Websoft

пятница, апреля 30, 2010

Вебинар «Как приблизить электронное обучение к повседневной практике»

На сегоднящнем вебинаре замахнулись (надеюсь, не в последний раз) на вопрос о том, как приблизить подготовку специалиста к производственной деятельности.
Рассуждения крутились вокруг следующей схемы:


Подисутировали по вопросу о том, чему на деле учат наши е-курсы:
- тому, что происходило в прошлом с кем-то, но не с обучаемыми, некому прошлому чужому опыту:
- деятельности в настоящем в момент здесь и сейчас
- готовят к будущей деятельности:


Обобщили:


Поделилились впечатлениями:
А.Ш.: Как всегда Ваши вебинары ведут к необходимости полного переосмысления своей деятельности
С.К.: о, да. …такой синтез в голове теперь
Е.Р.: Спасибо, будем размышлять...
С.П.: Спасибо. Есть над чем поразмыслить.
С.Я.: Спасибо … за итереснополезную тему!



Собственное впечатление, коллеги, можно получить здесь,
просмотрев запись вебинара, а поделиться им - в этом блоге.

Читать дальше......

среда, апреля 28, 2010

LiveMocha.com



В передаче на Эхо Москвы услышал про проект LiveMocha.com - весьма успешную попытку совместить традиционное электронное обучение иностранным языкам с помощью электронных учебников с социальной сетью носителей языка (в которой уже более 4 миллионов участников).

Я зарегистрировался, указал, что хочу изучать немецкий и мне стали доступны для изучения некоторые бесплатные курсы. То что я пока увидел по технологии обучения напоминает RosettaStone. До социальной активности я пока не дошел, но попробую, если будет свободное время...

Презентация проекта:

Читать дальше......

Электронное образование-это не то, что вы думаете – пока

Перевод материала про выступление на конференции ASTD TechKnowledge, Элисон Розетт (Allison Rossett), профессора образовательных технологий в университете Сан-Диего - "Электронное образование-это не то, что вы думаете – пока". Элисон провела опрос более чем 900 респондентов, занимающихся электронным обучением и делится своими наблюдениями.

Читать дальше......

вторник, апреля 27, 2010

Всего 5 лет от роду

Скорость проникновения в ежедневную практику технологий такова, что иногда начинает казаться, что они существуют уже очень давно.

Сколько лет существует YouTube? Мне казалось, что года с 2001-2002, но оказалось что он существует только с февраля 2005 года. Малышу недавно исполнилось 5 лет! Т.е. он появился, когда выпускники этого года поступали в ВУЗы.

Множество университетов выкладывают свои видео-лекции на YouTube для поддержки учебного процесса студентов, которых они планировали учить по другому, когда зачисляли. Вопрос в том, можно ли в вообще всерьез долгосрочно планировать что-то, что касается веб технологий?

Читать дальше......

Дневной дозор


Символичная фотография с прошедшей выставки Персонал-Москва. Корзина для бумаг - все что нужно для эффективной кадровой работы в России :) Даже люди не нужны.
На самом деле выставка прошла неплохо...

Читать дальше......

Обсудим красивую цитату?

На одном высоком образовательном ресурсе наткнулся на ни много ни мало на концепцию ДО. Вырвал оттуда понравившуюся цитату и предлагаю обсудить, справедливы ли поименованные там характеристики ДО для «приземленного», прагматически ориентированного корпоративного обучения.

«В литературе по дистанционному обучению выделяют ряд характеристик, присущих любому его виду…:
а) «курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов»;
а1) Да
а1) Нет
а3) ?
б) «интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения»;
б1) Да
б2) Нет
в3) ?
в) «чрезвычайно важно предусматривать высоко эффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки».
в1) Да
в2) Нет
в3) ?

«В литературе по дистанционному обучению выделяют ряд характеристик, присущих любому его виду, если это обучение претендует быть эффективным».
г) может ли ДО, не "литературное", а корпоративное е-ДО, претендовать на эффективность без выполнения требований а), б), с? ?
г1) Да
г2) Нет
г3) ?
Источник нарезания цитат (полужирные курсивы мои - ВН).

Читать дальше......

воскресенье, апреля 25, 2010

Партизанский Интернет-менеджмент???

Всем известно про интернет-маркетинг, в том числе и партизанский. А не слышно ли про аналогичный менеджмент?

