Websoft

воскресенье, января 31, 2010

Ну очень дистанционный вуз


В Беларуси шесть лет публично действовал «подпольный» вуз. Не институт и даже не университет, а целая академия.

«У них было два офиса в Минске… Вся академия представляла из себя три аудитории, - рассказывает прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры Виктория Куксо. - Еще шесть филиалов ООО «СГУ» работали в различных городах Беларуси.
...
Студенты шли учиться сюда на экономистов, юристов, психологов. В гуманитарной академии не было ни лекций, ни семинаров, ни преподавателей. Год обучения в этом заведении стоил 600 долларов. Их платили прямо в Москву, а в Минске студентам приходилось оплачивать книги, которые издавал сам филиал, и доступ к компьютеру. Чтобы сдать экзамены и зачеты, студент должен был заплатить определенную сумму, отдать чек сотруднице ООО «СГУ» и ответить на вопросы экзамена на компьютере. Ему тут же сообщалась оценка. По легенде, все экзаменационные работы проверяли по Интернету московские преподаватели. Только за 2 года академия в Беларуси за компьютерные услуги получила 4,5 (!) миллиарда рублей (1 RUB = сейчас примерно 95 белорусским). Кстати, сессию можно было сдавать в любое время. Никто сроков не устанавливал. О том, что студенты учатся в российском учебном заведении, они могли прочувствовать только один раз, когда ездили получать диплом о высшем образовании в Москву.»

Представляете, какова была у студентов мотивация к учению!

О судьбе обманутых «вкладчиков в образование» (таких примерно 1000) и иных подробностях читайте здесь.

PS. Любопытно, что бы изменилось в педагогической деятельности этого учреждения, имей оно соответствующую бумажку и честно платя налоги?

Читать дальше......

пятница, января 29, 2010

Информатизированная школа для девочек в спальном районе Лондона

Интересно было посмотреть фоторепортаж из английской государственной школы, считающейся одной из лучших в Велкобритании.


О школе
• около 1400 учащихся (это очень много для типичной школы)
• 95 учителей и 50 человек персонала
• 75% учащихся — представители этнических меньшинств (индусы, пакистанцы, арабы, афрокарибы и африканцы)
• для 66% учащихся английский язык не является родным
• школа специализируется на математике и естественных науках

Информационная система школы выглядит следующим образом:
• 490 настольных компьютеров и 90 ноутбуков. В основном — PC, но для творческих занятий есть и Макинтоши
• 78 интерактивных досок и 80 проекторов — ими оснащен каждый класс
• 20 серверов, 26 сетевых маршрутизаторов и 92 принтера
• школа имеет развитой интранет, доступ в интернет и подключена к London Grid for Learning
• обслуживают весь этот парк пятеро сисадминов
• годовой IT-бюджет школы — 130 тысяч фунтов стерлингов; немало, но и не слишком много, если взглянуть на список техники

Топология компьютерной сети школы:


Обычный компьютерный класс


«…переход на электронные читалки пока не планируется — и в школе, и дома у всех есть доступ к Fronter (что-то типа LMS - ВН), так что готовить уроки, раздавать методические материалы и задавать домашние задания удобнее там; при этом у ученика остается возможность выбирать конечное устройство доступа к Fronter — настольный компьютер, ноутбук, нетбук и так далее. Некоторые ученики предпочитают по старинке обращаться к бумажным книгам, так что, похоже, электронные книги и электронные читалки неудачным для себя образом попали в промежуток между привычной для всех бумажной литературой и полноценной информационной инфраструктурой школы.»

Читать и смотреть остальное

Читать дальше......

четверг, января 28, 2010

Негодяйский Blogger

Дебильный гугловый blogger перевели на русский язык так, что я случайно на 2 недели отрубил комментарии к сообщениям (вернее включил премодерацию их), причем заметить это было невозможно - никак собака не информирует. Оказывает значение поля "Ввод комментария = Никогда", означает отключение премодерации, а "Ввод комментария = Всегда" ее включает. Дебилы....

А я так заработался, что не обратил внимание на молчание общественности :) Сейчас все возвращено на место - сорри за неудобство.

