Websoft

вторник, февраля 23, 2010

Индивидуализация e-обучения

Недавно на вебинаре одного(ой) коллеги поступила интереснейшая реплика из «зала»: ДО, мол, не обеспечивает индивидуализации обучения, по определению, мол.

Вот и возникло в моем мозгу недоумение:
- вопрошавший вообще понимает, что такое ДО?
- как он(а) вообще попал(а) в сферу ДО и eL?
- как должно быть организовано ДО, чтобы а голове его реализатора возник подобный вопрос?
- а те ли люди у нас занимаются ДО?

А что такое - индивидуализация обучения, и кому она нужна в условиях массового производства кадров, товаров, услуг и специалистов?

34 комментария:

Сергей Снегирёв комментирует...

Странная у вас реакция на вопросы окружающих. Представьте, что будет, если с таким негативом вам будут отвечать в автосервисе, в магазине электроники, в винном отделе или ещё где-то, где Вы - по определению не специалист...

Конкретно что касается индивидуальности, то речь могла идти об adaptive learning. Анекдот про автомат для бритья и разную (в первый раз) форму лиц - лишь анекдот. Все люди разные, и было бы неплохо, если бы электронные курсы могли адаптироваться. Тема не слишком популярная, ибо недешёвая (и эффект не доказан), но нам, скажем, приходилось делать курсы, которые на основе некоторого pre-test собирают материал из разных кусков - и это только маленький, однопроцентный шаг в сферу adaptive learning.

Практик комментирует...

Сергей, а Владимир прав.
Вы представьте реакцию продавца в книжном магазине, у которого покупатель вдруг попросил персональный вариант "Войны и мира", написанный лично для этого покупателя, с учетом его любви к авиации?
А тут вебинар для этих продавцов, и вдруг один из продавцов спрашивает про индивидуальное...
Честно говоря, я удивился мягкой реакции Владимира. Про психушку он промолчал...

Это сообщество продавцов контента.
Понимать надо.

Анонимный комментирует...

Не вижу ничего общего у продавца в магазине и преподавателя. Потому что у одного преподавателя студенты будут в восторге от Войны и мира, а у другого просто пройдут как часть обязательной программы или прочтут критику к книге вместо самой книги, чтобы сдать экзамен.

Здесь вопрос стоит в другом - а предназначено ли ДО для индивидуалистического подхода вообще?

Например, выражения, которые используют специалисты вебсофта в своих курсах, не всем сотрудникам нашей Компании понятны, а иногда и смешно звучат. Но таких сотрудников, может процентов 15-20. Если мы изменим тексты для них, то кто даст гарантию, что новые не станут непонятными еще одним 20 процентам.

Я думаю, что когда ДО является частью системы обучения в целом, тогда таких проблем не должно возникать.

Думаю, что вопрос все-таки открытый и однозначно жесткого ответа на него просто нет.

Владимир Наумов комментирует...

Сергей, про позитив / негатив мое мнение здесь: http://new-el-de.blogspot.com/2009/12/blog-post.html

Столь резкая реакция по теме "индивидуализации" ДО вызвана тем, что так называемыми и осторожно любимыми нашей eL-общественностью теоретиками ДО этот вопрос решен лет этак 20 назад и недвусмысленно.

Не место в этом блоге пересказывать банальности, просто обращу внимание, что
- характер работы учащегося с материалом курса,
- место,
- время,
- продолжительность,
- начало,
- конец,
- темп,
- интерьер,
- психологичекая атмосфера,
- тип коммуникации с учебным центром и/или LMS и кое-что еще
обучения
имеют некоторое отношение к "тайне" его индивидуализации.

Практик комментирует...

Анонимному: а где в ДО преподаватель?
Вы ничего не путаете?
У нас есть контент, который продается.
Или у вас все бесплатно?

Владимир Наумов комментирует...

to Практик,
коллега, а Вам не приходилось сталкиваться с мыслью, что преподаватель (в ДО ли, или в очке) - это тоже контент (частный случай контента)? И, подобно контенту, тоже продается. (Практичный Запад уже вовсю эксплуатирует такую "дегуманизированую" точку зрения, особенно т.н. пед.дизайн.)
Ну, а коли преподаватель - это "безликий" контент", то и индивидуализация обучения имеет к нему особое отношение.

Практик комментирует...

Владимир, любой преподаватель, продажный или бесплатный, имеет мозги, а контент не имеет, он только является некой фиксированной записью знаний, не обязательно преподавателя.

