Websoft

среда, января 06, 2010

Большие надежды на электронное образование в 2010 году

Статья "Большие надежды на электронное образование в 2010 году" на distance-learning.ru - перевод поста Тони Бейтса из его блога.

А у вас есть больше надежды на e-learning?

2 комментария:

A.Kalmykov комментирует...

Попробуем приложить сценарии из этой статьи к нашим реалиям:

...Возможные решения:

· тех же щей, да пожиже: большие учебные группы, больше внештатных преподавателей, выше плата за обучение, ухудшение сервиса.


Хм, тут для нас ничего нового - боюсь, по этому пути еще есть куда идти, по крайней мере по мнению многих вузов

· сократить количество обучающихся: этого быстро не сделать – тем студентам, что уже набраны, потребуется как минимум четыре года на завершение образования. К тому же, большинство правительств экономически развитых стран по-прежнему сознают наличие потребности в квалифицированной рабочей силе. Еще более важно для них то, что студенты, так же как и их родители, являются избирателями.


Государству нашему, имхо, вопрос будущей обеспеченности экономики людьми с высшим образованием, как-то не актуален. Наверное, есть даже ощущение переизбытка таковых. При этом, судя по социологическим исследованиям и просто по здравому смыслу, на получение высшего образования своими детьми ориентированы как минимум все родители с высшим образованием (просто как естественный атрибут принадлежности к "своему кругу") и значительная часть родителей без ВО (которые еще рассматривают высшее образование своих детей как путь к росту по социальной лестнице). Плюс еще существенный в нашей стране вопрос армии.
Т.е., вообще говоря, высшее образование нацелены получить почти все выпускники (и ЕГЭ им в этом может помочь) - границы здесь только экономические (не на всех хватит бюджетных мест, не все родители смогут оплатить обучение на коммерческой основе).
Т.е. в снижении числа студентов, прислушиваясь к "гласу народа", госудаство не заинтересовано - а на практике, в условиях кризиса, похоже готово пойти скорее на то, чтобы молодые люди после школы были хоть на какой-нибудь вузовской скамье, чем сразу попадали на рынок труда (точнее - на биржу).
Кстати - при таком подходе нужно именно классическое аудиторное обучение, а никакое не ДО :(


· большая разница в финансировании: несколько богатых исследовательских университетов получают финансирование на прежнем уровне, а остальные более чем строго ограничиваются в финансах.

По-моему, все кроме слова "исследовательский", вполне уже относится к текущим российским реалиям

· многоуровневая дифференциация преподавательского состава: малое количество профессоров занимающихся только исследованиями, немного больше профессоров, занимающихся только преподаванием, и большое количество внештатных преподавателей с низкой оплатой.

Опять же, все кроме профессоров, занимающихся реальными исследованиями (вы таких давно видели?) - из текущей реальности

· закрытие подразделений по поддержке образовательных технологий, прекращение действия имеющихся, или отказ от выдачи новых лицензий на дистанционное обучение, сокращение персонала техподдержки. Все это ради того, чтобы институты могли сфокусироваться на своей «основной» деятельности (вроде поддержки футбольной команды в американских колледжах).

Надеюсь, этого все же не произойдет. Все же ДО в наших вузах достаточно низкозатратно, и особых средств от его сокращения (если уже оно есть) не получить. А если только были планы развития ДО - так могут и остаться планами.

· возможно, хотя бы некоторые правительства и ВУЗы обратят взор на новые модели высшего образования, будут уделять основное внимание реальному обучению, а не инвестициям в дорогостоящее здание университета.

Хотелось бы надеяться ;)

DAB комментирует...

Спасибо, Алексей! Во время "дурных выходных" вдалеке от Родины только и нужно читать что-то полезное и оптимистичное.. :) Вот только в сторону Индии недавно читал не такие веселые прогнозы. Ведь основными заказчиками у них как раз были ТЕ страны, которые в кризисе вязнут.. а внутренний рынок ПО - небольшой.
Ну, да ладно..
России-матушке кто чего-нибудь предскажет в области elearning? Желательно не с точки зрения IT и гаджетов, а со стороны перспектив экономики..