Websoft

среда, декабря 29, 2010

Самые бурные дискуссии в 2010 году

Какие e-learning темы, обсуждаюющиеся в этом блоге,  вызывали в 2010 году самые острые дискуссии? Ниже - 10 наиболее обсуждаемых постов прошедшего года:

- Сколько стоит создание e-learning контента
- Два случая из жизни и один кейс в блог
- Распределение степеней активности и свободы между э- курсом и учащимся
- Электронное обучение как частный случай электронного обучения
- Как в кризис дистанционное обучение стало превращаться в управление знаниями
- Это сладкое слово "инновация"
- Запрос на е-курс и причина заказа курса
- Информация и знание в обучении
- Индивидуализация e-обучения
- Неформальное и "стихийное" обучение: внесем ясность?


9 из 10 самых дискуссионных постов написаты Владимиром и только 1 мной. Мне даже стало обидно и я начинаю завидовать способности Владимира находить дискуссионные идеи.

Спасибо всем, кто находил в себе силы спорить и обсуждать то, что мы тут пишем.

Желаю всех благ в новом году!!!

Читать дальше......

Предпраздничные вредные советы

Перед самыми желанными в году праздниками неприлично проводить очень уж серьезные мероприятия. Посему в качестве рождественского и новогоднего подарка решил провести святочный вебинар:


А вот образчик вредных советов:


Советы носили по преимуществу практический и даже очень практичный характер:


Чтобы убедиться в справедливости вышесказанного, смотрите запись вебинара.

Счастливого Нового года и многих годов!

Читать дальше......

понедельник, декабря 27, 2010

Про Интернет-школу

Очень бодренькая презентация Интернет-школы.
Пусть и не совсем новая, да, судя по скромному числу просмотров, может оказаться кому-то интересной:

Читать дальше......

воскресенье, декабря 26, 2010

Новогодний вебинар e-learning PRO

Запись новогоднего вебинара сообщества e-learning PRO. 2 часа, 8 выступающих.

Читать дальше......

Университетский рынок LMS США

Интересная статья - анализ американского рынка LMS для университетов и колледжей, на котором осталось всего 4 серьезных игрока (Blackboard, Sakai, Moodle и Desire2Learn).

Blackboard отступает, но не сдается. Что меня удивило в статье - финансовый выигрыш при переходе с Blackboard, например, на Moodle конечно есть, но он не так уж и велик. Собственно, такая ситуация почти со всем бесплатным ПО.

Часть 1

Часть 2

Читать дальше......

пятница, декабря 24, 2010

«Маленькая» СДО на платформе MyLMS (2)

Продолжение начало здесь)

Михаил Протасов спрашивает, достаточно ли функционала MyLMS для организации учебного процесса. В данном случае для особой аудитории: для тех, кто разрабатывает е-курсы в интересах тех компаний, в которых работает, ИМХО, вполне достаточно.
Очень надеюсь, что участники сессии выскажутся в комментариях, а хватает ли функционала им (можно анонимно).

Вообще-то, когда у меня у интересуются, а хватает ли возможностей той или иной ЛМС для осуществления учебного процесса, в голове моментально всплывает (навык, наверное) эпизод из жизнеописания Диогена Синопского:
Когда Диоген увидел, как мальчик пьет горстью воду, бьющую из городского фонтана, , то вытащил из свой котомки черепок горшка, из которого утолял жажду, и бросил в пыль со словами: «Он (мальчик) обходится меньшим!»
Всегда есть, что выбросить, без ущерба для результата :).

Чтобы утолить ту или иную потребность, вовсе не обязательно пользоваться всякими навороченными инструментами, ибо некоторые специалисты-экономисты, кажись, научили меня, что в выведении меры эффективности е-курсов финансовые затраты вроде на что-то влияют.
А если без шуток,
то для реализации процесса обучения, который строится в логике:
• Получи информацию
• При желании, получи дополнительную информацию
• Изучи обязательное и, при желании, дополнительное (факультативное)
• Примени изученное к тому, что сейчас непосредственно делаешь (минимум 5 раз, по числу модулей программы: например, составь структуру курса, над которым сейчас работаешь в модуле 4)
• Вышли результаты применения к тьютору
• Получи от него ответ и: либо получи признание успеха (позиции тьютора/участника совпали или получили развитие при согласии обеих сторон), либо получи критику (конструктивную, то есть с альтернативой предложенному в ответе на дом.задание, при этом демократичную по содержанию и авторитарную по форме), либо оспорь (пока все с критикой соглашались) + потренируйся еще, коли есть желание
• В любой момент воспользуйся эл.почтой, причем тьютору можно писать все, что угодно (демократично по содержанию, авторитарно по форме).
По ходу выполнения каждого из перечисленных шагов участники обучающее-консалтинговой сессии могут писать все, что им важно, в форуме, блоге, а также напрямую тьютору по эл.почте.

