Websoft

понедельник, мая 31, 2010

Википедия и престиж державы


«Формирование украинского сегмента "Википедии" является заданием национального значения", - считает министр образования и науки Украины Иван Вакарчук. Он призывает украинских ученых разместить пару-тройку завершенных качественных статей в национальном сегменте. Иначе пользователи вынуждены будут пользоваться сегментами на иностранных языках, прежде всего, видимо, на русском.

Израильский парламент (точнее, комиссия по науке Кнессета) также относительно недавно обсуждал эту тему. В контексте важности Википедии для народного просвещения. Интересно (и, возможно, полезно в контексте электронного обучения и даже воспитания), что отдельные израильские учебные заведения ввели в практику написание студентами вики-статей в качестве курсовых работ.

Читать дальше......

суббота, мая 29, 2010

Каравай один - едоков несколько

Создание электронных курсов – процесс коллективный. Здесь, по большому счету – один в поле не воин. Нужна команда разработчиков. Но и потребление «продуктов обучения» тоже дело «коллективное». К одному и тому же электронному обучающему продукту предъявляют свои ожидания разные субъекты. В корпоративном контексте от высших руководителей до обучаемых. А между ними реализуют свои интересы и потребности промежуточные инстанции, как минимум: линейный менеджмент, HR-служба, учебный центр или вендоры:


Как согласовать и «суммировать» векторы сил и ожиданий каждой из сторон, заинтересованных в осуществлении и в результатах обучения, в одном отдельно взятом обучающем продукте? Увы, часто приходится наблюдать, что потребители результатов обучения ведут себя, словно басенные лебедь, рак да щука. Начиная с момента проектирования курса (а часто на практике им и заканчивая).

Отработаны ли у нас приемы и способы согласования интересов всех сторон? Возможно ли в принципе такое согласование? Имхо, осмысление и решение этих вопросов – задача педагогического проектирования е-курсов, то бишь педагогического дизайна.
Что скажете, коллеги? Как решается эта проблема у Вас?
Разумеется, за исключением тех исключительных случаев, где такая проблема типа не стоит. То есть когда в компании соответствующее подразделение тихо само с собою разрабатывает курс с двумя благородными целями: освоить бюджет + отчитаться о его освоении.

Читать дальше......

среда, мая 26, 2010

Хроники пикирующего бомбардировщика

Как известно у ИТ-компаний до 80% расходов - расходы на заработную плату. С 2011 года социальные налоги повышаются с 26 до 34%.

Как власти страны всеми силами поддерживают инновации и ИТ - хроника событий:

1) Май 2009 года

Повышение размера выплат страховых взносов для сельхозпроизводителей и малых предприятий, работающих в сфере высоких технологий, произойдет с начала 2015 г., сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин на брифинге по итогам заседания президиума правительства России, передает Итар-Тасс. Он напомнил, что в 2010 г. увеличение объема страховых выплат в связи с переходом с ЕСН (единый социальный налог) на страховые взносы не произойдет.

Источник

2) Президент Медведев объявил о курсе на модернизацию, инновации и поддержку малого бизнеса. Ура товарищи!

3) Май 2010 года

Минэкономразвития не удалось согласовать с Минфином вопрос о создании специальных налоговых режимов для инновационных компаний. Об этом сообщила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, сообщает Прайм-ТАСС.

По ее словам, удалось согласовать лишь введение специального режима для инновационных компаний, участвующих в проекте Сколково.


Источник

Теперь стоит ждать от российских ИТ компаний еще больше инноваций...

Читать дальше......

Форма оценки качества электронного курса

Вчера обсуждал с клиентом вопрос про оценку предлагаемых вендорами "коробочных курсов" экспертами компании. Оценивать курсы по 2-х балльной шкале "нравится - не нравится" как-то не серьезно. Нужна грамотная форма оценки качества курса, которую эксперт заполнил бы после знакомства с демо-курсом (как правило на сайте вендора).

