Websoft

понедельник, мая 09, 2011

Инструментов – полно, педагогические дизайнеры – в дефиците

Долго не мог подобрать слов, чтобы ответить на комментарий Юрия Жаркова к предыдущему посту, в добавление к нашему давнишнему спору с ним. Для Юрия, главное в обучении ни инструменты и гаджеты, а люди, их ценности, мотивы и прочие хорошие качества. Здесь я с ним абсолютно согласен. Однако при этом памятую, что не всякий хороший человек суть хороший профессионал по определению. Более того, недостаточный профессионализм и из самого благонамеренного и духовно уточенного человека может нечто противоположное сделать.

И вот вчера слова нашлись. Не у меня, правда.

Беседовал вчера с очень хорошим человеком а заодно и, ИМХО, высокопрофессиональным e-learning'цем, который за 10- (если не 12-) летнюю карьеру, по моим подсчетам, более чем в сотне (если не в полутора) проектов по созданию е-курсов участвовал, и как менеджер проектов, и как автор контента, и как разработчик симуляторов, придумщик контейнеров, движков и много чего еще.
Разговор у нас зашел про интеллект-карты (mind maps) и близкие им по духу инструменты, а также и про социально-сетевые сервисы и инструменты распределенного трудового взаимодействия.
Мой собеседник посетовал: «Инструментов куча! Однако чтобы их полноценно использовать, те же mind maps, к примеру, каким должен тренер быть, или преподаватель?! Инструменты есть, а мозгов по их оптимальному применению не хватает. Вот где педагогический дизайн нужен».

Может, и правы мои собеседники: дело не в инструментах, а в том, что их наличие и появление новых обостряет старую извечную проблему дефицита специалистов по их правильному использованию, не только в смысле безошибочному, но и с глубоким задействованием возможностей этих инструментов, с максимальным "выжиманием" их КПД.
Кто подсчитал, какая доля потенциала инструментов еЛ реально, а не декоративно используется?

50 комментариев:

Практик комментирует...

Инструмент должен быть "инструментальный" и пед. дизайнер тут не причем.

Для детишек есть простой инструмент - счетные палочки.
Сами по себе палочки ничего не значат.

Нужны методики и учитель, которые будут знать, как эти палочки использовать.

Педдизайнером тут и не пахнет.

Аналогично и с вашими "палочками" типа mind maps.

А вот если "палочки" будут обучающими, сами говорить, прыгать и складываться, то и т.н. "педдизайнер" понадобится.

Т.к. обычный методист в ИТ не понимает, а несуществующий "педдизайнер" вроде как должен :_)

Это ваш "высокопрофессиональным e-learning'ц" должен понимать.
Как и вы.

Анонимный комментирует...

В восточных единоборствах есть «три степени мастерства»:
1. УЧЕНИК – должен слепо копировать, то что делает, чему его учит МАСТЕР.
2. МАСТЕР – совершенствует, те методы, приемы, которые передал ему УЧИТЕЛЬ.
3. УЧИТЕЛЬ – создает новое, доколе неизвестное.
На каждой ступени, есть свои профессиональные «бойцы».
Так и при создании курсов – УЧЕНИКУ нужны четкие понятные правила, методы, инструменты. УЧЕНИК может стать МАСТЕРОМ, только тогда когда в совершенстве освоит все, что должен знать и уметь УЧЕНИК. И т.д.

И тут мы имеем дилемму.
1. В головах «многих» есть свои не писаные правила (методы, техники, инструменты, последовательности и т.д.) электронных курсов. Но формализованных (четко описанных, согласованных, изложенных в едином формате) на бумаге я не встречал.
2. Почти каждый УЧЕНИК мнит себя даже не МАСТЕРОМ, а УЧИТЕЛЕМ.
3. Хороших МАСТЕРОВ (тех кто должен готовить УЧЕНИКОВ), ох как мало. Есть те, кто многое знает, но передать, НАУЧИТЬ не может.