Поэтому вы совершено правы про то,что нелепо спрашивать про индивидуальность контента.

Индивидуальность может быть мыслей ученика по поводу контента.

Есть одна "Война и мир"на всех и есть у читателя свои мысли по ее поводу.

Надо чуть думать, прежде чем задавать вопросы на вэбинаре.

Владимир Наумов комментирует...

to Практик,
абсолютно с Вам согласен, что индивидуальнизация обучения обеспечивается вызовом индивидупльного отклика в пределах кожи обучаемого. Это и есть современный, в книгах пишут, подход к обучению.

Насчет того, имеет или должен иметь преподаватель мозги, я бы усомнился. Преподаватель четко должен понимать, где он только транслятор контента (будь-то товар, Библия, техника продаж), а где позволяет себе интерпретации. Мозги ему даны 1) чтоб не переврать первоисточника, 2) чтоб индивидуализировать восприятие инфы в обучаемом, т.е. превратить данные в знание ученика.

> "Надо чуть думать, прежде чем задавать вопросы на вэбинаре."
1) речь в посте шла не о моем вебинаре;
2) контент (включая преподавателя) должен думать, что подумает ученик в результате восприятия контента (включая озвученный преподавателем) - а это ох как непросто

Михаил Протасов комментирует...

to Практик

Постоянно ругать отечественный eL, это, конечно, хорошо. Но хотелось бы, помимо этого, услышать от Вас еще какие-либо предложения по исправлению ситуации.

Михаил Протасов комментирует...

Владимир, на вебинарах часто присутствуют люди, которые интересуются ДО, но для которых оно не является сферой непосредственной специализации. Скорее всего, спрашивающий был как раз из таких.

И для такого человека это нормально - не иметь цельного понимания, что такое ДО.

Нам нужно научиться вежливо объяснять это таким людям, отвечать на такие вопросы. Когда мы научимся этому, то дела отечественного eL пойдут гораздо лучше.

A.Kalmykov комментирует...

Особенно, если г-н Практик такой продвинутый в вопросах e-learning человек, насколько это можно судить по блогу, который он указывает в качестве своего: http://torgo.com/blog/

Практик комментирует...

Владимир, мозги преподавателю не для переделывания контента нужны, а для адаптации его к обучаемому.
Поясню на близкой вам теме менеджера по продажам.
Он говорит: Бабуля,это новый ЛЭД телевизор,быстро покупай.
А бабушка покупательница спрашивает: что сынок за ЛЭД такой?
Вот менеджер и должен объяснить ей.
Если есть у него мозги - объяснит.

А контент контентом и останется.
Из буклета никогда бабуся про ЛЭД не поймет и этот телек за 70 тыщ не купит.
Такие вот пироги.

А додуматься про 100 буклетов для каждого типа покупателя мог только тот, кто задал тот дурацкий вопрос.
Откуда они такие берутся?

Практик комментирует...

Михаил, тут надо просто понимать, что есть отечественный eL (как вы пишите) и зарубежный e-Learning.
Это абсолютно разные вещи.
Не верите, в википедии почитайте англоязычную статью про e-Learning.


И сравните с русской.

Ничего общего - правда?

А почему?

Михаил Протасов комментирует...

to Практик

Хороший вопрос. Прочитаю вечером обе статьи и постараюсь Вам ответить.

Михаил Протасов комментирует...

to A.Kalmykov
г-н Практик довольно продвинутый в вопросах e-learning, но, к сожалению, очень много ругается, реже дает примеры из зарубежного опыта и никогда не говорит, что нужно сделать у нас, чтобы достичь уровня тех примеров.

Указанный Вами блог принадлежит не ему. Его блог здесь:
http://lern21.livejournal.com/

Владимир Наумов комментирует...

to Михаил Протасов
> Нам нужно научиться вежливо объяснять это таким людям, отвечать на такие вопросы. Когда мы научимся этому, то дела отечественного eL пойдут
> гораздо лучше.

Михаил, с этим можно согласиться, спасибо. Только бы господа спрашивающие не путали бы вопросительные высказывания с императивными.

Практик комментирует...

Михаил, спасибо за ссылку.
Не понял почему.
Жду ответа на свой вопрос.
Но удивительно, что это никому не интересно.