У меня такой готовой формы не было и я задумался. Очевидно, такая форма дожна отличаться от формы оценки курса экспертами по обучению, которую мы используем в конкурсе на лучший курс, сделанный в Courselab, т.к. оценку курса проводят люди из бизнес-подразделений, не всегда способные нормально отреагировать на слова "интерактивность" и "цель обучения".

Мне кажется форма должна содержать вопросы такого типа:

1) интерфейс курса показался вам - совершенно понятным, сложным, очень сложным

2) материалы курса ориентированы на уровень обучаемого - начальный, средний, высокий

3) контрольные вопросы и упражнения показались вам - слишком простыми, слишком сложными, средней сложности

4) достаточно ли имеющихся в курсе вопросов и упражнений для оценки знаний по предмету курса

5) столкнулись ли вы в курсе с ошибками:
- - грамматическими, пунктуационными, синтаксическими
- - содержательными
- - техническими

6) знания полученные при изучении курса могут быть применены в практике компании - регулярно, иногда, никогда

7) почерпнули ли вы для себя в курсе какую-либо новую информацию

8) оцените качество оформления материалов курса (картинки, видео, тексты) - плохо, средне, хорошо

9)оцените качество текстов курса (картинки, видео, тексты) - плохо, средне, хорошо

10) какие эмоции вызвал у вас курс - было интересно пройти его до конца, нейтрально, совершенно неинтересно

...

Может у кого-то есть готовая рабочая форма оценки или идеи по списку вопросов выше?

Читать дальше......

Вместо е-курсов – моделирующие обучающие программы?

Некогда писал, что наше eL не такое уж и электронное, поскольку занимается на практике преимущественно предъявлением данных и контролем их усвоения, а не управлением процессами желаемых изменений в когнитивной (и даже поведенческой) сферах обучаемых:

Хотелось бы думать, что е-learning – это обучение, где процессы предъявления данных (преподавание) и учебная деятельность пользователя, его диалог с контентом задаются модельно, точнее, гораздо более модельно, чем на основе банальных слайдов (пусть и с динамическими прибамбасами), гиперссылок и элементарной с точки зрения алгоритмики системы навигации + простейших методов обработки и обсчета результатов тестирования.

Вот и Валерий Леонтьев, думается, написал об этом: «в этой области – непаханое поле, где можно трудиться нам, психологам, тим-билдерам, экспертам по описанию процессов и экспертам по описанию компетенций». От себя добавлю, что Валерий перечислил далеко не все, где есть приложить руки и голову. Более того, удивило, что в его перечне позабыты (не нащваны в лоб) специалисты по образованию и проектировщики софта. Не они ли должны играть здесь первую скрипку?

Кстати, внимание иностранных e-learning'цев к возможностям Web 2.0, ИМХО, также есть способ решения процессом управления желаемых изменений за счет феноменов коллективного интеллекта и групповой динамики. Не думаю однако, что решение задач T&D методами Интернет-веча и тому подобных демократических процедур в конечном итоге выйдет дешевле, чем модельное педагогическое программное средство. Или относительно простая человеко-машинная обучающая система.

Читать дальше......

вторник, мая 25, 2010

К черту вашу LMS

"К черту вашу LMS!!!" говорит Дэн Понтифракт (Dan Pontefract) в своей статье "Автономные LMS приказали долго жить" (перевод на сайте distance-learning.ru).

Дэн считает, что закрытая корпоративная LMS больше не нужна -вместо традиционной системы нужна корпоративная социальная сеть (аналог Facebook) или интеграция с открытыми социальными сетями.

Или все же нет? Судя по моему опыту общения с заказчиками в России это произойдет не скоро, если вообще произойдет...

Читать дальше......

понедельник, мая 24, 2010

Открытому ПО не место в развитом образовании? ...

Кристофер Доусон (Christopher Dawson), директор по технологиям Athol-Royalston School (Северный Массачусетс), поделился мнением о судьбе Open Office, будучи впечатленным знакомством с офисным пакетом от Microsoft (Office 2010):
“Я просто не вижу места для Open Office в области образования. Предустановленный на ноутбуках и нетбуках в развивающихся странах, где не везде имеется интернет? Может быть. Но зачем использовать Open Office в странах, где большинство привыкло прекрасно обходиться с помощью Apps и существуют разумные цены на Office для пользователей, которым требуется полнофункциональный рабочий стол?”.

