах и минутах. Если нужно оформит курс из 100 экранов (время на подготовку контента и разработку сценария в расчет не берем, т.к. оно одинаково для любого инструмента), то что такое быстрое оформление? Если на каждый экран тратится 15 минут, то это 1500 минут, т.е. 25 часов или 3 рабочих дня. Очень даже быстро.

А теперь вопрос - можно ли используя универсальное авторское средство добиться такой скорости? Я уверен, что более чем возможно. На прошедшей неделе я вел очередной тренинг по Courselab, который мы считаем универсальным авторским инструментом, хотя в нем есть и шаблонные интерактивности. Мы разбирали достаточно сложные примеры. Так вот у меня на оформление любого из этих примеров уходит не более 15 минут с учетом поиска картинок. Посмотреть пример 3-х заданий, разбираемых нами на тренинге.

Внимание вопрос - оформляет ли в реальности кто-то курс из 100 экранов за 3 рабочих дня? Скорее всего нет. На это требуется больше времени. И дело, скорее всего, не в том, что универсальное авторское средство не позволяет делать. Дело в чем-то другом - взаимодействии с заказчиками, качестве сценария, необходимости подготовки качественных иллюстраций и т.п.

PS

Использование готовых шаблоново оформления безусловно ускоряет работу. Именно поэтому мы и добавили их в редактор и будем добавлять еще. Но наличие шаблонов (сколько бы их ни было) во-первых не гарантия быстрой разработки, а во-вторых не позволяет реализовать абсолютно все что может придти в голову разработчику курса.

Читать дальше......

пятница, ноября 13, 2009

Хэмингуэй – слабый троечник, а Черчилль - не голова

Американские товарищи обленились настолько, что решили создать систему автоматической оценки школьных сочинений (источник).

В итоге сочинения нобелевского лауреата-писателя заслужили 3 с минусом, поскольку «язык Хемингуэя не соответствует уровню британского школьного экзамена повышенной сложности». Программа также сочла неблестящей одну из известнейших парламентских речей Черчилля.
Самые же продвинутые американские школьники (в США вроде как-то действует система машинной оценки сочинений), в отличие от Черчилля, Голдинга (Нобелевская премия по литературе тоже), и создателя «Заводного апельсина" Берджесса научились сочинять в угоду компьютеру. Ждем теперь от тинейджеров новых шедевров изящной словесности.

Читать дальше......

четверг, ноября 12, 2009

Совет по вовлечению руководителей в электронное обучение

Статья из журнала Training Magazine - "Совет по вовлечению руководителей в электронное обучение" - перевод на distance-learning.ru

Читать дальше......

среда, ноября 11, 2009

Финансовые махинации



После кризиса, всяких Enron'ов и Медоффов вопрос "Где деньги?" для американцев актуальнее чем когда-либо. Как расследовать финансовые махинации? Посмотрите доступный в сети электронный курс для граждан, подготовленный North American Securities Administrators Association (NASAA) вместе с правительственными агентствами.

Пора ли в России заниматься таким обучением граждан? Боюсь, что нашему МВД придется готовить для граждан электронные курсы в виде симуляторов по убеганию от нетрезвых майоров милиции с пистолетами в руках :)

Читать дальше......

Twitter для учителей

Как использовать Twitter процессе обучения? Посмотрите видео (на английском) с примерами практического использования twitter в учебной аудитории и возможно вы проникнетесь идеей.

Читать дальше......

Мотивация сотрудников к прохождению дистанционных учебных курсов

Статья Руслана Нуреева из компании Талантиум по итогам круглого стола на прошедшей конференции.

23 октября я с удовольствием принял участие в ежегодной конференции Websoft.

Поскольку, компания Talantium специализируется на Blended обучении, в своих проектах мы используем как традиционное тренинговое обучение, так и e-learning. Поэтому тема «Мотивации сотрудников к прохождению дистанционных учебных курсов» показалась мне наиболее близкой важной и интересной.

Наибольший интерес в группах вызвали драйверы мотивации – конкретные инструменты, которые влияют на ее повышение. Ниже я привел наиболее важные:

1. Вовлеченность менеджеров

Уже наличие поддержки руководства повышает интерес к обучению. А если в компании, топ менеджеры вовлечены в процесс обучения и развития, мотивация особенно высока. Среди инструментов, которые используют коллеги, реализовавшие этот подход:

  • Топ-менеджер- как куратор курса обучения,
  • Письменные, устные и видео-обращения от топ-менеджмента
  • Регулярный контроль за ходом обучения со стороны менеджеров
2. Системный подход

Обучение это не набор модулей, приглашение на которые приходит сотруднику время от времени. Каждая должность имеет определенный, долгосрочный план обучения. И все пункты в этом плане понятны и обоснованы. Сотрудник видит свой календарь обучения с глубиной от полугода, понимает взаимосвязь между курсами, а самое главное цели обучения.

