Websoft

среда, июня 30, 2010

Коучинг + е-learning

На вебинаре «е-Learning в стиле коучинг » обсудили с коллегами некоторое вопросы соотношения идеологии коучинга (см. рис. ниже) и иных форм электронного обучения (и не только электронного).


Cравнили коучинг с иными формами T&D учащихся. Например, отличия тренинга и наставничества от коучинга.

Рассмотрели тему о совместимости столь разных по природе вещей, как коучинг и формальное обучение:


На вопрос: «Как совместить коучинг и иные виды обучения?» поступили, среди прочих, такие реакции:
М.С.: да уж - первые 2 часа T&D а после обеда - коучинг!
А.М.: Просто нельзя начинать формального обучения без коучинга - по своему преподаванию знаю
Ю.Т.: А формальное обучение это плохое обучение?
M.P.: зависит от качества и того и другого плюс правильности состыковки - пропорций
N.M.: Коучинг - это эффективный прием в процессе обучения для получения обратной связи и вовлечения обучаемых в процесс
Е.Л.: Думаю, что возможно. А даже если противоречивое, то, может, это и не плохо? :)
N.M.: Совмещение возможно и нужно!
М.П.: Я согласен с А.М.. Сначала коучинг, потом обучение
Е.Л.: Чередовать
А.М.: В коучинге определиться с целями и со способами их достижения, среди этих способов может быть и формальное обучение
M. P: Коучинг дороже, поэтому основной ликбез, определения, простые вещи вполне можно выдать другими способами
М.О.: Если б я знал, я бы здесь сейчас не сидел.
Т.Ф.: Коучинг как сопровождение
К.К.: в нашей компании коучинг уже включен в систему обучения, все работает совместно. По опыту особого значения не имеет.
Е.Л.: Включать элементы коучинга в программы формального обучения
М.С.: применять в заисимости от стояния обучаемого, его потребностей!
N.M.: … коучинг позволяет вовлечь обучаемых в процесс обучения, повысить инициативу в аудитории.
Е.Л.: Предоставить возможность обучаемому выбирать, что ему ближе к телу: формальное обучени или коучинг
С.А.: заинтересовать в процессе формального обучения
А.М.: По-моему 1 коуч и специалист по управлению знаниями заменит 20 тренеров
A.G.: последовтельно для решения разных целей чередовать коуч сессии с формальным обучением и включать при необходимости элементы коучинга в обучение (напр., для конкретизации и осознания целей)

Реплика коллеги:
Г.Г.: все это хорошо в очном обучении, а вот в дистантном - почти невозможно сочетать –
оказалась достаточно быстро оспорена при коллективном рассмотрении вопроса о том, каким инструментарием располагает e-learning для осуществления коучинга...

/Материалы вебинара «е-Learning в стиле коучинг» интересующиеся могут найти здесь/

Читать дальше......

воскресенье, июня 27, 2010

О бессмысленности еL, или О смысле педагогического дизайна

"Сами по себе цифровые образовательные ресурсы бессмысленны. Они не нужны. Нужен образовательный результат. И в той мере, в какой результат получить, в той мере мы используем то, что полезно и нужно для получения результата. И в этом начало педагогического дизайна, в этом здорово потрудился Скиннер"
Источник

Читать дальше......

суббота, июня 26, 2010

Сколько вариантов электронного обучения можно придумать про пылесосы?

(О противопоставлении LMS, Second Life, PLE, eL 1.0 и eL 2.0 и т.п. – по мотивам комментов)

Если мы согласимся с тезисом, что конечной целью продуктовых курсов является не столько знание характеристик товара, сколько его продвижение и продажа, то изучать продукты мы можем весьма разнообразным количеством способов. Например, познавать про пылесосы
1. Слайдовый курс, представляющий технические характеристики + по обыкновению, преимущества и выгоды товара).
2. Кейсовый курс (варианты реализации: 1. Слайдовый, симулятор или конструктор (+ их инварианты, каждый их которых может быть реализован как линейный, адаптивный, со свободной или дозированной навигацией, квест, и даже, если помечтать и денег не пожалеть, как стратегия, серьезная игра, а то и как кусочек продавцовской Second Life).