Для реализации этих задач (технически) вполне хватает
• CourseLab’а и/или виртуального класса (для трансляции необходимых знаний в форме кратких курсов и/или вебинаров);
• форума и/или блога для коммуникации и групповой работы, а также выполнения заданий;
• выкладываемых файлов (пока это *.doc, *.pdf, *.gif, *png, (до видео руки не дошли :) для доставки факультативных материалов: текстов, заданий для самостоятельного обучения, примеров)
• вордовских документов, которые содержат матрицы (таблицы), в заданные ячейки которых участники сессии вносят свои ответы на домашние задания.

Скажу прямо: кое-что в MyLMS работает либо недостаточно корректно, либо не так, как мне того хочется. Однако мальчик, пьющий из горсти, спасает.
Прекрасно также понимаю, что далеко не весь функционал MyLMS используется в текущей сессии. А то, что используется, применяется не на полную катушку. В данном случае в этом нет необходимости. Формальные и технические задачи здесь-и-сейчас вполне реализуемы. Кроме отсутствия автоматической рассылки новостей. Это ограничение WebSoft обещает исправить.

О том, как реализуются содержательные учебные задачи, и реализуются ли – в следующих постах.

Читать дальше......

четверг, декабря 23, 2010

Skype не работает

Skype колбасит уже второй день, сейчас не работает совсем. Как выяснилось, для меня его отсутствие весьма критично (в среднем в день у меня до 15 контактов в чате и звонков - партнеры, удаленные офисы, иногда клиенты), отсутствие нервирует не меньше чем неработающий сотовый телефон.

Вот и подсаживайся после этого на новые технологии! При не работающем мобильнике хотя бы понятно куда и на кого жаловаться, и за что - все же мы платим деньги. А на бесплатный сервис кому жаловаться?



А вы как без скайпа живете?

Читать дальше......

Интерактивное видео в YouTube

Компания, занимающаяся подготовкой к сдаче GMAT (экзамен, который как правило сдают при поступлении в бизнес-школы) сделала интерактивное видео в YouTube - кликая на фрагменты видео можно переходить к другим роликам (тоже интерактивным).



Идея забавная. А вот здесь создатели ролика подробно описали, как они это сделали.

Читать дальше......

среда, декабря 22, 2010

HTML5 работает

В предверии выпуска IE9 (с поддержкой HTML5) некоторые команды начали делать на деньги Microsoft приложения и игрушки, которые будут работать на базе HTML5, а не на привычном всем Adobe Flash.

Посмотрите игрушку "Pirates Love Daises" (у меня работает в Google Chrome, т.к. IE9 я себе не ставил), сделанную известным флэшером по имени Grant Skinner. Игрушка вполне себе работает и я продолжаю укрепляться в своем мнении что через год-другой Flash начнет медленное движение в сторону кладбища.

Читать дальше......

Kinect

Мы тут часто обсуждаем использование симуляций для обучения навыкам. Когда произносится слово "симуляция" в голову приходит игра-бродилка в компьютере, 3-d модель оборудования в которой надо кликать мышью, виртуальный мир Second Life и т.п.

Мое мнение - пользоваться такими симуляциями крайне неудобно из-за ограниченности инструментов ввода (мышь, клавиатура, даже джойстик). Кроме того, никак в таких симуляциях не развить навыки связанными с какой-то мускульной активность, движениями рук, ног, тела.

Лично я убежден, что эффективные симуляции возможны только при распознавании речи и движений. Эта технология уже есть и вполне успешно применяется в играх. Вопрос в том, когда она начнет использоваться для образовательных приложений.

XBox Kinect позволяет отслеживать движения, положение тела, голос и связывать это со сценой на экране телевизора. Вот это может работать. Возможно девайсы типа Kinect скоро появятся для ПК и мы будем размахивать перед компьютером руками вместо того, чтобы пользоваться мышью?

