Websoft

среда, января 12, 2011

Е-курс и е-книга: поищем различия

Не так давно вел беседу с одним заказчиком очного тренинга по педагогическому дизайну.
Доминирующим желанием заказчика было следующее:
«Сотрудники должны понимать отличие электронного курса от презентации или учебника»

Помимо интерактивности (содержательной, а не интерфейсной) или, вернее - вариантом интерактивности при решении такой задачи может стать «повальное» применение обратной связи:


Если мы (часть из нас) перестанем отождествлять контроль с обратной связью, а ее саму станем рассматривать исключительно как
предоставление учащемуся данных о степени успешности применения им знаний и выполнения действий с целью их коррекции, закрепления и/или развития, то можно будет аргументированно утверждать:
1. Электронные курсы куда в большей степени центрированы на учащемся, чем книги, будь они на жестких или электронных носителях.
2. Система обратной связи как механизм коррекции возможных ошибок в ходе обучения – существенное преимущество еL перед конкурирующими с ним способами и формами обучения.
3. И, наконец, выдвинуть гипотезу: обратная связь в е-курсах – важнейшая (если не самая важная!) из форм учебных интеракций.

15 комментариев:

lern21 комментирует...

Владимир, я восхищаюсь вашим трудом по созданию собственный теории электронного обучения.
У меня больше получается изучение результатов исследования других и приложение теории к практике.
Создание своей теории - это очень интересно.
Но вот сразу обучать других этой своей новой теории - выглядит немного преждевременно.
По крайней мере, если соблюдать круг развития знаний:
http://www.emeraldinsight.com/content_images/fig/2300060108014.png

Владимир Наумов комментирует...

Уважаемый Lern21,
спасибо, конечно, на добром слове, вынужден, однако признать, что Вы меня явно переоцениваете, что что не столько создаю собственную теорию еЛ, сколько смиренно пытаюсь популяризировать и донести до части коллег вполне очевидные для теоретиков (не меня) вещи о том, что еЛ без сколько-нибудь приличной обратной связи - это недостаточно зрелый и довольно примитивный еЛ, мало озабоченный так называемой гуманизацией образования / центрацией на клиенте.

Maxim Skryabin комментирует...

Ха!
Я пытаюсь выкинуть из своей головы "формулу"
Е-КУРС = Е-КНИГА + ИНТЕРАКТИВ
за ее примитивность и неточность.
Вы же своим постом эту "формулу" только подтверждаете.

lern21 комментирует...

Просто я не встречал в последнее время в статьях акцента на фидбэк.
От этого как-то уплыли давно.
Более актуальной является организация совместной работы вокруг контента. Т.е. человек как источник обратной связи оказывается много интереснее, чем неумная программа.
Вопрос про "умные" программы в отечественном и-лёнинге,как вы знаете, совершено не приемлем.

obraz комментирует...

Основное различие на самом высоком уровне обобщения в гибкости и жесткости полифункциональных психодидактических систем, как оснований е-курса и е-учебника. Для конкретного сравнения могут быть взяты следущие функции учебника: информативная, управляющая, функция индивидуализации и дифференциации обучения, коммуникативная и развивающая. Можно посмотреть - где е-курс(преподаватель) ''обгоняет''
Обратная связь - одна из граней гибкости системы.
Организация в рамках курса учебного микросообщества, малых учебных подгрупп с плюсами, вытекающими из методологии социального конструктивизма и коннективизма, ''не снились'' ни одной е-книге.

Владимир Наумов комментирует...

Здравствуйте, Максим!

не могли бы Вы пояснить, чем Вам так ненавистна эта формула?
А также:
- в чем ее неточность,
- в чем - примитивизм?

Владимир Наумов комментирует...

to Lern 21 & to Obraz
ИМХО, коннективизму коннективизмово, фидбеку от курса 1.0 - свое.

1. Не уверен, что при изучении метизных товаров, или страховых продуктов, или банковских депозитов, или функций пылесосов и т.п. обучение а) так уж сильно нуждается в "организации совместной работы вокруг контента" (не все же наномолотком кривые гвозди выпрямлять), б) что совместная работа сама собой организуется вокруг шурупа или мощности засасывания.
Организация совместного обучения - сама по себе отдельная наука. А если оно такое крутое, почему же его не круто эксплуатируют наши вузы и компании?

