Websoft

вторник, ноября 09, 2010

Электронный репетитор как альтернатива живому

68 комментариев:

Сергей комментирует...

К репетитору прибегают тогда, когда учитель в школе не смог/не захотел заинтересовать ученика своим предметом - эл.репетитор эту задачу тоже не решает. Как дополнительный инструмент контроля уровня обучения безусловно пригодится, однако ноу- хау здесь никакого нет.

Анонимный комментирует...

Живого общения никакая программа не заменит. Это утопия. С уважением, руководитель компании "Дистанционный репетитор", Владимир Кузьмин.
http://dist-tutor.info/

Ирина Деточка комментирует...

Я думаю, монахи-переписчики тоже долго надеялись на то, что рано или поздно люди все-таки поймут, что манускрипты с буквами, с великим старанием выведенными руками, в тысячу раз лучше книг, напечатанных типографским способом. И где теперь те монахи? :)

Просто пока обучающие программы очень просты, но мне кажется, что через некоторое время "живые" преподаватели будут нужны только для того, чтобы разрабатывать качественное учебное ПО, а вовсе не затем, чтобы чему бы то ни было учить "вживую".

Виталий комментирует...

Согласен с коллегами насчет живого общения. Вспомните про то, что до 80% информации передается невербальным способом. Что там передается когда человек от тебя далеко и в окошке? Если подсказать человеку, обсудить какой-то простой вопрос, то дистанционная схема подходит, а НАУЧИТЬ человека издалека - думаю трудновато.
С уважением, преподаватель центра "Самарский репетитор", к.ф.-м.н., доцент, Виталий Бруяка.
http://www.samrep.ru

Виталий комментирует...

Согласен с коллегами по поводу дистанционного обучения - живое общение - основа любого качественного обучения. Вспомните о том, что до 80% всей информации при общении людей передается невербальными способами. А дистанционная схема в этом сильно проигрывает. Вот если голографическая проекция преподавателя рядом с учеником, "эффект погружения" - тогда может быть.
С уважением, преподаватель центра "Самарский репетитор", к.ф-м.н., доцент, Виталий Бруяка.
http://www.samrep.ru

Ирина Деточка комментирует...

Это в математике, физике, биологии, геологии или в финансах, маркетинге, стратегическом или производственном менеджменте до 80% информации передается невербальным способом? :)

Анонимный комментирует...

Ответ Ирине.
Аналогия неуместная.
Ибо в этом случае Вы путайте 2 совершенно разных процесса: обучение и создание носителей содержания образования. Да, бесспорно, в плане создания контента, удобны именно программы, например, на сегодняшний день, это программы в которых в визуальном режиме можно быстро и удобно создавать Scorm-пакеты. Но обучение - это двусторонний процесс по определению - это процесс взаимодействия Учителя и Ученика и Учеников друг с другом. Если нет Учителя, то нет и обучения. Если нет Учителя - это иной путь получения образования, нежели обучение. Это самообразование. А самообразование и обучение - это две разные вещи.
С уважением, Владимир Кузьмин.
"Дистанционный репетитор"

Анонимный комментирует...

Кроме того, в данном ролике меня, честно говоря, порадовала и насмешила фраза: "репетиторы, занимающиеся нелегально". :-)
Что значит нелегально? Без оформления ИП? Так большинство репетиторов на данный момент являются ИП и исправно платят государству налоги. Если они имеют ввиду лицензию на образовательную деятельность, то это вообще смешно, ибо репетиторы не выдают сертификатов и дипломов, поэтому по определению в лицензии не нуждаются.
Владимир Кузьмин.

Владимир Наумов комментирует...

to Владимир Кузьмин:
Коллега, скажите, ДО (без прямого общения преподавателя с учителем, только с помощью компьютера) - это скорее процесс обучения или все-таки самообразования?

Ирина Деточка комментирует...

to Владимир Кузьмин

>> А самообразование и обучение - это две разные вещи.

Но цель у них одна - передать обучающемуся знания и навыки. Так вот с этой позиции "живой" человек не так уж и нужен. Если рассматривать преподавателя исключительно с точки зрения "носителя контента" и определенных навыков, то я не вижу причин, почему бы со временем эти функции практически полностью не смогло бы взять на себя ПО.

Владимир Наумов комментирует...

1. Пока преподающие инстанции не научаться различать преподавание, учение и самообразование в своих эл. продуктах, будет как лучше, т.е. как всегда:
http://websoft-elearning.blogspot.com/2010/10/blog-post_31.html#links
2. Пока преподаватель не перестанет быть наместником богов http://websoft-elearning.blogspot.com/2008/05/blog-post_09.html#links для своей аудитории, а не станет ИНСТРУМЕНТОМ обучения, "носителя контента" (Ирина Деточка), он так и не осознает объективно своего места в уч. процессе.

Ирина Деточка комментирует...

Владимир, не судите, да не судимы будете :)

Уходить в так любимое Вами теоретизирование по примеру "Сколько ангелов уместиться на острие иглы" совсем неинтересно. Тем более, что Вы, как правило, все свои агрументы подкрепляете ссылками на себя же.

Так у кого здесь мания величия? :)

Анонимный комментирует...

Отвечаю Владимиру.
Реализация дистанционной формы обучения не упирается только в тренажеры, электронные учебники с обратной связью, есть и иные модели, например онлайн-занятия. На онлайн-занятиях ученик видит и слышит Учителя, как и наоборот. Эта самая эффективная из всех моделей, что показала практика.
Владимир Кузьмин.