3. Инициатива снизу

В случае, когда сотрудники активно вовлечены в процесс подготовки планов обучения, у них несомненно очень высока мотивация к обучению, ведь они были соавторами и их пожелания были учтены. Очень важно правильно расставить акценты и критерии выдвижения программ, а также привлечение менеджмента для оценки соответствия целей обучении целям компании, чтобы в результате не получилась интересное, развивающее сотрудников обучение, которое, увы не приносит бизнес-результатов.

4. Маркетинг eLearning

Наиболее распространены инструменты - хороший PR со стороны T&D и менеджмента, высокое качество учебных материалов, организация поддерживающих вовлеченность в обучение мероприятий (викторин, конкурсов и т.п.)

5. Практичность

Идеально для мотивации, если в сразу после обучения у сотрудника есть возможность применить полученные знания на практике. Сильным демотиватором является обучение «впрок», когда сотрудник не понимает, когда и как он сможет использовать полученные знания. Если сотрудник, начиная обучение, уже знает, как и когда (в ближайшей перспективе) он будет использовать полученные знания, можно быть уверенным, он возьмет максимум от обучения.

Читать дальше......

вторник, ноября 10, 2009

Вот оно какое – опережающее! - профобучение

«Развитие сотрудничества с работодателями по вопросам организации опережающего обучения работников и выпускников вузов является в настоящее время одним из самых актуальных направлений образовательной политики, сообщил заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко» (Источник).
«Под опережающим профессиональным обучением понимается обучение работников в случае угрозы массового увольнения для обеспечения их занятости. Таким работникам предлагается бесплатно повысить квалификацию, получить дополнительные знания или изменить специализацию» (там же). Особенно это актуально для выпускников вузов и профтехучилищ!

А я-то думал, по наивности (так меня неправильно и учили), что опережающее обучение – это превентивная (загодя) подготовка к работе в отраслях, на производствах, на основе технологий, на том оборудовании, с теми продуктами, которых сегодня еще нет, но которые появятся завтра. Например, не было и нет еще атомной энергетики в Беларуси, а студенты – работники будущей АЭС – уже приступили к учебе. Впрочем, чиновникам виднее: скажут, что опережающее обучение – это не кадровое обеспечение инноваций, реформ и новых производств, а переквалификация автовазовцев предпенсионного возраста в …, так тому и быть.

Читать дальше......

понедельник, ноября 09, 2009

Грипп и e-learning


Любопытную информацию разместили коллеги на ресурсе "Электронное обучение в Украине":
о том, как эпидемия хвори побудила власти некоторых городов и студентов вузов обратить бОльшее внимание на ДО (читать).

Воистину, нет худа без добра.

Читать дальше......

воскресенье, ноября 08, 2009

Когда завершается е-курс?

Александр Рябинин затронул в посте «Управление временем электронного курса» очень важную, на мой взгляд, проблему, которая действительно, ускользает от внимания части отечественных разработчиков е-курсов и менеджмеров по обучению: каким образом управлять временем манипулирования пользователя электронным средством обучения, особенно в компаниях. Затронутый Александром вопрос стоит, думется, еще более расширить и сформулировать следующим образом: как организовать процесс обучения с помощью электронных средств обучения. Мой опыт говорит: в массе компаний процесс обучения на основе е-курсов организован никак. Соответственно, и мотивация персонала к учению реализуется как придется.

Начну с риторического вопроса: можно ли создать толковую учебную программу, не зная, как будет организовано ее изучение? Едва ли. Практика же такова, что вопросы осуществления процесса обучения у нас зачастую находятся вне фокуса внимания разработчиков курса. Иными словами, как будет изучаться созданный ими продукт их не касается (порой заказчики прямо так и заявляют внешним разработчикам ) или касается слишком причудливо.

Можно ли создать качественный обучающий продукт, не ведая или не спланировав заранее, как будет организовано и осуществлено обучение на его основе? - Сомневаюсь.
В действительности дизайн (проектирование) и создание курсов включает в себя не только изучение потребностей в обучении и целевой аудитории, наполнение их контентом, но также прописывание
1) их эксплуатации (организации процесса учения)
2) проектирования использования его результатов.
Например, теории уделяется столько-то времени, ее закреплению и применению (в виде учебного тренажа или на практике) – столько-то, коррекции ошибок и повторению – еще толика и т.д и с таким-то желаемым результатом. Классический педагогический дизайн (R. Gagne) включает процесс поддержки образовательных эффектов от обучения в структуру курса.

