Websoft

вторник, ноября 02, 2010

Электронное обучение как частный случай электронного обучения

Когда и где завершается обучение?

На этот вопрос можно ответить по-разному. Мой скромный опыт позволяет вывести два инварианта ответа на этот вопрос:
1. Когда пройдена в он- и/или оффлайне та или иная учебная программа (то ли курс, то ли симулятор, то ли прослушаны вебинары и т.п.) и выдержаны итоговые испытания.
2. Когда учащийся станет адекватно применять (а то и развивать) освоенное в процессе обучения за счет устойчивых изменений (где?) в свой голове и деятельности: в когнитивной или в поведенческой сферах.
Как учили меня мои Наставники, об одном и том же предмете можно высказать неограниченное количество одинаково верных суждений, даже если они противоречат друг другу.

Если признать верными оба предыдущих ответа и поискать их практические решения, путем промежуточных рассуждений (которые опускаю) несложно прийти к выводам, что
1. Практический ответ на вопрос № 1 может быть получен при помощи LMSных курсов, секондлайфных, лекционно-семинаро-вебинарных и пр. решений.
2. Действенный ответ на вопрос № 2 – через Web 2.0, социально-сетевые решения.
E-learning – это не только курсы и прочие синхронные и асинхронные учебные программы. Оно включает в себя еще и применение освоенной информации и умений и навыков, обратную связь по этим процессам, взаимодействие и обмен информацией по поводу изученного в повседневной практике.

Таким образом, если мы будем ориентировать еL в той или иной компании только на решение проблем и задач, зафиксированные в вопросах или 1, или 2, порознь, независимо друг от друга, мы получим лишь частный случай обучения. Что, ИМХО, и имеет место в подавляющем большинстве мест осуществления eL.

Понятно, что логичнее начинать с практических ответов на вопрос 1. Однако, думается, мы уже начинаем насыщаться подобными решениями. Все более становится очевидным, что еL требует не только передачи знаний и их контроля с помощью тестов и моделей типа Кирпатриковых, но и взаимодействия по поводу их применения.
В противном случае мы будем наивно принимать за целостное еL лишь его часть. Вузы будут выпускать лишь частично подготовленных к профессиональной деятельности магистров с бакалаврами, а корпоративные УЦ транслировать полезные знания и навыки без учета условий их применения и без создания таких условий, в том числе и организационными мерами.

24 комментария:

Сергей Снегирёв комментирует...

Простите, пожалуйста, а что такое "два инварианта ответа"? Не могли бы Вы пояснить эту свою мысль, подобрав, например, синоним? Спасибо.

Владимир Наумов комментирует...

"Инвариант - структурное отношение, обобщенный количественный либо качественный индикатор, сохраняющийся в ходе неких преобразований, превращений, изменений той системы, которую характеризует. В обшей теории систем (ОТС) различают И. структурные, функциональные, генетические (эволюционные), метрические, которые в совокупности наиболее адекватны интегральному отражению и освоению действительности, природе вещей, локальных универсумов и служат опорными точками процессов самоорганизации и развития в природе и обществе". http://terme.ru/dictionary/176/word/%C8%ED%E2%E0%F0%E8%E0%ED%F2.
Синоним - выражение (индексация) двух типов отношений к одному предмету (здесь, к eL) с целью его интегрального описания.

Спасибо за реплику. Постараюсь впредь выражаться аккуратнее.

Maxim Skryabin комментирует...

Ну, если воспользоваться "обучение = преподавание + учение", то п.1 относится к завершению преподавания (если оно было). Учение же не должно заканчиваться (да, мне хотелось бы так верить!).
Другое дело, когда мы хотим оценить результаты обучения. Но в этом случае мы говорим просто о разных видах контроля: в п.1 - об итоговом, в п.2 - об отложенном. Плюс еще к ним добавляется самооценка учащегося - имхо, она-то как раз и соединяет приведенные Вами два ответа вместе.
В качестве гипотезы: для формирования адекватной самооценке учащемуся необходимы результаты входного, итогового и отложенного контролей (это м.б. как внешний контроль, так и самоконтроль).

Владимир Наумов комментирует...

