Websoft

воскресенье, ноября 07, 2010

Распределение степеней активности и свободы между э- курсом и учащимся

Читал намедни «Основы технологии группового тренинга» И.В. Вачкова (М.: «Ось-89», 1999) о степени распределения активности между ведущим и участниками тренинга. Цитирую практически дословно, только заменив слово «тренинг» на «электронное обучение» и убрав лишние психологические и добавив педагогические словечки. Вот что вышло:

1. Электронное обучение «как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные»… по мнению средства обучения;
2. Электронное обучение «как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка» знаний, умений и навыков;
3. «Электронное обучение как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача … знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
4. «Электронное обучение как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных … проблем»

Позволительно ли таким образом описывать и классифицировать процессы е-learning?

Нетрудно заметить, позиции в приведенном выше списке расположены по степени убывания авторитарности преподающего (е-курса) и возрастания активности и ответственности за происходящее учение тех, кого обучают.
В итоге, можно попробовать, опираясь на мысли И.Вачкова классифицировать роль преподающего (средства обучения) по следующим ролям:
1. "Дрессировщик" полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов».
2. "Тренер" делегирует "тренируемым" только малую часть ответственности и занимается "натаскиванием" для развития необходимых умений и навыков.»
3. "Учитель" способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию "сверху" и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них».
4. "Ведущий" берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений»

ИМХО, «все профессии нужны, все профессии важны». Профессиональные илёнинцы могут и должны уметь создавать свои продукты во всех 4-х видах, уметь назначать курсам все 4 роли в зависимости от актуальных задач и цели обучения.
Дело за малым: научиться делать электронные средства обучения, способные выполнять каждую из перечисленных выше ролей. Возможно, ради этого придется от ЛМСных слайдовых курсов переходит к е-тренингам, в том числе и ЛМСным.

25 комментариев:

Ирина Деточка комментирует...

>> Возможно, ради этого придется от ЛМСных слайдовых курсов переходит к е-тренингам

Владимир, почему "возможно"? Мы, например, уже почти год разрабатываем для своих заказчиков виртуальные тренинги в SCORM-формате... :)

А по поводу предлагаемой Вами классификации, я предлагаю Вам для сравнения свой вариант определения виртуальных тренингов.

"Дрессировщик" - это простой электронный тренажер. Закладываем, например, проводку в SAP R/3 и пока пользователь не доведет до автоматизма последовательность нажатия кнопок и ввода информации, его к следущей операции не допускаем.

"Тренер" - это симуляция реальной обстановки/ситуации с определенным количеством кейсов, которые пользователь должен найти и правильно решить.

"Учитель" - это "серьезная игра". Здесь игрок более свободен в своих действиях и выборе, чем в симуляции, так как обучение ведется не через заданные кейсы и сценарий, а через геймплей, и конечный результат всецело зависит от действий пользователя.

"Ведущий" - это тренинг в виртуальном мире, практически полностью совпадающий с тренингом в реале, и где для пользователя создаются все условия для получения знаний и навыков, но как использовать эти условия (и вообще использовать ли их?), обучающийся решает сам.

Как видите, "живого" преподавателя нет ни в одной из этих форм электронного обучения. Его экспертность "свернута" внутри виртуального тренинга и реализована либо через кейсы, либо через геймплей.

Владимир Наумов комментирует...

Ирина,
к сожалению, не имел удовольствия видеть и ознакомиться с тренингами, которые ваша компания разрабатывает почти год.

Те же серьезные игры, с которыми мне удалось ознакомиться раньше, показалось, сделаны явно с позиций "дрессировщика" и, в лучшем случае, "тренера", поскольку симулируют дрессуру в рамках щедро иллюстрированных ситуаций с весьма скромным числом степеней свободы для учащегося + (святое дело!) позитивное и негативное подкрепление. Что, конечно же, не умаляет достоинств плодов вашего труда.

Те же реализации геймплеев, с которыми я знаком - также, увы, ПО СУТИ замаскированные клавиши "вперед"/"назад" на артикулейтовских слайдах.

Компьютерная симуляция (отображение) то ли аудиторной дрессуры (реального обучения), то ли корпоративной дрессуры (бизнес-кейсы) не делают "игру" или "тренинг" ни игрой, ни тренингом.
Стоит ли принимать симуляцию реального положения дел (работу "Дрессировщика" или "Тренера", или "Начальника") за серьезную игру или тренинг?
Будь они хоть 3D, хоть Nдешные - выдавать симулятор, реализованный в традиционном педагогическом ключе, за инновацию - либо себя обманывать, либо клиента дезориентировать. Очень надеюсь, что эти побочные эффекты еL творчества вы с успехом преодолели.