Читать дальше......

iPad

Вчера Стив Джобс (глава Apple) презентовал iPad - мобильный планшетник. Такой надутый iPhone.

Толщина — 1,25 см; вес — 700 г; дисплей с матрицей IPS — 9,7 дюйма по диагонали; процессор 1GHz Apple A4 (собственного производства). Утверждается, что может работать до 10 часов в режиме использования и более месяца — в режиме ожидания. Все приложения для iPhone могут работать на iPad.



Цена 16-гигабайтной модели с WiFi вроде бы составит $499, 32-гигабайтной — $599. Недорого, но пока не продается.

Может это и есть будущее e-learning?? Настоящее беспроводное обучение с максимальным использованием мультимедии? Если так, то в этом будущем не будет flash, т.к. iPad его не поддерживает :)

Раздел продукта на сайте Apple

Читать дальше......

среда, января 27, 2010

Игры и симуляции (часть 1)

На сайте distance-learning.ru - перевод интервью с Карлом Кэппом (Karl Kapp), известным специалистом по обучающим играм и симуляциям.

Читать дальше......

вторник, января 26, 2010

Классическое образование без шпор? Гы!

Вчера во время презентации виртуального класса вузовским работникам одна из участниц мероприятия «забраковала» этот инструмент. Он, мол, не гарантирует от списывания и прочих студенческих беспорядков во время онлайновых сессий.

Аргументация, сами понимаете, убийственная - крыть нечем :(
Мои робкие аргументы о пользе шпаргалок не возымели успеха. В связи с этим обстоятельством прибегну к авторитетному опыту Германии.
Взгляните на 2 скриншота шпаргалок:




Неужто не ясно, что шпоры и бомбы интегрально
– двигатель прогресса;
- гарант успеха;
- необходимые, неотъемлемые и неистребимые средства классического обучения и, особенно, его эффективного завершения;
- имманентны классическому образованию по определению.

Читать дальше......

понедельник, января 25, 2010

КОМПЕТЕНЦИЯ и КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Давно ломаю голову над понятиями «компетенция» и "компетентность. Полез в Википедию. Первое слово (в русскоязычном ее сегменте) нашлось. Для второго – особая словарная статья отсутствует. И, видимо, не просто так отсутствует.
Если с компененциями в обучении более или менее разобрались, то с компетентностями дело обстоит чуть похуже.

Так называемый компентностный подход к обучению разумеет под компетенцией
1. способность человека реагировать
2. в ответ на внешнее побуждение
3. как правило, во взаимодействии с другими людьми
4. неким стандартизированным образом
По степени и характеру реализации этой способности мы можем судить и об успеха в учебе и работе персонала. Для того компетенции и прописываются и стандартизируются, чтобы гармонизировать обучение и производственную деятельность, сблизить учебную деятельность с потребностями рынка.

Итак, компетенции задаются извне и наши обучаемые до них в той или иной мере дотягиваются.

Чтобы задаваемые извне компетенции не входили в противоречие с внутренними побуждениями человека, стоит, возможно, ввести в обиход е-learning'цев понятие «компетентность», понимаемое не как извне заданный набор требований, а как «состояние одной отдельно взятой души».
Компентность – это прежде всего
1. Внутреннее состояние человека.
2. Обладание им набором знаний, опыта, умений и навыков, на основе которых он рассуждает сам и принимает самостоятельные решения.
3. Внутренний ресурс, предопределяющий возможность или нежелание взаимодействия с окружающими людьми и средой.
4. Внутренние импульсы и мотивы к осуществлению или блокированию той или иной деятельности (интеллектуальной, предметной, социальной)
5. Сфера, в которой принимаются самостоятельные решения и рождаются инициативы.
6. Область ощущения внутренней силы к действиям и степени уверенности в себе. …

И надо нам эта «компетентность»? Может, не будем заморачиваться и компетенциями обойдемся? Только, боюсь, опираясь сугубо на компетенции ни управления знаниями, ни инициатвности, ни искренной лояльности и внутренней ответственности, ни саморазвивающейся или самообучающейся организации нам не видать, как своих ушей.

