Websoft

вторник, декабря 29, 2009

Kindle доехал

Наконец мой Amazon Kindle доехал до меня. От момента заказа до получения прошло 20 дней :( При этом физически от Сиэттла до Москвы он добрался за 4 дня. См. ниже распечатку истории заказа:

December 7, 2009 03:27:00 PM MOSCOW RU Arrived at destination country
December 7, 2009 11:26:00 AM MOSCOW RU Arrival Scan
December 4, 2009 11:46:00 PM KOELN (COLOGNE) DE Arrival Scan
December 4, 2009 05:05:00 AM Louisville KY US Departure Scan
December 3, 2009 08:24:00 PM Boeing Fld Air Sort WA US
December 3, 2009 05:09:00 PM Redmond WA US Arrival Scan
December 3, 2009 03:04:51 PM Seattle WA US Shipment has left seller facility and is in transit


А вот далее вплоть до 24 декабря продолжался customs clearance process, и потом еще компания UPS 3 дня доставляла мне его по городу Москве. Мало того, в дополнение к $259 стоимости самого Kindle пришлось заплатить 5000 рублей с копейками за таможенную очистку (заполнив при этом кучу дурацких форм, это притом, что 2500 рублей UPS взял за то, чтобы донести эти формочки до таможенников).

Вот так менеджмент и инфраструктура (они же дураки и дороги) способствуют техническому прогрессу нашей страны! Точно проще было слетать в Штаты или попросить друзей привезти.

Kindle тем не менее заработал. Причем без видимых усилий он законнектился к Kindle Store и я купил себе несколько книжек на новогодние праздники. Моя первая Kindle книжка "Collapse: How societes choose to fail or succeed" скачалась за 10 минут. Как Kindle соединяется с внешним миром - не очень понятно. Скорее всего у него внутри некий GSM модуль, но никаких SIM карт совать в него не нужно - работает и так. У меня в офисе показывает 3 палочки из 5 на индикаторе доступности сети.

В Kindle Store около 330.000 книг, но пока есть не все что хотелось бы. Например, в электронном виде есть только 2 книжки Simon Schama (на мой взгляд, лучший историк/литератор из тех, что мне доводилось читать), а в бумаге - десятки. Amazon обещает. что скоро переведут в электронный формат сильно больше (всего у них 26 миллионов книг в каталоге).

Сам функционал пока не опробовал до конца, но на первый взгляд качество текста вполне приемлемое, под углом и при ярком свете все читается отлично. E-ink работает. В процессе чтения автоматически можно посмотреть словарную статью из New Oxford American Dictionary, что крайне удобно, т.к. лежа на пляже лезть в словарь за одним непонятным словом на странице неохота. А так есть шанс закрыть некоторые пробелы в своем словаре.

Самое любопытное - в разделе Experimental. Там есть браузер - корявый, но он работает! Я спокойно зашел в Википедию и смог там побродить. Правда на google.com меня послали - написали, что "web browsing is not avaiable for all countries". Надо будет еще разобраться куда пускают, кроме Википедии.

Ну и минус конечно - Kindle это исключительно для англоязычной литературы. Кириллицу не понимает никак. Впрочем умельцы вроде бы что-то сделали

Читать дальше......

Самое радостное в жизни - это Интернет


Согласно результатам опроса, проведенного организацией Pew Research Center, американцы весьма недовольны ходом истории в 2000-е годы.
Единственное, что доставило им радость и внушило оптимизм - развитие Интернета и мобильной связи.
"... технологические достижения, распространение мобильной связи и интернет-торговли воспринимается населением США неизменно положительно. При этом наименьшее удовлетворение у опрашиваемых вызвало появление блогов и социальных сетей" Источник
Часть респондентов старше 65 лет, в отличие от более молодых людей, выказала недовольство слишком масштабным развитием Интернета.
Справедливо ли такое мнение?

Читать дальше......

понедельник, декабря 28, 2009

Один сайт на 28 землян

Обнародованы статистические данные (Исследовательская компания Netcraft) о количестве сайтов и блогов в сети накануне Нового года. Согласно им на 1 декабря в Cети насчитывалось 233 848 493 сайта.
Иными словами, менее чем на 30 жителей Земли в среднем приходится один сайт.
Это много или мало?
Исчерпаны ли резервы сайтостроения и блоггинга?
Судя по данным в этом же источнике, в рунете - по прежнему рост.

Читать дальше......

воскресенье, декабря 27, 2009

Новые IT-должности – законодательно

Белорусский государственный «Единый классификатор должностей служащих» пополнился аж 7-ью новыми официальными должностями в сфере информационных технологий.
«В штатных расписаниях ИТ-компаний в новом году появятся системные аналитики, бизнес-аналитики, системные архитекторы, специалисты по тестированию программного обеспечения, тестировщики программного обеспечения, технические писатели и специалисты по сопровождению программного обеспечения.» Источник

По себе знаю, как это важно. Лет 20-25 не было такой должности, «компьютерный лингвист» и, соответственно, права заниматься этим делом. Зато 2.5 года назад меня приглашали возглавить кафедру компьютерной лингвистики (хоть и корочек соответствующих нет в природе) в одном из университетов. Нет бы поступать, как часто делают во Франции – сначала придумывают должность (специальность), а затем создают и развивают соответствующую сферу производства. Это и есть опережающее обучение в национальном масштабе.
А как обстоит дело с классификацией ИТшных должностей, а также должностей специалистов, занятых в учебных центрах компаний или ДО подразделениях вузов в других постсоветских странах? Кто в курсе, поделитесь, пожалуйста.

