Websoft

пятница, июля 30, 2010

10 элементов мобильного обучения

Мобильное обучение продолжает набирать популярность. Найджел Пэйн (Nigel Paine) выделил десять ключевых моментов в обучении «на ходу».

На прошлой неделе, я, стоя в вагоне метро, стал разглядывать людей, сидевших по соседству со мной. Это, доложу я вам, бесконечно увлекательно и весьма познавательно. Прямо по соседству со мной, на двух трехместных сидениях, расположенных одно напротив другого, сидели пять человек со смартфонами, сконцентрированные на том, что они делают, сгорбившись над экраном. У троих были iPhone-ы, у двоих Blackberry. Шестой пассажир читал невероятно мятый экземпляр газеты Metro.

Двое, похоже, писали электронные письма, а трое других играли в разного сорта игры. Я не мог не отметить в этой ситуации три важнейших момента: уровень концентрации и фокусировки, очевидное удовольствие от приятного занятия во время скучной поездки и очень высокий уровень восприятия – по моей оценке около 80%. Ноутбуком не пользовался никто во всем вагоне. Некоторые пассажиры читали книги, однако по моим прикидкам, их было примерно втрое меньше, чем пользовавшихся смартфонами. Вот десять уроков, которые я усвоил по итогам этой поездки в подземке:


Читать далее

Читать дальше......

четверг, июля 29, 2010

Попугай Эйнштейн

Посмотрите чему можно научить попугая. А мы людей не можем научить со всем нашим педдизайном бумажки заполнять и числа складывать :)

Как в старом анекдоте про чукчу играющего с собакой в шахматы - "Какая у вас умная собака! Почему умная - у нас ничья!"



PS
Обратите внимание на то, что TED изменил формат выступлений - вместо 19 минут стало 6. Оказалось что для того чтобы изложить замечательную идею нужно в 3 раза меньше времени?

Читать дальше......

Пульс нации

"Британские ученые" изучили твиты (написали программу для анализа) и получили "пульс нации" - визуализировали на карте США насколько счастливы люди (зеленым - более счастливы, красным - менее) в определенные моменты времени. Смотрите как меняется картинка во времени:



Несколько "удивительных" открытий:
- ранним утром и поздним вечером американцы более счастливы чем днем
- выходные лучше чем рабочие дни

Капитан Очевидность был бы доволен :)

Читать дальше......

2 мира - 2 системы

В кулуарах белорусской летней школы e-learning, за которую особое спасибо Лене Локтевой, общался с одним из профессоров. Обнаружил фундаментальное различие в понимании цели обучения - ВУЗу важно равноправие. Не его дело оценивать потенциал своих студентов, всех кто поступил, сдает сессию и платит деньги надо учить одинаково. Поэтому часов учебных экономить не нужно.

Корпоративный мир более жесток - если компания не видит в тебе потенциала, то максимум на что ты можешь рассчитывать - 4 часа электронного курса и пару тестов. Вот если ты в кадровом резерве, тогда другое дело...

А для ВУЗовского человека очень сжатый учебный курс это хотя бы неделя - и это большое достижение. Цитата - "мы работали с одним банком и смогли сделать учебную программу на 4 дня!".

Смогут ли люди из этих 2-х обучающих сообществ (ВУЗовского и корпоративного) реально понять особенности друг-друга? Не уверен...

Читать дальше......

воскресенье, июля 25, 2010

ИКТ планы Беларуси

«В ближайшей пятилетке ИКТ станут одной из ведущих отраслей экономики с долей в ВВП более 10 %. Будет обеспечен темп роста отечественного рынка ИКТ, превышающий среднегодовые показатели роста экономики в 2–3 раза, что позволит Беларуси получить статус крупного экспортера информационных технологий,» - пишет в статье для одного из белорусских журналов Министр связи и информатизации Беларуси Николай Пантелей (на фото).

