Сообщения

Сообщения за Октябрь, 2010

Развейте непонимание, пожалуйста!

Изображение
За последний месяц в нескольких аудиториях е-лёнинцев (очный формат, примерно поровну представителей вузов и бизнес-образования, всего 92 человека) проводил вот такой опрос:


С удивлением и недоумением вынужден констатировать, что около трети опрошенных вовсе сходу отказались на него реагировать, из оставшихся 2/3 примерно 4/5 опрошенных испытывали затруднения при выборе определенного ответа на него. Результаты в равной мере характерны как для академического, так и для корпоративного сектора.
(4-й вариант вопроса требовал открытого ответа. Ответ был получен всего в 4 случаях)

Что бы это значило? Что думаете, коллеги?

E-learning, гори в аду!!

Изображение
Когда организуешь электронное обучение в ВУЗе или компании стоит подумать об адекватной инфраструктуре (оборудовании, каналах связи и т.п.). А то огребешь от возмущенного студента что-то вроде этого.


Кормящим женщинам и впечатлительным профессорам не читать - содержит ненормативную лексику :)

Соблюдение точного баланса между LMS и SNS (сервисами социальных сетей)

В продолжение темы социальный сетей и электронного обучения - перевод статьи "Соблюдение точного баланса между LMS и SNS (сервисами социальных сетей)" на distance-learning.ru, написанной представителем одной из компаний - вендоров LMS. Если отбросить саморекламу, то есть любопытные мысли...

Чем хуже тем лучше?

Любопытная статья "Learning difficulties" в журнале The Economist (на английском).

Краткое содержание материала:

Профессор Оппенгеймер из Принстона (уж не родственник ли папы ядерной бомбы?) провел исследование с группой добровольцев. Некоторым давали текст с плохо читаемымм шрифтами (12-point Comic Sans MS 75% greyscale и 12-point Bodoni MT 75% greyscale). Другой группе - хорошо читаемый шрифт (16-point Arial pure-black font).

Получилось, что те, кто читал плохо написанный текст лучше запомнили некоторые написанные факты, чем те кто читал текст с хорошим шрифтом (испытуемым давалось 90 секунд). Процент правильных ответов для плохого шрифта был равен 86, а для хорошего 72.

Выборка маловата (28 человек), но если результаты валидные, то есть о чем подумать. Впрочем, в статье утверждается, что аналогичные эксперименты проведенные в школах дали похожие результаты.

Интересно почему? Возможно дополнительное напряжение при чтении заставляет больше концентрироваться на содержании?

Инноград по-белоруски

Изображение
В "Труде" опубликована статья "Как Лукашенко создал свое «Сколково»"

Несколько выдержек из нее:
"Осенью 2005 года Александр Лукашенко принял декрет о создании парка высоких технологий. Ход был хитрым и на редкость продуманным. Резидентов технопарка освободили от уплаты практически всех налогов, а на сам проект не потратили ни копейки бюджетных средств."

"Пока Россия готовится открыть свой инноград, минский парк высоких технологий вышел на 3-е место в мире по экспорту IT-услуг".

"Сейчас Украина, Азербайджан и Казахстан пытаются сделать кальку с белорусского технопарка. ... чтобы создать успешный инновационный проект, не обязательно привлекать иностранных специалистов, как это делают, например, в российском иннограде «Сколково»." Впрочем, по имеющимся в различных источниках сведениях, парк не прочь прибегнуть и к иностранным помощникам, и к иноземным купюрам, да не все с ними гладко ладится.

Это цитаты про "мёд". Есть в публикации и…

Электронную образовательную среду за 48 миллионов рублей отменили

Изображение
Кстати, конкурс на электронную образовательную среду за 48 миллионов рублей отменили. Кто-то лишился кучки денег.


Отсюда

Университеты думают об уходе из Second Life

Многие западные университеты создали виртуальные кампусы в виртуальном мире Second Life пользуясь щедрой академической скидкой, предоставленной Linden Labs - разработчиком SL. Теперь скидка кончилась и многие подумывают о перемещении  кампусов в другие виртуальные миры.

Из статьи в Chronicle (на английском)

Из этой новости можно сделать два вывода:
- виртуальные миры все же используются западными университетами
- их использование пока носит экспериментальный характер и много платить университеты не готовы. Т.е. зарабатывать деньги на них еще не научились

Вот он какой - e-learning

Изображение
картинка: igra-anekdot.ru

Об интерактивности хорошо и не очень

Изображение
На сегодняшнем вебинаре обсуждали (в который раз!) вопрос об интерактивности в электронном обучении:


По проблеме интерактивности у нас то и дело вспыхивают дискуссии. По правде говоря, на очных семинарах, на вебинарах ни раз приходилось слышать искренние вопросы: «А что такое интерактивность?».

