Websoft

воскресенье, мая 29, 2011

Знать не нужно понимать и оценивать / или Миниурок педдизайна

Долго пытался врубиться, что мешает нашим илёнинцам найти точки соприкосновения в общении друг с другом (не говорю уже о формах и содержании типа еЛ дискуссий).

Обращение к классику ID Б.Блуму навело на следующие размышления:
Согласно Блуму,
• прежде чем понимать, нужно знать
• прежде чем применять нужно понимать
• прежде чем анализировать, нужно знать + понимать + применять
• …
• Прежде чем оценивать, нужно овладеть когнитивными операциями синтеза всего предыдущего на фундаменте знания

Давайте взглянем на одну из дискуссий в нашем блоге:
В части, касающийся того, что такое педагогический дизайн, в частности.

Часть участников обсуждения, к примеру, явно не зная наверняка, что такое пед.дизайн, норовят его понимать, анализировать, оценивать, даже не удосужившись заглянуть в словарь. Точно так же один из участников берется рассуждать о так называемых конкретных целях, едва ли разобравшись в их отличии от целей-ваапще.

Будь мы чуть более пед.дизайнеры или методисты, то, надеюсь знали бы, что прежде чем понимать, анализировать, синтезировать, прибегать к индукции с дедукциями, а тем более оценивать - прежде нужно знать, а уж потом понимать, а тем более оценивать пр. И общение наше от того только бы выиграло, например, от оценивания личностей мы перешли бы к оцениванию знания, фактов, явлений, процессов.

Кейс:
Расставьте знаки препинания в заголовке этого поста.

29 комментариев:

Эдуард Бабушкин комментирует...

Владимир, потому собственно и есть такой поинт в дискуссии, как "договариваться о терминах")))
потому я и задал вопрос, является ли постановка цели учебного курса - функционалом педдизайнера.
Мне это сразу многое сказало о вашей позиции. Это для меня уже некая общая площадка, откуда можно что то далее обсуждать

Эдуард Бабушкин комментирует...

замечу еще кстати, что есть 1) знание источников 2) знание позиции участника дискуссии.
Поскольку определений педдизайнейрство - море, хочется знать, какое ближе дискусанту.
Мне вообще ближе термин "педагогическое проектирование" - я считаю, что данные термин точнее схватывает суть построения учебного курса

Владимир Наумов комментирует...

Эдуард, я в свое время пару лет проработал в НИИ образования в секторе "Проектирования социально-педагогических систем". Проектирования там было много, а пед.дизайна - маловато :(

Но это - личное :)

Эдуард Бабушкин комментирует...

Вы на семинарах Щедровицкого не бывали?)

Жарков Юрий комментирует...

Владимир, образование строится ДРУГИМИ категориями, нежели: "Знать не нужно понимать и оценивать / или Миниурок педдизайна"

Яцковская Шанти, Апрель 21, 2011 в 2:43pm
Ребёнок, окружённый критикой — учится обвинять;
Ребёнок, окружённый насмешками — учится быть недоверчивым;
Ребёнок, окружённый враждебностью — учится бороться;
Ребёнок, окружённый злостью - учится причинять боль;
Ребёнок, окружённый непониманием - учится не слышать других;
Ребёнок, окружённый обманом - учится врать;
Ребёнок, окружённый позором — учится чувствовать вину;

...и только сильные души могут порвать этот круг...

Ребёнок, окружённый поддержкой - учится защищать;
Ребёнок, окружённый ожиданием — учится быть терпеливым;
Ребёнок, окружённый похвалами — учится быть уверенным;
Ребёнок, окружённый честностью — учится быть справедливым;
Ребёнок, окружённый безопасностью — учится доверию;
Ребёнок, окружённый одобрением — учится уважать себя;
Ребёнок, окружённый любовью — учится любить и дарить любовь;
Ребёнок, окружённый свободой выбора - учится быть ответственным за свои решения.

...и такое воспитание сложно сломить..."

Михаил Протасов комментирует...

Владимир, а как можно по-настоящему что-то понимать, если не иметь практического опыта, то есть не применять это предварительно? А можно ли вообще знать, не понимая? Где граница? А как же "понимание частного невозможно без понимания общего, а понимание общего невозможно без понимания частного"? Ну и так далее.

