Websoft

понедельник, августа 30, 2010

Создание HR-портала - кейс компании ДТЭК

Команда e-learning специалистов компании ДТЭК, во главе с Александром Лариным, недавно занявшая первое место на комнкурсе Courselab, поделилась кейсом, с описанием своего внедрения.

По-моему очень интересный материал - рекомендую!



PS
Наиболее интересно для меня то, что все внедрение системы за исключением первичной установки и интеграции с Active Directory, сделали сами специалисты компании. Включая настройку дизайна, процедуры оценки результатов деятельности, отчеты и т.п. Что доказывает, что толковые люди с помощью WebTutor самостоятельно могут сделать очень многое :)

Читать дальше......

воскресенье, августа 29, 2010

Как в кризис дистанционное обучение стало превращаться в управление знаниями

Андрей Мирошниченко, ведущий специалист по управлению интеллектуальными активами, отвечающий за управление знаниями и систему дистанционного обучения в компании СТА Логистик (наши клиенты, использующие систему WebTutor) написал статью "Как в кризис дистанционное обучение стало превращаться в управление знаниями" - рекомендую прочитать.

Цитата (преимущества ДО перед очным обучением):

Первое преимущество

Оформляя актуальные и ценные знания в электронный курс, специалисты по электронному обучению занимаются кодификацией неявного знания. Причем оформляют его не в форму инструкции или регламента, а в форму дидактически более приспособленную для трансляции.


Второе преимущество
В отличие от очных тренингов, ориентированных на передачу минимума теоретических знаний и отработки их на практике, электронное обучение в большей степени ориентировано на работу с теоретическим знанием, на его систематизацию и структурирование, на демонстрацию систематической связи теории и практики. Благодаря этому «пропускная способность» и долговременность электронных курсов значительно возрастает по отношению к очному обучению. На фоне устойчивого знания можно отрабатывать разные практические навыки (и здесь есть перспектива взаимодополнения электронного обучения и очных тренингов, но, заметьте, очные тренинги будут дополнять электронные).

Третье преимущество


Повторяющиеся очные тренинги не могут обеспечить равное качество доставляемых до обучаемых знаний (тренер не может работать одинаково хорошо все время), а вот электронное обучение как раз и обеспечивает равное качество знаний для всех участников обучения.

Читать дальше......

пятница, августа 27, 2010

Тестирование в PowerPoint

Время от времени приходится сталкиваться с макросами для PowerPoint, которые позволяют осуществлять тестирование.
Вот как представляет новую версию тестировщика, разработанного педагогом Россошанской школы-интерната Анатолием Комаровским, ресурс (небезынтересный, кстати) http://didaktor.ru:
«Учителю достаточно вставить свое содержание, изменить внешний вид слайдов. При необходимости слайды с различными типами заданий можно копировать. Остальное программа сделает сама».

Выглядит неплохо, за исключением, пожалуй, фона. В чем-то спорит по функционалу со средствами авторинга.




Читать подробнее и скачать демоверсию можно здесь.

Читать дальше......

Медведев поручил внедрить электронные учебники уже осенью

Дмитрий Медведев в своем поручении правительству определил дату «масштабного внедрения электронных образовательных ресурсов» (ЭОР). Эти работы должны быть закончены до 1 декабря 2010 г. К этой же дате должна быть организована техническая и методическая поддержка педагогов, пользующихся такими учебными материалами. Президентские поручения даны по итогам июльского совета по развитию информационного общества.

Читать дальше

Из непонятного мне:

- Насколько мне известно, кучу денег для того, чтобы сделать читалку для ЭОРов под Linux выделили еще 2 года назад, но судя по статье ее все так и нет. Видимо в городе стало на несколько Лексусов больше

- Зачем надо было изобретать уникальный формат для ФЦИОР и специальный софт и стандарты для работы с ними, когда есть браузер и SCORM? Особенно с учетом того, что абсолютное большинство ЭОРов которые я видел сделаны на flash и засунуты в эту странную оболочку. Никакого объяснения, кроме освоения средств не наблюдается...

