Websoft

воскресенье, февраля 28, 2010

Электронная Беларусь в следующей пятилетке

Вот такие планы развития IT на 2011-2015 годы находятся на рассмотрении правительства Республики Беларусь:
- в последующие пять лет будут создано электронное правительство, электронная экономика, электронные торговли, здравоохранение, обучение, а также программы, связанные с занятостью и социальной защитой населения. Здесь планируется работать над созданием удаленных рабочих мест и рабочих мест для людей с ограниченными возможностями (телеработа), а также электронных служб занятости и систем обучения и переподготовки временно неработающих граждан...
Среди задач электронного правительства – развитие системы оказания электронных услуг, создание единой защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры, включающей информресурсы и интернет-сеть госорганов, создание системы электронных закупок и пр…
Электронная экономика подразумевает развитие электронной торговли и электронного декларирования, совершенствование единого расчетного информационного пространства…
Электронное здравоохранение включает в себя электронный документооборот, телемедицину, внедрение компьютерных технологий профилактики и диагностики заболеваний, создание общедоступных электронных медицинских ресурсов.

В рамках электронного обучения планируется создать национальную систему электронных образовательных ресурсов по основным отраслям знаний.
Источник

Читать дальше......

суббота, февраля 27, 2010

Школам Сибири не понравились условия Microsoft и Adobe

Чиновники от образования девяти регионов Сибири обсудили предложения Microsoft, Adobe, «Лаборатории Касперского» и «Альт Линукс» о закупке ПО для школ. Условия американских производителей были признаны неприемлемыми. Школам рекомендовали использовать отечественные продукты. Читать дальше

В школах дети будут учиться использовать Linux, затем приходить в крупные компании и гос. структуры (в которых работает более 75% трудоспособного населения) и сталкиваться с Windows (ибо в крупных компаниях, Linux'а практически нет). Это повысит шансы проникновения Linux в крупные структуры или сделает школьную компьютерную подготовку бессмысленной?

Читать дальше......

Google train

Google вместе с РЖД сняли видео из окна поезда, движущегося по Транссибу. Можно виртуально проехать из Москвы до Владивостока. Забавное PR мероприятие для обоих участников и возможность напомнить всем в какой огромной стране мы живем. И что дистанционное обучение может заменить 8 дневное путешествие на поезде...

Москва-Владивосток: виртуальное путешествие на Картах Google

Поезд пересекает Волгу:

Читать дальше......

Кто разрабатывает электронные курсы?

В России в HR работает масса людей с не очень профильным образованием. При этом, по моим наблюдениям, доля "девочек-психологов" в серьезных компаниях стала существенно ниже, чем в конце 90-х. В учебных центрах, не так много сотрудников имеют педагогическое образование. Что, возможно, логично - большинство людей в педвузах готовят, чтобы учить детей, а не взрослых.

Я знаю директоров корпоративных учебных центров, которые по первому образованию программисты, технологи на производстве, экономисты.

Кто по образованию люди, что занимаются e-learning? Если у кого-то есть свой опыт наблюдений - поделитесь!

Я сделал опрос - см. в колонке справа. Если вы разрабатываете электронные учебные курсы, организуете дистанционное обучение - ответьте, кто вы по образованию?

Читать дальше......

пятница, февраля 26, 2010

Опять про ADDIE

Здесь, в блоге, уже несколько раз затрагивался вопрос об ADDIE (см.: например, здесь) как инструменте разработки образовательных средств и программ обучения.

Очень неплохая подборка ссылок по теме представлена в блоге «Электронное обучение в Украине».
Одной подборкой ссылок автор не ограничился: представил систему топиков (вопросов), облегчающих работу специалистов на каждом из этапов ADDIE.
Например:
- Оценка потребностей
* Какие конкретные навыки и знания должен приобрести учащийся?
* Этот курс замена или дополнение к существующим курсам?
* Как часто будет изменять содержание курс?
* Можно ли научить нужных навыков он-лайн? Если нет, то почему нет?
* Кто будет одобрять , проверять и платить за обучение и каковы их ожидания?
* Какие будут ограничения по времени и доступности к другим ресурсам для учащихся?
* Какие есть варианты доставки информации?

Читать дальше......

четверг, февраля 25, 2010

О пользе битья по голове

Не только в педагогическом дизайне счастье. Не стоит забывать об административных методах улучшения показателей обучения. Вот выдержка из сегодняшнего письма одного из клиентов:

Да, кстати. Начали активно использовать рассылку по результатам прохождения курсов. Назначаем курсы, через 10 дней оповещаем и руководителя и участника, о не прохождении. Потом через 20 дней. Процент прохождения «в срок» повысился на 30%. Результат очень хороший.

Читать дальше......