Максим,
Вы ушли куда дальше в интерпретации поста и его развитии, нежели в этом и этим постом изначально задумывалось :), что не может ни радовать.
Моя же изначальная задача была куда скромнее: средства еL обучения (к примеру, курсы) могут строиться по-разному. Реализуемые в них методы и приемы могут тяготеть либо к процедурам преподавания либо учения. А это влечет физическую реализацию разных методических и интерфейсных (включая навигацию и тип сценарного решения) подходов и приемов. Так, преподавание вполне может повторять (имитировать) привычные аудиторный процесс и/или доставку знаний/умений. Е-курс, ориентированный на учение, потребуют со стороны курса уже управления деятельностью учащегося - его познавательной деятельностью.
Беда в том, что порой разработчики курса весьма произвольно совмещают, то есть не различают, путают и замещают друг другом в своих эл.продуктах преподавание\учение. В итоге порой выходит полная каша, вовсе не ориентированная на результативное освоение пользователем материала. В итоге, преп думает, что учит (=обеспечивает учёбу) учащегося, в то время как он просто реализует себя как преподающего, о чем знает, о том в привычном для себя виде и поёт, невзирая на слушателей.

Касательно же непосредственного содержания поста: хотелось озвучить и отдискутировать гипотезу, что учебный процесс заканчивается на стадии применения и даже развития освоенного, а не в момент успешной сдачи итогового испытания. По крайней мере - в контексте корпоративного обучения и повышения квалификации специалистов.

Жарков Юрий комментирует...

Немного перефразировав МСФО 18, можно сказать так: Процесс обучения продолжается до тех пор пока, деятельность ученика является прямым следствием учебного события, в котором доля собственного опыта ученика обычно ассоциируется с величиной меньшей 50% (это из МСФО 37).
При этом подразумевается, что ПРОЦЕСС - это нечто приводящее входы в выходы (ISO9000), т.е. на входе ученик, учитель и предмет, а на выходе ученик с предметом и учитель с предметом :)

Ян Федянин комментирует...

О, я как раз сейчас готовлюсь к ноябрьским экзаменам по CIMA, читаю МСФО 18 "Выручка" и 37 "Резервы, условные обязательства и активы". Что-то не попадалось мне там вышеприведенная цитата.

Хотя, может быть, у Вас свои какие-то эксклюзивные издания МСФО :)

Эту цитату обязательно перешлю на форум финансистам, путь расширят свой кругозор.

Жарков Юрий комментирует...

В оригинале используется слово перефразировав. У Стандартов есть "говор", который сформировался за десятилетия практического применения. МСФО является единственным стандартом определяющим качественные характеристики информации как таковой и финансовой информации в частности. Проведя перенос опыта из одной сферы в другую происходит инновационный процесс, который выглядит не привычно именно потому что это инновационный процесс.

Цитата:
МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» определяет понятие резерва как будущего возможного расхода, возникающего в результате прошлых событий на основании юридического или договорного обязательства.

МСФО 18 «Выручка» Продажа товаров 14
(b) предприятие больше не участвует в управлении в той степени, которая обычно ассоциируется с правом собственности, и не контролирует проданные товары;

Ян Федянин комментирует...

МСФО как раз определяют требования именно к финансовой информации. При чем здесь e-learning и процесс обучения?

И в том-то и беда, что у нас большинство "инноваций", как правило, такие, как в Вашем примере. Вы еще слово "нано-технологии" сюда каким-нибудь боком добавьте и прямая дорога Вам в Сколково.

anpspb комментирует...

@В.Наумов
Если вспомнить наше обсуждение на Вашем недавнем мастер-классе в СПб, то ЭК по противодействию коррупции имеет протяженность всю жизнь, т.к. обучившиеся сталкиваются с нею все время, или, по крайней мере, читают/слышат об этой борьбе, тем самым научаясь (вот только чему?). ИМХО, вопрос об окончании обучения надо ставить как директиву, явно задавая крайний срок аналогично, напр., периоду полураспада р/активного в-ва. В обоих случаях реальное окончание - в бесконечности. Разве не так?

Жарков Юрий комментирует...

МСФО как раз определяют требования именно к финансовой информации. При чем здесь e-learning и процесс обучения?

Ян, МСФО определят требования к представлению информации, как финансовой так и прочей. Суть заключается в процессе работы с информацией как таковой.
Задачей МСФО является обеспечить руководство информацией (всякой) для принятия обоснованных решений.
p.s. когда я преподавал МСФО, если студент не говорил слово обоснованное решение - экзамен не сдавал :)

Михаил Протасов комментирует...

Мне тоже кажется, что обучение не кончается никогда. Обучение частично обуславливает будущий опыт, который, в свою очередь, частично обуславливает еще будущий опыт и т.д.

Если наш курс был достаточно хорошим, чтобы вызвать изменения в поведении изучившего курс человека, то, хотим мы этого или нет, курс будет оказывать влияние и на его же поведение в сколь угодно далеком будущем. Не напрямую, а опосредованно через опыт, полученный человеком за это время.