А не устарел ли Блум?

Жарков Юрий комментирует...

Автор ljudmillar
Умение подбирать технологию для решения задачи и овладевать ею
В чем заключается свойство?

Уметь получать знания о действии и направлениях развития технологий в разных сферах жизни, уметь осмысливать влияние технологических новшеств на стиль работы и жизни человека, на качество жизни и на среду как сегодня, так и в прошлом, уметь осмысливать взаимовлияние и взаимосвязи технологических, экономических, социальных и культурных новшеств, уметь определять положительное и негативное влияние технологий, руководствоваться этическими нормами в применении технологий.
Какие преимущества дает свойство? Если это свойство, эта функция или компетенция развита у выпускника, что это ему дает?
http://construct.crowdexpert.ru/book/node/377

Владимир Наумов комментирует...

Михаил,
смогу ответить на ваш вопрос про устаревание Блума лишь получив входные данные, которых мне недостает.
1. Устарел по сравнению с чем?
2. И может ли он (вернее - его таксономия) устареть, если до него и иных предшествующих знаний не было? То есть - если не знаешь Блума, как ПОЙМЕШЬ, ССИНТЕЗИРУЕШЬ И ОЦЕНИШЬ, что он вдруг устарел?

Владимир Наумов комментирует...

Юрий,
Вы писали "образование строится ДРУГИМИ категориями, нежели: "Знать не нужно понимать и оценивать / или Миниурок педдизайна"

Верно! Так как образование - это не совсем обучение/ совсем не обучение. У Блума таксономия учебных целей, а не образовательных.
Более того, есть десятки иных таксономий учебных целей. Увы, в силу ограниченности моего образования я знаю немного, кроме блумовской (педдизайнерской) еще 1-2 штуки таких таксономий.

Владимир Наумов комментирует...

Эдуарду,
не только бывал, но и устраивал ринги с некоторыми щедровитянами. Кому-то на них нелегко приходилось :)

Владимир Наумов комментирует...

Михаилу,
по поводу "понимать не применяя". У Блума речь идет о когнитивных процессах. Там вполне допустимо понимание без применения. В иных деятельностных подходах допустимо применение без понимания. И даже написание учебного контента без понимания его преподавателями, но с применением непонятого им учениками.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Как приятно земляка встреить, Владимир)))
вы хоть и не сторонник СМД подхода, но у нас есть много общего как оказывается)))
ну тогда и имена типа Эльконина, Давыдова и иже с ними тем более знакомы)))

Владимир Наумов комментирует...

Знакомы, Эдуард.
Более того, провел несколько вебинаров по Давыдову (эмпирическое и теоретическое, наглядность (украшение елочек) в контексте Давыдова).

Более того (по секрету) - разрабатываем инструментальное средство по созданию е-тренигов soft skills в традиции Выготского-Давыдова.

Эдуард Бабушкин комментирует...

А я правильно понимаю, что ваша претензия пед проектированию связана с тем. что там много воды, бла-бла-бла и мало инструментов?)))

Владимир Наумов комментирует...

Нет, Эдуард.
Дело не в инструментах или проектировании самих по себе. Сами они невинны, как пулемет в руках дикаря :))))

Дело в руках, в которых инструменты и/или технологии находятся и в управляющих этими руками центрах и мотивах/интересах.
Заставь иного, к примеру mindmap'ам молиться, так он в них и харизму увидит, и панацею от всеобщего еL-недоумия и ноу-хау собственного изобретения.

Эдуард Бабушкин комментирует...

я потому и не принимаю последышей щедровицкого. Они научились говорить на языке щедровицкоподобном, который только они сами понимают, а когда их на землю опускашь, то становится виден настоящий уровень развития))
ну и педдизайнерством тоже.
я в одном месте про цели, задачи обучения начал говорить, а мне в ответ: а вы можете сделать так, чтобы угол таблицы на сайте был не прямой, а скругленный? и чтобы был голубенький с розовым? тут я и заткнулся)))

Владимир Наумов комментирует...

