Websoft

понедельник, июня 14, 2010

Что является предметом стандартизации в е-learning?

Знакомство с рядом корпоративных стандартов электронного обучения вообще и е-курсов в частности убеждает, что в этом деле у нас имеет место приличный разброс мнений. Складывается впечатление, что процесс стандартищации в деле еL сам нуждается в стандартизации.
Эта тема стала обсуждением на одном из вебинаров.
Начать, пожалуй, стоило с определения объектов стандартизации:

Участники вебинара в качестве объектов стандартизации предложили:
Е.Л.: Средства электронного обучения, включая тьюторов
О.П.: процесс, среда и контент
М.С.: интерфейс + педагогические технологии
И.Т.: курс - с технической точки зрения, и дизайнерской
Е.Л.: Мне приходилось стандартизировать и средства, и процессы. Делали стандарт на е-курсы и стандарт на организацию процесса ДО.
Е.Д.: стандарты на курс, требования к контенту и стандарты на процесс разработки

Вдогонку высказываниям коллег было предложено следующее:


После чего список объектов стандартизации еще немного пополнился:
С.П.: Мне кажется, что тут упущена обратная связь ученик--преподаватель.
Е.Л.: 1. требования к персоналу, организовывающему процесс 2. требования к осуществлению поддержки обучения, информационной и технической
О..П.: я бы добавил 1-FAQ, и 2-контакты и ответственности за процессы, и 3 - права участников.

А что еще стоило бы стандартизировать? Или исключить из предложенного коллективными усилиями набора?

5 комментариев:

Жарков Юрий комментирует...

Владимир,
представляется необходимым определить сферу применения того что вы называете
"е-learning".
Множество выходов означает множество входов. Хороший стандарт, это не то что было "вначале", а то что возникло в процессе долгой, успешной и продуктивной работы.
Например, много электростанций надо было построить, чтобы появилось ниже указанное определение:
Процесс - «Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности,
преобразующие входы в выходы»
Система менеджмента качества
ISO 9000:2000

Владимир Наумов комментирует...

Юрий, под eL я имею в виду обучение на основе либо с использованием комьютерных технологий и компьютерной телекоммуникации.
Понимаю, что сильно "широко гляжу".
А вот со входами/выходами здесь, ИМХО, не все в порядке: в обучении выходов часто бывает поболее входов, и, увы, наоборот.

Maxim Skryabin комментирует...

Как-то слишком много объектов для стандартизации... Это программа-максимум? :)

Мне кажется, их стоило бы как-то классифицировать или проранжировать.

Владимир Наумов комментирует...

Здравствуйте, Максим.
А на каких основаниях, по-Вашему, стоит осуществлять классификацию и оптимизацию количества объектов стандартизации?

Maxim Skryabin комментирует...

На мой взгляд, стандарты должны закреплять взаимоотношения основных участников процесса ДО:
1) разработчиков технических решений (СДО и т.п.),
2) разработчиков обучающего контента (курсов и т.п.),
3) тьюторов,
4) обучающихся.
Их как раз и можно взять за основания классификации.

Что касается приведенного Вами списка, то не очень понимаю, как, например, можно стандартизовать содержание и продолжительность учебных программ. Как мне кажется, это все решается индивидуально(!) в каждом случае в зависимости от целей обучения. Вернее, стандартизовать можно почти все и это тоже. Но нужно ли?

P.S. Возможно у меня просто другое понимание стандартизации (все-таки пока я с этим подробно не сталкивался).