Читать дальше......

пятница, декабря 25, 2009

По следам святочного вебинара

Впервые после 22-х месяцев регулярного проведения вебинаров решился, наконец, познакомить аудиторию с техникой обучения, согласно которой преподавателю запрещается
- напрямую давать знания,
- констатировать ошибки учащихся,
- велеть, «как надо» думать и действовать + много чего еще не рекомендуется

Вебинар был посвящен теме, имел цель, которые аудитория должна была определить сама ближе к занавесу мероприятия (правды ведущий им так и не сказал, сообщит в рассылке материалов мероприятия).
Попутно участники должны были придумать минимум один прием, благодаря которому работа с контентом их будущих курсов станет приносить их обучаемым радость.

Святочная тема радости, ИМХО, должна была коснуться и самих участников. А испытали ли они сами похожее чувство, выполнив пару десятков заданий и исписав в среднем по одной странице текста каждый? Один коллега даже пожаловался на переизбыток вопросов и упражнений:)

Посмотрим на результаты опроса (Два человека не голосовало, видимо, отлучились чайку испить):


Озадаченный таким единодушием, ведущий спросил: «А почему вы, собственно, радовались?» - и получил в ответ:

А.П.: я увидела, как могу изменить свой стиль обучения других
А.З.: узнал новое
С.Г.: интересно, нет давления,
М.С.: а бог его знает!
Н.Д.: нравился процесс изложения своих мыслей
С.Г.: занималась необычным и интересным занятием))
В.К.: приятное общение, интересный результат
А.З.: чему предстоит научиться, я уже поняла для себя
Е.Г.: маленькие "открытия" "замыленных" вещей
О.П.: Мысли о радости вызывают радостные воспоминания, это всегда позитив
Е.И.: было новенькое
П.К.: осознание того, что вызывает радость у человека, и изучение новых приемчиков разработки контента
Е.Л.: Интересная тема + я, оказывается, давно пытаюсь работать в этой технике :)
В.М.: Я на вебинаре впервые и не разочаровался!
И.К.: я понял, что я буду добавлять в эл. курс для его улучшения
С.Г.: интересное чувство: люди далеко и при этом так близко - на расстоянии "один клик" :)
М.Л.: первый раз приятно было работать в группе
Р.Л.: все прекрасно, очень доволен участием всех, своим участием...
С.Г.: спасибо что ведущий ничего не делал ;))))
А.З.: просто взрыв мозгов

Читать дальше......

четверг, декабря 24, 2009

RIP: Metaplace

Был такой виртуальный мир Metaplace - стало известно, что он закрывается. Также как и ранее экспериментальный продукт Google Lively. Я думаю впереди еще масса банкротств и закрытий аналогичных проектов. Не удивлюсь, если закроются вообще все виртуальные миры, с которыми сейчас экспериментируют для целей обучения, включая SecondLife.

Это будет продолжаться до тех пор, пока разработчики не смогут ответить на вопрос как их творение может использоваться на уроке географии в сельской школе тетей Маней ( или Джоанной). Или пока корпоративный тренер Петя (Джон) - обычный пользователь офисного приложения, не сможет сам склепать модель цеха для обучения безопасному покиданию его в случае пожара, без привлечения специалистов по 3D моделированию, которые нарисуют ее за $200.000 и 5 месяцев. Т.к. сейчас у обычного преподавателя хватает ума и квалификации только на делание слайдовых курсов (поскольку понятных пользовательских инструментов 3d моделирования нет), то курсы PowerPoint-style еще долго будут единственным реальным инструментом обучения.

Читать дальше......

Как искать экспертов?

Большинство автоматизированных систем, так или иначе решающих задачу управления знаниями, имеют в своей основе базу экспертов, выполняющих в системе определенные действия (отвечают на вопросы, модерируют и размещают материалы и т.п). Нам в соответствующем модуле WebTutor это также важно.

Соответственно возникает крайне важная задача - как определить экспертов? Особенно если организация весьма велика и распределена территориально. В статье "Expert Finding Systems for Organizations: Problem and Domain Analysis and the DEMOIR Approach" дается обзор методов и даже систем автоматизированного поиска экспертов.

Для тех, кто интересуется вопросом может быть небезынересно.

Читать дальше......

среда, декабря 23, 2009

Они помирились

Я уже много раз писал про конфликт компании Blackboard (которая запатентовала концепцию LMS) с их конкурентами из Desire2Learn.

Так вот они замирились и подписали взаимное лицензионное соглашение.

Читать дальше......

Мини-игры

Любопытная статья "Bite Sized Gaming: Using Mini-Games for Full Sized Learning" (на англиском) - описывает исследование провеленное контракторами американского министерства оборону по использованию мини-игр для обучения. Идея в том, чтобы не замахиваться на создание большой, сложной (дорогой) игры-симуляции под целый бизнес-процесс, а сделать маленькую игру, ориентированную на развитие некоторого навыка. Например, пулять комические кораблики или баскетбольные мячики, и тем самым изучать основы геометрии. И это работает, весьма эффективно. Читайте статью

Читать дальше......