среда, февраля 24, 2010

Организационные аспекты разработки электронных курсов внутри компании

На прошлой неделе прошел любопытный вебинар по обмену практическим опытом "Организационные аспекты разработки электронных курсов внутри компании".
На вебинаре выступили Александр Кудрявцев (HomeCredit) и Михаил Протасов (Альфастрахование), которым за это огромный респект!!

В ходе вебинара были некоторые технические сбои, которые слышны в записи. Таково, увы реальное качество доступа в интернет из корпоративных сетей крупных компаний. Когда один, даже весьма широкий, канал связи делится на сотни пользователей, качество доступа страдает. Но, несмотря на сложности, по моему, было интересно.

Запись вебинара можно посмотреть здесь.

Читать дальше......

вторник, февраля 23, 2010

Индивидуализация e-обучения

Недавно на вебинаре одного(ой) коллеги поступила интереснейшая реплика из «зала»: ДО, мол, не обеспечивает индивидуализации обучения, по определению, мол.

Вот и возникло в моем мозгу недоумение:
- вопрошавший вообще понимает, что такое ДО?
- как он(а) вообще попал(а) в сферу ДО и eL?
- как должно быть организовано ДО, чтобы а голове его реализатора возник подобный вопрос?
- а те ли люди у нас занимаются ДО?

А что такое - индивидуализация обучения, и кому она нужна в условиях массового производства кадров, товаров, услуг и специалистов?

Читать дальше......

понедельник, февраля 22, 2010

Обязателен ли в е-курсе контрольный тест?

Вот как ответили на этот вопрос участинки упомянутого здесь вебинара:

Читать дальше......

суббота, февраля 20, 2010

Снова о стилях обучения

Снова о стилях обучения и необходимости их учитывать (ранее тут, тут).

Очередное свежее (Harold Pashler, Mark McDaniel, Doug Rohrer, Robert Bjork, University of California, 2008) исследование стилей обучения "Learning Styles: Concepts and Evidence" попыталось найти доказательства того, что учебные материалы и методы будучи специально адаптированными под стиль обучения студента (аудиалы, визуалы и т.п.) работают лучше, чем не адаптированные.

В очередной сколько-нибудь существенным статистических доказательств найти не удалось. Последний гвоздь в крышку гроба идеи или соменающиеся еще остались?

Читать дальше......

Skillsoft goes private

Компания Skillsoft, владеющая крупнейшей в мире библиотекой электроных курсов, перестала быть публичной компанией. За $1.1 миллиарда ее выкупила группа частных инвесторов. Объем продаж компании за последний квартал составил чуть более $80 миллионов, прибыль около $19 миллионов. У компании более $600 миллионов долга.

Продавать коробочные курсы выгодно?

Источник - статья в Wall Street Journal

Читать дальше......

Идустрия e-learning - теперь и в России

В России будет индустрия e-learning! Не какое-то там жалкое направление в ИТ, HR и образовании, а целая индустрия.

Про это готовится Федеральный закон «Об индустрии электронного обучения (e-Learning)». Читать концепцию закона. Концепция одобрена экспертными советами при Госдуме.

Индустрия, видимо, станет частью патриотического воспитания подрастающего поколения ;) Разработчикам обучающих игр стоит обратить внимание на этот закон - вот где настоящие деньги!

Цитата отсюда:
Заместитель Председателя Государственной Думы Светлана Журова отметила, что в настоящее время Министерством образования и науки разрабатывается концепция Федерального закона «Об индустрии электронного обучения», которая предусматривает помощь разработчикам систем электронного обучения со стороны государства. Важное место в проекте занимает вопрос формирования личностных ценностей и патриотизма у молодежи.

Первым шагом к использованию игр для патриотического воспитания молодежи можно назвать инициативу партии «Единая Россия» по созданию компьютерных игр патриотической и исторической направленности, основанных на событиях Великой Отечественной войны, посвященных 65-й годовщине Победы.

Ура, товарищи!

Читать дальше......

пятница, февраля 19, 2010

Кто отвечает за контрольное тестирование?

Учебный контроль - штука очень популярная в нашем eL.
А адекватно ли мы разумеем, что это за штука, этот контроль?

Вот что показал сегодняшний вебинар по одному из аспектов контрольного тестирования:



А как надо ответить на этот вопрос? Что думаете, e-learning'цы и HRы?

Читать дальше......

четверг, февраля 18, 2010

Первый в жизни вебинар

В жизни все когда-то приходится делать в первый раз. В том числе вести вебинар. Наталья Долгова из Лаборатории Мультимедиа в блоге поделилась своими эмоциями после своего первого вебинара. Читать про первые впечатления в роли ведущего и смотреть запись здесь.

Надеюсь, коллеги не остановятся на достигнутом...

Читать дальше......

Сотни школ Москвы остались без интернета

С понедельника, 9 февраля, 1000 объектов системы образования Москвы отключены от доступа в интернет. Об этом говорится в письме директора департамента образования Москвы Ольги Ларионовой первому заместителю мэра Москвы Людмиле Швецовой (копия имеется в распоряжении редакции). Доступ в Сеть пропал в связи с отключением телекоммуникационных каналов, предоставляемых компанией «РК-Связь».