Например, начинаться все эти варианты 2 с вариациями могут так:
Клиент. Мне нужен хороший пылесос, что вы можете посоветовать?
Продавец. Ничего не могу, извините, пока Вы не расскажете, какие у Вас полы (материал покрытия, площадь), длина шерсти домашних животных, этаж, город/загород, покрытие дорог и пешеходных дорожек вне жилья, месторасположение по отношению к источникам загрязнения), что Вы будете чистить /паркет, глиняный пол, ковры, мебель, вентиляционные решетки/, каков тип и происхождение засасываемой пыли; кто в семье страдает аллергией, нет ли недееспособных членов, кому аппарат может вред принести …. (К счастью, я не спец по пылесосам, могу и остановиться …)

3. Комбинации 1 или (и лучше) 2 с возможностями сервисов Web 2.0, где эксперты и учащиеся делятся опытом реализации пылесосов NN c характеристиками ZZ и влиянием этих характеристик на спрос и процесс продаж, рассказывают о разрешении трудностей с продажами и тонкостях ТТХ, обмениваются продавцовскими хитростями...
4. То же, что и вариант 3, только вместо пп. 1 или 2 просто вывешивается документ с описанием пылесоса. Можно с картинками и в виде гипертекста. Можно и подкаст, или видеокурс про пылесос выложить.
5. Коуч-сессия (прекоуч) + или 1, или 2, или 3, или 4 + коуч-сессия (посткоуч).
На прекоуч, к примеру, можно подать решение вопросов типа:
- Каковы ваши критерии и способы измерения успеха в продажах (познании) пылесосов?
- Назовите все возможные способы, с помощью которых вы можете достичь цели (продаж или познаний)?
- Имеются ли внутренние / внешние факторы, противодействующих успешности продаж/познания пылесосов?
- Что лично вы будете делать, чтобы устранить действие этих факторов?

6. Наконец, мы можем составить «энциклопедии» «пылесосных наук» и/или «пылесосных продаж» (кто знает, как Samsung создает идеологию продаж своих пылесосов у себя на родине или в странах G7?).
И все это реализовать с помощью PLE. При этом обязательным для усвоения должно стать некое ядро. При этом гарантий, что PLE будет работать по определению в духе, к примеру, конструктивизма, нет, если нет соответствующих кадров и воли руководства.
7. Работу аудитории с PLE сопровождать дистанционным он- и оффлайн консалтингом и/или коучингом.

/Можно еще список предложить: от информационно-справочной системы для обучения по требованию до систем ИИ, да какой в этом смысл?/

Вопрос для размышлений 1: какая из перечисленных позиций обеспечивает наиболее эффективное применение изученного (здесь – продажу пылесосов)? (Если кого-то не устраивает пылесос в качестве предмета изучения, замените его, к примеру, нематериальной мотивацией, финансовым менеджментом, вакциной от свиного гриппа, МКС – да без разницы, чем)

Дело сейчас в нашем eL идет не о том, что, какой инструментарий теоретически круче и правильнее, а о том, что целесообразнее и реализуемее.
Правильное решение может быть принято применительно к конкретной ситуации: что оптимальнее чего в компании Х при заинтересованности (готовности) менеджмента Y, при наличии компетенций разработчиков и преподающих Z, при готовности целевой аудитории Q, в контекстах системы менеджмента D и корпоративной культуры F.
Разумеется, при наличии финансовых, людских, инфраструктурных, временных и т.п. ресурсов. Иными словами: Что мы можем сделать на основе имеющихся у нас ресурсов?

Вопрос для размышлений 2. Могут ли варианты 5, 6 или 7 быть дешевле вариантов 1 или 2? При каких условиях?

Читать дальше......

четверг, июня 24, 2010

Журналы по e-learning

Страница со ссылками на целую тучу англоязычных журналов по дистанционному обучению. Число несколько удивляет - что нового они там ухитряются публиковать в таком количестве?

Читать дальше......

Инструменты оценки эффективности на учебном портале

В апреле мы проводили опрос наших клиентов. Спрашивали, в частности, об инструментах оценки эффективности обучения которые применяются в компании вообще и с использованием инструментов учебного портала в частности. Некоторые итоги - смотрите на картинках.



Некоторые выводы (я их озвучивал, выступая на eLearn Expo) - в современных LMS (по крайней в WebTutor) есть все инструменты для автоматизации оценки эффективности на первых 3-х уровнях модели Киркпатрика (а 4-й уровень и тем более ROI в большинстве случаев и не нужны), но их используют далеко не все.

Моя презентация на конференции - здесь.

Читать дальше......

среда, июня 23, 2010

Как я изучал SAP HR

На этой неделе я был на семинаре "Снижение затрат на управление персоналом с помощью оптимизации бизнес- процессов", который проводила компания Premium Vektor. С первой частью, которая была посвящена основным  бизнес-процессам проблем не возникло (лектор англичанин был очень приличный), а вот на вторую практическую часть (знакомство решениями SAP HR) компания SAP CIS без объяснения причин решила меня не пускать!

Мои цели посещения семинара были весьма невинными - т.к. мы весьма часто интегрируем WebTutor с SAP, я хотел узнать про SAP HR побольше. Но видимо я могу узнать какую-то страшную тайну которую SAP хранит как зеницу ока...

