Websoft

четверг, марта 17, 2011

Мотивировать по обстоятельствам

Годами муссируется тема о мотивации аудитории к e-learning. В последнее время чаще всего попадаются соображения, что eL ученик должен обладать особыми - усиленными - волевыми качествами и жаждой к познанию. Разработчики же пытаются поддержать волю к учению и страсть к познанию то ярким визуальным рядом, то упрощенным донельзя языком, то заигрыванием с ориентировочным рефлексом и рефлексом "что это", то вау-интеракциями, смысл которых недоступен даже их сочинителям.

Ответ же на вопрос о мотивации взрослой аудитории к учению найден давно, еще до эры eL: создайте учащимся такие условия, чтобы освоение знаний и действий было им выгодно, а главное - чтобы их применение должным образом в нужных обстоятельствах поощрялось и вознаграждалось, а неадекватное использование изученного - осуждалось.

Мало обучить. Более того, бессмысленно и чревато ... ... ... /впишите нужное/ обучать тому, что не может быть вменяемо, легко и беспрепятственно применено в обстоятельствах N, а тем более, применение чего сопряжено с преодолением трудностей на том рабочем месте, трудиться на котором тебя готовят. К примеру, участвую сейчас в одном сетевом курсе по стратегиям eL в компаниях (и вузах). Много внимания уделяется технологиям сетевого обучения. На форумах, гуглдоксах и блогах стоит стон: а кто нам это позволит, где предписанная сверху стратегия, кто ее будет писать/разрешать? все изучаемое хорошо и красиво, да больно хлопотно и себе дороже... И немногим в голову приходит, что стратегия обучения - это также искусство возможного в конкретных, реальных, а не предполагаемых обстоятельствах.

Пример 2. В некой компании провели опрос рядовых сотрудников. Было выявлено (о, ужас!), что линейные менеджеры грубы и неласковы с самым ценным ресурсом компании, типа людьми. Нашли выход: электронно обучить линейных менеджменту в стиле коучинга. Нюанс только в том, что сложно нижнему менеджменту коучировать своих подчиненных, когда им управляют авторитарно и требует результатов работы в том же стиле. Вот и выходит, что обучение не столько решает проблемы бизнеса, сколько усугубляет старые + создает новые.

Коллеги, будем реалистами: станем учить тому, что здесь и сейчас выгодно и полезно аудитории и бизнесу. Организуем учебный процесс так, чтобы избегать его стало себе дороже, а не наоборот.

2 комментария:

Жарков Юрий комментирует...

Вот асилил ентот поток сознанья и помянул свово шефа, который наставлял меня перед первой самостоятельной лекцией в страшно-лохматом году прошедшего века: "Главное помни - сначала огорошить, а потом озадачить. Как это? А вот приходит в ср. школу молодой учитель - парень, выпускник геофака. Ну а в школе весь учител-контингент - слабый пол с лесенкой возрастов и судеб. Конечно, дамы прифуфырились, подтянули то, что уже разболталось, втянули на вдохе и так, боясь выдохнуть, но очаровательно улыбаясь, встретили новобранца. А завуч, старая профура, свой подарочек припасла: первый урок в самом разбойном классе. И вот все свободные - в учительской с открытой дверью, а все занятые - по классам с приоткрытыми дверьми, прислушиваясь ждут: что будет?, на какой минуте финал? и последующие утешенья-поздравления с крещением. Урок начался как обычно, с шума-гвалта, стукотни, взрывов-визгов, хохота в течении уже нескольких минут, как вдруг, раздался рык новобранца, затем его-же, но потише - речетатив, затем пауза-тишина и полился ровный звук учительского рассказа на фоне тишины в классе. И так до звонка по окончании урока. В учительской новоиспеченного педагога встретили: самовар с чаем, торт, чашечки на белоснежной скатерке и восторженно-вопрошающие очаровательницы-коллеги с жарко-кокетливыми возгласами:-Как это Вам удалось? Ведь это потрясающе? Неужели теперь и этому учат? Испив чайку и откушав тортику, закурив с милостливого разрешенья дам, молодой географ скрывать ничего не стал и ответствовал: - Да, ерунда, запросто! Ну тут уже послышались от слушательниц капризно-возмущенные реплики: - Как это запросто? Ведь это ни у кого не получалось? Да за кого Вы нас принимаете? А Вы настаиваете - тогда, пожалуйста - молодой геопедагог выложил все: - Зашел я в класс с глобусом, тема урока-картография. Поставил глобус, обернулся - на меня ноль вниманья, подождал и рыкнул со всей дури: - Эй, вы! - пауза, кто-то обернулся, но не все. Тогда - добавил еще звуку: - 3,14здюки! - теперь, уже обернулись все и кое у кого отпала челюсть - без перерыва - вытаскиваю из кармана вот это (показывает распущенный, как использованный, презерватив) и вопрошаю:-Кто может вот эту йухню вот на эту йухню(глобус) натянуть? Пауза-тишина и я начинаю рассказ о картографии - раскат поверхности шара на плоскость-карту. Прием этот называется: Сначала огорошить - потом озадачить."

Obraz комментирует...

Возможно Ray Jimenez с его методологией 3х-минутного e-learning внесёт свою лепту в не простые вопросы мотивации.
http://vignettestraining.blogspot.com/2009/05/pluses-and-minuses-of-twittering.html
Вообще-то любая познавательная деятельность полимотивирована.