Анонимный комментирует...

Дополнение к ответу.
Использование электронных учебников с обратной связью в отсутствии одного из звеньев системы - Учителя - это не обучение. Это самообразование. Вы абсолютно правы.
Владимир Кузьмин.

Анонимный комментирует...

Отвечаю Ирине.
Когда Вы говорите о передаче знаний, то Вы невольно упираетесь в носителя этой информации. Носители информации могут быть разные - слово Учителя, текст в учебнике, CD и т.д.
Вы пишите: "...цель одна - передача знаний..". Отвечаю если Вы говорите о цели, то это целеполагание на кого-то должно возлагаться. Программа сама по себе такой цели поставить не может. Такую цель ставит Учитель. Если он возлагает выполнение этой цели на программу, не контролируя этого процесса, не вступая с учащимся в диалог - то это самообразование.
Если мы руководствуемся целюь передачи знаний - это репродуктивный подход. Репродуктивный подход эффективным не является, по этому поводу написано не мало статей и диссертаций и сломано не мало копий. Подход должен быть продуктивным.
Владимир Кузьмин.

Анонимный комментирует...

Ответ Ирине по поводу цели "передача знаний":
Отрывок из своей же статьи:

Российская школа, всё ещё верная старым советским традициям, стремится наполнить головы своих учеников большим объёмом фактологической информации. Формированию же у школьников умения самостоятельно выявлять проблемы, анализировать их, находить оптимальные пути их решения, т.е. применять полученные теоретические знания на практике, российские преподаватели не уделяют должного внимания.

Несмотря на смену парадигмы развития общества и образования в России, учителя всё еще тратят драгоценное учебное время на то что бы научить учеников готовым рецептам решения давно решенных проблем.

Все понимают важность данной проблемы, но сменить ориентиры в своей деятельности, к сожалению не могут.

Любая деятельность, в том числе учебно-познавательная должна быть продуктивной.

Продуктивность - это не только один из параметров оценки качества образования в целом, но и один из ключевых принципов обучения в современной педагогике, на наш взгляд. Под продуктивностью учебно-познавательной деятельности мы понимаем не результат усвоения учеником набора фактов, теорий и правил, а умение и необходимость эти знания применять на практике в своей жизни. Знания же, в нашем понимании, являются не целью обучения, а его средством, т.е. инструментом с помощью которого можно достичь успехов в решении тех или иных лично значимых проблем. Знания - это компонент системы формирования умений и навыков.

Результатом деятельности человека любой профессии является тот или иной продукт. Повар готовит вкусные блюда. Строитель воздвигает здания. Так же и результатом учебно-познавательной деятельности должен является своеобразный продукт, назовём его образовательным. И по качеству этого продукта уже можно судить о результатах деятельности учащегося. Телескоп-рефлектор, сделанный руками ученика - это продукт, красивое платье для выпускного бала - это тоже продукт и т.д. Но что бы эти продукты получить необходимы знания! Вот тут-то они и становятся средством достижения поставленной цели!

Усвоение знаний должно происходить не до начала практической деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе поиска этих знаний учеником, и их применения к решению поставленной проблемы. Отметим, что это не значит, что ученик приступает к какой-либо деятельности, не имея при этом "ни гроша в кармане". В любом случае к началу деятельности в рамках занятия или курса у ученика имеются ранее сформированные умения и полученные в ходе их приобретения знания. Просто этих знаний не хватает для решения новой проблемы, или же "старые" знания вступают в противоречие с новыми фактами. Так рождается проблема, которая изначально становится лично для ученика значимой, ибо она возникла в его уме.

Отметим так же, что всё сказанное не ново, и перекликается с мнением выдающихся учёных: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

Здесь роль учителя уже не сводится к тому, что бы подсказать ученику готовые пути решения проблемы, учитель уже не является источником знаний и последней инстанцией. Учитель должен выполнять роль консультанта и наставника, помогать ученику двигаться в правильном направлении.

Вся сложность заключается в том, что преподаватель должен уметь организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, что бы ученики на каждом этапе обучения сталкивались с новыми проблемными ситуациями, активизировали свои умственные ресурсы на поиск путей их решения. Проблема должна при этом быть лично значимой для ученика, он не должен думать, что она была искусственно создана преподавателем.

Так учить сложно, подумают некоторые. Сложно, но зато, каким же продуктивным станет труд педагога. Насколько же он будет значимой личностью в глазах ученика!
Владимир Кузьмин.

adm комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
adm комментирует...

1. Пока преподающие инстанции не научаться различать преподавание, учение и самообразование в своих эл. продуктах, будет как лучше, т.е. как всегда:
http://websoft-elearning.blogspot.com/2010/10/blog-post_31.html#links
2. Пока преподаватель не перестанет быть наместником богов http://websoft-elearning.blogspot.com/2008/05/blog-post_09.html#links для своей аудитории, а не станет ИНСТРУМЕНТОМ обучения, "носителя контента" (Ирина Деточка), он так и не осознает объективно своего места в уч. процессе.

===============================

Владимир, большое спасибо за ссылки. Жму руку, коллега!

Владимир Кузьмин.

slav комментирует...

