Традиционный и психоаналитический подходы к обучению

Привычное обучение ориентировано преимущественно на мышление и социально (извне) одобряемое поведение учащихся. Обе эти уважаемые сферы де факто игнорируют внутреннюю природу человека и, более того, борются с ней: конфронтируют с ней или репрессируют ее.
Садистское по направленности стремление средств обучения (то ли педагогов/тренеров, то ли е-курсов) сделать из природного существа существо социальное порождает перманентный кризис образования, тысячелетиями демонстрирует свою частичность, если не несостоятельность.

Решить эти проблемы пытается психоаналитическая педагогика, главная цель которой – помочь человеку осознать, а следовательно обнаружить, к чему он склонен и почему.
Человеческие влечения находятся в свернутом, бес- и предсознательном состоянии и ждут момента, чтобы прорваться наружу. Помощь учащемуся (особенно взрослому) в обнаружении того, к чему он предрасположен, то есть в раскрытии его нереализованных мотивов и потенциальных возможностей – естественный путь к осознанию себя, самосовершенствованию и бесконфликтной адаптации к обстоятельствам. При этом чем больше внутренних импульсов становятся объектом внимания и осмысления учащегося – тем полнее, шире и богаче когнитивная и поведенческая сферы личности.

Отсюда вытекает специфика обучения в психоаналитической педагогике: раскрытие природного потенциала личности, реализация ее задатков и способностей в процессе бесконфликтного (нормального, не невротизированного) выполнения системы социальных ролей.

Инварианты упражнений в духе психоаналитического подхода:


Взгляните на рисунок, выполните задания:
С кем из этих людей вы предпочли бы работать в одном кабинете?
С кем из этих людей вы предпочли бы вести переговоры?
С кем из этих людей вы предпочли бы не конфликтовать?
К вам одновременно обратились все четыре покупателя. Кого из них вам хочется обслужить в 1-ю, во 2-ю, в 3-ю, в последнюю очередь?
И т.д.

Комментарии

Жарков Юрий написал(а)…
Владимир, статья предметная и продуманная, но умалчивает о главной сути. А суть в том, что НЕЧЕМУ учить. Репликация знаний, как главная функция выпускника педагогического института - не актуальна, на фоне информационных магистралей. Можно много вычислять предрасположенности студента, но если давать ему нечего, то и нет смысла в таких вычислениях. Конечно, можно его запутать на ровном месте использованием разнонаправленных догм, а потом "чудесным" образом разрубить этот узел другой догмой, но это дёшево и тоже НЕ РАБОТАЕТ!
Владимир Наумов написал(а)…
Юрий,
1. здесь приведен лишь 1 "слайд", а за ним идет еще система упражнений.
2. А кто Вам сказал, что фрейдопедагогика учить работе со знанием? Они учит работе с собой по поводу знаний + "раскрытие природного потенциала личности, реализация ее задатков и способностей в процессе ... выполнения системы социальных ролей"
Владимир Наумов написал(а)…
P.S. Здесь знание - не предмет обучения
Владимир Наумов написал(а)…
P.P.S. Кстати, Юрий, это единственный известный мне подход, напрямую интсрументально (по делу)работающий с такой штукой, любимой Вами, как совесть.
Жарков Юрий написал(а)…
Владимир, безусловно единственная ценность это САМ человек.
На первом этапе, мне представляется важным, не мешать раскрываться природному потенциалу человека, а не "способствовать" этому. Слишком много на себя берёте :)

Главным представляется, создание предметной части, (например, реализованной Вами - групповых обсуждений, в которых при некоторой доработке явного закрепления достигнутого в обсуждении, при полной ВАШЕЙ ответственности) и демонстрация прецедента сотрудничество догмически разнооснованных людей.
Оформление и маркетинг втюхивания - пережиток прошлого.
Жарков Юрий написал(а)…
P.S. Кстати, Владимир,
создаётся ощущения, что у Вас есть достаточно достоверный психологический портрет меня.
Скрее всего составление таких портретов Ваша сильная сторона, но надо помнить, что НЕДОСТАТКИ это продолжения наших достоинств!

