Websoft

суббота, января 15, 2011

Шокировавший факт

Недавно испытал полный педдизайнерский шок. На корпоративном тренинге спросил у тренеров и специалистов по ДО, что больше всего не устраивает электронно обучаемый персонал их компании (много тысяч человеко-курсов в год). Ответ шокировал: прежде всего картинки и анимации в курсах.

По словам одной из участниц мероприятия вопрос стоит так: не хотим учиться, пока в курсах будут натыканы эти тормоза-анимации и малополезные картинки. Они только мешают учиться (оригинальное высказывание звучало несколько резче, чем тут изложено).

Впервые столкнулся со столь резкой констатацией подобного факта. Кто-нибудь, коллеги, сталкивался с озвучиванием подобной проблемы? Как ваши сотрудники или студенты относятся к нефункциональным картинкам и мультикам в курсах?

12 комментариев:

Михаил Протасов комментирует...

У нас когда-то были курсы с нефункциональными картинками (потом я их убрал). Пару раз обратная связь от обучающихся, что картинки мешают, приходила. Но не в жесткой форме.

А вот неудачная анимация очень сильно раздражает (тоже у нас были когда-то такие курсы, потом мы исправили их). Самое дурацкое - список, показывающийся поэлементно, когда каждый элемент разворачивается гораздо медленнее, чем человек читает. Были у нас такие курсы. Постоянно приходила обратная связь о том, как не нравятся эти списки.

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо, Михаил, за информацию.
Очень ценные замечания.

Elena Lokteva комментирует...

Собственно, а что Вас так шокировало, Владимир?
Нормальный этап в жизни каждого eL-проекта, в котором используются средства быстрой разработки. Поднимите руки, кого эта чаша миновала? ;)
Все, кто дорываются до возможности быстро наклипать мультики, делают их много и часто. До первых фидбэков :)

Владимир Наумов комментирует...

Здравствуйте, Елена!

Шокировало как раз то, что ситуацию, которую Вы квалифицировали как нормальную, пользователи оценили иначе. А главное, это же сделали их обучающие специалисты - признали факт ненормальности мало дидактичных "веселых картинок" для взрослых! Очень приятно шокировало, не скрою.

Ну, а самое ненормальное то, что т.н. спецы по обучению и вендоры, напрочь игнорируя принцип наглядности обучения (который описан не одну сотню лет назад и за это время хорошо детализирован), выдают хворь за норму. Грипп и радикулит, конечно, можно объявить нормой. Главное, чтобы все народонаселение от них страдало с рождения и до смерти. Тогда и фидбек будет "нормальным".

Анонимный комментирует...

Хорошо, что это прозвучало.
Хорошо, что позвучало от "трайнеров"
Хорошо, что внимание будет усилено к ADDIE
Хорошо, что это может быть питательным раствором, дождиком на когнитивные подходы
Хорошо, что такой вопрос был задан
Хорошо, что вопрос задал именно Владимир Наумов
Хорошо, что я, О.Лавров прочитал этот постинг.
================================
Хорошо бы нам изменить будущее!?

Владимир Наумов комментирует...

Уважаемый Олег!
Не менее радостные чувства я испытывал, читая вот это:
http://www.e-learning.by/Webinar/WB47/ELearning.html#Mess29092.

Особенно тонкое замечание об ограничениях изобразительного формата при предъявлении контента:
"Опасность — монополизации формата представления. В случае частого использования возникает «установка» о только таком формате «обучения» и затруднение в случая отличных от «комикс представления» контента. В многих случаях комиксы «ограничивают» контент ситуации и «сферу» использования кнтента, знаний. Текст дает возможность домысливания, трансфера контента на другие ситуации и цели.",
А также:
"Вспомним «учебные фильмы» по физике. Они уводят фокус внимания школьника от учебного контента к самому формату представления. Кино по физике должно «иллюстрировать» новый материал потом… после его изложения мелом, тряпкой и доской. Иначе говоря, «видео» всегда «дополняет» и почти никогда не «заменяет» исходный учебный материал."

Анонимный комментирует...

Владимир!
Маленькая реплика в догон.


1
Подозреваю, что неприятие и отрицательные эмоции могут вызывать "неуместное неуемное анимирование объектов PowerPoint, в неумеренном желании сделать красиво". И в ущерб контенту и темпу восприятия информации. Действительно, возьмем презентацию, 20-30 слайдов, анимируем все подряд... Докладываем и ... получаем вышепредставленный отзыв. Не думаю, что "имеется в виду картон-анимация и улыбки/ужимки виртуальной девушки с экрана"

2
Буквально в прошлую субботу, был у меня занимательный разговор с двумя очень профессиональными тьюторами из Тартуского университета. О форматах контента. Они категорически негативно к РР презентациям и резко против блогосферы.

О.Лавров
Так что я не одинок .. :)

Владимир Наумов комментирует...

Олег,
речь шла об анимациях, аналогичных ppt-шным, которых немало и во многих средствах авторинга, а так же о флеш-анимации, а также о ненужных (нефункциональных с точки зрения предмета изучения/содержания курса) "украшениях" ради украшательства + тормоза с загрузкой страницы.
Сами же по себе средства авторской разработки, флеш или PowerPoint (равно как и блоги), ИМХО, ни в чем не виноваты. Вся проблема в их целесообразном применении.
Непосредственно про девушек и мальчиков речь не заходила

Анонимный комментирует...

Вывод - и соотношение графика/текст, и анимация дб пед-аргументированы, инфо-ориентированы.

Инвертируя ситуацию, можно предположить, что наличие описательного текста к картине И.Шишкина "Утро в сосновом бору" вызовет схожие, негативные реакции у публики, посещающей музей...

Мера и еще раз метрика.

O.Lavrov

Владимир Наумов комментирует...

Олег,
тартусская семиотическая школа еще во времена исторического материализма с успехам решала подобные проблемы

Elena Lokteva комментирует...

Владимир,
во всем Вы правы, а все равно так было, так есть и так будет.
На эту тему в моей практике есть 2 чудных примера - 2 студентки, которые учились-учились дизайну у замечательных мастеров, а так ему и не научились. Но до защиты дипломного проекта добрались, и сваяли для его защиты сайты, совершенно нарушающие все правила композиции, цветоведения, а заодно и юзабилити.
И что Вы думаете? Защитились! Да как! Все обосновали - каждую пупочку и загогульку, каждый из неадекватных, режущих глаз и загоняющих в депрессуху цветов. И сделали это так красиво и уверенно, что получили за дипломы 4-ки, т.к. у комиссии рука не поднялась поставить меньше.
Так что все равно найдутся и те, кто дорвались до клипания "неудачной анимации", и те, кто сумеет доказать, что анимация эта зашибись какая удачная.

А если проводить медицинские параллели, то я бы сравнила эту "болезнь" не с гриппом и радикулитом, а с ветрянкой: ею надо переболеть в детстве (т.е. на самом раннем этапе), чтобы в дальнейшем к ней был стойкий иммунитет.

Владимир Наумов комментирует...

Ах, Елена.
Знать бы, когда у заказчиков, организаторов и исполнителей еL заканчивается упоминаемый Вами "ранний этап", "детство". Которое, к тому жу, весьма уважаемый период развития организма.
Да и с самой вакциной не все понятно. Она, как и вакцина супротив ВИЧ, похоже, еще не синтезирована. Один наш общий знакомый в качестве таковой называет "совесть". Однако ее для формирования профессионала явно недостаточно.