Пресс-секретарь департамента образования Александр Гаврилов пояснил, что школы и сам департамент остались без доступа к электронной почте, IP-телефонии, городским информационным ресурсам. Речь идет о системе АИС ЕАИС (контракты и торги), системе видеонаблюдения, АИС «Комплектование детских садов» (запись в детсады), АИС «Учет детей», сайтах образовательных учреждений. Под угрозой срыва оказались диагностические контрольные работы в системе «Статград» по подготовке к ЕГЭ, утверждают в департаменте.


В такой у нас школьный e-learning...

Читать полностью

Читать дальше......

Обучение клиентов с помощью электронных курсов

Еще один банк, из числа наших клиентов, пошел по пути использования электронного обучения для поддержки работы в клиентами (когда-то я писал про опыт Райффайзен Банк Аваль). Учебный отдел банка "Возрождение" разработал электронный учебный курс "Дистанционное банковское обслуживание клиентов".

Курс выпущен на CD, в красивой коробке и раздается клиентам банка. По моему это отличный (но, достаточно редкий в российской практике) пример, когда корпоративный учебный центр принимает непосредственное, а не косвенное, участие в развитии бизнеса компании. И клиентам, думаю, приятно, что банк о них заботится.

По своему опыту - если у вас был опыт общения с службой ИТ-поддержки Сбербанка России и их клиент-банком, то вы никогда больше не захотите его повторить, только если вы не мазохист. В этом случае электронный курс очень бы помог...




Курс сделан с помощью редактора Courselab.



Большое спасибо Андрею Стулову, руководителю отдела обучения банка, за предоставленную информацию и диск!

Читать дальше......

среда, февраля 17, 2010

Игры и симуляции (часть 2)

Вторая часть интервью с Карлом Кэппом про игры и симуляции на distance-learning.ru

Читать дальше......

Борьба нанайских мальчиков

В выпущенном недавно iPad, компания Apple отказалась поддерживать Flash, Стив Джобс в некоторых своих интервью высказал недовольство закрытостью Adobe Flash.

На днях сотрудник Google Ян Хиксон обвинил Adobe в умышленном задерживании выхода стандарта HTML 5.

Цитата из источника:
По его словам, на людях Adobe говорит о широкой поддержке, но на деле препятствует его развитию. Мнение Хиксона, опубликованное в его личном блоге, разделил разработчик Opera Software Энн Ван Кирстен (Anne Van Kesteren), сообщает OSnews.

В частности, Adobe выразила возражение против включения в последний вариант стандарта HTML 5 элементов Microdata, RDFa и Canvas 2D API. Microdata позволяет добавлять на страницу элементы, для которых нет HTML-тэгов. При этом каждому элементу можно присваивать одно или несколько свойств. Resource Description Framework (RDF) – это метод представления данных в виде, пригодном для машинной обработки. Интерфейс Canvas 2D API, в свою очередь, предназначен для создания на веб-странице статических и динамический изображений при помощи JavaScript – проще говоря, позволяющий рисовать на страницах графику.

Гегемония Adobe Flash для отображения мультимедийного контента в сети очень многих раздражает. Microsoft создает собственную альтернативу - Silverlight, Apple и Google продвигают HTML 5.

Какой вывод для e-learning сообшества? Уравнение: Мультимедиа и интерактивность в сети = Flash, казавшееся незыблемым, перестает быть таким уж очевидным.

Хотя ни Html 5 ни Silverlight пока не решают пока проблему совместимости с большинством браузеров и платформ таким образом, чтобы все работало полностью идентично. Возможно в скоро эта проблема будет преодолена.

С другой стороны, еще полгода назад мы планировали разрабатывать web-based версию Courselab на Flex, который наши программисты весьма хорошо знают, но после детального анализа пришли к выводу что разработка будет более удобной и эффективной на javascript/ajax. Результат будет скоро доступен для изучения.

Читать дальше......

вторник, февраля 16, 2010

Чего хочет заказчик?

Презентировал (пригласили, не напрашивался) на днях LMS в вузе и в одной общественно-государственной структуре (белорусских).
Жанр мероприятий был таков: в виде совещания по поводу презентируемого заинтересованных руководителей, ведущих профессоров/преподавателей (потенциальных авторов) и экспертов.
Понравилась LMS. И возможности обучающие хороши, и управляющие с информационными устраивают.

Потом из зала возник вопрос (в обеих аудиториях): "А кто будет наполнять все эти замечательные вещи контентом? А администрировать?". Мой ответ (догадались, какой?) сильно разочаровал аудиторию.

Читать дальше......

