Websoft

четверг, сентября 30, 2010

Психологический контракт между eL-дающим и eL-берущим

Важную тему психологического контракта в электронном обучении вынес на обсуждение Юрий Майский на вебинаре «Слушатель и тьютор в e-learning. Психологический контракт»
(материалы мероприятия можно найти здесь).



Коллега рассказывал о контракте между студентом и тьютором. На деле же существуют и негласные само собой разумеющиеся правила, регламентирующие психологические процессы, включая взаимное доверие, между электронном курсом (и скрытыми за ним препоДАЮЩИМИ) и «берущими» знания – учащимися на основе е-курсов, где живой преподаватель не участвует.
ИМХО, нужен и должен существовать психологический контракт и между «чисто электронным» курсом и его пользователем. Без этого едва ли возможна целенаправленная учебная мотивация, да и вообще согласованные действия по правилам.
Каким образом добиться психологического контракта между сугубо компьютерным (eL 1.0) курсом и учащимся?

Читать дальше......

вторник, сентября 28, 2010

Семь главных информационных навыков непрерывно учащихся

По данным Society of College, National and University Libraries

1. Способность осознавать потребность в информации.
2. Способность выделять, каким образом можно восполнить «пробел» в информации:
• благодаря знанию соответствующих видов ресурсов, как печатных, так и непечатных,
• благодаря отбору ресурсов, «наилучшим образом удовлетворяющих» стоящей задаче,
• благодаря способности понимания тех условий, которые влияют на доступность источников.
3. Способность конструировать стратегии обнаружения информации:
• способность артикулировать информацию, которую требуется обнаружить посредством ресурсов,
• способность разрабатывать систематические методы, походящие для удовлетворение этого требования,
• способность понимать принципы конструирования и создания баз данных.
4. Способность обнаруживать и получать доступ к информации:
• способность разрабатывать соответствующие техники,
• способность использовать коммуникативные и информационные технологии, включая международные академические сети,
• способность использовать соответствующие библиографические и аннотационные службы, индексы цитирования и базы данных,
• способность использовать методы повышения осведомленности, чтобы быть в курсе современные данных.
5. Способность сравнивать и оценивать информацию, полученную из различных источников:
• осведомленность о проблемах предвзятого отношения и авторитета,
• осведомленность о процессе реферирования научных публикаций,
• знание о соответствующем способе извлечении информации, включающей требуемую информацию.
6. Способность организовывать, применять и передавать информацию другим способами, соответствующими актуальной ситуации:
• способность создавать библиографические ссылки в отчетах о проектах и диссертациях,
• способность создавать личную библиографическую систему,
• способность применять информацию для решения насущных проблем,
• способность эффективно передавать информацию, используя соответствующих посредников.
7. Способность синтезировать и собирать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание/.

Источник

Читать дальше......

воскресенье, сентября 26, 2010

Мелочи, а неприятно

Неоднократно приходилось сталкиваться примерно с подобной ситуацией:
Пользователь «прошел фрагмент» курса. Освоил более или менее успешно некоторый его фрагмент, о чем ему сообщается по итогам выполнения некого текущего или промежуточного теста. Например:



Мало того, что проверки результатов учения как таковой здесь, по большому счету, не происходит. Мало того, что учащемуся легко запутаться здесь в процентах и баллах.
Ему еще предъявляется примерно такая строка состояния продвижения по контенту:



Куда податься нашему учащемуся, если он к тому же слегка подзабыл, как назывался раздел, по которому он только что оттестировался, особенно если в «шапке» слайда название такого раздела не указано? (Что вестя типично на слайдах с тестами или интерпретацией их результатов)

Вроде бы и «мелочи», зато как такие мелочи способны оттолкнуть пользователей от электронного обучения!

Читать дальше......

пятница, сентября 24, 2010

Влияние типа корпоративной культуры на обучение

На сегодняшнем вебинаре весьма продуктивно, думается, обсудили с коллегами, как различные типы корпоративной культуры влияют на характер обучения и контроль его результатов.