Теперь я весьма горд собой и считаю это признанием моих заслуг в области автоматизации HR :)

-- Что это за страна? -- воскликнул тогда удивленный Главный Буржуин. -- Что же это такая за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово? Торопитесь же, буржуины, и погубите этого гордого Мальчиша. Заряжайте же пушки, вынимайте сабли, раскрывайте наши буржуинские знамена, потому что слышу я, как трубят тревогу наши сигнальщики и машут флагами наши махальщики. Видно, будет у нас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва.

;)

Читать дальше......

Новая LMS лучше старых двух

Как меняют одну LMS на другую на Западе? Читайте про это статью "Новая LMS лучше старых двух" - часть 1 и часть 2 (перевод с английского материала эксперта по имени Craig Weiss).

Читать дальше......

33 курса

А вот и все 33 электронных курса, подданные на конкурс Courselab 2010. Также опубликована информация об авторах курсов и краткое их описание (сколько человек принимало участие в разработке, срок создания, цели курса ...)

Читать дальше......

Бессмысленное и осмысленное обучение

Время от времени e-learninng и T&D общественность обращает свои взоры к фасилитации как альтернативе привычного традиционного обучения:



Обсудили эти тему с коллегами на вебинаре.
Опирались на классику фасилитации,а именно на представления Карла Роджерса о 2-х типах обучения: бессмысленное и осмысленное.
Затем обсудили, какие из двух типов актуальны с точки зрения их повседневной работы для участников вебинара. Вот что из этого вышло:




Делаем выводы, господа.

Кстати, а не провести ли следующий конкурс среди разработчиков курсов с помощью Курслаб с позиций наиболее позитивной из всех имеющихся в истории образования гуманинистической роджерианской платформы?

Читать дальше......

вторник, июня 22, 2010

Роботизированная оценка качества курсов

В продолжение темы экспертной оценки качества курсов, поданных на конкурс. Слышал на eLearnExpo выступление представителя MiitExpert, про то как они сделали софт, которому на вход подаешь электронных курс, а он на выходе, тщательно пережевав и проанализировав текст выдает число, например 66.85 или 54.97. Это число - результат автоматической оценки качества этого электронного курса. В докладе была куча формул типа ai*bi*ci*di + aj*bj*ej*fj + sk*ti*wk*zn + ... Выглядело солидно, хотя понять как считается - невозможно :)

Верите ли вы, что качество курса может померять программное обеспечение? У меня есть большие сомнения на этот счет. Михаил Протасов в своем комментарии по итогам конференции тоже в этом сомневается.

Я подумал - не запихнуть ли в этот аппарат курсы, поданные на конкур и сравнить результаты оценки софта и экспертов (правда эта штуковина работает только с курсами сделанными в IBM Knowledge Producer). Думаю результаты были бы принципиально другими

Читать дальше......

Отзывы экспертов о конкурсе Courselab 2010

Эксперты, принимавшие участие в оценке работ конкурса Courselab 2010, потихоньку начинают письменно формулировать свои мнения о представленных на конкурс работах. Я очень благодарен всем, кто принял участие в оценке работ, т.к. надо было просмотреть 33 курса (во многих из них было более 1 модуля) и выставить по 7 оценок за курс, т.е. всего надо было поставить 231 оценку. Это большой труд!!!

1) Валерий Леонтьев, руководитель компании "Лаборатория Мультимедиа"

2) Юрий Духнич, главный редактор Smart Education

3) Юлия Ужакина, управляющий партнер компании "Амплуа" (проект Trainings.ru)

Искренне считаю, что проведение данного конкурса крайне полезно для развития е-обучения в России. Меня впечатлил уровень некоторых работ - налицо высокий профессионализм, заинтересованность в результатах своего труда и приверженность бизнес результатам, а не творчеству ради творчества. Даже те работы, которые пока не получили высоких оценок, заслуживают самых выскоих похвал хотя бы за то, что люди стремятся к лучшему, пробуют, ищут, ощущают себя частью профессионального сообщества специалистов по е-обучению. Приятно удивило количество е-курсов, разработанных с участием внутренних экспертов компании. Это вселяет надежду, что е-обучение будет "прочно стоять на ногах", а не отрываться от потребностей людей в обучении

4) Нина Юрьевна Хрящева, директор Института Тренинга (входит в ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»)

Рост числа компаний-участников конкурса Websoft в 2010 году, говорит об интенсивном развитии рынка электронного обучения в России. Среди конкурсных работ были курсы не только для внутреннего обучения, но и для покупателей, пользователей продуктов компаний. Это говорит о расширении функции E-learning и использовании ее не только для достижения целей обучения и развития, но и в маркетинговых целях
PS

5) Ну и напоследок, чтобы в каждой бочке меда была ложка дегтя, жесткая оценка одного из экспертов Ирины Деточки (Premuim Consulting)

Честно говоря, я очень разочарована уровнем большинства работ, представленных на конкурс. В 80% случаев просто жаль сотрудников компаний, которые вынуждены будут проходить обучение по таким курсам. Отдельные хорошие и качественные примеры выглядят скорее исключением из общей массы.

