Websoft

пятница, февраля 12, 2010

Неформальное и "стихийное" обучение: внесем ясность?

Часть получения знаний и навыков происходит формально, часть неформально, а часть - стихийно, в процессе естественной адаптации человека, инициативного и даже инстинктивного удовлетворения им своих потребностей. Например, ребенок сам учиться забивать гвозди, по собственной инициативе и без стимулирования извне. Подобное обучение едва ли является формальным. На всякий случай процитирую википедию:
.
"Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования".

К чему затронута эта тема?
Да к тому, что неформальное образование у нас немало народу не отличает от неформального обучения, то есть от самообразования, самообучения, естественных процессов приобретения новых знаний и поведенческих стереотипов в процессе адаптации человека к различным обстоятельствам, а также актов импринтинга.

По этому поводу вопросы на засыпку :).
- В рамках какого обучения человек учиться целоваться - формального, неформального или ...?
- Почему неполовозрелые граждане не склонны учиться французским поцелуям?
И наконец,
- ДО, в основе которого лежит (как пропагандируют наши теоретики eL, а также его продавцы или популяризаторы в Web 2.0) типа как самостоятельное освоение учащимися знаний, является:
- неформальным самообразованием;
- формальным самообразованием;
- формальным обучением?

16 комментариев:

Михаил комментирует...

Странное определение неформального образования. Непонятно, зачем оно нужно, как его применить на практике. То есть сложно в соответствии с этим определением понять, является ли тот или иной реальный процесс неформальным образованием, или нет.

Например, если обучить руководителей компании коучингу и наставничеству, чтобы они применяли эти навыки при управлении подчиненными, то будет ли здесь неформальное образование?

По поводу вопросов: что такое самостоятельно освоение знаний? Чему оно противопоставляется? Освоению знаний с чужой помощью?

При использовании ДО на основе web 2.0 мы ведь даем обучаемому доступ к этим самым инструментам web 2.0, так? Значит мы ему уже в какой-то степени помогаем получить знания. Можно ли все же сказать, что знания он получает самостоятельно? А если мы ему даем дистанционный курс, то он обучается самостоятельно, или нет? А если мы ему даем обычный учебник?

Кроме того, инструменты web 2.0 можно использовать очень по-разному.

P.S.
Из второй сверху статьи по запросу "французский поцелуй" в Яндексе:
"Старательно изучили французский поцелуй, исследуя полость своего рта языком и старательно покусав свои губы? Отлично! Можно еще с резиновой женщиной потренироваться для повышения квалификации. А что дальше? В реальных условиях отработать не с кем? Для чего тогда вы тренировались? Если вы хотите не только видеть французский поцелуй в кино, но и наслаждаться им с великолепной женщиной, вы сможете отработать его на подконтрольных свиданиях в реальных условиях под присмотром профессионального инструктора Академии Знакомств"

Владимир Наумов комментирует...

Странное определение неформального ОБРАЗОВАНИЯ? ЮНЕСКО, которое его придумало, думаю, виднее, чем мне :). Я здесь ЮНЕСКО верю и принимаю разумом.
А вот про неформальное ОБУЧЕНИЕ ЮНЕСКО не сильно определилось.

Спасибо за вопросы, классно расширяющие круг моих вопросов. А не задуматься ли, что в ходе образования является обучением, а что самообучением? Каков удельный вес САМО- в формальном обучении? И т.п. И станет ясно, что про обучение и образование мы знаем и понимаем гораздо меньше, чем себе про это воображаем. А если все это "умножить", не дай бог, на Web 2.0 ... УжОс!!! Как бы тут головой не повредиться...

Лучше поговорим (от греха подальше) про 3D и другие миры, компетенции преподающих и прочие интересности.
Давайте не будем заморачиваться!!!

Михаил Протасов комментирует...

> Каков удельный вес САМО- в формальном обучении?

Я думаю, что про "удельный вес" говорить не совсем корректно. Ясно, что любое обучение требует определенной активности и инициативы (хотя бы в том, чтобы сопоставлять получаемую информацию со своим опытом) от обучаемого. Но при этом нельзя сказать что-то вроде "90% - это активность обучаемого, 10% - это активность преподавателя". Потому что непонятно, что же конкретно подразумевается под 100%.