Также, по словам министра «к 2015 году Беларусь достигнет основных количественных и качественных показателей, "характеризующих развитие информационного общества".
К 2015 году в Беларуси должно быть 5 миллионов абонентов мобильного интернет-доступа .. против 1 млн в 2009 году, а количество портов широкополосного доступа вырасти до 3 млн с 500 тыс. в 2009 году.

За грядущую пятилетку Минсвязи собирается перейти к технологиям доступа класса "оптика в каждый дом" (GEPON и др.), мультисервисным сетям электросвязи и внедрить такие передовые технологии мобильного широкополосного доступа, как WiMAX … и LTE. В ближайшие три года планируется проложить волоконно-оптические линии связи ко всем сельским населенным пунктам» (Источник).

Читать дальше......

Альтернатива iPad за 35…20 … $10

Индийское правительство презентовало прототип планшетника с сенсорным экраном. Цена - $35. Серийное производство намечается уже в следующем году.
Аппарат не имеет жесткого диска, вместо него –карта памяти, возможно, он будет работать на солнечных батареях. Операционка – Linux. Целевая аудитория – студенты. Базовые возможности: выход в интернет, видеоконференции (вот они, вебинары!) и работы в текстовых редакторах.

Министр развития человеческих ресурсов Индии (интересное название министерства, не правда ли?) Капил Сибал (на фото) сообщил, что авторы планшетника намечают снизить его цену до $20 и даже до $10.
Любопытно, что частный бизнес не захотел рисковать с разработкой такого планшетного компьютера. Его прототип был создан в государственном Технологическом институте.

Впрочем, уже ни один проект дешевых ноут- и нетбуков, прочих лептопов проваливался как в Индии, так и в других точках. Поживем – дождемся…
Подробнее

Читать дальше......

пятница, июля 23, 2010

Патриарх о пользе соц.сетей

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил внимание, что соц.сети имеют позитивное значение, поскольку возрождают эпистолярный жанр. По мысли предстоятеля, письменное общение дисциплинирует ум:
«… всякая мысль, положенная на бумагу, когда она становится достоянием широкого круга людей, — особенно если есть обратная связь, когда на этот текст могут немедленно отреагировать другие, причем критически отреагировать, — очень дисциплинирует человека и развивает культуру письменного изложения своих мыслей. А способность письменно излагать мысли — это один из самых важных показателей культуры человека. Поэтому развитие эпистолярного жанра на новом этапе является в культурном смысле очень важным положительным шагом.»
Вполне созвучные eL слова.

Читать дальше......

четверг, июля 22, 2010

Каково будущее LMS?

В продолжнение темы судьбы и развития систем управления обучением статья "Каково будущее LMS?" (перевод с английского). Западные e-learning эксперты продолжают предлагать зайцам стать ежиками (как в известном анекдоте) и отказаться от LMS в пользу социальных сетей и еще чего-то. Только пока не очень понятно как можно сделать так, чтобы все это работало в условиях корпоративных правил и сетей.

Я сомневаюсь, что "смерть" LMS близка, но под воздействием таких идей в состав LMS все больше будут проникать функции взаимодействия (блоги, сети экспертов и т.п.). При этом по моему опыту, что пока многие компании не научились справляться даже с той функциональностью коммуникаций, которая есть в стандартной LMS "коробке" (форумы, чаты, опросы...).

Цитата из статьи:
К черту вашу LMS. Найдите способ интегрировать ее функции в платформу корпоративного взаимодействия

Читать дальше......

Продажи электронных книг в 2 раза превысили продажи бумажных

Продажи электронных книг в 2 раза превысили продажи бумажных. В США. По данным Amazon.com. Читайте в Ведомостях.

Я подтверждаю это. С тех пор, когда я купил себе Amazon Kindle, я купил и прочел на нем около 20 книг за 7 месяцев. За предыдущие 3 года я купил в Amazon книг 5-7.

Читать и особенно покупать в электронном виде и правда намного удобнее. Единственным исключением является чтение книги прямо сидя в Москва-реке, что я реализовал в эту жару с бумажным вариантом и не рискнул сделать с Kindle :)

Бумажным книгам приходит конец?