Жаль, что мистер Доусон с той же непредвзятостью не высказался о Moodle и подобных ему продуктах.

Читать дальше......

суббота, мая 22, 2010

Наезды на PowerPoint, или О "вреде" визуализации и списков

В последнее время в рунете, вслед за американской частью паутины (с подачи New York Times), прошел приличный шквал высказываний, мало лестных для PowerPoint. А в нем ли дело?

Презентации утратили информативность
«Хотя изначально интерактивные презентации были созданы для представления данных в наиболее наглядном и понятном виде, в армии США эти виды документов постепенно утратили свою информативность. Сейчас многочисленные диаграммы, графики и блок-схемы в документах только усложняют восприятие их смысла и вводят военных в заблуждение.» Источник
Похоже, не всякая визуализация и слайдизация хороши.

Презентации отучают мыслить
«Генерал морской пехоты США Джеймс Маттис констатирует: «PowerPoint делает нас глупыми». А генерал МакМастер вообще запретил использовать приложение от Microsoft для планирования каких-либо военных мероприятий. По его мнению, презентации дают иллюзию контроля, а потому просто-напросто опасны. Высокопоставленные военные утверждают: программа препятствует дискуссиям вокруг того или иного вопроса, не дает простора для критического мышления и затрудняет принятие взвешенных решений» … «Злые языки утверждают, что именно «Пауэрпойнт» уже не раз бывал причиной провала военных миссий США. Так, вторжение в Персидский залив было организовано в буквальном смысле по слайду PowerPoint.»
Источник.
Неужто Пауэрпойнт сам по себе в этом виноват? В неудачных военных операциях тоже. Бизнесу стоит задуматься, не приведет ли PowerPoint к банкротству. А елёрнинцам - о своем месте в таких процессах.

Покажи картинку (схему, видео) – аудитория мигом поумнеет
«Поразительно, оказывается есть в американской армии умные генералы. Этот будет опасным противником. Он прав, практически все проблемы в мире невозможно загнать в таблицы и графики. А дебильные презентации в Power Pointe - самая глупая часть мелкософтовского офиса. Мода на презентации уже проникла к нам. Недавно присутствовал на такой. Удивительное счастье разглядывать в течение 30 минут доклада , 5 слайдов на котороых изображено то, что и с одного слова понятно. Недавно прочёл о презентации, как о американском явлении. Там по утверждению автора - люди не смогут понять суть предмета, пока им не нарисуют картинку. Такая вот специфика американского мышления... А генерал, - молодец!"
Источник.
Похоже, гг. пентагоновские генералы стали понимать, что не в рюшечках, фишечках и картиночках счастье. Они умные, надо полагать, раз до чинов таких дошли. А на примерах умных людей полезно учиться.

Жертва PowerPoint
"Мне приходится заполнять кадры цифровыми снимками, графиками и краткими текстовыми сообщениями буквально обо всем происходящем, - заявил лейтенант Сэм Наксолл, - надо наладить взаимодействие между подразделениями? Готовь презентацию. Надо кого-то поощрить? Опять готовь презентацию".
Источник.
Я тоже слышал кучу жалоб от людей в компаниях, что необходимость делать презентации (и даже е-курсы!) по поводу каждого чиха, в реале мешает и даже подменяет собой работу и даже отождествляется с ней.

Сам ли по себе PowerPoint так плох, или его пользователи (в смысле, разработчики презентаций и отдающие про это команды лица) дошли до маразма в его использовании - вопрос экспериментально не проясненный. А жаль.
Опасаюсь, что следующим объектом генеральского гнева могут стать е-курсы, прежде всего так называемые слайдовые. Впрочем, в Пентагоне таких, судя по всему, не так уж и много.
Короче, e-learning e-learning’ом, а думать надо.