воскресенье, февраля 14, 2010

Типичная ошибка разработчиков тестов на буксировку в примерах и вопросах

Обучаемым предлагается выполнить следующиее задание (войдите по ссылке и кликните "Основные понятия"):
Составить определение термина «мерчендайзинг» из разрозненных его частей.

Вот что у меня вышло:


А также вот это:


Какое из получившихся определений является неверным? = В каком из случаев определение собрано неверно?
Достаточны ли семантические или логические оттенки определений для того, чтобы считать одно из них ошибочным?
Кому очевидна разница этих смысловых оттенков?
В чем смысловое отличие в данных определениях?
Является ли изменения порядка фраз принципиальным с точки зрения выражения смысла термина или описания феномена «мерчендайзинг»? Какое из определений больше искажает его смысл (если искажает, конечно)?
В каком случае курс засчитал ошибку?
Какой из вариантов сборки определения вернее:
А) при условии теоретического обучения
Б) при условии прагматического (процедурного обучения)
В) для продавцов и работников торгового зала
Г) для маркетологов
Наконец, чем руководствовался составитель упражнения, назначив приведенный на 1-м скриншоте вариант неверным?
Чем индуктивное определение хуже дедуктивного?
Почему индуктивное, в принципе, определение оказалось хуже дедуктивного? То есть неверным в рамках данного курса? Необходимостью введения дедуктивного мышления в компании обусловлено? Среди какой целевой аудитории?

Читать дальше......

пятница, февраля 12, 2010

Неформальное и "стихийное" обучение: внесем ясность?

Часть получения знаний и навыков происходит формально, часть неформально, а часть - стихийно, в процессе естественной адаптации человека, инициативного и даже инстинктивного удовлетворения им своих потребностей. Например, ребенок сам учиться забивать гвозди, по собственной инициативе и без стимулирования извне. Подобное обучение едва ли является формальным. На всякий случай процитирую википедию:
.
"Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования".

К чему затронута эта тема?
Да к тому, что неформальное образование у нас немало народу не отличает от неформального обучения, то есть от самообразования, самообучения, естественных процессов приобретения новых знаний и поведенческих стереотипов в процессе адаптации человека к различным обстоятельствам, а также актов импринтинга.

По этому поводу вопросы на засыпку :).
- В рамках какого обучения человек учиться целоваться - формального, неформального или ...?
- Почему неполовозрелые граждане не склонны учиться французским поцелуям?
И наконец,
- ДО, в основе которого лежит (как пропагандируют наши теоретики eL, а также его продавцы или популяризаторы в Web 2.0) типа как самостоятельное освоение учащимися знаний, является:
- неформальным самообразованием;
- формальным самообразованием;
- формальным обучением?

Читать дальше......

четверг, февраля 11, 2010

Сравнительное языкознание

Сравнительное языкознание на примере 3-х славянских языков. Какой вариант звучит лучше?

1) Тест, який Ви намагаєтеся запустити, не опублікований на порталі. Необхідно опублікувати тест в системі WebTutor Administrator.

2) Тестът, който се опитвате да пуснете, не е публикуван в портала. Тестът трябва да се обяви в системата WebTutor Administrator.


3) Тест, который Вы пытаетесь запустить, не опубликован на портале. Необходимо опубликовать тест в системе WebTutor Administrator.

Читать дальше......

Примеры курсов

Мы давно не обновляли примеры курсов, которые можно сделать в редакторе электронных курсов Courselab. Благодаря коллегам из компании "Детский мир", в особенности Светлане Дмитриевой, которой за это большой респект, нам удалось пополнить коллекцию примеров фрагментами реальных корпоративных курсов. См. ссылки ниже:

Пример 1 Формирование графика выхода на работу сотрудников магазинов - пример использования персонажа, управления показом объектов по нажатию на элементы списка, управления появлением объектов в определенный промежуток времени (time line), использования элементов форм для ввода, выбора и проверки введенных значений, использования задач типа drag & drop

Пример 2 Профи-Т: Старший кассир - пример использования видеоролика, ссылки на файл, управления показом других объектов по нажатию на текущие объекты, всплывающих окон

Пример 3 Упражнение "Проведение пересортицы в СУДТ Домино" - пример упражнения, проверяющего навыки работы с программными продуктами (имитация программных продуктов)

Пример 4 Контрольно - кассовая техника - пример использования персонажей, выносок, управления движением объектов, элементов форм с возможностью выбора значений в упражнении

Пример 5 DominoBasic - пример использования звукового сопровождения, управления появлением объектов в определенный промежуток времени (time line), имитации программных продуктов

Пример 6 Мерчендайзинг - пример использования задач типа drag & drop, пример использования всплывающих окон

Читать дальше......

среда, февраля 10, 2010

Прейскуранты на продвижение физ- и юрлиц в блогосфере

"Разработка блога – 163 тысячи рублей, обслуживание – 84 тысячи рублей, продвижение блога (за месяц) – 199900 рублей. В продвижение входит "покупка тысячников" (3 публикации в месяц) – 30600 рублей, "разработка и внедрение 4 уникальных виртуальных аккаунтов" – 24000 рублей, "кросспостинг" (50 публикаций) – 1240 рублей."