Резюме.
1. Необходимо описать правила создания учебных курсов.
2. Подготовить МАСТЕРОВ.
3. МАСТЕРАМ начать готовить УЧЕНИКОВ.
И о грустном – у нас в России, похоже этим процессом, централизованно, ни кто не управляет.

Или я ошибаюсь?

Андрей Стулов

Модест Петрович комментирует...

Совершенно согласен с автором поста - Владимиром - "полно.. и в дефиците.." Но их с "высокопрофессионалом" этот факт мне кажется огорчает, а меня радует. Мои хозяева используют разные инструменты, выбирая их подконкретную задачу.. а над "педдизайнерами", как дизанерами вообще мы смеемся всей семьей.
Мой хозяин говорит, что каждый мнит себя менеджером и дизайнером, а нормальных прорабов (знающих технологии и умеющих их применять) и строителей (или программистов) имеющих нормальную технологическую дисциплину можно и нужно учить. Может быть Владимир, за талантами и активностью которого я много наблюдаю лежа на кресле перед большим монитором, сможет основать школу, выпустить первый электронный учебник "основы производства электронных курсов" и т.п. Только чтобы не дизайнеров выпускать (так и вижу их с шарфиком на шее, мур-р-р :), а elearning-прорабов хорошего уровня со знанием инструментов и технологий.
Пойду кефирчика попью, говорят, он хорошо помогает от сердца.. Мур-р-р :)

Михаил Протасов комментирует...

Практику:
А чем отличается педдизайнер от методиста? Педдизайнер - это, что, тот же методист, только еще в ИТ разбирается?

Андрею Стулову:
Разработка учебных курсов - это очень сложный процесс, в котором "описать правила" очень тяжело, как, впрочем, и в любой другой социально-гуманитарной области знаний. Этот процесс требует высоких навыков формализации (технического и системного мышления), а также умения работать с людьми и хороших теоретических знаний в области обучения. Чтобы описанные правила приспособить к какой-либо предметной области, нужно, дополнительно к перечисленному, хорошо разбираться в предметной области.

Даже если кто-то опишет все эти правила, то чтобы их понять и применять, точно также потребуются все те же самые знания, умения, навыки, что и описанные выше. Но человек, который обладает ими, будет достаточно дорого стоить, и, скорее всего, будет заниматься чем-то более востребованным и высокооплачиваемым, чем обучение.

Yury комментирует...

Совершенно согласен с Андреем. А по поводу изобилия инструментов следует отметить их ограниченное качество. До сих пор нет инструмента eL , позволяющего объективно и достоверно определить, как освоен учебный материал. А педагогические дизайнеры увлекаются дизайнерством и практически не знают педагогики. Кто из них может сформулировать дидактическую задачу, которую должен решать его электронный курс на каждом шагу? Юрий Тихомиров

Анонимный комментирует...

Что сложнее, обучать очно или электронно?

Занимаясь очным и дистанционным обучение могу сказать, что очное обучение намного сложнее электронного. И в тоже время последние несколько лет на рынке появились очень неплохие учебные курсы «Тренинг тренеров», в которых от А до Я правильно проработана методика очного обучения. Да и в нашем центре есть прописанная методика, очный курс для преподавателей бизнес подразделений длительностью 10 дней.

Как готовить программу, как разрабатывать сценарий…, как проводить обучение, как работать со сложной и простой группой, как управлять групповой динамикой и т.д.

Как сказал одни из специалистов в области обучения: «Покажите мне человека, который проходит сквозь стены, я опишу этот процесс и других обучу».

Михаил Протасов пишет: «…в котором "описать правила" очень тяжело,…»
Согласен, сложно, но можно. И конечно писать должен «Гуру», а не «Ученик».

Насколько я понимаю, Наумов делает в этой области определенные шаги.

И делать это нужно, без этого…

Андрей Стулов.

sw комментирует...

Коллеги, оБ чем речь?
Об отсутствии специалистов в el, о возможности использовании инструментов, изначально не предназначенных для обучения, или специалистах, которые не способны использовать инструменты, изначально не предназначенные для обучения?