Думаю, что правильнее будет сказать, что чем больше качественной активности обучаемого, тем выше результат. То же самое касается и активности обучающего.

А форма обучения (формальное, неформальное, само-, несамо- и т.д.) определяет способ взаимодействия активности обучающего и обучаемого. Соответственно, при том или ином характере их активности применение одной формы должно давать больший результат, применение другой - меньший. Тем не менее, любая форма должна включать активность с обеих сторон.

А Ваше мнение про 3D узнать было бы очень интересно.

Михаил Протасов комментирует...

Кстати, википедия сообщает, что определение неформального образования она берет вот из этой статьи:
http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf

А статья очень любопытная. Судя по ее содержанию, ЮНЕСКО считает частными случаями неформального образования такие вещи, как профессиональное обучение на рабочем месте, заочное обучение.

Но больше всего мне понравилось вот это место:
"Формы работы и тематика НФО разнообразны, но все они основаны на одних и тех же принципах – «обучение с учетом потребностей», «связь с практикой», «гибкие программы, расписание и выбор места проведения». В этом состоит его существенное отличие от формального образования."

Если это действительно главное отличие, то я всеми руками за неформальное образование!

Еще ниже в статье о нем говорится, как о "смене парадигмы от «образования, предписанного сверху» к непрерывному «обучению, привязанному к потребностям в знаниях»"

Владимир Наумов комментирует...

Михаил,
про смену парадигм некогда уже несколько раз писал здесь:
http://websoft-elearning.blogspot.com/search?q=%D0%9E%D1%82+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BA+%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E

Про неформальное образование - целиком разделяю позицию ЮНЕСКО.

Про удельный вес: согласен с Вами был изначально. Просто порой лучше с методической точки зрения лучше глупость спороть, чтоб обучамый сам к верному выводу пришел (провокативность или проблемность, называется :)

Мое отношение к 3D самое положительное. Как к атомной бомбе и цианистому калию. Сами по себе они не плохи и не хороши. Плохо или хорошо их применение.

Практик комментирует...

Странное впечатление от текста и комментария.
Может автор и собирался внести ясность, но очевидно сам не знает, что такое неформальное образование.
Неформальное образование - образование на рабочем месте, и совсем оно не самостоятельное.
Самостоятельным же является обучение по тексту и слайдам, как в технологии e-learning.
В таких случаях,есть два варианта: или хорошо подумать, прежде чем писать, или прочитать, что другие про это пишут.
А пока за автора как-то неловко.
Ведь, этот текст могут прочитать и умные люди, не только его ученики.

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо за заботу, Практик с большой буквы.
ИМХО, я ясно указал на источник своих мыслей и, сорри, слегка постебался над ним, но не отвергал ни на йоту идей оригинала.

Если Вы рассматриваете свои источники инфо о неформальном и самообучении выше, чем ЮНЕСКОвские, это наводит на мысль об их высочайшем уровне и авторитетности.

А вот эти мысли стоило бы посильнее аргументировать:
"Неформальное образование - образование на рабочем месте, и совсем оно не самостоятельное.
Самостоятельным же является обучение по тексту и слайдам, как в технологии e-learning".
Иначе за Практику любую благоглупость выдать можно, поскольку так на практике ВСЯКОЕ бывает...

Практик комментирует...

Мои заключения не благоглупость, общепринятое мнение.
Обосновывать, что Солнце всходит на Востоке, а заходит на Западе имеет смысл?
Из практики это ясно. И любая наука критерием практику имеет.
А что, разве слайды ваши обучаемые не самостоятельно читают?
С начальником ? С мамой-папой?
Самостоятельно. ДО- самостоятельное обучение.

А про неформальное обучение ваш практик Алексей Корольков пишет:
"четверг, Июнь 28, 2007
Британцы предпочитают неформальное обучение

Британский National Institute of Adult Continuing Education провел исследование с тем чтобы выявить наиболее эффективные по мнению работников методы обучения. Опрашивали 2076 сотрудников британских компаний.

Результаты на картинках (цифры в таблице - это % от общего числа респондентов) - очевидно что по мнению сотрудников неформальное обучение на рабочем месте более эффективно, чем формальные тренинги и документы"

Владимир Наумов комментирует...