Некоторые американские практики и теоретики eL для бизнеса вовсе предлагают считать обучение законченным лишь после того, как обучаемые на своих рабочих местах продемонстрируют должный уровень применения и освоения изученного с помощью курса. Лишь тогда курс считается завершенным (!!!), и не ранее. Иначе е-курс грозит оказаться вещью-в-себе, имеющей весьма отдаленное отношение к процессу обучения, как это ни странно звучит.
Боюсь, памятуя о названии этого блога, что технологии е-learning и технологии разработки курса могут оказаться совсем не родственными процессами :(

Читать дальше......

пятница, ноября 06, 2009

Стандартизируют ли е-курсы знания в головах?

В отчете Елены Тихомировой о работе круглого стола на тему «Как подружить "управление знаниями" и электронное обучение?» заставила задуматься следующая мысль:
«Стандартизация знаний в головах. Несмотря на то, что вопрос спорный, большинство участников отметили, что передача знаний через e-изучение позволяет передавать знания одинаковые всем сотрудников, без влияния внешних факторов (например, настроения тренера). Таким образом, пусть не однозначно гарантировано, но тем не менее сотрудники получают одинаковый набор информации. Это тоже часть УЗ».

Вопрос, действительно, неоднозначный. Обеспечивает ли «единообразие в головах» получение аудиторией одних и тех же данных? Похоже, это не так. Приведу пример с сегодняшнего вебинара. На вопрос


участники вебинара отреагировали так (двое от ответов воздержались):


Приведу другой пример:
Недавно на одном из очных тренингов по написанию текстов рабочих инструкций (которые, думается, тоже имеют отношение к управлению знаниями - (см. комментарий от Yuriu к посту Елены) его участники выполняли 2 внешне разных задания:

1-е задание: тремя способами писали один и тот же фрагмент текста одной и той же инструкции (объем – 2-3 предложения) (работало 12 человек).

2-е задание: они же в группах из 4 человек редактировали один и тот же фрагмент описания бизнес-процесса, превращая его в рабочую инструкцию для персонала (объем – примерно полстраницы текста).
В обоих случаях с заданием справились великолепно. Только во 2-м случае все три группы, не сговариваясь, выдали практически тождественные тексты (две из них – тождественные на 95 процентов). В обоих же случаях (заданиях) участники действовали по одному и тому же алгоритму (набору правил написания текстов). Выходит, знания все же могут стандартизироваться по разным головам.

К чему я это? Да к тому, что и познавательной деятельностью пользователей курсов в е-learning (см. об этом), равно как и деятельностью по написанию управляющих текстов, также нужно управлять. Подружить е-learning c УЗ, полагаю, можно будет, когда контент е-курсов перестанет «информировать про знания, "давать информацию» и "тестировать пролистанное", а управлять процессом о(у)своения знаний и желаемого поведения и, в идеале, контролировать их применение.

Читать дальше......

четверг, ноября 05, 2009

Сколько стоит индийский e-learning

Если кому-то вдруг интересно узнать, какие зарплаты получают специалисты по e-learning в Индии и понять в каком мире мы живем (первом, втором или третьем) - читайте отчет об исследовании здесь. Если в 2-х словах - почти никто не зарабатывает более $17.000 в год. Половина - не более $10.000 в год.

Читать дальше......

Результаты 3-х круглых столов

В продолжение темы круглых столов на конференции - набор ссылок на отчеты, подготовленные коллегами:

1) Елена Тихомирова (Центр E-Learning), круглый стол "Как подружить "управление знаниями" - читать отчет

2) Александр Рябинин (Лаборатория Мультмедиа), круглый стол "Разработка контента: быстро или качественно?" - читать отчет

3)Валерий Леонтьев (Лаборатория Мультмедиа), круглый стол "Игры и симуляции, стоит ли оплачивать «банкет»?" - читать отчет

Читать дальше......

вторник, ноября 03, 2009

Пиратская партия и е-курсы в свободном доступе

Шведская Пиратская партия вышла по массовости своих рядов стала "третьей по численности политической организацией в Швеции" (Источник).

Россияне тоже не остаются в стороне.


Любопытные могут заглянуть на сайт отечественной Пиратской партии. Там и манифест партийный выложен, и идеологическая концепция и кое-что еще. Есть вики и форум. Те из e-learning'цев, кто задумывается о выкладывании учебного контента в свободном доступе, смогут найти для себя, похоже, немало весомых аргументов в пользу таких мыслей.