Что такое Kinect:



Kinect с точки зрения разработчика:



PS
Люди из порнобизнеса быстрее всего адаптируются к новым технологиям. Уже придумали как использовать Kinect для симуляций :) Microsoft обещает с этим бороться

Читать дальше......

Создание ценности с помощью социального обучения

Статья Создание ценности с помощью социального обучения на сайте distance-learning.ru (перевод с английского).

Читать дальше......

вторник, декабря 21, 2010

«Маленькая» СДО на платформе MyLMS (1)

Можно ли организовать и провести учебный процесс на относительно простом сервисе, который предоставляет собой MyLMS? Решил проверить это на себе, раз уже имеется такой ресурс. Благо, за полтора года существования и развития он приобрел очень приличный функционал.

Итак, речь пойдет о пилотной учебной программе, которая имеет вид вид обучающе-консалтинговой сессии «Проектирование е-курса: от замысла до сценария». Целевая аудитория – разработчики е-курсов из учебных центров компаний и системы повышения квалификации. Количество участников – более 20 человек. Продолжительность сессии – 6 недель.
Программа состоит из 5 модулей. В общих чертах ее замысел таков: в начале модуля предлагается теоретический материал (базовый и факультативный, посредством е-курсов и/или вебинаров, текстов), на основе которого учащиеся выполняют домашние задания. Главная их особенность в том, что эти задания выполняются на материале и под задачи самой аудитории. Все работы участников рецензируются тьютором, некоторые по нескольку раз до тех пор, пока не будет достигнут должный результат. Предполагается, что на выходе участники сессии разрабатывают как минимум один сценарий курса, актуального для их организаций.

Однако тьютор предполагает, а реальность располагает. Что выйдет из этой задумки? Удастся ли воплотить формат открытого проекта, объединяющего обучение и какой-никакой консалтинг? Сколько людей из 22 зарегистрировавшихся будут активно работать и сколько завершат обучение? Получим ли мы в итоге сценарии курсов? Иными словами, сумеют ли участники (включая тьютора, естественно) мероприятия результативно воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет MyLMS?
Понятно, что в этой работе минимум 3 составляющих:
- сама система (то есть MyLMS) и ее возможности;
- преподающие;
- аудитория.

Начну отчеты о работе (которые намерен вести по мере течения сессии) с самой MyLMS.
В принципе, ее функционала вполне хватает, чтобы как транслировать знания в духе eLearning 1.0 (SCORM-курсы, возможность выкладывания разного рода мультимедйного контента, виртуальный класс для проведения лекций-монологов, хранения и доставки их записей, опросы и тестирование), так и реализации eLearning 2.0: одностороннего (новости) и дву- и много стороннего общения: форумы и блоги, количество которых неограниченно. Тот же виртуальный класса можно также использовать для синхронной коммуникации, в частности, для групповых и индивидуальных консультаций.

Не буду судить касательно программных и юзабилити решений в MyLMS: предоставлю это более компетентным в этих делах людям. С точки же зрения организации и осуществления учебного процесса в относительно небольших компаниях, тренинговых и консалтинговых агентствах, личных СДО фрилансеров, тренеров и преподавателей, ИМХО, возможностей MyLMS вполне достаточно, чтобы проводить вполне пристойный учебный процесс. При этом, воспользуюсь мыслью Олега Лаврова, в организации и проведении электронного ДО полезно следовать принципу «идти от простого к простому». Похоже, сложные, а тем более изощренные методические решения в формате ДО с высокой степенью вероятности не сработают. Но это уже вопросы не к LMS, а к тьюторам и авторам контента. О них – в следующих постах.

Читать дальше......

воскресенье, декабря 19, 2010

Yahoo закрывает del.icio.us?

Во всех презентациях и выступлениях, про нужные преподавателям инструменты Web 2.0, упоминался del.icio.us - сервис социальных закладок. Так вот, вроде бы "Yahoo закрывает легендарный del.icio.us".

Век веб-сервисов, увы, недолог. Слишком просто скопировать, слишком быстро меняются интересы и появляются новые идеи. А уж как заработать деньги на большинстве сервисов Web 2.0 вообще не понятно.

Читать дальше......

За дипломом в издательство?