"...крайне малое количество людей и компаний реально представляет себе, какой объём работ необходим для достижения показателей. Поэтому их обычно "разводят" на столько, сколько компания в состоянии заплатить. А платят заграничные гиганты щедро: скажем, месячный бюджет одного из производителей нетбуков на поддержку сообщества поклонников составлял 15 тысяч евро. Хотя аналогичный проект мог бы стоить и 2 тысячи, и 25. Это уж смотря на какое агентство "нарвётся" компания…"

Источник

Читать дальше......

вторник, февраля 09, 2010

Три вебинара по тьюторингу

В социальной сети е-learning.by прошло целых три вебинара по теме "Тьютор в электронном обучении".

Интререующиеся могут ознакомиться со всеми тремя (записи, презентации) здесь.
Полагаю, что вопросы тьюторинга становятся все более актуальными в корпоративном обучении не менее, чем в академическом

Читать дальше......

понедельник, февраля 08, 2010

Экспресс-оценка совместимости статичной графики и текстового контента

В продолжение постов:
- Экспресс-оценка характера интерактивности в е-курсе
- Экспресс-оценка композиции слайда
- Экспресс-тестирование визуального контента


Если на слайде находятся одновременно фото, картинка и текст, начинайте с изображения, где бы оно ни находилась на экране. (Это связано с тем, что графика воспринимается, в норме, прежде текста, целостно и практически мгновенно).
1. Озаглавьте картинку (фото)
2. Что/кто изображено(ен)?
3. Легко ли читается смысл изображения?
4. Достаточно ли качественно (удобно для восприятия) изображение?

Затем прочитайте текст и ответьте себе на вопросы:
1. Соответствует ли заголовок картинки содержанию текста (не буквально, а по смыслу)
2. Изображенные визуально объекты иллюстрируют содержание текста?
3. Представленные визуально объекты находятся по отношению к содержанию текста в отношениях
а) соответствия?
б) целесообразного контраста?
в) выделения важнейших аспектов содержания текста?
г) представляют (изображают) ситуацию, ее внешний антураж, описываемую в тексте?

Наличие ответов «нет» на любой из вопросов (или одни из подвопросов, кроме подвопроса б)) второй группы обычно является сигналом к пересмотру (замене или корректировке) либо изображения, либо текста

Убедитесь, работает ли предложенный алгоритм, поработав сначала с картнинкой:


А теперь с текстом, который она иллюстрирует (читать)

Свои впечатления о работоспособности предлагаемой схемы оценки оставляйте в комментариях.

Читать дальше......

воскресенье, февраля 07, 2010

Знать и интерпретировать

Позволю себе предположение, что одной из проблем написания (и рисования) контента в наших электронных курсах является, ИМХО, довольно часто встречающееся неразличение его авторами того, что же они излагают учащимся:
• Собственно сведения о предмете изучения (так сказать, объективное знание)
или
• Собственное субъективное его понимание и интерпретации.

Авторская свобода – дело, конечно святое. И с этим нет никаких проблем: информация об одном и том же объекте может быть изложена, без искажения сути дела, разными словами. Тем не менее, каждому уважающему себя и аудиторию автору, пожалуй, стоит ответственно различать, пишет ли он в данный момент «истинную правду» или предлагает собственное ее видение. Тем более, что сам, как и любой смертный, не всегда способен отличать свое разумение разного рода объектов и их действительную природу.

Проиллюстрирую данный тезис выдержкой из чата недавнего вебинара о техниках написания текстов в соответствии с таксономией Блума.
Участникам вебинара (в большинстве – не новичкам в деле eL) было предложено задание:


А вот итоги его выполнения:

1: структура курса
2: ... описание учебной деятельности обучаемого, в результате которой он достигает поставленных целей обучения.
3: запланированная преподавателем деятельность студента
4: Программа обучения, использующая особенности эл. обучения
5: порядок подачи знаний.
6: структура курса
7: - последовательность подачи материала обучаемому
8: контент + траектория обучения
9: упорядоченная система, описывающая структуру курса и его наполнение.
10: план курса, перечень знаний, которые курс должен донести
11: объем знаний
12: это его педагогическое отображение в определенной последовательности слайдов
13: траектория освоения знания обучаемым
14: последовательность материала для обучения
15: это запланированая структура интеракций и контента + проверка
16: свернутый план действий как учителя, так и обучаемого
17: отображение "материалов по курсу"
18: -последовательность подачи знаний
19: это план, отражающий цель курса
20: описание технических и педагогических приемов применяемых по отношению к учебному контенту в соответствии с учебными целями
21: описание последовательности учебных объектов + правила перехода между ними
22: онтология или структура курса
23: сценарий - это руководство, по которому программисты реализуют электронный учебный курс
24: документ, в котором описывается структура курса и его информационное наполнение.