Кроме того, обсудили отдельные аспекты, касающиеся того, каким образом непротиворечиво совместить разнообразие человеческих потребностей с куда меньшим разнообразием типов корпоративных порядков:


Вывод: различные типы корпоративной культуры требуют различных образовательных подходов - то есть не следует прибегать к способам обучения, неадекватным сложившемуся типу корпоративной культуры.

Смотреть запись вебинара

Читать дальше......

среда, сентября 22, 2010

Как PowerPoint вредит армии

Некоторые американские военные рассуждают о большом вреде активного использования PowerPoint'а в армии. Цитата из статьи о дискусии про будущее американской армии:

"That’s not the way our school system is oriented” in civilian life, making it difficult for young soldiers and officers, who are used to learning in a collaborative or social environment, to ingest information through rote absorption of slides

Мой вольный перевод:

Молодым солдатам и офицерам, привыкшим к обучению через взаимодейстие и социальную коммуникацию, очень сложно получать информацию через слайды PowerPoint.

Источник (на английском)

Нашей армии PowerPoint точно не вредит. Нет его там...

Читать дальше......

О лицензировании контента

В процессе подготовки к выпуску нового модуля "Электронная библиотека" системы WebTutor  мы столкнулись с тем, что издательства готовы продавать электронные книги для установки в корпоративные учебные порталы только при условии, что доступ к ним будет строго ограничен (подсчет количества одновременных прочтений, шифрование контента и т.п.).

Принципы лицензирования электронных курсов, принятые в России, совсем другие - как правило курс продается без ограничений по количеству просмотров, пользователей и сроку использования. Исключение - Skillsoft, который продает с ограничениями, но верит покупателю, т.к. способов проверить сколько раз назначен SCORM-курс в LMS внутри корпоративной сети сейчас не существует.

На Западе как раз "коробочные" электронные курсы продают также, как у нас пытаются электронные книги - т.е.с ограничением на объем использования. Но при этом, я ни в одной из западных LMS не нашел инструментов для обеспечения контроля распространения учебных материалов.

Для того, чтобы снять сомнения владельцев контента, мы решили встроить в WebTutor сервер лицензирования, который позволит проигрывать зашифрованные курсы и электронные книги (любые), контролировать срок и объемы обучения. У вендоров контента появится возможность продать свои курсы клиенту не навсегда и безлимитно, а на ограниченный срок и определенное количество обучаемых.

Что мне непонятно - почему в западных LMS нет встроенных системы лицензирования учебного контента и его разработчики вынуждены думать об этом сами? Или джентельмены там всегда верят клиенту на слово?

Читать дальше......

вторник, сентября 21, 2010

Расчеты стоимости ДО

На ресурсе e-learning.by появиласась новая статья, посвященная расчетам затрат на дистанционное обучение в вузах (автор - Вера Горбачева ). В ней предъявлен затратный метод на разработку продуктов и процессов ДО.

Некоторые небесполезные, думается, мысли из нее:
«… объем постоянных затрат ДО превышает их размер для обычных университетских курсов, что объясняется наличием в ДО дополнительных расходов на созданию курса»
«Однако после полной окупаемости затрат на создание курса размер постоянных издержек ДО может быть меньше, чем очного. Кроме того, в ДО исключаются расходы на:
• зарплату хозяйственного персонала (уборщиц, дворников, гардеробщиц и тд.),
• текущий ремонт оборудования и инвентаря,
• приобретение разного рода пособий, материалов и предметов инвентаря для учебных и лабораторных занятий студентов и аспирантов и др.».

Представленный в статье затратный метод, ИМХО, хорош при наличии соответствующих финансовых ресурсов, которых в вузах не так-то много. Хорош этот метод также для определения размеров откатов, ежели средства вдруг сыщутся (и не только в рамках вузовских, но и отраслевых и даже государственных программ).
Может, стоит поискать иные способы расчета затрат? Например, вознаграждать авторов учебных материалов на основе гонорарного принципа, авторского, а не гражданского права. Иными словами: считаем не предстоящие затраты, а будущие прибыли. Непосредственно за разработку платим по минимуму, а затем отчисляем разработчикам достойный процент из выручки, которую принесет курс.

Читать дальше......