Задуматься о возможности такой формы «партизанского» руководства и ее легитимации заставила информация о том, как действует начальник минской милиции Леонид Фармагей в интернете. Он, будучи зарегистрирован под несколькими никами «дотошно выспрашивает, что не устраивает его сотрудников, чего они хотят. А потом на ковер в кабинет вызывает начальников управлений».
«Однажды сотрудники милиции пожаловались на форуме, что на опорных пунктах стоят устаревшие компьютеры, - рассказывает "Комсомолке" начальник отдела информации и общественных связей ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский. - Как только начальник ГУВД прочитал об этом в интернете, он тут же приказал купить новые компьютеры на опорные пункты».


Теоретики менеджмента и гуру бизнеса на отдыхе! Не пора ли взяться за перо, дабы осчастливить бизнес-общественность и программы MBA практикоориентированной книжкой «Партизанский Интернет-менеджмент».

Читать дальше......

пятница, апреля 23, 2010

Белорусы в Toп-100 Global Outsourcing

Международная ассоциация профессионалов аутсорсинга (International Association of Outsourcing Professionals) включила в списток сотни ведущих мировых компаний-аутсорсеров 4 белорусских (53-е, 61-е, 80-е и 85-места).

Нужно иметь в виду, что согласно способам определения лидеров "The Global Outsourcing 100 доход компании является одним из факторов, влияющих на ее рейтинг, однако это - не доминирующий фактор. Организации-участницы должны были продемонстрировать достижения в таких областях, как размер и темпы роста компании, глобальное присутствие, награды и успехи в соответствующей индустрии, сертификационные статусы, отзывы клиентов, управление персоналом, успехи руководства и опыт в аутсорсинге."
Источник

Читать дальше......

четверг, апреля 22, 2010

Москва: школьные учебники заменят электронными «читалками»

Цитата отсюда:

Интересно, как они собираются показывать цветные иллюстрации в электронных учебниках? Вроде бы пока цветного eInk еще не делают?

Власти Москвы с нового учебного года решили провести эксперимент – в нескольких школах вместо учебников будут использоваться электронные ридеры российско-украинского производства под названием «Дигитека». После завершения учебного года будет принято решение о массовом применении устройств в учебном процессе.

Как стало известно CNews, департамент образования правительства Москвы готовит эксперимент по внедрению в учебный процесс в нескольких московских школах электронных ридеров. Эксперимент планируется начать осенью 2010 г., рассказала CNews Дарья Моргунова, пресс-секретарь Фонда «Русский глобус». Эта организация, финансируемая за счет добровольных пожертвований, обеспечивает проект электронными учебниками. Пресс-секретарь Департамента образования правительства Москвы Александр Гаврилов сообщил CNews, что знает об этом эксперименте, но от комментариев воздержался.

«В ходе эксперимента 500 ридеров с учебным контентом будет предоставлено ученикам и учителям в классах-участниках проекта, чтобы оценить возможности перехода с бумажных книг на электронные, - говорит Дарья Моргунова. - Эксперимент проводится для того, чтобы понять, как глубоко и широко смогут проникнуть эти устройства в школьное образование. Его результатом должен стать список плюсов и минусов, т.е. того, что дает качественное преимущество и что требует совершенствования и доработки».

Читать дальше......

Чем пейджер лучше чем e-mail

Любопытный случай описан в статье в Wall Street Journal: в процессе обсуждения в Верховном Суде США в деле City of Ontario v. Quon встал вопрос о том в чем разница между e-mail и пейджером (дискуссия об этом между судьями задокументирована в протоколе заседания).

С одной стороны судьи Верховного Суда, люди старшего поколения, не стеснялись задавать такие "примитивные", на взгляд молодых и продвинутых людей, вопросы. И готовы были в них разбираться чтобы вынести верное решение. С другой стороны, очевидно, что они не очень понимают детали современных технологий.



Подозреваю, что наши судьи и законодатели не лучше. Стоит ли ждать от них каких-то чудесных изменений в законодательстве, которые продвинут "индустрию e-learning" на новый уровень?

Не удивительно, после этого, что патенты на СДО и адаптивное обучение регистрируют.

Читать дальше......

среда, апреля 21, 2010

Видео от MBS - в свободном доступе

Тенденции бесплатного контента во всеобщем доступе дошли до России? Moscow Business School выложила в свободный доступ на YouTube более 300 видеороликов.

Читать дальше......

Разработка электронных учебных курсов, связанных с социальными эмоциями

В продолжение темы эмоций в e-learning - очередной переводной материал "Разработка электронных учебных курсов, связанных с социальными эмоциями" на distance-learning.ru.