Одно из крупнейших образовательных издательств Pearson просит британское правительство предоставить ему возможность выдавать дипломы, т.е. конкурировать с университетами и колледжами. Обещают высокое качество и очень конкурентные цены. Это как если бы в России Эксмо или "1 Сентября" получили бы лицензию и начали выдавать дипломы об образовании по результатам дистанционного обучения. А почему бы и нет? Контент у них есть, авторы и эксперты (преподаватели) которые его пишут есть или найдутся. Инфраструктура для ДО - дело не слишком сложное, тем более у крупных издательств уже есть подобные проекты.

Британское правительство думает и возможно готовит изменения в законодательство. В целом британцы настроены либерализовать свой образовательный рынок и начать активно пускать на него частные компании. Студенты у них бунтуют и пинают машину будущего короля из-за повышения цен на образование, новые дешевые предложения на рынке образованию будут как раз кстати.

Источник на сайте BBC

PS
Кстати, есть повод задуматься о ценностях - молодежь везде бунтует, но в Британии из-за образования, во Франци из-за пенсионного возраста, в Греции из-за сокращения пособий, у нас из-за ... Кто больше думает о своем будущем?

Читать дальше......

суббота, декабря 18, 2010

Сколько стоит создание e-learning контента

Нашел результаты исследования по стоимости разработки электронных курсов различных типов. Исследование свежее (2010 год), западное, в нем приняло участие 249 компаний.

Создаваемый контент разделили на несколько категорий, также как и проекты по сложности. Посмотрите на результаты:

PS

Цифры, приведенные в исследовании, мне кажутся вполне реалистичными. Хотелось бы услышать комментарии от российских разработчиков сложного контента - похоже ли на правду соотношение 1 к 2.5 по стоимости и трудозатратам при создании симуляций и обычного слайдового контента? Некоторые утверждают, что это нет так и симуляторы можно делать очень дешево.

Также любопытно определиться с классификацией - если симулятор сделан с помощью элементарных, готовых интерактивностей авторского средства, то это сложный продукт или простой базовый контент?

Читать дальше......

пятница, декабря 17, 2010

Сколько моделей педагогического дизайна есть в природе?

Без устали повторяю на вебинарах: если вы владеете одной технологией обучения, это означает, что вы не владеете ни одной.

Наконец, вычитал косвенное подтверждение этой сентенции в книге с умным названием (Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий, СПб, 2008):
"Польза моделей педагогического дизайна заключается в том, что они выполняют функции коммуникационных инструментов. Модели педагогического дизайна позволяют индивидуальным разработчикам и мультидисциплинарным командам пользоваться одними и теми же терминами и осуществлять связанные процессы. Педагогическим дизайнерам нужно знать различные модели педагогического дизайна. В зависимости от обстоятельств можно использовать несколько элементов из разных моделей, чтобы выработать сбалансированный подход. Необходимо подбирать модель к ситуации, а не притягивать ситуацию к модели."

Прочитал и задумался: а сколько штук моделей пед.дизайна существует? Сколько их должно быть, чтобы подбирать модель к ситуации, а не наоброт, прогибать ситуацию под модель.
Кто подскажет?

Читать дальше......

четверг, декабря 16, 2010

Дороги...

Корпоративным обучающим материалам часто вижу не хватает выразительности и убедительности. Вот как надо делать обучающие видео-ролики ;)

Читать дальше......

Русский text-to-speech

Про озвучивание курсов я уже не раз писал. Вот тут, например, речь шла об озвучивании помощью технологии text-to-speech. На момент написания поста, качественных русских голосов я не встречал. Но вот, кажется, он появились. Попробуйте здесь выбрать русский язык и написать что-то. То что получается далеко от идеала, но уже вполне пристойно.

Читать дальше......

вторник, декабря 14, 2010

Собери президента ... или начальника


Накануне президентских выборов белорусский портал tut.by запустил игру "Собери кандидата", предлагая из частей лиц претендентов на пост собрать верный портрет.
Вот было бы здорово, если бы можно было из лучших частей разных кандидатов собрать оптимального гаранта конституции.

Кстати, в деле eL подобная игра тоже полезна. Давеча написала мне одна сотрудница одного белорусского банка, что у них в адаптационном курсе предусмотрено изучение внешних признаков персон из Правления. Чем не тест? Отличные контрольные задания можно сделать!
Так в незамысловатой игровой форме народ может вернее узнавать своих предводителей.

Читать дальше......

воскресенье, декабря 12, 2010

Courselab 2.7

Courselab 2.7 coming soon. Будет переделано и оптимизировано много объектов, появятся новые. Некоторые прототипы новых объектов и анимаций (все работает, разумеется, без flash) тут. Пока работает только в IE, но к релизу будут поддерживаться все основные браузеры.