Эдуард,
нет плохих книг, концепций и инструментов, если в них находить пищу для ума, а не для безумия или бесстыжего маркетинга, рассчитанного на недостаточно компетентного заказчика или наивного покупателя "елочных игрушек", в том числе и с помощью маркето-пиарщиков сКотов Модестов и им подобных.

А у СМД, Щедровицкого и К масса достоинств и пищи для ума.

Михаил Протасов комментирует...

Владимир,

Признаю, что мои претензии к устареванию Блума не слишком корректны, с учетом того, что я не читал его, а только слышал интерпретации.

Тем не менее, мне кажется, что подход "невозможно действовать, не зная и не понимая", весьма ограничен. Ни у одного человека никогда не будет полной информации обо всем, что нужно для совершения всех нужных ему действий. Все равно приходится действовать в условиях ограниченного набора информации, и это приходится учитывать. Более того, действия непременно будут приводить к изменению знаний и понимания, во многом именно благодаря этому и происходит обучение. И в чем тут специфика именно "когнитивных процессов", и что это вообще за "когнитивные процессы", и где они кончаются, и начинаются другие виды деятельности - мне не очень понятно.

Yury комментирует...

Михаил, а Вы представляете, каковы будут последствия действий тех, кто ничего не знает и ничему не учился? Лозунг "Давайте действовать, несмотря на отсутствие знаний" может далеко завести.

Владимир Наумов комментирует...

Мизаил,
1) Блум - традиционалист. То есть он работает с конечным набором знаний, умений и ситуаций. То есть предметом обучения выступает более или менее успешный прежний опыт, а не то. чего еще нет или будет. Потому у Блума в поле деятельности как раз конечный набор заведомо известных науке или практике данных. И правильные ответы заведомо определены.

Про когнитивные (мыслительные) долго распространятся не буду: в рамках педдизайна они вполне четко определены, прописаны и тоже конечны, даже когда и расширяются за счет так называемых слов действия (например, воспроизводить, перечислять, привести конкретный пример работы чего-то абстрактного и пр. и пр.)

То, о чем вы говорите, норовит выйти на пределы классического пед.дизайна. Могут понадобится другие подходы к обучению, к примеру, действовать в условиях неопределенности (с ограниченным выбором и Блум справляется вполне неплохо)

Владимир Наумов комментирует...

to Yury,
присоединяюсь к вашей реплике

Andrey Firsov комментирует...

Володь, вот я Блюма не читал. Но в приведенной цитате есть "применять" и "понимать"... Но нет глагола "уметь"... А основное разночтение во многих еЛдискуссиях как раз в разнопонимании этих глаголов.
то Юрий: последствия будут примерно такими же, как вероятность встречи блонднки и динозавра - или встречу или не встречу. :-)
Собственно, к чему я это все: делаю для дочки курсовую по программированию, и понимаю, что программировать я, в сущности, не умею... Вот и задача педдизайна такова - рассказать о том, что ехать по встречной и на красный свет опасно, а также о том, что если держать безопасную дистанцию, как спереди, так и сзади, а также правильную скорость, ты гаранитированно доедешь до места назначения... А многие специалисты начинают рассказывать, как красиво обгонять по встречке, да как эффективно ездить по обочине... Может быть, только теория и методика - это не курсы экстремального вождения, а навыки безопасной езды по городу.

Andrey Firsov комментирует...

Прочитал собою написанное - если кто имеет право, сотрите... Слов много, а по сути - одна банальность...

Владимир Наумов комментирует...