Коллега, мой практический опыт свидетельствует, что солнце всходит из-за леса и садится за забор между нужником и сараем. Востока и Запада в моей практике нет - востоки с западами - это непрактичные абстракции, проверяемые на глаз забором и сараем.

А как Вы отличаете истинную практику от не- и недоистинной?
Мне, к примеру, известно около десятка практик чтения текста в книге и несколько десятков - чтения с ДО-сладов, Вы какую имели ввиду, говоря про чтение со слайдов? И чем ваше-общепринятое-мнение про неформ.обучение отличается от мнения ЮНЕСКО? Пущей истинностью? Более крутой критериальной шкалой? Знать, у ЮНЕСКОвских экспертов практика менее выверена, чем т.н. общепринятое ваше мнение? Так мы скоро законы термодинамики на сельских сходах и в парламентах принимать будем - общепринято большинством.

И что, наконец, было критерием истины, когда Земля стояла на трех китах, большевистский социализм был наисовершеннейшей соц.системой в мире, а очкариков расстреливали, за то что они самостоятельно, а не по-партейному книжки читали?

Jurijs Žarkovs комментирует...

- неформальным самообразованием;
- формальным самообразованием;
- формальным обучением?


Всё определяется Мастером который находится за экраном монитора и все определения сдесь вторичны.
Если мастер рождает неформат - значит неформат, если мастер рождает интересный неформат - значит неформальное самообразование, если мастер рождает - формат с дипломом - значит формальное обучение...
Другими словами называй как хочешь - продукта от этого больше не становится.
И можно менять фомулировки сколько угодно, интереса к формулировкам нет и не будет. Итересно приключение и былобы хорошо если опыт от приключения полезный и достоверный, так чтобы ученики ОБОСНОВАННО начали верить в себя.

Практик комментирует...

Если бы ребята из Юнеско знали бы русский, то обиделись бы за вашу интерпретацию неформального образования. Но с другой стороны, прочитали бы про расстрелянных очкариков и пожалели бы: на обиженных не обижаются,и что от испорченного генофонда ожидать.

Однако, если вместо того, чтобы поправить свои ошибочные суждения, вы на них настаиваете, то уже становиться неинтересно.

Владимир Наумов комментирует...

to Практик,
коллега, Вы ничего не путаете? Определение я не интерпретировал. Цитировал, да. Пытался проблематизировать, да. При этом подчеркивал, что определение из Википедии меня целиком устраивает.

Напомню:
"К чему затронута эта тема?
Да к тому, что неформальное образование у нас немало народу не отличает от неформального обучения, то есть от самообразования, самообучения, естественных процессов приобретения новых знаний и поведенческих стереотипов в процессе адаптации человека к различным обстоятельствам, а также актов импринтинга."

Владимир Наумов комментирует...

to Jurijs Žarkovs
Юрий, Вы что? Какое обучение-приключение? Какой формат-неформат?
Одумайтесь! Так Вы еще до академической свободы договоритесь.
Вот как мы эту свободу разумеем: http://websoft-elearning.blogspot.com/2007/07/blog-post_1619.html#links

Jurijs Žarkovs комментирует...

Одуматься необходимо преподам, которые выучили менеджеров, которые довели мир до ручки...

Владимир, скажите, скольким "чудакам" Вы лично обламали крылья, ради их-же "блага"?

Владимир Наумов комментирует...

Юрий, упаси боги меня обламывать крылья!
Рожденные летать полноценно ползать не смогут.

Моя же скромная миссия – хвосты типа павлиньих: с избыточными красивостями, нефункциональные и нерациональные, придуманные для отбивания бюджетов – из-за них-то павлины парить, ако орлы, не могут, чуток усовершенствовать. Максимум, на что я смиренно уповаю – деликатно и без членовредительства потоптаться на этих хвостах и повыдергивать из них бутафорские перья, сколько удастся. Вдруг и павлины воспарят…

Jurijs Žarkovs комментирует...

Красиво и со вкусом.
Мы были бы великими, если бы видели себя со стороны...
Осталость рассмотреть свои НАСТОЯЩИЕ желания-мечты, стряхнуть скорлупу лояльность корпоративу и выдвинуть свои СИМПАТИИ на всеобщее поругательство и добро пожаловать в клуб Мастеров.