Интересно, что репетитор предлагается для школьников, т.е. огромный рынок,
вопросы качества репетитора по отдельным предметам не очевидны,
по выступлению - конкретно,
так по математике, необходимо, чтобы школьник решал много задач и долго,
утверждение - 2 месяца неправильно,
далее ,
проверка пробелов в знаниях, т.е. тестирование, написать хороший тест - очень сложно.
написать ассоциативный тест.
который бы подсказывал не освоенный материал - еще сложнее,
пример, ЕГЭ,
дети не работают за компом, они играются,
превратить обучение в игру очень хочется,
но для этого необходимо огромная работа по подготовке соответствующих ЭУМК,
опыт уже накопился большой по ЭУМКа можно сделать, но требуются деньги,
электронный репетитор совместно с обычным - мне нравиться

Ирина Деточка комментирует...

to Владимир Кузьмин

>> Носители информации могут быть разные - слово Учителя, текст в учебнике, CD и т.д.

Совершенно согласна. Только уточню. Преподаватель - это, прежде всего, "носитель", но не просто информации, а информации структурированной и упорядоченной. Профессия преподавателя - это продажа "упорядоченной информации". Виртуальный тренинг точно так же является "носителем контента".

>> целеполагание на кого-то должно возлагаться. Программа сама по себе такой цели поставить не может. Такую цель ставит Учитель.

Цель ставят или начальство (например, я - руководитель, желающий, чтобы мои сотрудники могли решать задачи, которые сейчас они решать не могут), родители (например, я ставлю своим детям-студентам), или сам обучающийся (например, я - получая второе высшее образование). Учитель всегда только эту цель реализует. Как правило - за деньги. Обучение (любое - школьное, вузовское или бизнес) - это обычная услуга. Не более. Виртуальный тренинг - это такая же обучающая услуга, как и живой преподаватель.

>> Результатом деятельности человека любой профессии является тот или иной продукт.

Если пользователь после своего обучения в состоянии сделать тот или иной продукт или решить ту или иную задачу, то с точки зрения достигнутого результата, совершенно безразлично, каким образом - самообразованием (читая книжки и "гугля" в интернете), с помощью преподавателя, или с помощью прохождения виртуального тренинга он получил знания и навыки.

>> Усвоение знаний должно происходить не до начала практической деятельности, а непосредственно в её процессе

Виртуальные тренинги способны дать гораздо больше возможностей для получения необходимых навыков, чем живые преподаватели. Кроме того, они способны обеспечить обучающемуся получение этих навыков в любое удобное время, с любой удобной для него скоростью, и с более развернутой и подробной обратной связью.

>> преподаватель должен уметь организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, что бы ученики на каждом этапе обучения сталкивались с новыми проблемными ситуациями,

Именно виртуальный тренинг или "серьезная игра" с их арсеналом визуализации, медиа-поддержки и практически только уровнем фантазии ограниченной ситуационной емкостью, способны вовлечь обучающегося на эмоциональном уровне так, как это и не снились ни одному "живому" преподавателю.

Это если кратко пройтись по приведенным Вами аргументам, которые, честно говоря, оказалось довольно сложно вычленить из такого количества слов.

Владимир Наумов комментирует...

>>Виртуальный тренинг или "серьезная игра" с их арсеналом визуализации, медиа-поддержки и практически только уровнем фантазии ограниченной ситуационной емкостью, способны вовлечь обучающегося на эмоциональном уровне так, как это и не снились ни одному "живому" преподавателю.

Ирина, Вы серьезно считаете, что "арсенал визуализации, медиа-поддержки и практически только уровнем фантазии ограниченной ситуационной емкости, способны вовлечь обучающегося на эмоциональном уровне"?
По-вашему, эти внешние эффекты, в том числе используемые при оформлении кучи - необходимые или достаточные условия, чтобы процесс пошел? И виртуальные штуки переплюнут живого преподавателя?
Не верю! Это просто пиар, а не разговор по существу.

Владимир Наумов комментирует...

кучи ситуаций,
сорри

adm комментирует...

Интересно, что репетитор предлагается для школьников, т.е. огромный рынок,
вопросы качества репетитора по отдельным предметам не очевидны,
по выступлению - конкретно,
так по математике, необходимо, чтобы школьник решал много задач и долго,
утверждение - 2 месяца неправильно,
далее ,
проверка пробелов в знаниях, т.е. тестирование, написать хороший тест - очень сложно.
написать ассоциативный тест.
который бы подсказывал не освоенный материал - еще сложнее,
пример, ЕГЭ,
дети не работают за компом, они играются,
превратить обучение в игру очень хочется,
но для этого необходимо огромная работа по подготовке соответствующих ЭУМК,
опыт уже накопился большой по ЭУМКа можно сделать, но требуются деньги,
электронный репетитор совместно с обычным - мне нравиться

==============================

Ничего из написанного, простите, не понял. Беспорядочный поток мыслей. Хаос.

Ирина Деточка комментирует...

Владимир!

>> Это просто пиар, а не разговор по существу.

Когда Вы на всех углах говорите о том, что "e-learning может все" - это что? Или "виртуальный тренинг" и e-learning - это разные вещи?

Я свою точку зрения высказала вполне внятно в самом начале дискуссии и безо всякого пиара. Повторюсь, если Вы пропустили:

"Просто пока обучающие программы очень просты, но мне кажется, что через некоторое время "живые" преподаватели будут нужны только для того, чтобы разрабатывать качественное учебное ПО, а вовсе не затем, чтобы чему бы то ни было учить "вживую".