Наличие скептика в каждом деле весьма полезно - чтобы не было излишнего головокружения от успехов :)

Читать дальше......

воскресенье, июня 20, 2010

Кого порадовал кризис?

Отвечу на заглавный вопрос цитатой из Андрея Мирошниченко:
"Порадовало другое - кризис, повлиявший на расходы на обучение сотрудников, привел к расширению и углублению внутреннего обучения, что привело к резкой актуализации темы управления знаниями. И вот настал тот, прогнозируемый момент, когда на свет божий явилось управление знаниями как способ наиболее просто и эффективно решить задачи, которые со скрежетом зубовным делало корпоративное обучение ранее.
Вдруг до всех дошло, что и к организации, как и к человеку в коучинге можно отнести слова Роджерса о том, что человек достаточен. В нем уже все есть - все требуемые знания, все требуемые компетенции, остается только приложить определенные усилия для выявления этого знания и компетенции. А всего-то надо было использовать eLearning для внутреннего обучение, просто искать контент. экспертов и клиентов внутреннего обучения внутри компании" Подробнее

Читать дальше......

суббота, июня 19, 2010

Плоды знакомства со стандартами разработки е-курсов

В последнее время стал вытаскивать из памяти, из загашников и Сети всякие разные стандарты разработки е-курсов.
Что поражает (среди доступных мне данных, разумеется):
- разнобой подходов к выработке таких стандартов, в компаниях, естественно, больший, чем в вузах. Вызванный, похоже, не столько разнообразием и спецификой образовательных задач, сколько разнообразием взглядов составителей таких стандартов;
- заведомо упрощенные решения, даже в тех организациях, где ПО и наличие кадров учебных центров вроде как должно позволять решать достаточно сложные педагогические задачи. Впрочем, недавно на одном из вебинаров как представители вузов, так и компаний вдруг и по своей инициативе (чесс слово, я как ведущий их к этому не мотивировал) привели примеры нарочитой, умышленной примитивизации и подгонки стандартов под свои организационные нужды. Например, создавать такие тесты, чтоб успеваемость была на уровне. Или включать в содержание курсов такую информацию и в таком объеме, чтоб та же успеваемость была на высоте;
- «стандартизируется» те возможности, которые по определению реализованы в средствах авторинга, т.е. чуть ли не их мануал копипейстится в стандарты, а также уже банальные возможности включения в курсы разного мультимедиа;
- в большинстве случаев в стандартах не отражаются ни методические решения (вплоть до структуры курсов), ни, тем более, методологические основы для разработки е-курсов (например, педагогический дизайн, конструктивизм).

Говорят, в наступающем сезоне нашего e-learning в моде будет (наряду с компетентностным подходом и управлением знаниями) тема качества е-курсов и электронного способа ДО в целом. Самое время поговорить о стандартах качества.

Читать дальше......

четверг, июня 17, 2010

Конкурс Courselab - награждение победителей

Наконец завершилась eLearn Expo. Свои впечатления по итогам напишу уже на следующей неделе, когда все уляжется в голове.

В рамках конференции мы провели важное для нас мероприятие - организовали живую встречу с участниками и экспертами конкурса Courselab 2010, наградили победителей призами, пообщались в неформальной обстановке. Для встречи мы выбрали Старину Мюллера (пивной ресторан в 10 минутах от Экспоцентра) - во-первых можно дойти пешком, а во-вторых место располагает к веселому общению за кружкой пива. Официоза хотелось меньше всего.



Нас собралось человек 40, вместе с целой командой разработчиков курсов из Вымпелкома. Были люди не только из Москвы, но и из Питера, Минска, Киева, Донецка. К сожалению не доехал один из призеров из Казани.

Единственной формальной частью было вручение призов, в остально, как мне показалось, все было достаточно весело  и непринужденно. По крайней мере, мне после 3-х выступлений на Expo и недельной подготовке к нему, так показалось :) Надо чаще встречаться...

Некоторые фотографии процесса награждения - ниже. К сожалению в зале было достаточно тесно и темно, так что фотографии не выдающегося качества и с одного ракурса (нажмите на картинку, чтобы увидеть увеличенный вариант). Все картинки в большом размере у меня есть - если кто-то хочет их получить, напишите мне - пришлю...