- Как повсеместное использование ЭОРов вдруг улучшит качество российского школьного образования? Особенно удивляешься этому когда наблюдаешь подноготную конкурсов по их созданию...

Короче, как-то все очень по российски получается, т.е. как всегда...

Читать дальше......

вторник, августа 24, 2010

Generation Web 2.0?

Британские, испанские и яgонские подростки не видят принципиальной разницы между онлайновыми сообществами и родной семьей. К такому выводу пришли исследователи из Финляндии, опросив около 4 300 пользователей заточенного специально для подростков виртуального мира Habbo.
«В некоторых развитых странах подростки активно отказываются от живого общения в пользу виртуального» (источник), что для подростков, впрочем, не так уж и неестественно.

Пока мы и коллеги рассуждаем про Web 2.0 и коннективизм в обучении взрослых, не нарождается ли новое поколение. Которое, доживя до средних лет, уже не будут различать тепло биологической семьи и www-семейства?

Читать дальше......

воскресенье, августа 22, 2010

пятница, августа 20, 2010

Руки прочь от силиконовых долин и инноградов?

Странные люди эти американцы. Алексей недавно обратил внимание на одну из их странностей.

А вот еще одна:
Основатель и и главный редактор авторитетного IT-блога Techcrunch, житель Кремниевой долины Майкл Аррингтон (Michael Arrington) реагирует (по-английски и в сокращенном переводе)на интерес американских властей к развитию инноваций:
"Оставьте нас в покое! Нам не нужна помощь правительства, потому что все, к чему оно прикасается, превращается в токсичные отходы. Оставьте Кремниевую долину в покое, пожалуйста.
...
Нам не нужны субсидии. Нам не нужны «государственно-частные партнерства». И ни за какие коврижки нам не нужно «законодательство»! Просто позвольте нам делать то, что мы делаем... Потому что все, на что вы способны, — это испортить что-нибудь хорошее."
Может, и прав Задорнов про умственные способности американцев, особенно из силиконовых долин и возвышенностей. Им бы про Сколково или про белорусский Парк высоких технологий почитать, глядишь, и приросли бы инновациями.

Читать дальше......

четверг, августа 19, 2010

Kindle для Африки

Неправительственная некоммерческая организация Wonderreader планирует бесплатно раздать электронную читалку Amazon Kindle всем детям в африканской стране Гане. С некоторым набором книг.

Источник

Читать дальше......

Как надо менять версию LMS

Компания Blackboard обновляет версию своей LMS в одном из американских университетов. Для информирования об этом и, видимо, улучшен ия восприятия пользователями нового продукта, они сняли юмористические видеоролики пародирующие рекламу дезодоранта Old Spice.



Нам не смешно, ибо мы не американцы и той рекламы не видели, но идея забавная. Пользователей надо увлечь новой версией еще до ее установки...



Надо будет снять кино про то, как мы будем переходить на новую версию WebTutor в следующем году :)

Читать дальше......

среда, августа 18, 2010

Белорусы переезжают

Если, кто не заметил - белорусское сообщество E-learning начало с площадки в Ning перебираться на свой собственный сайт http://www.e-learning.by/

Читать дальше......

Почему Россия не Америка или про обучение в ЦРУ

Представьте себе объявление в российской HR-прессе:
"С прискорбием сообщаем, что позавчера на 55 году жизни скончался известный всему рынку специалисто по обучению Иванов Иван, проработавший 27 лет директором по обучению в Службе Внешней Разведки (ранее КГБ). и.т.п"

Звучит как первоапрельская шутка! Такому у нас не бывать никогда.