Обзор некоторых LMS


Коллеги из белорусского сетевого сообщества e-learning.by организовали и провели очередной вебинар на тему «Обзор соврeменных LMS». Речь шла о выборе системы ДО для авторитетного вуза, который весьма активно занимается также повышением квалификации и переподготовкой специалистов, прежде всего управленцев, занятых в сфере государственный власти.
Данная тема, ИМХО, актуальна не только для белорусского рынка. Запись вебинара и иные его материалы доступны.

Читать дальше......

вторник, декабря 22, 2009

Образованцев заценили выше

«Труд» выяснил, какие специалисты выиграли в деньгах в минувшем году.

Менеджер по обучению и оценке персонала +26 000 (99 000)*

Специалисты, работающие в HR-департаментах крупных компаний, занимаются обучением персонала внутри компании, подготовкой руководящих кадров, разработкой и проведением аттестационных испытаний.

За год кризиса компании начали больше ценить таких специалистов, согласовывать с ними масштабные кадровые решения, поручать подготовку руководителей из числа перспективных рядовых сотрудников. Благодаря работе этих специалистов работодатели серьезно экономят на услугах рекрутеров и хедхантеров, а также минимизируют издержки при сокращении персонала".
Источник

Читать дальше......

понедельник, декабря 21, 2009

Аналог белорусской "силиконовой долины" в Кыргызстане


«…Создать в Беларуси уникальную благоприятную среду для развития высоких технологий, в которой совокупность экономических, социальных и правовых условий будет превосходить уровень, достигнутый на сегодняшний день в мировом сообществе…».(из послания Президента РБ А.Г.Лукашенко Национальному Собранию и белорусскому народу)

Такой средой призван явиться Парк высоких технологий.
ПВТ - это часть территории Республики Беларусь, в пределах которой действует специальный правовой режим.

Амбициозный проект Парка высоких технологий в Беларуси интересует и иные государства:
«Кыргызская сторона изучила нормативную правовую базу функционирования Парка высоких технологий Республики Беларусь, механизм особого режима налогообложения, роль Наблюдательного и экспертного совета ПВТ, администрации и резидентов ПВТ. Основные принципы создания и функционирования белорусского ПВТ легли в основу проектных документов по созданию в Кыргызстане Парка высоких технологий.»
Источник

Читать дальше......

воскресенье, декабря 20, 2009

Apple для детей инвалидов

Правительтсво России как известно заботится буквально обо всех - о пенсионерах, пионерах, алтайсках чабанах, пикалевских тружениках и особенно об инвалидах. Детям инвалидам полагается дистанционное обучение дома, что совсем даже неплохо. Но, чтобы и без того несчастные дети не страдали еще больше, из за больших и неудобных компьютеров, им положен только особенные устройства для обучения. Оказывается, что оп постановлению правительтва России за счет гос. бюджета будут финансироваться только особенные компьютеры. А я то думал, что браузер запускается почти на любом железе.

Цитата из источника:

О домашних рабочих местах, которые будет финансировать бюджет, говорится, что «в целях упрощения процесса перемещения масса системного блока не должна превышать 1,5 кг, а размеры корпуса должны составлять не более 20 см по каждой из сторон». Также от машины требуется не менее пяти портов USB 2.0 и двухъядерный процессор с тактовой частотой не менее 2,2 ГГц и кэш-памятью второго уровня с объемом не менее 3 МБ.

Из серийных устройств, поставляемых в Россию, таким требованиям отвечает только один компьютер — Apple Mac Mini


По итогам года большую часть тендеров на поставку железа выиграла компания DPI (Apple Solution Expert в области образования). Более подробная информация в основной статье на CNews.

Читать дальше......

Управлять Знаниями? Класс! А поподробнее?

Время от времени, рассказывая всякие «красивые слова» про педагогический дизайн или о преобразовании исходных экспертных материалов в контент е-курсов, обнаруживается, что эти самые слова куда красивее действительности.
Проиллюстрирую примером: на одном из корпоративных тренингов по трансформации описаний бизнес-процессов в рабочие инструкции для их непосредственных исполнителей из аудитории «вылез» вопрос, не известны ли ведущему иные, быть может, более совершенные техники такого преобразования.

Нужно оговориться, что тренинг был не коробочным. Его детальное содержание, характер проведения, цели и задачи и многие процедуры были заранее очерчены, обсуждены, согласованы и утверждены заказчиком. И заняло все это времени чуть больше, чем сам тренинг. (Проводился в формате: 1 очный день – две недели оффлайнового взаимодейстия ведущего и участников + 1 очный день).
Ведущему посчастливилось знать еще несколько техник. В чем он и признался с оговоркой, что к данной компании наиболее действенные из них не подходят. Публика потребовала «объясниться».
Краткого описания двух таких техник хватило, чтобы аудитория признала:
а) данные технологии действительно более действенны;
б) данные технологии в их компании неприменимы, поскольку несовместимы ни со стилем руководства, ни с традициями корпоративной культуры, ни с имеющимися процессами hrm, включая их кадровое обспечение.

(При этом компания (очень крупная) действительно может быть охарактеризована как наиболее демократичная и смело экспериментирующая в делах менеджмента, HRM, обучения на рабочем месте на всем, как минимум, СНГ-пространстве).

Участники согласились, что техники, и в правду более действенны и что даже в отдаленной перспективе едва ли быть внедрены в их компании.