Читать дальше......

вторник, июня 15, 2010

Цель учебной игры

Учебная игра, как и всякая любая, должна иметь некую цель.
Однако эта цель весьма специфична. Она не должна быть настоящей, всамделешной. Игровая цель всегда «ложна», как бы не имеет отношения к существу дела. Когда мы создаем игру с целью развития способностей или поиска чего-то неизвестного, не стоит делать эти способности или знания целью игры. Они возникнут и/или разовьются в ходе игры.

Установленная правилами цель игры не должна совпадать с причиной игры. Футболисты и болельщики заинтересованы не столько в том, чтобы повидать мяч в сетке ворот соперника, сколько в удовольствии от игры, получить кайф от собственных переживаний.
Разрабатывая игру, ее создателям нужно приложить максимум усилий, чтобы формальная цель игры была ненастоящей, условной. В учебной игре мы заведомо делаем нечто неизвестным. Например, мы создаем симулятор продвижения товара Z на рынки некого латиноамериканского государства, при этом нужно опередить североамериканских, европейских и китайских конкурентов. Цель – опередить, вполне ложная цель. А истинной причиной достижения победы (или проигрыша) станут знания о продукте, конъюнктуре рынка, умение простроить логистику, учитывать колебания курсов валют и пр. и пр.
Главная цель игры – преодоление условных препятствий, в ходе чего и приобретаются, собственно, желаемые навыки и знания. В противном случае мы получим не игру, а жалкую ее имитацию.

Читать дальше......

понедельник, июня 14, 2010

Что является предметом стандартизации в е-learning?

Знакомство с рядом корпоративных стандартов электронного обучения вообще и е-курсов в частности убеждает, что в этом деле у нас имеет место приличный разброс мнений. Складывается впечатление, что процесс стандартищации в деле еL сам нуждается в стандартизации.
Эта тема стала обсуждением на одном из вебинаров.
Начать, пожалуй, стоило с определения объектов стандартизации:

Участники вебинара в качестве объектов стандартизации предложили:
Е.Л.: Средства электронного обучения, включая тьюторов
О.П.: процесс, среда и контент
М.С.: интерфейс + педагогические технологии
И.Т.: курс - с технической точки зрения, и дизайнерской
Е.Л.: Мне приходилось стандартизировать и средства, и процессы. Делали стандарт на е-курсы и стандарт на организацию процесса ДО.
Е.Д.: стандарты на курс, требования к контенту и стандарты на процесс разработки

Вдогонку высказываниям коллег было предложено следующее:


После чего список объектов стандартизации еще немного пополнился:
С.П.: Мне кажется, что тут упущена обратная связь ученик--преподаватель.
Е.Л.: 1. требования к персоналу, организовывающему процесс 2. требования к осуществлению поддержки обучения, информационной и технической
О..П.: я бы добавил 1-FAQ, и 2-контакты и ответственности за процессы, и 3 - права участников.

А что еще стоило бы стандартизировать? Или исключить из предложенного коллективными усилиями набора?

Читать дальше......

воскресенье, июня 13, 2010

Sony сообщила, что до смерти бумажных носителей осталось 5 лет

Через 5 лет объем цифрового контента превысит объем контента на бумажных носителях, считает Стив Харбер (Steve Harber), президент подразделения Sony Personal Mobile and Imaging, занимающегося разработкой цифровых ридеров и магазинов электронных книг

Читать дальше......

Инструменты посттренинговой поддержки на учебном портале

Некоторое время назад мы провели очередной опрос наших клиентов про использование инструментов анализа эффективности обучения на учебном портале. Итоги этого опроса подведу на своем выступлении на eLearn Expo и опубликую. В опросе приняло участие более 30 компаний.

Заодно, мы спросили по инструменты для информационной поддержки посттрениновых мероприятий, используемых на портале.

Вот что получилось:



Оно же в графике:

Читать дальше......

четверг, июня 10, 2010

Купил iPаd, сплошное разочарование

Я активно думал про покупку Apple iPad, пока не прочитал статью "Купил iPаd, сплошное разочарование". Задумался и пока решил продолжить читать книги на Amazon Kindle и ждать появления альтернативных планшетов или новой версии iPad.

Хотя по американской цене не жалко купить и сейчас. Никто в Штаты не едет?? :)

Читать дальше......

Конкурс Courselab - победители

Победители конкурса 2010 на лучший курс, созданный с помощью Courselab во всех номинация - ниже.