Еще конкретнее - да, я верю, что очень скоро "...виртуальные штуки переплюнут живого преподавателя". И пока ни Вы, ни Владимир Кузьмин не привели ни одного четкого аргумента против, кроме: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда!".

Не согласны - аргументируйте последовательно, а не переходите на личности.

adm комментирует...

Совершенно согласна. Только уточню. Преподаватель - это, прежде всего, "носитель", но не просто информации, а информации структурированной и упорядоченной. Профессия преподавателя - это продажа "упорядоченной информации". Виртуальный тренинг точно так же является "носителем контента".

>> целеполагание на кого-то должно возлагаться. Программа сама по себе такой цели поставить не может. Такую цель ставит Учитель.

Цель ставят или начальство (например, я - руководитель, желающий, чтобы мои сотрудники могли решать задачи, которые сейчас они решать не могут), родители (например, я ставлю своим детям-студентам), или сам обучающийся (например, я - получая второе высшее образование). Учитель всегда только эту цель реализует. Как правило - за деньги. Обучение (любое - школьное, вузовское или бизнес) - это обычная услуга. Не более. Виртуальный тренинг - это такая же обучающая услуга, как и живой преподаватель.

>> Результатом деятельности человека любой профессии является тот или иной продукт.

Если пользователь после своего обучения в состоянии сделать тот или иной продукт или решить ту или иную задачу, то с точки зрения достигнутого результата, совершенно безразлично, каким образом - самообразованием (читая книжки и "гугля" в интернете), с помощью преподавателя, или с помощью прохождения виртуального тренинга он получил знания и навыки.

>> Усвоение знаний должно происходить не до начала практической деятельности, а непосредственно в её процессе

Виртуальные тренинги способны дать гораздо больше возможностей для получения необходимых навыков, чем живые преподаватели. Кроме того, они способны обеспечить обучающемуся получение этих навыков в любое удобное время, с любой удобной для него скоростью, и с более развернутой и подробной обратной связью.

>> преподаватель должен уметь организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, что бы ученики на каждом этапе обучения сталкивались с новыми проблемными ситуациями,

Именно виртуальный тренинг или "серьезная игра" с их арсеналом визуализации, медиа-поддержки и практически только уровнем фантазии ограниченной ситуационной емкостью, способны вовлечь обучающегося на эмоциональном уровне так, как это и не снились ни одному "живому" преподавателю.

Это если кратко пройтись по приведенным Вами аргументам, которые, честно говоря, оказалось довольно сложно вычленить из такого количества слов.

11.11.2010 16:49:00

=================================

Ирина, у нас совершенно два разных подхода. Вы понимаете преподавателя, как источник информации пусть она и будет упорядоченной. Я же понимаю значение преподавателя иначе. А именно как организатора учебно-познавательной деятельности. То есть Вы делайте упор на репродукция, я на творчество.

Если Вы считаете, что целеполаганием должно заниматься только начальство, то Вы глубоко, смею Вас заверить, ошибаетесь. Целеполагание - это одна из функций преподавателя. Пример. У Вас, как преподавателя под руками есть программа, она достаточна абстрактна. Так вот, Вы, как преподаватель, должны, прежде чем начать обучение по этой программе расписать тематическое планирование со всеми целями и задачами. ;-)

"Виртуальные тренинги способны дать гораздо больше возможностей для получения необходимых навыков, чем живые преподаватели". Голословное утверждение, не подкрепленное конкретными цифрами и фактами. Что значит "гораздо больше", это сколько?

"с их арсеналом визуализации, медиа-поддержки и практически только уровнем фантазии ограниченной ситуационной емкостью, способны вовлечь обучающегося на эмоциональном уровне так, как это и не снились ни одному "живому" преподавателю". Простите, но эта игра слов, не более. "Не каждый индивидуум с точки зрения банальной эрудиции ..." - типа того. ;-)

adm комментирует...

"Просто пока обучающие программы очень просты, но мне кажется, что через некоторое время "живые" преподаватели будут нужны только для того, чтобы разрабатывать качественное учебное ПО, а вовсе не затем, чтобы чему бы то ни было учить "вживую".

==================================

Ирина, Вы на полном серьёзе это пишите? )))
Ну, ну. Научите меня программно химическому эксперименту, ну или вышиванию крючком. ;-)

adm комментирует...

Это если кратко пройтись по приведенным Вами аргументам, которые, честно говоря, оказалось довольно сложно вычленить из такого количества слов.

=================================

Эти слова, Ирина, не пустой звук, они на практике проверены. ;-)
Не верите? Посмотрите: http://dist-tutor.info/referenceletter/

Ирина Деточка комментирует...

>> Научите меня программно химическому эксперименту, ну или вышиванию крючком. ;-)

Примеры обучающих виртуальных химических и физических практикумов Вы легко найдете в сети (а особенно хороши 3d-визуализации молекулярных химических и физических процессов), а крючком я научилась вязать (крючком, знаете ли вяжут, а не вышивают...) по книгам, и подозреваю, что того же результата достигла бы и обучаясь на компьютере.

В общем, опять аргумент из серии "этого не может быть, потому что я этого не хочу" :)

adm комментирует...