Читать дальше......

четверг, мая 20, 2010

Надбавка за знания

Вот такая статья в Ведомостях сегодня о девальвации ценности высшего образования в России из-за его низкого качества. Заочное (дистанционное?) образование отмечается как один из инструментов этой девальвации.

ВЕДОМОСТИ

От редакции: Надбавка за знания

Сохранение нынешней структуры отечественной экономики ведет не только к увеличению технологического отставания России от развитых стран.
Читать целиком
От редакции: Надбавка за знания
Эта статья в блогах[?]
ugfx


Читать дальше......

Google Wave открыт для всех

Наконец Google Wave вышел из тестирования и открыт для всех. Т.е. теперь не надо получать специальных инвайтов. чтобы его протестировать. Сам Google считает Wave почтой будущего, особенно полезной для группового взаимодействия, включая обучение.

Мы тут уже это обсуждали неоднократно и не пришли к однозначному выводу - полезно ли это для e-learning.

Читайте статью "Google открыл «почту будущего» для всех" на Cnews.

Читать дальше......

среда, мая 19, 2010

LTI - новый стандарт

Консорциум IMS Global объявил о завершении работ над новым стандартом взаимодействия между системами управления обучением, учебным контентом и образовательными порталами - Basic Learning Tools Interoperability Standard (LTI).

Пора нам, как разработчикам, думать над реализацией стандарта, а пользователям разучивать дополнительную непонятную аббревиатуру в дополнении к SCORM, AICC и QTI.

Читать дальше......

Конкурс Courselab 2010 - началась оценка работ

Завершился сбор работ на очередной конкурс на лучший курс, сделанный с помощью редактора Courselab. Участвуют 22 компании, подано 32 курса. Сегодня началась оценка работ экспертами и нашими клиентами. Мы постараемся подвести итоги к началу июня, вывесить работы и объявить победителей.

На картинке распределение компаний, подавших работы на конкурс по отраслям. На мой взгляд распределение весьма показательное - он отражает реальную активность использования дистанционного обучения в разных секторах экономики (за исключением учебных заведений, с которыми мы исторически работаем менее активно).

Читать дальше......

Лучший разработчик онлайн-игр на постстоветском пространстве

Белорусская компания "Гейм Стрим" получила награду в номинации "Лучшая клиентская онлайн-игра 2010" на Конференции разработчиков компьютерных игр .
Награда разыгрывается среди компаний СНГ и стран Балтии, занятых разработкой компьютерных игр.
Источник

Читать дальше......

вторник, мая 18, 2010

Гвоздь в крышку гроба Web 2.0?

Про Википедию я писал не раз и в этом блоге уже неоднократно обсуждалась тема - "мудрость толпы" VS опыт экспертов (т.е. может ли большое множество любителей, вместе генерирующих знания заменить небольшую, но могучую кучку экспертов).

Википедия всегда была образцом для тех, кто придерживался антиэкспертной позиции. Но похоже, времена меняются. Любопытная статья "Гвоздь в крышку гроба Web 2.0?" про то, что Википедия, после привлечения небольших денег от спонсоров, планирует начать привлекать экспертов, т.е. частично пойти по тому же пути, по которому свой проект Knol планировал делать Google.

Читать дальше......

Об e-Learning проекте в «АльфаСтрахование»

Статья Михаила Протасова, специалиста по дистанционному обучению одного из наших клиентов "Об e-Learning проекте в «АльфаСтрахование»" в журнале Штат - описание истории проекта, того как создаются курсы, осуществляется поддержка и администрирование системы дистанционного обучения.

Читать дальше......

воскресенье, мая 16, 2010

Имеет ли (имело ли) место в вузах процесс управления знаниями

Поспорили мы с коллегой о том, имеется ли в вузах (или имелся ли в недавнем прошлом, до организационного оформления отделов и прочих структур по УЗ при вузах) управление знаниями. В "философском смысле" УЗ, конечно имеет место при любом обучении, например, при обучении держать ложку или не ходить в памперсы. А вот в управленческом смысле как? В смысле, аналогичном УЗ в бизнесе? По-моему, в этом деле вузам еще догонять и догонять корпоративное УЗ. Более того, определяться, что ж оно такое именно в академическом контексте.
Если, разумеется, вузовские управленцы знаниями не начали очередную компанию по продаже дипломов под ярким модным соусом УЗ.

