Websoft

среда, мая 26, 2010

Вместо е-курсов – моделирующие обучающие программы?

Некогда писал, что наше eL не такое уж и электронное, поскольку занимается на практике преимущественно предъявлением данных и контролем их усвоения, а не управлением процессами желаемых изменений в когнитивной (и даже поведенческой) сферах обучаемых:

Хотелось бы думать, что е-learning – это обучение, где процессы предъявления данных (преподавание) и учебная деятельность пользователя, его диалог с контентом задаются модельно, точнее, гораздо более модельно, чем на основе банальных слайдов (пусть и с динамическими прибамбасами), гиперссылок и элементарной с точки зрения алгоритмики системы навигации + простейших методов обработки и обсчета результатов тестирования.

Вот и Валерий Леонтьев, думается, написал об этом: «в этой области – непаханое поле, где можно трудиться нам, психологам, тим-билдерам, экспертам по описанию процессов и экспертам по описанию компетенций». От себя добавлю, что Валерий перечислил далеко не все, где есть приложить руки и голову. Более того, удивило, что в его перечне позабыты (не нащваны в лоб) специалисты по образованию и проектировщики софта. Не они ли должны играть здесь первую скрипку?

Кстати, внимание иностранных e-learning'цев к возможностям Web 2.0, ИМХО, также есть способ решения процессом управления желаемых изменений за счет феноменов коллективного интеллекта и групповой динамики. Не думаю однако, что решение задач T&D методами Интернет-веча и тому подобных демократических процедур в конечном итоге выйдет дешевле, чем модельное педагогическое программное средство. Или относительно простая человеко-машинная обучающая система.

9 комментариев:

Жарков Юрий комментирует...

управлением процессами желаемых изменений

Владимир,
чем Вы собираетесь управлять?
Зачем Вы собираетесь управлять?
Каков смысл Ваше управления?
Вам тоже хочется научится тому, что студенты умеют, а Вы нет?
Вы хотите избавится от докучающих догм, которые так дороги Вам и Вам не понятно ка это они обходятся без этих академических якорей, которые Вас не пускают в плаванье?
Вы готовы к встрече с ТАКИМ учеником:
http://www.youtube.com/watch?v=sTbwBYtKrrA#t=0025

Что Вы можете ему дать кроме своих ментальных оков?

Valery L Leontyev комментирует...

Юрий: брб ... поделитесь лекарствами, которые Вы употребляете, буду рад рецепту :).

Владимир: не названы в лоб - скорей. Просто мысль была голове. Была слишком пронзительна, чтобы перед постом хорошенько её взвесить и отредактировать.

Владимир Наумов комментирует...

Юрий,
мне импонирует демократичность (народность) Ваших взглядов. Надеюсь, в Вашем случае эта не та демократичность, где народ выражает свои волю и право работать поменьше, а получать побольше. Создатели еL продуктов - тот же народ (не худшая часть оного). В этом контексте я не демократ.
Студенты хорошо умеют управлять желаемыми изменениями "по-народному". А вот мальчик, на видео, что Вы сослались (спасибо!), надеюсь, этому до конца не научится. Посему ищу (среди прочего) педагогические догмы, чтоб такого не случилось :) с иными мальчиками-девочками, если угодно, ищу технологии обучения, избавляющие от оков, хоть и иными не пренебрегаю.
Я готов встретиться с таким учеником. Более того, я готов и умею из "демократов" делать таких учеников, будучи "окованным" полудюжиной соответствующих образовательных технологий. Тока не схавают ли таких мальчиков демократы и/или эксплуаторы? Кому-то надо, чтоб таких мальчиков не было :(. Управлять талантами и массой исполнителей (мною тоже уважаемыми людьми) - две большие разницы.

PS. Третьего дня на одном из вебинаров получил упреки из "зала", ты чего, мол, нас думать заставляешь, давай, гад, готовые рецепты, управляй нами так, как мы привыкли и любим. Не расшатывай извилины, нам работать надо (поменьше), нам за размышлизмы платить (больше) не станут.
...В зале были HR'ы и T&D-специалисты...

Владимир Наумов комментирует...

Валерий,
Ваши бы мысли взвешивать и продумывать в процессе производства конкретных продуктов.

Жарков Юрий комментирует...

Владимир, благодарю за развёрнутый и исчерпывающий ответ!
Однако, мой мессадж о том, что управлять творческим процессом аморально, слишком это интимная штука - творчество.
Представляется, что существующие оковывающие технологии пригодны управленцам двоешникам-троешникам, которые только и могут улюлюкивать и высмеивать и высвистывать. РЕАЛЬНЫМ ТВОРЦАМ эти оные технологии примитивны и взаимно протеворечивы, как на литературном так и на техническом уровне. Поэтому во что их не заворачивай и чем их не сдобряй а Г останется Г и конечно некоторое время можно верить, что это просто засахарившееся варенье, но рано или поздно придётся признать моральный износ предлагаемых решений для двоечников.

Владимир Наумов комментирует...

Юрий,
1. возможно, Вам не повезло и Вам не приходилось поучаствовать в созднании электронных продуктов, напрямую управляющих творчеством (будь то творческое применение изученного или порождение чего-то нового). Поверьте, приобрели бы интересный опыт.

2. Ваш мессидж, уверен, продиктован позитивными намерениями, как и мой, надеюсь. Правда, выводы у нас с Вами противоположные. По мне НЕ «управлять творческим процессом аморально». И здесь применимы свои технологии, пока еще не очень популярные.
Кроме «существующих оковывающих технологий» существуют и расковывающие, не всегда есть смысл зацикливаться на сковывающих, можно и противоположные им поискать. При этом я вовсе не призывают напрочь отказываться и от «рутинных» задач в обучении: прежде чем нечто творить, нужно иметь соответствующую базу.

Жарков Юрий комментирует...

прежде чем нечто творить, нужно иметь соответствующую базу.
Владимир,
для творчества у человеков есть всё, что необходимо, причём с многократным избытком. Утверждение, что кому-то чего-то НЕ ХВАТАЕТ и есть главная ОКОВА
Представляется возможным взаимодействовать с учениками в новом "частотном диапазоне", который обладает принципиально отличными характеристиками и свойствами. Важнейшим в этом сотрудничестве является равнозначность ученика и учителя. Учитель показывает как он умеет, а ученик показывает как он научился делать, но уже не так как учитель - а ЛУЧШЕ! И учитель от этого не впадает в панику.

Владимир Наумов комментирует...

Если принять за основу Вашу мысль, Юрий, что "творчества у человеков есть всё, что необходимо, причём с многократным избытком", то достаточно просто создать условия для творчества (те самые "оковы") и не создавать противоположных им. Тогда искусство обучения сведется к созданию таких условий. В том числе и с помощью моделирующих программ или специально организованного учебного диалога (о котором, Вы, по-моему, пишете)

Жарков Юрий комментирует...

достаточно просто создать условия для творчества (те самые "оковы")

Владимир,
творчество делается из творчества, оковы из оков, как говорится кесарю - кесарево.
Это разные измерения, которые нигде не пересекаются. Каждое наше человеческое знание имеет компонент НАШЕГО отношения к нему и понимание оного в контексте от этого очень меняется. Например было понятия вакуума с ассоциативным логическим эквивалентом = 0, появилось понятие физический вакуум (абсолютный вакуум), но уже с логическим 1, как источником всего сущего. Знание расширилось до следующей грани, а вместе с ним и наше отношение к новой целостной конструкции в которой наше предыдущее знание имеет место быть локально ввиде одного из варивантов.