Читать дальше......

воскресенье, января 24, 2010

Е-learning в вузах и корпоративный – разные e-learning'и?

Сопоставляя краткосрочное обучение в компаниях с академическим электронным обучением, Павел Каллиников пришел к выводу, что параметры, а также «цели и свойства электронных курсов, вузовских и корпоративных… это вообще два разных жанра электронного контента, которые похожи только на первый взгляд». (Статья Павла «Особенности разработки электронного учебного контента в вузах» помещена в 4-м номере журнала сетевого сообщества e-Learning PRO).
В материале сопоставляются объемы, продолжительность, бюджеты, способы представления материала, технологии разработки е-курсов в вузах и компаниях (для компаний).

Касается автор также целей создания электронных средств обучения и дидактики. К сожалению, не сумел найти в разделах статьи, посвященных этим аспектам, того, на что рассчитывал:
удовлетворяющего меня понимания того, чем же принципиально отличаются цели академического и корпоративного образования, а также техники обучения (дидактика) в них.
Может, вычленив эти различия и выявив их природу, мы еще лучше поймем, что такое e-learning на самом-то деле?

Читать дальше......

пятница, января 22, 2010

Задания на самооценку как двигатель e-learning

С огромной радостью увидел в статье Михаила Протасова «Создание интерактивных блоков в дистанционных курсах внутренними специалистами компании», опубликованной в журнале» сетевого сообщества e-Learning PRO краткое описание заданий на самооценку обучаемых и скриншот слайда курса.



Убежден, что разумное сочетание самооценки и контрольной оценки персонала в электронных курсах способно поднять eL на невиданную доселе высоту и эффективность. В свое время изложил этот тезис на вебинаре, запись которого можно просмотреть.

Читать дальше......

четверг, января 21, 2010

Мышь(ца)

Интерфейс для управления электронными устройствами с помощью движений пальцев и сокрашений мускулов без дополнительных устройств ввода-вывода:

Читать дальше......

Google Wave - сравнение с другими способами коммуникаций

Новый коммуникационный инструмент Google Wave обсуждался уже неоднократно (например, здесь). Всем интересно - действительно ли он может предоставить уникальные возможности и как их можно будет использовать в обучении.

Наткнулся на материал, сравнивающий возможности Wave и других сетевых коммуникационных инструментов (форумы, блоги, wiki и т.п.). Cм. сравнительную табличку.

Основное отличие Wave от Wiki и Google Docs - обмен информацией в режиме реального времни, в том числе keystroke by keystroke, когда буквы напечатанные один появляются у другого в режиме реального времени. Окажется ли эта фича (а она ключевая в Wave) реально практически полезной? Посмотрим...

Читать дальше......

среда, января 20, 2010

3d от google

Если кто не видел - у Гугла есть проект по 3d моделированию, с редактором для создания моделей под названием sketchup и большой библиотекой 3d моделей.

Посмотрите, например, на модель Московского Кремля или модели 54 спортивных объектов ближайшей Олимпиады в Ванкувере. Причем просмотр моделей работает под любыми браузерами, без использования flash, без установки каких-либо плагинов.

Сначала было не совсем понятно, как им это удалось, но с помощью httpwatch сразу все стало понятно - они подгружают кучу картинок (для каждого угла поворота модели) и по мере вращения мышью подменяют картинку. Это объясняет почему модель можно вращать только вокруг вертикальной оси. Картинки генерируются и храняться на сервере google при загрузке модели.

А я надеялся, что великий google написал парсер 3d моделей на javascript :(

Читать дальше......

Фото + звук


Не обязательно снимать видео, чтобы добиться выразительного сочетания звука и изображения. Посмотрите на материал, подготовленный газетой NewYork Time про хоспис в тюрьме, где одни заключенные помогают другим, умирающим от рака. Мне кажется, что такое сочетание фотогалереи и аудиопотока ничуть не проигрывает полноценному фильму.

Читать дальше......

