Websoft

четверг, мая 05, 2011

Электронные учебники хуже запоминаются??

Статья на Хабре "Электронные учебники хуже запоминаются".

Цитата:

Во всём мире учреждения образования пытаются внедрить электронные учебники, которые гораздо дешевле бумажных. Однако насколько эффективно такие учебники выполняют свою главную функцию? Удобно ли изучать новые темы и запоминать информацию с экрана «читалки»? К сожалению, недавнее исследование среди первокурсников Вашингтонского университета даёт отрицательный ответ. Кстати, это вообще первое исследование по долгосрочному использованию электронных книг (оно продолжалось семь месяцев).

39 первокурсников компьютерного факультета (Department of Computer Science & Engineering) в возрасте от 21 до 53 (?) лет получили электронные «читалки» большого размера Kindle DX и весь набор учебников в электронном виде. Через семь месяцев выяснилось, что менее 40% студентов делают домашнюю работу с помощью Kindle DX, а остальные перешли на бумажные книжки. Проблема в том, что Kindle плохо поддерживает запись заметок «на полях», не даёт возможности лёгкого беглого чтения и затрудняет просмотр справочной литературы, на которую ссылается текст (по сравнению с компьютерами и учебниками). В результате оказалось, что ряд студентов всё равно вели бумажные заметки и хранили их в чехле вместе с Kindle, а другие читали Kindle рядом с компьютером, чтобы иметь возможность быстрого просмотра справочных материалов.

Результаты исследования спорные. Мне, например, читать в Kindle удобнее, хотя заметки на полях в нем делать не удобно (хотя и возможно).

Было бы интересно посмотреть на результаты исследования, если бы вместо Kindle был iPad с Kindle приложением и другими программами для заметок.

7 комментариев:

lern21 комментирует...

Это связано с разницей в технологиях и культуре обучения.
Там часто бумажные учебники разовые, т.к. студент приучен плотно их размечать маркерами и писать в них.
Наши же приучены книжку по возможности не портить.
С другой стороны, объективно бумажный текст лучше запоминается, так как фиксирован пространственно.
Помним что где на странице было.
В электроном варианте есть динамика в размещении.
Поэтому привязка отключается, вместе с памятью.

Yulia Balinova комментирует...

Пользоваться читалкой в учебных целях действительно не очень удобно. Скажем, если надо вернуться на несколько страниц назад, а потом снова мгновенно пролистнуть вперед, или держать обе эти страницы открытыми одновременно. Ну или там схемы крупные в читалке пока трудно отобразить. Да и вообще там картинки не цветные, это тоже снижает мотивацию.
Наверное, с развитием технологий эти проблемы решатся.

Алексей Корольков комментирует...

Юля, в Kindle есть закладки, так что вернуться можно.

С картинками и схемами в Kindle и правда беда, хотя в приложении Kindle для iPad zoom лучше работает и картинки цветные.

Yulia Balinova комментирует...

>>Юля, в Kindle есть закладки, так что вернуться можно.

Я не написала, что нельзя, я написала, что неудобно.:) И закладки, и заметки в киндле есть, но быстро пользоваться ими надо еще привыкнуть (говорю за себя, конечно).

Александр Кусий комментирует...

Согласен с lern21.

Относительно давно пользуюсь читалкой и удобных заметок "на полях" действительно очень не хватает )))).

Побывал читать с Айпада, на долго не хватило глаза начали уставать ( Для долгого чтения бумажные чернила все же лучше

avbrazhenko комментирует...

Читать люблю... но получаю удовольствие только от чтния с бумаги. И насчет запоминания согласен - лучше запоминаю информацию из печатных изданий.

Obraz комментирует...

Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Восприятие учебного обьекта ( фигура-фон, существенные свойства). Далее - этап осмысления (связи и отношения). И лишь теперь - запоминание выделенных свойств и отношений. Завершающий этап - включение в структуру прошлого опыта.
Возможно более корректно сравнивать бумажный и электронный варианты по всем этапам, тогда речь пойдет о качестве усвоения знаний.