Говорят, что интерактивность – базовое и неотъемлемое свойство электронного обучения. И не только электронного! Тем, где есть прямое или опосредованное взаимодействие между обучающими и учащимися, она как будто, имеет место. С техническими интеракциями все ясно. А вот с содержательными (педагогическими) куда сложнее. При внимательном рассмотрении интеракции нам не очень то и не всегда нужны. Интеракции, направленные не просто на обучение, а на развитие, на формирование инициативы специалистов, на свободу, а не дрессуру далеко не всегда удаются и … приветствуются. Взаимодействие учащегося с контентом отождествляются с техническим интеракциям или сводятся к ним. Сама природа традиционной професси…

О наболевшем

Изображение
"Порадовал" сегодня пост у lern21 про стартапы. В России их 8, что в 10 раз меньше чем в Африке :(

Но и это видимо, для страны много. В следующем году наши правительственные гении изменяют налоговое законодательство так, чтобы ИТ компаниям честно платящим налоги и зарплаты стало жить существенно хуже. Нефтяники при этом собираются получить 200 миллиардов рублей налоговых льгот.

Мы долго читали про возможные налоговые льготы про которые обещает правительство и  поняли что нам их никак не получить. Ну нет у меня 50 человек персонала, мы эффективно работаем - нам столько не надо. А раз так, то льгот нам не получить. Думаю не набрать ли еще человек 20 дармоедов и повысить цены в 3 раза?

Мотивация обучающихся: движение от позиции «Что здесь есть для меня?» к «Что здесь есть от меня?»

Материалы законопроекта «Об образовании» пока не сулят признания электронному обучению .

Материалы законопроекта «Об образовании» пока не сулят признания электронному обучению. В частности "несмотря на заявление вице-спикера, что развитие электронного образования должно быть приоритетом и, следовательно, удостоиться отдельного направления в законе, статьи о сетевом, дистанционном и электронном обучении, представленные в законопроекте, не содержат, в частности, ясного толкования термина «электронное обучение»". Прочитал я обо всем это здесь.

Введение в SCORM

Для тех кто хочет в деталях узнать что такое стандарт SCORM - 1 часть лекции "Введение в SCORM" (Introduction to SCORM), на английском. Автор Аарон Сильверс, работает в ADL на должности Community Manager (ADL организация ответственная за развитие стандарта).



Обещают продолжение здесь

Овладение знаниями и присвоение знаний

Недавно на одном из мероприятий по электронному обучению из уст докладчиков многократно слетало слово «овладение». Часто в формулировке целей и задач электронного курса значится «овладеть тем-то и тем-то». Однако овладение знаниями и навыками – это еще не значит присвоение изученного. Наши учащиеся ох как часто демонстрируют в ходе электронного обучения и, особенно, тестирования, что они овладели тем или иным набором знаний и действий. При этом они вовсе не намерены, не могут или просто забудут применить успешно изученное (освоенное) в своей повседневной практике.

Психологами и (не только) давно доказано: усвоить куда проще, чем присвоить, сделать своим. Чтобы присвоить, человек должен сам решать, когда, как и зачем использовать усвоенное. Сам, вовремя и к месту, а не из-за побуждения извне.
В противном случае желательных изменений в мышлении и поведении учащихся не случится. Именно потому, ИМХО, в e-learning столь востребованы симуляции и игры. Однако и они не гарантируют желательных…

Вебинар про ADDIE

В этом блоге не раз поднималась тема ADDIE (например). Немало писали про этот метод проектирования и разработки в контексте создания е-курсов коллеги (здесь и здесь, например).

Поговаривают, что лучше увидеть и услышать, чем прочитать. Завтра вам предоставляется возможность посетить вебинар "Педдизайн за 60 минут. Проектируем е-курс. Методология ADDIE".
Мне посчастливелось видеть-слышать подкаст его ведущего по этой же теме. Рекомендую.

Потянет на афоризм?

Изображение

Билл Гейтс выделил $20 млн на новые технологии образования

Билл Гейтс выделил $20 миллионов на финансирование новых технологических разработок, используемых в сфере образования. Эта сумма будет поделена на несколько отдельных грантов, размером от $250 до 750 тысяч. Источник.

Все же слабо американцам нас переплюнуть - у нас гранты почти на $2 миллиона долларов раздают. И долго мучиться не надо - можно за 3 недели их отработать :)

Зарплаты в России вообще и в области образования в частности

Изображение
ИТ-шники видимо в транспорте и связи зарыты? А где ученые и прочие нанотехнологи?


отсюда

Обучение быстрой печати

На хабре пост "Опыт: Обучение быстрой печати на клавиатуре офиса на 50-80 человек". Материал возможно слегка рекламный, но написано занятно.