К чему это? Да к тому, что две «отвергнутые» техники, уже десятилетиями работающие в Японии (здесь – более 50 лет), Франции и Канаде, реализуются:
1. В процессе управления знаниями, а не обучения,
2. На основе выявления, формализации (включая алгоритмизацию) неявных и скрытых знаний и… мотивов(sic!) и «смешивания» их с явными.
К чему это? Да к тому, что относительная автономия и «умозрительность», идеальная природа процессов в сфере знания и познания (обучения), позволяет им «опережать действительность», имеющую место в компаниях.
На сколько процессам управления знаниями, да и обучения персонала позволительно опережать степень развитости бизнеса? Инновационные компании «думают», что довольно на много.

К чему это? Да к тому, что существуют 3 стратегии реализации корпоративного обучения и управления знаниями:
1. Рыночная (все как у всех, по аналогии с конкурентами и партнерами).
2. Инновационная (опередить конкурентов за счет более квалифицированного и компетентного персонала, меркантилизации прлезных идей)
3. Внутриорганизационная (обслуживает сугубо внутренние микропроцессы без оглядки на ситуацию во внешней бизнесу среде).

Какими знаниями управлять будем? Для информатизации управления знаниями учет подобных стратегий, ИМХО, более чем принципиален.

Читать дальше......

четверг, декабря 17, 2009

Управление знаниями - итоги опроса

На прошедшей в октябре конференции клиентов Websoft достаточно активно обсуждалась тема управления знаниями и информационных инструментов (программных продуктов, порталов) поддерживающих этот процесс. См. материал Елены Тихомировой на эту тему. В целом общение показало, что единого, структурированного представления о том, что есть управление знаниями нет ни у представителей компаний, ни у консультантов и вендоров.

По следам конференции, мы решили провести опрос среди наших клиентов об используемых инструментах управления и обмена знаниями. Предвосхищая комментарии, что управление знаниями это не только ИТ-решения и инструменты, но и (вероятно, в первую очередь) управленчески решения, скажу, что мы хотели в этом сконцентрироваться именно на информационной составляющей. Тем не менее, мы сделали часть вопросов открытыми, так что дало возможность описать решения по управлению знаниями, отличные от ИТ-решений. То, что таких решений было описано не много о чем то говорит.

В опросе участвовали специалисты, отвечающие за поддержку Учебных/HR порталов своих компаний. В опросе приняло участие более 30 компаний (25% - банки, 10% - розница, 15% - страховщики, а также сотовая связь, производственные компании, IT-услуги и т.п.)

Вот какова картина, если смотреть на нее глазами "владельцев" учебных порталов:

60% респондентов ответили "Да" на вопрос "В компании есть проектная группа или подразделение реализующая систематическую стратегию управления знаниями?"

По мнению участников опроса за стратегию управления знаниями в компани должны отвечать:
32% - высшее руководство
25% - HR
22% - специальное, выделенное подразделение
12% - выделенная группа экспертов в разных подразделениях
3% - IT

На вопрос "Важными электронными инструментами обмена знаниями в компании являются?" ответы распределелись таким образом:
85% - учебный портал
60% - корпоративный портал
54% - электронная почта
35% - система электронного документооборота
30% - корпоративная база знаний

Выбор учебного портала в качестве основного инструмента не удивителен, т.к. в опросе принимали участие в основном сотрудники учебных центров.

Мы также попросили участников опроса описать другие используемые инструменты.

Вот ответы:
- курс для новых сотрудников "Основы деятельности компании"
- внутренние стажировки
- дни качества
- наставничество
- выездные однодневные семинары по выходным
- нормативная документация
- персональные странички подразделений с информацией о сотрудниках и функционале
- corporate change management team
- дополнительные порталы отдельных департаментов. Эти порталы позволяют быстро находить нужную информацию, приказы, распоряжения, шаблоны под разный вид операций.

Мы также поинтересовались - какие именно инструменты коммуникаций используются для обмена знаниями в компаниях.

Вот что получилось:
54% - форумы
46% - инструменты обмена мгновенными сообщениями
32% - информационные инструменты для работы проектных групп
16% - блоги
6% - wiki
6% - чаты
3% - аналоги социальных сетей для поиска экспертов и носителей знаний

Некоторые комментарии, которые написали респонденты к этому вопросу:

- Для каждого проекта создана отдельная страница на корпоративном портале с правами доступа. Форумы - для обсуждения новых инструкций, аськи - для оповещений (типа на совещание айда)

- Форумы используются для общения между всеми сотрудниками, имеющими доступ на внутренний портал (SharePoint). Каждая проектная группа может создать на портале персональный узел, доступный только участникам этой группы. На внутреннем портале всем сотрудникам доступна электронная библиотека документов. Актуализацией этой библиотеки занимается специальное подразделение. Учебный портал (HR-Портал) используется для обучения и тестирования сотрудников, подписания с помощью ЭЦП и хранения электронных расписок по окончании обучения, согласования заявок на подбор персонала, проведения ежегодной процедуры оценки PDD, создания динамических отчетов для ответственных за проведение обучения / оценки. Система электронного документооборота (Directum) используется для согласования внутренних нормативных документов, приказов, договоров, счетов, и т.п. Электронная почта и телефон служат для "мгновенного" обмена сообщениями.