Читать дальше......

вторник, апреля 20, 2010

Традиционный и психоаналитический подходы к обучению

Привычное обучение ориентировано преимущественно на мышление и социально (извне) одобряемое поведение учащихся. Обе эти уважаемые сферы де факто игнорируют внутреннюю природу человека и, более того, борются с ней: конфронтируют с ней или репрессируют ее.
Садистское по направленности стремление средств обучения (то ли педагогов/тренеров, то ли е-курсов) сделать из природного существа существо социальное порождает перманентный кризис образования, тысячелетиями демонстрирует свою частичность, если не несостоятельность.

Решить эти проблемы пытается психоаналитическая педагогика, главная цель которой – помочь человеку осознать, а следовательно обнаружить, к чему он склонен и почему.
Человеческие влечения находятся в свернутом, бес- и предсознательном состоянии и ждут момента, чтобы прорваться наружу. Помощь учащемуся (особенно взрослому) в обнаружении того, к чему он предрасположен, то есть в раскрытии его нереализованных мотивов и потенциальных возможностей – естественный путь к осознанию себя, самосовершенствованию и бесконфликтной адаптации к обстоятельствам. При этом чем больше внутренних импульсов становятся объектом внимания и осмысления учащегося – тем полнее, шире и богаче когнитивная и поведенческая сферы личности.

Отсюда вытекает специфика обучения в психоаналитической педагогике: раскрытие природного потенциала личности, реализация ее задатков и способностей в процессе бесконфликтного (нормального, не невротизированного) выполнения системы социальных ролей.

Инварианты упражнений в духе психоаналитического подхода:


Взгляните на рисунок, выполните задания:
С кем из этих людей вы предпочли бы работать в одном кабинете?
С кем из этих людей вы предпочли бы вести переговоры?
С кем из этих людей вы предпочли бы не конфликтовать?
К вам одновременно обратились все четыре покупателя. Кого из них вам хочется обслужить в 1-ю, во 2-ю, в 3-ю, в последнюю очередь?
И т.д.

Читать дальше......

воскресенье, апреля 18, 2010

Об эмоциях в е-курсах не по-детски

Процесс обучения воздействует на учащихся комплексно, на несколько сфер разом:
- когнитивную;
- поведенческую;
- эмоциональную;
- субъективно-личностную.

Давно, неоднократно и припублично изумлялся чистому детскому взгляду отдельных наших вендоров на работу с двумя последними сферами в е-курсах. Достаточно, мол, красивого и эстетичного визуального контента, голого позитива и имитации игрового обучения, чтобы интерес к электронному средству обучения и его "нетленному" содержанию возник с первого слайда и длился до завершения курса, как минимум, а лучше - до пенсии обучаемого.
Ничего не имею против внешней красоты и непуганного детского взгляда. Но логика детского восприятия (откуда она в наш меркантильный-то век берется только!): нравится - значит интересно - значит эффективно рано или поздно должна, ИМХО, трансформироваться в нечто более глубинное...

Копнем, однако, поглубже:

1. В ходе обучения взрослых, людей со зрелым критическим мышлением и контролируемым самовосприятием, интерес к познанию часто связан с переживаниями по поводу собственной некомпетентности, несостоятельности в определенных аспектах жизнедеятельности, самоконтроле за эмоциями, со стремлением к естественности и открытому выражению эмоциональных проявлений.

2. Личностная сфера связана с изменением и переоценкой отношения к себе и окружающим, решением личностных проблемЮ пересмотру установок и переосмыслению ценностей, преодолению субъективных особенностей, мешающих оптимальным деятельности и общению и т.п..

Грамотная образовательная работа, направленная при электронном обучении на эмоциональную и личностную сферы взрослых, может стать одним из механизмов, обеспечивающих результативность обучения. Кстати, недавно об этом, в том числе и про так называемые отрицательные эмоции, говорилось и здесь.

Читать дальше......

Blended iPad

Вы подумали по заголовку, что этот пост про смешанное обучение (blended learning) с помощью iPad? Нет, он про то, что будет, если засунуть iPad в блендер :)

Читать дальше......

9-летний хакер против Blackboard

Вот такую новость принес Интернет в пятницу вечером:

9-летний житель г. Маклин смог взломать систему дистанционного обучения Blackboard Learning System, которая применяется в округе Фэрфакс. Имя мальчика не называется.

The Washington Post сообщает, что третьеклассник зашел в систему под именем администратора. Он поменял пароли учителей и внес изменения в некоторые разделы сайта. Атаку мальчик произвел с домашнего компьютера.