То что я вижу: специалист по ДО на предприятии – ремесленник! Его задача «штамповать» обучающие курсы. На исследования/эксперименты нет времени (и денег у предприятия)! Кто и как учит этих специалистов? Тренинги для них, как правило, сводятся к «консультациям» по использованию редакторов эл курсов. О методах (методиках) приходится слышать только на конференциях, но качество этих методов (или выступления смазывают картину) и спорно и сомнительно.
В итоге: инструментов море, идей по использованию этих и других инструментов не меньше, но пока нет проверенных методик их применения, я, как практик, их использовать не могу!
Сгенерировать идею не сложно и не долго, а вот разработать действенный метод – достойно внимания! И мне все равно кто это сделает – методист, пед дизайнер, или прохожий с улицы.

практик комментирует...

Владимир, как и "высокопрофессиональный e-learnin-ц" не могут понять одной очевидной вещи.
Если инструмент постой, то его применение в образовании обкладываемый методиками и поэтому применение сложное.
mind maps - это именно такой инструмент.
Бывает и инструмент сложный, наполненный образовательной технологией. Тогда его применение простое, так как методики все внутри спрятаны.


Чтобы поместить методики в электронный ресурс требуется особая квалификация, называемая "педагогический дизайн".

Почему этого не понимает Владимир - понятно. Он со сложными инструментами никогда не работал,только со слайдами. А вот почему "высокопрофессиональный e-learnin-ц" не разобрался - не знаю.

Ирина Деточка комментирует...

>> Чтобы поместить методики в электронный ресурс требуется особая квалификация, называемая "педагогический дизайн".

+ 100. Кратко, точно, емко. Супер!

Владимир Наумов комментирует...

Господа и дамы, скептически относящиеся к педюдизайну, удививший меня своим превратным пониманием этого феномена г-н Тихомиров,
вновь призываю вас, коллеги, обратить внимание на значение этого термина:
Российское (от самого авторитетного у нас специалиста по это теме - А.Уварова): педагогический дизайн - систематическое (приведенное в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов http://intra.kspu.karelia.ru/~kro/lpp/index.php?ch=2&art=120_1.

Еще одно, мне симпатичное и в этом блоге уже публиковавшееся:
Педагогический дизайн – это область науки и практической деятельности, основывающаяся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающаяся вопросами разработки учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий и обеспечивающая наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс (Константин Кречетников) http://websoft-elearning.blogspot.com/2008/11/1_15.html#links

Желающие проверить значение термина могут погуглить англояхычгые источники, определение ЮНЕСКО и т.п.

А теперь давайте более предметно о дефиците или избытке этих лиц ...

Владимир Наумов комментирует...

Хоть и предпочитаю не отвечать анонимным героям Практикам, которые озабочены не столько существом дела, сколько дискредитацией исподтишка его и отдельных коллег, замечу, что из нескольких десятков курсов, в которых я тем или иным боком принимал участие - удельный вес слайдовых - не более 10%. Тупых слайдовых /вперед-назад/- всего три.

Остальные: модельные, игровые, экспертные системы, тренинги soft skills, сетевые и не всем нужно знать еще какие

Практик комментирует...

Есть два способа изучения науки: (1) прочитать ее определение в словаре, (2) изучить много книг, знакомиться с учеными, использовать знания на практике в создании ресурсов и тд.

Первый способ - вроде проще, но не думаю, что верный.

Извлечь из определения содержание науки - это всю ее придумать заново.

Для начала попробуйте разобраться чем методист от пед дизайнера отличается.

Владимир Наумов комментирует...

>> чем методист от пед дизайнера отличается

а чем?

Михаил Протасов комментирует...

Андрею Стулову:

А в чем Вы видите сложность очного обучения в сравнении с электронным?

"Тренинги для тренеров" которые я видел, на мой взгляд, отличаются большим акцентом на различные второстепенные особенности проведения обучения: как стоять, как смотреть, как говорить, как вести себя со "сложными" участниками, как знакомить участников и т.д. И обычно очень уж, на мой взгляд, в них поверхностно говорится о самом главном - содержании учебных программ. Той же разработке сценария, которая имеет гораздо больше отношения к содержанию, чем остальные упомянутые Вами темы, обычно уделяется мало внимания. Хотя я только с двумя подобными программами знаком (программами обучения тренеров, без акцента на eL).