четверг, сентября 16, 2010

Российская академия государственной службы - новый кейс

аяНовый кейс на нашем сайте - внедрение системы WebTutor в Российской академии государственной службы. Описывает внедрение СДО, обучающего портала, вебинаров, электронной библиотеки. На очереди электронный деканат.



Из интересного в проекте: в реальности установили 2 копии системы (контент из одной системы в другую переносится штатными средствами системы) - одна по сути Интранет-портал ВУЗа, база знаний, хранилище контента, вторая - внешняя система для обучения студентов и клиентов из госструктур.

Читать дальше......

среда, сентября 15, 2010

Конференция клиентов Websoft - 11 ноября

Очередная конференция клиентов WebSoft состоится 11 ноября.

Регистрация и дополнительная информация об условиях участия - на клиентском портале WebSoft (если вы наш клиент и у вас нет имени и пароля для доступа - свяжитесь со службой технической поддержки).

Приходите - будет интересно! Как оно было в прошлом году

Читать дальше......

понедельник, сентября 13, 2010

Похоже на правду??

Босс говорит: Бет наш новый директор по работе в социальных сетях. Только имейте в виду, что у нас строго запрещены Твиттер, Facebook и работа в корпоративной сети из дома. И еще - если вы напишите в блоге какие мы придурки, мы вас сразу уволим!!!

Читать дальше......

Лидеры виртуального обучения уступили популярным вузам

Вот такая статейка:

Какие вузы, предоставляющие услуги дистанционного образования, пользуются наибольшим вниманием пользователей Рунета? Коммуникативный сервис проанализировал статистику соответствующих запросов. Что получилось в результате, расскажет обозреватель "Вести ФМ" Леонид Гурьянов.


Пока лидерство по запросам обеспечивают не столько собственно услуги по дистанционному образованию, сколько известность вуза в целом. Анализировались запросы по учебным заведениям, которые в принципе используют новые обучающие технологии, но обращение к поисковику не обязательно было связано именно с удалённым образованием. Таким образом, лидеры по части продвинутости услуг дистанционного обучения уступали просто популярным вузам.

Читьть дальше

Читать дальше......

воскресенье, сентября 12, 2010

Любимый e-learning сайт Билла Гейтса

Знаете самый популярный сайт онлайн обучения в мире? Весьма возможно это сайт http://khanacademy.org/, созданный человеком по имени Sal Khan (на картинке). Парень получил MBA в Гарварде и поработал инвестиционным банкиром. Затем, вместо того, чтобы копить на яхту и учиться играть в гольф, он ушел из инвестиционного бизнеса  и начал записывать короткие 10-15 минутные лекции по математике, физике, химии, и т.п. Всего уже записано более 1600 лекций. В день их просматривает более 70.000 человек.

Билл Гейтс заявил (см. на видео), что это его любимый ресурс в области электронного образования и он смотрит видео вместе со своим 11-летним сыном. Удивительно, но все это сделано на личные деньги и небольшие добровольные пожертвования и одним человеком. Даже сложно себе представить, что такой человек (или группа людей) мог бы сделать, если бы ему дали хотя бы 1/10 бюджета на развитие инноваций в обучении, выделяемый ежегодно российским минобром. Все видео сделаны самым простым способом (голос + запись процесса рисования в примитивном графическом редакторе, вроде Paint), но с точки зрения качества преподавания весьма неплохи.



Статья про KhanAcademy из журнала Forbes (на английском)

PS
Если lern21 прочтет этот пост - от инвестиционных банкиров иногда тоже бывает польза :)

Читать дальше......

пятница, сентября 10, 2010

Как заработать на вебинарах или Остап Бендер жив!

Многие учебные центры, обратившие внимание на e-learning, размышляют над тем, как на нем заработать. В особенности на вебинарах. По этому поводу было много споров и дискуссий как online, так и на конференциях и тренерских тусовках.



И вот нашлось гениальное решение!!

Разведка донесла, что в городе Братск, за деньги (причем не малые) продают доступ к бесплатным вебинарам Mocsow Business School, HRM.RU  и т.п. (в основном к тем, что у нас на v-class.ru проводятся).