А вот такое сообщение я нашел в блоге Элиотта Мейси, известного гуру по корпоративному обучению:

Jonathan Kayes, a global leader in learning, passed away on Thursday night. Jonathan was the Chief Learning Officer of the Central Intelligence Agency for many years and recently became the CLO of The MASIE Center’s Learning CONSORTIUM. Jonathan served the United States in a critical role as an Operations Officer for the CIA for 27 years. He died at the young age of 53.

Jonathan was a key leader in the world of learning. His work on “affordances” brought a unique perspective to viewing technology from a practical and empowering viewpoint as organizations design learning.

Источник


Короче, был Джонатан Кейс из ЦРУ глобальным лидером в области обучения, писал статьи в журналы, выступал на открытых конференциях. И даже не был при этом засекречен...
 
Впрочем у нас тоже есть глобальный лидер из тех же мест :)

Читать дальше......

воскресенье, августа 15, 2010

Летная школа еL в Беларуси. Что и Как это было


Довольно подробный отчет о работе Летней школы представила Светлана Масюкевич.
Несколько "удивлений", зафикисрованных Светланой:
- Традиционные слайдовые курсы устарели!
- LMS изжила себя
- Перестаньте преподавать!
- Можно ли зарабатывать через социальную сеть?
- Попытка комплексно решить задачу (внедрения СДО - ВН) приводит к неудовлетворительному результату.

Полностью аналитику Светланы читайте здесь. Текст Светланы, на мой взгляд, реально и экспертно описывает реальное событие. Увы, не так детально, как это возможно. Да нельзя же объять труднообъятного :)

По моим же субъективным соображениям, Школа взяла не числом, а умением. Значение этого события еще предстоит оценить и ... пролонгировать. А его влияние, ИМХО, на СНГовский eL уже вполне очевидно сказывается.

См. фотоотчет о работе школы.

Читать дальше......

пятница, августа 13, 2010

Library 2.0, или Электронная библиотека по-корейски

В концепции Национальной цифровой библиотеки Республики Корея, «являющейся универсальной цифровой библиотекой, достойной представлять Корею на мировом уровне, соединились передовые IT-технологии, в создании и использовании которых Корея опережает многие развитые страны, высокий уровень IT и компьютерной грамотности корейцев, а также стремление библиотечных кругов страны соответствовать требованиям, которые предъявляют современные корейцы к сфере предоставления информации.
Эта концепция коренным образом отличается от концепций существующих национальных и зарубежных электронных библиотек, к которым можно получить доступ по Интернету. Дело в том, что современные электронные библиотеки выполняют, в сущности, всего лишь функцию веб-сайта обычной библиотеки, предоставляя доступ в режиме онлайн к хранящимся в библиотеке материалам. В отличие от них в НЦБ занимаются сбором и хранением любых источников информации, которые оцениваются как потенциально полезные, включая мультимедийнные материалы, видеоролики из Интернета и др. Кроме того, в НЦБ собирают и хранят, переведя в цифровой формат, важнейшие произведения литературы, официальные бюллетени и другие документы, которые издаются в стране, включая различные базы данных для коммерческого пользования. Таким образом, мы можем сказать, что НЦБ представляет собой идеальную библиотеку, которая, обладая обширными аналоговыми и цифровыми ресурсами информации, собранной внутри страны и за её пределами, обеспечивает свободный доступ к ним пользователей как на месте, так и удалённо».
Читать остальное

Читать дальше......

четверг, августа 12, 2010

Виртуальный класс 2 на MyLMS.RU

К проекту MyLMS.ru наконец прикручен Виртуальный Класс версии 2.



Теперь есть полный комплект - действительно интегрированное SaaS решение, с помощью которого виртуальный учебный центр с собственным доменом и сайтом создается за 10 минут. В комплекте:
- СДО
- Тестирование
- Учебный портал с механизмом управления контентом, форумами, блогами и т.п.
- Авторское средство (Courselab Teamwork)
- Вебинары



При количествеобучаемых менее 100 получающийся после регистрации учебный портал бесплатен.