А в возможности научить разрабатывать курсы за 10 дней сотрудника из бизнес-подразделения я сильно сомневаюсь. Я сам этому учусь уже несколько лет, и за обучением других наблюдаю, и даже пару раз пытался сам немного учить других. И вижу, что до удовлетворительных формализованных правил разработки курса мне еще далеко, как, смею предположить, и многим другим людям, за которыми я наблюдаю.

Михаил Протасов комментирует...

Практику:

При всем уважении к Вашему опыту и разрабатываемым Вами программам, хотел бы заметить следующее.

Я думаю, Вы прекрасно понимаете, что находитесь с большинством остальных участников дискуссии в существенно разных контекстах. Предположу также, что Вы считаете свой контекст "хорошим" и "правильным", а контекст остальных "отсталым", "ущербным".

Если Вы хотите сподвигнуть остальных к движению и эволюции, (а иначе мне не очень понятно, зачем Вы оставляете подобные комментарии), так покажите нам Ваше видение противоречий между осуществляемыми нами действиями, и стоящими перед нами целями и задачами (а я уверен, что таких противоречий полно).

Спор о технологиях, техниках и методиках, без упоминания целей и задач, не даст никакого результата.

Без анализа подобных противоречий невозможно обучение, направленное на изменение самого стиля мышления, направленное на изменение понимания ситуации и самой постановки целей и задач (double-loop learning). И уж точно невозможно изменение контекста.

Практик комментирует...

Михаил, вы сильно расширяете тему обсуждения. Путь так.
Совпало, что ответы на ваши вопросы появились вчера в очень популярном e-learning блоге:

"Теперь что мы получаем в электронном курсе: много, пусть даже и хорошо оформленного, но текста. И тесты. И все. А где обучение? Где общение, интересные задания и все такое прочее, что делает обучение социальным и активным процессом? При переводе курса из очного в электронный мы очень часто теряем самую суть. Мы делаем электронную книгу. А это совсем не то, что происходит в аудитории.

Именно это и объясняет, почему e-learning на западе такой дорогой - там никто не делает 100 курсов в год, потому что никому не нужно столько текста. А сделать столько активных, методически проработанных, курсов невозможно."

Тут и current state и к чему идти.
Вся проблема в отсутствии знаний и умений у разработчиков, которые делают только то, что умеют, ссылаясь при этом на заказчика.


И текущее обсуждение о том же.
Вместо того, чтобы делать правильные ресурсы, ориентированные на обучение, в учебный процесс предлагаются "счетные палочки" с несуществующим пока методиками.

Владимир тоже верит в магическую силу методик.
Однако технологии конструкторов "собери-сам" с инструкциями не есть столбовая дорога развития e-learning.

Obraz комментирует...

Не совсем по теме.
В течение нескольких лет изучал возможности применения ''concept map'' Новака в учебном процессе со студентами технического вуза.
Карта оказалась полезной в начале изучения крупной темы, как средство представить проблему в целом.
На этапе контроля знаний карта позволяет проверить насколько обучающийся понимает взаимосвязь между основными понятиями.
Составление карты позволяет организовать обучение в малой группе.
Полезный инструмент. Особенно при работе с правополушарными студентами.

Практик комментирует...

Практик комментирует...

Михаил, вы сильно расширяете тему обсуждения. Путь так.
Совпало, что ответы на ваши вопросы появились вчера в очень популярном e-learning блоге:

"Теперь что мы получаем в электронном курсе: много, пусть даже и хорошо оформленного, но текста. И тесты. И все. А где обучение? Где общение, интересные задания и все такое прочее, что делает обучение социальным и активным процессом? При переводе курса из очного в электронный мы очень часто теряем самую суть. Мы делаем электронную книгу. А это совсем не то, что происходит в аудитории.