Михаил Протасов комментирует...

to Практик:

Вот ответ на Ваш вопрос.
1. У них развитое e-Learning комьюнити
2. У них активно используются различные подходы к e-Learning
3. У них используются современные ИТ-технологии

Таким образом, у нас нужно
1. Активнее формировать и развивать e-Learning сообщества. Больше меняться опытом и распространять его.
2. Постепенно начинать использовать новые подходы (что сейчас в общем-то наблюдается)
3. Учиться взаимодействовать с ИТшниками

> Не понял почему

Я не понял, к чему относится эта фраза

A.Kalmykov комментирует...

Михаил, Вы пишете правильные вещи - но имхо это следствия.
А причина - осознанная потребность собственников/менеджеров в обучении персонала как части реализации стратегии компаний, повышения эффективности.
Или, в части высшего образования - осознанная потребность общества в специалистах. По-моему, именно об этом часто пишет уважаемый lern21 (блог которого я читаю регулярно и с интересом. Об идентичности lern21 и Практика судить не могу ввиду отсутствия достаточной информации).

Михаил Протасов комментирует...

Алексей,

Я думаю, что потребность повышать эффективность есть, как ни странно, у многих. Просто не все понимают как это делать. Вокруг полно хороших технологий, но, описывая их суть, мало кто рассказывает, как же их можно применить на практике.

Что касается высшего образования, то, к сожалению, не могу сказать, что в достаточной степени понимаю его проблемы. Но если они заключаются в первую очередь в отсутствии потребности в специалистах, то рискну предположить, что путь решения в активной совместной работе ВУЗов с компаниями.

Практик комментирует...

Я не пойму причем ту lern21.

А про две статьи про e-Learning,английскую и русскую, думаю так.

Вот,скажем во всем мире стал популярен нигерийский массаж.
Ну и конечно у нас сразу нашлись умеющие этот массаж делать за деньги.

Только настоящий нигерийский массаж включает 100 приемов с ратуравыми палочками и ситалывыми камнями, а наш нигерийский сводиться к двум шлепкам по заднице.

Поэтому и статью не переводят.
А когда спросит кто: а почему так?
Ответ простой. Наш клиент не готов.

Просто,кроме этих шлепков делать ничего не умеем,а учиться-напрягаться зачем?
Клиент обработкой задницы обойдется.
А то что пользы от этого никакой,
так кого это волнует.

С отечественным e-Learning все так и обстоит.

А то, что кто-то про настоящий нигерийский массаж знает?

Как с нашими "суши", про которое
японцы ни как не поймут, что за фрукт такой?

Владимир Наумов комментирует...

> 1. У них развитое e-Learning комьюнити
2. У них активно используются различные подходы к e-Learning
3. У них используются современные ИТ-технологии

А у нас? Рынок не созрел? - А кому выгодно, а) чтоб он не созрел, б) чтоб недозрел, в) чтоб был таким, каков есть?
- Нам выгодно "развитое e-Learning комьюнити"?
- нам известны "различные подходы к e-Learning"?
- у нас используются ИТ- и педтехнологии пущей индивидуалихации обучения?

Мы лучше про развитие талантов, коучинг, пед.дизайн и 3D потрём, а вышеназванными вопросами пущай пушкин занимается.

Владимир Наумов комментирует...

to Практик
> "...мозги преподавателю не для переделывания контента нужны, а для адаптации его к обучаемому"

Так и я о том же :)

Михаил Протасов комментирует...

Практик,

Есть 2 подхода:
1. "У нас все плохо и в перспективе будет также плохо"
2. "У нас все не слишком хорошо, так давайте составим план действий по исправлению ситуации"

Какой из этих подходов Вам ближе?

И меня удивляет Ваша постоянно прослеживающаяся мысль, будто все вокруг умышленно пытаются друг друга обмануть. Но ведь вокруг полно людей, которые, может, не достигли еще уровня ведущих специалистов запада, но вполне искренне хотят делать свое дело хорошо.

Михаил Протасов комментирует...

Владимир,

Смысл вопроса "кому выгодно" я не понял. Развитое комьюнити, внедрение различных подходов и более грамотное использование ИТ и педтехнологий в области e-Learning выгодно, например, мне. А также многим другим представителям компаний и ВУЗов. Если хотите убедиться, проведите опрос в этом блоге или на клиентском сайте ВебСофт.

И в развитие этих вещей можем внести свою лепту и Вы, и я, и г-н Практик, и все остальные.

Владимир Наумов комментирует...

Михаил,
рад, уважаю и приветствую Вашу позицию.