Примеры обучающих виртуальных химических и физических практикумов Вы легко найдете в сети (а особенно хороши 3d-визуализации молекулярных химических и физических процессов), а крючком я научилась вязать (крючком, знаете ли вяжут, а не вышивают...) по книгам, и подозреваю, что того же результата достигла бы и обучаясь на компьютере.

===============================

Ирина, такие программы не научат эксперименту, пишу Вам как химик.
Посмотрел бы я на химика, который учился по 3D тренажерам. )))

adm комментирует...

Вы бы сели в самолёт, пилот, которого учился только на тренажерах? ;-)

adm комментирует...

Ирина, каким образом тренажёр может заинтересовать ученика учёбой? Ок. Предложите тренажер заядлому двоечнику со школьной дезадаптацией, потом результатами работы с ним обязательно поделитесь с нами в этом блоге. ;-)

Ирина Деточка комментирует...

>> Посмотрел бы я на химика, который учился по 3D тренажерам. )))

Посмотрите, лет через 10

>> Вы бы сели в самолёт, пилот, которого учился только на тренажерах? ;-)

На тренажерах летчики все свои основные навыки и отрабатывают. А летая вторыми пилотами рядом с первым, и наблюдая более опытных коллег, они получают опыт наиболее безопасным способом. ПРи чем здесь "живые" преподаватели?

>> Предложите тренажер заядлому двоечнику со школьной дезадаптацией

Ага, я по своему сыну знаю, что если вопрос встанет - репетитор или что-то, связанное с компьютером (все равно что), он предпочтет второе. И он не исключение, все его одноклассники и однокурсники такие же.

В общем, на таком уровне представления аргументов, как мне кажется, и дискуссировать не о чем.

Вы бы втроем - два Владимира, да один Юрий - собрались бы, да написали бы статью, почему виртуальные тренинги никогда не заменят живого преподавателя. И последовательно перечислили бы в ней свои аргументы.

А я так же последовательно постаралась бы их отбить.

А читать одно и тоже: "Вы это серьезно! Этого не можеть быть! Только живой учитель может быть проводником знаний!", это скучно, господа.

Всем удачи!

Ирина Деточка комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
adm комментирует...

Ирина, у Вас есть дети? Их обучение Вы бы доверили виртуальному репетитору, только честно?

"Просто пока обучающие программы очень просты, но мне кажется, что через некоторое время" - этот ответ не пойдет, говорю сразу. :-)

adm комментирует...

На тренажерах летчики все свои основные навыки и отрабатывают. А летая вторыми пилотами рядом с первым, и наблюдая более опытных коллег, они получают опыт наиболее безопасным способом. ПРи чем здесь "живые" преподаватели?

А что второй пилот - это не живой человек? Робот? Вот ведь как. :-)

adm комментирует...

@Ага, я по своему сыну знаю, что если вопрос встанет - репетитор или что-то, связанное с компьютером (все равно что), он предпочтет второе. И он не исключение, все его одноклассники и однокурсники такие же".


Ага, а я-то думаю, почему же спрос на живых репетиторов не уменьшается, а только растет. О, как! :-)

adm комментирует...

"Посмотрите, лет через 10"

То есть через 2 пятилетки! Вы гарантируйте результат? :-)

PS Фраза "поживем, увидим" тут не "прокатит" - это отговорка на все случаи жизни. Разве не так? ;-)

Ирина Деточка комментирует...

>> А что второй пилот - это не живой человек? Робот? Вот ведь как. :-)

Вот. Тут-то мы, наконец, и подошли к самому главному.

Виртуальный тренажер вполне способен передать обучающемуся НАЧАЛЬНЫЕ знания и навыки. То есть то, передачей чего сейчас и заняты в основном преподаватели школ и вузов...

А для получения уже профессиональных знаний и опыта нужны не преподаватели, а те, кто занимется этой деятельностью профессионально, то есть именно этом и зарабатывают себе на хлеб.

Но причем здесь учителя/преподаватели?

Жду статью.

Ирина Деточка комментирует...

>> Ага, а я-то думаю, почему же спрос на живых репетиторов не уменьшается, а только растет.

Потому что качество образования плохое...

adm комментирует...

Ирина, профессия профессии - рознь. где-то этот подход применим, где-то нет. Например нельзя изучить биологию или химию с физикой по тренажеру, так как это экспериментальные дисциплины. Так же нельзя и обучить ребёнка, скажем музыке. Обучение, которое опирается на репродукцию обречено на неудачу. Плясать нужно, не от передачи знаний, как цели, а от мотивации и проблемы, а это может сделать только живой преподаватель в живом общении. Эмоции и чцства живого человека машинной программой не заменишь.

adm комментирует...

"Потому что качество образования плохое..."

Качество не может быть плохим или хорошим. Качество - это качество и оно должно поддаваться количественной оценке. В чём Вы измеряете качество образования? Это тема для работы целого института.

Владимир Наумов комментирует...

Ирина,
виртуальный тренажер - это хорошо, но мне там скучно. Даже если он в 3D и с геймплеем.
Мне куда интереснее человеко-машинные системы порождения новых знаний, моделирования деятельности (будущей), извлечения неформальных знаний, структурирования и переструктирирования имеющегося опыта и знаний в человеко-машинном диалоге. Все то, в общем, что не имеет отношения к репродуктивному знанию. Хоть оно - штука необходимая. Статьи в эту сторону не пишу: либо придумываю продукты, либо консультирую, либо провожу очное (а скоро и дистанционное надеюсь начать) обучение о недирективном электронном обучении. Завтра серию вебинаров про это начинаю.