Читать дальше......

пятница, мая 14, 2010

Нуждается ли е-learning в посттренинге

Рассматривали сегодня на вебинаре следующее:


Вебинар проходил в технике GFEN, в той самой, где преподающему запрещается самому давать знания (либо вообще, либо пока сами обучаемые не выложат до донышка того, что им известно).

Мысль-лейтмотив вебинара:


Затем мы поиграли: участникам было предложено составить "приказ" о введение постренинга после обучения на основе е-курсов.


Участники обнаружили, что им трудно остановиться, формулируя пункты такого приказа. Взыграл креатив. Нависла угроза не уложиться во временной регламент. Значит, техника сработала: главная проблема в GFEN – умерить активность аудитории. В GFEN – это главная проблема, связанная с мотивационной стороной обучнения.

Однако мы все же вернулись к реальности:

Читать дальше......

среда, мая 12, 2010

Oracle Ironman



Компания Oracle сделала сайт с обучением и тестированием по теме "облачных вычислений" (cloud comuting). Но, сделан этот сайт не в виде маркетинговой брошюры или традиционного электронного курса, а в виде игры в стиле фильма Железный Человек 2 (в игре есть даже трейлер фильма).



Отличный способ подогреть интерес к новой технологии за счет популярного фильма.

Читать дальше......

О цветах

Если вы оформляете электронные курсы и думает об их цветовой гамме, будет полезно и, возможно, забавно прочитать отчет об исследовании самых популярных цветов (на английском).

Особенно любопытны гендерные различия:


Полезная табличка с RGB значениями и английскими названиями 954 самых популярных цветов.

Читать дальше......

Авторы контента и сетевые пираты


Писатель Андрей Хвалевич пустился в защиту пиратства в Интернете, предварительно отделив плохих пиратов от хороших:
«Для начала стоит уточнить термины. Есть пираты, которые мне не нравятся. Это люди, которые, к примеру, скопировали чужой текст (фильм, музыку) и продают его. Давайте таких гадов называть “жадными пиратами”. Ату их, ату!
Но есть и другие, любимые мною пираты типа “Робин Гуд”. Они выкладывают в сети ворованный контент совершенно бесплатно. Вот они пусть да здравствуют.»
Такое «правосознание» вполне понятно и нашло некоторую поддержку в блоге автора цитированных слов: если пираты пиарит автора и, тем более, рекламирует его более или менее явно – это правильное пиратство. Если книгу не покупают, то пусть задарма попользуются. Глядишь, и слава улыбнется со временем, и потянется народ за твердыми копиями.
А наиболее остроумные авторы днем создают творческие продукты, а по ночам сами себя в Сети робингудят.

Читать дальше......

понедельник, мая 10, 2010

В Интернет по паспорту


В Беларуси скоро в интернет-кафе и иные пункты коллективного пользования интернетом будут пропускать по удостверению личности. Порядок регламентируется постановлением Совета Министров страны.
«… во всех пунктах коллективного пользования интернетом … будет осуществляется идентификация абонентских устройств путем ведения электронных журналов, куда должны заноситься все сведения об абонентских устройствах (МАС-адрес, IP-адреса), дата, время проведения соединений, IP-адреса интернет-ресурсов, к которым обращался пользователь.
...
Вся информация о пользователе и история его пребывания в Сети будет храниться уполномоченными лицами в течение как минимум года.»
Источник

Наконец в одном отдельно взятом секторе Сети станет больше порядка. ИМХО, нужно еще оснастить пункты коллективного доступа компьютерами, авторизирующими пользователей по отпечатку пальца или нескольких. Кстати, последнее не помешало бы и в сфере ДО для идентификации пользователей-учащихся, чтоб минимизировать проделки всякого рода подставных лиц.