Увы, располагаю кучей фактов, когда на уровне отношений клерка-представителя заказчика и исполнителя-проектировщика обучения (курса) имеет место доминирующая воля первого и его позиция: нам нужен курс такой-то. Чтоб обучаемые что-то там знали. А всякие методические (педагогические)изыски нам не требуются. Набей контент и размалюй его тыщ этак на 5-15-40$.
Недавно выполнял заказ, курсы совсем практические – сугубо продуктовые и никаких там ТТХ типа айтишных, никаких методологий, типа Маслоу и Врума . Организовал сценарий так, что, не имея должных знаний (разумеется, не 100%ных, так – на 75-80%), обучаемый никак не завершит обучения успешно, но всегда имеет возможность вернуться в «болезненную точку» и узнать требуемое бизнесом.
Ответ заказчика: нам этого не надо. Нам не нужен курс с гарантированным уровнем обученности, нам нужно, чтоб бОльшая часть обучаемых его без особых усилий завершила. Кому выгодно?
Вообще, как говорит один мой приятель – мастер контента в одной очень сложной области знаний: «Пока ты будешь считать целевой аудиторией обучаемых – твои курсы будут плохо продаваться. Пиши контент так, будто целевая аудитория курса – это клерк, который его заказывает и разработку которого курирует».
А клерк-то то лирик, то физик, то экономист, то просто неординарная личность… или просто честно зарабатывающий деньги человек...

При случае еще кучу примеров на тему «кому выгодно» приведу

Владимир Наумов комментирует...

А в продуктивность предлагаемого опроса - не верю. Пока у нас в ходу слова типа "прогресс" и идеи деиндивидуализированного еL, все выскажутся за "развитое комьюнити, внедрение различных подходов и более грамотное использование ИТ".
Тока где оно "развитое комьюнити"? Что-то с опаской на него менеджмент поглядывает. Не так ли?

Михаил Протасов комментирует...

Владимир,

Стивен Кови как-то сказал, что доверие - лучшая мотивация.

Когда начнем друг другу доверять, а не обвинять в обмане, когда начнем интересоваться мнением друг друга, а не строить представление обо всех по единичному негативному опыту, тогда будет комьюнити.

А опрос мог бы получиться очень интересным. Если его хорошо проработать. Добавить, например, пункт "Предложите Ваши идеи, что можно сделать, чтобы развить комьюнити". Когда мы такого рода опросы у нас внутри компании проводим, результаты оказываются очень интересными. И далеко не такими печальными, как можно было бы при желании предположить.

Владимир Наумов комментирует...

Красивые слова, Михаил, говорите.
Про доверие и комьюнити.
Поверю им, если приведете факты в объеме, подтверждающем корректность опросов.

И дело не в доверии и недоверии, а в здоровом познавательном (научном, если хотите) скепсисе, критическом мышлении, которые говорят: ничего не принимай на веру.
Проиллюстирую на примере:
Вспомните, 1) как на очном тренинге Вы не принимали на веру мной излагаемое и сильно сомневались в моих словах. 2) вспомните, как на одном из вебинаров по тематике интеракций, я спросил у Вас, пробовали ли Вы применять то, что было предметом изучения на этом тренинге и что Вы ответили "не пробовал"? 3. Вспомните, как через несколько месяцев Вы опубликовали статью и провели часть вебинара по теме интеракций, во многом, а кое в чем очень сильно совпадающие с тем, в чем раньше сомневались.

По сути - это результаты 3-х опросов (пусть и с одним опрашиваемым) с шагом не менее, чем в полгода: с весьма разными результатами.

Теперь процитирую Вас:
>Когда начнем друг другу доверять, а не обвинять в обмане, когда начнем интересоваться мнением друг друга, а не строить представление обо всех по единичному негативному опыту, тогда будет комьюнити."

В каком из 3-х случаев Вам доверять? В каком из 3-х случаев кто-кому (не)доверял. В каком из них обвинять в обмане? Какой из трех моих единичных опытов общения с Вами является единичным или глобальным? позитивным или негативным? В каком из 3-х случаев имело место комьюнити, пусть и локальное?

Стивен Кови, конечно, голова. Что бы он, по-вашему, ответил на эти вопросы?

Михаил Протасов комментирует...

Владимир,

ВебСофт же постоянно проводит опросы среди клиентов. Поэтому, думаю, некоторый объем информации у Вас должен быть.

Скепсис - это хорошо, пока он не превращается в отрицание. Понятно, что новые идеи по определению являются сырыми и не могут быть полностью продуманными.