Вы же вновь вернулись на круги своя - к начальным знаниям. К сурьезным по форме играм с примитивным содержанием, рассчитанным либо для отчетности вышестоящему банку, страх.компании (противодействие воровству, недозволенному сверху), либо полутора десяткам примитивных приемов здрассти-пжалста при работе с клиентами. Но это тоже нужное дело. Его тоже нужно делать честно и качественно, а главное, экономически выгодно.

taras167 комментирует...

Интересно, как педагоги станут педагогами для написания интересных обучающих программ, если они не работают с детьми.
Кстати, очень малое количество детей с удовольствием занимаются обучением с помощью компьютера, в основном это те дети, которых хорошие педагоги уже научили учиться...)))
Остальные не очень то...

Ирина Деточка комментирует...

>> Но это тоже нужное дело. Его тоже нужно делать честно и качественно, а главное, экономически выгодно.

Если клиенты проводят тендеры на разработку бизнес-симуляций - значит это им нужно...

если мы эти тендеры выигрываем (только сегодня получили письмо о том, что выиграли такой очередной тендер в крупной компании телекоммуникационой отрасли) - значит мы делаем это честно и качественно...

а если, реализуя такие проекты, мы платим налоги, часть которых потом идет и содержание системы образования - значит это экономически выгодно не только нам...:)

Анонимный комментирует...

Уважаемая Ирина!
Вы когда-нибудь работали с детьми, особенно с подростками?
Подскажите, чем Электронный репетитор может мотивировать ученика заниматься?
Конечно, ребенок увлекающийся компьютером выберет тренажер, можно делать вид, что занят делом, а заниматься тем, чем тебе хочется.
Почему миллионы обучающих программ на CD, среди которых масса весьма интересных, у большинства купивших лежат мертвым грузом?
Заниматься без преподавателя могут единицы - это те, которые готовы заниматься самообразованием. Источники информации в этом случае могут быть любыми: учитель, книга, интернет.
С уважением, Светлана Павлова, "Дистанционный репетитор"

adm комментирует...

"Интересно, как педагоги станут педагогами для написания интересных обучающих программ, если они не работают с детьми".

=================================

Браво! В точку сказано!

Анонимный комментирует...

Уважаемая Ирина!
Вы когда-нибудь работали с детьми, особенно с подростками?
Подскажите, чем Электронный репетитор может мотивировать ученика заниматься?
Конечно, ребенок, увлекающийся компьютером, выберет тренажер, можно делать вид, что занят делом, а заниматься тем, чем тебе хочется.
Почему миллионы обучающих программ на CD, среди которых масса весьма интересных, у большинства купивших лежат мертвым грузом?
Заниматься без преподавателя могут единицы - это те, которые готовы заниматься самообразованием. Источники информации в этом случае могут быть любыми: учитель, книга, интернет.
С уважением, Светлана Павлова, "Дистанционный репетитор"

Ирина Деточка комментирует...

>> Вы когда-нибудь работали с детьми, особенно с подростками

Я по первому образованию "физик-преподаватель", преподавала физику и астрономию в старших классах.

С уважением.

Анонимный комментирует...

Спасибо за ответ. На один из моих вопросов.
Я 18 лет работаю в школе и понимаю, что даже цирк с картинками, не заставит ребенка включить компьютер и заниматься тем, что якобы ему нужно.
Расскажите, как Вы заставите школьника работать с Электронным репетитором? Как собираетесь контролировать его работу? Или Вы считаете, что родители добровольно возьмут на себя эту функцию?
С некоторыми взрослыми, наверное, можно так работать, а вот с детьми, увы! Поэтому учитель без работы не останется НИКОГДА! Это утопия!
С уважением, Светлана Павлова, "Дистанционный репетитор"

Ирина Деточка комментирует...

>> включить компьютер и заниматься тем, что якобы ему нужно.

Если детей заставлять делать то, что Вы считаете они должны делать, и после этого еще и контролировать, естественно, что они будут делать это с неохотой. Или будут, но тут уже без разницы - хоть живой преподаватель, хоть виртуальный - результат не предсказуем.

Но мы ведь не о мотивации к обучению ведем разговор, а качествах виртуальных тренингов, которые якобы не могут позволить им заменить преподавателей. Или основная функция преподавателя - это мотивация к обучению?

Но даже в этом случае интерес к чему бы то ни было проще пробудить не "горящими глазами", а качественным визуальным рядом, поддерживающим живую фантазию ребенка и "дразнящим" его необычными приключениями. Хорошие преподаватели - хорошие актеры. Но ни один актер не сравнится в глазах ребенка с мультфильмом от Pixar или WOW, и иже с ними. И именно это виртуальная реальность может предложить ребенку как основу для обучения.

Эмпатия и поддержка - это да, это никакими мультиками и 3d ребенку не обеспечишь. Но тогда опять надо говорить об воспитальной роли преподавателя, нежели, собственно, об учебной.

Впрочем, мне действительно проще говорить об обучении взрослых людей.

С уважением.

lern21 комментирует...

Какая интересная дискуссия завязалась.
Судя по диктору и картинок с экрана - там речь идет о заурядной ЛМС.
А про репетиторство - так это про налоги сюжет.

Ну и есть простое правило:
Что компьютером может быть проверено, то компьютером может быт и научено.
Если тесты простые (тупые) то учительские мозги не надо тратить - машина справиться.