Читать дальше......

вторник, июля 20, 2010

Аристотель о текстовом контенте




«Следует заботиться о стиле не как о чем-то, заключающем в себе истину, а как о чем-то необходимом, ибо всегда справедливее стремиться только к тому, чтобы речь не причиняла ни печали, ни радости: справедливо сражаться орудием фактов так, чтобы все, находящееся вне области доказательства, становилось излишним…

При всяком обучении стиль необходимо имеет некоторое небольшое значение, потому что для выяснения чего-либо есть разница в том, выражаешься ли ты так или этак; но все-таки [значение этого] не так велико, [как обычно думают]: все это относится к внешности и касается слушателя, поэтому никто не пользуется этими приемами при обучении геометрии.» (Риторика, Книга третья, 1, 1404а)

Устарел ли старина Аристотель в контексте eL?

Адрес картинки

Читать дальше......

воскресенье, июля 18, 2010

Писатели! Толпы писателей! Делайте wikiроман

Многие e-learning’цы с большим или меньшим успехом пытались использовать и используют wiki, например здесь и здесь, для организации учебного процесса или совместного поиска решений в деле eL.

Писатели также обратили свой взор к wiki , точнее – писатель, Натан Дубовицкий публикует начало романа, который могут завершить его читатели, став соавторами.
Правда, в чистом виде процесс нельзя будет считать Web 2.0 явлением, поскольку читательские (или соавторско-читательские) варианты будут материализовываться не на движке wiki, а просто высылаться в журнал.
«Каждый может внести посильный вклад, сколько не жалко — реплику, диалог, описание природы, замечание, целый роман, целых два, три, четыре романа, сноску, стишок, твит, просто идею, подсказку… Все пойдет в дело, — пишет Натан Дубовицкий. — … Писатели! Толпы писателей! Делайте первый в России wikiроман, присоединяйтесь к хорошему делу».
Кто знает, может, нарождается новая культура и новая литература.

Читать дальше......

пятница, июля 16, 2010

Объективные трудности в работе специалистов еL

Сегодня на вебинаре обсуждали с коллегами трудные вопросы, касающиеся написания текстового контента, стиля речи в е-курсах. Мимоходом не могли не затронуть и иные объективные трудности, связанные с трудом специалистов еL, а не только с монологическим характером книжных стилей речи.

В общем виде трудности представились такими:


Смотреть запись вебинара.

Читать дальше......

четверг, июля 15, 2010

СДО как SaaS и хранение данных

Сегодня, в процессе обсуждения с коллегами, возник вопрос о хранении данных при использовании системы дистанционного обучения как SaaS (приложение как сервис), т.е. когда мы предоставляем клиенту возможность арендовать у нас систему и использовать виртуальный учебный центр на наших серверах (например, на MyLMS.ru).

Аренда приложений всем хороша, но неминуемо возникает вопрос о том, надежно ли хранятся мои данные у провайдера (резервное копирование, несанкционированный доступ и т.п.).

Так вот вопрос:
Будет ли заказчику спокойнее если он будет знать, что его данные хранятся не у провайдера сервиса дистанционного обучения, а где-нибудь в "облаке" - в Microsoft Azure, Amazon S3 или Google Docs?


Готовы ли морально пользователи систем к тому, что на вопрос "Где лежит табличка с моими обучаемыми" провайдр будет отвечать "Где-то внутри Google"?

Читать дальше......

вторник, июля 13, 2010

Групповой взгляд на специфику труда преподавателя в еL

Сегодня обсуждали с коллегами на вебинаре специфику труда преподавателя в е-learning. В частности, соотношение квалификации е-learning’цев и их трудовых усилий.
Вот так, в частности, это происходило:






Интересно, что может подумать типичный заказчик (менеджмент) о педагогах е-lеarning’цах, сколько-нибудь внимательно вглядевшись в такие картинки? Как это скажется на благосотостоянии образованцев? Апеллирую к вашей рефлексивности и/или эмпатии, коллеги.