P.S. реплики, выделенные курсивом и полужирным принадлежат одним и тем же лицам каждые (т.е. два участника дали более одного ответа)

Верно ли мое предположение? Если да, то как автору не перепутывать свое видение с действительным положением вещей? Какие компетенции для этого нужны?

Читать дальше......

О kidult'ах и серьезных играх

Меня давно что-то смущало в самой идее серьезных игр, применительно к корпоративному обучению, о которых так много говорят в последнее время. Сразу оговорюсь - serious games очень широкое понятие, включающее в себя и симуляции и игры развлекательного свойства (бродилки, квесты, крайне упрощенные, "игрушечные", модельки и т.п.). О последних и пойдет речь дальше. Примером игры, о которой я говорю, может служить выступление на последнем e-learn expo французской компании (не помню название) - они показали 3-х мерную, очень красивую, бродилку, в которой ковбой живущий в городе должен был дойти от салуна до банка, поговорить с мэром города (все в 3-d и очень красиво и дорого сделано), только для того, чтобы узнать, что для открытия счета нужно взять с собой паспорт!!

Не то, чтобы я был против них или считал их неэффективными в решении некоторых задач - совсем нет, но все же есть в этой идее какая-то червоточина. Попробую, наконец, сформулировать свои мысли.

Дети учаться и познают мир в игре. Это понятно и очевидно. У них нет цели научиться, они просто хотят стать взрослыми, а это невозможно без обучения.

Со взрослыми ситуация другая - они учаться, для того, чтобы достичь определенной цели. Чтобы стать генетиком, инженером, физиком, врачом, программистом, банкиром и т.п. надо изучить массу скучной и неинтересной информации. Ответственные взрослые люди делают это без игровой практики, потому что хотя достичь своей цели - стать профессионалами и начать получать деньги или другие блага.

Зачем мы облекаем серьезную информацию в игровую форму? Потому, что мы знаем:
1) Люди любят играть в компьютерные игры (для развлечения)
2) Люди не хотят изучать скучную и неинтересную им информацию в обычной форме (документы, традиционные электронные курсы, лекции)

Исходя из этого мы делаем предположение, что если запихнуть скучную информацию в игровую форму, мы увеличим вероятность ее усвоения. Предположение вполне разумное. Чего мы добиваемся реализуя его? Мы пытаемся обмануть обучаемого. Разве нет? Ему неинтересно, но мы навесим на наш тоскливый материал таких свистков, фантиков и картинок, что он не устоит и досмотрит все до конца...

Сделав замечательную, увлекательную игру мы не решаем проблему того, что сотруднику компании вообще не интересно получать информацию, необходимую для хорошей работы. Возможно, вместо того, чтобы придумывать игровые ухищрения, которые будут способствовать тому, что человек дочитает до конца материал про новый банковский продукт, нужно просто изменить систему мотивации и оценки результатов деятельности персонала? Сделать так, чтобы взрослый профессионал чуствовал свою ответственность за результаты деятельности, что бы это ни было - выдача кредита или производство автомобиля.

Но, подобные решения как правило находятся за рамками компетенций учебных центров и HR-подразделений. Поэтому корпоративным обучателям остается решать задачу имеющимися средствами - сделаем повеселее и поувлекательнее - глядишь - народ до конца все дочитает.

Все сказанное выше не есть призыв к отказу от практики создания серьезных игр - в некоторых случая они могут быть полезны и адекватны. Просто иногда есть более прямые и правильные способы, чтобы мотивировать людей получению знаний, чем попытки подсунуть им обучение под видом развлечения...

PS

Мне кажется появление концепции серьезных игр совпало с появлением и распространением термина kidult (комбинация kid и adult - взрослоребенок - человек, который не хочет взрослеть и брать на себя ответственность). Вопрос в том, нужно ли компаниям взращивать у себя толпы kidult'ов? Они будут строить и развивать бизнес?

PSS

Высказанные мысли относятся к играм (но не серьезным симуляциям) в которых обучаемый играет в одиночку и которые заменяют другие, более традиционные формы изложения материала. Не стоит забывать, что существует отдельный класс серьезных игр (далеко не только в компьютерной форме), позволяющих соревноваться и взаимодействовать группе обучаемых. Это скорее групповые симуляции и с ними все по другому...

Кроме того, есть задачи привлечения внимания людей к серьезным проблемам, которые неплохо решаются игровыми технологиями. Например, игры Darfur is Dying (про геноцид) или Harpooned (про истребление китов)

Читать дальше......

суббота, февраля 06, 2010

Реальная стоимость неформального обучения

Все что написано далее - вольный пересказ с моими комментариями поста Дональда Кларка в его блоге (на английском).