Именно это и объясняет, почему e-learning на западе такой дорогой - там никто не делает 100 курсов в год, потому что никому не нужно столько текста. А сделать столько активных, методически проработанных, курсов невозможно."

Тут и current state и к чему идти.
Вся проблема в отсутствии знаний и умений у разработчиков, которые делают только то, что умеют, ссылаясь при этом на заказчика.


И текущее обсуждение о том же.
Вместо того, чтобы делать правильные ресурсы, ориентированные на обучение, в учебный процесс предлагаются "счетные палочки" с несуществующим пока методиками.

Владимир тоже верит в магическую силу методик.
Однако технологии конструкторов "собери-сам" с инструкциями не есть столбовая дорога развития e-learning.
12.05.2011 11:28:00

Yury комментирует...

Уважаемый Владимир! Я не очень понимаю Ваше осуждение моего скептицизма. Еще раз прошу привести имена и разработки педдизайнеров, удовлетворяющих приведенным Вами определениям. Если таковых нет, то зачем нам эти определения? Чего не хватает тем, кто именует себя педдизайнерами? Или, как Вы думаете, нет специализированных инструментов для их работы? Ю.Тихомиров

Владимир Наумов комментирует...

to Ю.Тихомиров

Речь не об именах-персоналиях, а о значении терминов.
Вы сказали "А педагогические дизайнеры увлекаются дизайнерством и практически не знают педагогики".

Это несколько противоречит конвенциональному (разделяемому большинством научной общественности) значению выражения "педагогический дизайнер", так и понятию "педагогический дизайн". Если бы Вы предложили конструктивную критику этих определений, это было бы понятно. Или сказали бы: многие, называющие себя пед.дизайнерами не совсем отвечают требованиям, вытекающим из характеристик этого феномена, так как ... педагогики не знают и пр. и т.п.
Увы, Ваши слова и позволили мне употребить слово "превратный".

Более того, в целом наши с Вами интенции совпадают: мы оба говорим о дефиците пед.дизайнеров и уровня их квалификации. Гляньте, сколько разных-всяких не то говорящих котов, не то практиков (на самом деле кои являются представителями вендора и норовят активно на консалтинге свои дела поправить, кои ставят очень даже методологические, а не практические проблемы, но маскируются под инфантильными псевдонимами), которым вдруг дело стало до пед.дизайна (не важно, с какими целями). Чует кошка, что признание пед.дизайна как раз и поставит под сомнение их педагогическую квалификацию ... Но об этом я особый пост писать намерился.

С искренним уважением к Вам, Юрий Валентинович

Практик комментирует...

Владимир, а вы какой Школы (направления)педдизайна придерживаетесь?

Владимир Наумов комментирует...

Дорогой Практик, поскольку я 1) из скромности не могу, 2) анонимам личных подробностей не открываю, спросите у всезнающего Кота Модеста Петровича http://www.blogger.com/profile/09526897199480893553
по мылу
Juls193@rambler.ru,
Juls193@gmail.com
Спросить Юлию. Кста, могу и телефончик подбросить ...

Если письма вдруг не придут, я с удовольствием дам еще адреса и корпоративную почту и блог, и сайт компании, где Вы с Котом можете обсудить вопросы пед.дизайна, а заодно и Ваши координаты. Очень многие интересуются открыть Ваше инкогнито. Так сделайте это сами.
Давайте коммуницировать культурно, как и подобает истинным практикам еL.

С уважением

Практик комментирует...

Владимир, вопросы сугубо теоретические. Компании и личности тут не при чем.
Анонимность тут как раз полезна, так как мешает вместо существа дела обсуждать личности.

По педдизайну: школы там различаются тем, какие модели кто использует.
Практически каждый университет сейчас разрабатывает свои модели педдизайна.
Поэтому важно знать, кто какой школы придерживается.

Это типа йоги. Там тоже нет йоги вообще.

Владимир Наумов комментирует...

Сами инкогнито откроете или мне это сделать?

осторожный комментирует...

А есть правила, что можно писать в этом блоге?
Как-то боязно за свой бизнес.

