Websoft

пятница, декабря 17, 2010

Сколько моделей педагогического дизайна есть в природе?

Без устали повторяю на вебинарах: если вы владеете одной технологией обучения, это означает, что вы не владеете ни одной.

Наконец, вычитал косвенное подтверждение этой сентенции в книге с умным названием (Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий, СПб, 2008):
"Польза моделей педагогического дизайна заключается в том, что они выполняют функции коммуникационных инструментов. Модели педагогического дизайна позволяют индивидуальным разработчикам и мультидисциплинарным командам пользоваться одними и теми же терминами и осуществлять связанные процессы. Педагогическим дизайнерам нужно знать различные модели педагогического дизайна. В зависимости от обстоятельств можно использовать несколько элементов из разных моделей, чтобы выработать сбалансированный подход. Необходимо подбирать модель к ситуации, а не притягивать ситуацию к модели."

Прочитал и задумался: а сколько штук моделей пед.дизайна существует? Сколько их должно быть, чтобы подбирать модель к ситуации, а не наоброт, прогибать ситуацию под модель.
Кто подскажет?

9 комментариев:

lern21 комментирует...

Известная шутка: Моделей педдизайна столько, сколько кафедр в университетах (американских) занимаются этой темой.
К ситуациям это отношения не имеет.

obraz комментирует...

Один из сложнейших вопросов, ответ на который требует знания философии постмодернизма, развития психологии как науки путем смены и сосуществования парадигм(бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, социальный конструктивизм), трактовки современной педагогической мыслью природы знания.
Кратко: по числу теорий обучения.

Владимир Наумов комментирует...

to Lern21
>>К ситуациям это отношения не имеет.

К ситуациям в каких университетах? Американских или постСоветских? Классических или предпринимательских? Мультиверситетов или исследовательских? А может, потому "моделей педдизайна столько, сколько кафедр в университетах", что каждая из них работает в рамках реальных, а не виртуальных ситуаций, обслуживает свою актуальную ситуацию, вписывается в заказанный или собственноручно создаваемых контекст?

Владимир Наумов комментирует...

to obraz
>> Кратко: по числу теорий обучения

А не маловато ли будет, по такому числу? По имеющимся у меня сведениям, в рамках практически каждой небихевиоральной (постбихевиоральной) теории обучения без труда можно насчитать не менее полудюжины таких моделей (школ)

Жарков Юрий комментирует...

«Бритва Оккама» (Закон достаточного основания) – методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285 – 1349), в упрощенном виде гласящий: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии, или принципом простоты.


Суть критерия простоты в следующем: из двух теорий предпочтение следует отдать той, которая объясняет действительность, опираясь на меньшее количество независимых допущений, т.е. более просто. Критерий простоты восходит к таким принципам, сформулированным в истории философии, как требование минимизации допущений при объяснении Аристотеля, "бритва Оккама" (не умножай сущности без необходимости), требование простоты знания Г. Лейбница (www.philosophy.ru). Человеку свойственно искать простейшее решение. Но свойство простоты знания трудно описать однозначно. В оценке самого критерия простоты нет единства, одни философы считают его действенным, другие теоретической химерой, которую следует убрать из науки и философии.

Владимир Наумов комментирует...

Дорогой Юрий,
если бы все Ваши околофилософские примочки разумный пед.дизайнер мог бы положить в реализацию конкретного курса / проекта обучения в организакции N, я бы его расцеловал бы во все потребные и непотребные места.

Увы:
1) нетути, практически, таких педдизайнеров,
2) среди простоты случается sancta simplicitas,
3)
>> Человеку свойственно искать простейшее решение.
- ага, могу порекомендовать такое решение: превентивно повеситься - во избежание потенциальных неприятностей.

Юрий, околофилосфские заморочки хороши, если из них вытекает методика и практика обучения. Я тоже могу Спинозами и Лейбницами трясти (царствие им Небесное). Но не для понтов, а для еL. Или Вы готовы адаптировать счетные машины Паскаля и Лейбница, или - шире - их операциональное мышление - для eL? Я - могу, да устарело оно чуток.

Жарков Юрий комментирует...

бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, социальный конструктивизм

Человек <- ссылка №1 <- ссылка №2 <- ссылка №3 <- ссылка № X <- ссылка №1

При таком научном подходе исследования - суть определяется только одной ссылкой, при X созданных. А в системе эта единственная объективная составляющая кажется малозначной...

Хотя в природе много тысячелетней существует простая система обучения основанная на простом принципе: ДЕЛАЙ КАК Я!

Но денег педагогам эта схема не приносит... и поэтому преподов, которые учат естественным образом, на заседании кафедр канселируют, упрекая околонаучными методами.

obraz комментирует...

Конструирование целого - точка зрения наблюдателя. С моей точки зрения в целом можно выделить три уровня. Исследование-проектирование-реальность.Исследование(критерий-истиннось),проектирование(критерий-реализуемость),реальность(критерий-эффективность). Педдизайн-прозводный(прикладной)уровень зависящий от новых знаний, полученных на базовом уровне теории обучения.
Все мы еще приползем на коленях к Выготскому.

Oleg Lavrov комментирует...

Имеется «противопоставление» - «Модель педагогического проектирования, дизайна» v.s. «Модель научения»

Модель первая есть «модель жизненного цикла от нуля до работоспособного курса» (как делаем?). Модель первая есть - ADDIE и/или многочисленные аналоги (как учим? после изготовления). Модель вторая «влияет» на формат, вид, объем учебного контента и частично того, что рядом - «деятельность и коммуникации». Вторая есть составная часть первой.