Хакера вычислили по IP-адресу. Сперва полиция подозревала, что ко взлому причастна мать ребенка. Истинного виновника стражи правопорядка вычислили в ходе допроса. Представитель полиции округа Фэрфакс Дон Готхард (Don Gotthardt) сообщил, что ребенка не будут привлекать к уголовной ответственности. Следствие решило, что при взломе мальчик не руководствовался преступными побуждениями.

С помощью системы Blackboard Learning System американские учителя публикуют списки заданий, проводят дискуссии и просматривают сведения об успеваемости. Ученики используют сайт для домашних занятий.

Статья в Washigton Post

Теперь буду показывать эту статью тем, кто говорит, что западные системы надежные, а наши нет :) Не в системе дело, а в людях - просто иногда полезно менять пароли...

Читать дальше......

пятница, апреля 16, 2010

Еще о перспективах заочки и ДО, или Геть некачественное обучение

Недавно Алексей запостил, что российские вузы вроде собираются отказаться от заочки.
Не остаются в стороне от этого "благого" российского тренда и братки-союзники белорусские демократические избранники и функционеры:

"Депутат Палаты представителей Беларуси Владимир Зданович выступил с сенсационным предложением сократить число студентов заочных отделений, поскольку эта форма обучения "себя изжила". Между тем 60 процентов студентов белорусских вузов получают образование заочно, а современные технологии развиваются столь стремительно, что запас знаний приходится пополнять всю жизнь.

Главный аргумент Владимира Здановича - то, что уровень подготовки студентов-заочников значительно уступает уровню знаний, которые получают слушатели дневных отделений вузов.

...
Отстаивая свою точку зрения, Владимир Зданович ссылается на опыт ведущих российских вузов – таких как университет в Санкт-Петербурге, Московский государственный университет. Обеспокоенные качеством образования, они, по словам белорусского депутата, уже сокращают наборы на заочные отделения, а в последующие годы якобы и вовсе планируют отказаться от этой формы получения образования.

Вузы хорошо зарабатывают на заочниках
...
Готовы ли вузы к финансовым потерям?

- Сокращать заочные отделения имеет смысл, - считает декан заочного автотракторного факультета БНТУ Виктор Равино. - И даже если сокращение заочных мест скажется на финансовом положении вузов, то страна выиграет на том, что получит более квалифицированных специалистов.

По словам декана, уровень подготовки очников и заочников – разный."
...
Однако:
"Но полностью отказываться от заочной формы обучения, по мнению Виктора Равино, нельзя. В противном случае, часть белорусов лишится потенциальной возможности получения либо первого, либо второго высшего образования. Ведь не каждый способен позволить себе пять лет учебы с отрывом от производства.
...
- Отказ от заочной формы обучения – это поражение в правах взрослых граждан, - высказывает свое мнение координатор тематической группы по образованию Программы поддержки Беларуси федеральным правительством Германии Галина Веремейчик. - Наверное, актуальнее говорить не о сокращении числа студентов-заочников, а о том, как вместо заочной развивать такие формы обучения, как корреспондентское или дистанционное.

Бывший проректор ЕГУ (белорусский коммерческий вуз, работающий в эмиграции - ВН) Владимир Дунаев называет еще одну причину, по которой белорусские вузы должны развивать и сохранять заочные формы обучения.

- Демографические процессы, которые происходят в стране и ведут к депопуляции, лишают высшую школу значительной части студентов... Образовательный процесс необходимо перестраивать: либо делать акцент на массовом привлечении иностранных студентов, что сегодня ввиду неконкурентоспособности белорусского диплома вряд ли возможно, либо развивать формы образования для взрослых, где разновидности заочного и дистанционного образования будут очень востребованы.
...
Электронное образование сегодня одно из самых перспективных во многих цивилизованных странах. Например, в США больше половины студентов занимаются в разных дистанционных программах. В Европе ставится задача увеличить число студентов, получающих образование дистанционно, до 30 процентов. В России говорят о 5 процентах. В Беларуси пока менее одного процента студентов обучаются по программам дистанционного обучения.

К слову, в Беларуси уже работает Международный институт дистанционного образования, а в Кодексе об образовании, который принят в первом чтении, дистанционное обучение рассматривается как разновидность заочного. И в этом году, например, лидер в программах дистанционного образования Беларуси – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники вместо запланированных 150 принял 500 первокурсников. Это говорит о том, что спрос на дистанционное обучение растет.