Есть такие утверждения, которые принято принимать на веру. Особенно если они подкреплены красивыми цифрами. Применение закона Парето (80/20) к формальному и неформальному обучению общеизвестно и на любой конференции по обучению кто-нибуь обязательно сошлется на него в своем выступлении. Я тоже грешен - когда-то включал это в свои слайды. Суть утверждения такова - 80% обучения реализуется неформальными методами (informal learning), включая обучение на рабочем месте и только 20% формальными. При этом на неформальное обучение тратится 20% средств, а на формальное - 80%.

См. картинку, иллюстрирующую подобное распределение. Если верить ей - неформальное обучение безусловно существенно эффективней формального. Может формальное обучение и не нужно?



Но если задуматься, можно усомниться в справедливости сказанного выше. Дональд в своем посте приводит результаты исследования ASTD (American Society for Training and Devlopment) из которого следует что из $210 миллиардов ежегодно тратящихся на обучение, только $30 миллиардов тратится на формальное обучение (с привлечение преподавателей тренинговых компаний, e-learning) и еще $180 миллиардов на на неформальное обучение и обучение на рабочем месте (т.е. на неформальное обучение приходится 86% всех затрат). В чем подвох? Да ни в чем - просто в этом исследовании подсчитана стоимость зарплаты, которую платят сотрудникам организации, в процессе неформального обучения (т.е. деньги, за которые сотрудник мог бы сделать что-то, что принесло бы работодателю доход, а вместо этого он учится у соседа по офису). Скорее всего в исследованиях, получивших цифры про 80/20 эта "маленькая" особенность не бралась в расчет.

Но и эти цифры не совсем верны, т.к. в приведенном исследовании для формального обучения учитывалась стоимость затрат отделов обучения, но не учитывалась стоимость времени персонала на участие в формальных учебных мероприятиях. Это добавит к затратам на формальное еще $36 миллиардов. Результат сравнения методов (с учтом скорректированных затрат) на картинке.



Что мы видим? С точки зрения финансовой эффективности формальное обучение мало отличается о неформального. И в помине нет той радикальной разницы, которую мы видим на первой картинке.

Мало того, если задуматься, то становится очевидным, что если учитывать (что видимо нужно делать) стоимость оплаченного времени сотрудников, то почти все способы обучения (тренинги, обучение на рабочем месте, e-learning, симуляции, и т.п.) будут очень близки с точки анализа финансовой эффективности обучения. Произойдет это из-за того, что разница между затратами на различные способы обучения будет малой толикой затрат на время обучаемых.

Это, впрочем, не означает, что измерять и оценивать эффективность различных методов обучения не нужно. Просто надо очень аккуратно относиться к цифрам, особенно красивым :)

Читать дальше......

пятница, февраля 05, 2010

Двинем ДО в средние школы?

Вслед обнадеживающему по результатом опросу клиентов о тенденциях в корпоративном ДО, о котором писал Алексей, изложу в своем вольном переводе результаты еще одного (порадовавшего меня результатами) опроса, который проходит на украинском ресурсе «Тестпортал».
(Цель этого ресурса – всесторонняя поддержка всех сторон процесса тестирования (школьников, абитуриентов, студентов, учителей, преподавателей и репетиторов (sic!).


Вот как отвечают посетители Тестпортала на вопрос:
Есть ли необходимость предоставить школьникам возможность учиться дистанционно через Интернет?

56% - Да!!! Это необходимо. Уже давно пора!
23% - Видимо, есть. Для отдельных предметов.
3% - Не могу ответить. Мне безразлично
4% - Нет такой потребности. Для этого нужны еще интернет и компьютер
15% - Ни в коем случае!!! Только классическим способом - школа и учитель.

Всего проголосовало 6129 посетителей ресурса.

Коль отраженная в опросе тенденция воплотится на деле, украинская школа скоро начнет готовить компетентных ДО-обучаемых для бизнеса и вузов.

Читать дальше......

четверг, февраля 04, 2010

Google goggles

Гугл продолжает развивать свои мобильные приложения. Для телефонов на платформе Android сделано приложение/сервис Google Goggles - при наведении телефона с камерой на здание, картину, книгу умеет распознать картинку и выдать результаты поиска на экран телефона. См. видео с демонстрацией сервиса.



Например, если вы находитесь в Париже и не знаете, что это за железная хреновина торчит над городом, то с помощью этот сервиса вы сможете узнать, что это Эйфелева башня :)

Мне кажется, что пока это еще игрушки, но если технология распознавания объектов продвинется, то когда-то можно будет ее использовать и в обучении - навел телефон на товар или оборудование и получил информацию о нем из корпоративной информационной системы или базы знаний.

Читать дальше......

2010 - кризис заканчивается??

В прошлом году, в самый разгар кризися мы провели опрос наших клиентов. Мы спрашивали их о планах развития дистанционного обучения в компаниях. В этом году мы провели опрос еще раз, задав те же вопросы. Как и в прошлом году в опросе приняло участие около 60 организаций.