Чтобы тренинг и, видимо, серьезная игра случились, они должны опираться на опыт учащегося, а не внешние по отношению к нему знания и инструкции. В них в целом в общих чертах должна реализовываться следующая модель:
1. Вытаскивание наружу неконструктивных (подлежащих изменению) моделей поведения и мышления пользователя из пользователя (а не извне);
2. Моделирование желаемого (близкого к эталонному) поведения учащегося самим учащимся в человеко-машинном диалоге и/или распределенном полилоге;
3. Симуляция изменения поведения, его максимальное приближение к желаемому и максимально возможная автоматизация такого поведения.

Кстати, один из не то конкурентов, не то друзей вашей компании лет этак 5-6 тому представил пару-тройку образцов е-продуктов, отвечающих требованиям 1-3, приведенным выше.
Более того, они пошли куда дальше, в 2-х из этих продуктов даже реализованы механизмы 1) порождения нового знания, актуального для компании-заказчика и 2) проектирования и способов нового корпоративного поведения учащихся и планирования их повседневной деятельности.

Ирина Деточка комментирует...

Владимир, спасибо за Ваше мнение!

>> Чтобы тренинг и, видимо, серьезная игра случились, они должны опираться на опыт учащегося, а не внешние по отношению к нему знания и инструкции.

Когда наш пользователь, например, "ходит" по виртуальному 3d-офису и самостоятельно находит нарушения, он и основывается исключительно на своем опыте и знаниях, а вовсе не на инструкциях или стандартах, которых он, может быть, и в глаза не видел. Так что позвольте мне все-таки считать, что в наших проектах "тренинг случился" :)

И, в свою очередь, надеюсь что у меня появится-таки возможность ознакомиться и Вашими новыми проектами, так как те примеры, к разработке которых Вы, как я понимаю, имели непосредственное отношение, и на которые Вы ссылаетесь, по моему мнению, от понятия "серьезные игры" или симуляции отстают еще дальше, чем наши виртуальныые тренинги (я эти примеры давно внимательно изучила).

Кроме того, если Вы перечитаете мой текст, я нигде даже не упомянула (и в голове не держала, Боже упаси!) слово "инновации". На Западе "виртуальные 3d-тренинги" уже давно не новость, и мне кажется просто замечательно, что и у нас есть компании, которые сегодня уже активно используют этот метод обучения.

Ну и, как Вы знаете, в "педагогических" инновациях в Вашем понимании мы никогда не были сильны и к этому не стремились :)

А вот по сути вопроса Вы мне так ничего и не сказали. Если Вы сами пишите, что

>> Профессиональные илёнинцы могут и должны уметь создавать свои продукты во всех 4-х видах, уметь назначать курсам все 4 роли в зависимости от актуальных задач и цели обучения

почему Вы тогда отказываете нам в праве называть "виртуальными тренингами" и "серьезными играми" наши продукты и в стиле "дрессуры", и с использованием "кейсов", и в любом другом стиле интерактивного взамодействия с пользователем через программу, и где нет необходимости поддержки "живого" преподавателя или тренера, а пользователь, тем не менее, получает необходимые ему знания и навыки?:)

P.S.Кстати, Вы зря назвали кейсы "бизнес-кейсами". Название "кейс" в данном случае больше относится к технической стороне дела - каким способом реализовать интерактивность с пользователем - чем к содержательной.

Владимир Наумов комментирует...

Ирина,
не вижу принципиальной разницы в наших позициях касательно "тренингов-дрессуры". Дело лишь в предпочтениях. Просто в силу все той же ушибленности образованием мне трудно перестроиться и принять позицию, что тренинги используются для директивного, авторитарного обучения и T&D из-под палки. Генетически тренинг по определению связан с недирективным, неавторитарным обучением. В бизнесе же слово "тренинг" стало распространятся и на тренаж: подготовку неукоснительного соблюдения инструкций и процессных операций, с чем мне внутренне сложно согласиться.
Серьезные игры, ИМХО, также по природе своей недирективны.
Кейсы (бизнес они или не бизнес) также могут решаться директивно и недирективно. Здесь в каждом случае следует разбираться индивидуально.