Михаил Протасов комментирует...

Практику:

Процитированный Вами пост я прочитал целиком. Если с приведенным Вами фрагментом я еще могу относительно согласиться, то значительная часть остального, о чем там говорится, мне представляется весьма сомнительной.

Про отсутствие знаний и умений соглашусь.

А что Вы имеете в виду, говоря о "несущствующих пока методиках"? Что где-то в другом месте они существуют? Или что будут созданы в обозримом будущем? Или просто указываете на несовершенность того, что имеется?

А "столбовая дорога развития e-learning" - это ведь не самоцель. Также, наверное, как и превращение обучения в социальный и активный процесс. Это ведь для чего-то еще нужно?

Михаил Протасов комментирует...

Владимир,

Почему Вы так негативно реагируете на анонимность? Разве анонимность - это что-то безусловно плохое?

Я знаю, кто пишет ником "Практик", отношусь к нему с уважением и считаю его мнение весьма ценным. Думаю, что понимаю, почему он пишет анонимно, хотя сам не считаю эти причины вескими. Меня тоже иногда немного раздражает его категоричность и не всегда, на мой взгляд, уместная агрессия. Но он ведь по делу говорит, так что можно и стерпеть, оно того стоит. Тем более, что так, возможно, получается более провокативно и доходчиво.

Владимир Наумов комментирует...

Михаил,
пишет уважаемый вами практик очень часто по делу и демонстрирует хороший уровень познаний и аналитических способностей, но не всегда по существу темы постов + не всегда обоснованные и соответствующие действительности высказывания позволяет + не прочь и не личности перейти. А когда Псевдоним переходит на личности, это уже не совсем, ИМХО, этично.

Владимир Наумов комментирует...

И еще, Михаил,
провокативно, с одной стороны, и провокаторски или провокационно, с другой - это чуть разные вещи. Не так ли?

Практик комментирует...

Для Михаила:

"А что Вы имеете в виду, говоря о "несущствующих пока методиках"? Что где-то в другом месте они существуют? Или что будут созданы в обозримом будущем? Или просто указываете на несовершенность того, что имеется?"

Еще раз: чем проще инструмент, тем сложнее им пользоваться.
Тем больше "методик" для него надо.
К 2.0 инструментам методики довольно сложные, скорость появления этих инструментов превышает скорость разработки методик.
С другой стороны, как должна выглядеть методика использования тетради в обучении?
Как раз: простой инструмент - сложная методика.



"А "столбовая дорога развития e-learning" - это ведь не самоцель. Также, наверное, как и превращение обучения в социальный и активный процесс. Это ведь для чего-то еще нужно? "

Столбовая дорога та, по которой удобно идти. Отвесная скала никогда не станет столбовой дорогой. А сотовый телефон используют даже в Африке.

Поэтому инструмент, в который вложили методику его использования, будет быстрее и незаметнее осваивается.

Но сделать такой инструмент дороже.И умений больше требуется.

Я думаю, что эти разумные вещи все понимают. А почему напоминание об этом выглядит как провокация - не знаю.

Хотя, на самом деле, это очень давнишний спор в e-learning движение: делать что проще или что полезнее.

Михаил Протасов комментирует...

Владимир,

> И еще, Михаил,
провокативно, с одной стороны, и провокаторски или провокационно, с другой - это чуть разные вещи. Не так ли?

Честно говоря, не понимаю в чем разница. Вы могли бы подсказать?

Михаил Протасов комментирует...

Практик, если инструмент сложный, то все равно разработчик инструмента должен знать необходимые методики, которые нужно в него заложить. Инструмент не избавляет от необходимости использования методик, он просто перекладывает использование с конечного пользователя на разработчика. Так что где-то эти методики все равно существуют.

> Я думаю, что эти разумные вещи все понимают.

Я думаю, здесь Вы ошибаетесь. Нет вещей, которые понимают все. Более того, критическое отношение к информации может быть мощным двигателем прогресса.

> Хотя, на самом деле, это очень давнишний спор в e-learning движение: делать что проще или что полезнее.