Все курсы (сейчас только ссылки на курсы победителей - см. ниже) и состав жюри экспертов мы опубликуем на courselab.ru very soon. Особо хочу поздравить Александра Ларина и его коллег из компании ДТЭК, которые заняли 1 место во всех номинациях с курсом "Введение в угольную промышленность".

Добавлю, что сотрудники Websoft не принимали участие в оценке работ, только с калькулятором суммировали набранные участниками баллы. Так что результаты конкурса отражают не наше, а коллективное мнение экспертов. Кстати, оценки курсов полученные от 10 экспертов не сильно отличаются от 50+ представителей компаний-клиентов, также принимавших участие в оценке работ. На мой взгляд, победили объективно сильнейшие


Наиболее эффективное использование мультимедийных и интерактивных решений (оценка комиссией экспертов)

1 Место
- Введение в угольную промышленность (компания ДТЭК, Украина, Донецк)
- Каналы коммуникаций - вербальное, паравербальное и невербальное общение как основные каналы получения информации о клиенте (Пробизнесбанк, Россия, Москва)

2 Место
- Презентация Интернет-банка «КИТ Интернет» (Инвестиционный банк КИТ Финанс, Россия, Санкт-Петербург)

3 место

- Повышение эффективности проведения переговоров (Банк «Возрождение», Россия, Москва)
- Противодействие мошенничеству в «Райффайзен Банк Аваль» (Райффайзен Банк Аваль, Украина, Киев)
- Школа продавца. Уроки успешной торговли: Презентация (Компания Фокстрот, Украина, Киев)

Наиболее эффективное применение принципов педагогического дизайна (оценка комиссией экспертов)

1 Место
- Введение в угольную промышленность (компания ДТЭК, Украина, Донецк)

2 Место
- Каналы коммуникаций - вербальное, паравербальное и невербальное общение как основные каналы получения информации о клиенте (Пробизнесбанк, Россия, Москва)
- Презентация Интернет-банка «КИТ Интернет» (Инвестиционный банк КИТ Финанс, Россия, Санкт-Петербург)

3 место
- Противодействие мошенничеству в «Райффайзен Банк Аваль» (Райффайзен Банк Аваль, Украина, Киев)
- IT-оборудование (Компания Связной, Россия, Москва)
- Новые возможности Windows 7 (Компания Мерлион, Россия, Москва)

Самая оригинальное решение визуального оформления и навигации курса (оценка комиссией экспертов)

1 Место
- Противодействие мошенничеству в «Райффайзен Банк Аваль» (Райффайзен Банк Аваль, Украина, Киев)
- Введение в угольную промышленность (компания ДТЭК, Украина, Донецк)

2 Место
- Презентация Интернет-банка «КИТ Интернет» (Инвестиционный банк КИТ Финанс, Россия, Санкт-Петербург)

3 место
- Цифровые фотоаппараты (Компания ДОМО, Россия, Татарстан)
- Каналы коммуникаций - вербальное, паравербальное и невербальное общение как основные каналы получения информации о клиенте (Пробизнесбанк, Россия, Москва)
- Дистанционное банковское обслуживание клиентов: Информационно-обучающий курс (Банк «Возрождение», Россия, Москва)

Приз сообщества (по итогам оценки поданных работ пользователями портала по всем критериям)

1 Место
- Введение в угольную промышленность (компания ДТЭК, Украина, Донецк)
- Стандарты обслуживания Клиентов Дивизиона Малого и Среднего Бизнеса (Пробизнесбанк, Россия, Москва)

2 Место
- Противодействие мошенничеству в «Райффайзен Банк Аваль» (Райффайзен Банк Аваль, Украина, Киев)

3 место
- Ноутбуки Lenovo ThinkPad (Компания Мерлион, Россия, Москва)
- Каналы коммуникаций - вербальное, паравербальное и невербальное общение как основные каналы получения информации о клиенте (Пробизнесбанк, Россия, Москва)
- Страхование средств наземного транспорта - КАСКО (Компания Альфастрахование, Россия, Москва)

Читать дальше......

среда, июня 09, 2010

Отзыв о конкурсе Courselab

Завершился очередной конкурс на лучший электронный курс, созданный с помощью редактора Courselab. 10 экспертов и более 50 специалистов по электронному обучению из компаний оценивали курсы в 4 номинациях. Всего на конкурс 23 компаниями было подано 33 курса.

Итоги подведены и опубликованы на портале для клиентов Websoft. В ближайшие пару дней мы опубликуем их на courselab.ru для всеобщего обозрения, вместе с конкурсными работами.

Появился первый отзыв от экспертов из компании SRC Мастер. Думаю участиникам конкурса будет интересно его прочитать.

PS
16 июня вечером все участники конкурса и эксперты приглашаются на eLearning Party - подробности мы разошлем в ближайшее время.

