Об эмоциях в е-курсах не по-детски

Процесс обучения воздействует на учащихся комплексно, на несколько сфер разом:
- когнитивную;
- поведенческую;
- эмоциональную;
- субъективно-личностную.

Давно, неоднократно и припублично изумлялся чистому детскому взгляду отдельных наших вендоров на работу с двумя последними сферами в е-курсах. Достаточно, мол, красивого и эстетичного визуального контента, голого позитива и имитации игрового обучения, чтобы интерес к электронному средству обучения и его "нетленному" содержанию возник с первого слайда и длился до завершения курса, как минимум, а лучше - до пенсии обучаемого.
Ничего не имею против внешней красоты и непуганного детского взгляда. Но логика детского восприятия (откуда она в наш меркантильный-то век берется только!): нравится - значит интересно - значит эффективно рано или поздно должна, ИМХО, трансформироваться в нечто более глубинное...

Копнем, однако, поглубже:

1. В ходе обучения взрослых, людей со зрелым критическим мышлением и контролируемым самовосприятием, интерес к познанию часто связан с переживаниями по поводу собственной некомпетентности, несостоятельности в определенных аспектах жизнедеятельности, самоконтроле за эмоциями, со стремлением к естественности и открытому выражению эмоциональных проявлений.

2. Личностная сфера связана с изменением и переоценкой отношения к себе и окружающим, решением личностных проблемЮ пересмотру установок и переосмыслению ценностей, преодолению субъективных особенностей, мешающих оптимальным деятельности и общению и т.п..

Грамотная образовательная работа, направленная при электронном обучении на эмоциональную и личностную сферы взрослых, может стать одним из механизмов, обеспечивающих результативность обучения. Кстати, недавно об этом, в том числе и про так называемые отрицательные эмоции, говорилось и здесь.

Комментарии

Михаил Протасов написал(а)…
Владимир,
1. Что такое критическое мышление и контролируемое самовосприятие? Их нужно диагностировать в начале обучения? Или априорно предполагается их наличие у обучаемых?

2. Как много людей, работающих в обучении (не обязательно дистанционном) способны работать на том уровне глубины, о котором Вы говорите?

3. Могли бы Вы привести какую-либо хорошую литературу о практическом применении воздействия на эмоциональную и субъективно-личностную сферу в области обучения?
Владимир Наумов написал(а)…
Михпил,
есть попрулярная в бизнесе тема эмоционального интеллекта. Но в этом деле, ИМХО, круче всего работает психоаналитическое направление, от него и буду отталкиваться:
1. если очень обще: человек по определению - носитель некой суммы бессознательных процессов: влечений, компелектсов, защит, цензур и пр., которые в бОльшей степени управляют его поведением, мыщлением и жизнью, нежели рациональное. Осознание этих тайных движущих сил делает человека более социальным и культурным, его энергия направляется в нужное русло. А критическое мышление и восприятие этих бессознательных процессов в контексте повседневной жизни становится предметом обучения и средством развития.
2. Увы, у нас - немногие. Буквально - единицы. В деле эмоцианального интеллекта работает вроде немало народу. Но эффект, ИМХО, не глобален и неочевиден.
3.
Рожков, Н.Т.Основы психоаналитической педагогики. – Орел: Орел ГТУ, 2005
Благовещенский Н.А. «Учитель и ученик: между Эросом и Танатосом. Психоанализ педагогического процесса». СПб.: Символ-Плюс, 2000

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?