Websoft

пятница, апреля 16, 2010

Еще о перспективах заочки и ДО, или Геть некачественное обучение

Недавно Алексей запостил, что российские вузы вроде собираются отказаться от заочки.
Не остаются в стороне от этого "благого" российского тренда и братки-союзники белорусские демократические избранники и функционеры:

"Депутат Палаты представителей Беларуси Владимир Зданович выступил с сенсационным предложением сократить число студентов заочных отделений, поскольку эта форма обучения "себя изжила". Между тем 60 процентов студентов белорусских вузов получают образование заочно, а современные технологии развиваются столь стремительно, что запас знаний приходится пополнять всю жизнь.

Главный аргумент Владимира Здановича - то, что уровень подготовки студентов-заочников значительно уступает уровню знаний, которые получают слушатели дневных отделений вузов.

...
Отстаивая свою точку зрения, Владимир Зданович ссылается на опыт ведущих российских вузов – таких как университет в Санкт-Петербурге, Московский государственный университет. Обеспокоенные качеством образования, они, по словам белорусского депутата, уже сокращают наборы на заочные отделения, а в последующие годы якобы и вовсе планируют отказаться от этой формы получения образования.

Вузы хорошо зарабатывают на заочниках
...
Готовы ли вузы к финансовым потерям?

- Сокращать заочные отделения имеет смысл, - считает декан заочного автотракторного факультета БНТУ Виктор Равино. - И даже если сокращение заочных мест скажется на финансовом положении вузов, то страна выиграет на том, что получит более квалифицированных специалистов.

По словам декана, уровень подготовки очников и заочников – разный."
...
Однако:
"Но полностью отказываться от заочной формы обучения, по мнению Виктора Равино, нельзя. В противном случае, часть белорусов лишится потенциальной возможности получения либо первого, либо второго высшего образования. Ведь не каждый способен позволить себе пять лет учебы с отрывом от производства.
...
- Отказ от заочной формы обучения – это поражение в правах взрослых граждан, - высказывает свое мнение координатор тематической группы по образованию Программы поддержки Беларуси федеральным правительством Германии Галина Веремейчик. - Наверное, актуальнее говорить не о сокращении числа студентов-заочников, а о том, как вместо заочной развивать такие формы обучения, как корреспондентское или дистанционное.

Бывший проректор ЕГУ (белорусский коммерческий вуз, работающий в эмиграции - ВН) Владимир Дунаев называет еще одну причину, по которой белорусские вузы должны развивать и сохранять заочные формы обучения.

- Демографические процессы, которые происходят в стране и ведут к депопуляции, лишают высшую школу значительной части студентов... Образовательный процесс необходимо перестраивать: либо делать акцент на массовом привлечении иностранных студентов, что сегодня ввиду неконкурентоспособности белорусского диплома вряд ли возможно, либо развивать формы образования для взрослых, где разновидности заочного и дистанционного образования будут очень востребованы.
...
Электронное образование сегодня одно из самых перспективных во многих цивилизованных странах. Например, в США больше половины студентов занимаются в разных дистанционных программах. В Европе ставится задача увеличить число студентов, получающих образование дистанционно, до 30 процентов. В России говорят о 5 процентах. В Беларуси пока менее одного процента студентов обучаются по программам дистанционного обучения.

К слову, в Беларуси уже работает Международный институт дистанционного образования, а в Кодексе об образовании, который принят в первом чтении, дистанционное обучение рассматривается как разновидность заочного. И в этом году, например, лидер в программах дистанционного образования Беларуси – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники вместо запланированных 150 принял 500 первокурсников. Это говорит о том, что спрос на дистанционное обучение растет.

К слову, инициатива Владимира Здановича в Министерстве образования поддержки не получила.

- Никто силовыми методами ограничивать набор на заочные отделения не будет, - не берется спорить с чиновниками Владимир Зданович.

Он рассчитывает, что сторонников и противников заочного обучения рассудит рынок труда, который отрегулирует рынок образовательных услуг, определит, какая форма предоставляет качественное образование – очная, заочная, дистанционная.
"
Читать полностью

Тема "Запрет заочного и дистанционного обучения/образования" также активно и остро обсуждается коллегами здесь.

3 комментария:

Сергей Снегирёв комментирует...

Тем лучше. Поскольку интернет (пока) не запрещают, белорусские (и российские) заочники понесут свои кровные в Латвию, где можно получить прекрасное недорогое образование на русском языке заочно, причём диплом будет европейский, и в той же Белоруссии признаваем. А если и не признаваемый, то велкам, в Европе образованная молодёжь всегда в цене.

Вообще, логика потрясает. У нас плохое заочное образование? Давайте его запретим! Предлагаю срочно выписать в столбик всё, что в РФ/РБ плохо, и начать запрещать немедленно: дороги, например, или медицину.

Владимир Наумов комментирует...

Сергей,
спасибо за приглашение на европейское образование :).

Только, сорри, нет такой страны "Белоруссия". Есть Беларусь.

Elena Lokteva комментирует...

Вот к чему приводят некачественные внедрения... Один вуз облажался, второй за ним повторил, результат те и другие увидели не сразу, зато на приличной такой выборке в сотни (или тысячи?) обучаемых. И теперь их же, как первопроходцев, слушают, когда они говорят, что это туфта, и заочку надо отменить...

Вообще, если честно, я не вижу проблемы в отмене всех форм обучения в принципе. Не нужны никакие формы, нужны гибкие учебные планы.
Пусть бы сами преподаватели составляли учебные планы и программы так, как им сподручнее. Если, к примеру, преподавателю хватило бы 2-дневного очного общения, после которого учебный процесс переносился бы в оффлайн - на здоровье!
По большому счету, заочная от дневной чем отличается? Нормативами по соотношению очных часов к заочным. Убрать нормативы - и пожалста, работайте как считаете нужным. Не хватает оборудованных учебных площадей? Переносите процесс в онлайн. Не хватает преподов? Привлекайте других через Интернет.
Хватает и того, и другого? Делайте акцент на очные формы, поддерживайте их онлайновыми ресурсами.
Но, конечно, речь в цитируемом Владимиром сообщении идет не о введении новых возможностей в организацию обучения, и это все очень грустно...