См. ниже результаты - сравнение 2009 и 2010 года (в ячейках - результаты в % респондентов, выбравших вариант ответа в колонке слева).

Зеленым я выделил ячейки, цифры в которых явно позитивны. Говорит ли это о реальном завершении кризиса или просто об ощущении или ожидании того что он заканчивается?

Из интересного - несмотря на некоторый позитив, количество тех кто планирует отдавать разработку своего контента на полный аутсорс сокращается (выеделил ячейки желтым).















Читать дальше......

среда, февраля 03, 2010

Animoto

Разработка эффектных видеороликов с музыкой и эффектами требует некоторой квалификации и умения работать с соответствующим софтом.

Я нашел сервис Animoto, с помощью которого, смонтировать видео на основе собственных фотографий и видеороликов можно с помощью браузера и без каких-либо умений. В бесплатной версии можно делать только 30-секундные ролики, но заплатив $3 можно сделать видео любой длины.

Вот что я сделал за 10 минут, загрузив 10 фотографий с конференции клиентов Websoft и добавив пару строк текста:

Create your own video slideshow at animoto.com.

Читать дальше......

m-learning для китайцев

Успешный пример продажи мобильного сервиса дистанционного обучения:

Финская Nokia и Pearson, мировой лидер в области технологий образования, сегодня объявили о формировании совместного предприятия - Beijing Mobiledu Technologies. Цель этого предприятия – дистанционно обучение с помощью мобильного телефона для китайских граждан. Одна из основных целей – популяризация английского языка. Mobiledu - это название программы, которую и предлагается развивать. Программа началась в 2007 году, она включает англоязычные учебные материалы и другой образовательный контент от огромного количества поставщиков оперативной информации непосредственно к мобильным телефонам. Получить доступ к этой информации можно через мобильные телефоны Nokia либо через сайт программы.

За время работы программы Mobiledu уже более 20 млн. человек стали ее подписчиками. Новое СП объедини экспертизу мирового класса от Nokia в мобильных телефонах и экспертизу в образовательных материалах от Pearson. Предприятие возглавит Angela Long, прежде возглавлявшая Mobiledu в Nokia.

Источник

Читать дальше......

вторник, февраля 02, 2010

Apple уличили в обмане покупателей iPad

Обсуждая на прошлой неделе iPad как возможный инструмент для e-learning'a я упомянул про отсутствие поддержки в нем Flash. Андрей Кубай возразил мне, что поддержка есть или скоро будет. Вот что на самом деле происходит:



Несмотря на твердое убеждение Apple не использовать технологию Flash в iPad, рекламные материалы планшета были сделаны таким образом, как будто бы в действительности планшет Flash поддерживает. После жалобы в Федеральную комиссию США по торговле эта неточность была убрана.

Читать дальше

Читать дальше......

Картинки с выставки. С образовательной






Еще смотреть и читать

Читать дальше......

понедельник, февраля 01, 2010

Мне бы в небо

На выходных посмотрел фильм "Мне бы в небо" (Up in the air) - вполне приличное кино.

Джордж Клуни играет джентельмена мотающегося по всей Америке, чтобы увольнять людей (работа у него такая). В какой-то момент ему предлагают перестать летать и начать увольнять людей с помощью видеоконференций. Он, по многим причинам, от этого очень несчастлив. Преподаватели, которых выгоняют из класса и сажают за компьютеры испытывают те же эмоции?

Читать дальше......

Школьная информация у антиподов

Австралийцы весьма передовые ребята в области public education. Я уже писал про проект Flexible Toolboxes (с сотнями доступных электронных курсов в формате SCORM).

На открытом недавно сайте MySchool.Edu.Au любой гражданин может найти любую школу страны, сравнить ее результаты с другими школами и общенациональным уровнем.

Все что я нашел в России - статистику по итогам ЕГЭ, но в детализации по отдельным школам посмотреть нельзя. Никто не встречал?


PS
На выходных смотрел фильм, про первых переселенцев в Австралию (каторжников) - жутковатое было зрелище. Неплохо они продвинулись вперед за прошедшие 200 лет.

Читать дальше......

Читать с экрана вредно

Эрик Шмидт (Eric Schmidt), исполнительный директор компании Google, заявил, что в век мобильной передачи данных у молодежи могут появиться проблемы с чтением и восприятием информации. «Больше всего меня беспокоит вопрос «глубокого чтения», - сказал Шмидт во время своего выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе. - С развитием всех этих устройств мгновенной передачи информации, мы тратим все меньше времени на литературу - книги, журналы и т.п.»

Речь идет о чтении с полным погружением в текст для лучшего его понимания. «Технологические новинки, весьма вероятно, могут оказывать влияние на познавательные способности у молодежи», - считает глава интернет-гиганта.

Источник

Читать дальше......