для Адм:

У вас правда химическое образование?
Во всем мире опытам учатся на 3Д тренажерах, а уж потом приступают к реальным.
И недорого и безопасно.
Итак: сначала на модели, потом в реальности.

Помните, один герой тоже сначала на кошках тренировался.

Анонимный комментирует...

Допустим, натаскать на решение стандартных задач электронный репетитор сможет. Сможет научить расставлять запятые и не делать орфографических ошибок. А сможет ли он научить решению нестандартных задач, или использовать нестандартные подходы в решении стандартных задач? А сможет ли он научить вести дискуссию, аргументировать, формулировать мысли, выражать мнения и чувства? Читать художественные произведения? Этот список можно продолжать.
Да и задача мотивации все еще лежит на учителе-преподавателе.
Анна (преподавательский стаж - 25 лет, стаж дистанционной работы - 5 лет)

Andrey комментирует...

Вот никогда бы не подумал, что такой пост может вызвать такую оживленную дискуссию. Причем именно в таком направлении...
Я пока читал, подумал немного, повспоминал - и понял: я ничему никогда не учился у преподавателей и учителей. В смысле - знаниям и навыкам. Нет, навыкам все же учился - у деда (столярничать и плотничать) и бабушки (огородно-садовые работы). А вот знаниям и профессиональным навыкам - только книги, да и то - больше справочники, а не учебники. Это просто мой образ жизни, образовательный стиль, если хотите... Желание все понять самому, без подсказки.
А вот что дочь (ей 18), что сын (10) больше предпочтут, чтобы кто-то объяснил, показал и научил...
Поэтому многие фразы из сказанных в этом обсуждении мне напомнили страстный монолог из известного фильма - "...одно сплошное телевидение...".
Почему вы все время пытаетесь что-то обобщать, кто придумал, что у этой задачи есть только одно решение?

P.S. Ирина, когда Вы учили детей, надеюсь, не были с ними столь категоричны и безаппеляционны, как с нами?

Анонимный комментирует...

"...кто придумал, что у этой задачи есть только одно решение?"

Согласна, Andrey. И это еще одно "за" учителя.
Кстати, то, что "Желание все понять самому, без подсказки" стало стилем Вашей жизни, тоже может быть заслугой учителей.
В моей жизни школьные учителя играли разную роль - одни просто давали знание, другие привили любовь к предмету, третьи (вместе с первыми двумя) - любовь к учебе, ну и были те, что напрочь отбили желание заниматься их предметом. Конечно, последним я бы предпочла электронного репетитора. Но других было все же больше.
Вузовским преподавателям благодарно за то, что научили общаться на другом уровне, работать самостоятельно, делать для себя открытия. Знаниям, конечно, тоже, но знания устаревают, им учить почти бесполезно.

Анна

Andrey комментирует...

Анна, вот понимаете, в чем дело: Вы в моих словах увидели "за" для своей позиции. А я не "за" и не "против", я за то, что люди разные, и методики обучения должны быть разные. И заменить полностью одна другую не сможет. И спорить стоит не о том, что, когда, кого и как вытеснит. А о том, как эффективнее достичь цели обучения.

Ирина Деточка комментирует...

to Andrey

Спасибо, за спокойный тон Ваших рассуждений, без излишней экзальтированности и восклицаний, типа "Вы это серьезно?!" :). Конечно, я вовсе не столь категорична в жизни, и, тем более, в общении с детьми, как в рассуждениях здесь.

Многоуважаемый мной lern21, как всегда, кратко и четко выразил мысль о возможностях комьютерных технологий, в том числе - и виртуальных тренингов: "Все, что компьютером может быть проверено, то компьютером может быть научено". В части передачи знаний и навыков, возможности, предлагаемые сегодня виртуальными средами, становятся практически ничем не ограниченными. Поэтому, как "носитель" знаний и тренер, компьютер очень скоро, если не уже, сравняется с лучшими преподавателями.

Но учитель, это, все-таки не только "носитель" определенный знаний и навыков. Поэтому, в ближайшее время, как мне кажется, должны быть перенесены акценты, прежде всего, на социальную деятельность преподавателя:

в школе - больше в сторону поддержки, сопереживания, морального воспитания,

в вузе - больше в сторону помощи в поиске, упорядочивании и выстраивании информации,

в бизнесе, на рабочем месте - в сторону наставничества, передачи лучшей практики, примеров "делай, как я", профессионального общения.

Во всех этих действиях, компьютер никогда не сможет заменить живого человека. Собственно, об этом и были все комментарии моих собеседников выше.

Но все-таки в части передачи учебного контента, комьютер имеет большие возможности, чем преподаватель. :)

Владимир Наумов комментирует...

Коллеги, если переходить в образовательную плоскость, наше обсуждение вертится вокруг и около проблемы / дилеммы: репродуктивное обучение - продуктивное обучение.
ИМХО, нужно и то и другие.
Однако...
по моим наблюдениям, мы часто втягиваемся в рассуждения и заявления про якобы развитие учащегося, не умея различать, в том числе и при создании собственных продуктов, где и что в них продуктивное, а что репродуктивное ... потому что попросту не зазубрили /репродуктивное/ джентльменского набора образовательных терминов, не понимания дОлжно ни их, ни стоящих за ними процессов. См.: к примеру, эмпирическое свидетельство тому: http://websoft-elearning.blogspot.com/2010/10/blog-post_31.html#links

В итоге, симуляция становится дрессурой, мультимедиа - гарантом эмоциональной вовлеченности и даже гарантом продуктивного обучения - по определению, типа.
Прежде чем переходить к "творческой отсебятине", ИМХО, стоит прежде зазубрить аксиоматику, а лишь затем ее понимать, интерпретировать и применять. Иначе телега (курс, игра, симулятор и пр.) станет причиной движения лошади (обучения).