К слову, инициатива Владимира Здановича в Министерстве образования поддержки не получила.

- Никто силовыми методами ограничивать набор на заочные отделения не будет, - не берется спорить с чиновниками Владимир Зданович.

Он рассчитывает, что сторонников и противников заочного обучения рассудит рынок труда, который отрегулирует рынок образовательных услуг, определит, какая форма предоставляет качественное образование – очная, заочная, дистанционная.
"
Читать полностью

Тема "Запрет заочного и дистанционного обучения/образования" также активно и остро обсуждается коллегами здесь.

Читать дальше......

четверг, апреля 15, 2010

Курс не по правилам

Сегодня и завтра веду тренинг по Courselab. На нем услышал от одного из клиентов про интересную историю:

В компании делали серию из нескольких курсов. Почти все курсы из них делали "как положено" - сначала писали и согласовывали сценарий, оформляли в PowerPoint, импортировали в авторское средство (Courselab) и затем доделывали (добавляли кое-где интерактивности, вставляли упражнения и вопросы и т.п.). Один из курсов преподаватель делал без всякого сценария и подготовки в PowerPoint прямо сразу в Courselab - придумывал и материал и способы его оформления и представления.

Так вот, по отзывам обучаемых, именно этот курс понравился им больше всего.

В чем причина? Ничто не сдерживало фантазии или сначала "набили руку" на сценариях и научились делать?

Ваши версии?

Читать дальше......

6 чувство

Мега круто - стоит посмотреть! Есть русские субтитры:

Мы все таки придем к 6 чувству в виде имплантации в мозг...

Читать дальше......

среда, апреля 14, 2010

Google Wave is dead?

В этом блоге уже обсуждался Google Wave который объявляется революционной идее в коммуникациях, в том числе в e-learning. Сегодня на конференции услышал от Павла Калинникова, что из 10 энтузиастов из числа его знакомых, начавших использовать Google Wave, 9 уже бросили. Павел остался последним и ему теперь видимо не с кем общаться в "волне" :)

По мнению Павла продукт очень сырой, а по моему мнению не очень понятно зачем нужный - идея интересная, но неизвестно к чему применимая.

Кому-то известен успешный опыт примерения Google Wave???

Читать дальше......

Courselab 2010 - sneak pic

Сегодня выступал на семинаре и обсуждал с потенциальными заказчиками функции, необходимые инструментам разработки электронных курсов в части коллективной работы (мы как раз завершаем работу над Courselab 2010 в котором коллективная работа будет присутствовать обязательно).



Из обсужденных функций (ролей), которые должно (будет) поддерживать авторское средство:

1) Организатор процесса (руководитель проекта) - распределение ролей в команде разработчиков, выдача заданий участникам команды, контроль сроков выполнения работ

2) Организатор репозитория - размещает, реорганизует исходные материалы для разработчиков (картинки, файлы, мультимедийные материалы)


3) Оформитель курса - создает и настраивает учебные объекты, интерактивности и т.п. Публикует итоговый курс в LMS.

4) Автор контента - изменяет материалы (тексты) на страницах (слайдах) курса или в отдельных объектах


5) Рецензент - просматривает созданные материалы, комментирует материалы


Очевидно эти роли могут совмещаться у одного пользователя, особенно в небольших командах разработчиков. Но возможно есть какие-то еще забытые, но важные роли. Корректор? Заказчик (если не равно Рецензент)?

Чего не хватает в схеме?

Читать дальше......

вторник, апреля 13, 2010

Пример документа, регламентирующего ДО

Наткнулся на образчик документа – положения о дистанционном повышении квалификации в одном из белорусских вузов.
Не знаю, насколько официален этот документ, принят ли он, не устарел ли. Представители этого вуза (некоторые из них, мне известно, читают наш блог) при желании могут внести ясность. Тем не менее, думается, это документ может оказаться полезен тем, кто активно интересуется вопросами официальности статуса электронного ДО, процессами его регламентации и узаконивания и, разумеется, осуществления. Особенно тем коллегам, которые находятся в начале процесса организации ДО или планируют запускать сетевое электронное обучение.
Помимо самого Положения, по приведенной ссылке можно ознакомиться и с приложением к нему. Там содержится описание структуры учебно-методического комплекса:



Кроме того, в приложении довольно подробно расписана и проиллюстрирована пятиуровневая модель изучения учебных курсов.
Цитирую: «…модель включает: базовый уровень изучения темы курса, мультимедиа уровень, уровень практикумов, творческий уровень и очный»

Читать дальше......

