Websoft

четверг, июля 29, 2010

2 мира - 2 системы

В кулуарах белорусской летней школы e-learning, за которую особое спасибо Лене Локтевой, общался с одним из профессоров. Обнаружил фундаментальное различие в понимании цели обучения - ВУЗу важно равноправие. Не его дело оценивать потенциал своих студентов, всех кто поступил, сдает сессию и платит деньги надо учить одинаково. Поэтому часов учебных экономить не нужно.

Корпоративный мир более жесток - если компания не видит в тебе потенциала, то максимум на что ты можешь рассчитывать - 4 часа электронного курса и пару тестов. Вот если ты в кадровом резерве, тогда другое дело...

А для ВУЗовского человека очень сжатый учебный курс это хотя бы неделя - и это большое достижение. Цитата - "мы работали с одним банком и смогли сделать учебную программу на 4 дня!".

Смогут ли люди из этих 2-х обучающих сообществ (ВУЗовского и корпоративного) реально понять особенности друг-друга? Не уверен...

11 комментариев:

Михаил Протасов комментирует...

Когда-нибудь поймем. Рано или поздно нам придется работать вместе.

Nikolay комментирует...

Да простят меня профессора и доценты, ВУЗы в будущем должны либо самоликвидироваться либо очень переформатироваться. Т.к. ВУЗ, на сегодняшний день, это почти бесполезная организация. Их цель - вычитать материал, который они заявили, но не подготовить специалиста для народного хозяйства. Причина этого либо в том, что они обвешены стереотипами советского образования (растить "эрудитов"), либо просто нагло транжирят деньги (государственные или студенческие).
На мой взгляд, эффективнее было бы так - начальное,среднее (может и общее начальное высшее) было бы обязательным для всех, а специалистов подготавливали на спецкурсах, что, в общем-то, уже и происходит, но сегодняшнее высшее - это лишняя трата времени и денег.
Вывод - двух систем не должно быть, они должны друг друга дополнять и следовать одна за другой в единой системе подготовки специалистов.

Andrew комментирует...

Вопрос звучит слишком обще. Наши ВУЗы не смогут, западные уже смогли. Различие - клиентоориентированность ВУЗов. Кого обслуживают отечественные ВУЗы? Раньше это было государство. Сегодня - фиг знает.
Это я говорю как бывший преподаватель ВУЗа. И чем хреновее будут работать ВУЗы, тем больше будет перспектив у нас - специалистов по управлению знаниями. Поэтому я предлагаю нам спокойно работать, отстраивать свою профессиональную сферу, заботится о стандартах и качестве собственной работы - и наблюдать за разложением ВУЗовской среды. Когда место будет пусто - нам предстоит развернуться на нем:) А для этого надо быть готовым.

Анонимный комментирует...

очень удивили подобные рассуждения... Такое впечатление, что, скорее всего (очень хочется думать!), это провокация ... Ну, возможно еще следующее: подобная категоричность подстать только очень молодым людям... Извините, но очень напомнили вердикт хирурга из "Покровских ворот": "Резать, ..., не дожидаясь перетонитов!..."
Извините, подписываюсь здесь
Tanyana

kvn комментирует...

Как участник Летней школы и профессор, о котором упоминал автор, могу сказать, что в посте выдается желаемое за действительное. Я, например, увидел взаимопонимание академического и корпоративного сектора и движение насвтечу друг другу.
Остальные реплики комментировать не буду, не вижу смысла

Elena Lokteva комментирует...

Подтвержу слова Владимира Николаевича: на Школе много говорили о том, чтобы работать вместе вузам и бизнесу. И даже конкретные проекты и идеи уже обсуждаются.
Собственно, одной из задач Школы было посадить этих "2 мира - 2 системы" за один стол, чтобы найти пути друг к другу. Первые шаги сделаны. Даст бог - хватит запала, чтобы воплотить хотя бы часть того, что придумали.

Владимир Наумов комментирует...

Боясь сделать оффтопик, предположу, что "2 мира" потому два, что в них имеют место две полярные тенденции: - один из "миров" рассуждает: "если еL продукт продается (продан), то он качественный по определению, поскольку продается",
- другой "мир", что "на продажу можно выставлять только грамотный с образовательной точки зрения продукт".
Осознание таких тенденций может лечь в основу понимания и самоосознания академического и корпоративного обучающих сообществ? Вполне, ИМХО

Andrey комментирует...

Выскажусь категорично:
понять может и смогут, сблизится - никогда...
У них абсолютно разные задачи (на мой взгляд, конечно) - ВУЗ учит думать, а бизнес - делать...
И не надо кивать на западные ВУЗы - они не показатель. Есть классические школы высшего образования - университетская, русская инженерная... Все, к чему тянут нас сейчас - это профессионально-техническое образование, просто на ином витке развития... Насмотрелся я достаточно на специалистов (западных в том числе), которые услышав постановку задачи, сразу заявляют - это вне сферы моей компетенции... Если мы все перейдем на "западную" модель образования (западная в кавычках, потому что правильнее было бы назвать "образование для бизнеса"), то решать смежные задачи станет просто некому...
Так что пусть живут отдельно, нет, конечно в тесном обмене, подсматривая друг у друга методики и идеи, но... пусть цели и задачи у них останутся разными...

Andrey комментирует...

to Nikolay (вдогонку): приглядитесь внимательнее - кто преподает на этих самых спецкурсах... Эти люди не спецкурсы заканчивали...

Nikolay комментирует...

И я за то, чтобы ВУЗ учил думать. И предполагаю такую модель - ВУЗ готовит основу (стержень) специалиста, в том числе, и учит его учиться, искать, анализировать, делать выводы. Это Есть обязательная грань любого специалиста. Но "выпечь" нсатоящего профи может только практика и полученный опыт. Видел я много таких "бумажных" специалистов. А "спецкурсы" (как их тут называют), помогают специалистам актуализировать свои знания и навыки в соответствии с текущими потребностями. ВУЗу с его фундаментальными задачами это сделать сложно. Но, к сожалению, на сегодняшний момент, ВУЗы своей задачи по взращиванию стержня в будущем специалисте (в том числе и научить учиться) не решают. Потому, на мой взгляд, высшее образование требует преобразования, чтобы оно выполняло свои главные задачи.

Жарков Юрий комментирует...

Здравствуйте!
Вести речь о прошлом - не серьёзно, ибо экстраполировать прежний опыт в будущее не представляется возможным. Происходящие нынче изменения и в бизнесе и в ВУЗах, и в обществе настолько фундаментальны, что как говорить "дело былое, что с того?". Представляется что в близком будущем ВУЗам надо будет работать на других принципах, но ещё большие перемены ждут оутсорцеров удалённого обучения. Кто имеет уши да услышит меня. Функция вузов НЕ ОТМЕНЯЕМА - УЧИТЬ (учить, кормить и лечить). А вот управлять знаниями - это дело странное и надуманное. Имено благодаря канцелированию надуманного многое меняется настолько стремительно.