Те проекты, в которых я участвовал и, горжусь этим, которые Вы изучали, чуток выбиваются из канонов жанра. По сути - это не обучающие продукты, а продукты, нацеленные либо на порождение новых знаний самим учащимся, либо на их применение на протяжении всей профессиональной деятельности сотрудника. В плане же сложностей технической реализации (3D, флеш) они, может и уступают, на зато превосходят иные продукты недирективностью и порождением новых решений учащимися, порой нетривиальных решений. Там геймплей - не на мониторе, а в голове учащегося: этим то "геймплеем" и управляет софт. Софт, а не веселые картинки с сюжетным ветвлением.

Про инновации беру свои слова обратно. Слишком много оценочного и пиарного в значении этого слова, из-за чего на процессную и смысловую сторону можно внимания не обратить :(

Ирина Деточка комментирует...

Владимир, мы учиться всегда рады, если есть у кого и чему... :)

Если можно (и если это не относится к ноу-хау), была бы очень благодарна, не могли бы Вы понятнее на примере/примерах пояснить, как Вы смогли добиться того, что Ваши курсы

>> превосходят иные продукты недирективностью и порождением новых решений учащимися, порой нетривиальных решений. Там геймплей - не на мониторе, а в голове учащегося

В чем и как это конкретно проявляется? Какими наблюдениями/исследованиями подтверждается? Просто из описания кейсов проектов это совсем не очевидно. Заранее спасибо!

Владимир Наумов комментирует...

>>>>Если можно (и если это не относится к ноу-хау), была бы очень благодарна, не могли бы Вы понятнее на примере/примерах пояснить, как Вы смогли добиться того, что Ваши курсы

Ирина,
Многое из того, что не относится к «ноу-хау» (относительно чего ноу-хау?) мной докладывалось в статьях в Web'е , на вебинарах (были отдельные вебинары по некоторым удачным, ИМХО, курсам из здесь упоминаемых), в постах на ресурсах, где я публиковался и публикуюсь.

>> >>превосходят иные продукты недирективностью и порождением новых решений учащимися, порой нетривиальных решений. Там геймплей - не на мониторе, а в голове учащегося
>>>> В чем и как это конкретно проявляется? Какими наблюдениями/исследованиями подтверждается? Просто из описания кейсов проектов это совсем не очевидно. Заранее спасибо!

1. См. реплику выше
2. Некоторые компании-заказчики проводили подобные исследования (думаю, Вы в курсе, о ком идет речь (за исключением моих последних проектов, которые конфиденциальны) и делали наблюдения. Полученная от них обратная связь внушает немалый оптимизм. Более детально информацию можно получить в КУ этих компаний.

Ирина Деточка комментирует...

Владимир, право жаль, что Вы ушли от ответа.

>> Полученная от них обратная связь внушает немалый оптимизм

Рассказали бы подробнее про эту обратную связь... Я стараюсь "держать руку на пульсе" того, что происходит в e-learning, в том числе - внимательно и с интересом слежу и за Вашими публикациями и выступлениями. Но я считаю, что Ваши статьи и вебинары содержат все больше обобщения и теоретизирование, и редко - отсылки к примерам из реальной практики.

Поэтому у меня, например, создается впечатление, что Вы в определенных случаях выдаете желаемое за действительное. Реальные примеры с доказательной базой по их эфффективности могли бы весьма помочь развеять это впечатление.

Впрочем, как известно: "На нет и суда нет". :)

Владимир Наумов комментирует...

Ирина,
хотите что-то узнать конкретно - пишите в личку. Что смогу/имею право обсудить - обсудим. Что есть ноу-хауного - предложу купить :)

Ирина Деточка комментирует...

Владимир, я, получая подобные предложения, исхожу из своего жизненного и бизнес-опыта и простого соображения - чем больше тумана вокруг чего-то, тем меньше там есть того, на что действительно стоит посмотреть.

Так что спасибо за предложение, но я все-таки подожду Ваших открытых отчетов о проектах и исследованиях их эффективности.:)

Жарков Юрий комментирует...

уметь назначать курсам все 4 роли в зависимости от актуальных задач и цели обучения.

Владимир, здравствуйте!
Осталось за малым - узнать чего надо сотруднику и чего надо предприятию :)
Далее берём линейку и мерим, формализуем и учим :)
Преподавателю выдаётся несколько масок и рассказывается несколько легенд "успешного опыта", ...
Как то баально получается.
А если серьёзно, то вот Вы Владимир - каким Вы являетесь, таким Вы и являетесь. Каким жизненным опытом обладаете, таким и обладаете, т.к. как ВЕСЬ ВАШ жизненный опыт является прямым следствием того каким Вы являетесь.
Главное - НЕ ИЗМЕНЯТЬ себе, даже за деньги!