Всем желающим предлагаю попробовать.

Читать дальше......

среда, августа 11, 2010

PLE против LMS

Видео (на английском с испанскими субтитрами) - изображает диалог между старым профессором (LMS) и продвинутым маленьким мальчиком (PLE - персональная среда обучения). Малыш объясняет профессору почему LMS это прошлый век...



Вы за белых или за красных?

Читать дальше......

С бумаги на цифру

Одно из крупнейших американских издательств популярной литературы Dorchester отказалось от выпуска печатных книг и переключается на цифровые. Это мировая тенденция: в 2010 году устройств для чтения электронных книг будет продано 10 млн, прогнозируют эксперты. Российский рынок цифрового контента сейчас оценивается в $3 млрд.

Это цитата из статьи "Цифра, ножницы, бумага".

На выходных на даче читал бумажную книгу, впервые за последний полгода. Кстати, с покупой Kindle я стал читать как миниму втрое больше, уже не знаю почему. Неоднократно ловил себя на мысли, что читать на бумаге неудобно (не вложил закладку - потерял где читал, нет встроенного словаря, что полезно для книги на английском, книга толстая и занимает массу места, когда куда-то кладешь или несешь).

Похоже бумажным книгам и вправду скоро конец. Даже моя жена выбрала электронную книгу в качестве подарка не день рождения, а она у меня крайний традиционалист :)

Читать дальше......

Нетривиальный курс

Учебный курс по борьбе с коррупцией будет назначен российским чиновникам, борющимся с коррупцией. Нетривиальная образовательная задача, предполагающая столь же нетривиального решения.

Всего за 36 часов лиц, которые будут заняты антикоррупционной деятельностью, разумеется, среди чиновников, научат не только правильно проверять налоговые декларации и сотрудничать с милицией при попытках подкупа,
но и
предоставят возможность освоить основы прикладной коррупционной психологии, что «…позволит борцам с коррупцией определять среди чиновников типы личности, склонные к недобросовестной службе». Все научно обоснованно, ибо в РАГС создали методику «определения типа личности, склонной либо не склонной к коррупционным действиям.»

Программа обучения включает 10 лекционных и 26 практических часов занятий.
«Основная задача курса — научить чиновников не выявлять и наказывать коррупционеров, а сделать так, чтобы люди ими не становились», - считает сотрудник Кремля.

Сразу же подумалось:
- какими образовательными средствами будет достигаться решение задачи курса?
- каковы критерии измеримости его результата?
- а можно ли такой курс реализовать, пусть и частично, в формате электронного обучения?
Здесь, ИМХО, симуляции и серьезные игры пришлись бы очень кстати.

Читать дальше......

понедельник, августа 09, 2010

Ненастоящее еL

В тему, кажется, поста «2 мира - 2 системы» и, ИМХО, в ее развитие приведу две цитаты из представителя вуза (1-я) и корпоративного сектора обучения (2-я)

«…практически все электронные курсы (и конкурс Курслаба) - это в чистом виде бихевиористский подход. (Программированное обучение). Для того, чтобы дойти то "клиентоориентированного обучения" надо подняться до конструктивизма через когнитивизм (так было на Западе). Я не видел в корпоративном секторе таких электронных курсов.
К сожалению, практически в корпоративном секторе нет настоящего дистанционного обучения с общением, групповой работой и выходом на методы теории коннективизма. Для того, чтобы это увидеть достаточно почитать цели и задачи электронного курса.
ВУЗы это делаю лучше, хотя бы потому, что при минимальных затратах добиваются такого же, а иногда и лучше (знают методику преподавания), результата (сказал Владимир Кухаренко).

На мой вкус, автор сильно преувеличил, говоря про программированное обучение. В лучшем случае, там лишь его скромные начатки.