Читать дальше......

Будущее стандарта SCORM

На сайте ADL нашел целый раздел, посвященный будущему стандарта SCORM. Все на английском.

Картинка из презентации "The Future of SCORM". Ключевая фраза - content as a service. Если это удасться нормально реализовать, то поставщикам LMS не придется изобретать велосипеды, вроде того, что я описал в пятницу ("Архитектурная задачка").

Читать дальше......

пятница, декабря 10, 2010

Архитектурная задачка

Иногда клиенты ставят перед разработчиками систем задачи, которые можно описать примерно так "Почешите правой рукой за левым ухом, так чтобы рука была согнута в локтевом суставе на 45 градусов". Приходится с этим как-то бороться.

Вот недавно мы получили следующую постановку задачи:

1) У клиента есть СДО WebTutor, которая стоит в его корпоративной сети. К сети интернет не подключена.

2) У клиента есть партнер, у которого есть своя СДО, которая стоит на сервере в Америке. Эта система не поддерживает никакие международные стандарты (ни AICC, ни SCORM). При этом в ней есть своя система тестирования и решения задач и упражнений, котоая сохраняет данные на сервер по своим загадочным правилам

3) Партнер хочет, чтобы сотрудники клиента проходили обучение по контенту из его СДО (клиенту отдавать контент не готовы), причем статистику обучения и тестирования партнер должен наблюдать в своей системе online

4) Клиент при этом хочет, чтобы его сотрудник и учились в его СДО (WebTutor), у них не было необходимости регистрироваться во внешней системе дистанционного обучения (регистрация должна происходить автоматически). Сотрудник даже не должен догадываться что учится по контенту, который расположен на внешнем сервере. Для него это еще один курс в корпоративной СДО

5) Клиент готов открыть доступ со своего сервера СДО по протоколу http к лимитированному количеству адресов во внешней сети

6) Клиент категорически не готов открывать возможность для подключения извне к своим серверам никому ни по каким портам и протоколам

7) Клиент при этом хочет достаточно оперативно видеть статистику обучения по материалам и тестам внешней СДО в своей системе

8) У американского разработчика внешней СДО есть некоторый API для запроса контента, регистрации пользователей и отдаче во внешний мир статистики

Мы решили проблему так, как это нарисовано на картинке ниже (щелкните на картинку, чтобы посмотреть увеличенную версию). Работает, хотя, чтобы отладить всю эту фигню потребовалось некоторое время.

Оптимально ли решение? Есть идеи?

Читать дальше......

Ответ критику, с благодарностью

Несколько дней назад получил полуанонимное письмо от неудовлетворенного поклонника этого блога в личку.
Мол, не могу ли рассматривать в блоге такие направления, как собственно разработка учебного курса от нелучшего исходного материала «до создания стройной системы в PPT».

Не видит уважаемый читатель блога также реальных примеров, например «реально действующих систем дистанционного обучения». Не видит ссылок на кейсы про ДО, которые Алексей постоянно публикует. Нет бы перечитал всего-то несколько сот постов, чтобы понять, а прав ли?

Коллега, не проще ли и не дешевле заказать консалтинг и экспертов, вместо того, чтобы столь длинную ленту блога читать-напрягаться, дешевле же окажется, да и когнитивные ресурсы сохраннее будут.

Критикует коллега и за обсуждение оторванных от жизни концептуальных вопросов, вместо того, чтоб его текущие проблемы решать. Возможно, я и заблуждаюсь, но упрямо стою на своем: без решения "оторванных" от чьей-то профессиональной жизни теоретических штук хорошего e-learning не дождемся.
Пытался доказать это на практике в ходе сегодняшнего вебинара «От электронных курсов к электронным тренингам-3. Приемы и примеры реализации парадигмы учения в электронных курсах». Смотрите коллега, вдруг найдете жизнеспособные решения, и спасибо за критику

Просмотр записи вебинара.

Читать дальше......

Защитим персональные данные. Через год.

А приведение в порядок информационных систем в соответствии с законом о защите персональных данных еще на год отложили! Так что те, кто не успел классифицировать, и если надо аттестовать, свою систему дистанционного обучения, могут еще на год расслабиться. Спасибо правящей партии за наше счастливое детство :)

Цитата:

Законопроект «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона «О персональных данных» (в части продления срока приведения ранее созданных информационных систем персональных данных в соответствие с требованиями Федерального закона «О персональных данных») принят Госдумой в первом чтении, передают «РИА Новости».