Читать дальше......

суббота, мая 08, 2010

Виды на контроль в электронном обучении

К сожалению, по привычке, пришедшей, кстати, во многом из очного обучения, учащиеся воспринимают контроль как меру скорее карательную, чем поддерживающую успешное обучение (Многие ли из нас «обожали» в свое время зачеты, экзамены и контрольные работы?).
В электронном обучении от оценочного (ведущего к оргвыводам) контроля в нашей традиции едва ли возможно отказаться. Но в eL контрольные задания, ИМХО, это акты интеракции, которые прежде всего должны запускать процесс обеспечения успеха в ходе работы с электронным средством обучения.
По следующей модели: новые сведения – контроль усвоения – успех или констатация ошибки – продолжение изучения нового или коррекция ошибки (помощь в ее преодолении), после чего – продолжение изучения нового.

Приведу на всякий случай перечень основных видов контроля:


При проектировании конкретного е-курса стоит, думается, заранее определить 1) наличие, 2) удельный вес, 2) последовательность его видов.

Читать дальше......

четверг, мая 06, 2010

Внедрение LMS - опыт компании Детский Мир

Сайт HRM.RU организует вебинар "Внедрение системы дистанционного обучения в крупной розничной сети (Будни менеджера проекта)". Вебинар проводит менеджер проекта Светлана Дмитриева - приглашаю поучаствовать.

Зарегистрироваться на вебинар можно здесь

Читать дальше......

среда, мая 05, 2010

Где чаще жульничают - онлайн или оффлайн?

В Marshall University (штат Западная Вирджиния) провели исследование того, как списывают и жульничают студенты, обучающиеся электронно в сравнении с очным обучением. Опросили 685 человек. Это были американские студенты, поэтому они честно признались с своем бесчестии :)

Несколько цифр:
1) Процент тех кто списывал обучаясь очно и электронно примерно одинаков (32%), хотя ловили на списывании очно обучающихся чаще (5 против 2%)

2) В некоторых формах обмана, например, получение ответа на вопрос от других студентов, ранее сдававших тест в очном обучении выше (33 против 20%), что неудивительно - в электронном виде случайная выборка больше

Но!!! Большинство опрошенных предполагает, что вероятность списывания и других форм жульничества существенно выше при онлайн обучении, чем при очном (что не подтверждается фактами опроса). Еще один e-learning миф в коллекцию...

Еще много любопытных цифр из исследования

Читать дальше......

вторник, мая 04, 2010

Что по силам е-курсам и чего они не могут

Сегодня прошел весьма, ИМХО, динамичный вебинар по поводу возможностей и ограничений электронных курсов.
Лейтмотив:


Ограничусь представлением в картинках нескольких результатов опросов по ходу вебинара. Заинтересовавшиеся тем, как участники онлайн-сессии «пришли к жизни такой» могут посмотреть или скачать запись самостоятельно.



16 голосовавших - 17 присутствовавших в момент голосования.



16 проголосовавших из 22 присутствующих.

Резюме от ведущего:


Резюме от участников см.по вышеприведенным ссылкам.

Читать дальше......

воскресенье, мая 02, 2010

Самооценка и самоконтроль в е-курсах

Время от времени среди e-learning'цев возникают вопросы и даже дискуссии, что такое самооконтроль и самооценка. Давайте обсудим такую версию ответа на этот вопрос:

В рамках электронного курса задача самоконтроля - дать учащемуся выполнить задание и предъявить его результат, а также предоставить возможность откорректировать возможные неудачи. В заданиях на самоконтроль обучаемый имеет право на ошибку и ее исправление.
Задача же самооценки в е-курсе - предоставить учащемуся возможность определить и осознать, что он знает и умеет, а также степень готовности к освоению нового материала.
Самооценка состоит не в констатации знания или незнания. Ее смыcл - в обнаружении их границ, в содержательном, качественном сопоставлении имеющихся у ученика сведений и опыта с конкретными задачами и конечной целью обучения.

Читать дальше......