«На всех своих работах (местах работы - ВН) мое СДО предназначено для управления знаниями, а не для развития разного рода навыков. Мои курсы - это курсы по станкам, ГОСТам, СТП, жестким стандартам работы с техникой, по законодательству, по продуктам и стандартизированным процессам, одним словом.
Причем я абсолютно убежден, что СДО - это просто место для размещения формализованных стандартов различного рода профессиональной деятельности компании, а сами эти стандарты - это и есть результат "рабочих сессий". А метод работы тренера на "рабочих сессиях" - это фасилитация, коучинг, GFEN, короче "клиентоцентрированное образование" (сказал Андрей Мирошниченко).

На мой вкус, автор сильно сузил представление об управлении знаниями посредстовм СДО, если оно (УЗ) только про продукты и стандартизированные процессы. И тут, как у предыдущего "оратора", похоже, электронное обучение – ненастоящее, вернее – неполноценное.


Короче, никакие интерактив, креатив, общение в корпоративном еL ненастоящие, клиенториентированные ЛМСные учебные программы невозможны по определению.
При этом, уверен и знаю, эти мысли – не пустопорожние словеса. Они подкреплены опытом и наблюдениями образованнейших и опытных специалистов. Истинны ли они? Или это, действительно, диагноз чего-то неизлечимого?

Читать дальше......

суббота, августа 07, 2010

Воспитывать играючи

Министерство обороны Беларуси (вслед за Пентагоном и не только) нацелено запусить сеть бесплатных молодежных компьютерных центров. Причем охватывать они должны не только гражданских молодых людей (видимо, допризывников) но и обеспечивать T&D военнослужащих, в том числе и срочников:
«Данная идея отрабатывается на базе создаваемого в военно-информационном агентстве республиканского методического центра по популяризации компьютерных игр в интересах патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи».
Источник

Это, как видим, не просто электронное обучение, а куда более сложная и утонченная задача – электронное воспитание. В частности, для этого «планируется создание в Вооруженных силах команды по компьютерным играм и вывод ее в 2011 году в национальный финал World Cyber Games»

По мнению начальника военно-информационного агентства Вооруженных сил Беларуси «Ваяр» полковника Андрея Шубадерова, «… опыт показывает, что именно киберспортсмены хорошо уживаются с сослуживцами в армии».

Читать дальше......

пятница, августа 06, 2010

Google Wave закрыт

Есть такое революционное приложение Google Wave, которое мы тут уже обсуждали. Обсуждали даже использование этой технологии для обучения. И вот революция закончилась...

Что только не говорили о Google Wave - "убийца электронной почты", "новый тип коммуникаций" и т.п. Наконец, после короткого периода публичного тестирования, Google закрывает проект.

Цитата из статьи "Google закрывает «почту будущего». Полный провал"

Компания Google объявила о том, что прекращает работать над проектом Wave, который был призван объединить электронную почту с мессенджерами и сервисами создания документов. Wave не получил широкого распространения, как ожидалось, признали в Google.

PS
То что проект закрылся это нормально. Нормальный инновационный экспериментальный цикл "Придумали - Сделали - Попробовали продать - Не получилось - Закрыли" (или Получилось - Развили - Заработали). При этом даже Google не может предсказать какие из его проектов, которые еще полгода назад оценивались как очень перспективные, вскоре умрут.

У нас для Сколкова и других нано-проектов сидят мудрые мужики в галстуках на правительственной комиссии и уверенно определяют какие проекты "выстрелят" и на что давать государственные деньги. Причем "думают" на годы вперед.

Мне интересно - что такого знает российское правительство чего не знает Google? Нельзя ли этих мудрецов отослать в Калифорнию для внедрения там правильных нано-технологий, а нам завезти оттуда парочку Шварценеггеров?

Читать дальше......

четверг, августа 05, 2010

Какова эффективность «серьезных игр»? Результаты трех исследований

Читайте статью "Какова эффективность «серьезных игр»? Результаты трех исследований", чтобы получить ответ на давно мучающий многих вопрос есть ли от них (серьезных игр) толк.