воскресенье, апреля 11, 2010

Про знаково-контекстное обучение

Проблема интеграции обучения с производством имеет достаточно длинную историю. Одна из перспективных технологий, пусть и зародившаяся "относительно давно" по понятиям нашего динамичного века, применительно к вузовской среде - знаково-контекстное обучение.
В ней преподавание теоретических дисциплин предполагается проводить в контексте профессиональной деятельности, постепенно по возрастающей насыщая изложение наук элементами профессиональной деятельности.
Технология предполагает использование многообразных методов активного обучения, в том числе и учебной симуляции (квазипрофессиональной деятельности).

В знаково-контекстном обучении усвоение концептуальных абстракных знаний вписывается в ситуации профессиональной деятельности, при этом задействуются не только сугубо предметное профессиональное знание, но и социальные компетенции студента - будущего специалиста. Думается, что и представители корпоративного е-learning могут обратить на данную технологию внимание, она того, ИМХО, заслуживает.

Читать дальше......

суббота, апреля 10, 2010

Это сладкое слово "инновация"

Специалисты по обучению, от рядовых преподавателей до руководителей образовательный институций, уже более 10 лет активно козыряют словом «инновация». При этом по умолчанию подразумевается, что «модерновыми» по определению являются разного рода и масштаба ИТ-шные технологии.

А так ли это? По наблюдениям, и не только моим, нередко можно обнаружить, что компьютерная реализация тех или иных учебных проектов замораживает, консервирует дремучую древность. Более того, разрабатываются стандарты и формулируются заказы, что корпоративные, что вузовские, придающие консервативным образовательным решениям (и даже невежеству и антиобразованию) статус нормы (см. здесь и здесь).
В итоге, как заметил о последнем случае инициатор упомянутой дискуссии «обучение там не идет», вместо него, видимо, идут некие изощренные менеджмент, маркетинг и самомаркетинг.

Даже в этом блоге недавно один из собственников уважаемой компании-вендора (производство е-курсов под заказ) с убийственной откровенностью зафиксировал (особенности авторской речи сохранены): «Я попрежнему неверю в тему пресловутого ПЕДДИЗа, которая так лелеется на этом блоге и вообще туманится в нашем сообществе.»
Как тут не вспомнить «Все врут!» доктора Хауса, особенно если заглянуть на сайт этой компании, где пиарится глубина ее образовательных и методических решений, а в блоге - чохом цитируются среди прочего авторитеты педдизайна и даже упоминается сам Блум + имеется отсылка к суперновой интерпретации его таксономии.

Может, это и есть главная инновация нашего еL, особенно корпоративного: его матерый антипедагогизм. (Не путать с антипедагогикой – очень даже педагогичным направлением развития технологий образования).

Как сказал мне несколько месяцев назад один из ведущих e-learning'цев из очень уважаемого корпоративного университета: «Нам хорошо обученные специалисты не нужны, нам курсы нужны».

«Инновационно-технологический менеджмент в сфере образования предполагает не только управление технологическими, организационными и экономическими инновациями, но и менеджмент педагогических инноваций, то есть управление процессом разработки и распространения новых педагогических технологий, новых методов, приемов, методик преподавательской деятельности» (Источник).

Неужто под педагогическими инновациями ныне разумеется разработка несовершенных, примитивных и даже неграмотных инвариантов методов, приемов, методик еL? Которые к тому же пиарятся как последнее слово в деле разработки электронных средств обучения. Воистину последнее…

Раз уж напичкал в этот пост цитат, то и завершу цитатой из Виктора Ивановича Слободчикова:
«… отсутствует и внятный, устоявшийся тезаурус инновационной деятельности, её отдельные термины многозначны и размыты, что создаёт устойчивую иллюзию банальности и общепонятности, что есть «инновационность»; а отсюда — ещё одна иллюзия, что только ленивый не «занимается» инновациями, особенно — в образовании.»

Читать дальше......

среда, апреля 07, 2010

Студенты останутся без «заочки»?

Сейчас российские вузы отказываются от заочной формы обучения. Со следующего года студентов-заочников не будет набирать Санкт-Петербургский государственный университет. Как объяснили в СПбГУ, решение продиктовано заботой о качестве образования. «Эта форма обучения пришла к нам из совершенно другой социально-экономической формации, и преследовала она совершенно другие цели. Даже по формальным показателям уровень «заочки» несопоставим с уровнем очного образования», – заявил проректор по приему СПбГУ Валерий Катькало.