Тут есть важные дополнительные факторы:
1. Нужно уметь делать то, что полезнее
2. Нужно согласиться с тем, что это действительно полезнее
3. Нельзя от самого простого сразу перейти к самому сложному. Должны быть какие-то промежуточные шаги. Вот эти-то шаги, с моей точки зрения, и представляют наибольший интерес для развития отечественного e-learning.

Владимир Наумов комментирует...

Михаил,
в первом приближении (некогда по литературе лазить)

Провокативность - помещение партнера по взаимодействию в проблемную, нередко стрессовую ситуацию с целью вызвать в нем желательные конструктивные изменения в ментальной и поведенческой сферах в интересах этого партнера.

Провокация - помещение партнера по взаимодействию в проблемную, обычно стрессовую ситуацию с целью вызвать в нем поведение, желательное для инициатора ситуации и к его выгоде в ущерб интересам партнера.

Провокаторство - помещение партнера по взаимодействию в острую стрессовую ситуацию с целью сознательного побуждения его к поведению, приносящего ему прямой вред и ведущего к выгоде инициатора такой ситуации.

Практик комментирует...

Для Михаила
"Должны быть какие-то промежуточные шаги. Вот эти-то шаги, с моей точки зрения, и представляют наибольший интерес для развития отечественного e-learning".

Проблема, на мой взгляд, в том, что одни имеют намерения делать эти шаги и двигаться, а другие выстраивают заборы, чтобы не дать возможности им уйти.

Если вы не наблюдали такие заборы, то вам повезло.

Михаил Протасов комментирует...

Практик,

По моему впечатлению, желание двигаться есть почти у всех. Что вовсе не отменяет выстраивания заборов.

Но почему люди выстраивают заборы? Я думаю, в первую очередь, из-за ошибок в мышлении: ставят некорректные цели, пытаются использовать инструменты не по своему прямому назначению, пренебрегают рефлексией, боятся признаться себе в своих ошибках.

Я и сам, наверняка, невольно строю какие-то заборы, но не замечаю их. При этом я не думаю, что я человек, не желающий развиваться.

Чтобы исправить эту ситуацию, нужно указать на эти заборы, а также создавать вокруг себя атмосферу и культуру высокого уровня. И в этом плане, на мой взгляд, Вы зря ведете закрытый стиль работы. Да, если бы Вы открылись, Вам бы начали задавать много глупых вопросов и начали критиковать, не всегда конструктивно. Но это бы с лихвой окупилось тем вкладом в культуру e-learning, который бы Вы принесли.

Есть и другие, более прозаические причины построения заборов: это незнание и непонимание. Тут может помочь просвещение, которое, опять же, сводится к культуре.

Владимир Наумов комментирует...

Присоединяюсь к Михаилу касательно сбрасывания масок.

Одного высказывания г-на Практика:
>... чем проще инструмент, тем >сложнее им пользоваться.
>Тем больше "методик" для него >надо.
>К 2.0 инструментам методики >довольно сложные, скорость >появления этих инструментов >превышает скорость разработки >методик.
>С другой стороны, как должна >выглядеть методика использования >тетради в обучении?
>Как раз: простой инструмент - >сложная методика. -
достаточно, чтобы понять. что мы имеет дело с серьезным человеком.

Если у г-на Практика столь же серьезные практические достижения, как и вышеприведенная методологический мысль (и не только одна эта мысль), вдвойне обидно за наше еЛ. Сам дважды поиграл в игру с псевдонимами, но быстро закончил. От ответствености перед собой и людьми, особенно за практические дела, - не скроешься

Практик комментирует...

Михаилу:

Хотя просвещением не особенно что и сделаешь, занимаюсь им по мере сил.

С другой стороны, реальные вещи бывают много полезнее слов.

Правильные проекты, с восторгом принятые пользователями ( а не заказчиками - для тех кто понимает разницу) - и говорить ничего не надо.

Другое дело, что может быть надо больше эти проекты показывать, но тогда на творчество времени меньше остается.