Читать дальше......

понедельник, ноября 02, 2009

Онлайновая интерактивная доска

Интересное видео интересного популяризатора блоггинга - Марины Курвитс - на ее замечательном, на мой взгляд, ресурсе "Организaция учебной работы при помощи блога" про возможности сервиса Dabbleboard.

Читать дальше......

воскресенье, ноября 01, 2009

Интернет-телевидение для обучения

Если ничего не путаю, здесь у в блоге еще не поднимался вопрос про интернет-телевидение, используемое в учебных целях. Причем, подобно вебинарам, такую работу можно проводить как в синхронном, так и в асинхронном режимах. Записи же учебных материалов потом можно обсуждать на форумах, в блоге или иных сервисах Web 2.0. Например…

Читать дальше......

Круглый стол «Отчаянные домохозяйки» или Как работать с предметными экспертами

Ирина Ткачева, управляющий партнер Бизнес-школы SRC, вела один из круглых столов на прошедшей конференции. Ирине досталась одна из самых интересных тем - как работать с предметными экспертами при разработке учебных курсов. Ирина подготовила обзор мыслей, высказанных участниками за этим столом:

Уважаемые коллеги, во время обсуждения было выявлено, что работа с предметными экспертами в процессе создания курсов для ДО своими силами (то есть без привлечения внешних разработчиков), в компаниях, работающих в разных отраслях экономики, имеет свою специфику.

В банках и страховых компаниях чаще всего разрабатываются «продуктовые» курсы. Предметными экспертами в этом случае выступают продакт-менеджеры. Их мотивация на создание качественного контента высока, так как они максимально заинтересованы в том, чтобы в сжатые сроки обучить персонал компании по новому продукту.

В производственных компаниях чаще разрабатываются технологические курсы, предметными экспертами для которых выступают специалисты самых разных подразделений – от IT-специалистов и технологов до сотрудников финансовых служб и юристов. Взаимодействие с ними часто осложняется недостаточной мотивацией для работы над курсами и большой загруженностью экспертов собственными должностными обязанностями.

Поставщиками контента для курсов, создаваемых в розничных компаниях, часто являются бренды-производители. В этом случае взаимодействие с экспертами осложняется тем, что они являются сотрудниками другой компании.

В связи с наличием такой ярко выраженной специфики участниками обсуждения было выдвинуто предложение при проведении аналогичных конференций в будущем составлять группы из представителей однотипных компаний, так как обмен опытом между ними может быть гораздо более полезным.

Обобщенные результаты обсуждения сведены в таблицу (т.к. в blogger запихнуть таблицу нетривиально, то она был трансформирована в список).

1. ПЭ не мотивированы для работы над созданием курсов. Очень сложно получить от них исходный контент, затягивается время согласования и доработки курса

Предлагаемые решения:

· Применяются административно- командные меры – инициируются приказы высшего руководства, которыми назначают ответственных ПЭ, например, выделяются отдельные лица из числа сотрудников подразделения, в должностные инструкции которых вносятся функции по сбору и обработке контента.

· Поощряется материально работа ПЭ над курсами, то есть им доплачивают за эту работу.

· Проводятся конкурсы курсов, их ПЭ награждают почетными грамотами, премиями.

· Указывается авторство ПЭ «крупными буквами на первой странице курса», во введении к курсу или в его описании выражается благодарность его ПЭ.

· ПЭ «продается» идея работы над курсом, как интересное и увлекательнейшее занятие.

· Опора на хорошие человеческие взаимоотношения с потенциальными ПЭ, чтобы они всегда были готовы «прийти на помощь».

· В качестве ПЭ привлекают людей со стороны, например, ВУЗовских профессоров или других узких технических специалистов, которые будут работать за гонорар, поэтому «на совесть».

· ПЭ ставятся перед выбором: «Если не предоставите контент, сами учить будете, еженедельно по командировкам разъезжая!»Время согласования сверстанного курса сокращается путем предоставления ПЭ распечатанных скриншотов курса в бумажном виде, на которых они должны делать пометки или исправления.

2. ПЭ не обрабатывают первоначальный контент, дают или «все, что есть по этому вопросу» или «что-нибудь, чтобы быстрее отделаться».

Предлагаемые решения:

· Сотрудники УЦ обучают ПЭ готовить контент по заранее разработанным критериям, например, создав специально для них электронный курс «Что мы ждем от предметных экспертов».

· Сотрудники УЦ, разрабатывающие курс, заранее, на этапе постановки задачи перед ПЭ, определяют размер будущего курса (по времени обучения) и жестко фиксируют размер требуемого контента.