Насколько отдаленное влияние нужно учитывать при разработке курса? Я думаю, для ответа на этот вопрос, нужно сначала подумать, как именно мы можем осуществить учет этого влияния, с помощью каких методов. Потом сделать некоторое предположение об отдаче от таких методов. И дальше уже принимать решение.

Но, так как в корпоративном секторе все меняется очень быстро, и большое количество решений рассчитано на быструю отдачу, я сомневаюсь, что в ближайшее время будут разрабатываться курсы, рассчитанные на отдачу в далекой перспективе. Возможно, если произойдет изменение культуры управления, если на первое место выйдет долгосрочное планирование, тогда ситуация изменится.

Могу, кстати, предположить, что в Японии корпоративные курсы могли бы быть рассчитаны на долгосрочный результат. Так как у них, насколько я знаю, принято работать в одной компании всю жизнь.

Михаил Протасов комментирует...

Теперь несколько не по теме,

Владимир,
Вы могли бы привести примеры наиболее часто встречающихся ошибок, связанных с неразличением разработчиком преподавания и учения внутри курса?

Жарков Юрий комментирует...

а опосредованно через опыт, полученный человеком за это время.
Михаил, но это будет уже результат другого обучения. Необходимо разделять источники, чтобы адекватно оценивать полезность каждого. Поэтому и предлагается при достижении доминирования конкретного обучаемого материала менее половины, считать конкретное обучение завершённым. Предоствляя возможность для мониторинга других материалов.

Ян Федянин комментирует...

Юрий, Вы преподаете МСФО, в котором, - я в этом абсолютно уверен, - не имеете практики. Если я ошибаюсь, пожалуйста, назовите компании, для которых Вы реально перекладывали бухгалтерскую отчетность, составленную по ПБУ в стандарты МСФО для аудиторов из большой четверки.

Преподавать (и бла-бла-бла ИСО... МСФО...) - это одно, профессионалльно ДЕЛАТЬ что-то - это все-таки немного другое.

Как известно, выученный уголовниками наизусть "Уголовный Кодекс" еще не делает их юристами (хотя они, как раз "жесткие" практики, в отличие от Вас).

При этом Вы так и не ответили на вопрос: что объединяет МСФО, e-learning и процесс обучения? Суть инноваций в чем?

Владимир Наумов комментирует...

to anpspb
Своим замечательным вопросом Вы вынуждаете меня, коллега, озвучить то, чнго я пока не осмеливался озвучить, хоть и мысль не нова и не моя: чтобы обучить и, более того, образовать человека, нужно не знания и навыки транслировать, а
1) создавать условия, в которых эти знания будут адекватно применяться,
2) не создавать условий, в которых возможно было бы знания применять неадекватно.
Понимаю, что это "слегка" утопично, да в каждом деле есть своя сверхзадача. В условиях корпоративного обучения это не столь уж недостижимо. Главное, чтоб условия были адекватны...

Смешно и грешно, когда приказы или инициативы учить не красть отдают те, кто в этом неплохо преуспел.

Владимир Наумов комментирует...

Михаил,
мне известны такие электронные обучающие продукты, созданные по заказу компаний, которые способны работать годами и даже десятилетиями, например, по нематериальной мотивации или конфликтам общения, просто общению. Сам я уже лет 7 мечтаю придумать некий "Самоучитель лидера", который либо жил бы долго, обучая сменяющиеся поколения менеджеров, либо использовался бы одним человеком от нескольких месяцев до нескольких лет.
Кстати, не вижу ничего недостижимого в разработке долгоиграющего эл.средства обучения по страховым продуктам, как бы быстро они ни менялись. Нужно лишь немного программизма добавить к слайдам...

Касательно Вашего вопроса про конфликт преподавания / учения, если не забуду, попробую нечто вроде статьи написать. Пока же пример из страховой или банковской сферы: 80-120 слайдов рассказа про продукт, среди них jpg'ов с формулами расчетов штук ... надцать. Все идет линейно по кнопке "Далее" - чистое преподавание безо всякого управления учением. В финале - контрольный тест на воспроизведение зазубренного - контроль преподавания. Чё делает в таком курсе учащийся (учение) - дело рук учащегося, покрытое мраком.
Не встречали таких курсов?

Жарков Юрий комментирует...

e-learning и процесс обучения? Суть инноваций в чем?

МСФО определяет принципы построения, поддержания и подтверждения информации для принятия обоснованных экономических решений.