После доклада депутата Госдумы от партии «Справедливая Россия» Анатолия Аксакова и содоклада председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина 445 депутатов из 450 проголосовали за внесение таких изменений.

В законопроекте предлагается на год, до 1 января 2012 г. перенести сроки вступления в силу требований закона «О персональных данных» по отношению к ранее созданным информационным системам их обработки.

Источник

Читать дальше......

четверг, декабря 09, 2010

Вебинар про MyLMS.RU

Провел вебинар-презентацию про наш SaaS сервис MyLMS.RU. Можно посмотреть запись.

Читать дальше......

Россия - родина слонов

Россия все же очень богатая страна. Если в бедных странах (Индия, Африка) детям раздают ноутбуки за $100, то у нас предлагают раздавать бедным детям MacBookи. По крайней мере так утверждается в статье в CNews. Почему-то в то, что такие идеи могут приходить в голову нашим чиновникам, "верю сразу и навсегда"  (с) Жванецкий.

 Причем российские чиновники очевидно умнее чем их собратья из развивающихся стран, видимо сказывается влияние нашей великой культуры (Достоевский, Пушкин, Лебединое озеро и т.п.). О чем они там в Индии думают? Сколько можно украсть с ноутбука за $100? Идиоты...

Читать дальше......

среда, декабря 08, 2010

Volkswagen применяет цифровые проекции в обучении персонала

Компания Volkswagen планирует внедрить инновационную технологию «Расширенной реальности», позволяющую в буквальном смысле расширить границы реального мира. Речь идет об использовании цифровых проекций при обучении сотрудников сервисных центров. Задача при этом состоит в том, чтобы обеспечить обучение сотрудников Volkswagen во всем мире на самом высоком уровне, а также информировать их о новейших разработках и технических инновациях, используемых в производстве новых моделей марки Volkswagen.

Принцип действия: система видеопозиционирования определяет оптимальное положение проектора и зрителя относительно автомобиля. Это позволяет сотрудникам с помощью проекционного изображения наблюдать сгенерированную компьютером информацию таким образом, словно она является частью реальной среды. Использование цифровых очков при этом не требуется.
«Трехмерные данные о конструкции автомобиля проецируются на поверхности серийных автомобилей — в правильном положении и с возможностью просмотра под разными углами зрения. Для зрителя формируется своего рода „виртуальный рентгеновский снимок“, который позволяет увидеть скрытые внутри автомобиля детали и узлы», — поясняет профессор д-р Юрген Леохольд, руководитель исследовательской группы компании Volkswagen. Дополнительно можно «вставлять» отдельные компоненты, маркировать детали, а также проецировать на автомобиль подготовленную анимацию.

Текст полностью

Читать дальше......

Open Courseware в Китае

В мире все больше и больше проектов предполагающих сбор и открытую публикацию в Интернет лекций и других материалов университетов. Одним из первых был MIT Open CourseWare, теперь их десятки. Есть проекты не только в США и Европе, но и Японии, Тайване, Корее и других относительно развитых странах.

У китайцев свой подход - как обычно достаточно глобальный.  Утверждается, что в 2008 году в сети было доступно на национальном уровне было доступно 1799 курсов, более 5000 на уровне провинций. Проверить правда ли есть такие объемы курсов сложно, т.к. найти сайты с англоязычным интерфейсом мне не удалось. Курсы как правило включают структуру и заметки к курсу, раздаточные материалы, задания и упражнения,и во многих случаях записи аудио и видео лекций. Кроме того, во многих случаях китайцы не изобретают велосипед, и переводят на китайский и делают доступными своим студентам лекции того же MIT и других ведущих университетов.

Пара источников:
http://www.slideshare.net/houshuang/peerbased-learning-the-peer2peer-university-and-research-opportunities
http://reganmian.net/blog/2010/12/03/how-the-world-misunderstood-the-chinese-top-level-courses-project/

А что у нас? Клепаем ИОРы? В России я знаю только частный проект http://univertv.ru/, никаких общенациональных инициатив не наблюдается.

Читать дальше......

