Websoft

среда, мая 04, 2011

Есть ли различия между поколениями?

Слышали что-то про Generation-X, Generation-Y, сетевое поколение? Уверен, что слышали. Я слышу на каждой HR конференции про то, что между разными поколениями работников существуют существенные различия, особенно критические для текущего "сетевого" поколения. Эти различия предполагают различные стили работы с представителями разных  поколений.

Последний доклад, который я слышал, был от девушки из HeadHunter, которая в частности говорила про то, что представителей сетевого поколения надо развлекать. т.к. иначе им скучно на работе.


Ну и разумеется, учить их надо по разному! И учитывать поколенческие различия при проектировании всех видов обучения, включая e-learning. Или нет? И надо ли вообще по разному строить HR процессы для разных поколений? Или все это мифы?

Погуглив слегка я нашел массу противоречивых мнений.

Вот например:
- The Myth of Generational Differences in the Workplace - различия это миф

- Separating Fact from Fiction in the Digital Generation - запись вебинара, по то, что нет никаких различий

- The ‘Net Generation’ and the Myth of Research - вранье все вебинаре, различия есть, просто профессора и прочие ретрограды не хотят под них адаптироваться

Что думаете?

Меня как всегда тянет сказать, что фундаментальные поколенческие различия на работе это фигня, придуманная консультантами, чтобы лучше продавать свой змеиный яд, но уверенности нет. Тем более, что нет статистики и исследований, которым можно было бы доверять, чтобы делать те или иные выводы...

6 комментариев:

Артюхин Валерий комментирует...

Да уж вопрос, действительно интересный. Отношение типа "Работа есть работа - никого развлекать не нужно, работу просто нужно делать" - мне очень близкое, я тоже не из последнего поколения. :) С другой стороны, имея опыт 11 лет работы в высшей школе, думается в основном не про особенности новых поколений, а про уровень знаний и интеллектуального развития.

Я как-то проводил исследование (http://ikshot.blogspot.com/2010/02/20.html), цель его в общем-то была другая, однако зацепило и этот вопрос. Поскольку большинство участников опроса я не знал лично, я старался "угадать" их возраст. То есть по ответам определить, к какой возрастной группе они относятся. Нулевой эффект - так и не смог выделить возрастные группы, а это о чем-то да говорит.

А вообще, ИМХО, поколения - это как возраст у женщины: и спрашивать не вежливо, и на глаз определить далеко не всегда можно. Мне вот 33, к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник в НИИ области ГОиЧС, монографии, публикации... программировать начал в 7 лет на Спектруме, всю жизнь за компом, хобби - гитара, фитнес и запойно компьютерные игры, в 32 сделал себе первую татуировку... ну и к какому поколению я отношусь? :)

Алла Степанова комментирует...

Мое мнение следующее - характер людей,сила воли,моральные качества становятся слабее, раньше люди легче могли себя заставить что-то делать, поэтому их не надо было развлекать, было больше стимулов работать - чувство ответственности за кого-то или что-то, уважения было больше. Например, если человек учится или работает, но вдруг на него нашла лень, он все равно из уважения к тебе будет заниматься или работать. Сейчас люди с трудом себя заставляют учить вещи даже в развлекательной форме. 25 лет назад учились по скучным советским учебникам и выучивались.
с другой стороны, технологии психологического подхода к человеку сильно изменились: определяем тип, мотивацию, что человеку интересно делать, как он хочет это делать, даем ему свободу и т.д. Человеку комфортно и интересно. Это гуманно и также продуктивно.
Если соединить сильный характер, умение определять свои интересы, способности, приоритеты (почему это должен делать работодатель? человек сам должен определять, что ему интересно на работе и проявлять инициативу) получим Generation Z

Михаил Протасов комментирует...

По моему впечатлению, разница есть, но она очень небольшая и малосущественна на фоне многих других, более важных вопросов. Поэтому польза от построения своей работы на основе этих идей будет примерно такой же, как польза просто от уделения большего количества внимания обучающимся.

Ирина Деточка комментирует...

Все-таки, наверно, имелись в виду консультанты со "змеиным маслом" (от snake-oil salesman)? Оговорка прям по Фрейду :)

Алексей Корольков комментирует...

Ирина,
я "благородного жулика" давно читал - не помню как точно было в русском переводе. Но если у О. Генри snake-oil, то это безусловно змеиное масло, а не яд. Спасибо за поправку.

Всегда приятно иметь дело с консультантами, которые могут сделать далеко идущие выводы из описки :)

Модест Петрович комментирует...

мррр... да, в чем-то вы правы. По своей маме могу скать... ей уже скоро три года, и она все еще продолжает ловить мышей дедовскими способами (караулит их, нападает...). Мы, молодые коты, совсем иначе себя ведем. Только вот проконсультируйте еще насчет людей. Как их переучить кефир в чашку наливать, а не в миску для корма? Борюсь с ними, и бес толку все.