В вузе считают, что заочное образование – наследство тридцатых годов. В то время важно было ускорить выпуск специалистов, и в советские годы «заочка» была излюбленным способом повышения квалификации рабочих, так сказать, без их отрыва от производства. В пресс-службе СПбГУ отмечают, что сейчас такая форма обучения превратилась в легкий способ получения «корочек» о высшем образовании, а вовсе не знаний, как предполагалось.

СПбГУ не единственный вуз, отказавшийся от заочников: их нет ни в МГУ, ни в МГТУ имени Баумана. В настоящее время в Московском государственном университете дистанционно обучают лишь на факультете журналистики. Ректор МГУ Виктор Садовничий уверен, что невозможно получить фундаментальные знания в любом из научных направлений при помощи заочной формы обучения.

«Я считаю, не должно быть таких крайностей – взять и в одночасье все уничтожить, – считает директор челябинского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института Анатолий Якушев. – Заочная форма обучения – это уникальная возможность для студентов, которые сели «не в тот поезд», выбрав изначально не ту специальность. К нам приходят не за «корочками», а для того, чтобы повышать свой теоретический уровень и впоследствии занять более высокий пост».

Читать весь текст

За заочным последует дистанционное?

Читать дальше......

Еще один патент

Мир полон троллей. В продолжении скандала с компанией Blackboard, запатентовавшей LMS (кто не знает - наберите в поиске по блогу слово "Blackboard") появилась компания IpLearn, которая запатентовала адаптивное обучение.

Точная формулировка того, что запатентовано:
Method to further a student’s understanding in a subject through relationship learning, where a student learns a subject by associating the subject with something they already know.

Теперь она преследует 8 ведущих производителей LMS в Штатах на предмет нарушения прав собственности. Надеюсь эту инициативу ждет такой же конец как и патент на LMS, т.е. отмена в судебном порядке...

Источник

Читать дальше......

вторник, апреля 06, 2010

10 главных Web-тенденций по мнению заокеанских товарищей

TIME опубликовал 10 основных трендов в мире интернет-технологий, которые, по мнению участников тамошнего Фестиваля искусств и технологий будут формировать развитие Web'а в текущем году.

В списке оказались Тech-веяния от сервисов геопривязки до iPad.
Между этими «крайностями» разместились, в частности, социальные игры, дополнительная реальность и социальные объекты. Если названные тренды победят (а куда они денутся? И у нас восторжествуют, только более эволюционно), в деле электронного обучения и, особенно, информирования людей, могут случится существенные изменения. Особенно, думается, в секторе корпоративном, включая появление особых информационно-справочных систем по, к примеру, продуктам и процессам.
Читать оригинал.
Читать по-русски с белорусским акцентом

Читать дальше......

воскресенье, апреля 04, 2010

Про религиозное ДО в рунете

Накануне пасхи решил «пояндексить» по теме, вынесенной в заголовок поста. При этом запрос дал не самый короткий «дистанционное религиозное образование».
Подобную операцию проделывал года 2 назад. По своим ощущениям не могу сказать, что число ссылок по данному запросу лавинообразно увеличилось. Полных аналогов рунетовскому вузовскому или корпоративному ДО попросту не нашел (Да и целью досконально изучить вопрос не задавался). Однако содержательность и выверенность публикаций на темы духовного обучения и просвещения, форумы по религиозной тематике, электронные библиотеки, в том числе и с разнообразной мультимедией, производят хорошее впечатление.
Акцентирую внимание на аналитическом докладе Марины Воробьевой, Президента Центра Религиоведческих Исследований «Этна «Религия и Интернет в России в xxi веке».

Первое, что бросилось в глаза – тематика выступления:
1. Интернет-церковь как особая форма молитвенного служения с «виртуальной» кафедры.
2. Миссионерская работа в сети Интернет.
3. Значение Интернета для религиозного образования.
4. Интернет как средство обмена информацией (информационные сайты храмов, соборов, общин, молитвенных домов; форумы, созданные для общения верующих; религиозные и духовные библиотеки и т.д.).