вторник, декабря 07, 2010

Полезные мысли

Сегодня, среди мыслей по проблемам проектирования электронного обучения на вебинаре Олега Лаврова "Технология проектирования е-курсов ADDIE»" (ищите его материалы по дате 7 декабря) встретилось несколько "попутных" идей, две из которых, думается, стоит акцентировать и обсудить:
1. Педагоги любят преподавать то, что хорошо знают, а не то, что нужно.
Практически каждый день сталкиваюсь с подобным на практике, и не только в кругу преподавателей, тренеров, авторов контента и разработчиков, но порой и среди заказчиков учебных средств.
2. В электронном обучении стоит идти от простого к ... более простому, тогда оно эффективно.
Здесь имелись в виду, как мне показалось, прежде всего программно-аппаратные решения, инструменты управления обучением и учением.

Читать дальше......

Интернет будущего: Flash или не Flash

Еще одна статейка про борьбу Стива Джобса и Apple против Flash - "Интернет будущего: Flash или не Flash" на gazeta.ru.

Читать дальше......

Почему бесплатные лекции уничтожат университеты

Прочитал статью "Why free online lectures will destroy universities" (Почему бесплатные лекции уничтожат университеты) в The Telegraph.

Позиция автора статьи (с моем вольном переводе):

- Доля по настоящему интерактивных занятий (семинаров, обсуждений) в большинстве университетов весьма невелика. Качество лекций в обычных университетах невозможно сравнить с прекрасными лекциями профессоров ведущих университетов мира, доступных в Интернет

- Очевидный факт - высшее образование в большинстве университетов не стоит денег, потраченных на него. Если у университета нет первоклассной репутации (а у большинства ее нет), то тему нужно срочно измениться или стать свидетелем исхода студентов, которые будут выбирать лучшие и более дешевые альтернативы получения образования.

Согласны?

Читать дальше......

воскресенье, декабря 05, 2010

Цитата про андрагогику

Маслоу, конечно, голова. А имеет ли такая мысль практическое приложение? Что из нее должно вытекать в наши е-курсы? Или это просто теоретическая страшилка, чтобы мотивацию к обучению взрослых у нас отбить?

Читать дальше......

пятница, декабря 03, 2010

Два случая из жизни и один кейс в блог

№ 1
Случай на очном тренинге.
Ведущий: Озвучьте пожалуйста тему или название е-курса, который вы сейчас разрабатываете.
Участник: Противодействие коррупции.
Ведущий: Что будут делать изучившие этот курс в результате обучения?
Пауза.
Участник: М-м-м... Ничего они не должны будут делать, наоборот – не делать… ой, так что ж это получается? Разработка такого курса не имеет смысла?

№ 2
Разговор представителя заказчика с представителем вендора.
Заказчик: Нам нужно разработать курс по промышленной безопасности. Точнее, по безопасному обращению с нефтью и производными продуктами.
Вендор: И что же будет делать аудитория этого курса в итоге обучения?
Заказчик: М-м-м, не делать вещей, которые могут вызвать нежелательные последствия.
Вендор: Верно ли я понимаю, что будущий курс будет учить НЕ делать чего-то?
Заказчик: Ну да! Получается так!

Кейс:
Дано: см. выше
Найти: как обучить тому, что Не нужно делать? Что будет содержанием таких курсов? Что будет их предметом? Будут ли что-либо делать учащиеся в итоге обучения? Можно ли обучить - в принципе - тому, чего нельзя делать?

Читать дальше......

четверг, декабря 02, 2010

Описание функционала сотрудников Банка и планирование на его основе обучения

В корпоративном обучении (дистанционном и не только) часто встает вопрос - как определить кого чему надо учить, особенно когда речь идет о массе сотрудников с однотипными должностями, которые на практике решают совершенно раличные задачи. Во многих компаниях нет единой информационной системы из которой можно почерпнуть эту информацию для обработки в LMS.

Сотрудники банка "Возрождение" (с нашим скромным техническим содействием) придумали способ как этой сделать в учебном портале (построенном на базе системы WebTutor). Получилось "Описание функционала сотрудников Банка и планирование на его основе обучения".

Отдельно спасибо Андрею Стулову (руководителю учебного центра банка) за это материал.

Читать дальше......

Альтернативный способ расчета эффективности вложений в электронное образование в профподготовке: часть II

Продолжение статьи "Альтернативный способ расчета эффективности вложений в электронное образование в профподготовке: часть II" на distance-learning.ru.

Читать дальше......

среда, декабря 01, 2010

Три кита проектирования е-курса

Читать дальше......