· Разделяются «навыковые» курсы и инструкции – инструкции делаются не в виде курсов, а прилагаются отдельными электронными документами.Методист УЦ готовит не только сценарий курса, но и весь контент, от ПЭ не требуется никакой обработки контента, он только отвечает на вопросы методиста в ходе интервью

3. Сотрудники УЦ, занимающиеся разработкой курсов, плохо представляют себе специфику деятельности ПЭ, поэтому не могут оценить предоставленный ПЭ контент, выбрать из него материал, обязательный для включения в курс, и отсечь избыточный

Предлагаемые решения:

· Все сотрудники УЦ сами имеют опыт работы в бизнесе, прошли в своем карьерном росте несколько ступеней и хорошо разбираются в специфике работы ПЭ.

· Сотрудники УЦ проходят «стажировку» в качестве «новичков» в каждом департаменте по одному месяцу, видят его деятельность «изнутри». Дополнительная выгода – завязываются хорошие межличностные отношения с потенциальными ПЭ.

· Сотрудники УЦ входят в проектные группы по разработке новых продуктов,

· Работая над созданием нового курса, методист «выходит в поле», то есть наблюдает за реальной работой сотрудников, для обучения которых создается курс. Он собирает вопросы, которые чаще всего у них возникают, затем получает на них ответы у ПЭ. Таким образом формируется контент курса.

· Методист и не должен разбираться в специфике предмета – весь контент он должен «пропустить через себя» - если ему, несведущему в вопросе, станет все понятно, значит и обучаемому – новичку тоже все будет понятно.

· ПЭ сами разрабатывают курсы – например, группу молодых сотрудников обучают технологии Flash, каждый из них делает курс по своей специфике в качестве дипломной работы.

· Презентации дирекций по направлениям записываются на видео – они размещаются на учебном портале в качестве мини-курсов.

4. «В товарищах согласья нет» - мнения ПЭ расходятся, контент выданный одним, оспаривается другими. Контент «размыт» по компании, в неструктурированном виде он находится в головах у многих ПЭ, сложно не только его собрать, но даже определить, к кому обращаться и по какому вопросу

Предлагаемые решения:


· Собирается рабочая группа из нескольких ПЭ, решение о том, какой контент считать верным, принимается руководителем функционального подразделения.

· К сбору и оценке контента привлекаются топ-менеджеры – они назначают главных ПЭ или сами выступают в их роли.

5. Контент в уже созданных курсах быстро устаревает, необходимо отслеживать его актуальность и своевременно вносить изменения

Предлагаемые решения:

· Сотрудники УЦ принимают ответственность за внесение изменений в курсы на себя, они подписаны на все рассылки, в которых появляется информация об изменении контента, своевременно узнают об изменениях и вносят их в курсы.

· К каждому курсу прикрепляется форум, чтобы обучающиеся могли оставлять комментарии и сообщать о необходимости внесения изменений.ПЭ вменяется в обязанности отслеживать изменения, им даются инструменты оперативного изменения курсов и соответствующие ограниченные права доступа

6. Внутренний заказчик и ПЭ – в одном лице, курс оценивается не по принципу, достигнуты ли цели обучения (они иногда даже не формулируются), а по принципу «все ли сказано, что можно по этому вопросу сказать»

Предлагаемые решения:

· Сотрудники УЦ настаивают на создании курсов разных уровней сложности и глубины – для «новичков» и для «продвинутых».



Отдельно необходимо осветить вопрос о степени вовлеченности ПЭ в процесс подготовки курсов и распределении ролей между сотрудниками УЦ и предметными экспертами. Эта тема вызвала бурные обсуждения.

Были высказаны диаметрально противоположные точки зрения – от идеи «полностью переложить процесс подготовки курсов на плечи ПЭ, обучив их даже верстке курсов при помощи CourseLab и Captivate, до требования «никогда не подпускать ПЭ к сценарию курсов, ведь каждый должен делать свою работу: ПЭ – готовить контент, методист – писать сценарий и укладывать в него контент, педдизайнер – обеспечивать правильную методику обучения». В некоторых компаниях молодые ИТР, ориентированные на карьерный рост и включенные в кадровый резерв, делают курсы или симуляции-тренажеры производственного характера целиком самостоятельно, освоив даже технологии Flash. Есть удачный опыт разработки «продуктовых» курсов силами лучших продавцов.

Очевидно, что оптимальное решение этого вопроса для каждой компании свое, так как необходимо учитывать не только специфику организации, но и наличествующие компетенции конкретных людей, вовлеченных в процесс разработки курсов

Читать дальше......