Websoft

воскресенье, марта 20, 2011

О подходах к научению и одном критерии качества е-курсов

Приведу выдержки из описания различных мотивационных подходов студентов (и повышающих квалификацию лиц) к научению, которые были выведены Patricia Hughes – старшим лектором по психотерапии и медицинскому образованию из The Royal College of Psychiatrists (Великобритния)

«Подходы к научению
На качество научения человека в значительной степени влияет мотивация.
a) Приобретение поверхностных знаний мотивируется желанием окончить курс и избежать провала. Этот подход к научению характеризуется механическим заучиванием и простым запоминанием фактов. Как следствие, уровень понимания — весьма поверхностный.
б) Приобретение глубоких знаний мотивируется желанием понять предмет. Пути достижения этой цели различны, однако предполагается логичный последовательный подход, предусматривающий оценку доказательств, связывание новых знаний с полученными ранее, использование аналогий, а также проработку материала, который пригодится студенту для его работы в настоящем и в будущем.
в) Стратегическое научение мотивируется желанием хорошо сдать экзамены или добиться поощрения. Студент, который использует этот подход, будет думать о том, какой из двух подходов — получение поверхностных или глубоких знаний — будет максимально соответствовать поставленной в каждом случае цели.
Хотя некоторые студенты являются неисправимыми “поверхностными” учениками, многие из них используют эти подходы в разное время и в зависимости от обстоятельств. Этот наиболее эффективный подход получил название “универсальный ученик”, который стремится получить глубокие знания, прибегая при этом также к механическому заучиванию, чтобы закрепить знание фактического материала, подтверждающего основные принципы.»

Такая классификация представляется очень полезной и для разработчиков электронных курсов, так как позволяют осмыслить и определиться (отрефлексировать)
1) На какой из типов мотивации учащихся ориентированы создаваемые ими курсы;
2) Какой из типов мотивации доминирует при составлении курсов у самих их разработчиков.

Более того, а не стоит ли использовать подобную «шкалу мотивации» в качестве одного из критериев при оценивании качества курсов, например, на ежегодном конкурсе курсов, который проводит компания WebSoft?

3 комментария:

Obraz комментирует...

Возможно работа Е.Н.Гудковой позволит уточнить понятие ''критерия качества''.
http://www.sgu.ru/files/nodes/32527/2008-2-27.pdf

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо за ссылку. Вроде и издание 2008 года, да содержит много, ИМХО, элементов советского языка. Что, впрочем, не сильно мешает сущностному разбору вопроса.

Obraz комментирует...

Вот еще один образец попытки протянуть линию диагностики от Выготского, Давыдова к нашим реалиям.
www.ecsocman.edu.ru/data/2010/05/18/1214036622/Znam.pdf.
Работа интересна тем, что диагностируется не только продукт, но и процесс.