Websoft

среда, июня 23, 2010

Бессмысленное и осмысленное обучение

Время от времени e-learninng и T&D общественность обращает свои взоры к фасилитации как альтернативе привычного традиционного обучения:



Обсудили эти тему с коллегами на вебинаре.
Опирались на классику фасилитации,а именно на представления Карла Роджерса о 2-х типах обучения: бессмысленное и осмысленное.
Затем обсудили, какие из двух типов актуальны с точки зрения их повседневной работы для участников вебинара. Вот что из этого вышло:




Делаем выводы, господа.

Кстати, а не провести ли следующий конкурс среди разработчиков курсов с помощью Курслаб с позиций наиболее позитивной из всех имеющихся в истории образования гуманинистической роджерианской платформы?

13 комментариев:

Lern21 комментирует...

Вот и получается,что все надо PLE,а не lms.

Владимир Наумов комментирует...

Взгляните на тенденции: LMS все больше "заимствует" у PLE: интегрируется с блогами, вики, соц.сетями. Кто знает, куда заведет эта тенденция, и что станет частью чего.
В любом случае, становится все более очевидным, что автономные самодостаточные ЛМС уходят в прошлое (см.: http://www.distance-learning.ru/db/el/94356210EE737042C325772D0039933B/doc.html).
А вот ВСЕ ли надо в PLE, а не в LMS, для меня не очеидно. Кто знает, может PLE будут встраиваться в ЛМС, а не наоборот...

Михаил Протасов комментирует...

Не могу я понять эту борьбу между PLE и LMS. Мне кажется, что здесь некоторая неразбериха. Некоторые считают, что это две разные методологии. Другие считают, что это разные ИТ-решения (почему-то противопоставляемые друг другу). А третьи не разделают первое и второе.

С тем, что это разные методологии, я готов согласиться. Тут мне симпатична идея PLE, но как создать культуру использования такой методологии обучаемыми (обучающимися)?

Почему их нельзя соединить в одной ИТ-платформе - я не понимаю. Мне кажется, что вполне можно.

lern21 комментирует...

А борьбы и нет. Вы много видели ПЛЕ на последних выставках?
Клетку легко продать, а свободой не торгуют, ее обеспечивают.
Цитата как раз к посту:

"На самом же деле учение — это такая человеческая деятельность, которая в наименьшей степени нуждается в руководстве со стороны других людей. Истинное образование по большей части не является результатом обучения. Оно возникает в результате свободного участия в осмысленной деятельности. Большинство людей лучше всего учится именно так, а школа заставляет их поверить, что их личный познавательный рост обеспечивается тщательным планированием и руководством.

Признав необходимость школы, человек становится легкой добычей и для других институтов. Однажды позволив ограничить свою любознательность обучением по расписанию и учебному плану, молодые люди готовы подчиниться любому внешнему планированию.
...

Такой перенос ответственности с личности на учреждение надежно обеспечивает социальный регресс, особенно когда он считается обязательным.

... Мужчина, привыкший к обучению, ищет прибежища в принудительном преподавании. .."


Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир (2006)

Пока учим менегеров по продажам - ЛМС идет. Для хай-теха нужны ПЛЕ, но хай-тех нам пока не грозит.

Владимир Наумов комментирует...

to Learn21:
"Клетку легко продать, а свободой не торгуют, ее обеспечивают." - сильно сказано.
А кем она востребована - эта свобода, не подскажете?

to Михаил,
а что мешает, к примеру, в вашей компании, "создать культуру использования такой методологии обучаемыми (обучающимися)"?
Неужто менеджмент в этом не заинтересован?

Алексей Корольков комментирует...

Я бы сказал, что свободу не обеспечивают, а завоевывают. Если людям будет нужно - они себе отвоюют PLE у тюремщиков от LMS ;)

lern21 комментирует...

Свобода нужна творчеству.
Креатив, инновации, как сейчас говорят.
Разработка нового всегда сопровождается самообразованием создателя.
Т.е. ПЛЕ для других процессов и другого образования.
Разработчикам "Востока" никто не читал курс "Космический корабль "Восток".
А продавцам пылесосов и кредитов читают "Современные китайские пылесосы" и "Как навязать кредит клиенту"

Алексей Корольков комментирует...

99% людей в мире, в вашей терминологии, "продавцы пылесосов". Сдается мне, что это большая часть человечества :) Их тоже надо учить...

Михаил Протасов комментирует...

to lern21:

У Иванова-Петрова ссылку на Иллича взяли? Почитайте у него же в блоге комментарии к записи, где он приводит эту ссылку. Там, на мой взгляд, достаточно осмысленно критикуют эти идеи (и я тоже немного поучаствовал).

Я действительно учу менеджеров по продажам, а не хай-тек специалистов. Но это вовсе не означает, что меня будет вполне устраивать ситуация, если я буду учить их плохо. Если бы я учил разработчиков корабля "Восток", то мне наверняка пришлось бы использовать иные методы.

to Владимир:

Я не знаю как это сделать быстро. Есть идеи, как это сделать постепенно. Буду пытаться, но сильно сомневаюсь, что даже через год это уже сделаю. Для начала нужно очень много другого реализовать. А будет ли заинтересован в этом менеджмент - тут все зависит от того, насколько хорошо я смогу объяснить менеджменту, что это важно. То есть показать, каким образом это встраивается в стратегию компании и поддерживает ее.

lern21 комментирует...

Михаил, да, цитата от туда.
Никто не спорит, что для низко низкоуровневого обучения ( на знание фактов) слайдовые ЛМС можно использовать. Можно использовать для этого и другие технологии, более эффективные ( по результату) и более дорогие. Если надо.

А свободное обучение для других целей.
Тот факт, что свободное ПЛЕ обучение никого не интересует у нас, просто отражает примитивный уровень технологического развития.

Я думаю, что просто дебильная работа требует дебильных методов обучения.

lern21 комментирует...

Алексей, что у нас 99,99 проц. верно.
Но это не везде по миру. Иначе бы что продавали бы?
Вот,давича, привезли нам 57 боингов, а им оставили 44тыс раб мест. Не продавцов.

Владимир Наумов комментирует...

Михаил,
1) уважаю Вашу позицию,
2) желаю успеха, даже если реализация Ваших планов займет в 2-3 раза больше времени.

Andrey комментирует...

to lern21:
не хотел вмешиваться в разговор специалистов, однако...
Вы точно знаете, чему и как учили разработчиков корабля "Восток"?поделитесь, может я пойму ход Вашей мысли и приму Ваши доказательства...