Привет, Андрей.
Ох, не банальность ты пишешь, а актуальность :(

Смотри: тока-тока рецензировал работу ученика (Простите за длинноту скорой цитаты), учил его (дистанционно): цель курса - одна, задачи = подцели, цель формулируется только в терминах деятельности учащихся (все по букве и духу педдизайна :). Подстелил превентивно вроде как соломки и дал дом. задание - сформулировать цель курса:

Результат: он все равно едет по встречке, он типа ЗНАЕТ (убежден), что при этом не нарушает правил, он понимает (так оно и есть) в свое предметной области (человек, кстати, очень разумный и грамотный, видно, не имел возможности поглубже погрузиться в контент). Итак: результат (сокращенный на 1/4 примерно):

Цели (курса):
формирование:
- профессиональных качеств, необходимых для оптимального решения задач организации таможенного контроля товаров и транспортных средств на любом уровне иерархии управления таможенных органов России, и навыков исполнения служебных обязанностей;
- совокупности знаний в области технологий осуществления операций по обеспечению таможенного контроля в отношении: товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, а также подлежащих таможенному декларированию; таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза; деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу и оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур; лиц, пересекающих таможенную границу;
...
- понимания причинно-следственных связей в структуре деятельности должностного лица таможенных органов...;
- навыков осуществление процедур таможенного контроля;
- навыков самостоятельного принятия решений в нестандартных ситуациях таможенного контроля...

Так что ты абсолютно прав: одна из задач нашего пед.дизайна - сродни технике безопасности или вакцинации.

ЗЫ. Речь идет об электронном курсе.

Модест Петрович комментирует...

г-ну Наумову: как бы ни хотел с вами согласиться, но не могу себя заставить - разделяю точку зрения Эдуарда. Педдизигн нужно ограничить функцией проектирования, а раскрашивание предоставить обычному дизайнеру (с уклоном в искусство подбора краски). И не бояться действовать О_о мр-р-р-р!

Владимир Наумов комментирует...

Цитирую наше еL-животное:
то оно пишет:
"Мои хозяева используют разные инструменты, выбирая их подконкретную задачу.. а над "педдизайнерами", как дизанерами вообще мы смеемся всей семьей."

то:
"разделяю точку зрения Эдуарда. Педдизигн нужно ограничить функцией проектирования, а раскрашивание предоставить обычному дизайнеру (с уклоном в искусство подбора краски)."

Кейс:
- В каком из случаев врет тварь шкодливая?
- Почему?

Михаил Протасов комментирует...

Юрий, согласен с Вами, что такой лозунг может завести далеко.

Я хотел, однако, сделать акцент на том, что все знать и понимать невозможно. Когда у человека возникает иллюзия, что он знает и понимает все, даже в не очень сложной области, это, на мой взгляд, приводит к ошибочным действиям.

Действия происходят в условиях неполных знаний. Не учитывать эту неполноту во время действий - это ошибка.

Михаил Протасов комментирует...

Владимир, на каком уровне определены правильные ответы у Блума? Правильные ответы - это правильные знания? Правильное понимание? Правильное действие?

Что такое "правильное действие" - я еще могу понять. А вот что такое "правильное знание" или "правильно понимание" - с трудом. Ведь чем больше мы знаем - тем меньше мы знаем.

Возвращаясь к тексту исходного поста: Вы считаете, что есть однозначно правильное знание о том, что такое педдизайн? Что есть однозначно правильное понимание?

Владимир Наумов комментирует...

Михаил,
вы ставите философские вопросы про прагматичные решения.
У Блума четко определено, знание - это то-то, понимание - то-то и т.д.
Что у него не определено, то уже знание не по Блуму, однако.

Всякое знание работает (типа, истинно) в пределах своей применимости. У меня вызывает сомнение, что применительно, к примеру, к страховому продукту N вести спор о неоднозначности знания о нем, о полифонии понимания резонно. Можно конечно, поизголяться, что чем больше ты знаешь про страховой продукт N, тем меньше ты знаешь о нем (не хотите обсудить это с руководством?). Да это уже будет не Блум с его вполне определенной дефиницией знания, а нечто типа не то софистики. не то эпистемологии, хоть и тоже про знание. Вам оно надо?

Знание или понимание у Блума это нечто совсем иное, чем знание в какой-либо философии. А уж про понимание - особая речь. Почитаете про герменевтику, если хотите убедиться, начните, к примеру. с Гадамера. Только едва ли философская герменевтика для продуктового обучения целесообразна, хотя, безусловно, и в таком обучении может прекрасно работать. Нам бы для начала научиться знать и уметь и отличать чужое (например, научное) знание от собственных фантазий, искажений, необоснованных обобщений или опущений важных данных.