Учебный портал это не LMS

Новая переводная статья "Учебный портал это не LMS" на distance-learning.ru.

Автор (Глен Оклассен) сделал это удивительное открытие недавно, а я уже 8 лет как. С тех пор объясняю окружающим разными способами...

Электронная образовательная среда за 48 миллионов

Не успели еще отшуметь страсти по тендеру на создание социальной сети работников здравоохранения (которую надо было сделать за 55 миллионов рублей и за 16 дней), как праздник пришел на e-learning улицу.

Минобрнауки объявил конкурс на 48 миллионов рублей на создание: Целостной инновационной электронной образовательной среды на основе создания комплексной системы образовательных ресурсов, технических и технологических условий и сервисов.

Читать статью на Cnews.

Подача на конкурс 19 ноября, сделать все надо за 20 дней. Вот о чем надо делать доклады на e-learning конференциях - не о том как в течение 5 лет создать эффективный электронный университет, а о том, как за 3 недели освоить 48 миллионов с пользой для народа.

Принимаем ставки на победителя?

PS
Тендер на соц. сеть для медиков, кстати, отменили, после скандала устроенного Навальным.

WebP - новый формат картинок для веба

Изображение
Google предложил новый формат для картинок под названием WebP . Браузерами пока не поддерживается, но инструменты для конвертации из jpg и просмотра получившейся картинки уже есть (можно скачать по ссылке выше).

Утверждается, что он эффективней JPEG до 40% (хотя и не на всех картинках). Будем ждать появления поддержки в новых браузерах и экономии траффика в курсах.

На вид качество не страдает (на приведенной картинке выигрыш 37% - 580KB вместо 900КВ):

JPEG


WepP

Россия лидирует в области электронного обучения в Восточной Европе и Азии?

Россия лидирует в области электронного обучения в Восточной Европе и Азии - так говориться в статье с сайта Trainings.ru.

Цитата:
Согласно недавно опубликованным результатам исследования Ambient Insight, международной компании, специализирующейся в исследованиях международного рынка провайдеров услуг электронного обучения, в странах СНГ рынок электронного обучения развивается в два раза быстрее, чем во всём мире.

В каких попугаях (деньгах, количестве обучаемых, числе провайдеров, количестве профессиональных конференций и блоггеров и т.п.) измеряется скорость развития рынка не сообщается. Кто такая Азия тоже не понятно. Китай, Южная Корея и Япония также посчитаны? Слыхал я, что у Южных Корейцев с электронным обучением все совсем неплохо, хотя Северных мы точно на 2 головы обошли :)

Есть мысли?

Цель обучения

Что является целью обучения? Позволю себе в очередной раз заявить:
то, что будет делать учащийся в результате обучения. Не знать, а делать. Делать на основании знаний О…
Ибо знать – не значит делать.
Хотите обучения с гарантированным результатом? Учите делать, а не знать. Знания – это инструмент, благодаря которому человек может реализовывать желательное поведение.

Еще раз про интерактивность

Изображение
За последние две недели так часто приходилось слышать вопрос: «Что такое интеракция / интерактивность?», что решил, на всякий случай, дать одно из ее возможных определений здесь:

Корпоративный e-Learning – неформальный e-Learning?

Посетил III белорусский Фестиваль неформального образования (пока 1-й день из 3-х). За несколько дней до него (актуализируя в памяти ранее известное по этой теме) не без удивления обнаружил, что корпоративное обучение, школы МВА, курсы переподготовки и повышения квалификации при вузах, а также «широкая сеть меленьких образовательных и консалтинговых организаций» (Татьяна Пошевалова) относятся к сфере неформального образования. В соответствии с ООНовским определением этого понятия оно вроде бы и так. Да мы то, занятые в сфере корпоративного обучения понимаем под неформальным образованием нечто существенно иное.
В любом случае, внутри корпоративного обучения мы привыкли выделять формальную и неформальную составляющую. Так что мы, коллеги внутри вроде как неформального корпоративного выделяем еще одно неформальное обучение. Любопытно, не правда ли? Тем более что неформальное обучение все более и сильнее считается покруче формального.
Еще одна интересная мысль почерпнута мной сегодня: баз…

На длинной дистанции

Изображение
Статья в Известиях "На длинной дистанции".

Из нее картинка со статистикой:

Домой из школы

Наткнулся на статью (на английском) "More families are deciding that school’s out – forever" - про то, как в Канаде все чаще семьи забирают своих детей из школ и учат их дома сами. Один из мотивов, как мне кажется, что все большее количество информации и инструментов обучения становится доступным в сети, причем бесплатно.

Правда, результаты исследований, говорят. что дети которые участся дома могут испытывать большие проблемы с последующей социализацией.