Читать дальше......

Из опыта внедрения СДО

Зная, как ценен для e-lerning'цев практический опыт коллег, как приходится информацию собирать по крупицам, готов поделиться (в рамках дозволенного, разумеется) частью доступной информации.
Недавно ознакомился вот с такой визуализацией (см. рис.) концепции информатизации одного образовательного учреждения, включая СДО. Надеюсь, она послужит импульсом для анализа и кристаллизации ваших собственных идей.

Читать дальше......

воскресенье, июля 11, 2010

116 миллионов за вебинары

Blackboard, ведущий в США и Западной Европе, поставщик LMS для университетов, прикупил себе 2 компании поставщика инструментов для вебинаров и видеоконференций: Elluminate и Wimba. За $116 миллионов наличными.

А мы давно говорили, что решения для LMS и вебинаров должно быть от одного поставщика, да еще и максимально интегрированы между собой. Или, в идеале, являться 2 частями одного единого продукта... Как WebTutor :)

Иначе замучаешься интегрировать и обслуживать.

Читать дальше......

Победители Training INDEX - кейсы

Компания Амплуа-Брокер опубликовала брошюру с 4 кейсами победителей премии Training INDEX. Что приятно, в очередной раз, большинство победителей этой премии - наши клиенты. В брошюре 3 из 4 компаний (Вимм-Билль-Данн, ВТР и РайффайзенБАНК) используют систему WebTutor. И портал, построенный на ее основе является важным элементом их T&D стратегии.


Источник

Читать дальше......

четверг, июля 08, 2010

ДО для детей-инвалидов

Новостная лента принесла следующую благую новость:

Президент России Дмитрий Медведев выступил на заседании Совета по развитию информационного общества 8 июля в Твери, сообщает РИА «Новости».

В своём выступлении глава государства назвал недопустимым задержки с созданием системы дистанционного обучения для детей, которые по состоянию здоровья не могут ходить в школу. Президент назвал создание такой системы важнейшим приоритетом, поскольку именно для таких детей эта система образования является единственно возможной и достаточно эффективной.

«Средства регионам выделялись, но в большинстве работы не завершены», – подчеркнул президент.

Я регулярно вижу сообщения в новостях что в том или ином субъекте федерации завершена работа над системой дистанционного обучения для детей-инвалидов. В каждом субъекте на это тратятся десятки миллинов рублей. Причем не очень понятно зачем это делать в каждом регионе - если ребенок инвалид, из дома не выходит и учится только дистанционно, то вполне можно сделать одно централизованное решение и съэкономить миллионы рублей. Детей не так много - тысячи. но никак не миллионы. Причем учить их могли бы лучшие преподаватели со всей страны на том же едином ресурсе. Для меня текущий подход загадочен...
 
Кто все это делает? Что-нибудь реально используется и работает? Поделитесь если знаете...

Читать дальше......

среда, июля 07, 2010

Adobe на iPad

Про войну между Apple и Adobe уже неоднократно писалось. На мой взгляд от результата этой войны существенно зависит будущее мультимедии и в веб и в e-learning - если Apple "дожмет" Adobe, то от доминирования flash скоро мало что останется.

Так вот, Adobe выпустила продукт позволяющий все же делать контент для iPad, т.е. не во flash. Читать тут: Adobe откусывает кусок у Apple.

С другой строны "Европейская комиссия может в скором времени ввести новые правила, заставив компанию Apple снять запрет на использование технологии Flash на своих устройствах".

Интересно, чем это все кончится?

Читать дальше......

Серьезная игра про BP

Хотите попробовать вместо British Petroleum заткнуть дыру в скважине и остановить нефть, вытекающую в Мексиканский залив? Заплатите $1 и получите игру для XBox. Сделали на редкость оперативно, еще не все пеликаны успели помереть. Вот уж точно "серьезная игра" - совсем даже не смешная...


