Websoft

воскресенье, января 09, 2011

Преподавание и учение: конфликт интересов?

Время от времени приходится беседовать с заказчиками электронных курсов и организаторами eL о критериях качества обучения. Понятно, что вопрос нуждается
1. в уточнении критериев качества учебного процесса;
2. в определении приоритетов, а именно, чему будет отдаваться предпочтение: качеству преподавания, или качеству учебной деятельности самих учащихся.
Практика показывает, что в корпоративном секторе заказчики, по аналогии с постсоветскими вузами, частенько отдают приоритет критериям качества преподавания в ущерб позициям учения.

Сравните:


Более того, попытки разработки стандартов и осуществления процессов обучения, где во главу угла ставилось бы учение, а преподавание рассматривалось бы в качестве средства, это учение обеспечивающего, нередко вызывает сопротивление руководителей и сотрудников учебных центров, а то и, о ужас! НR-специалистов. Понятно, что оценивать преподавание проще, легче, дешевле и безопаснее, чем результативность и эффективность учения.

А может, так оно и надо?

6 комментариев:

obraz комментирует...

Существуют два подхода к оценке учебно-познавательной деятельности. Первый - результативно-итоговый. Оценку уровня образованности можно производить на основе контрольных испытаний. За скобками остается то, за счет чего демонстрируемые результаты достигнуты. Второй - функционально-процессуальный. Здесь учитывается обьем учебно-познавательной деятельности, её продолжительность, трудоемкость проработки учебного материала. Основные трудности - меняющаяся мотивация и способности.

Михаил Протасов комментирует...

Владимир, может быть, приведете пример какого-нибудь положения из стандарта, которое бы вызывало сопротивление упомянутых лиц?

Владимир Наумов комментирует...

Уважаемый Obraz,
согласен, что оценка результатов учения можно проводить в рамках указанных Вами подходов, особенно в части "за скобками остается то, за счет чего демонстрируемые результаты достигнуты". Не уверен только, что речь можно вести об "оценке уровня образованности". Скорее, об уровня оценке обученности (см. http://websoft-elearning.blogspot.com/2008/05/blog-post_18.html#links. Там под "обученностью понимаются варианты ответа 1 и 3, а под "образованностью" 4-й вариант. Образованность это реализованная способность использовать по жизни и в труде плодов обучения и воспитания)

Владимир Наумов комментирует...

Михаил, специально для Вас:
примеры касаются продуктовых страховых курсов:
1. в них должна быть инфа только про сам продукт, расчеты стоимости и оформления документации. Никаких ситуаций (кейсов) в продуктовых курсах быть не должно!
2. Проблемных вопросов, равно как и заданий на самооценку в продуктовых страховых курсах быть не должно.

Михаил Протасов комментирует...

Владимир, я, конечно, не знаю контекста. Но предполагаю, что либо там был нестандартный и существенный для ситуации контекст, о котором Вы здесь не упоминаете. Либо было вполне несложно переубедить человека, отстаивающего описанную точку зрения.

Я не раз сталкивался с похожими ситуациями при общении с внутренними заказчиками. И каждый раз приходил к одному из двух результатов. Либо находил доводы и переубеждал. Либо обнаруживал, что сам не вполне понимаю ситуацию или ценность защищаемого мной тезиса.

Может быть, мне, конечно, везло. Но, тем не менее, исходя из моего опыта (несомненно, существенно меньшего, чем Ваш), описанная Вами ситуация мне не кажется тупиковой или трудноразрешимой.

Владимир Наумов комментирует...

Здравствуйте, Михаил.
Какими бы ни были объективно-субъективные причины на стороне заказчика, факт остается фактом: мне не удалось отстоять свою точку зрения (события имели место 1.5 года назад). Возможно, к внутренним разработчикам компании прислушиваются больше, чем к внешним (мой случай)
Впрочем, по прошествии времени некоторые события позволяют надеяться, что ситуация в данной компании может измениться в "мою пользу", то есть ИМХО, в и на пользу компании.