вторник, января 19, 2010

Кто-то за ограничение доступа в Интернет, а кто-то - наоборот

«Европа должна бороться с ограничениями доступа к Интернету и создать единый онлайн-рынок ЕС» - таково мнение кандидата на должность еврокомиссара по вопросам цифровых технологий (Digital Agenda) Нэли Круус (Neelie Kroes), озвученное на слушаниях в Европейском Парламенте.
По словам г-жи Круус «Европейская Комиссия будет всячески поддерживать и защищать принцип «Интернет-нейтральности», провайдерам запретят ограничивать доступ к сервисам или контенту в коммерческих целях. Исключения будут допускаться только ради обеспечения безопасности или для подавления спама.
Причем создание такого онлайн-рынка – не самоцель, а средство более широких изменений в важнейших сферах жизнедеятельности общества. При этом авторские права не должны попираться. Подробнее (англ.)

Читать дальше......

воскресенье, января 17, 2010

ДО для детей-инвалидов

«В рамках программы помощи детям с ограниченными возможностями, о которой Минобрнауки объявило летом 2009 года, около 35 тысяч детей-инвалидов по всей России получат возможность иметь все необходимое для обучения на дому - компьютеры, бесплатное подключение к сети, программное обеспечение, позволяющее контролировать дистанционно процесс образования, вплоть до проведения опытов…
… «Мы считаем, что за три года программы мы решим проблему и все ребята, которые не имеют возможность ходить в школу, будут иметь возможность полноценного образования с участием современной вычислительной техники. То есть не просто обычного компьютера, но целой системы, позволяющей через компьютер контролировать весь процесс», - сообщил Министр образования и науки РФ А. Фурсенко. По мнению министра, программа будет реализована в заявленные сроки.

Благородная задача, в ходе реализации которой к тому же могут быть найдены интересные технические и методические решения.
Кстати, на одном из вебинаров обсуждали со школьными специалистами использование для обучения инвалидов на дому или в интернатах виртуального класса. Планируется ли это в заявленной программе? Кто-нибудь знает?

Читать дальше......

пятница, января 15, 2010

Работаем с текстом по Б. Блуму

Обращаю внимание тех, кто интересуется работой с текстом, на сборник статей "Современные технологии университетского образования. Работа с текстом", составленный и частично написанный моими бывшими коллегами.

В контексте большого интереса e-learning’цев к таксономии Блума обращаю внимание на статью, помеченную красным:

Читать дальше......

четверг, января 14, 2010

Защита персональных данных - еще год

Я писал, что с 2010 вступив в силу закон о защите персональных данных и системы, включая СДО, содержащие персональные данные людей, надо будет классифицировать и, возможно, сертифицировать. Так вот - вступление этого закона в силу отложили на год до 2011. Иногда что-то разумное выходит из недр нашей государственной машины...

Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2009 г. N 363-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 25 Федерального закона "О персональных данных""

Опубликовано 29 декабря 2009 г.

Вступает в силу: 29 декабря 2009 г.
Принят Государственной Думой 16 декабря 2009 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 19 слова ", в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства," исключить;

2) часть 3 статьи 25 изложить в следующей редакции:
"3. Информационные системы персональных данных, созданные до 1 января 2010 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона не позднее 1 января 2011 года"


http://www.garant.ru/hotlaw/federal/218169/

Читать дальше......

среда, января 13, 2010

Догоним Америку?

Соединенные Штаты впервые за 6 лет обогнали Россию по уровню производства газа. Думаете возьмемся за ум и начнем хотя бы что-нибудь модернизировать и развивать другие отрасли экономики или все бросим и снова будем догонять Америку?

Читать дальше......

Видео за $300

Вот это видео про нападение роботов на город (столицу Уругвая - Монтевидео) было сделано за $300. В наше время у талантливых людей есть масса возможностей для создания весьма профессионального контента с минимальными затратами. Было бы желание и способности.



PS
Про это - Голливудские продюсеры предложили киноману из Уругвая контракт на $30 млн

Читать дальше......