Подробности читать здесь (на английском)

Читать дальше......

С кем Вы, мастера e-Learning?

За рутиной будней мы забываем, что ДО и eL генетически возникли как альтернатива традиционной образовательной системе. Альтернатива прежде всего в планах:
- открытости образования,
- самостоятельности учащегося в выборе места, времени, темпа и даже предмета изучения
- позиций «преподающий - учащийся», трактуемых как «помощник в самостоятельном освоении знаний – свободное освоение знаний по внутренним потребностям».

Традиционное же образование, присмотревшись к технологическим eL решениям и наслушавшись красивых слов про гуманизацию, демократизацию и (ин)новатику, бросилось осваивать нишу e-learning, привнося в нее свои исторические достижения.
Среди них:
- увековечивание достижений и ценностей культуры, сохранение порядка, обеспечение стабильности и предсказуемости аудитории,
- директивное (авторитарное) принуждение к учебной деятельности и ее течению,
- накопление навыков и умений для «правильной жизни».

Наше ДО, так сказать нашенское «открытое образование», приговаривая про демократизацию и менеджмент образования с человеческим типа лицом сохраняет, воспроизводит и навязывает в обучении, а в нашем случае, в обучении взрослых людей(!) те же достижения, что сформировались в средневековой и прусской школах – школах тоталитарных по методам и философии.
В частности:
- большие тети и дяди оптом проходят одни и те же курсы, сдают тесты, преимущественно из-под палки (кстати, и УЗ так же оптом вот-вот начнет внедряться),
- «учебные предметы представляют науку как кодекс законов со сборником рецептов впридачу" (с, Э. Гусинский, Ю. Турчанинова)
- мотивация к учению (внутренняя) мало кого интересует, а спускается извне в приказном порядке;
- достижения науки и практики переписываются в инструкции, которые и регулируют процесс обучения, более того, становятся по сути предметом изучения;
- учебный контроль – преимущественно наказательный, а не обучающий
- главный механизм обучения – запоминание и предъявление запомненного, желательно без применения ума и самостоятельности.

Электронные курсы при таком подходе «отливают в бронзе» свои полную правильность, компетентность по определению, поскольку выступают от непогрешимого имени и по поручению науки, культуры, практики, менеджмента, короче - стандартов (от ГОС до корпоративных) или каприза заказчиков и мастерства вендоров. Вот оно – T&D по-нашему – в действии! Дай бог, чтоб они при этом были мало-мальски грамотно сделаны. А коли не так?

Хорошо это или плохо? ИМХО, здесь подобный критерий неуместен. Ни хорошо, ни плохо! Это дано. Это факт, Это есть. Более того, это работаете, пусть и в заданных рамках. Иногда вполне целесообразно и полезно работает.
Здесь дело не в оценке, а в личном выборе. Вы за красных или за белых? За традиционное или современное электронное обучение? Делайте свои выбор, дамы и господа. Главное, чтоб было, из чего выбирать. Или за вас, вас, вами уже выбрали?

Читать дальше......

воскресенье, июля 04, 2010

Традиционное преподавание и e-learning

Компьютерное обучение (что e-learning 1.0, что 2.0) привносят в традиционное содержание деятельности преподавателей кое-что новое:
- сильно усложняется деятельность по разработке курсов, одних текстов лекций и даже электронных презентаций становится мало, Кроме самого факта наличия и быстрого развития средств еL, инициативу носителей и передатчиков знаний сковывает также необходимость увековечивания своих учебных материалов в электронном виде, что сильно повышает требования к их качеству.
- преподаватель перестает быть центром образовательного процесса, из транслятора и интерпретатора знаний он все более становится средством поддержки самостоятельной работы учащихся;
- традиционное педагогическое общение преимущественно монологического типа - центрированное на преподавателе, по модели «один со всеми», теряет актуальность. Телекоммуникации требуют преобладающего общения один на один, а также организации группового учебного взаимодействия учащихся с целью взаимообучения.