Замечательно, что Вы можете "снять мерки" с человечека, но ёще надо уметь шить, да так шить, чтобы костюмчик "седел", т.е. был в самый раз к теперешнему времени, моде и т.д. и т.п.
Владимир Наумов написал(а)…
… мне представляется важным, не мешать раскрываться природному потенциалу человека, а не "способствовать" этому. Слишком много на себя берёте :)
--Юрий, психоаналитическая педагогика и дидактика – не единственная технология раскрытия природного потенциала человека. Мне известны еще минимум 4, все – куда более эффективные, в 2-х из них пытался и пытаюсь работать. В блоге и на вебинарах я на себя многого не беру. «Беру много» на заказных работах :)

>> Главным представляется, создание предметной части, (например, реализованной Вами - групповых обсуждений, в которых при некоторой доработке явного закрепления достигнутого в обсуждении, при полной ВАШЕЙ ответственности) и демонстрация прецедента сотрудничество догмически разнооснованных людей.
--На открытых мероприятиях – люди взрослые, свои реакции осознающие и управляющие собой и своим поведением.
Как Вам такая дефиниция, преподающий – это катализатор всего лучшего у аудитории, а именно: … … … (впишите нужное).

>> Скорее всего составление таких портретов Ваша сильная сторона, но надо помнить, что НЕДОСТАТКИ это продолжения наших достоинств!
- Ошибаетесь, коллега, мои недостатки суть укрепление достоинств аудитории

>> Замечательно, что Вы можете "снять мерки" с человечека, но ёще надо уметь шить, да так шить, чтобы костюмчик "седел", т.е. был в самый раз к теперешнему времени, моде и т.д. и т.п.
--Уважаемый Юрий, моя задача в точках нашего с Вами соприкосновения проще: снять мерку так, чтоб человек под воздействием токмо этой манипуляции (снятия мерки) сам себе побежал костюм шить.
Возможно, это называется консалтинг (по саморазвитию, к примеру).
Жарков Юрий написал(а)…
сам себе побежал костюм шить.

Владимир,
я даже не буду спрашивать к кому этот человек побежит "шить" костюм.

Представляется, что теперь можно продавать только сопутствующие сотрудничеству продукты. Непосредственная торговля сотрудничеством аморальна.
Natali Dolgova написал(а)…
Будучи студенткой психфака, я проводила исследование по методике, часть материалов из которой изображены на иллюстрации.
Вопросы были подобного характера:
Кто из этих людей нравится/не нравится?
С кем хотели бы работать?
и т.д.
Самое частое возражение, которое я слышала от испытуемых: "Никто не нравится, они все какие-то странные." С одно стороны, я это механизм защиты, с другой - отражение действиетльности. Так как в методиках использованы портреты людей, которые находились на лечении в психиатрической больнице и имели соответсвующие диагнозы.
Поэтому, как мне кажется, с выбором лиц (особенно изначально не совсем нормальных) нужно быть аккуратнее.
Культура диктует нам определенные ярлыки, которые влияют на восприятие людей, их лиц. Поэтому такой материал надо отбирать очень тщательно.
Andrew написал(а)…
психоаналитическая педагогика и дидактика – не единственная технология раскрытия природного потенциала человека. Мне известны еще минимум 4, все – куда более эффективные, в 2-х из них пытался и пытаюсь работать.
Владимир, а какие еще 4?
Владимир Наумов написал(а)…
to Юрий Жарков:
>> Владимир,
я даже не буду спрашивать к кому этот человек побежит "шить" костюм.
-- Юрий, читайте внимательно:
"в точках нашего с Вами соприкосновения /то есть при моей работе в отурытом формате/ проще: снять мерку так, чтоб человек под воздействием токмо этой манипуляции (снятия мерки) САМ СЕБЕ побежал костюм шить."
"
Владимир Наумов написал(а)…
to Юлий Балинова:
Вы совершенно правы: "такой материал надо отбирать очень тщательно". Более того, реакции типа "пртив всех" и любые иные нужно еще обрабатывать путем реакций контента на выбор учащегося. Хочу при этом для Вас как выпускницы психолог.факультета акцентировать, в этом подходе активно используется процесс /безопасного/ отреагирования. Принцип безопасности при таком подходе важен не менее, чем в СПТ (соц.психолог. тренингах)
Владимир Наумов написал(а)…
to Andrew
- Педагогика Френе
- Педагогика Группы Новое Французское образование
- диалогический подход
- провокативный подход
(и это еще не весь список :)

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?