Прокомментирую приведенный Вами пример. Я никогда не считал то, о чем Вы говорили неправильным. Просто я сначала не понимал, как это работает. А я обычно не пользуюсь тем, что не понимаю.

С тренинга я вынес некие простые вещи, которые стал применять. Постепенно я стал набирать опыт и понимать более сложные. И начал использовать и их тоже, о чем и рассказал на вебинаре.

Лирическое отступление: когда-то давно я играл в компьютерные игры в жанре стратегии в реальном времени: Dune II, Warcraft II и т.д. Что мне в них нравилось, так это то, что сложность игры наращивается постепенно. На 1 уровне я могу нанимать только мечников и крестьян. На втором в мою армию добавляются лучники. И т.д., в итоге к последнему уровню я имею целую кучу самых разнообразных воинов, которых я грамотно комбинирую в боевых действиях.

Так вот, при обучении soft skills, думаю, нужно подходить также. Делать серию небольших курсов, между которыми проходит время, когда человек получает опыт практического использования того, чему научился. И к каждому из этих курсов должны быть привязаны хорошие пре- и пост- тренинги.

Михаил Протасов комментирует...

А вот и ответы на Ваши вопросы:

> В каком из 3-х случаев Вам доверять?

Во всех

> В каком из 3-х случаев кто-кому (не)доверял?

Для ответа на этот вопрос выделю 2 формы доверия. 1: признание, что в непонятых словах собеседника есть некоторый позитивный смысл, желание понять этот смысл. 2: принятие слов собеседника на веру. Мне 1 форма кажется более интересной. В этом смысле я доверял Вам всегда и доверяю сейчас. В этом же смысле я доверяю очень многим.

> Какой из трех моих единичных опытов общения с Вами является единичным или глобальным?

Это зависит от того, сделали ли Вы какие-либо выводы из этих опытов. И если сделали, то какие.

> позитивным или негативным?

В Вашем понимании этих слов - явно позитивным. В моем - опять же, зависит от выводов.

> В каком из 3-х случаев имело место комьюнити, пусть и локальное?

Комьюнити было всегда. Вопрос в том, как быстро оно развивалось.

> Стивен Кови, конечно, голова. Что бы он, по-вашему, ответил на эти вопросы?

У него есть глава в книжке про это, но я до этой главы еще не дошел, поэтому пока не могу ответить.

P.S.
Кстати, вот любопытный случай. К нам пришла работать новая сотрудница. На должность тренера, но без опыта, планируем вырастить ее с нуля. Когда я рассказал ей про прием, который называю "вопросом вместо утверждения", она среагировала точно так же, как я на том очном тренинге, про который Вы говорили. Посмотрим, какое будет ее мнение через полгода.

Владимир Наумов комментирует...

Михаил,
не в обиду иным участинкам того тренинга будь сказано, 1. Вы на том трениге были для меня "лучшим учеником, 2. Вы поставили мне за работу самые низкие баллы (для тех, кто там не был: оценка тренинга и работы тренера - всего более 15 параметров - обязательны), 3. чем сильно меня обрадовали, поскольку "лучший ученик" это тот, кто не берет слов преподающего на веру.

Несколько реплик по ходу: во всех трех случаях я Вам в равной степени доверял, ко всем трем разновекторным Вашим позициям отностился положительно и в нашей с Вами паре комьюнити было всегда, поскольку вы относились ко всему вдумчиво, т.е. критично. В толпе, ИМХО, комьюнити сомнительного свойства...

А вот за это:
> "... при обучении soft skills, думаю, нужно ... делать серию небольших курсов, между которыми проходит время, когда человек получает опыт практического использования того, чему научился. И к каждому из этих курсов должны быть привязаны хорошие пре- и пост-тренинги", -
огромное спасибо.
Стоит подумать, как это реализовать с учетом того, что я представляю софтверную компанию, а не консалтинговую или тренинговую.

Михаил Протасов комментирует...

Спасибо, Владимир, за теплые слова.

Должен признать, что многому у Вас научился.

Но не только у Вас, есть еще множество специалистов, у которых я что-то перенял. В том числе и отечественных.

Поэтому я и говорю про комьюнити.

Михаил Протасов комментирует...

> Стоит подумать, как это реализовать с учетом того, что я представляю софтверную компанию, а не консалтинговую или тренинговую.

А к обучению работе со сложным софтом, кстати, думаю, это относится не в меньшей степени. Если бы я делал курс по WebTutor или CourseLab, я бы делал его именно так.