- Wiki - используют ИТ-специалисты для согласования нормативных документов. Другие подразделения задействуются, если эти норм. доки их каким-либо образом затрагивают. Форумы есть для общения на общие темы и сообщений об ошибках, но активность практически нулевая. Об ошибках (в т.ч. связанных с дистанционным обучением) гораздо легче сообщать через систему service desk, которой пользуются гораздо активнее. Кстати, есть база знаний по обращением в service desk. Насколько активно ей пользуются - не знаю, но не думаю, что активно, т.к. интерфейс пока неудобный. Но она появилась совсем недавно, так что, думаю, в будущем будет лучше. Информационные инструменты для работы проектных групп - используются для работы над ИТ-проектами. Внутренний инструмент обмена сообщениями есть, но им, насколько мне известно, никто не пользуется, проще написать письмо или позвонить. Как видно, на данный момент основной проводник управления знаниями - ИТ, но пока это распространяется только на ИТ-проекты. Мы в корпоративном университете тоже планируем движение в этом направлении в ближайшем будущем, но со стороны обучения.

- Департаменты информационных и банковских технологий используют проектные мини-ресурсы

- Форумы - всеми сотрудниками для обсуждения текущих вопросов и проблем, информационные инструменты для работы проектных групп - используются внутри группы, доступ к ним ограничен.

- Бизнес-тренеры ведут форумы по тематикам обучения

- Форумы и чаты используются предметными экспертами для обмена мнениями и обучения персонала.

- Существует несколько блогов структурных подразделений. ICQ использует большое количество сотрудников для обмена короткими сообщениями между собой.

- Форумы и инструменты обмена мгновенными сообщениями используются руководителями, проектными менеджерами как техническое средство быстрого и тематического общения для достижения результатов

Не секрет, что несмотря на наличие множества инструментов (форумов, блогов, wiki и т.п.) они далеко не всегда используются или используются не по назначению. Мы спросили "Почему современные технологии обмена знаниями не используются в вашей компании?".

Вот некоторые комментарии:
- Из соображений it-безопасности. К данным ресурсам у сотрудников нет доступа.

- Не доросли наверно пока .... СДО и то с трудом проталкиваем.... А так хотелось бы выйти на уровень.....

- Чат доступен на HR-Портале, но сотрудники им не пользуются. Мне кажется, это не самый удобный формат обмена знаниями, т.к. информация идет общим потоком и ее трудно отслеживать. Нужно постоянно сидеть в чате, а на это у сотрудниковнет времени и желания. Доступ к социальным сетям и к инструментам мгновенного обмена сообщениями в интернет закрыт по соображениям политики безопасности. Аналогов внутри компаниинет, и на их создание средства выделять не планируется. Сайт "Википедия" в интернет доступен многим сотрудникам. Внутри компании wiki не используется и в планах этогонет.

- Не создано специальное подразделение - управление знаниями осуществляется разрозненно: в бизнес - единицах ( которые сами соревнуются) существуют свои правила обучения через свои порталы и с помощью дирекции по персоналу. И только с появлением Учебного портала с трудом - начинает выстраиваться какая-то ещё не очень обозначенная система сведения воедино процесса управления знаниями, но очень медленно из-за отсутствия специального подразделения.

Тем не менее на вопрос "Вашей компании нужен процесс управления знаниями?" положительно ответило 95% опрошенных.

Мне представляется, что тема управления знаниями еще обязательно "всплывет" в перечене актуальных тем, как только компании начнут всерьез задумываться о том, зачем они тратят столько средств и усилий на внедрение корпоративных порталов. Ведь не только для того, чтобы поздравлять коллег с днями рождения и искать коллег в телефонном справочнике?

Читать дальше......

вторник, декабря 15, 2009

Два результата одного опроса

Недавно в блоге говорилось о вебинаре на остро сформулированную тему «Сетевое сообщество как альтернатива ЛМС». Тот вебинар проводился «келейно», преимущественно для белорусской аудитории. Сегодня он же был проведен с большим географическим охватом слушателей на базе белорусского сообщества e-learning’цев e-learning.by. Интересно сравнить результаты одного опроса о «логическом» соотношении LMS и соц.сетей на обоих мероприятиях.:


Сегодняшняя аудитория, в которой, как и в прошлый раз преобладали представители академического образования, сделала вот такой выбор:

(В вебинаре участвовало 17 человек. Вариант 3 означает «либо только LMS, либо только соц.сеть»)

Нетрудно заметить, что «теоретически» немалые предпочтения были отданы варианту «LMS - включенный в соц.сеть элемент», а лидировало мнение, будто они должны частично пересекаться.
Что бы это значило на практике? Думаю, представители компаний предпочли бы варианты 1 и даже 2 (только LMS).

Результаты прошлого опроса см. здесь.

Материалы сегодняшнего вебинара доступны.

Читать дальше......

понедельник, декабря 14, 2009

Обучение на PSP

Вот такая новость, отсюда:

Королевские ВМС Великобритании начали реализацию проекта обучения моряков с помощью портативных игровых консолей Sony PlayStation. Военные будут использовать современные технологии для чтения и прослушивания учебных курсов, а также выполнения тестов по итогам четвертей.

Устройства ярко-синего цвета стоимостью около $200 должны ответить на два ключевых вызова образовательной сферы: обучение на рабочем месте и дистанционное освоение материала. Первыми получат PSP техники, обслуживающие радары, сонары, высокочастотное радио и коммуникационные системы. Если эксперимент завершится удачно, устройства распространят за пределами ВМС среди инженерного состава воздушно-десантных и наземных войск, и это будет только началом.