вторник, января 12, 2010

Из опыта создания электронных курсов в конкретном вузе

Сегодня в социальной сети e-learning.by прошел открытый вебинар, на котором речь шла о важных процессах разработки электронных курсов в одном из вузов, который, кстати, специализируется в основном на бизнес-образовании, включая переподготовку и повышение квалификации менеджеров.
Поскольку темой вебинара был конкретный опыт разработки, некоторые принципы и даже секреты этого процесса (особенно во 2-й части виртуальной сессии), познакомиться с материалами мероприятия будет, ИМХО, полезно многим.

Читать дальше......

понедельник, января 11, 2010

Нужен ли автор электронному курсу?

Елена Тихомирова разместила список советов по разработке е-курсов (за что ей спасибо).
Обратил внимание, что среди прочих рекомендаций в советах дается информация о том, как «предъявлять» пользователям авторов курсов:
1. «Авторы
курса
‐
тут
стоит
написать
имя
и
самые
основные
регалии.
А
вот
полную
 информацию
 лучше
 представить
 на
 отдельной
 странице
 или
всплывающим
окном.»

2. «... чего
делать
не
 стоит
и
 что
может
испортить
первое
впечатление:

… Размещать
 полную
 информацию
 об
 авторе,
 даже
 если
 он
действительно
очень
значительный
человек.»

С содержанием этих цитат трудно не согласиться, да, боюсь, эти рекомендации придутся впору академическому сектору обучения. Корпоративный заказчик е-курсов очень часто предпочитает, чтобы курс был анонимен, точнее, что его автором оказывался не кто иной, как сама компания - в целом и сама по себе.
По крайней мере, в своей практике неоднократно сталкивался с тем, что заказчик е-курсов выступал категорически против имен авторов на их собственных же произведениях. Хорошо ли это?

Проблема авторства е-курсов не так уж проста. Не всегда можно однозначно определить круг нужных лиц (даже законодательство об авторском и смежных правах не может дать однозначного ответа на этот вопрос. Одно дело – сценарист художественного фильма, который обладает авторским правом, а вот сценарист е-курса как? Или пед.дизайнер, методист, программист?)
При анонимности е-курсов, однако, страдают, как минимум, неимущественный авторские права многих участников его разработки, неотъемлемые, кстати права. Отсутствие в курсе указаний не только на авторов (по закону), но и иных специалистов (вплоть до верстальщика), ИМХО, не лучшим образом сказывается на мотивации разработчиков электронных средств обучения.
Что думаете об обозначении авторства в е-курсах для бизнеса, коллеги?

Читать дальше......

воскресенье, января 10, 2010

Налоги на Интернет-рекламу и не только

Правительство Франции изучает вопрос об обложении налогами рекламной деятельности таких монстров, как Google, Yahoo и Facebook.
Президент Франции Николя Саркози решил таким образом дать еще один бой цифровому пиратству + засилью глобальных (читай, американских) электронных библиотек.
Google возражает, мол, это сократит поле для инноваций.
По данным русской службы BBC, идея налогообложения сетевых компаний вполне может прижиться в Европсоюзе.

Читать дальше......

Серьезные игры - showcase

Есть такой конкурс "Serious Games Showcase & Challange" - . Спонсируется крпуными и ИТ-компаниями и американской армией, что не удивительно. Серьезные симуляции и игры особенно полезны тем, кто летает на бомбардировщике, стоимостью в $1 миллиард и стреляет ракетами по $200.000. В прочем игры - финалисты, не только про войну. Посмотреть видеопрезентации игр - финалистов можно здесь.

Читать дальше......

О толерантности и высшем образовании

Чтобы понять, какую дистанцию прошло американское общество за последние 50-60 лет, избрав прездиентом чернокожего, стоит оценить, что до 30-х годов 20 века в лучшем унивеститете мира (Гарварде) существовали официальные квоты на прием студентов евреев (а также негров, восточно-европейцев, католиков). В Йеле (Yale University) последние ограничения отменили только в 1970 году. Источник.

Читать дальше......

Что происходит с SecondLife?