Читать дальше......

Elearn Expo 2010 - онлайн трансляция

Напоминаю, что 16-17 июня в Москве пройдет очередная выставка и конференция E-Learn Expo.


16 июня мы будем транслировать с помощью сервиса Вирутальный класс 2 секции конференции:
- Организация дистанционного обучения в компании - от анализа потребностей до оценки эффективности
- Организационные и технологические аспекты внедрения ДО в компаниях

Зарегистрироваться для участия в трансляции

Читать дальше......

Упорядочение белорусского сегмента Сети

В Беларуси активно дискутируются актуальные законодательные акты, регулирующие доступ к всемирной паутине резидентов республики, а также нюансы их применения, чему была посвящена онлайн-конференция БЕЛТА.

"Попробую дать один ответ на блок вопросов, касающийся проблемы ограничения доступа, и четко изложить нашу позицию. Во-первых, в указе четко прописано, что ограничение доступа для физических лиц будет осуществляться исключительно на добровольной основе. То есть, если родитель хочет ограничить для своего несовершеннолетнего ребенка доступ на порносайты и т.д., то он заказывает данную услугу у поставщика интернет-услуг, который ему их предоставляет. Что касается обязательного ограничения доступа, то в указе также прописано – для кого оно предусмотрено в обязательном прядке. Это – государственные органы и организации, а также организации образования, культуры и ряд других. Для остальных юрлиц, индивидуальных предпринимателей и физлиц ограничение доступа – только на добровольных условиях", - сообщил Александр Горбач. начальник отдела Оперативно-аналитического центра (ОАЦ) при президенте Беларуси Александр Горбач.

"Напомним, в Сети появился проект постановления о появлении в белорусском интернете "черных" и "белых" списков интернет-доступа. А. Горбач подчеркнул, что в заключительной версии документа все вопросы, касающиеся фильтрации, будут детально проработаны.

Список ограниченного доступа ("черный список") будет формироваться Минсвязи либо уполномоченной им организацией на основании решений руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов прокуратуры и предварительного расследования, органов КГК, налоговых органов, принятых в пределах их компетенции.

В соответствии с требованиями указа президента № 60 поставщикам интернет-услуг необходимо обеспечивать фильтрацию контента по запросу клиентов с 1 июля 2010 года".
Источник

Читать дальше......

вторник, июня 08, 2010

Внедрение системы дистанционного обучения в крупной розничной сети (Будни менеджера проекта)

Сегодня на портале HRM.RU прошел, на мой взгляд, очень интересный вебинар "Внедрение системы дистанционного обучения в крупной розничной сети (Будни менеджера проекта)", который провела Светлана Дмитриева из компании Детский Мир.

Светлана не побоялась открыто рассказать не только об успехах, но и о реалиях проекта внедрения системы, проблемах и технических сложностях и о том, как они преодолевались. Рекомендую посмотреть.

Светлане огромный респект!

Смотреть запись вебинара

PS
Призываю всех, кому есть чем поделиться с коллегами в рамках вебинаров HRM.RU написать мне об этом - мы предоставим площадку для выступления.

Читать дальше......

воскресенье, июня 06, 2010

10 способов сделать курс коротким

Мой краткий и вольный перевод материала Дональда Кларка "10 ways to keep courses short" (10 способов сделать курс коротким). По его мнению, люди и так страдают из-за информационной перегрузки и при изучении электронного курса надо оставить как можно меньше информации, которая была бы максимально релевантна.

Некоторые идеи небесспорны - что думаете?

10 способов:

1. Цели курса - уберите их, от них веет скукой, а обучаемого надо заинтересовать

2. Введение (в курс, модуль, главу) - убейте его, не надо лишней истории вопроса

3. Красивые картинки - если они просто иллюстрируют ключевые слова и не повышают эффектинвости изучения - выкиньте их

4. Текст - режьте его как можно сильнее. Не нужно лишних цитат, длинных предложений и прочих языковых красивостей. Испольуйте как можно больше буллетов (списков)

5. Звук - закадровая музыка и лишние клики и писки- только раздражают, уберите

6. Раздражающая анимация - если анимация не несет смысловой нагрузки (например, показ последовательно разворачивающегося процесса) - уберите ее. Flash должен вызывать особое подозрение

7. Видео - ничего длинее рекламного ролика. Думайте про YouTube, а не про телевидение.

8. Глоссарий - оставьте его только в случае если у вас очень технический курс

9. Время изучения курса - не проектируйте курс на 1 час или на 1 день. Курс должен быть ровно такой длины (минимальной) чтобы изучить материал. 15 минут - тоже неплохо

10. Отзывы о курсе - т.к. они ничего не говорят о реальном качестве обучения - избавьтесь от них

Читать дальше......