Идея появилась в одной из британских военно-морских академий, где обучают электриков для ВМС. Встревоженные низкой успеваемостью инструкторы решили раздать консоли за три месяца до начала занятий, позволив морякам лучше подготовиться в различных дисциплинах, особенно это касается математики. На PSP загружены специализированные курсы, включающие слайды и комментарии инструкторов, скомпонованные в “порции” по 8-12 минут. Курсы разбиты на три уровня. Например, базовая оружейная инженерия включает изучение атомных структур, полупроводников, p-n переходов. По словам разработчика капитан-лейтенанта Марка Уильямса (Mark Williams), на большинстве кораблей пространство весьма ограничено, и консоль в него хорошо вписывается. Предварительные попытки реализовать идею возымели успех у моряков, многие из которых знакомы с PSP и не нуждаются в помощи для начала их использования.

Морякам позволено запускать игры или продолжать совершенствовать знания после окончания занятий. Одна из причин выбора PSP среди других подобных продуктов заключается в их надёжности. Утверждается, что представитель Sony для демонстрации прочности устройства швырял его в стену. Стимул для прохождения обучающих курсов весьма высок: заработная плата повышается на несколько тысяч фунтов. Кроме того, растёт уровень квалификации. На данный момент приобретено 230 консолей, затрачено около $80 тыс., в том числе на программное обеспечение. Что интересно, предлагался также вариант с розовым цветовым оформлением PSP, но был отвергнут. Официальные лица считают, что в конечном счёте расходы окупятся и стоимость обучения сократится до $330 в час.

PS
Я знаю несколько компаний, например, торговцев косметикой, где вполне подощла бы розовая PSP :)

Читать дальше......

Песня про пузыри

Капитализация Facebook чуть меньше, чем капитализация Ford. Что-то здесь не так или автомобиль это просто вчерашний день? Сколько еще надуется пузырей прежде чем люди поймут, что очень редко контора из 3-х 20-летних мальчиков и одного сервера действительно стоит больше, чем завод с 5000 рабочих. В одном из 1000 случаев так бывает и это называется Google. В остальных случаях - это называется "пузырь".

Про это песня:

Читать дальше......

воскресенье, декабря 13, 2009

Последствия одного вебинара

Не так давно мы сообщали о вебинаре "Электронное декларирование: возможности и перспективы", объединившем e-learning-усилия представителей вуза, органа госуправления – Государственного таможенного комитета Беларуси и бизнеса.

По прошествии почти двух недель можно более объективно оценить итоги и значение этого мероприятия. Задумано оно было как «место», где свою позицию озвучит ГТК: проинформирует субъектов внешнеэкономической деятельности Беларуси о масштабах, особенностях и перспективах электронного таможенного декларирования, совершенствованию его процессов и соответствующего программного обеспечения, после чего получит обратную связь по обсуждаемой теме от субъектов ВЭД.

Сценарий мероприятия был таков: полчаса отводилось выступлению зам. Председателя ГТК Сергея Борисюка и ведущих специалистов ведомства, полчаса - ответам на вопросы участников в онлайне. В двух коротких паузах в синхронном режиме было продемонстрировано, как удаленный таможенный агент осуществляет необходимые операции по электронному декларированию и в течение 10 минут получает положительный ответ.
(К сожалению, связь во время мероприятия некоторое время оставляла желать лучшего.)

Первые последствия (отдельные отзывы участников вебинара по его ходу):
Вайсрусленд Маннол: на самом деле очень здорово придумано, но интеренет и скорость оставляет желать лучшего
«ФИДМАШ» СЗАО: Вебинар все равно будет являться более лучшей формой проведения
Передков. Цейсс-БелОМО: Спасибо, было интересно, такие семенары очень удобны и нужны...
Сканлинк» СП: Надеемся на продолжение таких мероприятий.
"Алгоритмы ЗАО: Идея и формат очень хороши, ГТК можно посоветовать проводить в данном формате общение с субъектами на постоянной, регулярной основе
Козлов. Асстра-Вайсруссланд: Спасибо за хорошее начинание и за то что увидел знакомые фамилии!!!
"Аранэй" УП: Да, уважаемые организаторы, больше должно быть содержательных ответов, т.к. именно за ответами приходят специалисты и тратят свое не менее драгоценное время!
«Юртэкс-Нар» ЧУП: Пожелание организаторам семинара: исключите внешний хостинг и появится скорость и звук


Отдаленные последствия
После завершения синхронного общения участники имели возможность еще полчаса задавать вопросы, на которые ГТК обязался дать ответы на собственном сайте и сайте вуза-организатора мероприятия. Обещание выполнено. Все вопросы и обобщенные ответы на те из них, которые не удалось осветить в онлайне, выложены в сети (здесь и здесь).

Имхо, коллегами из Беларуси был найден удачный формат методики проведения делового вебинара с пролонгированным действием и последействием (посттрениговым сопровождением). Реальным последействием.

Читать дальше......

пятница, декабря 11, 2009

Концепции e-learning актуальны менее всего?

На сегодняшнем вебинаре по разработке электронных курсов участникам (в основном это именно специалисты, занимающиеся eL в своих организациях) был предложен опрос:


Ответы оказались таковы (допускался множественный выбор):


Со всеми оговорками о репрезентативности выборки и мнений напрашиваются 2 предположения:
1. В большинстве компаний концепутальные проблемы решены, осталось наполнять их конкретным воплощением, стандартизировать продукты и процесс их разработки.
2. Концептуальные рещения менее актуальны, чем работа с конкретными учебными курсами и иными материалами.

В реале возможны и оправданы оба варианта, оно и понятно. А как в масштабе страны?