На другой площадке и не виртуально можем встретиться (уже встречались?)

Михаил Протасов комментирует...

Практик,

Мне кажется, что в данной ситуации перераспределение времени между творчеством и демонстрацией результатов обоснованно. Тем более, что демонстрация позволит создать сообщество. Оно будет давать дополнительную обратную связь по результатам творчества, а, возможно, даже примет непосредственное участие в творчестве. Что приведет к улучшению продукта.

Мы с Вами встречались около месяца назад в онлайне, Вы рассказывали о своих проектах. Вы могли меня запомнить, поскольку я довольно активно (по сравнению с другими участниками) задавал вопросы и комментировал.

С удовольствием встречусь еще раз, в онлайне или в офлайне, если есть такая возможность.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Коллеги, позвольте вопрос.По некоторым комментам создается впечатление, что педдизанер - тот, кто наряжает елочку. как волшебник достает всякие игрушки и прибамбасы из рукава.
а кто определяет цели учебного курса? не педдизайнер?

Владимир Наумов комментирует...

Эдуард,
взгляните на комментарий выше от 11.05.2011 12:55:00.

А елочки наряжают дилетанты

Эдуард Бабушкин комментирует...

Владимир, а не могли бы на мой вопрос ответить? я прошел по ссылке, но не увидел там ответа.
а кто определяет цели учебного курса? не педдизайнер?

Владимир Наумов комментирует...

Эдуард, так называемые "конкретные" учебные цели (учебного) курса - он самый - педдизайнер.

Практик комментирует...

Эдуарду:
Вот профессор начинает преподавать курс "Кардинальные инварианты топологических пространств" и не знает какие конкретно знания и умения обозначить как цели курса.
Тут появляется пед дизайнер и объясняет профессору, что студент должен знать и уметь про инварианты, про пространства и про кардинальные.
Т.е определяет "конкретные" цели учебного курса.

Или что-то не так?

Владимир Наумов комментирует...

Не так! Здесь названа обобщенная цель. Ее профессор и без пед.дизайнера знает.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Практику и Владимиру Наумову.
правильно ли я понимаю: есть деятельность "Кардинальные инварианты топологических пространств". Цель деятельности отинвариантить пространства.
Вопрос: можно ли сказать, что целью учебного курса является тоже самое?

Владимир, мне этот вопрос представляется настолько важным, что я бы его вынес в отдельный пост - вопрос, чтобы собрать максимальное количество мнений

Владимир Наумов комментирует...

Эдуард,
честно говоря, я уже десятки раз эту тему жевал. В том числе и только что, но уже в закрытом формате. Есть вещи, о которых в открытом формате я не говорю/пишу или просто перестал говорить (сколько раз можно об одном и том же!). Это - одна из таких тем.

Благо, сотни людей на вебинарах и в публикациях, на очных тренингах/семинарах с моей точкой зрения на этот вопрос познакомились и поупражнялись в ее применении. И как будто не остались ко мне в претензии в массе своей.

Эдуард Бабушкин комментирует...

понимаю. я как то пропустил. я эту тему тоже жевал десятки если не сотни раз
так. что одно время тошнило.
нового для себя ничего не узнаю, но поверьте, хотел позицию узнать

Владимир Наумов комментирует...

Однако, мы жуем, а Васька ест. Взгляните на цели и задачи в конкурсных курсах...

Михаил Протасов комментирует...

Владимир, а Вы могли бы дать оценку курсу корректности целей и задач моего курса с конкурса?

Название курса:
Ипотечное страхование

Цель(и) курса:
Правильное заключение договоров ипотечного страхования в соответствии с внутренними нормативными документами АльфаСтрахование.

Задачи курса:
Успешное завершение теста-кейса, имитирующего работу с клиентом;
Успешное завершение предусмотренных в курсе упражнений

Владимир Наумов комментирует...

Михаил, ваш курс смотрел, но не оценивал (но оценю, вхожу в жюри). Оценки (мои, естественно) будут на этот курс невысокими. Обсудить сможем потом в личной переписке. Но не очень скоро, цейтночу