Websoft

вторник, сентября 21, 2010

Расчеты стоимости ДО

На ресурсе e-learning.by появиласась новая статья, посвященная расчетам затрат на дистанционное обучение в вузах (автор - Вера Горбачева ). В ней предъявлен затратный метод на разработку продуктов и процессов ДО.

Некоторые небесполезные, думается, мысли из нее:
«… объем постоянных затрат ДО превышает их размер для обычных университетских курсов, что объясняется наличием в ДО дополнительных расходов на созданию курса»
«Однако после полной окупаемости затрат на создание курса размер постоянных издержек ДО может быть меньше, чем очного. Кроме того, в ДО исключаются расходы на:
• зарплату хозяйственного персонала (уборщиц, дворников, гардеробщиц и тд.),
• текущий ремонт оборудования и инвентаря,
• приобретение разного рода пособий, материалов и предметов инвентаря для учебных и лабораторных занятий студентов и аспирантов и др.».

Представленный в статье затратный метод, ИМХО, хорош при наличии соответствующих финансовых ресурсов, которых в вузах не так-то много. Хорош этот метод также для определения размеров откатов, ежели средства вдруг сыщутся (и не только в рамках вузовских, но и отраслевых и даже государственных программ).
Может, стоит поискать иные способы расчета затрат? Например, вознаграждать авторов учебных материалов на основе гонорарного принципа, авторского, а не гражданского права. Иными словами: считаем не предстоящие затраты, а будущие прибыли. Непосредственно за разработку платим по минимуму, а затем отчисляем разработчикам достойный процент из выручки, которую принесет курс.

8 комментариев:

Михаил Протасов комментирует...

Владимир, готовы работать по такой схеме?

slav комментирует...

Можно представить еще один вариант оценки затрат на ДО, считая разность дополнительных затраты, которые нужны при организации и эксплуатации ДО и выигрыша, который получается при использовании ДО.
При этом важный фактор количество денег, которое приносят студенты ДО, так как их количество существенно увеличивается.
Оплата труда по разработке материалов ДО у нас идет по договору,
главный заработок преподавателей по
использованию видеозанятий, коэффициент существенно больше, чем при обычных занятиях.
кроме того разработанные презентации преподаватели используют в обычном учебном процессе,
что существенно снижает трудоемкость .

Владимир Наумов комментирует...

Михаил,
приходилось работать по обеим. При этом система авторского права позволяет гибко реализовывать несколько вариантов оплаты затрат их труда.

Михаил Протасов комментирует...

Владимир, насчет авторского права - имеется в виду разработка коробочных курсов, предназначенных для продажи в разные компании? Если речь идет о курсе, разрабатываемом под одну конкретную компанию, то встает вопрос о том, кто и как будет считать выручку от курса.

Владимир Наумов комментирует...

Михаил, а это: "если речь идет о курсе, разрабатываемом под одну конкретную компанию, то встает вопрос о том, кто и как будет считать выручку от курса" - не факт (или, скорее, частный, один из возможных фактов).
Во-первых, из-за того что время от времени находятся умельцы, говорящие, что вроде умеют это считать и кейсы приводят.
Во-вторых, посчитать выручку можно приблизительно, главное, чтоб она была с всей очевидностью выручкой.
В-третьих, если в компаниях некому и некак ее считать, то... возникают слишком разновектроные мысли: от "а нафиг это еЛ надо", до "еЛ бесценно по определению".
В-четвертых, автор вправе сказать: "Ребята, моя работа стоит столько-то, я ценю свой труд так-то", а про ребентабельность и выручки - это не мая (уч.центра), головная боль, а бизнеса, компании в целом.

Интересно, кто-нибудь выручку от МГУ или Бауманки считал? Никто не располагает данными об этом?

Анонимный комментирует...

1. Да, умельцы встречаются. Иногда даже немного рассказывают о том, как они это делают. Вот например: http://www.trainings.ru/library/reviews/?id=10540
В приведенной статье интересен, кстати, вывод о том, что такая оценка имеет смысл только для самых важных, длительных, стратегических программ.

2. А платить автору тоже будете приблизительно?

3. Мысли, кстати, вполне хорошие. Главное, чтобы они были только частью размышлений, а не итоговыми выводами. Но это немного оффтоп.

4. А причем тут тогда авторское право? Тогда удобнее разовая оплата.

Вы ведь говорите про то, чтобы платить автору курса исходя из выручки, которую принесет курс. Чтобы так платить, нужно заключить договор с автором. И в договоре прописать формулу, по которой будет определяться оплата труда. Вот как будет выглядеть эта формула? Это главный вопрос.

Михаил Протасов комментирует...

Аноним - это я был. Нечаянно не туда нажал.

Владимир Наумов комментирует...

Михаил,
2) не приблизительно, а по договоренности;
4) авторское право - это иной вид правоотношений. включая 4 базовых права автора. Оплата же может быть и одно- и многоразовой. Вплоть до 100%-ной предоплвты или аванса.

Формулы авторского вознаграждения хорошо отработаны в издательском деле. Погуглите - кучу чего найдете.