Читать дальше......

четверг, декабря 10, 2009

Мой Amazon Kindle


Некоторые считают, что девайсы вроде Amazon Kindle, умеющие в беспроводном режиме скачивать электронные книги и учебники - это будущее. Вот и я решил поддержать современные технологии и заказал себе Kindle, чтобы тихими новогодними вечерами почитывать какой-нибудь любопытный non-fiction. Американцы сработали безупречно - через 3 дня, если судить по отчету сайта, мой Kindle прилетел из Штатов в Москву. И вот уже 5-й день его пытаются безуспешно растаможить. Похоже мне придется заплатить не менее 50% стоимостb родной таможне. Проще и дешевле было слетать в Штаты и купить на месте :(

С такой бюрократией, современные технологии нам точно не грозят...

Читать дальше......

среда, декабря 09, 2009

Machinarium

Сейчас только ленивый не делает на flash "увлекательные" обучающие игры. Но крайне редко мне приходилось видеть что-то действительно захватывающее. Хотите увидеть как надо делать головоломки - сходите на Machinarium - http://machinarium.net/demo/. Сделала игру та же команда, что и игру Questionaut, про которую я когда-то писал.

После прохождения 3-х бесплатных уровней мне очень захотелось достать кредитную карточку и заплатить за остальные. Может быть я так и сделаю и доиграю во время новогодних каникул.

Читать дальше......

Интервью с Надеждой Романовой (компания «Интермедсервис»)

«Когда мы говорим «Компания» … имеем в виду ЛЮДЕЙ, которые делают одно дело» - прописано в маркетинговой стратегии «Интермедсервис».

На протяжении 18 лет своего существования компания (в настоящее время – Группа компаний), предоставляющая услуги на медицинском рынке, всегда была нацелена на реализацию многоуровневой системы обучения специалистов. О том, что представляет собой эта система, рассказывает Надежда Романова, руководитель Отдела дистанционного обучения ГК «Интермедсервис».

Учебный центр в ГК «Интермедсервис» был создан не так давно, в 2006 году. Каким образом проходило обучение до появления отдельного подразделения?
- Компания всегда уделяла большое внимание обучению своих сотрудников. Основной акцент делался на продуктовое обучение и тренинги по продажам, что обусловлено спецификой компании на рынке.

Обучением продуктовому портфелю в обязательном порядке охватывались все новые медицинские представители. Кроме того, все медицинские представители ежегодно и централизовано проходили обучение, касающееся новых продуктов компании. Его проводили специалисты по направлениям деятельности компании – медицинское оборудование, лекарственные средства, стоматология. Также использовались такие методы обучения, как консультации по вопросам продвижения, продажи продуктов в телефонном режиме и с выездом специалистов по продукту в регионы в рамках двойных визитов. На сегодняшний день ведущие специалисты, как носители уникальных знаний о продукте, по-прежнему принимают участие в процессе обучения медицинских представителей.

Читать интервью полностью

Читать дальше......

вторник, декабря 08, 2009

Три вопроса к критикам «плохих» ЛМС и «несоверешенных» средств авторинга

1. На сколько процентов / в какой мере / на полную ли катушку / и т.п. вы используете ЛМС? Что изменится, если вы повысите их КПД?

2. Если в средстве авторинга и/или ЛМС якобы отсутствуют или просто отсутствуют нужные вам возможности, как вы компенсируете их дефицит за счет грамотной организации и проведения учебного процесса в целом? Использованием возможностей Web 2.0, смешанного обучения, тьюторингом, созданием комфортных условий для учения сотрудников и др.?

3. Что сколь-нибудь существенно изменится (во-первых!) в вашей компании в целом и (во-вторых и во-второстепенных) в подготовке персонала, если вы перейдете (в целях компенсации ограничений нынешнего ПО) на более совершенное программное обеспечение (включая серьезные игры и Second Life), или к очному, или смешанному обучению, или коучингу и т.д.?

Читать дальше......

понедельник, декабря 07, 2009

«Медиум» между вендорами и конечными потребителями

Опыт взаимодействия с заказчиками (потенциальными и реальными) интуитивно подсказывает, что в пространстве между ними и вендорами существуют незаполненные (незамещенные) связи. Как правило, работа вендоров (прежде всего, разработчиков курсов) сейчас заканчивается после того, как продукт продан, в лучшем случае - внедрен и настроен. Поддержка носит скорее сугубо технический, чем педагогический характер.

В огромном числе наблюдаемых внедрений ДО и/или курсов конечный пользователь: будь-то компания, учреждение или учебное заведение - сталкивается с новой реальностью, освоить которую оптимально не всегда в силах. Нужно либо ломать традицию, либо пригибать новшества до дозволенной планки. Хоть wiki внедряйте, хоть системы автоматизированного извлечения неявных знаний – их возможности не будут востребованы, если компания не поддержит организационно их внедрения изменениями в учебном и бизнес-процессах.

- На сколько процентов используется потенциал инфраструктуры CДО? Сервисы Web 2.0?
– Насколько можем \велено\, так и используем.


Выход видится в следующем: в идеале либо заказчик софта под СДО вырабатывает грамотно и системно описанную технологию учебного процесса на базе развернутого ПО, либо LMS и курсы. Web 2.0. ресурсы поступают к потребителю уже с готовым технологическим описанием организации и осуществления обучения.
Дефицит кадров вообще и подготовленных, в особенности, в большинстве наших корпоративных университетов (и просто университетов) делает более жизнеспособным, ИМХО, второй вариант (хоть это не тотальное правило).