Что происходит с SecondLife? Парень по имени Barry Collins открыл для себя виртуальный мир Second Life 3 года назад и был восхищен - провел в нем неделю, гулял, развивал своего аватара. Не он один, впрочем. 3 года назад я сам писал восторженные посты про то, как IBM использует вирутальный мир для коммуникаций между сотрудниками.

Через 3 года он вернулся в Second Life (симптоматично уже то, что в течение этих лет не было потребности туда попасть) и обнаружил что в нем почти никого нет!! Единственной, активно развивающейся областью оказался виртуальный секс - вирутальный континент по имени Zindra. Вот там есть жизнь :)

Читайте статью в журнале PC Pro - What happened to Second Life? (Что случилось с Seconfd Life?)

Цитата из статьи:
Я все не могу понять, какой в этом всем смысл? Да, эти виртуальные объекты прекрасны и удивительны, но после того как ты побродил по ним и насладисля всеми видами, что тут еще делать?

Нет ни целей, ни задач, ни очков , которые надо заработать, ни уровней, которые нужно пройти. Есть некоторый уровень социального взаимодействия, но очень небольшой и только в областях, предназначенных для демострации возможностей мира (Showcase).


Почти о том же я писал перед новым годом в посте про смерть виртуального мира Metaplace. Виртуальные миры - очень интересная идея, но до тех пор, пока нет ответа не простой вопрос "Как их использовать чтобы достичь своих целей" их не будут использовать кроме как для любопытства и развлечения (а что может быть популярнее виртуального секса?). А у маркетологов, обучателей, чтобы ни говорили, есть цели...

Хотя, возможно, что идея виртуальных миров просто еще не нашла своего достойного технического воплощения. Поживем - увидим...

Читать дальше......

среда, января 06, 2010

Большие надежды на электронное образование в 2010 году

Статья "Большие надежды на электронное образование в 2010 году" на distance-learning.ru - перевод поста Тони Бейтса из его блога.

А у вас есть больше надежды на e-learning?

Читать дальше......

вторник, января 05, 2010

Материалы вебинара в технике ЖФЕН

Сегодня в рамках белорусской социальнй сети e-learning.by (в Беларуси нет таких длинных каникул) прошел последний святочный вебинар в технике GFEN.

Все материалы + возможность обсуждения на форуме по ссылкам.

Читать дальше......

понедельник, января 04, 2010

Конкурент Kindle


«В конце ноября в США начались продажи электронной читалки Nook, выпущенной крупнейшей местной сетью книжных магазинов, Barnes & Noble. Спрос на устройство, которое задумывалось как прямой конкурент Amazon Kindle, превысил все возможные прогнозы - компания была не уверена, что сможет доставить Nook всем заказчикам до Рождества.

Батареи Nook, как и ожидалось, хватает на несколько дней. Это меньше, чем у любых других читалок на электронных чернилах без второго экрана.

Из распространенных форматов Nook читает PDF и EPub. Правда, последний у нас почему-то распознаваться не захотел. Объемные PDF ("Война и мир") грузятся сравнительно недолго - около 10 секунд.

Есть у Nook несомненные достоинства - он поддерживает расширение памяти при помощи карт microSD (этого нет у Kindle), Wi-Fi (тоже нет) и воспроизведение музыки (у Kindle есть, но звук у Nook, кажется, получше).»
Подробнее

Читать дальше......

воскресенье, января 03, 2010

Через Web 2.0 к народу


В первый день Нового года японский премьер-министр Юкио Хатояма завел аж два блога сразу. Один на Twitter'е и полноценный.
Политика(и) больно активно стала(и) двигать себя в Web 2.0. По мнению премьера, его обычный блог станет первым шагом по "сокращению разрыва между народом и политикой, а также совместного изменения страны".
С чего бы это власти предержащие потянулись в Web 2.0? Стремятся, видно, быть еще ближе к народу. Есть, правда, опасения, что, насладившись в блогосфере самовыражением, они же начнут распространять на нее правила политической (властной) игры, то есть «не пущать», карать и заботиться о всякого рода корректности.
Очевидно, что политики сильно посодействуют стиранью грани между виртуальным пространством и реальностью. То-то интерес к Second Life у взрослой публики стал снижаться.

Читать дальше......