Жарков Юрий комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Жарков Юрий комментирует...

Можно провести параллели
http://www.elearningpro.ru/forum/topics/vospitanie-obuchenie-i-ocenka?commentId=2187575%3AComment%3A18935

и

http://atbalsts.blogspot.com/2010/05/blog-post_9884.html

Ирина Деточка комментирует...

Юрий, воспитательная роль педагога - это, конечно, здорово. Но Вы, я думаю, знаете, что бывают преподаватели, которые, например, МСФО преподают, и при этом совершенно не знают бухгалтерии и не умеют собрать элементарный баланс. Вроде снаружи что-то есть - теория, определения, формы, рассуждения, а внутри пустота - теория, которая никогда не переходит в практику и реальные действия.

А любая учебная программа по определению не может быть "пустой". Или это сразу станет ясно, здесь всякие теории и рассуждения не помогут.

Жарков Юрий комментирует...

Ирина, Московский стиль длительно утомляет,
моё первое образование "Бух учёт и аудит". В моём резюме указана должность Руководителя финансового отдела (главного бухгалтера) Латвийского Государственного архива и ещё нескольких респектабельных учреждений. Так что, про баланс я могу говорить легче чем про педагогику :)

Ирина Деточка комментирует...

Юрий, если Вы "действующий" финансист, Вам должно быть тем более понятно, о чем говорится в приведенном примере.

Речь идет о том, что "пустоту" преподавателя скрыть проще, чем "пустоту" ПО. Если обучающая программа не выполняет возложенных на нее функций по обучению, то это определить проще и вернее, чем в случае с "живым" преподавателем, который может просто спрятаться за кучей умных, но бесполезных слов.

И в этом может быть еще одно преимущество учебного ПО по сравнению с "живыми" преподавателями.

Поэтому я абсолютно уверена, что с точки зрения "носителя и распространителя знаний" учебное ПО уже сейчас или в ближайшее время будет лучше любого преподавателя.

P.S. Я не москвичка, я живу в Ростове-на-Дону :)

Жарков Юрий комментирует...

"носителя и распространителя знаний"
Ирина, я 15 лет искал знания, которые могут хоть что-то изменить.
Учился, работал, стратифицировался по реальным требованиям (например: Ведущий сертифицированный специалист аудитор систем качества BVQI Великобритания (Сертификат № LA2/02/RU/591) и ещё несколько современнейших технологий.
И теперь могу сделать обоснованный вывод: Есть учитель - есть обучение, нет учителя - нет обучения. Знания - бумага и никакая эргономика с техникой здесь НИЧЕГО не меняют.

Ирина Деточка комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Жарков Юрий комментирует...

Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались.
Томас Гоббс

Владимир Наумов комментирует...

Ирина, Вы писали:
>>Я стараюсь "держать руку на пульсе" того, что происходит в e-learning, в том числе - внимательно и с интересом слежу и за Вашими публикациями и выступлениями...

Зачем Вам гоняться за моими туманными теоретизированиями? Не понимаю! Делайте то, что Вам удается лучше, не отвлекайтесь

Ирина Деточка комментирует...

>> Зачем Вам гоняться за моими туманными теоретизированиями?

Я не гоняюсь :)

Жарков Юрий комментирует...

за моими туманными теоретизированиями

Владимир, это попытка списать ответственность?

Жарков Юрий комментирует...

Продолжая, тему применимости масок в обучении. Американский стиль менеджмента и создания иллюзий в стиле "Получается Вы сказали то и это, а значит получается вот это и то...", хотя никто ничего подобного не говорил, но уверенный стиль и социальный статус создают видимость логической цепочки.

http://www.youtube.com/watch?v=8dGHglhzesc&feature=grec_index

Имеет ли, хоть какую нибудь ценность, любая маска и надуманный правильный опыт?

Владимир Наумов комментирует...

Юрий,
это мое дипломатическое усилие в ответ на это:
>> Но я считаю, что Ваши статьи и вебинары содержат все больше обобщения и теоретизирование, и редко - отсылки к примерам из реальной практики

Ergo: ограниченная практика (а любая практика по определению ограничена) определяет ограниченное сознание

Жарков Юрий комментирует...

ограниченная практика (а любая практика по определению ограничена) определяет ограниченное сознание

Качество
«степень, с которой совокупность
собственных характеристик
удовлетворяет требованиям»
ISO 9000:2000

Владимир, качество практики определяется самой практикой и не надо оправдываться!

Владимир Наумов комментирует...

Юрий,
качество практики определяется практикантами. Которые практику доведут до абсурда...