Толк скорее есть (с точки зрения показателей обученности), но есть ли экономическая эффективность - надо оценивать в каждом конкретном случае...

Цитата из выводов статьи:

Результаты исследований показывают, что группы, использовавшие видеоигры, имели заметно более высокие показатели, чем те, что видеоигр не использовали. Не было отмечено существенной разницы между результатами студентов-мужчин и студентов женщин, вне зависимости от использования игр. Однако, при использовании игр оба пола показывали значительно лучшие результаты. Не было отмечено существенной разницы между результатами студентов различных этнических групп, однако благодаря использованию игр, все этнические группы значительно улучшали свои результаты. И наконец, студенты младше сорока показали значительный рост успеваемости при использовании игр, в то время, как студенты старше сорока такого роста не демонстрируют.

Вкратце: исследование показало, что как минимум при определенных обстоятельствах, использование «серьезных игр» значительно помогает обучению.

Теперь перед нами стоит задача конвертировать результаты подобных исследований в повсеместное понимание эффективности использования «серьезных игр». Потенциал использования «серьезных игр» для повышения планки образования, повышения эффективности является доказанным. Дополнительные исследования, подобные этому, демонстрирующие хороший коэффициент окупаемости образования при использовании «серьезных игр», помогут лицам, ответственным за принятие решений, преодолеть сопротивление среды, мешающее повсеместному внедрению «серьезных игр» и обучения с помощью игр.

Читать дальше......

вторник, августа 03, 2010

Несколько нетривиальных мыслей о еL

1. Все участники проекта внедрения e-learning должны думать одинаково, даже если думают неправильно.

2. Большая ошибка при внедрении - попытка решать задачи комплексно: чем масштабнее задачи (комплекс задач), тем больше процессов приходится прописывать и учитывать в проекте, и тем больше вероятность ошибок, либо что проект зависнет.

3. В проектах по внедрению e-learning обычно превышается значимость ИТ-инфраструктуры и ИТ-процессов.

Источник

Читать дальше......

Scribd без Flash

Продолжаю свой крестовый поход против flash :)

Есть такой сервис scribd.com - крупнейший сервис обмена форматированными документами с 50 миллионами посетителей в месяц. Для просмотра документов традиционно использовался flash.

В мае вместо flash плеера для просмотра документов на сайте стал использоваться плеер на основе HTML 5. Вернее "старый" плеер на flash остался, но в тех браузерах где есть поддержка HTML 5 стал использоваться новый вариант (у меня IE8 - пришлось включить/выключить режим совместимости, чтобы сайт начал отдавать документы в новом плеере).

В интервью TechCrunch руководитель Scridb утверждает, что переход на HTML 5 существенно улучшил показатели посещаемости (как минимум теперь сайт работает на iPad).

Оказывается без flash вполне возможно решить казалось бы нерешаемую задачу - показ на веб-страницах документов с использованием нестандартных шрифтов. Причем отформатированные текст можно выделять и копировать, в отличие от flash - см. на картинке.

Читать дальше......

воскресенье, августа 01, 2010

Белорусская летняя школа e-learning

4 дня длилась (с 27 по 30 июля) летняя школа eL, инициированная и организованная Еленой Локтевой в глубокой белорусской провинции – в конно-спортивном комплексе «Гиппика».


Профессор Андреев. Урок выездки.

Елена успела уже дать первоначальные сведения о Школе. Впрочем, Алексей и здесь поспел первым, опубликовав свое первое впечатление о событии еще до его окончания.


Университеты и бизнес пытаются понять друг друга (Владимир Кухаренко и Алексей Корольков).

В кратких промежутках между перманентными мастер-классами и кулуарным общением гости Беларуси побывали в местах, где зарождались и оформились Великое Княжество Литовское и Речь Посполитая.


Историческое фото "школьников" в точке подписания Кревской Унии.

Читать дальше......