Информация должна быть:
Уместной, т.е. применимой в деятельности;
Понятной для компетентного и заинтересованного пользователя;
Сопоставимой, в собственной компании и соизмеримой информацией с другими компаниями;
Надёжной, т.е. не содержать существенных ошибок.
Предлагается использовать эти принципя для подготовки учебных матекриалов, которые так же являются информацией.
Дополнительно предлагается использовать методы экспертных оценок, по принципам МСФО.
Дорполнительно предлагается использовать в анализе только те данные, которые являются непосредственным результатом анализируемого действия с заданной точностью.

Ян Федянин комментирует...

Это все, конечно, о-о-о-о-о-очень инновационно... :(

Общие слова и, как и предполагалось, без живой практики.

Михаил Протасов комментирует...

Юрий, с тем, что хорошо бы разделять источники, я бы согласен. Да вот только тяжеловато это осуществить. И не всегда польза от разделения превышает затраты на осуществления разделения.

Что же касается того, чтобы брать пороговое значение, тут встает вопрос, готовы ли мы так легко пожертвовать оставшимися 49%. Ответ на вопрос в определении, от какой базы мы берем 49%. Скажем, 49% от одного рубля пожертвовать можно, а вот 49% от миллиона рублей - не стоит.

Михаил Протасов комментирует...

Владимир, по поводу продолжительных курсов согласен. Тут можно с книжками сравнить. Математическому анализу и теории вероятности можно учиться и по весьма старому учебнику. Особенно, если он настолько хорош, что новые ему уступают в качестве. А вот по компьютерному софту я бы не рекомендовал пользоваться учебником десятилетней давности.

Со страховыми продуктами, должен Вам сказать, ситуация тоже не совсем однозначная. Есть вещи, которые не меняются годами. Есть вещи, которые меняются настолько сильно, что их автообновление не запрограммируешь. Бывает, что нужно структуру курса переделывать, целые новые разделы добавлять, новые упражнения и т.д.

Курсы из приведенного Вами примера встречал. 100 последовательных слайдов текста + тест в конце - такие курсы я, конечно, считаю не очень эффективными. Но неэффективность таких курсов и так понятна, без всяких размышлений о преподавании и учении. Буду ждать статьи.

lern21 комментирует...

Что удивляет меня иногда в таких дискуссиях, так это желание чему-то научить другого без желания чему-то научиться самому.
Если бы вы знали общеизвестные Первые принципы обучения Дэвида Мэррилла, то смогли бы увидеть ответы на давно решенные задачи. А значит иметь возможность решать новые.
Взгляните:
http://www.cognitivedesignsolutions.com/images/Merrill_5star_1stPrin.jpg

anpspb комментирует...

@lern21
С одной стороны - все верно: мы многого не знаем из того, до чего уже дошла "западная" преподавательская наука - ну нет (не нашлось) у нас в стране в области обучения человека (как в свое время в области медицины - Залманов, знавший 7 языков и сумевший многое изучить и значительно продвинуться и продвинуть отечественную мед. науку и практику), который бы смог охватить своим разумом все главное, сделать библ.список/дайджест/учебник/энциклопедию (от меньшего - к большему) и представить его заинтересованному сообществу коллег. И потому много мы просто не знаем, даже в определениях.

С другой стороны - типы знания ведь разные. Показанное на рис. "Let me do" справедливо лишь для того, что можно действительно "сделать". А попробуйте научить "делать" в макроэкономике без соответствующего научного подхода, смешанного с опытом и основанного на мощных системах моделирования: кто-нибудь так "изогнет" кривую спроса или предложения в масштабах страны, что всем икнется и мало не покажется! И уже начинает икаться... :(

anpspb комментирует...

@В.Наумов
Спасибо, вот это ("создать условия") действительно, как говорят в ТРИЗе - "идеальный конечный результат". Жаль только, что цинизм и объем "смешного и грешного" постепенно переполняет мир и что с этим делать - непонятно. И даже корпоративное обучение, ИМХО, можно рассматривать, видимо, только на ограниченном временном отрезке, ибо невозможно реализовать "хорошую" долгоживущую подсистему в рамках "поганой" системы :(

Жарков Юрий комментирует...

Если вы понимаете, что написали и можете доказать это - пошлите в какой-нибудь математический журнал!

Если вы понимаете, что написали, но не можете доказать это - пошлите в журнал по физике!

Если вы не понимаете, что написали, но можете доказать это - пошлите в журнал по экономике!

Если вы ни фига не понимаете, что написали и не можете доказать это - пошлите в журнал по философии!