Т.е. люди сняли учебный класс, подключили проектор, колонки, заходят в бесплатные вебинары и продают на все это шоу билеты!! Остап Бендер с его провалом отдыхает :)

Ниже на картинке скриншот их объявления:

Читать дальше......

четверг, сентября 09, 2010

Оценка эффективности обучения

Михаил Протасов в своем блоге написал любопытный пост про оценку эффективности обучения и просит комментариев от сообщества. Напишите, не ленитесь ;)

Ссылка на пост

Читать дальше......

Мгновенный поиск в Google

Google сделал показ результатов поиска не после нажатия на кнопку поиск, а прямо в процессе набора текста. Технология называется Google Instant.

Смотрите видео:



У меня, впрочем, такой поиск пока не заработал. На сайте пишут, что включат опцию для всех аккаунтов в течение нескольких дней. Подождем.

Мне кажется, стоит задуматься об огромной разнице в удобстве поиска информации в вебе и в корпоративных информационных системах. На вебе поиск становится все лучше, а в корпорациях все остается на том же уровне (если не ухудшается)...

Читать дальше......

среда, сентября 08, 2010

Черчилль жив!

Забавный проект в Твиттере в режиме реального времени постятся сообщения из Британского Национального Архива - записки War Cabinet (не знаю как лучше перевести - комитет обороны?) 1940 года. Как раз в это время шла битва за Британию.

Смотреть здесь:  http://twitter.com/ukwarcabinet.  Черчилль пишет с того света :)

Русские аналоги пока не замечены.

Читать дальше......

Несколько слов в защиту LMS (и почему у социального обучения есть будущее)

После некоторого количества провокационных статей о грядущей смерти систем управления обучением (LMS) мы перевели с английского  и разместили на distance-learning.ru статью "Несколько слов в защиту LMS (и почему у социального обучения есть будущее)", написанную джентельменом по имени Dave Wilkins .

Статья отличная, но длинная, поэтому цитировать не буду - лучше прочитайте сами.

Читать дальше......

воскресенье, сентября 05, 2010

Краткий обзор букридеров с выставки


На Московской международной книжной выставке-ярмарке предсталялась отдельная экспозиция, посвящённая электронному книгоизданию.
Был выствлен новый ридер вроде как образовательной направленности - PocketBook Education.
На выставке, кроме линейки PocketBook, присутстовали Ozon.ru Galaxy, Айчиталка, Highscreen Alex - "устройство, сочетающее в себе букридер на типичных электронных чернилах и нечто c TFT-экраном и софтверной начинкой из модного Android'а. Разработчики даже придумали специальное название для этого агрегата: WEBbook".

О сравнительных характеристиках этих девайсов можно почитать здесь.

Читать дальше......

пятница, сентября 03, 2010

Потребности и возможности в электронном обучении

Сегодня прошел очередной вебинар из серии, посвященной потребностям в обучении.
Среди прочего обсуждали, каковы возможности и границы электронного обучения. Что оно может и на что неспособно с точки зрения удовлетворения потребностей различных заинтересованных в обучении сторон. От топ-менеджмента до учащихся.



Смотреть запись вебинара

Читать дальше......

среда, сентября 01, 2010

Как оценить труд сценариста е-курса?

По жизни приходилось сталкиваться с разными вариантами оплаты труда сценаристов курса: и процент от бюджета, и в зависимости от времени работы, от количества знаков или кадров, от количества или детализации визуальных планов и т.п. Даже с повышающими коэффициентами за интеракции, тесты, модели, алгоритмы и игровые решения.

Несколько раз удавалось наблюдать и такое: оплата в зависимости от сложности измеряемых параметров обучения. Если курс простенький (текст + веселые картинки/анимации) и его результативность мало кого волнует и плохо или никак не измерима - n денежных единиц, если требуются более или менее измеримые результаты n *1,2-1,5. Если заказчик желает результативности в 65-75%, то n*1.5-2.5. Если же нужен гарантированный более высокий результат - n*2-4.

Впрочем, сам я считаю, что сумма гонорара сценариста - дело договорное. Она должна регулироваться не гражданским, а авторским правом - по взаимной любви и индивидуальным возможностям договаривающихся сторон. Ну, и рынком, разумеется.

Читать дальше......