Социальное обучение и социальные сети – братья по оружию

Перевод статьи Крейга Вайсса (Craig Weiss) "Социальное обучение и социальные сети – братья по оружию" появился на distance-learning.ru.

Цитата:
Это только мне так кажется, или большинство производителей LMS/LCMS на рынке по-прежнему верят, что с помощью каких-то уловок удастся скрыть тот факт, что социальные сети необходимо интегрировать в социальное обучение, если мы хотим его сохранить? Или они просто болтают о «социальных сетях» и «социальном обучении и Web 2.0»?



Мне возразят: в конце концов, многих продукты поддерживают блоги, wiki-страницы, RSS каналы, похожие на Facebook странички с профилем, включая изображения, друзья могут присоединяться и видеть комментарии – нечто вроде твиттера, конечные пользователи могут переписываться внутри LMS. Видите, это социальное обучение. Ни в коем случае!!!

Мы, кстати, планируем показать на клиентской конференции 11 ноября как мы собираемся интегрировать LMS и социальное обучение в следующей версии WebTutor...

Аудиослайдшоу и электронный курс

Изображение
По большому счету, электронные курсы представляют собой аудиовизуальные произведения. У нас, увы, и не принято озвучивать слайдовые курсы. А зря! Так мы не только решим проблему заполнения соответствующих каналов восприятия информации и удовлетворения специфических потребностей у аудиалов и визуалов (см.). Мы, в случае профессиональной работы, сможем сделать e-learning еще краше и круче.
Пример аудиосойдшоу, к сожалению, не обучающего, можно посмотреть-послушать здесь.
Чем не образец для подражания?

О вебинаростроителях

С сервисами, предоставляющими услуги по проведению вебинаров через Интернет в Росиии творится что-то удивительное. Год назад, я сказал коллегам, что по моему мнению, через год их будет 10. Я ошибся - уже больше. Причем про абсолютное большинство вообще не понятно кто такие - просто сайты, зачастую без адреса и контактных телефонов.

Я сегодня понял, что количество известных мне корпоративных внедрений софта для вебинаров, а также его использования сопоставимо с количеством компаний предлагающих сервисы по аренде. Т.е. востребованность услуги пока существенно ниже чем предложение, но оно (предложение) продолжает расти.

Все сошли с ума или я чего-то не понимаю?

Впрочем, вменяемые варианты поставки софта для вебинаров для установке в корпоративной сети как и раньше можно пересчитать по пальцам одной руки. Что не может не радовать нас, как одного из поставщиков :)

Глаза бы мои не видели...

Изображение
Сколько раз уже обсуждалась тема стилей обучения, но исследователи не унимаются. Группа товарищей из университета Никосии (Кипр) взяли 21 обучаемого, поделили их на категории Verbalizer/Visualizer , дали им посмотреть на учебный материал с картинками и текстами и проанализировали движениях их глаз. Получилось, что люди с когнитивным стилем visualizer больше фокусировали взгляд на иллюстрациях, а verbalizer на текстах.

Результат вполне ожидаемый, хотя выборка, на мой взгляд, явно маловата. Следует ли из этого, что надо делать курсы, адаптирующиеся к когнитивному стилю обучаемого и в одном случае предъявляющему много иллюстраций, а в другом текстов? Я не уверен, хотя авторы исследования явно на это намекают (читать на английском).

С днем Учителя, Тьютора и Виртуального Преподавателя!

Изображение
Уважаемые коллеги!

Поздравляю всех с профессиональным праздником!
А также предлагаю уточнить и расширить его название :) ибо жизнь (e-learning) существенно расширило список профессий в сфере образования.
Куда ж нам теперь без тьюторов и виртуальных преподавателей?

Белорусские политики стали осваивать соцсети?

Из 17 кандидатов на президентский пост в Беларуси многие повернулись, наконец, к возможностям соц.сетей. Впрочем, главный фаворит президентской гонки этого делать не собирается: ""О личном блоге я не думаю и не собираюсь его создавать, потому что мне это просто не нужно (Александр Лукашенко)".

По мнению Павлюка Быковского: "Основную часть работы по убеждению избирателей в серьезности своих намерений политики в основном проводят в реальной жизни, в онлайн же они пока делают первые шаги. До сих пор в этом плане Bynet, скорее, являлся площадкой для политического дискурса, чем для проведения агитационной кампании. Однако сейчас положение дел может в корне измениться."

По правде говоря, сомневаюсь в успехе агитации многочисленных претендентов на власть в соц.сетях: уж больно она напоминает компанейщину, приуроченную к событию. Не стоило ли радетелям за счастье народное начинать сетевые дневники раньше? И не "загнуться" ли эти дневники, когда выборы формальн…