Анонимный комментирует...

to Andrey

"Анна, вот понимаете, в чем дело: Вы в моих словах увидели "за" для своей позиции. А я не "за" и не "против", я за то, что люди разные, и методики обучения должны быть разные. И заменить полностью одна другую не сможет. И спорить стоит не о том, что, когда, кого и как вытеснит. А о том, как эффективнее достичь цели обучения."
__________

Так я, Andrey, собственно, о том же :)

Анна

adm комментирует...

для Адм:

У вас правда химическое образование?
Во всем мире опытам учатся на 3Д тренажерах, а уж потом приступают к реальным.
И недорого и безопасно.
Итак: сначала на модели, потом в реальности.

===================================

Да,правда. А вот Вы пишите неправду и этим вводите людей в заблуждение. В каком это университете или школе мира эксперименту учат на тренажерах? Приведите примеры.

adm комментирует...

Анна, вот понимаете, в чем дело: Вы в моих словах увидели "за" для своей позиции. А я не "за" и не "против", я за то, что люди разные, и методики обучения должны быть разные. И заменить полностью одна другую не сможет. И спорить стоит не о том, что, когда, кого и как вытеснит. А о том, как эффективнее достичь цели обучения.

12.11.2010 8:02:00

Хорошие, Андрей, слова! Правильно!
А эффективнее как раз учить опираясь на продуктивный подход, а не "тупую" репродукцию знаний.

adm комментирует...

"А про репетиторство - так это про налоги сюжет".

А Вы уверены, что про налоги? Если про них, то уже выше я ответил на этот вопрос.

adm комментирует...

Коллеги, если переходить в образовательную плоскость, наше обсуждение вертится вокруг и около проблемы / дилеммы: репродуктивное обучение - продуктивное обучение.
ИМХО, нужно и то и другие.

================================

Владимир, я знаете, заметил интересную тенденцию. Сначала народ упорно оспаривает эти прописные истины, а потом начинает их применять на практике, выдавая их уже за свои "открытия", убеждался не раз. Людям сложно спорить со своими собственными заблуждениями. ;-)

lern21 комментирует...

Для adm: прогуглите "virtual chemistry lab" - вы узнаете много нового.

Этот спор мне кажется как-то на пустом месте возник.

Технологии электронного обучения все больше совершенствуются и уже есть почти живые роботы учителя. Потом пойдут все дальше и дальше, но до определенной границы.
А границу вы все знаете с детства и называется она эффектом Маугли.

Человек обученный всему машинами станет машиной. Не думаю, что кто-то захочет реализовать.

adm комментирует...

Для adm: прогуглите "virtual chemistry lab" - вы узнаете много нового.

Этот спор мне кажется как-то на пустом месте возник.

Технологии электронного обучения все больше совершенствуются и уже есть почти живые роботы учителя. Потом пойдут все дальше и дальше, но до определенной границы.
А границу вы все знаете с детства и называется она эффектом Маугли.

Человек обученный всему машинами станет машиной. Не думаю, что кто-то захочет реализовать.

=============================

Вы опять же ошибаетесь. Вы считайте, что при виртуальную лабораторию я не в курсе? Вы опять же заблуждаетесь. :-)
Так вот повторю еще раз. Ни в одном университете мира эксперименту не обучают по тренажерам, но просто используют их как подспорье для обучения, не более.

adm комментирует...

"Этот спор мне кажется как-то на пустом месте возник".

Этот сор, а точнее дискуссия возникли благодаря новостному ролику. Спором Вы его сами назвали. ;-)

А вся проблема упирается в то, что мы говорим на разном языке (с точки зрения двух разных подходов). Владимир уже упоминал о них "Репродукция - Продуктивный, творческий подход".

Повторю еще раз. Обучение - это процесс взаимодействия Учителя и Учащихся и Учащихся друг с другом. Что не является прямым общением Учителя с Учащимися обучением НЕ ЯВЛЯЕТСЯ по определению.

Ирина Деточка комментирует...

Мое мнение по итогам состоявшейся дискуссии здесь: http://premiumconsult.blogspot.com/2010/11/sposobnost-myslit-svobodno.html

adm комментирует...

Ирина, Вы хотите повысить трафик у себя в блоге? ;-) На эту провокацию мы не поддадимся. Если критика статьи и будет, то в пределах другого интернет-ресурса(ов). ;-)

Владимир Наумов комментирует...

to adm
>> я знаете, заметил интересную тенденцию. Сначала народ упорно оспаривает эти прописные истины, а потом начинает их применять на практике, выдавая их уже за свои "открытия", убеждался не раз. Людям сложно спорить со своими собственными заблуждениями. ;-)

Коллега adm! На то и нужны многократные итерации, дабы кое до кого сказанное вами дошло. В любом случае. ИМХО, мы с Вами можем гордиться, что оно все-таки дошло. Теперь наша педагогическая задача - чтобы дошло надолго :)