Кроме того, прежде чем начинать сооружать учебные сообщества вокруг курса, сначала должен быть курс. А в нем - вполне может быть использована и обратная связь.

Ну, а сама "организация в рамках курса учебного микросообщества" типа в духе конструктивизма и коннективизма, которые ''не снились'' ни одной е-книге" также потребует:
1. наличия курса/учебника (бумажного или электического) или иной базовой информации, вокруг которой аудитория коннектиться станет,
2. непростых организационных решений + соответсвующей квалификации преподавателя/модератора,
3. умения написать такой учебник (контент), который бы создавал предпосылки для запуска совместной работы вокруг контента (а тут-то фидбек лишним не будет, полагаю).

Коллеги, не могли бы Вы поделиться опытом создания подобного средства обучения?

Наконец, имел возможность наблюдать такой вот грустный эффект работы микросообществ (при решении учебных задач) - уровень знаний, целеполагаения, мотивации в группе усреднялся вплоть до примитивизма. В итоге - критерием эффективности работы учебной микрогруппы становилась средняя температура по больнице или (если единомыслия не наступало) ... склока. Не наблюдали подобного?

Коннективизм не имеет целью создания сообществ и микрогрупп как таковых. А внутригрупповая обратная связь - не всегда правильная и сообразуется с уровнем наивысших достижений науки и практики. Неужто судьба конструктивизма как такового в нашенском обучении вам, коллеги, этого не подсказала?

И сильно сомневаюсь я в том, что илёнинцы, не умеющие использовать обратную связь в e-learning 1.0 по мановению коннективизма или иного "волшебства" грамотно и целесообразно сделают это в 2.0 или 3.0.

obraz комментирует...

Впервые по-настоящему столкнулся с проблемой совокупного субьекта труда и обучения, когда писал диплом по второму психологическому образованию, уже будучи инженером. Тема- профессиограмма инженера. Робинзоном инженер не был. Да и сам я по работе учавствовал в бесчисленных планерках, согласованиях, дискуссиях с заказчиками, военпредами.
Судьба дала возможность учавствовать в семинарах по теоретической физике. Видел как после выступления метра, его потом ''рвали'' на части его же ученики.
Занимался пробемой восстанавления навыков, утрачивамых плавсоставом в межнавигационный период. Экипаж судна и тренажер.
Со студентами - курсовое проектирование в малой группе. Защита лабораторных работ сначала друг другу, а потом преподу.
Деловые игры с учителями школ. И прочая, прочая.
Проблема совместной учебной деятельности давно обсуждается.
Теперь к теории.
Обратная связь - основополагающее понятие бихевиоризма. Кто отрицает её важность? В конструктивизме она плавно перетекает в аутентичное оценивание.
Социальный конструктивизм и коннективизм принципиально социальные теории.Учебное сообщество-атрибут. В отличие от индивидуальных. Бихевиоризма и когнитивизма.
В коннективизме контент не бумажный, а другие головы. Контент еще надо породить, создать. И он возможно изменится, если кто-то новый даст импульс иного видения проблемы.
Учебная ситуация-главное.Она, контекст, определяет уместность выбора пединстументов.

obraz комментирует...

Впервые по-настоящему столкнулся с проблемой совокупного субьекта труда и обучения, когда писал диплом по второму психологическому образованию, уже будучи инженером. Тема- профессиограмма инженера. Робинзоном инженер не был. Да и сам я по работе учавствовал в бесчисленных планерках, согласованиях, дискуссиях с заказчиками, военпредами.
Судьба дала возможность учавствовать в семинарах по теоретической физике. Видел как после выступления метра, его потом ''рвали'' на части его же ученики.
Занимался пробемой восстанавления навыков, утрачивамых плавсоставом в межнавигационный период. Экипаж судна и тренажер.
Со студентами - курсовое проектирование в малой группе. Защита лабораторных работ сначала друг другу, а потом преподу.
Деловые игры с учителями школ. И прочая, прочая.
Проблема совместной учебной деятельности давно обсуждается.
Теперь к теории.
Обратная связь - основополагающее понятие бихевиоризма. Кто отрицает её важность? В конструктивизме она плавно перетекает в аутентичное оценивание.
Социальный конструктивизм и коннективизм принципиально социальные теории.Учебное сообщество-атрибут. В отличие от индивидуальных. Бихевиоризма и когнитивизма.
В коннективизме контент не бумажный, а другие головы. Контент еще надо породить, создать. И он возможно изменится, если кто-то новый даст импульс иного видения проблемы.
Учебная ситуация-главное.Она, контекст, определяет уместность выбора пединстументов.

obraz комментирует...