Автор констатирует, что православных интернет-церквей, в отличие от церквей основных конфессий Запада, у нас немного. Даются ссылки на сайты зарубежных интернет-церквей и на отечественный сайт протестантской церкви «Эдем».
По мнению автора, в рунете в последенее время растет вузов, как духовных, так и светских, «предлагающих пройти дистанционное обучение в Интернете». Однако серфинг по рунету и сайтам перечисленных автором организаций дал в лучшем случае обнаружение локальных относительно непродолжительных курсов духовного содержания. Возможно, они лежат в интрасетях, возможно, плохо искал…
Несколько лучше обстоит дело с информационными (они же отчасти мессионерские) ресурсами как традиционных, так и нетрадиционных конфессий. Не пренебрегают интернетом и разного рода секты.
Общее же впечатление таково: религиозное формальное ДО, просвещение и миссионерство, а также Web 2.0 скорее находятся скорее в начале пути, чем в стадии зрелого функционирования.

Читать дальше......

Увидеть iPad и умереть

В Штатах начились продажи iPad. Подогретый гениальным маркетингом Apple, интерес r ytve не обошлой стороной и "отцов" компьютерной индустрии.

В США на 69-м году жизни скончался «отец персонального компьютера» — Генри Робертс (Henry Edward Roberts), более известный как Эд Робертс. Именно он, изобретатель первого микрокомпьютера, в 1975 году вдохновил Билла Гейтса и Пола Аллена на создание фирмы Microsoft, которая превратилась во всемирно известного компьютерного гиганта. Перед смертью инженер-электронщик с мировым именем попросил показать ему на новейшую разработку компании Apple — планшетный компьютер iPad.

Источник

Читать дальше......

Нужно ли скрывать учебные материалы при тестировании?

В пятницу проводил семинар для клиентов по системе WebTutor и в процессе обсуждения возник вопрос - как закрыть обучаемым доступ к материалам электронного курса в процессе прохождения итогового тестирования (отдельный тест, не являющийся частью курса). Тонкость в том, что курс у данной компании открыт для самоназначения, т.е. надо не давать доступ к его материалам только тем, кто сейчас проходит тест.

Мы придумали несколько технических способов решения этой проблемы, но у представителей других компаний возник справедливый вопрос - а нужно ли вообще тратить усилия на то, чтобы скрывать учебные матералы?


Вот такие мысли высказывались:

1) проще ли сделать больше контрольных вопросов

2) правильнее (хотя и сложнее) формулировать такие вопросы, ответ на которые не находится тупым поиском по тексту курса

3) не стоит беспокоится, что человек подсмотрит верный ответ в курсе - по крайней мере он будет знать верный ответ

4) ...



Что думаете, стоит ли бороться с подглядыванием в курс при тестировании?

Читать дальше......

пятница, апреля 02, 2010

Запрос на е-курс и причина заказа курса

Давно подозревал, что в нашем е-learning не всегда сбалансированы между собой запрос на разработку электронного учебного продукта и потребность в таком продукте в головах как заказчиков, так и разработчиков. Решил посоветоваться с коллегами вот по такому вопросу:


А вот как коллеги отреагировали на него.


Рассуждали мы и о том, как на основании запроса на курс обнаружить будущий предмет изучения. Что не при всякой формулировке запроса представляется возможным. Догадайтесь, из каких формулировок запроса, приведенных на рисунке ниже, предмет обучения принципиально нельзя выявить:


Поговорили мы также и о том, что может быть действительной причиной запроса на курс и о том, каких задач в деле повышения эффективности персонала электронное (и не только электронное) обучение решать в принципе не может.

В итоге, все участники как будто пришли к единому пониманию вопроса и не возражали против резюме по итогам работы вебинара.


Смотреть запись вебинара

Читать дальше......

четверг, апреля 01, 2010

Первоапрельское наблюдение

Оффтотипк - сегодня открыл Газету.ру и сразу наткнулся на 2 ссылки (см. ниже). Обе истории - про разрыв шаблона, т.к. существует представление что и судьей и миллиардером должны быть люди опытные, а в рассматриваемых случаях это не так. Но характерно, что в одном случае успешный человек без большого опыта предприниматель, а в другом чиновник. Сдается мне, что это весьма неплохо характеризует разницу между системами 2-х стран и может как-то коррелировать с успехами в инновациях :)

Глава Facebook может стать самым молодым миллиардеромПредседателем арбитража Московской области, где рассматриваются десятки крупных дел, стал 27-летний глава секретариата председателя Высшего арбитражного суда

Читать дальше......

Чем больше ошибок, тем лучше

Новое исследование, описанное в журнале Scientific American утверждает, что чем больше в процессе обучения учащимся будет допущено ошибок (например, отвечая на вопросы претеста) тем больше шансов, что он лучше изучит тему. Вот как...

Распространяется ли данное правило на заведомо неверные тестовые вопросы в посте не упоминается.

Источник

Читать дальше......