Виртуальность в бронзе

. На изображении - не виртуальные 3-дешные образы, в вполне реальные скульптуры в металле.
Смотреть еще здесь.

Поди разбери, где и что виртуальность и реальность.

Читать дальше......

суббота, июня 05, 2010

Оценка итогов обучения: результативность или эффективность

Сложность оценки итогов обучения, их выражения (и даже измерения) через эффективность или результативность неоднократно и на разные лады обсуждалась здесь в блоге и на аналогичных ресурсах.

Возможно, универсального ответа касательно оценки итогов обучения и не существует. Связано это не только со сложностью измерительных процедур, что финансовых, что педагогической диагностики, но и с условиями и спецификой учебного процесса в различных компаниях и, видимо в учебных заведениях. В каждом конкретном случае процедуры оценок, возможно, «слишком» уникальны.

Еще одним подтверждением этого вывода (для меня, по крайней мере), явилась реплика из интервью коллег, занимающихся обучением персонала фармацевтических предприятий:
«При оценке обучения необходимо говорить не об эффективности обучения, а о его результативности, в т.ч. о том, насколько правильно и полно составлены программы. Результативность внутреннего обучения может быть оценена в ходе экзаменов, аттестации, собеседования или по реальному улучшению работы сотрудников, которое может оценить непосредственный руководитель. Формы и критерии оценки результативности внутреннего обучения должны быть выбраны и установлены на каждом предприятии самостоятельно. Результативность внешнего обучения оценивается в основном по удовлетворенности слушателей. По окончании обучения можно провести “круглый стол”, простой опрос слушателей или тестирование. И в том, и в другом случае необходимо учитывать, что слушатели имеют разную базовую подготовку и специализацию, поэтому оценки проведенного обучения могут быть разными»

Читать дальше......

четверг, июня 03, 2010

Виртуальный класс - версия 2


Мы, наконец, завершили работу над 2 версией виртуального класса Websoft и планируем презентовать его на E-learn Expo. Если кто-то из наших клиентов хочет познакомиться с версией ранее - напишите мне.


Из нового:
- гибкое управление окнами
- множественные видеотрансляции
- улучшенные возможности рисования на whiteboard
- поддержка множественных whiteboard
- приватный чат
- формирование записи в формате flv
- сохранение всех активностей пользователей в базу с возможностью анализа
- настраиваймые стили (скины)
- множество мелких новых фич ...

Читать дальше......

среда, июня 02, 2010

Загадка

Угадайте о чем это:

Каждый вариант КИМа независимо от других обрабатывается в рамках модели Partial Credit. Эта модель принадлежит семейству моделей ТМПТ (IRT) и позволяет корректно обрабатывать результаты тестирования с учетом политомических заданий. После обработки, каждый из участников получает оценку уровня подготовленности, измеренную в логитах, а каждое задание КИМа получает оценку уровня трудности, также измеренную в логитах.

Читать дальше......

Facebook vs. LMS: объясните кто-нибудь

В продолжение темы о полезности LMS (см. недавний пост про то, что LMS должна идти к черту) - переводная статья статья Facebook vs. LMS: объясните кто-нибудь на distance-learning.ru

Читать дальше......

е-Learning - дитя компромиссов...

Давно столкнулся с мыслью, которая вот уже несколько лет не выходит их головы: «Идеальных учебников не бывает…. На мой взгляд, учебник всегда компромисс» (Владимир Шестаков, ст. науч. сотр. Института российской истории РАН, профессор).

К электронным средствам обучения эта мысль, очевидно, относится в еще большей степени, нежели к бумажным. Общение с коллегами подтверждает: дисбаланс желаемого и действительного, потенциальных возможностей eL и ресурсов для их реализации, различия интересов заказчиков и исполнителей, появление новых товаров и услуг и устаревание знаний и много чего еще требует гибких решений, в том числе и компромиссных.

Как поступать, к примеру,
- когда объем учебной программы требует слишком продолжительного обучения;
- когда штат специалистов ДО 1-3 человека, а в оперативной подготовке с помощью качественных е-курсов (без привлечения внешних провайдеров) нуждаются сотни и тысячи человек;
- когда запрос на обучение не соответствует реальной потребности в повышении эффективности работы сотрудников и пр. и пр.

Возможно, назрела необходимость выработать методику прихода к компромиссным решениям, касающимся заказов, проектирования, эксплуатации и пожинания плодов обучения. Во всяком случае, многие мои собеседники ставят такой вопрос. А в части согласования позиций заказчик–разработчик–учебный центр – и способы прихода к решениям на основе консенсуса.

Читать дальше......