Пока, ИМХО, не вырастет, не образует себя новое поколение преподавателей, наши е-курсы, особенно в духе e-learning 1.0, будут в массе своей воспроизводить традиционные способы учебной деятельности, а LMSки реализовывать и консервировать традиционное управления ею. В новые мехи, сдается, пока попадает преимущественно старое вино.

Читать дальше......

Рисованный эффект

Послушайте этот 10-минутный рассказ о мотивации сотрудников. Идея и сам доклад очень хороши. Но представьте себе, что вместо рисованных иллюстраций доклад бы сопровождался "говорящей головой" выступающего и/или слайдами PowerPoint. Был бы эффект таким же? Мне кажется стоит задуматься...

Читать дальше......

Courselab Teamwork - начало бета-тестирования на mylms.ru


С некоторой задержкой, мы открываем новую версию редактора Courselab 2010 Teamwork для тестирования.

Особенности новой версии:
- работает полностью из веб-браузера
- обеспечивает коллективную работу над курсом группы разработчиков
- поддерживает все объекты (около 100) и шаблоны (также около 100) традиционного Courselab

Ограничения бета-версии (будут устранены в течение ближайших недель):
- работает из Internet Explorer (рекомендуется 8 версия)
- для работы с векторными объектами (автофигуры, быстрая разработка) необходимо включить режим совместимости в IE 8
- не подключен импорт из PowerPoint
- не подключен механизм копирования-вставки и Undo
- в доступном для тестирования веб-интерфейсе системы нет кнопки для импорта/экспорта курсов из обычного (offline) Courselab

Безусловно, в процессе и по итогам бета-тестирования будут существенно оптимизированы интерфейс и скорость работы, исправлены ошибки.


Для того, чтобы принять участие в тестировании нужно:
- пойти на сайт http://www.mylms.ru/
- зарегистрироваться и войти в закрытую часть сайта
- перейти в раздел "Courselab", создать новый курс и репозиторий (не забудьте указать созданный репозиторий для курса)
- нажать на кнопку "Открыть курс" и начать работать

Мы очень ждем ваших замечаний и пожеланий.

PS
Помимо редактора на сайте MyLms доступно создание простой системы дистанционного обучения (до 50 обучаемых), использующей подмножество функций WebTutor, а также проведение вебинаров на 2-й версии Вирутального Класса Websoft (будет запущено на следующей неделе).

Читать дальше......

пятница, июля 02, 2010

Шоу-дидактика

Несколько раз натыкался на этот термин, сегодня наткнулся на вот такое его обоснование:
«Необходимость введения понятия шоу-дидактика объясняется явлением стихийного воздействия экранной и массовой культуры в сферах дополнительного образования, преподавания предметов искусства в школе, контекстного содержания образования. Внутренние противоречия этической и эстетической составляющих массовой культуры позволяют говорить о наличии «зоны риска» в применении шоу-дидактики, о необходимости дальнейшего изучения этих сложных разнонаправленных многоуровневых процессов».

Решил «пояндекесить» запрос «шоу-дидактика». Документов нашлось немного. Среди них и автореферат диссертации, и основательная статья на украинском языке.
Важно, что с шоу-дидактикой практически все авторы связывают использование электронных образовательных решений, реализацию принципа интерактивности, игровые решения и коммуникацию в Web 2.0. И рассматривают ее в позитивном ключе, как дидактику, а не как шоу.

Читать дальше......

Про игры, неформальное обучение и Courselab

Несколько новых материалов, переведенных с английского, опубликовано на distance-learning.ru:
1) Игры - это не альтернативная концепция электронного образования

2) Формализованное неформальное обучение: вредная смесь - с основной идеей:

Не пытайтесь формализовать неформальное обучение. Просто помогите людям выполнять их работу

3) Отзыв о конкурсных работах - конкурс Courselab 2010, Марины Унгер из Бизнес-школы SRC

Читать дальше......