Websoft

пятница, ноября 12, 2010

Даешь творческое продуктивное обучение ? ? ?

Так уж случилось, что в нашем блоге сильно прошумели (и еще шумят?) аж две дискуссии(см. и см. ), коснувшиеся проблемы продуктивного и репродуктивного обучения в eL.
Видимо, чисто случайно, они содержательно совпали с темой сегодняшнего вебинара (который был анонсирован 3 недели назад, а сам он (и его презентация) подготовлен 8 дней тому).
Неужто накипело? Неужто репродуктивное обучение нас уже столь сильно забеспокоило?


Вот что показали результаты опроса на эту тему:



Те, кто не принял участие в опресе, и те кто принял, откомментировали опрос в чате:
Е.Л.: Пропускаю ход :)
Е.Д.: ну, однозначно сказать - да нет, нельзя
М.С.: с точки зрения линейного менеджмента да, подходит!
Е.Д.: в каких то случаях нужно однозначно, а когда то нет
Е.Д.: например, в обучении топов охране труда, например - только репродуктивный
М.С.: в колл - центрах - репродуктивный однозначно!
Р.Л.: очередная провокация, Владимир ) \Владимир - это ведущий\
Е.Д.: ага, поэтому и отвечают так глупо
Е.Х.: если в результате обучения необходимо воспроизводство, то да, если необходимо включать в голову, то вряд ли
Е.Д.: потому что не думают З)…
Е.Л.: М, вы работали когда-нить в колл-центре? :) Мне вот доводилось )))
М.З.: высшему руководству как правило выгодно использовать репродуктивные методы т.к не нужно тратить деньги на создание нового контента, ориентированного на продуктивные методы

Впрочем, через несколько минут вебинара картина несколько изменилась и приняла еще пущую многомерность.
Как? Смотрите запись вебинара.

7 комментариев:

Жарков Юрий комментирует...

Владимир, здравствуйте!
Прошу простить моё отсутствие на сим собрании.
Два года назад мне задали вопрос в музыкальной школе как мерить качество обучения музыке (так получилось, что я выдвинул утверждение о том, что всё можно измерить :)). Конечно же, хорошая мысля приходит апосля: Главной задачей образования является сохранения процесса образования в перспективе, т.е. сохранение вида преподавателей как такового в будущем. Исходя из этого предположения очевидно, что измерив количество учителей музыки, которые стали таковыми на базе учеников музыкальной школы - можно получить некоторый индикатор, который показывает достаточность образовательного процесса некоторое время обратно.
Для себя этот процесс я назвал репродуктивным, т.е. когда учителя делают учителей, а те процессы о которых Вы говорите я для сея называю тиражированием знаний, умений и опыта.

Владимир Наумов комментирует...

Юрий,
ничего не имею против Вашей реакции на вебинар. Действительно, речь там шла о репродукции, с акцентом на социально-психологических, психологичских и педагогических ограничениях и издержках репродуктивного обучения.
Общение с аудиторией (а это самое важное) продемонстрировало, что
- уже и заказчики обучения, а не только отпетые энтузиасты-обрезованцы, что сам бизнес демонстрирует признаки поворота от репродуктивного к продуктивному обучению,
- что вполне четко осознается, а значит перестает терять болезненную остроту, баланс репродуктивного и продуктивного в деятельности преподающих и разработчиков эл.программ обучения,
- что участники вебинара располагают методиками, методами приемами, способными пошатнуть и заменить засилье репродуктивизма.

На следующем вебинаре из этой серии речь пойдет о парадигме учения (а не преподавания) как условии перехода к продуктивному обучению.

Oleg Lavrov комментирует...

Владимир!
Какая-то не по мне альтернативность (или...или) наблюдается. Искусственный и по-моему не очень корректное противопоставление репродуктивного и продуктивного.

Мои мысли:
От репродуктивного к продуктивному, поскольку первое есть основания, "алфавит" для творения второго.
Конечно допустимо продуктивное действо внутри репродуктивного, однако, поворюсь - творение требует базисов, основ.

Так кажется...

Владимир Наумов комментирует...

Олег,
здесь я с Вами согласен, во всем и абсолютно. В том числе и в части базы.
Мой пафос несколько иной:
1. Некоторые умельцы выдают за продуктивное размалеванное репродуктивное, проповедуют анимацию, видео и 3D как продуктивное (и заодно утонченно эмоциональное) по определению.
2. Преподавющие-практики или разработчики курсов сами с трудом различают ре- и продуктивное, либо, не могут непротиворечиво соединить в себе оба этих начала, отчего, увы, чувствуют себя некомфортно.
3. Сверху от препов и курсов требуют продуктивного, в то время как гос. и корпоративные стандарты репродуктивны и подразумевают репродукцию.
4. "Чрезмерно" креативные препы или разработчики курсов наступают продуктивному и себе на горло, поскольку сверху не велено.
5. Наконец, многие преподаватели и создатели курсов ДУМАЮТ, причем искренне, что они сильно креативны-продкутивны, на деле же либо переоткрывают велосипеды (что не есть абсолютно плохо), либо возводят в ранг непререкаемых истин достижения обыденного мышления, вместо того чтобы по репродуцировать, поизучав хоть какие-то основы основ.
Все перечисленное было бы смешно, если бы удельный весь подобных специалистов был в пределах статистической погрешности. В реале он, к сожалению, значительно выше :(

Oleg Lavrov комментирует...

Абс верно по п.п.1, 4, 5.
Уточню для себя п.п. 2,3. Видимо "сверху требуют", означает не управленческую иерахию, а требования "рынка" (маркетинг, управленческие решения) или характер бизнеса или профессиональной деятельности (разрработка, проекты, научные исследования и др.).

Владимир Наумов комментирует...

Верно, Олег по пп 2 и 3, как минимум в абсолютном большинстве случаев, ИМХО.
И в этой ситуации очень актуально для преподавателей и, особенно, разработчиков е-курсов становится наличие/отсутствие базовых навыков ремесла по созданию добротных репродуктивных продуктов. Например, с и в том же ADDIE.
Спасибо за уточнение.

Жарков Юрий комментирует...

баланс репродуктивного и продуктивного в деятельности преподающих

Владимир,
творчество это замечательно,
но творчество происходит в человеке. Техника, технологии и знания здесь ни причём. Отношения и образование, кстати тоже. Важно не прикладывать массу усилий, чтобы исправить кубики лего, многие пытались и всегда получается домик из лего, какие бы вы конструкции не придумывали - всегда. Необходимо принципиально новый материал, и этот материал - сам человек. Поскольку только сам ЧЕЛОВЕК представляет ценность, железо и электричество - пустое.