СДО, курсы, Web 2.0. – просто инструменты.
Как бы ни был хорош отдельный е-курс или вся их библиотека, сама LMS или соцсеть, при неумелой организации системы обучения в целом эффект от них будет ниже желаемого, а то они и на полку лягут.
(Кто считал, сколько купленных LMS не запущено, муддлов – поматрошено и брошено, е-курсов – не востребовано, соцсетой и блогов – затухло - поделитесь данными).

Сложность процессов образования такова, что требует, похоже, более продуманных усилий и программ реализации. Что-то подсказывает, что период знакомства и пилотов, проб и ошибок в eL завершается, что что-то новое идет ему на смену.

Во избежание издержек и разочарований, ИМХО, заказчики и потребители начнут искать посредника – Медиума – которого впрочем, еще нужно вырастить и сделать легитимным и авторитетными. Займет это, видимо, не один день.

Не знаю, как будет этот Медиум выглядеть. В общих чертах, представляется, что ему должно быть «вменено в обязанности» систематическое проектирования и прописывание всех многочисленных подпроцессов (см. "Виды управления в е-learning ...") обучения вообще, и их кастомизация в частности. А также создание образцов реализации ДО (системных), на которые можно равняться и/или от которых отталкиваться. При конкретных внедрениях, использовании и модернизации и ... просто продажах :)

Читать дальше......

воскресенье, декабря 06, 2009

Интегрированная цель корпоративного обучения, или Чему учить?

В отечественной традиции корпоративного e-Learning преобладает мнение, что глобальной целью обучения персонала является осуществление желаемых изменений в его производительности и/или организационном поведении. Ничего не имею против – вполне разумное решение вопроса. Предметом изучения явится набор действий, практических и умственных, на основе определенного массива знаний и норм деятельности.
Но единственное ли это решение?

А если «передёрнуть затвор» и посмотреть на проблему в ином ракурсе. Объявить, к примеру, глобальной целью корпоративного обучения контроль и регуляцию персоналом своей трудовой деятельности. Похоже, это потребует иных методических решений, начиная с иной организации содержания обучающих курсов, чем принято у нас среди заказчиков и разработчиков учебных продуктов.
Что думаете, коллеги?

Читать дальше......

пятница, декабря 04, 2009

Вебинар на необычную тему

Нетривиальный по замыслу, ИМХО, вебинар провела Елена Локтева. Одна тема чего стоит: «Сетевое сообщество как альтернатива ЛМС». Содержание вебинара оказалось куда менее «грозным», чем название. Речь шла об обучающих возможностях социальных сетей (конкретнее – ning.com) в сопоставлении с LMS, во многом применительно к конкретной практике обучения.
На завершающем этапе вебинара был проведен опрос-рисование.
Участники (числом в 11 человек, в основном – сотрудники вузов Беларуси) должны были обвести на картинке прямоугольником или овалом «такое соотношение сетевого сообщества и ЛМС, которое кажется им наиболее верным".
Итог был таков:


P.S. Количество действующих LMS в учебных заведениях Беларуси можно сосчитать на пальцах обеих рук: кризис и скромность ресурсов :(

Читать дальше......

четверг, декабря 03, 2009

Обучение приложениям (программным продуктам)

Перевод материала "Обучение приложениям (программным продуктам)" Дейва Фергюсона из его блога на distance-learning.ru - несколько советов по созданию эффективных обучающих модулей по работе с ПО. Есть полезные мысли.

Читать дальше......

среда, декабря 02, 2009

Корпоративную СДО на продажу?

Кризис заставляет корпоративные университеты изобретать что-то новое, в том числе зарабатывать деньги "на стороне". Одна из самых неординарных идей - предлагать услуги по внедрению СДО. Такую услугу теперь предлагает корпоративный университет РУСАЛа.

Цитата отсюда:

По сложившейся традиции мы предлагаем всем желающим познакомиться с уникальной системой дистанционного обучения (СДО) РУСАЛа, а также рассказать о нашем предложении продуктов и услуг в этой области (от готовых курсов до запуска СДО на предприятии «под ключ»).

Сколько надо внедрить СДО, чтобы Дерипаска смог вернуть долги?

Читать дальше......

Вебинар для участников внешнеэкономической деятельности


Вчера в Беларуси прошел первый вебинар для участников ВЭД «Электронное декларирование. Возможности и перспективы».
Мероприятие отличает состав участников и организаторов, которыми выступили Государственный таможенный комитет (ГТК) Республики Беларусь и факультет таможенной логистики Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту Национального технического университета (МИПК и ПК БНТУ). Вебинар проходил на платформе виртуального класса компании WebSoft. Краткие и прагматичные выступления перед аудиторией заместителя председателя Государственного таможенного комитета Сергея Борисюка и ведущих специалистов ГТК по электронному таможенному декларированию сопровождались буквально градом вопросов из аудитории. К вебинару подключилось почти 90 точек: представители государственных предприятий и частного бизнеса, индивидуальные предприниматели, преподаватели таможенного дела из вузов и даже целые студенческие группы со всей Беларуси. Ответы на все вопросы участников, которые не удалось осветить в синхронном режиме, будут выложены на официальных сайтах организаторов вебинара: ГТК и МИПК и ПК БНТУ.
См. видео.

Читать дальше......