Впервые по-настоящему столкнулся с проблемой совокупного субьекта труда и обучения, когда писал диплом по второму психологическому образованию, уже будучи инженером. Тема- профессиограмма инженера. Робинзоном инженер не был. Да и сам я по работе учавствовал в бесчисленных планерках, согласованиях, дискуссиях с заказчиками, военпредами.
Судьба дала возможность учавствовать в семинарах по теоретической физике. Видел как после выступления метра, его потом ''рвали'' на части его же ученики.
Занимался пробемой восстанавления навыков, утрачивамых плавсоставом в межнавигационный период. Экипаж судна и тренажер.
Со студентами - курсовое проектирование в малой группе. Защита лабораторных работ сначала друг другу, а потом преподу.
Деловые игры с учителями школ. И прочая, прочая.
Проблема совместной учебной деятельности давно обсуждается.
Теперь к теории.
Обратная связь - основополагающее понятие бихевиоризма. Кто отрицает её важность? В конструктивизме она плавно перетекает в аутентичное оценивание.
Социальный конструктивизм и коннективизм принципиально социальные теории.Учебное сообщество-атрибут. В отличие от индивидуальных. Бихевиоризма и когнитивизма.
В коннективизме контент не бумажный, а другие головы. Контент еще надо породить, создать. И он возможно изменится, если кто-то новый даст импульс иного видения проблемы.
Учебная ситуация-главное.Она, контекст, определяет уместность выбора пединстументов.

lern21 комментирует...

"почему же его не круто эксплуатируют наши вузы и компании?"
вузы - потому, что не присутствуют в 500 первых мест рейтингов. Деревня, короче.

компании - в смысле магазины?- так продавцы пока по одному с клиентами работают.
Не помню,чтобы меня где-то группа продавцов окружала.

Любая же проектная, инновационная деятельность строится на совместной работе.
Это, конечно, в основном зарубежный образовательный рынок.

Владимир Наумов комментирует...

to Obraz
"В коннективизме контент не бумажный, а другие головы".
А где гарантия, что другие головы - это это качественный контент?
Каковы критерии качества головастого контента? Судя по некоторым приметам дураки и дороги - это и есть "учебная ситуация"?

Кстати, в деконструктивизме между бумажным контентом и другими головами разницы не делается, контент, он и в Африке контент, если речь идет об объекте или предмете обучения.

Владимир Наумов комментирует...

to Lern21
А может быть потому конструктивизм и прочее кооперативное обучение у нас не доминирует, что для его функционирования необходим и в его основе лежит принцип обратной связи, а не модель я преподаватель - ты недообученный ... по образу моему и подобию. Будь любезен коллаборативно соответствовать образу моему и подобию и учебному плану с образовательным стандартом. И вообще, роди к экзамену методом проектов инновацию, недоумок

Maxim Skryabin комментирует...

Владимир, мне эта формула не ненавистна. Она просто походит для очень узкого (но, увы, широко распространенного) класса е-курсов, которые построены на основе е-книги. Очень долго я именно так воспринимал е-курс, каюсь. :) Но е-курс может быть другим: возьмите тренажер или обучающую игру, симуляцию - где там книга?

Хотя, быть может, я просто е-курс трактую очень широко, поэтому у меня левая часть "формулы" "больше" правой ;-)

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо за пояснение, Максим.

В отличие от Вас я сужаю левую часть уравнения :).
Действительно, порой путаются курсы с иными "жанрами" электронных средств обучения. По сути, активное применение обр.связи уже требует если не пересмотра, то уточнения того, что же такое е-курс